| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №55. (2002) › Ражнёв Г.В. Возрождающиеся Любавичи | ||||||
Ражнёв Г.В.
Возрождающиеся Любавичи// Гербовед. №55. (2002)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 69-75, цв. вкладка 5 Аннотация: В Смоленской области, недалеко от Рудни, находится небольшая деревня Любавичи. В XVI веке это была волость, а в XIX веке волостной центр вырос в крупный поселок, в котором был театр, 4 еврейские школы, синагога, святой пляж на реке Березине, протекавшей через поселок, в центре которого на постаменте возвышался бюст Св. Иоанна. В поселке проживало более З тысяч жителей, из которых три четверти составляли евреи. Об авторе публикации/статьи: Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 35588 знаков (с пробелами)
Г Ра3 1Снёв, к н., Смоленск В ЗР ЖД4ЮЩИ6GЯ ЛЮБ4.GИЧИ см. рис. на 5 й стр. цв. вкладки В Смоленской области, недалеко от Рудни, находится небольшая деревня Любавичи. В XVI веке это была волость, а в XIX веке волостной центр вырос в крупный поселок, в котором был театр, 4 еврейские школы, синагога, святой пляж на реке Березине, протекавшей через поселок, в центре которого на постаменте возвышался бюст Св. Иоанна. В поселке проживало более З тысяч жителей, из которых три четверти составляли евреи. Здесь проводились известные в России ежегодные ярмарки, на которых продавалось товаров от 100 до 400 тысяч рублей, постоянно работали около 100 лавок, из которых более половины были бакалейными. Население занималось кустарным промыслом, извозом и земледелием. Из ремесленников самыми распространенными профессиями были кожевенники, сапожники и столяры. Но самыми примечательными в поселке были постоялые и заезжие дома для многочисленных паломников, приезжавших сюда из Западной Европы и Украины. Дело в том, что Любавичи с XVIII века стал столицей иудейско хасидского течения ХаБаД название составлено из начальных букв слов Хохма разум Бина понятие и Даат знание Цадики иудейские проповедники воспитывали любовь к Богу, к Торе и к народу Израилевому. Здесь же, в Любавичах, была и резиденция хасидских духовных пастырей Ребе. Одним из виднейших Любавичских Ребе был Шнеерсон 1880 1950 который собрал огромную библиотеку. К нему за советом и благословением приезжали и приходили многие евреи, в том числе и Марк Шагал, живший совсем недалеко, в местечке Лиозно, близ Витебска, в черте еврейской оседлости. После еврейских погромов в начале ХХ века, после большевистского переворота в 19 17 году любавичских Ребе и в целом иудеев всячески притесняли и преследовали. В те годы многие евреи, спасая свои жизни, покидали Любавичи, другие попали под репрессии, а часть евреев осталась жить в Любавичах. В 194 1году пришедшие в Любавичи фашисты согнали всех евреев на окраину поселка, отобрали все драгоценности и всех до одного расстреляли, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Разумеется, в послевоенные годы судьба Любавичей была похожа на судьбу сотен смоленских деревень, которые постепенно приходили в запустение и незаметно умирали. Но Любавичи еще живы, там теплится жизнь и даже живут люди, которые помнят тот страшный сорок первый год 69 За последние годы в Любавичи усилился поток паломников и туристов со всех континентов планеты, которые хотят побывать на родине своих предков, побыть на земле, где была столица хасидского движения. Кстати, сегодня мировой центр хасидов находится в США, в городе Бруклине, который считается административным районом Нью Йорка. В среде хасидов возникла идея возрождения Любавичей, как культурно исторического центра. Здесь побывали главный раввин российских евреев, представители заинтересованных организаций. С администрацией Смоленской области и Руднянского района прошли переговоры, подписаны первые документы. Образована некоммерческая организация Ассоциация Любавичи ХаБаД вице президентом которой является Макаренко Анатолий Михайлович, известный в Смоленске и за его пределами коммерсант, девять лет назад взявшийся издать известную геральдистам книгу Герб Смоленска Тернистый путь издания книги Макаренко прошел с честью, поэтому можно с уверенностью сказать, что возрождение Любавичей будет результативным. Работая над своей будущей книгой Большой словарь символов культуры мне пришлось окунуться и в символы Каббалистической философии, которая является идейным стержнем хасидского движения. Вот почему я посчитал своим долгом ученого философа и геральдиста помочь Любавичам, а точнее его культурно историческому центру обрести свое геральдическое лицо герб. Разумеется, составить герб так, чтобы в нем нашли отражение основные философские и этические постулаты Каббалы, хасидские установки с любавичской окраской, было неимоверно трудно, но и интересно. Сейчас проект герба готов и он представляется вниманию читателей нашего журнала. О судьбе этого проекта герба мы обязательно сообщим читателям журнала. ОПИСАНИЕ герба Любавичского культурно исторического центра В серебряном щите Давида с узкой лазуревой каймой дерево Сефирот. Щит увенчан стальным рыцарским шлемом, на который положена золотая иудейско просветительская корона. Намет лазуревый, подбитый золотом. Щитодержатели справа бык и человек, держащий хоругвь слева лев и орел, держащий хоругвь. На правой золотой хоругви помещена лазоревая двенадцати лучевая звезда, внутри которой зеленая семи лучевая звезда с червленым треугольником в центре. По углам всех фигур помещены 22 буквы еврейского алфавита по Сефер Йецира. На левой золотой хоругви помещен лазуревый тетраграмматон с именем Бога на червленом человеческом сердце с именем ИЕГОШУА. На лазуревой ленте червлеными литерами девиз ЛЮБИ и ПОМНИ размещенный на постаменте в виде зеленого растительного орнамента. 70 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ГЕРБУ В соответствии с правилами геральдики герб может быть полным, средним сокращенный и малым. Полным гербом называют совокупность внутренних и внешних частей герба. Внутренней частью герба является щит, а внешней элементы, помещаемые вокруг щита. К ним относятся шлем, корона, намет, девиз, щитодержатели и подножие. Все элементы полного герба, кроме девиза, имеют особую геральдикоправовую значимость, поэтому должны соответствовать правилам геральдики и статусу rербовладельца. Средним сокращенным гербом называют герб без части внешних элементов, а малым герб без всех внешних элементов. Средняя и малая версии герба имеют тот же статус, что и полный герб. Герб Любавичскоrо культурно исторического центра составлен по правилам, утвержденным Русской Геральдической Коллегией. Об этом напоминает не только структура герба, но и шейный медальон, который в российской корпоративной геральдике имеет форму варяжского щитка с изображением лазуревого Андреевского креста. Медальон подвешен на золотой ленте, что характеризует профессиональную ориентацию гербовладельца культурно исторического центра. Шлем обязательный атрибут фамильных и корпоративных гербов, в которых он помещается над щитом в фамильных над короной Профессиональная корона в корпоративных гербах венчает шлем и указывает на род деятельности организации, владеющей гербом. Цвет короны должен соответствовать статусу организации золотой для крупных, серебренный для средних, червленый для мелких Главные украшения короны составляют два атрибута соответствующих видов деятельности организации. В российской геральдике известны армейская, коммерческая, медицинская, просветительская, театральная и парламентская короны. Для культурно исторического центра Любавичей членом Коллегии РГО разработана специальная корона, впервые применяемая в мировой практике. На ее венце помещены чередующиеся звезда Давида и стилизованное перо, которое и выражает идею иудейского просветительства. В качестве камней, украшающих венец, выбраны изумруд и рубин. Изумруд камень бессмертия и надежды, а являясь символом Св. Иоанна, он напоминает о старых Любавичах, где стоял его бюст. Рубин в иудейскохристианской традиции всегда был символом преданности вере и божественной любви, что отражает не только главную духовную идею хасидизма любовь, но и этимологию слова Любавичи от существительного любовь Рубин с древних времен считается камнем, делающим сердце радостным и сильным, что выражает фундаментальную норму хасидской этики радость. Основоположник хасидизма Израиль Бешт 1700 1760 призывал служить Богу сердцем, радостно. В истории хасидизма был случай, когда в 1800 году минский раввин Авигадр написал в Петербург донос 7 1 на секту хасидов, пытаясь уличить их в вольнодумстве, которое проявлялось, гю навету доносчика, только в одном проповеди радости. В качестве гербового щита взят щит Давида, называемь 1й иудеями Маген Давид Он является национальной эмблемой евреев, напоминает им о шести днях творения и шести достоинствах Мессии премудрость, разум, совет, крепость, ведение и благочестие и символизирует надежду евреев на будущее, в которое и устремлен Любавичский культурноисторический центр. Щит Давида имеет узкую лазоревую кайму, называемую опушкой. Кайма относится к почетным геральдическим фигурам, названия которых они получили потому, что их часто жаловали в знак особых отличий. Любавичский центр хасидского движения несомненно имел всемирно историческое значение, поэтому это и нашло отражение в гербе помещением каймы в щит Давида. На щите изображено дерево Сефирот макрокосмический символ, представляющий из себя систему из 1О творящих сил Бога и 22 букв еврейского алфавита, которые в соответствии с Каббалой выступают основанием всех вещей и ключами ко всеобщему знанию. Дерево Сефирот считается бесценной сущностью Каббалы, которая изначально считалась духом и душой Хасидизма. Без дерева Сефирот невозможно разгадать духовные тайны не только Ветхого, но и нового Заветов. Дерево Сефирот представляет собой связанные 22 каналами, называемыми цинарот 1О сефирот кругов которым приписаны числа от 1до 10. Каждая сефирота имеет свое имя и соответствует конкретному числу, цвету, архетипу человека, его достоинствам и слабостям, частям тела, а также какой либо философской идее, архетипу космоса, архангела, ангельского чина и формы фигуры В краткой пояснительной записке ограничимся перечислением номеров сефирот, их названий, цвета, и соответствующих им архангелов 1й Кетер, белый, Метатрон 2 й Хокма, голубой, Разиэль 3 й Бина, коричневый, Зарохиэль 4 й Хесед, синий, Цадкиэль 5 й Гебура, красный, Самаэль 6 й Тиферет, золотой, Михаил 7 й Нецах, зеленый, Аниэль 8 й Ход, оранжевый, Михаэль 9 й Йесод, фиолетовый, Гавриил 10 й Малькут, радужный, Метальхин. Сефироты поставлены в три вертикальные колонны левая, называемая Яхин выражает идею Милосердия, правая, называемая Вааз выражает идею Суровости, Жесткости, а средняя, олицетворяя равновесие разума и чувства, силы и красоты, выражает Умеренность. Колонны имеют и другой вариант названий Мудрость, Сила и Красота. 22 канала между шарами это 22 буквы еврейского алфавита. Комбинация из 10 чисел и 22 букв дает число 32, присущее 32 Путям ступеням Мудрости Каббалы, 32 дверям света Дерево Сефирот указывает также на порядок и процесс Божественного Творения, а 22 буквы алфавита дают те сочетания, которые раскрывают посвященным законы Вселенной. Как сказано в книге Сефер Йецира Двадцатью двумя буквами, давая им форму, смешивая их и комбинируя различными способами. Бог сотворил все то, что есть 72 В качестве щитодержателей представлены четыре существа из, видения Иезекииля, названые позднее символами четырех евангелистов человек символизирует собой Матфея, лев Иоанна, телец Луку, орел Марка. Закрепление этих образов как символов евангелистов в иудаизме и христианстве стало обязательным еще до появления хасидизма в VII веке. Атрибуция существ связывается с началом повествования соответствующего Евангелия человеческий облик ангела отражает проповедь Иоанна Крестителя в пустыне бык Луки жертву Захарии, а орел Иоанна устремленный к небесам характер начала Евангелия от Иоанна. Выбор символов четырех евангелистов в качестве щитодержателей является и данью памяти евреям, проживавшим в Любавичах, где особо почитали Святого Иоанна, бюст которому стоял в этом поселке. Одновременно с этим имели место и другие толкования этих существ, например, как символов самого Христа в различных фазах его жизни при рождении он человек, при смерти жертвенный бык, при воскресении лев, при вознесении орел. В иудаистской символике четыре существа отождествлялись и с четырьмя архангелами лев с Михаилом, бык с Гавриилом, человек с Уриилом, орел с Рафаилом В поздней еврейской традиции четыре существа считались символами власти, так как именно таковыми были знаки на знаменах у колен Рувимова, Иудина Патриарха, Ефремова и Данова. В хасидистской модели мира эти существа рассматривались как зооантропоморфные символы стран света. Эти представления восходят своими истоками к ветхозаветным таинственным видениям Иезекииля, а также пророчествам Даниила, Исайи, Давидовым псалмам и иудейской аллегоричности животного мира. С этой точки зрения четыре существа символизируют всемирное распространение хасидизма на юг орел на север человек на запад лев на восток бык При этом эзотерически подразумевается, что центр хасидизма был в Любавичах. И хотя сегодня он временно переместился из Любавичей, есть надежда, что он в новой форме будет возрожден в Любавичах. Щитодержатели установлены на подножии в виде растительного орнамента. Такое подножие, согласно правилам геральдики, изображается в гербах культурно просветительских организаций. Цвет орнамента выбран зеленый, что еще раз напоминает о старых Любавичах, не только как о крупном торговом и коммерческом поселке, но и как о живописном волостном центре, расположенном в деревенской местности с удивительно красивой природой. На правой хоругви, которую держит человек, помещены 22 буквы еврейского алфавита по Сефер Йецира, одной из величайших книг Каббалы Книги Творения. Это самая старая, древняя из книг Каббалы. Являясь ключом к каббалистической мудрости, она раскрывает Бога через его многообразное Творчество. 73 В центральном треугольнике помещены три первоначальных, материнских буквы алеф, мем и шин, символизирующие три первоэлемента воздух, воду и огонь, которые перемешивал Бог, создавая Вселенную и человека. Красный цвет треугольника указывает на космическую активность Творца и вселенские масштабы Творчества Бога. Это первый цвет, который стали различать люди. Семь двойных букв, помещенные в семи лучевую звезду, представляют собой сложную систему, в которой каждой букве соответствуют свойства явлений и предметов от микро до макрокосмоса, а также планеты, дни недели и другое. Кроме того, семерка в Каббале символизирует выход к высшей духовности, одухотворение. Отдавая дань уважения памяти евреям, жившим в Любавичах, цвет семи лучевой звезды, а именно она указывает на Любавичи, как посредника между Богом треугольник и остальным еврейским миром двенадцати лучевая звезда выбран зеленым. В соответствии с учением Каббалы зеленый цвет считается символом людей, склонных к коммерции и ремеслам, поэтому он и является символом Любавичей, где торговля имела международный размах с 1842 по 1886 годы на ежегодных ярмарках в Любавичах товарооборот в среднем составлял от 100 до 400 тысяч рублей. В самих Любавичах функционировали 94 торговых лавки, из которых 53 были бакалейными, а из ремесел популярными были кожевенное, шитье сапог, столярное дело, изготовление продуктов питания высокого качества кашерных, традиционных для евреев и др. Окружающая семи конечную звезду двенадцати лучевая звезда олицетворяет 12 простых букв еврейского алфавита, каждая из которых представляет собой многозначный символ от знаков Зодиака до месяцев в году все, что окружает человека в его повседневной деятельности. В целом 22 буквы еврейского алфавита концентрированно выражают главный из двух заветов Бога завет языка слова называемый духовным заветом евреев. Напомним, что вторым, физическим, заветом считается обрезание Обряд Авраама На левой хоругви помещен тетраграмматон состоящий из четырех букв в человеческом сердце. На нем размещено четырехбуквенное сакральное Имя Бога в виде пирамиды из четырех повторяющихся букв еврейского алфавита йод десятая, хе пятая, вав шестая, хе пятая Подлинное древнее произношение слова из этих букв утеряно, но современные ученые это имя читают как Иегова, Яхве или чаще как Иешуа. Оно намекает на совокупление мужского и женского начал в вечном движении мира буква йод символ начала, потенции и вечности, буква хе женское, пассивное начало жизни, а вав связывающий их свет. Четыре буквы Великого имени в форме тетраксиса символизируют и выявляют, согласно Каббале, 72 силы Бога. Внизу имя Бога за счет буквы шин двадцать первая буква еврейского алфавита, которая символизирует первородный божественный огонь, способный трансформировать одно состояние вещей в другое, а также духовное озарение превращается в слово ИЕГОШУ А. 74 Тетраксис, помещенный на изображение сердца, напоминает о том, что имя и силы Бога должны находиться в сердце каждого еврея, а буквы с именем Бога должны быть для человека светочем жизни и пламенем любви. Таким образом, тетраграмматон зримо выражает две идеи первая Бог в моем сердце вторая пафос главное качество души еврея Девиз ЛЮБИ И ПОМНИ составлен из двух слов. Первое ЛЮБИ было выбрано для названия поселка Любавич Любавичи будущей столицы хасидского течения и резиденция Любавичских ребе путем присоединения к нему суффикса вич В этом первое символическое значение слова девиза. Второе символическое значение слова ЛЮБИ заключается в том, что оно всегда было душой хасидизма, который призывал к триединой любви любить Бога, любить народ Израильтян и любить Тору учение, изложенное в Пятикнижии Как писал Мартин Бубер 1878 1965 видный идеолог хасидизма, Смысл любви к ближнему заключается не в том, что от нас ее требует Бог и мы следуем его велению, а в том, что мы через нее приходим к Богу В другом месте Бубер напомнил, что человек должен входить в бытие деятельно и любовно Слово ПОМНИ считается главным, ключевым словом не только в иудейской религии, но и в обрядах и праздниках иудеев, а также во многих обрядовых праздничных блюдах. Смысл этого слова для иудея священен он должен помнить все, что связанно с историей еврейского народа, начиная с той, что изложена в Ветхом завете исход евреев во главе с Моисеем из Египта и др Но в наше время, применительно к Любавичам, смысл слова ПОМНИ наполняется и памятью о трагической судьбе Любавичских и других евреев, которых ждала в начале века тяжелая участь жертв не только еврейских погромов и последующего затем большевистского режима, но и геноцид, называемый страшным словом холокост в годы мировой войны. От редакции. Проект герба Любавичского культурно исторического центра составлялся автором еще до образования Еврейской Геральдической Коллегии ЕГК Напомним, что решение о создании ЕГК в составе Всероссийского Геральдического Общества было принято 25 ноября 2000 года во время проведения в Москве XIV Международной генеалого геральдической научной конференции. ЕГК имеет свой кодекс и ведет свой гербовник. Поэтому проект герба Любавичскоrо культурно исторического центра был переделан автором в соответствии с кодексом ЕГК. Шестого июня 200 1года герб Любавичского культурно исторического центра был внесен в Еврейский Гербовник под 4 со следующим описанием В серебряном щите дерево Сефирот. Щит увенчан золотой магедавидной короной с пятью звездами, украшенной корпоративными ювелами изумруд и рубин Клейнод золотая шестилепестковая розетка. Щитодержатели справа золотые человек и бык слева орел и лев. Девиз Мудрость, разум, познание Всё положено на скинию. 75 Проект repsд Аю А ttческоrо кvль. турко t 1сторнче оrо центрд 5 r у ткержден ы ге.рв ЛюБ.4Кttчеtкого кvль тt f tto tttтopичetкoro цеuтрА Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ражнёв Г.В. Возрождающиеся Любавичи (2002)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |