Комаровский Е.А.
Современная геральдика российских учебных заведений
// Гербовед. №54. (2001)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2001. № 4 (54). С. 38-41, цв. вкладки 1-4
Аннотация: Значительный пласт в Гербовом Матрикуле РГК составляют гербы различных учебных заведений - детских садов, средних школ, гимназий, лицеев, кадетских корпусов, колледжей и высших учебных заведений. Среди них также гербы церковно-приходской, спортивной и музыкальных школ и единственный пока герб духовной семинарии.
Об авторе публикации/статьи:
Комаровский Ефим Анатольевич (Москва) Кандидат исторических наук; главный государственный таможенный инспектор Отдела награждений и присвоения специальных званий Управления государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России. Ответственный секретарь геральдического совета ФТС России; ведущий художник-дизайнер Отдела издательского и геральдики МЧС России.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Комаровского Е.А.в библиотеке найдено еще 28 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20927 знаков (с пробелами)
Е Комаровский, к н., Москва
G GP6M6Hlli Я Г6РАЛЬДИК4
Р GGИЙGКИХ УЧ6БПЫХ ЗА.G6Д6ПИЙ см. рис. на 14 стр. цв. вкладки
В последние несколько лет российская геральдическая наука, а главное практическая геральдика, переживает этап бурного развития. Однако
приходится констатировать, что в стране нет не только единого геральдического
органа, способного в должной мере удовлетворить социальный
заказ на различного рода гербы особенно на личные и корпоративные
нет достаточного числа профессионалов, способных их правильно составлять,
изображать и описывать. Последнее десятилетие эту миссию
возлагает на себя Русская Геральдическая Коллегия, под эгидой которой
ведется собственный Гербовый Матрикул специальное собрание гербов,
куда вносятся геральдические изображения, принадлежащие не только
физическим лицам, но и различным учреждениям и организациям.
Значительный пласт этого собрания составляют гербы различных
учебных заведений детских садов, средних школ, гимназий, лицеев, кадетских
корпусов, колледжей и высших учебных заведений. Среди них
также гербы церковно приходской, спортивной и музыкальных школ и
единственный пока герб духовной семинарии.
Не нужно объяснять, почему мы с особым теплом относимся к своим
одноклассникам. Часто именно они и остаются нашими самыми верными
помощниками и друзьями на протяжении долгой и непростой жизни. Связанные
детскими шалостями, успех ми и неудачами, мы навсегда остаемся
близкими по духу. И как приятно, возвратясь уже взрослым и солидным
человеком в стены родной школы, ощутить себя причастным Причастным
к ее размеренной жизни, к ее истории. А любому из лопоухих первоклашек
можно без зазрения совести по отечески сказать Привет, однокашник
Думается, именно необходимость в единых символах для упрочения
корпоративности каждого из учебных заведений и поррждает развитие и
создание для них геральдических изображений а значит, нагрудных знаков,
шевронов, знамен и т Увы, единая униформа для учащихся средних
учебных заведений ныне отменена. И зто, скорее, социально педагогическая
и даже психологическая проблема, ибо сразу стали заметны
финансовые возможности родителей, ведь любимое чадо должно выглядеть
не хуже других в классе Но это тема для отдельного разговора.
Школы посолиднее и покруче уже вводят свою собственную атрибутику,
пытаясь найти единые, скажем так, фирменные элементы. Всему
этому как нельзя более соответствуют гербы. Они имеют и особый,
свой собственный цвет или цветовую гамму, и присущие конкретному 38
заведению символы и специфику, и девиз, как некое жизненное для всех учащихся и обучающих связующе звено между поколениями выпускников, между про
б дущим. Встречаясь друг с другом, люди часто просто не знают,
или одну школу или колледж и потому имеют много общего и
е иными корнями. Надо ли говорить, ка 1полезны могут быть
родственные корпоративные взаимоотношения, способные
шь объединять людей, а значит быть продуктивными и полезны
это, если хотите, идеология. Духовный стержень. Кто знает,
енно с подобного символа для кого то и начнется понятие
а
тельным веянием Запада и примером для подражания надо
ноговековые геральдические традиции у тамошних гимназий, ей и ВУЗов. Стоит ли говорить о наличии гербов, например, у а или Гарварда, если даже каждый факультет и колледж этих ит,етов имеют свои собственные гербы 1Нам неоднократно
ось видеть у выпускников американских университетов особого е тни печатки с названием ВУЗа и годом выпуска. Это и есть гор за свою Alma mater единство духа учебного заведения и его вы
L в. Это и есть причастность к судьбе своего университета, к его
а значит к будущему страны
и в не столь многочисленных пока гербах российских образова заведений внимание уделяется минимальному количеству симправило,
это книга, свиток, ключ, перо, кадуцей, то в западной 1ID I IU e учреждений образования такой полет мысли и фантазии, котоо
остается пожелать нашим геральдистам и авторам подобных
Это лишь повод обратить внимание всех небезразличных к этой
ей на более серьезное отношение к символам, которым, быть суждено пережить века. Интересно, что по сложившейся уже тральшинство
наших школ имеют в гербах ключ символ знаний
оторого представляет собой соответствующий номер школы, а z uv даже в малом варианте герба, когда используется только щит i i ep на шевронах, значках и т номер учебного заведения вполне
и понимается зрителем.
е м, что пальма первенства в создании школьной геральдики
L с ежит отнюдь не столице, а Подмосковью в Монино, например,
еют все три средние школы Из городов, где гербы имеют не
олы, назовем Воронеж и Нижний Новгород, Тверь и Вологду,
Магнитогорск, Новосибирск и Иваново, Кострому и сaнкт r 1f vnr
вершенно особая, научно обоснованная система гербов создана для
корпусов Министерства Образования России 2 И не удививедь
мальчишке в погонах как нельзя более нужны эти символы 1е J нЕжия, наполненные глубоким смыслом традиции, гордость за свою
семью Ибо честь мундира воспитывается с детства и остает 39
ся с офицером, с гражданином, с патриотом своей Родины навсегда И
начинается понятие честь с малого, в том числе и со школьного или
кадетского герба. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы в размеренный
ход событий, и иногда случается так, что то или иное учебное заведение
закрывается и перестает существовать. Но остается жить, благодаря
созданному гербу, который принадлежит не только выпускникам и объединяет
их вокруг себя, герб становится теперь уже частью истории,
объектом изучения науки геральдики и интереса тех ученых, кто занимается
исследованиями в этой увлекательной области знаний.
Свой собственный герб не так давно обрело одно из старейших в России
детских музыкальных учебных заведений основанная в 1873 году в
Нижнем Новгороде Школа искусств 8, носящая имя своего основателя
В Виллуана. Это первое в России подобное геральдическое изображение.
Также пока единственный в России имеет свой герб и Псковский детский
сад 9 Псковский дом Монтессори а также Тверская школа самбо.
На гербе эмблеме Нижегородской гимназии имени А Пушкина используется
родовой герб поэта, а Казанский физико математический лицей 13 1имеет герб цветов флага республики Татарстан. В каждом из
этих школьных символов, созданным по правилам классической геральдики,
над шлемом располагается часть городского герба того города, где
находится учебное заведение. На гербах вузов городская символика, как
правило, размещается на малом щитке в середине гербового щита. В каждом
конкретном случае над шлемом располагается определенного цвета
особая корона, называемая просветительской Для школ и гимназий она
красная, для колледжей и средних учебных заведений серебряная, для
высших золотая. Для детских садов корона зеленая, а в гербах духовных
учебных заведений корона имеет куполок с православным крестом.
Как видим, востребованность геральдических символов имеет ныне
под собой весьма благодатную почву. А под кистью профессионалов моrут
рождаться великолепные памятники геральдического, вексиллолоrического,
фалеристического искусства, владельцами которых становятся и
школьники, и студенты, да по сути и все мы Гербы становятся неотъемлемой
частью школьной атмосферы, призывая своих хозяев к добру и
красоте, проводя в жизнь своеобразную духовно воспитательную миссию.
Ряд из них мы приводим на страницах журнала.
Можно долго спорить и дискутировать о необходимости школьной символики,
о ее влиянии на подрастающее поколение Но в любом случае
геральдика уже стала частью школьной жизни, а значит ей уготовано
большое будущее. И нам остается только сказать Что ж, в добрый час
ПРИМЕЧАНИЯ 1См. Егоров в Гербы английских учебных заведений Гербовед. 1997. 3 15 С. 100 10 1Борисов И Козина Е Эмблематика зарубежных университетов Гербовед. 1999. 4 36 С. 8 35.
2. Комаровский Е Геральдика современных кадетских корпусов Гербовед.
2000. 5 43 С. 29 3 140
478. Физико математический
лицей 13 1г. Казань.
5 14. Нижегородская Детская
ола искусств 8 им. Виллуана.
ГМ 463. Московский Государственный
социальный университет.
ГМ 5 12. Детский сад 9, г. Псков Псковский Дом Монтессори
Рисунки Ефима и Елены Комаровских
2
ГМ 4 Средняя школа 1
п. Монино, Московская обл.
ГМ 183. Средняя школа No 3,
п. Монино, Московская обл.
ГМ 445. Средняя школа No 2,
п. Монино, Московская обл.
ГМ 388. Средняя школа No 59
им. Н Гоголя, г. Москва
Рисунки В Рожкова
4 17. Средняя школа No 7,
г. Москва
433. Средняя школа 858,
г. Москва
ГМ 4 18. Средняя школа No 90 1
г. Москва
ГМ 439. Средняя школа 856,
г. Москва
Рисунки В Рожкова
3
4
ГМ 350. Средняя школа 865,
г. Москва
ГМ 275. Московский
энергетический институт
Рисунки Ю Абатурова
ГМ 436. Средняя школа 199,
г. Москва
ГМ 437. Средняя школа 7,
г. Москва
Рисунки Е Леонова
Приложение
Список учебных заведений, гербы которых внесены
в Гербовый Матрикул Русской Геральдической Коллегии
2 1Военная Академия ПВО Сухопутных войск, г. Смоленск ГМ 146. Среда 44, г. Тверь ГМ 15 1Воронежский Великого Князя Михаила Паветский
Корпус ГМ 157. Магнитогорский музыкально педагогический ГМ 183. Средняя школа 3, п. Монино, Московская обл. ГМ 194. а самбо, г. Тверь ГМ 245. Тверской генерала Л Корнилова Кадетский большой герб ГМ246. Тверской генерала Л Корнилова Кадетский средний герб ГМ 247. Тверской генерала Л Корнилова Кадетский 1алый герб ГМ 259. Вологодский Государственный педагогический ёе а ет ГМ 268. Сибирский Кадетский Корпус, г. Новосибирск ГМ 275.
м а 08 ЖИЙ энергетический институт технический университет ГМ 324. Аль. 1Оl r в ая средняя школа Перспектива г. Новокузнецк, Кемеровская обл. Воскресная церковно приходская школа храма иконы Казанской Божие г. Воронеж ГМ 349. Детско юношеская спортивная школа, г. Крас 1Ю а е ск. Московская обл. ГМ 350. Средняя школа 865, г. МОСl ВЭ ГМ 388.
кола 59 им. Н Гоголя, г. Москва ГМ 405. Школа лаборатория
узыкально эстетического образования, г. Москва ГМ 408. Кафедра
х и военно гуманитарных наук Военной Академии Противовоздушы
Сухопутных войск, г. Смоленск ГМ 4 Средняя школа No 1
о, Московская обл. ГМ 4 17. Среднм 1школа 7, г. Москва ГМ 4 18.
кола 90 1г. Москва ГМ 424. Смоленская гимназия им. Н Пржео ГМ 430. Средняя школа 85 1г. Москва ГМ 43 1Средняя школа
осква ГМ 433. Средняя школа 858, г. Москва ГМ 436. Средняя 199, г. Москва ГМ 437. Средняя школа 7, г. Москва ГМ 439.
ала 856, г. Москва ГМ 445. Средняя школа 2, п. Монино,
lli сX iSO ЗЯ обл. ГМ 447. Военно медицинский факультет Минского Государстедицинского
института ГМ 453. Воронежская духовная семинария
осковский Государственный социальный университет ГМ 473. Сред а 28, г. Иваново ГМ 477. Научно исследовательский центр Военно 1i зеt а ета Войсковой ПВО, г. Смоленск ГМ 478. Физико математический
З 1г. Казань ГМ 482. Иваново Вознесенский графа Шереметева Е. орпус, г. Иваново ГМ 484. Московские Морские Кадетские Классы й Маршала Жукова Московский Георгиевский Кадетский Корпус В логодский Императора Петра I Кадетский Корпус ГМ 5 12. Детский
г Псков Псковский Дом Монтессори ГМ 5 14. Нижегородская Дета
искусств 8 им. Виллуана ГМ 522. Костромской Государя и Вели,
зя Михаила Федоровича Кадетский Корпус ГМ 527. Нижегородская А Пушкина ГМ 557. Московский Городской дворец творчества
ошества на Воробьевых ropax ГМ 562. Колледж государственной
337, г. Москва ГМ 564. Московский институт рекламы, туризма, шоу
580. Московский Государственный университет экономики, статирматики МЭСИ ГМ 6 10. Хмельницкий гуманитарно педагогичесн г. Хмельницкий, Украина. 4 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Комаровский Е.А. Современная геральдика российских учебных заведений (2001)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|