| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №49. (2000) › Симонов Р.А. Логика и «управительная астрология» в «Сказании о Мамаевом побоище» | ||||||
Симонов Р.А.
Логика и «управительная астрология» в «Сказании о Мамаевом побоище»// Гербовед. №49. (2000)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 11 (49). С. 118-142 Аннотация: В отечественных исследованиях последнего времени внимание уделяется методам нейропсихологического моделирования средневековых социальных процессов. Это приобретает актуальность также в связи с тем, что в зарубежной историографии проводится изучение так называемого феномена «молчания» древнерусской культуры, объясняемого некоторыми учеными малограмотностью, неспособностью наших предков к философским обобщениям. Об авторе публикации/статьи: Симонов Р.А. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Симонов Р.А.
в библиотеке найдено еще 23 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 122370 знаков (с пробелами)
Р Симонов, д н., Москва ЛОГИК 1И УПР 1СИТ6ЛЬfu Я l GТРОЛОГИЯ G GКl З НИИ О MA.Мl GOM ПОБОИЩ6 1Постановка вопроса. В отечественных исследованиях последнего времени внимание уделяется методам нейропсихологического моделирования средневековых социальных процессов 1с. 18 1202 Это приобретает актуальность также в связи с тем, что в зарубежной историографии проводится изучение так называемого феномена молчания древнерусской культуры, объясняемого некоторыми учеными малограмотностью, неспособностью наших предков к философским обобщениям 2, с. 146 165 Однако отсутствие философских обобщений того типа, какой присущ западноевропейской культуре, не исключает способности русских в средневековый период логически мыслить. Настораживает дефицит исследований о роли логики и математики в жизни древнерусского человека. Так, в разработанной Вяч. Вс. Ивановым нейропсихологической модели средневекового монаха, как носителя древнерусской культуры, отсутствуют данные по логике и математике 1с. 197 Возможно, это объясняется тем, что средства формальной логики не достаточны для указанной цели, а ее продолжение математическая логика пока не нашла простые пути проникновения в лабораторию изучения средневековой русской культуры, т в математической логике непосредственно не представлены нормативные и совершенно отсутствуют аксиологические определяющие ценность социально культурных факторов Р. С. элементы, при помощи которых регулируется повседневная интеллектуально речевая практика 3, с. 18 Поэтому нельзя проходить мимо фактов, свидетельствующих о высоком логико мыслительном уровне представителей древнерусской культуры. По видимому, в конце XV начале XVI вв. повышение этого уровня стимулировалось усвоением одними интеллектуалами взглядов еретиков жидовству ющих и их разоблачением другими. Одной из областей такого идеолоrо культурного оживления была астрология. Жидовски мудрствующие изучали и пропагандировали астрологию и логику 24, с. 152 В этом контексте русская церковная общественность могла прибегать не только к обычным запретительны А санкциям против астрологии, но и предпринять какие то шаги в направлении своего рода легализации неких безобидных аспектов астрологии, одним из которых была Работа выполнена при поддержке РГНФ, гранты 98 03 04205, 98 03 04227. По теме статьи сделаны доклады 1на Первом открытом семинаре по истории астрологии в Академии мировой астрологии и метаинформации Москва, 26. 12.98 2 на заседании Общества исследователей Древней Руси Москва, 03. 99 8 распространенная на Руси управительная астрология В этой связи интерес представляет сюжет, связанный с ожиданием воеводой засадного полка Боброком времени подобна реwившего исход Куликовской битвы в трактовке Сказание о Мамаевом побоище 2. Сюжет о засадном полке в ранних списках Сказания Документальным подтверждением перипетий Куликовского сражения 1380 г. являются современные собьm 1ю летопиа tые запиа и Задонщина лирический отклик на битву, появившийся, как считают, не позже 1392 г. 4, с. 347 Спустя некоторое время возникли историко художественные описания Куликовской победы. Одним из них и является Сказание о Мамаевом побоище написанное спустя многие десятилетия после исторического события. В Сказании содержатся художественные дополнения. живописующие течение сражения. Так. был введен сюжет о действиях засадного полка, возглавляемого князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком Волынцем Волынским Полк маскировался в зарослях дубраве и до поры не вступал в бой, даже когда ордынцы начали теснить основные русские силы. В подходящий момент неожиданно для противника на него напали русские из за сады, переломив ход битвы. Эти подробности придают кульминации победы св. Дмитрия Донского драматическое напряжение. Историкам хотелось здесь видеть реальный факт военной тактики московского князя 5, с. 304 Однако другими источниками это не подтверждается 6, с. 372 Недавнее изучение подробностей о засадном полке с учетом хронометрических показаний привело В Рудакова к выводу о малой вероятности использования в Сказании не дошедших до нас источников. Он резонно задает вопрос Если какие либо ранние хронометрические свидетельства о событиях Куликовской битвы и существовали, то почему ими не воспользовались авторы Задонщины или краткой летописной повести 7, с. 148 Течение Куликовского сражения по часам выглядит так. Сошлись обе силы великие в третий час считая с рассвета и бились четвертый, и пя Управительная хронократорная астрология устанавливает для каждого часа, дня, года, явления, события, процесса, территории, сообщества людей, отдельного человека и пр. астрального управителя покровителя из светил септенера пяти видимых планет, Луны и Солнца и знаков зодиака, который хронократор наделяется качеством доброго, злого или среднего. См. Симонов Р Объяснение ориrмнальной трактовки качеств хронократорое в древнерусском астрологическом тексте XV в. Герменевтика древнерусской литературы. М., 1992. Сб. 3. С. 327 343. Есть веские основания считать, что исторический боярин и воевода Д Боброк Волынский был женат на родной сестре Дмитрия Донского Анне Ивановне. Их сын Михаил причислен к лику святых, прославился духовным подвижничеством как юродивый Клопскоrо монастыря. См. Янин В К вопросу о происхождении Михаила Клоповского Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 52 6 9 тый, и шестой Когда же настал седьмой час дня, по божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать 8, с. 177 Князь Владимир Андреевич Серпуховской стал понуждать воеводу Боброка напасть на татар из засады Что убо плъза стояние наше На это Боброк сказал Беда, княже, велика, не уже пришла година наша начинай без времени, вред себе приемлеть И мало убо потръпим до времени подобна, вън же час имаем въздарие отдати противником 8, с. 178 Воевода предостерегал, что, выступив раньше времени, можно попасть в беду, поэтому надо потерпеть немного до времени подобна т нужного, надобного и в тот же час момент воздать противнику. Ожидание тревожило русских воинов, которые рвались в бой, но Боброк призывал их еще немного подождать, пока не наступит их время Пождите мало, буавии сынове русскые, будеть ваше время 8, с. 178 Наконец приспе же осмый час дню, духу южну потянувшу сзади нам, възопи же Вълынец гласом великъм Княже Владимир, наше время приспе, и час подобный и рече Братьа моа, друзи, дръзайте сила бо святого духа помогаеть нам 8, с. 178 Воины выскочили из засады, смяли ошеломленного противника, и русские войска Дмитрия Донского с божьей помощью одержали полную победу. Из воспроизведенных слов Сказания понятно, чего дожидался Боброк решающей помощи Святого Духа. Воевода ждал приметы, свидетельствующей о подходе небесной помощи, при поддержке которой засадный полк переломил бы в пользу русских ход сражения. Такой приметой был дух южный t, появление которого совпало с восьмым часом. Боброк распознал в духе южном который можно было принять за пррстой ветерок, снизошествие божественной благодати на русские войска. Как справедливо заметил В Рудаков, реальный Боброк не мог знать с точностью до часа времени, когда татары ошибутся, а природные условия изменятся Рудаков В Семантика хронологического указания в древнерусской книжности на материале Сказания о Мамаевом побоище Букинистическая торговля и история книги. М., 1996. Вып. 5. С. 123 В таком случае Волынец должен был обладать своего рода качествами человека мембраны, улавливающего в природных факторах проявление божественных сил. Именно таким особым человеком ведуном характеризуется Боброк в Сказании Дмитрий Донской выказывал ему исключительное почтение, дозволив произвести расстановку войск на Куликовом поле 8, с. 165 В Летописной повести 1й пол. XV в. в составе 4 й Новгородской, 1й Софийской и др. летописей указаны другие почасовые события Куликовской битвы она началась в 6 м и закончилась в 9 м часу, о чем более подробно будет сказано ниже. В словаре А Преображенского к слову подобенъ дается отсылка см. доба Одним из толкований слова доба указывается надобно 9, Т. 1С. 187 Т. 2. С. 86 Перевод времени подобна как времни удобного 8, с. 179 представляется не совсем удачным. 120 Особое место в Сказании занимает описание сокровенных действий Боброка. Он ложится на землю и долго слушает ее правым ухом. Земля вступает с ним в доверительный контакт он слышит женские крики и стенания, которые истолковывает, как вести о предстоящем сражении. Боброк даже сперва не решается изложить великому князю узнанное, так как на долю русских выпадали большие потери, хотя они в конце концов и победили. При этом Боброк заметил, что использовал неоднократно описанный метод, чтобы узнать о результатах сражений 8, с. 169 Исследователи и раньше отмечали, что действа Боброка внешне выглядят как языческие 5, с. 302 Они изложены в Сказании в контексте христианских представлений и направлены на обретение информации о небесной помощи Сама же помощь, по словам Боброка, обеаlечивается молитвою святых страстотерпцев Бориса и Глеба, родичей Ваших т св. Дмитрия Донского Р и прочих чудотворцев, русских хранителей 8, с. 169 Особый драматизм Куликовской битвы в Сказании обусловлен упорным, в течении почти часа ожиданием воеводы Боброка нужного момента, чтобы наверняка ударить по противнику из засады и победить. Выступление в восьмой час совпало с подцержкой небесных сил, обеспечивших победу над ордынцами русских войск, понесших большие потери в предшествующий седьмой час. 3. Сербская Александрия один из источников рассказа о засадном полке. Возникает вопрос автор Сказания сам додумался до идеи об оправдавшемся ожидании Боброка или заимствовал ее из какой то книги Ею могла быть повесть об Александре Македонском Сербская Александрия С нею автор Сказания был знаком, о чем говорит эпизод о том, как Дмитрий Донской передал своего коня, одежду и шлем боярину Михаилу Андреевичу Бренку. Его в Куликовской битве убили ордынцы, приняв за великого князя. Отдавая почести ратному подвигу Бренка, Дмитрий Донской сравнил его с неким Ависом, который был в войске Дария Персидского и так же, как ты поступил 8, с. 184 В комментариях об Ависе Л Дмитриев отметил, что описание его подвига встречается только в Сербской Александрии а античные источники об этом ничего не сообщают 8, с. 558 Следовательно, автор Сказания и в других случаях мог опираться на Сербскую Александрию В Сербской Александрии в частности, говорилось, что македонский царь Филипп был недоволен своей женой Олимпиадой, которая никак не могла родить наследника. Царица решила обратиться за советом и помощью к rипетскому царю волхву Не Несовместимость произведенного Боброком испытания примет с ворожбой волшебством обосновывалась в особом дополнении, включенном в гражданские издания Синопсиса 17 14 г См. Симонов Р О причине появления дополнения к описанию Куликовской битвы в гражданских изданиях Синопсиса Тезисы докладов 39 й научно технической конференции МГУП. М., 1999. Часть 2. С. 98 100. 12 1 ктанаву, о врачебных умениях которого была наслышана. Последний приехал, влюбился в Олимпиаду и решил хитростью овладеть ею. Задуманное ему удалось путем перевоплощения с принятием божественного образа. Ничего не подозревавшая царица забеременела к радости мужа. Для принятия родов вновь был приглашен Нектанав, который иаюльзовал науку своего времени. Обратившись к звездам и книгам, он вычислил наибо лее счастливое время для рождения ребенка. При этом Нектанав прорицал примерно так Если царица разрешится в текущий час, то родится слабый государь, неспособный на великие дела, если же немного повременит и роды произойдут в следующий час, то ребенок будет великим полководцем и выдающимся правителем Олимпиада вняла словам Нектанава, задержала роды и в нужный час произвела на свет Александра Македонского, обладавшего указанными качествами 10, с. 7 10 Общность между трактовкой счастливого часа в Сербской Александрии и Сказании состоит в том, что ситуация вынуждает задержать событие наступление родов в первом случае и выступление засадного полка во втором Известно еще одно произведение, в котором обыгрывается t аналогичный мотив Сербской Александрии О зачатии и рождении великого государя императора Петра Великого написанное П Крекшиным в середине XVIII в. Здесь рассказывается, что августа 167 1г. царь провел ночь с царицей, а на следующий день к Алексею Михайловичу якобы пришел Симеон Полоцкий и поздравил его с зачатием царевича, предрекая, что он будет иметь имя Петр и родится 30 мая 1672 г. При этом Симеон дал восторженную характеристику достоинствам будущего императора. Когда подошли роды, 28 мая, Симеон Полоцкий вновь пришел к царю, а царица уже рождения скорбию была одержима Двое суток она мучилась, а Симеон Полоцкий, став на колени, просил Бога, чтоб еще не родился час Алексей Михайлович во гневе сделал ему выговор Что вредно про сишь Царица уже бесчувственна, почти мертвая На это Симеон Полоцкий якобы сказал Аще в первом получасе родится, государь, царевич, век его будет около 50 лет аще же во втором получасе, век его около 70 лет Как раз в тот момент родился Петр. Известно, что Петр I прожил 53 года. Может показаться, что произведение П Крекшина содержит предсказание его возраста, если не знать, что оно делалось после кончины императора в 1725 г., т когда было известно, сколько он прожил лет. Рассказ П Крекшина близок к фабуле Сербской Александрии Но есть существенное отличие Олимпиада смогла дотянуть до счастливого часа, а русская царица нет. В Сербской Александрии дается трактовка доброму часу как носителю черт, присущих выдающемуся полководцу и правителю, каким был Александр Македонский. П Крекшин же заранее наделяет Петра I аналогичными качествами, независимо от того, в какой час он должен был родиться. Качество часа он связал лишь с длительностью жизни будущего императора, который в этом смысле родился в несчастливый час с. 72 73 122 4. Логика условий необходимого и достаточного в Сказании Сербская Алекса дрия была известна и читаема на Руси в XV веке. Более того, она влияла на создаваемые здесь произведения. Если П Крекшиным заимствован из нее сюжет о рождении царского наследника, то автором Сказания использована отдаленная аналоmя. Причем, в Сербской Александрии и у П Крекшина счастливый несчастливый час по логике играет роль достаточного условия в Сказании же необходимого. А именно чтобы осуществилось прорицание о судьбе новорожденного хорошее или дурное достаточно ему было родиться в добрый или злой час. Для победы в сражении добрый час необходим, но не достаточен, т его доброта распространяется на обоих противников. Достаточным же условием воинского успеха будет какой то решающий фактор, способный сокрушить противника. На логику развития сюжета о засадном полке не могла повлиять только Сербская Александрия где представлено условие достаточности. В источнике Сказания соответствующем нужной логике, должна быть представлена ситуация необходимости, но не достаточности некоего условия. Такая ситуация, например, описана в Синтагме видного византийского ученого и духовного писателя XIV в. Матфея Властаря Властариса Текст Синтагмы стал не позже конца XV в. известен в славянском мире, о чем говорит, еланный в 1495 г. славяно молдавский перевод произведения, а также ссылки Максима Грека на это сочинение в 20 х гг. XVI в. Так, Максим Грек писал, что правилом Матфея Властаря имеется в виду Синтагма не возбраняется знакомство с мафиматикийскими книгами арифметикой, музыкой, геометрией и астрономией Р. С. но не дозволяется использовать их превратно, в астрологических целях 12, с. 362 363 У Максима Грека и его источника Матфея Вдастаря математический квадривий рассматривается в качестве необходимого, но не достаточного условия усвоения астрологии. О том, что квадривий понимался ими не как достаточное условие говорит запрет на использование мафиматикий ских книг в астрологии. То, что квадривий считается необходимым условием, свидетельствует принципиальная возможность которая, однако, не допускается его использования в астрологии. Что, кстати, указывает на естественнонаучное ее направление, где необходимы знания, в первую очередь, по арифметике и астрономии, а также геометрии. В Азбуковниках которые широко распространялись в XVI XVII вв. в различных слоях населения, соответствующие сведения связываются с Максимом Греком, но мафиматикийские книги характеризуются как отреченные, запрещаемые православием, якобы проклятые отцами церкви 13, с. 252 254 Это искажение взгляда Максима могло произойти в случае намеренного или неосознанного смешения необходимого и достаточного если матем а Турилов А Предварительный список славяно русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР для сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР М., 1986. С. 78. 3 19. 123 тический квадривий рассматривать в качестве достаточного условия усвоения астрологии, тогда он становится предпосылкой астрологии, ее основой. И только в этом случае мафиматикийские книги правомерно заносить в число отреченных, как это сделано в Азбуковниках Итак, проблема необходимого и достаточного была в XVI в. общественно значимой для адекватного понимания творчества духовных мыслителей. Это могло стимулировать автора Сказания к художественному осмыслению существа условий необходимого и достаточного в рассказе о засадном полке. Сказание сохранилось в большом числе списков, и не все детали рассказа о засадном полке изложены в них одинаково. Анализ В Рудакова свидетельствует, что в наиболее ранних вариантах повествования содержалось указание на восьмой час, в который засадный полк атаковал ордынцев 7, с. 137 138 Этот час Сказания В Рудаков связал с существованием на Руси веры в добрые и злые часы 7, с. 149 т с управительной астрологией Значит, автор Сказания мог опираться еще на один источник 0 1добрых и злых часах, например, на подобный тексту Часы на седмь дни добры и средни и злы который содержится в Сборнике хранящемся в Российской национальной библиотеке СПб., Кир. Бел. собр. 22 1099 переписанном в 1450 1470 гг. известным книгописцем Ефросином 14, с. 7 Это пособие по упра вительной астрологии было издано в 1863 г. Н Тихонравовым 15, с. 382 384 Если автор Сказания пользовался этим или подобным пособием то он ориентировался на приведенные там качества часов по дням недели. Рассмотрим эти качества для 6 10 часов, как они даны в тексте Часы семь дни см. таблицу 1здесь сокращения в виде букв означают д добрый, с средний, з злой Таблица 1 Дни не Понедел. Вторни Среда Четверг Пятница Суббота Воскрес к Часы 6 д д д с с 3 3 7 3 3 д д д с с 8 с с 3 3 д д д 9 д д с с 3 3 д 10 з д д д с с з Из табл. 1видно, что добрым восьмой час был в пятницу, субботу и воскресенье. Из этих трех дней 7 й час был добрым только в пятницу. Следовательно, выбрав пятницу и руководствуясь пособием типа текста Часы на седмь дни автор Сказания должен был исходить из того, что добрыми были седьмой и восьмой часы, а также ввести в Сказание 124 информацию о том, что Куликовская битва 8 сентября, вопреки истине, была в пятницу. Именно пятница и указывается в древнейших списках Сказания о Мамаевом побоище 8, с. 17 6, с. 96, 165 В действительности же, 8 сентября 1380 г. было субботой, как указано в Летописной повести, и что можно установить на основе таблиц по хронологии 18, с. 46 В Сказании и предшествующей ему примерно на полстолетие Летописной повести есть общие мотивы Это использование приема почасового описания Куликовской битвы с различными версиями конкретной расчасовки и объяснение победы русских помощью со стороны небесных сил Рудаков В Хронологические указания о событиях 8 сентября 1380 г. в памятниках Куликовского цикла Источниковедение и компарат ивный метод в гуманитарном знании Тезисы докладов и сообщений научной конференции РГГУ. М., 1996. С. 337 338 Указание другого часового графика течения Куликовской битвы в Сказании чем в Летописной повести, выступает косвенным свидетельством использования древнерусским автором данных о добрых и злых часах. Зададимся вопросом что ему мешало взять часовую схему битвы такой, как в известной ему Летописной повести От этого видимость документальности Сказания выигрывала. Но часовое расписание Летописной повести не соответствовало показаниям часовой астрологии по которым 9 й час русской победы должен быть е добрым но в пятницу и субботу был злым см. табл. 1Значит, если автор Сказания сознательно отказался от часового расписания Летописной повести, то мог сделать это, руководствуясь источником типа Часы на седмь дни как бы ставя сокровенные данные выше летописной достоверности. Ход рассуждений автора е Сказания мог быть таким. Работая над произведением спустя много лет после Куликовских событий, он посчитал 8 сентября 1380 г. пятницей по соображениям, которые обсуждаются в конце настоящей статьи А затем обратился к астрологическому пособию о добрых и злых часах, из него узнал о том, что 7 й и 8 й часы в пятницу добрые и стал разрабатывать сюжет о засадном полке Боброка с учетом этой информации. В соответствии с ней, поганые стали одолевать русские войска, когда же настал седьмой час дня Князь Владимир Серпуховской и воины начали понуждать воеводу выступить против татар, но он просил немного повременить мало убо потръnим и пождите мало Но ждать пришлось целый час, пока не наступил следующий счастливый час восьмой Следовательно, по тексту Сказания Боброк считал добрым и седьмой час, допуская, что ждать придется мало, т в пределах седьмого часа может наступить момент времени подобна Логически мысля, автор Сказания исходил из равноправности доброго часа как для русских, так и для их противников ордынцев. Счастье в бою могло в счастливый час сопутствовать как тем, так и другим. В седьмой добрый час оно было на стороне ордынцев, которые 125 стали теснить русских, убив большинство из них погибло 5 6 состава русского войска Успех, последующий за переломом в сражении, мог улыбнуться под воздействием доброго часа именно русским в случае резонанса с другим чисто русским положительным фактором. Таковым в Сказании выступает дух 19жный Историки по разному толковали это словосочетание, но наиболее убедительно его объяснил В Рудаков Мы полагаем, что упоминание духа южного было связано с необходимостью описать сцену не батальную, а провиденц, 1альную, сцену, где дух знаменовал собой сошествие на помощь русским силы Святого Духа 7, с. 142 Введение в повествование только идеи доброго часа не обеспечивало победу именно русским, а включение духа южного в его трактовке как Святого Духа ее приносило. Так почему автор Сказания не ограничился достаточной идеей духа южного а использовал избыточный казалось бы ход доброго часа Дело, по видимому, в том, что влияние на победу духа южного нельзя проверить, а добрый час устанавливался сокровенным источником вроде текста Часы на седмь дни Ситуация, связанная с восьмым часом, имеет сходные варианты в списках Сказания наиболее близких начальному тексту произведения. В наиболее. ранних списках Сказания Основной редакции 1й пол. XVI в. РНБ. Q.IV.22 РГБ. Ундол. 578 8, с. 554 Боброк не знает заранее о начале восьмого часа как времени подобна до его наступления 16, с. 44 То же самое в Основной редакции печатный вариант по рукописи XVIII в. РНБ. F.IV.228 Однако, во фразе Боброка Токмо в сии час бога призывайте и ждите от него часа, в онь же имать быти благодать божия и христианская помощь в XIX в. слова от него чаtа были исправлены на осьмаго часа 12, с. 122, 378 Смысл изменился кардинально если первоначально Боброк, не зная о начале времени подобна сообщал, что весть об этом должна прийти от Бога, то после исправления получилось, что Боброк изначально владел информацией о 8 м часе, как начале времени подобна Последнее толкование представлено в Распространенной редакции Сказания по рукописи кон. XVII в. РНБ. Q.XVll.223 и др. 16, с. 99, 376 Приняв версию о том, что Боброк заранее знал о начале восьмого часа как времени подобна В Рудаков исключил седьмой час из числа добрых Это автоматически переводило дату Куликовской битвы 8 сен Кучкин В Победа на Куликовском поле Вопросы истории. 1980. В. С. 1О. В Киприановской редакции засадный полк выступил против татар тогда, когда кончался девятый час 16, с. 19 1что объясняется влиянием Летописной повести. Несогласованность редакций Сказания в ч асе выступления засадного полка В Рудаков объясняет спецификой средневекового восприятия времени 7, с. 144 146 Во всяком случае, идея о девятом часе или девятом часе на исходе, т по существу о десятом часе, как счастливом для засадного полка, не находит подтверждения в данных текста Часы на седмь дни Здесь в пятницу и субботу 9 и 1О часы не являлись добрыми см. табл. 26 тября 1380 г. с пятницы где добрыми были 7 й и 8 й часы на субботу где 7 й час был средним а 8 й добрым Возможно, автор Сказания имел основания полагать, что осмой час в оубботу 8 сентября 1380 г. 6888 от С. М. непременно должен быть счастливым отмеченным Божественной благодатью и поэтому благоприятным для победы русских СИЛ 7, с. 149 Сообщение В Рудаковым того, что 8 сентября было субботой искажает текст Сказания где в ранних списках указана пятница, хотя и соответствует календарно астрономическому факту субботе Кроме того, если согласиться с версией Распространенной редакции и В.Н, Рудакова что Боброк заранее знал, что надо ждать восьмого часа, то в тексте Сказания возникает противоречие в начале седьмого часа до наступления времени подобна оставался целый час, и получилось, что воевода Боброк, зная об этом, сознательно вводил в заблуждение князя и воинов, говоря, что атаки ждать недолго пождите мало Древнерусский автор, как свидетельствуют наиболее ранние списки Сказания использовал тонкий в логическом отношении подход, моделирующийся понятием условие В современной трактовке, условие, то, от чего зависит нечто другое обусловливаемое существенный компонент комплекса объектов вещей, их состояний, взаимодействий из наличия к ото рого с необходимостью следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют достаточными у словиями явления. Если из всех возможных наборов достаточных у словий отобрать общие, получим необходимые у словия т у словия к ото рые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое явление 19, с. 707 Применительно к сюжету о засадном полке Боброка, достаточным условием успешности его выступления, является помощь Святого Духа, признаком и олицетворением которого служит дух южный Необходимым, но не достаточным, условием воинского успеха равно для ордынцев и русских является добрый час. В недобрый час средний или злой победу ни ордынцы, ни русские одержать не могли. В добрый же час должны одолеть врага те, у кого будет достаточное условие для этого. У ордынцев его не оказалось, хотя предпосылки были они стали теснить русских в добрый седьмой час. У русских достаточное условие для победы помощь Святого Духа возникло с началом доброго восьмого часа, т с наступлением времени подобна и они в битве взяли верх. Сейчас смысл необходимого и достаточного условия усваивается, в частности, при изучении элементов математики в средней и высшей школе, например, в разделе об экстремуме 20, с. 360 36 1Смысл условий необходимого и достаточного был доступен и отдельным древнерусским книжникам, в частности, автору Сказания о Мамаевом побоище каковой он и отразил в сюжете о засадном полке. То, что автор Сказания осознавал разницу между логикой необходимого и достаточного, также свидетельствует неупотребление им названий счастливый или добрый час. Применение такого именования к вось 127 мому часу, как допускает В Рудаков в подлиннике Сказания этого не было превращает добрый восьмой час в достаточное условие русской победы на Куликовом поле. Это не входило в замысел автора Сказания как уже говt рилось, поскольку он доброту 7 и 8 часов трактовал в качестве необходимого условия победы вообще неважно русских или ордынцев то назвав добрым восьмой час он по логике должен был этим словом также назвать и седьмой час. Но это противоречило задаче повествования, т. к. получилось бы, что успех ордынцев в 7 м часу это своего рода добро, тогда как основной замысел Сказания заключался в обосновании победы русских над недобрыми погаными Поэтому молчание о 7 м и 8 м часах, как добрых обусловлено логикой повествования, и говорит о незаурядном интеллекте автора Сказания Вероятно, природная логичность мышления накладывалась у автора Сказания на восприятие логики теологических рассуждений, таких как у Матфея Властаря и Максима Грека, и это сочетание дало отраженный в рассказе о засадном полке логический эффект необходимого условия. Хотя в Сказании нет ни слова о счастливом или добром часе, это понятие в нем представлено, будучи связанным со словосочетанием Време 4 ни подобна Последнее означает момент, когда сила Святого Духа вмешалась в Куликовскую битву, сокрушив неверных. Момент времени подобна мог произойти в любой из добрых часов, 7 й или 8 й. Его Боброк ждал почти с начала 7 го часа, но наступил он с приходом 8 го часа, став из доброго как бы самым или наиболее добрым для русских войск. Доброта 8 го часа понималась древнерусскими читателями. Об этом свидетельствует редакторское дополнение первоначального текста Сказания словами о том, что Боброк якобы заранее знал о наступлении вре мени подобна в начале 8 го часа Распространенная редакция, списки XIX века печатного варианта Основной редакции Вслед за этими редакторами и современный исследователь В Рудаков допускает, что автор Сказания считал 8 й час счастливым для победы русских войск 7, с. 149 б. Подтверждение атрибуции Сказания выдвинутой Б Клоссом. Долгое время историки не атрибутировали Сказание определенному историческому лицу, а датировка произведения охватывала чуть ли не столетний период от 1й четв. XV до рубежа XV XVI вв. 6, с. 37 1384 Недавно Б Клосс совершил прорыв в этом вопросе, обосновав, что Сказание о Мамаевом побоище написал епископ Митрофан Коломенский в 1507 15 18 гг. 2 1с. 253 262 Б Клосс применил сnедующий исспедова тельский прием. В содержании Сказания он выделил шесть особенностей, характеризующих личностные и биографические приметы предполагаемого автора, и через них вышел на Митрофана. При этом Б Клосс не касался аожета о засадном полке. Есnи его учесть, то можно будет выделить еще одну особенность автора Сказания состоящую в интересе к феномену добрых и злых часов и логике. Посмотрим. как эта особенность согласуется с реалиями биографии Митрофана Коломенского. 128 Он был сыном своего времени и поэтому важно учитывать, какое отражение в русском обществе имели сокровенные и научные знания в начале XVI в. Примечательно, что когда были обнаружены в Ассеманиевом евангелии XI в. приписки XII XIII вв. о злых днях, то ученые не могли понять, как в основной богослужебной книге появились осуждаемые церковью отреченные записи. Изучив вопрос, видный русский славист акад. М Сперанский пришел к выводу, что традиция установления неблагоприятных злых дней, восходящая к античности или еще более древним временам, соответствовала в XII XIII вв. представлениям славянских церковных служителей о полезности гаданий, ворожбы и др. сокровенных знаний 22, с. 45 52 Вера в добрые и злые дни и часы разделялась простым народом и привилегированными слоями на Руси и многие годы спустя Кажется, лишь в 1й четверти XVI в., до 1524 г., с внятной критикой веры в злые часы выступил известный публицист Филофей. Причем, он их соотносил с рождением детей 13, с. 39, приложения Из этого можно заключить, что к 20 м гг. XVI в. в русском обществе вера в добрые и злые часы получила достаточно широкое распространение, особенно при установлении судьбы новорожденного 23, с. 52 53 Поэтому допустимо предположить, что автор Сказания мог не только знать, но и осмысливать идею о добром часе, отразив результат этого в эпизоде о засадном полке. Интерес к сокровенным и научным знаниям не был в русском обществе равномерным. В конце XV начале XVI вв. он, по видимому, с наибольшей силой аккумулировался в ереси жидовствующих Не вызывает сомнения точка зрения Д Лихачева об интенсивных занятиях этими еретиками астрологией и логикой 24, с. 152 Недавно стал известен новый штрих, характеризующий это, в дополнение к мнению о принадлежности им перевода логики и астролого астрономического Шестокрыла Израильский ученый М. Таубе исследовал в качестве Логики жидовст вующих русский перевод кон. XV в. трактата Маймонида в сравнении с еврейским подлинником. В свое время мне со Н Стяжкиным довелось изучать этот перевод 25, с. 132 143 но нам, как правильно пиuiет Моше Таубе, были недоступны еврейские оригиналы текстов 26, с. 240 М. Таубе установил, что переводчик прибавил к тексту Маймонида фрагмент, придававший всему сочинению идеологическую окраску rуманистического, прогрессивного и универсального толка, что по его мнению, должно было понравиться адресатам 26, с. 246 т представителям новгород По мнению Г Куртика, среди церковных деятелей было немало сторонников астрологии. Они полагали, что течение звезд подчинено Богу, и проводили грань м жду научной астрологией и ее популярными формами в которых можно было всгретить магию молитвы, обращенные к божествам манетам Куртик Г Ранние этапы развития астрологии Саплин А Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994. С. 29 129 ско московской ереси жидовствующих Добавление включает данные о разделении наук, причем с астрологией в их составе четыре первые математические 1музыка, 2 арифметика, 3 геометрия, 4 астрология. Три вторичные, божественная философия 1грамматика, 2 риторика, 3 диалектика 26, с. 246 В послании архиепископа Геннадия 1487 г. епископу Прохору Сарскому изложена более архаичная система математических наук, содержащая астрономию, а не астрологию арифметикию и кгеометрию и музикиI0 и астрономию 27, с. 3 В перечне математических наук, даваемых Франциском Скориной 15 17 15 19 гг. и Максимом Греком 1523 1524 гг. четвертой указана астрономия, а не астрология. Николай Спафарий и Петр Долгово на месте астрономии среди дисциплин квадривия указали астрологию в 1672 г. в Книге избранной вкратце 28, с. 346 348, 367 368 Этот факт, наряду с другими, характеризует своего рода астрологический бум при дворе Алексея Михайловича, наступивший во второй половине XVII в. Жидовствующие в пропаганде астрологии на два века опередили время. Причем, эта пропаганда велась в рамках логики. Идеи еретиков получили распространение при Московском дворе, вызвав определенное сочувствие и интерес у великого князя Ивана а особенно у его снохи, которая покровительствовала жидовски мудрствующим Однако церковь оказала яростное сопротивление этим новациям и в конце концов еретики были осуждены и сурово наказаны церковным собором 1504 г., вплоть до со жжения ряда из них. Все таки астрологическая пропаганда сыграла свою роль, о чем, в частности, свидетельствует один малоизвестный факт. В Сказании о князьях владимирских написанном при великокняжеском дворе или по его заказу не позже 1527 г. 29, с. 370 37 1астроном Гандуварий по хронографам и Посланию Спиридона Саввы превратился в астролога 30 В этой трансформации, возможно, сказалось влияние классификации наук, пропагандировавшейся жидовствующими с астрологией на месте астрономии. В Западной Европе в XV XVI вв. астрология была своего рода методологией донаучного естествознания, особенно средневековой медицины. На медицинских факультетах университетов она до начала XVIII в. оставалась учебным предметом. При этом университетская естественнонаучная астрология боролась с народной и управительной типа веры в добрые и злые часы. Очевидно, жидовствующие пропагандировали естественнонаучную астрологию, судя по Шестокрылу Эта пропаганда накладывалась на существовавшую на Руси традицию веры в добрые и злые дни и часы. Есть данные о том, что древнерусские интеллектуалы оценивали астрологию жидовствующих решая работает она на управительную астрологию или нет, и приходили к выводу о бесполезности первой. Еще в 1897 г. К. Голоскевич отмечал, что упомянутый выше Филофей скептически оценивал в одном из посланий возможности Шестокрыла для расчета добрых часов И если кто по Шесто 130 крылу начнет считать добрые часы читаем в послании, тот употребит огромный труд, предпримет велики.й подвиг, а пользы не найдет никакой он высчитает только затмение лунное или солнечное 32, с. 17 По видимому, при дворе Ивана обсуждались аналогичные проблемы, связанные с традицией веры в добрые и злые дни и часы, что, возможно, стимулировалось также и борьбой с астрологической пропагандой жидовствующих Очевидно, участвовал в этих спорах и Митрофан, который был духовником великого князя, т.е его исповедником и духовным врачевателем Придворная деятельность Митрофана приходилась на последние годы жизни Ивана скончавшегося в 1505 г. с 1507 г. Митрофан становится епископом Коломенским. Как говорилось выше, идеологическое крушение, сопровождавшееся физической расправой, жидовствующие понесли в результате церковного собора 1504 г. Первоначально симпатизировавший им великий князь переменил свое отношение перед смертью, т в период тесного общения с Митрофаном. Нетрудно представить, что они одинаково осуждающе в этот период относились к жидовски мудрствующим еретикам. По видимому, у Митрофана вызывала неприятие пропаганда ими идей естественнонаучной астрологии, в связи с чем, может быть, обострился интерес к осмыслению веры в добрые и злые дни и часы. Таким образом, Митрофан, судя по его положению придворного духовного деятеля, мог не только знать понаслышке о добрых и злых часах, но и интересоваться ими специально. Что конкретно могло привлечь внимание придворного деятеля в этом вопросе По видимому, согласование предсказательных рекомендаций с государственными интересами. Как говорилось выше, популярной была идея о прогнозировании судьбы новорожденного по часу его рождения. Она получила отражение и в художественной литературе Сербской Александрии впоследствии в произведении П Крекшина о Петре 1Именно ее порицал Филофей с богословских позиций. Он при этом использовал логику, рассуждая так если Бог сотворил злые дни и часы, и человек, родившийся в такой час, заранее предназначался для злодейства, то Бог, наказывая за это, поступал несправедливо, т сам повинен в его зле. Получалось противоречие Бог не мог быть одновременно и справедливым, и санкционирующим злые дни и часы значит, вера в божью справедливость несовместима с верой в злые дни и часы. Эту аргументацию позже поддерживали К. Голоскевич и В Малинин 23, с. 52 Вероятно, подобные возражения против веры в добрые и злые дни и часы православных теологов доходили до двора Ивана и были известны Митрофану. В сnисitax послания Филофея в словах по Шестокрылу считают добрая часы встречается в разночтениях вариант дробныа часы 13, с. 38, приложения которому в последнее время отдается предпочтение как основному 3 1с. 442 См. также Синицинв Н Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции XV XVI вв М., 1998. С. 340. 1З 1 В русских сокровенных текстах, преимущественно переводных. пророчества по добрым и злым дням и часам давались не только на рождение детей, но и по поводу сохранения скота, сельскохозяйственных по садок, лечения болезней, толкования снов, осуществления денежных операций, путешествий и торговли. Однако, как отмечает В Колесов, среди них нет ни воинских, ни государственных дел ЗЗ, с. 299 Это не значит, что таковые не 1нтересовали русских монархов. Князь А Курбский писал, что Иван Грозный справлялся у профессиональных магов о счастливых днях военных сражений, подобно основателю Израильско Иудейского царства кон. XI в. до Р. Х. Саулу, который прославился как полководец, прибегавший к услугам женщины чародейки 34, с. 103 Возможно, осуждая также, как примерно в то же время Филофей, веру в добрые и злые дни и часы в быту, Митрофан мог анализировать возможность обращения к сокровенным знаниям в военно государственных целях. Если в дополнение к шести характеристикам автора Сказания рассмотренным Б Клоссом, добавить седьмую, состоящую в осмыслении феномена добрых и злых часов вообще и применительно к военным событиям в частности, то этому не будут противоречить реалии биографии Митрофана Коломенского. Значит, авторство в написании им Сказания окажется еще обоснованнее. 6. Уточнение датировки Сказания Ретроспективные расчеты по хронологии на Руси под силу были немногим, и известны с конца XVI в. Поэтому древнерусский автор мог взять день недели 8 сентября того года, который был связан с написанием Сказания В Кучкин, исследовавший в 1990 г. вопрос о времени создания Сказания заключил есть веские основания считать, что Сказание о Мамаевом прбоище появилось в начале XVI в. 35, с. 4 Следовательно, пятничный год 8 сентября следует искать между началом XVI в. и 15 18 г. с учетом датировки Б Клоссом Сказания 150 7 15 18 гг Б Клосс в приватной беседе обратил мое внимание на то, что в списках Сказания начиная с одного из древнейших РГБ, Ундол., 578, датируемого 2 й четр. XVI в. 36, с. 135 указаны дни недели памятей некоторых святых, которые необходимо учесть для датировки произведения. А именно 1Приспе же тогда день въскресениа, на память святых мученик Флора и Лавра 36, с. 150 15 1В примечаниях к тексту говорится Память Флора и Лавра отмечалась 18 августа. В 1380 г. 18 августа приходилось на суббо гу, а не на воскресенье 36, с. 206 2. И приспевшу четвергу, августа 27, на память святого отца Пимена Отходника 36, с. 152 В примечаниях к тексту указывается Память См. Симонов Р 988 год христианизации Руси в календарном образе креста у Иоаны Соловецкого Гербовед. 1999. No 2 34 С. 134 138. 132 Пимена Великого действительно отмечалась 27 августа, но в 1380 г. 27 августа приходилось не на четверг, а на понедельник 36, с. 207 3. Прииде на Коломну в суботу на п амять святого отца Моисея Мурина 36, с. 158 В примечаниях сообщается Память Моисея Мурина отмечалась 28 августа. В 1380 г. 28 августа приходилось не на суботу, а на вторник 36, с. 2 10 Включение августовских памятей в канву Сказанию выглядит искусственным. Так, если верить записи о дате памяти св. Флора и Лавра, то получается, чт о великий князь Дмитрий Иванович 18 августа находился в Троице Сергиевом монастыре. Но в таком случае он никак не мог быть в Коломне 15 20 августа, как о том говорится в Летописной повести и Сказании Исследователями эта несуразица рассматривается в качестве свидетельства того, что эпизод о пребывании Дмитрия московского в Троице Сергиевом монастыре перед выступлением против Мамая был придуман составителем Сказания 36, с. 207 Если верить записи о памяти св. Пимена, то 27 августа Дмитрий Иванович находился в Москве. Но это противоречит свидетельству Летописной повести о том, что как раз 27 августа Дмитрий переправился через Оку у впадения в нее Лопасни 36, с. 207 Если верить записи о памяти св. Моисея Мурина, то получается, что Дмитрий Иванович вошел в Коломну 28 августа. Эта дата противоречит информации о том, что уже 20 августа великий князь Дмитрий выступил из Коломны к устью р. Лопасни 36, с. 207 и со вершенно не согласуется с хронологией Летописной повести и с указанием самого Сказания о сборе войск в Коломне к 15 августа 36, с. 2 1О Создается впечатление, что автор Сказания специально вносил указанный разнобой, чтобы внимание читателей зацепилось за даты памятей их внеисторичность кажется нарочитой. Следует учесть, что выдержек с датами в Сказании встречается примерно полтора десятка, но только указанные три удовлетворяют следующим условиям 1 Они явно содержат имена святых 2 В них явно названы дни недели 3 Исторические события в них не согласуются с историческим фактами 36, с. 207, 2 10 Все они сосредоточены на десятидневном пятачке от 18 до 28 августа. Три внеисторические памяти не соответствуют 1380 г году Куликовской битвы по дням недели так же, как пятница 8 сентября. Можно предположить, что дни недели всех четырех дат включая память Рождества св. Богородицы 8 сент. относятся к периоду написания Сказания В пользу этого мнения говорит также одно любопытное совпадение арифметического характера. Сумма дат памятей ра 13на 8 8+27+28+8 8 1см. табл. 2 Четвертая память св. Феодорита с датой и днем недели 18 мая, субб. встречается в позднем варианте Сказания редакции Летописца кн. И Хворостинина конца 40 х гг. XVII в., известном в единственном экземпляре 36, с 25 1 27 33 Таблица 2. Память Число День недели Год Числа Козерога Флора и Лавра 18 августа Воскресенье 1504 18 Пимена 27 августа Четверг 1506 Моисея 28 августа Суббота 1507 28 Мурина Рождества 8 сентября Пятница 1508 8 Богородицы Сумма дат 8 1 Сумма малых годов для 1503 1508 гг. выраженных в эре от СМ, также равна 8 1см. табл. 3 Таблица 3. Год I РХ 1503 1504 1505 1506 1507 1508 Сумма см 70 70 12 70 13 70 14 70 15 70 16 Малый год 2 13 14 15 16 8 1 Если такое совпадение не случайно, то можно следующим образом представить ход мыслей автора Сказания Он закончил работу над произведением в 1508 г. и, очевидно, знал, что Куликовская битва 8 сентября 1380 г. была в субботу, как о том говорится в летописях и списках Задонщины пространной редакции см. табл. 4 Таблица 4. День недели Рождества свят. Богородицы Памятники 8 сент. 1380 г. Суббота Рассказ о Куликовской битве в составе Ро гожск, летописца и Симеоновск. летописи 36, с. 9 10 С уббота Рассказ о Куликовской битве в Новгородской 1 летописи 16, с. 23 Суббота Рассказ о Куликовской битве в Софийск. 1ле тописи старшего извода 36, с. 35 Суббота Рассказ о Куликовской битве в Новгородской IV летописи 36, с. 73 Суббота Пространная редакция Задонщины по Сино дальномv спискv 36, с. 10 1 Суббота Пространная редакция Задонщины по списку В Ундольского 36, с. 7 Суббота Пространная редакция Задонщины по списку гим 36, с. 129 Малым годом называется часть годовой даты в эре от сотворения мира СМ выражающая единицы и десятки. Так, в записи 70 503 г. малым годом будет Понятие малого года использовалось в XIV XVI вв. в хронологии Византии, у южных славян и на Руси 37, с. 13 15 38, с. 15 22 134 Однако 8 сентября в 1503 и 1508 гг. приходилось на пятницу Указание пятницы для 8 сентября недостаточно для выделения граничных годов работы над Сказанием 1503 и 1508 гг Поэтому он в неявной форме выразил дату Сказания 1503 1508 гг. суммой малых годов всех лет интервала 70 70 12, 70 13, 70 14, 70 15, 70 16 и получил 8 1 Это число он зашифровал в тексте произведения памятями с недостоверной исторической информацией, привязав их к годам датировочного интервала днями недели см. табл. 2 Для чистоты эксперимента необходимо рассмотреть другие интервалы, сумма малых годов которых равна 8 1Годов должно быть не менее четырех по числу памятей За весь XV и первую половину XVI в. есть только один искомый интервал 1403 1408 гг. с малыми годами точно как у выявленного раннее интервала 1503 1508 гг. Однако в нем отсутствует совпадение памятей по дням недели со Сказанием см. табл. 5 Таблица 5. Сказание 1403 1404 1405 1406 1407 1408 Память Число и день 69 69 12 69 13 69 14 69 15 69 16 недели Флора и 18 августа суб. пон. втор, ер. чет. суб. Лавра воскресенье Пимена 27 августа пон. ер. чет. пят. еуб. пон. четверг Моисея 28 августа втор. чет. пят. вое. ВТ. Мурина сvббота Рождества 8 сентября еуб. пон. втор. ер. чет. суб. Богородицы пятница Из таблицы 5 следует, что в интервал 1403 1408 гг. не попадают память св. Флора и Лавра 18 авг., воск. и Рождество Богородицы 8 сент., пятн Память св. Пимена 27 авг., чет. встречается в 1405, а память св. Моисея Мурина 28 авr., суб. в 1406 гг. Этого недостаточно для заключения, что интервал 1403 1408 гг. отвечает последовательности памятей Сказания как это имеет место в случае интервала 1503 1508 гг. см. табл. 6 Таблица 6. Год 1403 1404 1405 1406 1407 1408 Число и день нет нет 27 авг. 28 авr. нет нет недели памяти четв. сvб. Год 1503 1504 1505 1506 1507 1508 Число и день 8 сент. 18 авг. нет 27 авг. 28 авr. 8 сент. недели памяти пятн. вое. чет. суб. ПЯТ. 135 Значит, нет других интервалов в пределах XV сер. XVI вв. с суммой малых годов 8 1кроме 1503 1508 гг., где бы имелись рассматриваемые памяти святых в последовательности тех же дат и дней недели, как в Сказании Чем руководствовался автор Сказания выбирая даты 18, 27, 28 августа и 8 сентября для памятей Только одна из них имеет историческое значение 8 сентября день Куликовской битвы. Она имеет и астрологический смысл, являясь одним из трех так называемых счастливых чисел Козерога 8, 18, 28 39, с. 37 1 Два остальных числа Козерога совпадают с датами двух памятей 18 и 28 августа. Сумма чисел Козерога равна 54 8+ 18+28 54 Вычитая 54 из 8 1получим число памяти 27 августа. Для Митрофана 27 было памятным числом, связанным с кончиной 27 октября 1505 г. его духовного сына великого князя Ивана Кстати, распределение внеисторических памятей по годам исключает 1505 г. вместе с разнобоем в трактовке исторических данных. В конце XV в. на Руси произошла смена календарных стилей вместо мартовского новогодия стали употреблять сентябрьское 18, с. 22 Переход на сентябрьский стиль был не одномоментным, а растянулся на некоторое время. Очевидно, приверженность старому, мартовскому стилю сохраняли в большей степени зрелые люди. В палеографии существует правило, учитывающее возраст писцов рукопись, переписывавшаяся зрелым писцом, будет иметь более архаичные графические черты, чем рукопись, переписывавшаяся молодым. По видимому, это правило можно распространить и на смену стилей в хронологии. При переходе на новый стиль зрелый человек будет дольше использовать старый стиль, чем молодой. В начале XVI в. Митрофану, очевидно, было за сорок, т настоятелями крупных монастырей и архиереями обычно становились не ранее 40. О том, что Митрофан был зрелым человеком говорит также его положение духовника великого князя, которому было уже за 60. Поэтому можно допустить, что в период работы над Сказанием в 1503 1508 гr. Митрофан скорее употреблял мартовский, чем сентябрьский стиль. Как говорилось выше, в 1505 год он не включил датировочную память, причиной чего может быть уважение к памяти усопшего Ивана Хронологически это обеспечивает только мартовский стиль 1505 70 13 года, а при сентябрьском стиле в 1505 70 14 год попадает память св. Пимена 27 августа, четверг. Значит, если год смерти великого князя Митрофан намеренно оставил пустым то это мог быть только мартовский 1505 70 13 год, что говорит в пользу применения им мартовского стиля см. схему 1 Решающим фактором использования Митрофаном мартовского новогодия является то, что только в рамках мартовского года сумма малых годов для 1503 1508 гг. в эре от СМ равна 8 1В рамках сентябрьского года она равна 87 12+ 13+ 14+ 15+ 16+ 17 87 см. схему 1официально Иван называл Митрофана отец мои духовною 40, с. 364 136 Схема 1 Стиль Янв. 1503 504 505 506 507 508 л л л л л л л Сен. 70 9 70 12 170 13 170 14 170 15 170 16 170 17 1 л л л л л л л л V V V V V V V Март. 70 70 12 170 13 170 14 170 15 170 16 1 То, что даты памятей совпадают с числами Козерога, по видимому, не случайно. Но надо объяснить, почему именно Козерога, а не другого знака зодиака. Источники свидетельствуют, что астрологический знак Козерога в XV XVI вв. управлял Великим княжеством Литовским, Новгородом и Москвой Соответствующие выдержки из древнерусских рукописей XVI в. опубликовал в начале ХХ в. А Соболевский 4 1с. 14 43 Политическая цель Ивана именоваться государем всея Руси и тем самым претендовать на русские территории, временно отошедшие к Польше и Литве, подпитывалась астрологической трактовкой единства русских земель через общего управителя Козерога. Документально об этом свидетельствует изображение Козерога в виде единорога на представительской золотой монете Ивана корабельнике 42, с. 75 79 Один из ближайших к Ивану придворных, Митрофан, мог знать о покровительственном значении Козерога для Руси. Факт совпадения одного из счастливых чисел Козерога 8 с датой победоносной Куликовской битвы 8 сент. служил дополнительным свидетельством благотворного покровительства Козерога Руси. Приведенные выше соображения относительно дат памятей Сказания можно разложить на такие полочки 1Ни одна из дат памятей не соответствует 1380 г. по дню недели, включая центральную дату Куликовской битвы 8 сентября. Эпизоды, связанные с датами памятей кроме 8 сентября не имеют исторического значения, и моrут рассматриваться как придуманные автором Сказания см. также 36, с. 207 2. Три из четырех дат совпадают с тройкой так называемых счастливых чисел 8, 18, 28 Козерога, по некоторым источникам XVI в. астроло Сейчас Литвой и Латвией управляет Телец 39, с. 367 Калининградской областью Водолей, а покровительство Козерога распространяется на Сибирь 39, с. 368 137 гического управителя покровителя Москвы. Математическая вероятность случайности совпадения чисел Козерога с датами памятей очень мала. Поэтому нельзя исключать, что автор Сказания намеренно подверстал к действительно счастливой для Москвы дате Куликовской победы 8 сент. и два других числа 18, 28 Четвертое число 27 получается автоматически как разность между суммой чисел памятей 8+ 18+28+27 8 1и суммой чисел Козерога 8+ 18+28 54 8 154 27. Автор Сказания расположил даты памятей с днями недел t включая память Рождества Богородицы 8 сентября день Куликовской битвы, в промежутке 20 ти дней. Почему памяти не разбросаны по всему произведению, а сконцентрированы в удивительной близости друг к другу Нельзя ли это расположение памятей и сумму их дат рассматривать в качестве ключа к замку шифру оставленному автором Сказания 3. Особенности такого ключа диктуют направление поиска соответствующего замка Так как по дням недели даты памятей не соответствуют 1380 г., то ключ задает одной из первоочередных задачу выявления временных интервалов, в которых памяти по датам и дням недели следуют в том же порядке, что и в Сказании С учетом гипотез о времени написания произведения целесообразно ограничить поиск замка t периодом XV сер. XVI вв. Поиск выявил единственный интервал 1503 1508 гг., в котором ключ соответствует замку а памяти в обрамлении Куликовской даты 1503 г. 8 сент., пятн. и 1508 г. 8 сент. пятн. идут в последовательности Сказания 1504 г. 18 авг., вое. 1506 г. 27 авг., чет. 1507 г. 28 авг., суб. б сумма малых годов лет интервала 1503 1508 гг. в эре от СМ по мартовскому стилю 70 70 16 гг. равна 8 + 12+ 13+ 14+ 15+ 16 8 1 4. Такое совпадение трудно считать случайным. Очевидно, перед нами редкий образец зашифровки хронологической информации в средневековом художественном произведении. Эта информация не имеет отношения к содержанию Сказания не добавляет к нему новых данных а только вносит разнобой в исторические эпизоды, связанные с датами памятей Зашифровка может иметь отношение ко времени создания произведения. Возможно, автор зашифровал время работы над Сказанием 1503 1508 гг. Почему он датировочный интервал не привел явно Здесь, очевидно, необходимо учитывать психологию средневекового автора. Создавая текст спустя около ста лет после отражаемых исторических событий, он ощущал себя их своеобразным участником и вольно или невольно передавал это ощущение читателям. Указание настоящей поздней даты Сказания могло помешать этому. 5. Датировка Сказания 1503 1508 гг. согласуется с результатами В Кучкина 1990 г. и Б Класса 1997 г Первый обосновывал, что произведение написано в начале XVI в., а второй, считая автором Сказания еп. Митрофана, относил время появления текста к 1507 15 18 гг., когда епископ возглавлял Коломенскую епархию. Новая датировка показывает, что Митрофан начал работать над Сказанием в 1503 г. в Москве, буду 138 чи архимандритом настоятелем Андроникова монастыря и духовником Ивана а закончил в 1508 г. в Коломне. Авторство Митрофана как будто бы подтверждает отсутствие в 1505 г. датировочной памяти. В 1505 г. умер духовный сын Митрофана великий князь Иван По этой причине Митрофан в том году, по видимому, меньше уделял внимания мирским делам, включая работу над Сказанием и исключил 1505 г. из числа лет, охваченных nамятями. 6. Кажется, что зашифровка времени написания Сказания 1503 1508 гг. сложна. Но только на первый взгляд. Сакраментальное число 8 1 автор мог получить сравнительно легко как аналог словесной датировки типа Начал писать в е, а закончил в 16 лето с учетом, что тексты датировались и малыми годами После этого число 8 1было разложено на слагаемые, отталкиваясь от триады Козерога 8, 18, 28 получилось 8, 18, 27, 28. На идею о привязке полученных чисел к памятям святых автора могло навести следующее совпадение и в 1503 г. начало работы и в 1508 г. окончание Рождество св. Богородицы 8 сентября приходилось на пятницу. Указать пятницу вместо действительной субботы для Куликовской битвы это значило предварительно датировать текст 1503 1508 гг. как бы сказав а Сказать в датировке б это найти дни недели для памятей святых промежуточных годов в ближайшем для 8 сент. августе 18 авr. 1504 г., 27 авг. 1506 г. и 28 авг. 1507 г. 1505 г. по причине смерти Ивана не брался в расчет 7. Как выбирались святые и устанавливались дни недели дат, примерно ясно. По святцам следовало, что 18 августа праздновалась память св. флора и Лавра, день недели этой даты в 1508 г. когда окончательно редактировалось Сказание был пятницей. Отсюда нетрудно установить, что за 4 года раньше, в 1504 г. 18 авг. с учетом скачка через один день из за високоса в 1508 г. было воскресенье, что и вошло в текст Сказания Аналогично, по святцам устанавливалось, что 27 августа праздновалась памmъ св. Пимена. Так как день недели этой даты в 1508 г. приходился на воскресенье, то нетрудно найти, что за два года раньше, в 1506 г. 27 авг. с учетом високоса в 1508 г. был че верr, что и вошло в текст Сказания Также по святцам выяснялось, что 28 авr. была память св. Моисея Мурина. Поскольку день недели этой даты в 1508 г. приходился на понедельник то нетрудно установить, что за год раньше, в 1507 г. 28 авr. с учетом високоса в 1508 г. была суббота, что и вошло в текст Сказания Не вставая от стола, автор Сказания за один присест мог определить, что 18 авг. 1504 г. в день св. Флора и Лавра было воскресенье, 27 авr. 1506 г. в день св. Пимена четверг, 28 авг. 1507 г. в день св. Моисея Мурина суббота, и эту информацию о днях недели внести в текст. Может быть, экономией усилий и объясняется сосредоточение памятей в августе неподалеку от 8 сент., когда еще были свежи в голове автора дни недели дат 18, 27, 28 авг., 8 сент. 1508 г., а не его стремлением облегчить потомкам задачу по расшифровке даты Сказания Хронологическая информация через памяти была внесена в текст после окон 139 чания работы над произведением, или после описания центрального события Куликовской битвы 8 сент. В таком случае понятно, почему эпизоды, связанные с августовскими памятями, расходятся с историческими событиями. Если бы памяти вносились в текст не спустя какое то время, а попутно ходу изложения, то больших сбоев в исторических трактовках могло не произойти. Итак, в разложенном по полочкам виде гипотеза о датировке Сказания 1503 1508 гг. кажется еще убедительнее. 7. Значение логического и астрологического осмысления явлений древнерусскими интеллектуалами в первые десятилетия XVI в. В Сказании еп. Митрофан Коломенский использует трактовку доброго часа в качестве необходимого, но не достаточного условия воинской победы. Так как оба противника победить одновременно не могли, то победа доставалась тому из них, кому лучше помогает его Бог. Таким образом, вера в добрый час, не отменялась, а как бы подчинялась официальной религии церкви. Тем самым управительная астрология обретала, право на существование в качестве своего рода предварительного усло вия боевых действий. В недобрый час сражений не следовало затевать вообще, а в добрый решающая роль отводилась не управительной астрологии, а божественному промыслу. В 20 х гг. XVI в. Максим Грек фактически включает со ссылкой на Матфея Властаря математику в разряд самоценного знания путем ее трактовки как необходимого, но не достаточного условия существования астрологии. В результате математика приобретала статус дисциплины на которую опиралась астрология имеющей право на независимое существование. Примерно в то же время, возможно, впервые в русской публицистике Филофей использует логический прием приведения к противоречию для доказательства несоответствия веры в злой час вере в Бога. Таким образом, в первых десятилетиях XVI в. на Руси активизировалась роль логического осмысления астрологии в системе духовных и научных математика представлений. Причем были выработаны логические подходы, частично реабилитировавшие управительную астрологию. Возникает еще одна проблема адекватности восприятия указанных суждений общественной средой того времени. По поводу сужений Филофея данных как будто бы нет. О том, что логика его доказательств была оценена по достоинству, есть сведения лишь от кон. XIX нач. ХХ вв. К. Голоскевич, В. Малинин Однако имеются факты по поводу неадекватного восприятия умозаключений Митрофана и Максима. В соответствии с Распространенной и некоторыми списками XIX в. Основной редакций Сказания о. Мамаевом побоище Боброк якобы заранее знал о счастливом восьмом часе, который должен был привести к победе русских. Однако при этом утрачивалась реальная ситуация равноправности сражающихся перед лицом доброго часа. Доброта седьмого и восьмого часа в равной степени ка салась как русских, так и ордынцев. 140 Этоrо не осознавали некоторые последующие древнерусские редакторы. Аналогичное неверное восприятие суждений Максима Грека демонстрируют авторы Азбуковников и редакторы их списков. Они отождествили математические знания с астрологическими, выхолостив истину о самоценности матиматикийских книг их независимости от астрологии. В обоих случаях неверного восприятия умозаключений Митрофана и Максима лежит общий дефект логического мышления неспособность различать необходимое условие от достаточного. По видимому, это является чертой обыденного, неразвитого в логическом смысле сознания. Возможно, таким донаучным мышлением обладали многие люди в средневековый период, и не только на Руси. Рассмотренные суждения Митрофана, Максима и Филофея показывают, что на Руси к 20 м гг. XVI в. существовали способы научного мышления, которые применялись в полемике теологе идеологического характера и художественном осмыслении военно исторических событий. Это свидетельствует о принципиальной неверности мнения западных ученых Р. Хелл и и др. о сплошной серости, малограмотности и интеллектуальной отсталости средневековой Руси. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1Иванов Вяч. Вс. Нейропсихологические модели и возможности их применения к истории русской средневековой культуры Московская Русь 1359 1584 культура и историческое самосознание. М., 1997. 2. Helle R. Late Мedieval and Ear 1y Modern Russian сivilization and Modern Newrosсienсe Московская Русь 1359 1584 культура и историческое самосознание. М., 1997. 3. Свинцов В. Н. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М, 1998. 4. Дмитриев Л Задонщина Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1 5. Истоки русской беллетристики. Л., 1970. 6. Дмитриев Л Сказание о Мамаевом побоище Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. 7. Рудаков В Духъ южны и осьмый час в Сказании о Мамаевом побоище Герменевтика древнерусской литературы Институт мировой литературы РАН. М., 1998. Сб. 9. 8. Сказание о Мамаевом побоище II Памятники литературы Древней Руси. ХIVсередина XV в. М., 198 1 9. Преображенский А Этимологический словарь русского языка. М., 1959. Т. 12. 1О. Александрия Роман об Александре Македонском по русской рукописи XV в. М. Л., 1965. Симонов Р Счастливый и несчастливый день, час Русская речь. 1995. 5. 12. Сочинею 1я преподобного Максима Грека. Ч 1Казань, 1860. 13. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 190 4. Коган МД., Понырко Н Рождественская М Описание сборников XV в. книгописца Ефросина Труды Отдела древнерусской литературы Институт русской литературы РАН. Л., 1980. Т 35. 15. Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М, 1863 Т 2 14 6 Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. 17 Дмитриев Л Лихачева 0 Историко литературный комментарий Сказания и повести о Куликовской битве Л., 1982. 18. Каменцева Е Хронология Учебное пособие. М., 1982. 19. Условие Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 20. Выгодский М Справочник по высшей математике. М., 1966. 2 1Клосс Б Об авторе и времени создания Сказания о Мамаевом побоище IN MEMORIAM Сборник памяти Я Лурье. СПб., 1997. 22. Сперанский МН. Злые дни в приписках Асеманова Евангелия Македонски преглед. София, 1932. Кн. 1 23. Симонов Р Русская астрологическая книжность XI первая четверть XVII века М., 1998. 24. Лихачев Д О филологии. М., 1989. 25. Симонов Р Стяжкин Н Историко логический обзор текстов Книга, глаголемая логика и Логика Авиасафа Научные доклады высшей школы Философские науки. 1977. 5. 26. Таубе М. Послесловие к Логическим терминам Маймонида и ересь жидовствующих IN MEMORIAM Сборник памяти Я Лурье. СПб., 1997. 27. Грамота архиепископа Генадия Новгородскоrо владыце Прохору Сарьскому Казакова Н Лурье Я Антифеодальные еретические движения на Руси XIV начала XVI в. М. Л., 1955. 28. Симонов Р Древнерусское значение понятий, восходящих к термину математика Историко математические исследования. М., 1990. Вып. 32 33. 29. Дмитриеf 1а Р Сказание о князьях владимирских Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. 30. Симонов Р Об использовании древнерусским книжником приема тонкой правки текста в Сказании о князьях владимирских Букинистическая торговля и история книги. М., Вып. 8. в печати 3 1Филофей. Послание о злых днях и часах Памятники литературы Древней Руси. XV первая половина XV в. М., 1984. 32. Голоскевич К. Астрология в России в XV XVI ев. и послание старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея На звездочетцы и на латыны Остров, 1897. 33. Колесов В Комментарий Домострой Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В Колесова. М., 1990. 34. Третье послание Курбского Ивану Грозному Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI в. М., 1986. 35. Кучкин В Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. 36. Памятники Куликовского цикла Гл. ред. БА Рыбаков, ред. В Кучкин. М., 1998. 37. Романова А Методика малого года для расчета круга солнца и луны в русской рукописи XV в. Букинистическая торговля и история книги. М., 1998. Вып. 7. 38. Симонов Р Описание календарной методики малого года в сербской рукописи около 1372 г. Букинистическая торговля и история книги. М., 1998. Вып. 7. 39 Саплин А Астрологический энциклопедический словарь Под общ. ред. Г.Е Куртика. М., 1994. 40. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XVI ев. Подготовил к печати Л Черепнин. М. Л., 1950. 4 1Соболевский А Переводная литература Московской Руси XIV XVII вв. СПб, 1903. 42. Симонов Р О причине появления единорогов на золотой монете Корабельнике Ивана Гербовед. 1997. 3 15 142 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Симонов Р.А. Логика и «управительная астрология» в «Сказании о Мамаевом побоище» (2000)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |