Абрамян Р.М.
Материалы к истории герба города Григориополь
// Гербовед. №44. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 50-55
Аннотация: Григориополь был основан в 1792 г. армянскими переселенцами из Кишинева, Каушан, Аккермана и других бессарабских городов, входивших тогда в состав Османской империи. Необходимо отметить, что российское правительство придавало большое значение переселению армян (и ,других христиан) на земли Северного Кавказа и Новороссии. При этом преследовались две основные стратегические цели: экономическое ослабление Турции с одной стьроны, и заселение новоприсоединенных территорий лояльным России населением, с другой. Колонистам гарантировалась свобода веро_исповедания, самоуправление, представлялись различные экономические льготы и т. д
Об авторе публикации/статьи:
Абрамян Рафаэл Михайлович (Москва) кандидат педагогических наук, редактор научного
альманаха «Армянская генеалогия»
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Абрамяна Р.М.в библиотеке найдено еще 11 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16512 знаков (с пробелами)
Р Абрамян, Москва
М4Т6РИ4ЛЪI К ИGТОРИИ Г6РБl
ГОРОД4 ГРИГОРИОПОЛЪ 1
Григориополь был основан в 1792 г. армянскими переселенцами из
Кишинева, Каушан, Аккермана и других бессарабских городов, входивших
тогда в состав Османской империи. Необходимо отметить, что российское
правительство придавало большое значение переселению армян и других
христиан на земли Северного Кавказа и Новороссии. При этом преследовались
две основные стратегические цели экономическое ослабление
Турции с одной стьроны, и заселение новоприсоединенных территорий
лояльным России населением, с другой. Колонистам гарантировалась
свобода вероисповедания, самоуправление, представлялись различные
экономические льготы и т. д.
Официальное описание Гриrориопольскоrо герба приводится в справочнике
П. П. фон Винклера Щит четверочастный с главою, малым щитком
в середине и оконечностью. В золотой главе щита помещен Государственный
герб, а в среднем, малом, пурпуровом, щитке изображение
образа Нерукотворного Спаса оконечность щита, в виде острия с вогнутыми
сторонами, имеет в серебряном поле, золотую, лежащую на пурпуровой
подушке, корону. В 1й зеленой, части щита серебряный агнец
несущий хоругвь, во 2 й, червленой части, орел имеющий в лапах скипетр
в 3 й, червленой части лев обращенный в левую сторону в 4 й, зеленой,
части серебряная гора с поставленным наискось знаменем Высочайше
утвержден 12 октября 1794 г. 2 см. рис. 1
Герб Григориополя достаточно самобытен и выделяется среди русских
городских гербов своей сложной композицией и нехарактерным набором
эмблем, значение которых официальное описание никак не объясняет.
Очевидно, что при составлении город кого герба использовались элементы
иной логично предположить армянской геральдической традиции. И
действительно, большую часть эмблем Гриrориопольского герба можно
назвать традиционными для армянской геральдики XVIII XIX вв. Приведем
их значение, как оно трактуется в многочисленных сочинениях о гербах царства Армянского той эпохи. 1Лик Христа Нерукотворный Спас Согласно христианской легенде
царь Армении Абгар Аршамян, современник Иисуса Христа, узнав о проповеди
Спасителя, отправил посланников в Иерусалим, желая больше
узнать о новом учении. Впоследствии, исцеленный Св. Фаддеем от изнурительной
болезни, царь принимает христианство. Посланец Абгара
Анан привез с собой в Армению изображение Лика Спасителя, хранившееся
в Эдессе и почитавшееся верующими.
2. Агнец означает принятие христианства царем Трдатом Аршакуни в
30 1г. а также проповеди Св. Григора Лусаворича Просветителя 50
З. О рел с державой реже с мечом, змеем в клюве и т языческий герб Аршакидов, знаменующий воинскую доблесть этого рода.
4. Лев герб династии Рубенидов, правителей Киликии. Использование
льва в качестве герба Киликийскими царями подтверждается среди
прочего и указаниями многочисленных европейских гербовников, т в
отличие от остальных эмблем эта не вымышлена З
5. Серебряная гора с поставленным наискось знаменем в других
вариантах описания гора Арарат с Ноевым Ковчегом 4 один из излюбленных
мотивов в армянской геральдике. Популярность данного символа
связана с цитатой из Священного Писания Остановился ковчег в седьмом
месяце, в семнадцатый день месяца, на горах араратских Бытие
8,4 и почитанием армянами Арарата как священной горы 5
Каждая из этих эмблем трактовалась как символ определенной эпохи в
армянской истории, и все вместе они составляют герб Царства Армянского изобретенный, как уже указывалось выше в XVIII в. см. рис. 2 5
Очевидно, составитель Григориопольскоrо герба был хорошо знаком с
армянской геральдикой той эпохи, информацию о которой он мог получить
от кого нибудь из армян, принимавших участие в создании колонии 6
Родовой rерб князей Сумбатовых
Два черновых рисунка родового герба князей Сумбатовых Gмбатовых
сохранились среди материалов к Сборнику неутвержденных гербов В.
Лукомского 7 Описания этих рисунков были составлены и опубликованы
И. В. Борисовым 8 Еще раньше материалами по неутвержденным гербам пользовался автор Кавказского гербовника В. Цихинский 9 рисунки
которого были использованы при оформлении IV ro тома Дворянских
родов Российской Империю 10 Таким образом, все известные нам
опубликованные изображения родового герба Сумбатовых восходят к ма
териалам собранным В. К. Лукомским.
Внимание автора привлек один из вариантов rерба с щитодержателями
копирующий герб Армянского Царствю XVIII в. см. рис. 6 По всей
видимости, таким образом, Сумбатовы подчеркивали свое не подтвержденное
документами происхождение от Владетелей Малой Армении Сопоставляя известные нам изображения и описания гербов Армянского Царства рис. 2 5 с гербом князей Сумбатовых, можно
уточнить ряд деталей последнего, плохо различимых на черновых рисунках
из Собрания неутвержденных гербов и составить новое описание Щит пятичастный с малым щитом в середине. В 1ом поле идущий агнец
со знаменем во 2 м летящий орел держащий в лапах скипетр ветвь 12 в 3 м идущий влево лев с саблей 13 у ног льва лежащие
скипетр корона и держава в 4 м гора Арарат с Ноевым Ковчегом, на
правом конце которого водружено знамя 14J в 5 м семиглавый дракон вишап 15 В малом щитке сияющий Лик Христов. Щитодержатели два
обернутых льва 16 Щит покрыт мантией и увенчан княжеской короной.
Цвета неизвестны. 5 1
ПРИМЕЧАНИЯ 1В основу статьи положен доклад автора, прочитанный на XII Международной
генеалога геральдической научной конференции. Москва. 20 ноября 1999.
2. Винклер n Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи.
М., 199 1С. 43.
3. На рис. 1видно, что в лапах лев держит какой то предмет, не упомянутый в
описании. В армянских гербах XVIII в. в лапах льва, как правило, изображался ключ,
либо булава.
4. Сравн. Описание герба Армянского города Григориополя Херсонской Губернии,
вновь 1Нязем Потемкиным Таврическим предположенного и устраиваемого Корона, лежащая внизу, означает Царское достоинство, одноглавый орел,
держащий в одной лапе Скипетр, знаменует дела Императора Армянского Артаксеркса
нерукотворный образ свидетельствует признание Христа, учиненное
Армянским Царем Авгаром Агнец показывает то время, когда Св. Григорий
просветил крещением Царя Тридата и всю Армению львы означают храбрые
подвиги Царя Армянского Рупинака ковчег Ноев, лежащийена горе Араратской,
значит то. что он принадлежит Великой Армении. Российский Императорский
герб в заглавии знаменует покровительство России Армянскому народу.
Подлинное подписал граф Платон Зубов
Собрание актов, отн00 1щихся к обозрению истории армян0 0го народа. Ч. 1М., 1833.
С. 193. См. также Ананян Ж Армянская колония Григориополь. Ер., 1969. С. 83.
5. По словам покойного Католикоса Всех Армян Гарегина 1Предание оное заняло
центральное место в духовности армянского народа. Наши древние хроники
выводят происхождение нашего народа от потомков Ноя, чем и объясняется привязанность
армян к этому преданию, которое сделало нашу землю библейской. Гора
Арарат и Ноев ковчег стали для народа символом вечности, знаком посещения
Бога в лице Ноя. Гора Арарат не раз вдохновляла армянских поэтов и художников,
потому что ассоциировалась с твердостью и с мужеством, а также с устремленностью
нашего народа к вечности Гуайта Джованни. Жизнь человека встреча
неба и земли. М., 1999. С. 92.
6. Таким человеком, на мой взгляд, мог оkазаться архиепископ всех обретающихся
в России армян Иосиф Аргутинский Овсеп Арrутян один из инициаторов
переселения армян из турецких владений. О том, что архиепископ был хорошо знаком
с геральдикой, свидетельствуют разработанные им проекты государственного
герба и орденов для Армянского царства, делу возрождения которого он посвятил
всю жизнь.
7. РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 3. Л. 149 150. Копии рисунков любезно предоставлены
Д Гулордава.
В. Борисов И Неутвержденные дворянские гербы Гербовед 4 16 1997.
С. 74. Гербы 146 и 146 а.
9. Цихинский В. Кавказский гербовник. Ч. 1Тавадские роды. Петроград., 1922 рукопись князья Сумбатовы С. 39. 10. Дворянские роды Российской империи. Т. 4. Князья царства Грузинского.
Под ред. С Думина, авторы тома С Думин и Ю Чиковани. М., 1998. С. 202. Цихинский В. Указ. соч. С. 39 Дворянские роды С. 20 1и др. 12. Орел с державой языческий герб Аршакидов рис. 15 вариант с ветвью
более не встречается, возможно, ошибка автора рисунка Орел в армянских гербах
XVIII XIX вв. изображался в нехарактерной для геральдики позе, и действительно
больше напоминал голубя. 52 13. У В. Цихинского в лапах у льва изображена булава. 14. У. В. Цихинского знамя отсутствует. 15. На рисунке В. Цихинского двуглавый орел, И Борисов описывает орла
с расnростертыми крыльями на самом деле в этом поле изображен семиглавый
дракон вишап символизирующий эпоху Тиграна Великого или династию Хайкидов рис. 3 5 16. У В. Цихинского львы не обернуты. Неточности, допущенные В. Цихинским
при перерисовке герба Сумбатовых, еще раз указывают на необходимость дополнительной
проверки приводимых им сведений.
Рис. 1Рис. 2.
Рис. З. Рис. 4. 53
Рис. 5. 54
Рис. 6. 55
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Абрамян Р.М. Материалы к истории герба города Григориополь (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|