Кузнецов А.Ю.
История городской геральдики Греции от древности до наших дней
// Гербовед. №41. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 3 (41). С. 64-70
Аннотация: Почти все греческие символы связаны с местночтимыми богами или полубогами-героями. Иногда эмблема была «говорящей», объяснявшей · название города (роза на эмблеме Родоса). Позднее эмблемы полиса стали связывать с какой-либо местной достопримечательностью или историческим событием.
Об авторе публикации/статьи:
Кузнецов А.Ю.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12506 знаков (с пробелами)
А Кузнецов, Москва
ИGТ РИЯ ГОРОДGКОЙ Г6РАЛЬДИКИ ГР6ЦИИ
ОТ ДР6.GПОGТИ ДО НАШИХ ДП6Й
Пифетер Афину ты забыл горододержицу
Эвельпид
Да неужели крепким будет город тот,
Где вместо бога женщина копье и щит,
Как воин, держит, а Клисфен кудель прядет Аристофан. Птицы Пер. А. Малецкоrо
Так в конце 5 века до н великий комедиограф Афин вышучивал
давно ставший общепринятым символ Афин изображение богини,
святилище которой некогда дало название городу. Древний миф объясняет
выбор Афины как покровительницы центра Аттики даром богини
местным жителям ее копье, воткнутое в землю, превратилось в
оливу, плоды которой заменили в каменистой Аттике хлеб и дали отличное
масло. Бог же Посейдон, таЮt е искавший место в Аттике, не
смог убедить в своем первенстве ее жителей, вызвав ударом трезубца
из скалы соленую морскую воду. Вождь Кекрон заметил, что море
плещется кругом, а оливы нигде до сих пор не было Так.появилось
на Акрополе святилище Афины, а много позже статуя Афины Промахос Воительницы работы Фидия, верхушка копья которой была видна
с кораблей, подплывавших к порту Афин Пирею и служила маяком.
Изображение мудрой дочери Зевса появилось на знаменах, парусах,
печатях и серебряных монетах. На оборотной стороне монеты изображали
священную птицу Афины сову.
Само понятие города Полис было слито в архаической и классической
Элладе с понятием государства, каждое из к торых включало
в себя городской центр ой кос и его округу хора У каждого города
госу дарства сложился свой общеупотребительный отличительный
символ в Фивах Геракл, натягивающий лук в Сикионе Химера,
побежденная героем Беллерофонтом на острове Эгина священная
морская черепаха в Элиде орел Зевса Олимпийского и оливковый
венок, присуждаемый победителям Олимпийских игр в Аргосе голова
Геры в уборе царицы богов в Псофиде олень, связанный с культом 64
героя охотника Мелеагра в фессалийской Лариссе скаковая лошадь,
которыми славился север Греции.
Почти все эти символы связаны с местночтимыми богами или полубогами
героями. Иногда эмблема была говорящей объяснявшей
название rорода роза на эмблеме Родоса Позднее эмблемы полиса
стали связывать с какой либо местной достопримечательностью или
историческим событием. Так, эмблемой аркадского города Мантинеи,
где в 4 веке до н произошла ожесточенная битва между фиванцами
и спартанцами, стала богиня Афина в боевом шлеме прежняя эмблема Одиссей с веслом в руке, научивший, согласно мифу местных
жителей мореплаванью эмблемой Родоса Колосс, Кносса на Крите
легендарный Лабиринт.
Прошли века. В Греции стране древнейшей в Европе городской
символики не вполне сложилась средневековая геральдика. Частая
смена властей византийских, латинских крестоносцев, венецианских,
турецких породила очень пестрые и кратковременные эмблемы.
Характерны гербовые щиты 14 века Коринфа и Салоник Фессалоник
На первом большой серебряный равносторонний крест, окруженный
четь 1рьмя такими же малыми крестами в красном п оле крест Св. Иоанна
на втором золотой крест в кр сном поле, окруженный четырьмя
огнивами византийским по происхождению символом, означающим
охрану святого креста от неверных и зла со всех сторон. Иногда
огнива трактуются как полумесяцы, звенья разорванной цепи или четыре
греческие буквы р, заглавные в словах царь царей, правящий
над царями Завитки огнива напоминают букву С сигма заглавную
в названии Салоник. Герб с крестом и четырьмя С образными завитками
сложился в это же время 14 век и в Сербии.
Остров Родос с 13 века был подчинен ордену иоаннитов, а затем
до конца 16 века оказался владением Венеции. С этим временем связывается
средневековый герб города и одноименного города серебряный
расширяющийся в концах крест в красном поле крест Св. Иоанна,
попавший таюке на герб Венеции.
Иерусалимский крест серебряный в лазоревом поле появился
как символ острова Крит и города Кандия Ханья таюке во времена
господства рыцарей крестоносцев. С конца 19 века, когда Крит добился
автономии у Османских властей, у острова крестообразный флаг с
серебряным крестом в голубом поле.
Тогда же был утвержден герб автономного Самоса, на котором щит
делится на три части. В верхней древняя эмблема золотая голова
льва в красном поле, в низу бык на луrу и пеликан со скипетром. 65
Абидос Аканф Амиклы Анхиал
Аполлон и я Aproс Афины Афины
Афины Галиnарнас Гераклея Горгиппия
Делос Дельфы Диоскуриада Диррахий
Додана Итан Кавала Керкира 66
Керкира Киэик Клазомены Книд
Кносс Коринф Кос Лариса J.
Локры Лутраки Магалоnоль Мантинея
Маронея Мегара Менда Месембрия
Месолонгион Мессена Милет Мирина 67
Митилена Неаполь Никосия Одесс
Олинф Пантикапей Парос Патры
Пергам П софида Родос Родос
Саламин Салоники Самое Сарды
Сикион Синопа Смирна Скепсис 68
Танагра Тиринф Троянополь Фанагория
Фасос Фесnии Фивы Филиппополь
Фокея Ханья Херсонес Хиос
Элевсин Элида Зное Эпидавр
Эретрия Эфес Эгина Янина 69
В Греции, ставшей независимой в 182 830 гг., долгое время не
было официальных городских эмблем. Но некоторые из них сложились
как раз в 19 веке. Символом города Месолон гиона Миссолунги где
началось освободительное восстание 182 1года, стал архангел Гавриил.
Дело в том, что восстание началось в праздник Благовещения 25
марта.
Постепенно город Афины становился общепризнанной европейской
столицей, и в конце 19 века была официально возрождена его древняя
эмблема изображение богини Афины в доспехах. Тогда герб имел
форму странного для Греции норманнского щита правящая королевская
династия была датской Афина изображалась серебряной в лазоревом
поле цвета национального флага и всаживала в землю копье.
После 19 17 г., когда в Греции первый раз низложили королевскую
власть, столичный герб приобрел более национальный вид. Щит
стал круглым как форма античной печати или византийский щит, появился
ободок с древним орнаментом и надпись ЛНМО Е A0INAIПN Народ Афинский Богиня теперь устремлена вперед с поднятым
щитом и коп.ьем на изготове.
После установле ия в 197 4 году демократического строя и всту ления
в 198 1году в ЕЭС геральдика Греции унифицируется в соответствии
с европейскими требованиями. Здесь приводятся некоторые из
употребляемых ныне официально городских эмблем. В основном они
имеют прототипами древние символы и круглую форму. Так, на современной
эмблеме Салоник изображен Александр Македонский и имеется
надпись Народ Салоник На эмблемы Керкиры крылатый конь
Пегас, Мирины на острове Лемнос горящий факел т это остров
вулканической активности и древнего культа Гефеста огни вулкана
зажигались как сигнальные маяки Город Лутраки в Коринфии символизирует
голова Зевса, Кавалу во Фракии изображение Филиппа Македонского,
чья резиденция Филиппы находилась поблизости. 70
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кузнецов А.Ю. История городской геральдики Греции от древности до наших дней (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|