Демин А.С.
Р.А. Симонов как исследователь Древней Руси
// Гербовед. №40. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 2 (40). С. 96-98
Аннотация: Доктор исторических наук, профессор Симонов Рэм Александрович хорошо известен своими научными трудами по вопросам древнерусской культуры. Уникальной особенностью его исследований является соединение истории математики и календаря с гуманитарными аспектами культуры, что требует хорошего владения материалом по древнерусской книжности в целом.
Об авторе публикации/статьи:
Демин А.С.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12303 знаков (с пробелами)
А Демии, д н., Москва GИМОПО.G к к ИGGЛ6ДО 1Т6ЛЬ
ДР6.GП6Й PVGИ
Доктор исторических наук, профессор Симонов Рэм Александрович
хорошо известен своими научными трудами по вопросам древнерусской
культуры. Уникальной особенностью его исследований является
соединение истории математики и календаря с гуманитарными аспектами
кулыуры, что требует хорошего владения материа.rюм по древнерусской
книжности в целом. Средневековое научное знание было
синкретичным, в нем тесно переплетались те направления мысли, которые
в новое время выделились в самостоятельные науки. Кроме
того, средневековая точная ученость разрабатывалась в русле так
называемых сокровенных знаний, теперь отошедших в область оккультных
дисциплин. Ученый, который сегодня изучает древнерусские
научные представления, неизбежно соприкасается с эзотерикой. Поэтому
в число исследовательских интересов Р Симонова входит
также изучение древнерусских сокровенных знаний. С учетом сказанного
кажется логичным, что основные труды Р Симонова представлены
тремя направлениями историей математики, историей календаря
и историей сокровенных знаний.
По истории математики Р Симоновым решены важные проблемы.
В первую очередь это касается творчества первого русского математика
Кирика Новгородца, жившего в XII в. Р Симонову принадлежит
единственная монография о Кирике как математике и компутисте,
изданная в 1980 г. Этот труд Р Симонова пробудил дополнительный
интерес к творчеству древнерусского математика. Причем не только в
России, но и за рубежом. Из числа иностранных ученых в последнее
время этой теме посвятила свою работу болгарка Т. Славова. Она попыталась присвоить творчество Кирика, выдвинув гипотезу о том,
что его трактат Учение им же ведати человеку числа всех лет 36 г.
был переписан с некоего древнеболгарского оригинала конца IX или
начала Х вв. Р Симонов параграф за параграфом проанализировал Учение полностью доказав, что расчеты, составляющие существо
текста, относятся к 36 г., и не могли появиться в кон. IX или нач. Х вв.
При этом им обосновывается, что в Древней Руси культура арифметических
вычислений стояла на высоком уровне.
Р Симонову принадлежит открыти публикация и сравнительноисторическое
исследование нового древнерусского текста, точно датированного 38 г., с расчетами кириковского уровня. Этот второй по 96
еле Учения текст является научной репликой или откликом на трактат
Кирика. Его значение велико как документального сЕ идетельства
того, что выдающийся математик Кирик не был на Руси одинок.
Р Симонов таюке обосновал, что перевод Цифирной счетной
мудрости сделан Николаем Булевым в первоначальном варианте ок. 1520 г. Ему таюке принадлежит расшифровка важной арифметикобогословской
приписки, сделанной тогда же просвещенным боярином
Федором Карповым.
Р Симонов дал теоретическое обоснование существования
древнерусского счетного приспособления типа архаического абака счета костьми которое в 1985 г. получило археологическое подтверждение.
В дополнение к этому в английском математическом произведении
XVII в. он нашел описание счета торговцев аналогичного
сделанной им реконструкции счета костьми
Работы Р Симонова по истории математики опираются на глубокое
знание древнерусской книжности. Они значительно дополняют наши
знания о математике Древней Руси.
Исследования Р Симонова в области истории календаря связаны
с древнерусской математикой. В основном, они направлены на реконструкцию
методов вычислительной хронологии и пасхалистики. Автор
обосновывает вывод о первостепенной роли в развитии арифметики
на Руси календарных вычислений. Принципиально новым в работах
Р Симонова является заключение о самостоятельных пасхальных
расчетах на Руси, тогда как ранее считалось, что в стране использовались
готовые пасхалии, завозимые из Византии или Рима. Ряд его
работ связан с реконструкцией пасхальной методики малого года
уходящей корнями в практику византийских компутистов конца XIII в.
На Руси эта методика предстает в рациализированном виде, судя по
раскрытому Р Симоновым трактату 1362 г. Высокий уровень календарных
вычислений сохранялся в средневековой русской культуре
неизменно, о чем, в частности, свидетельствует изученный им новый
календарный текст 1586 г. из материалов Ионы Соловецкого.
Труды Р Симонова по истории сокровенных знаний переплетаются
с древнерусской математикой и календарем. Ярко об этом свидетельствует
открытый им астрологический вечный календарь в древнерусской
рукописи конца XV начала XVI вв. Идея этого календаря
состоит в быстром определении хронократоров управителей любого
часа произвольно взятой даты число, месяц, год юлианского календаря.
Технологически математическая точность получения астрологических
выводов на основе этого источника обусловлена использованием
того же табличного инструментария, каким на Руси рассчитывалась
Пасха. Аналога этому астрологическому календарю в мирной 97
книжности пока не обнаружено. Не исключено, что он является местным
оригинальным славяне русским изобретением, синтезирующим в
себе календарно арифметические и сокровенные знания. Осмысление
источников, открытых или вновь проанализироЕ анных Р Симоновым,
подтверждает предположение о том, что центральное место в
системе сокровенных знаний на Руси играла астрология. Вместе с тем,
по новому им характеризуется сам процесс усвоения астрологических
знаний. По видимому, до XVIII в, на Руси не имело распространения
составление расчетных гороскопов, которое культивировалось на Западе
и до сих пор занимает в астрологии центральное место. На Руси
использовалась уходящая в седую древность управительная астрология,
nородившая веру в счастливый и несчастливый день, час. Причем
эта вера опиралась не только на случайные произведения народной астрологии, но и на традицию точных званий по математике
и календарю.
Труды Р Симонова представляют несомненную важность для
уяснения феномена древнерусской культуры, особенно в связи с недостаточной
изученностью ее составляющей, связанной со счетом,
календарем и сокровенными знаниями.
ДЕМИН Анатолий Сергеевич, доктор филологических наукJ
профессор, заведующий Сектором древнерусской литературы
Института мировой литературы им. А Горького Российской
Академии наук, г. Москва.
Р Симонову
Не знаю, как все получилось,
Но знаю лишь до нашей эры
Тому водилися примеры.
В нем как то все соединилось
Историк значит, человек,
А математик ЭВМ.
Пришел и удивляет всем
Профессор РЭМ Эпиграмма на Р Симонова. Из сборника поздравлений с Новым 198 1г.
от коллег Кафедры книжного дела и пропаганды книги МГУП 98
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Демин А.С. Р.А. Симонов как исследователь Древней Руси (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|