Громов М.Н.
Р.А. Симонов как историк естественнонаучной и философской мысли Древней Руси
// Гербовед. №40. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 2 (40). С. 94-95
Аннотация: Работы Р .А. Симонова по истории математики показывают, что на протяжении всего русского средневековья XI-XVII вв. интерес к рационалистическим представлениям, возможно, восходящим к капподокийским философствов-аниям, отражавшим позитивное отношение к античным культурным традициям, на Руси не ослабевал.
Об авторе публикации/статьи:
Громов М.Н.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8720 знаков (с пробелами)
М Громов, д п., Москва
P.l GИMOHO.G Kl K ИGТ РИК
6GТ6GТ.G6ПНОПl УЧПОЙ И ФИЛОGОФGКОЙ
МЫGЛИ ДР6.GП6Й РУGИ
Р Симонов, доктор исторических наук, известен своим научным интересом
к вопросам формирования древнерусской естественнонаучной
мысли. В условиях религиозного идеологического диктата духовная
книжность на Руси приобрела отчетливый христианский облик. Фактически
единственным произведением, написанным без использования типичной
церковной фразеологии, является Учение им же ведати человеку числа
всех лет Кирика Новгородца 36 г Это оригинальное сочинение свидетельствует
о наличии на Руси рационалистически мыслящих ученых,
что также подтверждается открытием Р Симонова нового математического
текста 38 г., который свидетельствует о существовании феномена
ученой состязательности в такой среде. Оба математических текста 36
и 38 гг. говорят о том, что их научная методология соотносима с элементами
пифагореизма, стрронники которого полагали, что все выражается
и познается числом.
Работы Р Симонова по истории математики показывают, что на протяжении
всего русского средневековья XI XVII вв. интерес к рационалистическим
представлениям, возможно, восходящим к капподокийским философствов аниям,
отражавшим позитивное отношение к античным культурным
традициям, на Руси не ослабевал.
Работы Р Симонова по истории календаря также имеiот важное значение
для уяснения особенностей древнерусского философского пространства Хронология не имеет надежной опоры в библейских текстах.
Занятие ею, с точки зрения некоторых христианских ортодоксов, если не
есть решительно еретическая деятельность, то достаточно сомнительное
творчество. Первые славянские учителя Кирилл и Мефодий, по видимому,
имели на этот счет иное мнение. Судя по житию Кирилла, он активно занимался
хронологией. Р Симонов в своих исследованиях показывает,
что календарно хронологическая традиция на Руси связана с кирилломефодиевским
идейным влиянием. В таком свете становится понятной
определенная самостоятельность древнерусских разработок в области
расчетной пасхал истики, их независимость от византийских образцов например, в отношении пасхальной методики малого года Любопытно,
что на Руси эсхатологические ожидания конца света в 1492 г. 7000 лет
в эре от СМ воспринимались скорее календарно, а не символически, как
это было во многих других странах.
Труды Р Симонова по истории сокровенных знаний раскрывают, насколько
органично древнерусские точные науки были связаны с эзотери 94
кой. Впервые им был найден и изучен текст, свидетельствующий об использовании
в управительной астрологии на Руси по видимому, с XV в.
точных календарно арифметических методов. Это ставит под сомнение
взгляд о распространении подобного инструментария на Руси лишь благодаря
ереси жидовствующих и в связи с переводом на русский Шестокрыла Указанный важный результат Р Симонова открытие им астрологического вечного календаря свидетельствует о том, что роль сокровеннь Iх знаний в идеологии Древней Руси была более значительной, чем
представлялось до сих пор. Обычно в историографии сакральные мотивы
древнерусской культуры обусловливаются распространением христианства
и сохранившимися реминисценциями языческих верований. Считается,
что русская церковь успешно боролась с явлениями теоретического эзотеризма,
загоняя сокровенные знания в разряд маргинальных, неразвитых
представлений. Открытие Р Симонова доказывает, что такого триумфа
церковь в древнерусском общественном сознании не имела. Область точного знания, связанная с математикой и календарем, оставалась
наиболее независимой, свободной от церковной духовной экспансии. Эта
область служила основой конструирования научного каркаса для тех элементов
эзотеризма, которые отражались в бытовых и когнитивных представлениях
древнерусского общества. Следовательно, теоретический и
практический эзотеризм на Руси опирался не исключительно на маргинальные
слои общества, как о том извещалось официальной церковью, а
на передовую для своего времени науку. Вот почему в церковных постановлениях например, Стоглаве 155 1г. наряду с астрологией, магией и
пр., осуждались такие научные дисциплины, как геометрия и астрономия,
а в Азбуковниках математические книги предавались решительному
осуждению.
Работы Р Симонова, написанные на основе изучени новых источников,
требующих специальных знаний, имеют важное значение для уяснения
не только средневековых точных наук, но и для истории философской
и естественнонаучной мысли в целом.
ГРОМОВ Михаил Николаевич, доктор философских наук, профессор,
заведующий Сектором истории русской философии
Института философии Российской Академии наук, г. Москва. 95
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Громов М.Н. Р.А. Симонов как историк естественнонаучной и философской мысли Древней Руси (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|