Курков К.Н.
Геральдическая эмблема Круглого Стола
// Гербовед. №39. (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2000. № 1 (39). С. 74-79
Аннотация: Идея создания своего рода «дворянской гостиной)) салона, в котором можно было бы встречаться, обсуждать различные проблемы, задавать вопросы о деятельности Союза потомков российского дворянства, высказывалась давно. В 1996 г. появились первые признаки ее реализации и оформления в виде создания так называемого «Круглого стола» Российского Дворянского Собрания (КС РДС).
Об авторе публикации/статьи:
Курков Константин Николаевич (Москва) действительный член Российского Дворянского Собрания, член-корреспондент
Историко-Родословного Общества в Москве, зав. архивом
и ассистент кафедры истории и политологии Московского
государственного агроинженерноrо университета им. В.П. Горячкина
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Куркова К.Н.в библиотеке найдено еще 11 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26201 знаков (с пробелами)
К Курков, к н., Москва
Г6Р4ЛЬДИЧ6GК Я ЭМБЛ6М4
КРУГЛОГО GТОЛ4
Идея создания своего рода дворянской гостиной салона, в котором
можно было бы встречаться, обсуждать различные проблемы, задавать
вопросы о деятельности Союза потомков российского дворянства, высказывалась
давно. В 1996 г. появились первые признаки ее реализации и
оформления в виде создания так называемого Круглого стола первое
заседание которого состоялось в апреле того же года. Участники ежемесячных
заседаний Круглого Стола Российского Дворянского Собрания КС
РДС интересовались проблемами ремонта здания РДС, вопросами взаимоотношений
членов Союза потомков между собой, участием РДС в выработке
и принятии Государственной думой Российской Федерации законов
о реституции, о государственной символике России, о защите русского
языка от засорения его англицизмами, американизмами и проч.
Работа Круглого Стола проводилась в полном соответствии с Уставом
РДС, ведущими задачами которого являются Ч. Ст. З, п. з реализация
и защ та прав и свобод, а также интересов потомков д орян По ст.
4 Устава, для реализации своих задач Союз финансирует, участвует и
содействует организации проведения всевозможных вечеров, встреч а
также иных культурно массовых и информационных мероприятий
Положение о Круглом Столе Союза потомков российского дворянства Российского Дворянского Собрания было пр нято на 10 м заседании КС
РДС 20 ноября 1997 г., согласовано с вице предводителем Кн. В Лопухиным
27 ноября 1997 г., и в тот же день утверждено Предводителем РДС
Кн. А Голицыным.
Наличие геральдического знака КС РДС соответствует ст. 1З Устава,
согласно которой Союз может иметь в качестве символов свои эмблемы,
вымпелы и флаги
В качестве опознавательного гербовидного знака, прежде всего заставки
для текста своих публикаций, Круглый Стол избрал геральдическую
эмблему, идея создания, текст описания и приложенное к нему графическое
изображение которой принадлежат автору этих строк.
Гербовая эмблема КС РДС состоит из правильного круглого дискообразного
лазоревого щита, в коем помещены золотая дворянская корона,
помещенная над расположенным в середине щита в столб так называемым
Крестом короля Артура того же цвета. Щит поддерживают два червленых
дракона с высунутыми языками, опирающимися одной лапой на
золотую ленту с латинским девизом Veritatem quaero и датами 46 1г.
и 1996 г. лазоревого цвета рис. 1
В основу гербовой эмблемы Круглого Стола легко прежде всего зримое
воплощение идеалов рыцарства, заложенных, как принято считать, леген 74
дарным королем Артуром Британским 475 539 537 гг. основателем и
возглавителем раннесредневекового государства, опиравшегося на равноправный
рыцарский союз. Именно в силу приоритетности принципа равноправия
всех лиц благородного, дворянского происхождения в союзе
потомков российского дворянства щит гербовой эмблемы символизирует
сам Круглый Стол, не имеющий ни главы, ни менее почетных концов и
углов, но предполагавший равенство всех за ним сидfrщих. Историки считают,
что артуровские легенды положили начало представлениям о круглом
столе как об особом символе равенства и благородства. Одним из
наиболее распространенных элементов мифологической символики издревле
считалось фигура круга. Она чаще всего олицетворяла идею единства,
законченности и высокого совершенства 1Легендарный стол,
если верить средневековым рыцарским романам, был сооружен Мерлином.
Стол воспринимался как знак округлости мира имелось в виду
средневековое представление о дискообразной форме нашей планеты
Но стол также символизировал братство королевской дружины. Он был
установлен для пресечения местнических распрей Отсюда и пошло выражение заседание за круглым столом Оригинал Круглого Стола Артура, состоящий из 122 дубовых блоков,
диаметром 5,5 м и весом 12 тонны, можно увидеть прикрепленным к западной
стене древнего собора в Винчестере городе, расположенном в
ста километрах от Лондона. Именно в Винчестере, называвшемся некогда
Камелотом, заседали за знаменитым столом король и его рыцари. Камелот
был не только королевской столицей, но и центром английского христианства.
Однако многочисленные экспертизы относят создание винчестерского
стола не к V VI вв., т не к артуровской эпохе. А к временам
короля Генриха или его сына Эдуарда I Длинноногого, к середине XIII в.
Роспись стола относится уже к эпохе ТюАоров, к правлению Генриха VIII
считавшего Артура своим предком. Двенадцать из двадцати четырех частей
стола выкрасили в зеленый цвет, двенадцать в желтый. Подобно
лучам, расходятся они от центра, украшенного изображением соединенной
белой розы Йорков и алой розы Ланкастеров, по краям имена 24 рыцарей
Круглого Стола. Над розами портрет молодого Генриха VIII в образе
самого Артура
Именно за Круглым Столом король и его рыцари узрели Святой Грааль
Священную чашу с кровью Спасителя, о которой будет подробнее рассказано
ниже.
Вполне возможно, что сам Артур является наделенным библейскими
чертами фольклорным героем, хотя в отдельных исторических трудах он
фигурирует как реальный британский монарх. Не случайно столь велика
художественная литература, использовавшая легенды артуровского цикла.
На русском языке выходили как сами легенды, так и переводы широкого
спектра произведений, опирающихся на него от сатиры Марка Твена
до новейших документальных романов3 Но главной из артуровских
работ является, конечно, книга Смерть Артура сэра Мэлори, собравше 75
го и объединившего в ней все дошедшие до того времени XV в. легенды
об Ар туре по заказу монахов одного из винчестерских монастырей.
Вернемся к геральдической эмблеме КС РДС.
Золотая дворянская корона в лазоревом поле общепринятый символ
РДС. Помещавшийся, например, во вновь утвержденных гербах и гербовых
экслибрисах членов этой общественной организации см. Гербовед. 1993. N2 2 4 С. 78 82. Цв. илл. Л. 18 19 Геральдические ведомости. 1993. 1С. 3 6 1994. N2 15 С. 7 8 З 7 С. 7 8 1995. 19 С. 7
8 2 10 С. 7 8 З С. 5 6 Крест своеобразной формы, являющийся
главной фигурой щита, избран в память о короле Артуре и повторяет
изображение на его гробнице в Гластонберийском монастыре4 Золотой
металл креста соответствует его наименованию, т золото традиционно королевский цвет см. рис. 2
Конечно, логичнее было бы поместить в щите герб короля Артура, но
во первых, Круглый Стол РДС непосредственного отношения. к британским
королям не имеет, а крест с надгробия напоминает о духовном наследии
Артура которого легенды, как христиан с к о r о короля, противопоставляют
вождям окрестных языческих племен и, во вторых, герб собственно
Артура неизвестен Упоминается лишь щит его племянника, сэра
Гоуэна гавейна в центре которого изображалась пятиконечная звезда
лоrров коро.s евство Артура именовалось королевством лоrро 3 одного
из британских племен
Червленые драконы, аналогичные геральдическим щитодержателям
также напоминают об Артуре, на этот раз о его дяде по отцу Пендрагоне Драконья голова после гибели брата отец Артура король Утер
также принял прозвание Пендрагон давшем условное наименование
всей артуровской династии. Этот символ восходит к красному дракону
Уэльса. Символ дракона был принесен в Британию римлянами, которые
несли его изображение на своих знаменах, древние бритты сделали дракона
своим символом борьбы с саксонскими захватчиками, у кельтов он
символизировал способность внушать ужас, а также непобедимость, а
отсюда независимость
5
Латинский девиз Veritatem quaero Ищу истину отражает как цели
Круглого Стола Союза потомков российского дворянства, так и воспоминание
о мерлине. Сэр Томас Мэлори писал, что когда Мерлин решил
сделать Круглый Стол, он сказал Те, кто будет рыцарями Круглого Стола,
познают Святого Грааля
Вообще тема Св. Копья и Св. Грааля проходит красной нитью не только
через артуровский цикл, но и через все духовное на следие Средневековья.
Характерные символы Грааля Святая кровь Христа, Священное
Копье, Чаша, блюдо крышка которое ее накрывает.
Легендам о Граале положил начало рассказ о том, как Св. Иосиф Аримафейский,
один из учеников Христа, после распятия взял чашу, использовавшуюся
Спасителем для учреждения евхаристии, и собрал в нее несколько
капель Святой Крови из раны, оставленной копьем Лонгина т 76
Святое Копье 6 Этот рассказ помещен в апокрифическом Евангелии от
Никодима.
Позднее, согласно произведению средневекового поэта Вольфрама
фон Эшенбаха Парсифаль лежащей в основе одноименной оперы Р. Вагнера Св. Копье и Св. Грааль было дано найти и узреть только одному
из рыцарей короля Артура сэру Персивалю иск женное Парсифаль
Согласно учениям мистиков чаша Грааля со Святым Копьем, символизирующим Древо Познания находятся в том же соотношении, что и мировая
сфера с осью, соединяющей полюса см. рис. 3
Однако какое отношение все это имеет к королю Артуру Позволим
себе предположить, что Артур фиrура символическая. Загадка заключена
в самом его имени. Артус ранее Артур лат. Arthurus, по позднейшей
этимологии Арт ур Art ur на кельтском означает большой медведь 7
Но, оказывается, в эзотерическом плане два медведя, повернувшиеся
друг к друrу, символизируют два противоположных полюса, образуя тем
самым мировую ось медведи выступают эквивалентом Святого Копья,
которое, как мы уже видели. имеет ту же символику оси 8 Лучше всего медвежью геральдическую символику в сочетании с граалевской
символикой выражает герб горного края Сабартез в Окситании Северные
Пиренеи Именно в этом районе укрывались преследуемые за свою ересь
альбигойцы, будто бы хранившие и спрятавшие здесь же Грааль. Герб
Сабартеза выглядит следующим образом В червленом поле щита серебряное
солнце. в центре которого золотая чаша с развернутыми се ребряными
крыльями. Щит держат два обращенных друг к другу черных
медведя с червлеными языкам рис. 4 Круглый же Стол мог означать
чашу Грааля или ее крышку вид сверху
Какова дальнейшая судьба Грааля Остался ли он в одной из горных
пещер или гротов Окситании, или продолжил свой путь через Пиренеи
куда Свет на это проливают некоторые обстоятельства, касающиеся героев
нашей предыдущей статьи Герб Дон Кихота
В 1939 г. французский дипломат Анри Колле, атташе по культуре в
Мадриде. перелистывая в монастырской библиотеке Эскориала Библиографию Ламанчи наткнулся на два нотариальных акта, составленных
в XVI в. в Аргамасилье неким Алонсо Кихано, ставшим прообразом героя книги Сервантеса. Анри Колле отправился в Аргамасилью и обнаружил,
что еще жив последний потомок Алонсо Кихано дон Родриго Пачеко,
обладатель богатой библиотеки, слывший большим эрудитом. Он то и
рассказал Колле историю, поразившую дипломата. Дон Кихот по его словам, был книгой с подтекстом за фасадом сантиментально
сатирического романа скрывалось повествование о странст.
виях Грааля. Алонсо Кихано, послуживший прообразом главного героя
романа, знал об этом.
В в. Грааль большая чаша, высеченная из камня, и размером и
формой напоминавшая большой апельсин. из Рима, где он находился,
достав iЛи в Арагон. В середине XIII в. была сделана копия чаши, поме 77
щенная в соборе в Валенсии и случайно разбитая в 17 44 г., ровно через
500 лет после падения альдиrойской цитадели Монсеrюр, завершившей
крестовый поход против еретиков. Настоящий Грааль, заключенный в ковчег
из слоновой кости, был увезен в пещеру Монтесинос на речном островке
Баратариа. Оба эти места упомянуты в Дон Кихоте В Испании
этот факт, по словам дона Родриго, был известен нескольким Посвященным,
в том числе его предку Кихано9
Дата слева от девиза в эмблеме КС РДС 46 1г. год образования
Круглого Стола королем в Кардуэле справа от девиза 1996 г. год
учреждения Круглого Стола при Союзе потомков российского дворянства.
В Положении о КС РДС содержится идея равенства присутствующих на
его заседаниях, эта же идея выражена в форме щита его геральдической
эмблемы. Как и при короле Артуре, Круглый Стол выполняет функцию не
законодательно или, тем более, судебного, но совещательного органа.
Предложенный автором настоящей статьи проект эмблемы с приложением
соответствующего ее графического изображения был согласован с
Департаментом Герольдии РДС, и после обсуждения и непродолжительных
прений принят на 14 м заседании КС РДС 19 марта 1998 г.
Члены Круглого Стола РДС считают, что Круглые столы это вовсе
не место для выплескивания властных амбиций, политической трескотни и
самолюбования Уинстон Черчилль однажды сказал, что на заседаниях Круглого Стола у него частенько создается впечатление, что он находится
в бане, где все равны в своей естественной наготе. Британский премьер
всегда отличался острым юмором 10. 14 апреля 1999 г. исполнилось три года со дня открытия Круглого Стола
РДС. Примерно полторы тысячи лет назад, поздней весной, король Артур
и его рыцари, собравшись за Круглым Столом, узрели Святой Грааль
ПРИМЕЧАНИЯ 1Трофимов А. 1500 лет Круrлым столам Мир новостей. 1998. 12 сентября. 37 247 С. 2 1
2 Шевцов Н. Жил был король Артур Труд. 1997. 9 авrуста. 146 22886 С
3 Грин Р Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола Вокруг света. 198 17. С. 40 47 No 8. С. 52 58 9. С. 49 56 10. С. 52 58 Позднее вышли
отдельной книгой Твен М. Янки при дворе короля Артура. Минск, 1956 Куликов А.
Меч и судьба. М., 1993 Рио М. Мерлин. Роман. М., 1995.
4 Этот крест, с надписью HIсIAсEТ SEPUL TUS IHсLITUS REX ARTURIUS
IHIHSULA AVALOHIЛ воспроизведен в труде Гальфрида Монмутского История
бриттов М., 1984. С. 65 вышедшем в серии Литературные памятники со ссылкой
на книrу В. Кэмдона. Автор выражает свою признательность А Лу.
5 Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997. С. 305.
6 См. об этом Равенскрофт Т. Копье судьбы. М., 1998.
7 Broсkhaus Konversations Lexikon. ln seсhzehn Banden. 1Bd. Berlin u. Wieп, 1892.
S. 955.
8 Сед Ж., де. Тайна катаров. М., 1998. С. 144.
9 Там же. С. 145 147. 10 Трофимов А. Указ соч. 78
Рис. 2. L
Рис. 1
Рис. 3. Рис
Рис. 1Геральдическая эмблема Круглого Стола Российского Дворянского
Собрания.
Рис. 2. Изображение креста на гробнице короля Артура. Иллюстрация
из книги Вильяма Кэмдона Британия 1607 г.
Рис. З. Чаша Грааля со Святым Копьем.
Рис. 4. Герб горного края Сабартез в Окситании Северные Пиренеи В червленом поле щита серебряное солнце, в центре которого золотая
чаша с развернутыми серебряными крыльями. Щит держат два обращенных
друг к другу черных медведя с червлеными языками 79
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Курков К.Н. Геральдическая эмблема Круглого Стола (2000)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|