Лазарев С.А.
Памятники культуры и архитектуры в символике нарукавных знаков форменного мундира
// Гербовед. №37. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 5 (37). С. 52-55, цв. вкладка 1
Аннотация: Продолжая разговор о символике нарукавных знаков, автор обращает внимание читателей на небольшую группу знаков, в которых городская геральдика успешно заменяется известными городскими достопримечательностями.
Об авторе публикации/статьи:
Лазарев Сергей Анатольевич (Санкт-Петербург) кандидат исторических наук; старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Лазарева С.А.в библиотеке найдено еще 15 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20086 знаков (с пробелами)
С Лазарев, Санкт Петербург
ПА.МЯТНИКИ культуры И РХИТ6КТУРЫ
G GИМ.GОЛИК6 П РУК GПЫХ ЗПА.КО.
GФОРМ6НПОГО мундИ.Рl см. илл. на 1й стр. цв. вкладки
Продолжая разговор о символике нарукавных знаков 1автор обращает
внимание читателей на небольшую группу знаков, в которых городская
геральдика успешно заменяется известными городскv ми достопримечательностями.
Эти знаки собранные вместе дают представление еще об
одном направлении пусть не очень заметном в развитии символики нарукавных
знаков. Все знаки из этой группы должны иметь одну, но важную
особенность помещенные на них городские достопримечательноеn 1должны
быть хорошо известными и легко узнаваемыми. Это особенно важно в
связи с тем, что размеры самих нарукавных знаков за редким исключением
невелики. В тоже время эти памятники не должны заслонять собой
остальные фиrуры на знаках, а обязаны подчеркивать всю символику знака.
К числу таких знаков о rносится нарукавный знак Военно строительного
управления города Москвы рис. 1В центре знака, на груди двуглавого
орла размещенного на бело сине красном фоне имеется изображение
главной башни московского кремля Спасской, эта башня была построена
в 149 1г. итальянским архитектором Пьеро Антони Солари. Высота ее 7 1м.
Перооначальное название башни Фроловская было дано по названию
церкви Фрола и Лавра, находившейся поблизости. С 1658 г. стала называться
Спасской, поскольку со стороны Кремля на ней была установлена
икона Спаса Нерукотворного. В 1625 г. на Спасской башне появились часы
с боем куранты Надо отдать должное автору авторам этого знака,
которые смогли в одном знаке соединить сразу два нагрудный знак Отличник военного строительства и нарукавный знак ФАПСИ Федеральное
агентство правительственной связи и информации Сопоставив
эти два знака, внимательный читатель без труда увидит нарукавный знак
Военно строительного управления города Москвы. Надо обладать очень
хорошим зрением, чтобы в нагромождении башенных кранов и вновь
строящихся высотных домов разглядеть один из символов Москвы Спасскую
башню. Для тех же, кто не смог увидеть этот элемент знака, по его
окружности дана поясняющая надпись Военно строительное управление
города Москвы
Другим знаком, где встречается еще один архитектурный элемент столицы это нарукавный знак один из вариантов личного состава отдельного
кремлевского полка ныне Президентский полк рис. 2 В центре знака
изображен мерлон элемент кремлевской стены, которая простирается
на 2235 м и, в зависимости от рельефа местности, высота стены колеб 52
лется от 5 до 19 метров. По верху стены проложен так называемый боевой
ход, который снаружи прикрывают характерные двурогие зубцы мерлоны.
Мерлон, изображенный на знаке, легко узнаваем и гармонично сочетается
с другими элементами знака. В основе нагрудного знака
в служащих Президентского полка крест из четырех мерлонов зубцов
покрытых красной эмалью. В центре этого креста гюмещены два золотистых
посольских топорика2
Несколько больше используется городская символика в северной
столице Санкт Петербурге. Одной из его исторических достопримечательностей
является Петропавловская крепость. Закладка крепости была
произведена в конце мая 1703 г. на небольшом Заячьем острове в устье
реки Невы. Крепость получила название Санкт Петербург в честь апостола
Петра небесного покровителя молодого царя. Позднее, после постройки
Петропавловского собора, крепость стала именоваться Петропавловской,
а ее первоначальное имя перешло к городу, возникшему под
ее прикрытием. На нарукавном знаке частного охранного предприятия ФОРТ С рис. 3 в центре знака изображена и Петропавловская крепость
и Петропавловский собор. Причудливые очертания острова определили
и форму самой крепости неправильный шестиугольник, с шестью
выступающими бастионами, соединенных между собой куртинами. Все
бастионы названы именами сподвижников Петра 1наблюдавшими за
строительством бастионов А Меньшикова, Г Головнина, Н Зотова,
Ю Трубецкого, К Нарышкина. Один из бастионов назван Государевым,
в честь Петра Великого. Первоначально крепость была возведена
из земли и дерева, а затем перестроена в камне. На нарукавном знаке ФОРТ С показан современный вид Петропавловской крепости. Авторам
этого знака удалось не только показать через символику города местонахождение
своего предприятия, но и через неприступность фортификационных
сооружений надежность этого охранного агентства.
На территории самой крепости первоначально была построена небольшая
деревянная церковь с красивой остроконечной башней в голландском
стиле. Через несколько лет после закладки крепости архитектор
Доменико Трезини начал возводить каменный собор. Построенный в стиле
раннего барокко, он строг и величествен. Колокольня собора несколькими
ярусами поднимается на высоту 122,5 метра, а высота самого шпиля
около 40 метров. Колокольня Петропавловского собора хорошо показана
на нарукавном знаке отдельного отряда пограничного контроля СанктПетербург Федеральной пограничной службы Российской Федерации рис. 4 В нижней части этого знака изображен герб Санкт Петербурга, где
роль скипетра выполняет изображение колокольни Петропавловского собора.
В этом знаке очень удачно сочетается система символики ФПС России
с гербом Санкт Петербурга.
Среди всемирно известных памятников Санкт Петербурга есть один
памятник, который среди всех памятников города занимает особое место.
Это Медный всадник. У этого памятника своя судьба и своя история. Инте 53
ресен и тот факт, что это первый установленный в России памятник, т
до XVII в. памятников, даже царям, не ставили. Автор памятника Фальконе
считал, что создавая памятник, речь должна идти не о победителе
Карла Х I, а о России, о ее преобразователе. Памятник был торжественно
открыт 7 августа 1782 г. и с тех пор он стал неразрывной частью города.
На нарукавном знаке Санкт Петербургского суворовского военного училища рис. 5 на бело сине красном фоне изображен па.мятник Петру Великому.
В знаке СВУ необоснованно по мнению автора выбрано изображение
памятника, т не совсем ясно, какое отношение основатель города
Петр I имеет к этому училищу. Не совсем удачно выбран и ракурс, под
которым изображен сам памятник. Автору неоднократно приходилось
слышать неуставное название этого знака хвост лошади Петра Великого
Говоря о Петровской эпохе, хочется показать еще один знак, на котором
тоже изображен памятник Петру 1Это нарукавный знак патрульнопостовой
службы города Таганрога рис. 6 Этот памятник работы скульптора
М Антокольского был открыт 14 мая 1903 г. в честь 200 летнего
юбилея Таганрога. Бронзовая фигура Петра 1во весь рост, в мундире
офицера Преображенского полка была отлита в Париже, на фирме Грюе и
доставлена из Марселя на пароходе.
На лицевой стороне постамента надпись Основателю города Таганрога
Петру 1Деятельное участие в сборе средств на этот памятник и
переговорах о его создании принимал А Чехов.
Продолжая разговор о памятниках, несколько слов надо сказать о нарукавном
знаке 59 й гвардейской мотострелковой дивизии рис. 7 В центре
этого знака изображен силуэт конного памятника А Суворову в городе
Тирасполе. Бронзовая скульптура на гранитном постаменте высотой
8 метров работы скульпторов братьев Вал. и Вл. Артамоновых. Этот полный
экспрессии памятник был создан в 1979 г. и является одним из многообразных
и разнохарактерных монументов А Суворову, созданных в 1970 е первой половине 1980 х гг.
После Великой Отечественной войны одним из символов Победы стал
памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом и сооруженный
в Берлине. Открытие этого памятника работа скульптора Е
Вучетича, архитектора Я Белопольского, художника А.А Горненко состоялось
8 мая 1949 года в Трептов парке. Мемориальный ансамбль занимает
площадь 200 ООО кв. метров и состоит из ряда комплексов, связанных
единой идеей. Общая высота сооружения вместе со скульптурой 30
метров. Большой зеленый курган диаметром 62 метра и высотой 9 метров
завершается тремя гранитными уступами и служат основанием круглого
постамента высотой 8 метров. На постаменте возвышается бронзовая
статуя.советского воина освободителя. Эта главная, 13 ти метровая бронзовая
скульптура, изображает советского воина, принесшего освобождение
человечеству от фашизма. В одной руке воин держит меч, поразивший
фашистскую свастику, куски которой валяются у него под ногами, а
другой рукой он держит ребенка прильнувшего к его могучей груди. Этот 54
памятник изображен на нарукавном знаке 6 й гвардейской мотострелковой
бригады рис. 8 Сам знак достаточно прост и лаконичен, на нем дана поясняющая
надпись Западная группа войск При ношении на форменном
обмундировании этот знак носился с дополнительными дуговыми нашивками Управление группы Управление бригады и Берлинская бригада на которых надписи были сделаны в две строки. В коллекции автора
есть еще одна нагрудная нашивка из этой группы знаков Берлинская
бригада прямоугольная по форме и с надписью в одну строку.
Еще один символ Победы советского народа в Великой Отечественной
войне помещен на нарукавных знаках отдельного батальона материального
обеспечения Северо Кавказского военного округа рис. 9 и 46 й отдельной
стрелковой роты почетного караула. На этих знаках, на фоне развевающегося
бело сине красного полотнища флага изображена 52 х мет ровая фигура Матери Родины, установленная на Главной высоте России Мамаевом кургане, в память о героических защитниках Сталинграда.
Подняв карающий меч, Родина Мать зовет своих сыновей на борьбу с
врагом. Этот монумент был открыт 15 октября 1967 года и сразу завоевал
всемирное признание.
В заключение надо сказать о том, что идея использования памятников
давно нашла свое воплощение в нумизматике и фалеристике, и многим
известны монеты и медали с изображением тех памятников, о которых
шла речь в этой статье.
Автор будет признателен читателям за критические замечания и дополнения
по данной работе.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Гербовед. 1997 23 С. 73 74 Там же. 1999. 133 С. 123 125.
2 Там же. 1999. 133 24 я стр. цв. вкладки.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1Егоров В Памятники истории России. М. Сов. Россия, 1987. 152 с. илл.
2. Меерович Г А Суворов. М. Иэобразительноеиа усспю, 1986. 236 с. илл.
3. Энциклопедия Таганрога. Гл. ред. В Тимошенко. Таганрог Антон, 1998.
624 с. илл.
4. Белопольский Я Памятник воинам Советской Армии павшим в боях с
фашизмом. М. 1950, 97 с. илл.
5. Фролкин С Москва Путеводитель. М. Моск. рабочий, 1987. 477 с. илл.
6. ПШ 1явский В Тиц А История русской архитектуры. Л д Стройиздат, 1984. 5 12 с. илл.
7. Анциферов H Непостижимый город СПб. Лениздат, 199 1335 с.
8. Борисов В Нагрудные знаки Советских Вооруженных сил. 19 18 199 1
СПб. Фарн, 1994. 162 с. илл.
В работе использованы нарукавные знаки из собрания автора. 55
П МЯТНИКИ культуры и РХИТ6КТУРЫ 1
В GИМВОЛИК6 П РУКL ВНЫХ ЗП КО.
GФОРМ6ННОГО МУНДИР см. стр. 52
2
7 8 9
Фрагмент коллекции С Лазарева.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Лазарев С.А. Памятники культуры и архитектуры в символике нарукавных знаков форменного мундира (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|