Т Капченов, Апрелевка
Р ДН Б4РТИНИ
G ЗД4Т6ЛЬ GАМ Л6Т4 Н6.GИДИМКИ
Взяться за работу по созданию самолета невидимки моr только ученый с
чудеа 1ым даром прозрения через века. Именно таким человеком был Роберто
Людоrович ди Бартини 1897 1974 rт Человек кристальной души и несокрушимых
убеждений. Одним из таких убеждений было то, что красные самолеты
должны летать быстрее черных. Ди Бартини был человеком слова, и он сдеР жал юношескую клятву, данную им итальянским коммунистам при выезде в
СССР в 1923 г. Впоследствии это вызывало у других конструкторов глубокое
уважение и преклонение перед ним.
История так называемого невидимого самолета способного исчезать из
поля зрения, а потом появляться прямо на глазах одна из таких загадок.
Если возможно, то мы попытаемся разгадать одну из загадок загадку этого
самолета.
Итак, если самолет действительно существовал интересно разобраться
в механике этого фокуса. Как rовормтся Мы все за технику и за ее разоблачение Сразу же возникает вопрос кто же автор необыкновенной конструкции
Историк авиации Шавров писал Самолет строился бригадой Военновоздушной
Академии под руководством С Козоова в 1935 г. Это была переделка
яковлева го АИР 4. Особенностью самолета была обшиВt З ero поверхностей
прозрачным французасим материалом родоидом органичесюtм
стеклом французаrоrо производства. А один из названий проекта ПС прозрачный самолет
Но какая же прозрачная обшивка, будь это хрусталь, может дать столь по
разительный эффект
Предмет становится невидимым, если он не отражает, не поrлощает и не
преломляет свет. Даже сверхnрозрачный предмет прекрасно видим он бликует Но опустим его в воду или, что еще лучше, в глицерин он исчезнет У глицерина и стекла почти одинаковый коэффициент преломле
ния, при переходе границы двух сред свет не отражается и не преломляется.
Выбор невелик уничтожить воздух или сделать самолет еще более прозрачным.
Первое невозможно. Второе имеет тоже предел. Уменьшить отражение
Получим четкий темный силуэт. Можно добиться очень эффективноrо рассеивания
отраженного света. Вспомним, как выглядит самолет, опыляющий поле.
Что, если форсунки распылителя вынести в самый винт Получим не только
превосходный насос, но и вентилятор, формирующий вокруг самолета вихревую
трубу из 1СЗПель. Остается только подобрать ЖМДJСDСТЬ с нужными оптиче
скими сsойствами. Может быть подойдет обыкновенная вода
Во второй половине 30 х rт. на одном из наших северных аэродромов проходят
испытания невидимого самолета Необыкновенное началось сразу же, как только заработал мотор. Этого
ждали слух о том, что надо ждать именно запуска мотора, прошел по базе, по 50
этому зрители запомнили все детали. Донеслась команда, как полагается, ослабленная
расстоянием От винта и j сть от винта Потом из патрубков
оо бокам капота вырвались синие струи ервых выхлопов, и тут же, одновре
но с нарастанием оборотов, самол т стал исчезать из виду. Начал ИСТаивать растворяться в воздухе. Что рн разбегается, оторвался, набирает
высоту, можно было понять только по nе ремещению звука к лесу, и над ле
сом
Синие струи Может, не жидкость, не водяная завеса, а шлейф голубого С расстояни в полкилометра полупрозрачный самолет, окутанный
nлотной голубой дымкой, может выrnядеть вернее сказать, вообще никак не
глядеть Но есть одна заrвоздка t рЫЛО Оно не смогло бы полностью
ться в шлейф дыма. И руководитель проекта С Козлов подыскал бы
ину с минимальным размахом крыла. Но потребность в крыле сверхмалого
удлинения возникла только в 50 60 х гг. в. связи с ростом скоростей. И все же
такая машина была маленькая, исклЮtr4ительно компактная бесхвостка с
очень коротким треугольным крылом. Создал ее в 1935 г. С Козлов. Но
укарау так прозвали этот самолет не смог поднять в воздух даже сам Чкалов.
Возможно выстроить историю создания самолета невидимки в такой посnедовательности.
Прототип самолета н.евидимки не взлетел. И тогда Коз
юв вынужден был перестроить легкий самолет Яковлева тот, о котором 1ИСЗЛ Шзвров. И тут возникает одна н ь. Почему свою бесхвостку
DЗ.ЛОВ строил, как пишет Шавров, по соглашению с П Грожовским Да 10Тому, что в то время в фирме ГроЖХ ВО Ого был накоплен самый большой
применения в качестве обшивки самолета плексигласа Шавров пишет машина выглядела обычным небесным работяrой. вроде какого нибудь
сэязного, санитарноrо или для первоначальноrо обучения если бы не ярко юстевшая под солнцем обшивка, которая покрывалась зерюзльной амальга 1
В конце 1928 г. в Аюздемии по иниц тиве начальника лаборатории П
ъвова и начальника кафедры самолетОGТJ ОеНИЯ С Козоова была сформи юsана
rpynna по освоению качественных. сталей и применению их в авиации.
J. 1авров пишет Сама нержавеющая сталь могла служить десятки лет, но сва
ые швы, точки, болты и другие соед нения ржавели. В те rоды в ВВА им. у,rовского начались опыты по точечной электросварке тонкостенных стальконструкций.
Оставалось с.делать ещiэ один шаг на этом пути объединить
одной сварной конструкции лучшие свойства различных сталей прочности, астмчности, стойкости против коррозии I и т Самую выгодную комбинацию авал и хромомолибденовая и нержавеющие стали. Но сваривать их нужно оо разному. Но Бартини и инженер с Попов разработали новую техю
сварки. И обе стали стало возможным сваривать wyr с другом. Про
nировался аJеЦиальный невидимый аамолет с каркасом из нержавеющих А обшивка из плексмrласа. Но это означает, что эффект невидимости
хтигался не только и не столько за ет зеркальности обшивки. Иначе зачем 1ЖНО было хромировать стальные трубы каркаса.
Давайте ка вернемся к нашей зеркальной амальгаме и люминесценции. ботку теории люминесценции вел выдающийся советский ученый акадеС.
Вавилов. Он разработал конструкции люминесцентных ламп. Этим вос ilО.Л Ь ЗОЕIЗЛСЯ Бартини. Он вмонтировал холодные лампы голубого цвета пря 5 1
мо в плексигласовую обшивку. Оргстекло не задерживает ультрафиолет. И
происходит эффект как от неба белое на белом. И ртутная амальгама. Весь
самолет превращается в одну гигантскую аргоновую лампу. Так был создан
самолет невидимка
В голове Р Бартини, замечательного советского авиаконструктора родилось
много идей и проектов самолетов. Часть из них так и не смогла воплотиться
в жизнь. Но те идеи, которые все таки воплотились в жизнь. до сих пор
волнуют умы авиаконструкторов и ученых. Не избежал этой участи и самолет
ДБ 240. Этот самолет воевал на Великой Отечественной войне. Но его большинство
помнит под маркой Ер 2. Он так назван потому, что сам Бартини был
арестован в 1938 г. и просидел 10 лет. Самолет назвали по имени помощника
Ермолаева. Бартини сидел в специальном конструкторском бюро шарашка
вместе с известными авиаконструкторами Туполевым А и другими. Вынужденное
совместное проживание и работа в этом КБ позволили создать ряд
конструкций, опередивших на десятилетия свое время. Но совместное проживание
и вынужденное общение позволили привлечь авиаконструктора Р
Бартини к решению задач, далеких от авиационной техники. Так в 1943 г. Туполев
поручил Бартини создать на базе уже существовавших в СССР стацио
нарных ЭВМ бортовые ЭВМ для того, чтобы установить их на только что создавшихся
Челомеем tсрЫлатых ракетах. В 1944 г. задача Бартини была успешно
решена. Р Бартини успешно занимался решением задач теории относите
ьности А. Эйнштейна. Ему принадлежит идея о шестимерности пространства,
в котором мы живем. Время, по его воззрениям, тоже трехмерно одно измерение прошлое, другое настоящее, а третье будущее.
Несмотря на большую занятость в конструкторской и теоретической научной
работе, Бартини не был сухарем интеллегентом из юмористических
рассказов. Бартини отнюдь не страдал отсутствием чувства юмора. Так, например,
в 1973 г. на юбилее известного физика академика Б Понтекорво,
тоже итальянца эмигранта, празднование которого проходило в Кремлевском
дворце съездов Бартини торжественно объявил, что в честь юбилея вышла в
докладах Академии Наук СССР статья юбиляра и показал даже rотовый журн n r,одержание ста 1ьи было полнейшей бессмыслицей. Выглядело это, конечно,
смешно.
Автором статьи на самом деле был Бартини. Понтекорво было не до смеха.
Результатом этой шутки был большой скандал.
В СССР Р Бартини почестями не баловали. Комбригом он был. Членомкорреспондентом
АН СССР тоже. Но орденов он имел мало.
Вот сообщение в Известиях от 8 августа вечерний выпуск 1967 г. В
Кремле 8 авrуста группе товарищей были вручены ордена и медали Советского
Союза Ордена Ленина за заслуги перед Советским государством вручены
Маршалу Советского Союза В Соколовскому, Министру судостроительной
промышленности Б Бутоме, Министру радиопромышленности В Калмыкову,
генералу армии П Батову, тов. Р Бартини, полномочному представителю
СССР в Организации Объединенных Наций Н Федоренко
В этом же году Р Бартини был другим Указом награжден еще одним,
только что учрежденным 3 1октября 1967 г. орденом Октябрьской революции.
Указ о награждении Р Бартини был первым. 52