| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №34. (1999) › Покровский Н.В. Из опыта изучения генеалогии интеллигенции: семья Рау | ||||||
Покровский Н.В.
Из опыта изучения генеалогии интеллигенции: семья Рау// Гербовед. №34. (1999)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 120-125 Аннотация: Большинство выявленных печатных работ носят либо юбилейный, либо «лирический» характер, посвященных этой семье практически не дает материала для работы над родословной. Поэтому автор обратился к архивным и семейным источникам. Большинство фактических материалов было выявлено в Музее истории отечественной сурдопедагогики (МИОС). Об авторе публикации/статьи: Покровский Николай Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Покровского Н.В.
в библиотеке найдено еще 11 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30588 знаков (с пробелами)
Н Покровский, Москва ИЗ ОПЫТА. Г6П64ЛОГИИ ИПТ6ЛЛИГ6НЦИИ G6МЬЯ GV.РДОП6Д4ГОГО.G РА.У Отечественная генеалогия издревле наибольшее внимание уделяла дворянству, что вполне объяснимо. Автор занимается генеалогией своих предков дворян Смоленской губернии, является сотрудником Департамента герольдии РДС, а также сурдопедагогом в третьем поколении. Тему своей дипломной работы он постарался связать с генеалогией, в данном случае с генеалогией интеллигенции. В результате дипломная работа на тему Династии выдающихся ученых в отечественной сурдопедагогике. Рау и Зыковы была защищена на отлично Сейчас автор продолжает углубление этой темы и работает над кандидатской диссертацией на тему Научная школа династии Рау в отечественной сурдопедагогике правда здесь генеалогия отступает на второй план. Большинство выявленных печатных работ носят либо юбилейный 1либо лирический характер, посвященных этой семье практически не дает материала для работы над родословной. Поэтому автор обратился к архивным и семейным источникам. Большинство фактических материалов было выявлено в Музее истории отечественной сурдопедагогики МИОС при учебно воспитательном комплексе 1838 для глухих детей3 и в архиве Института коррекционной педагогики РАО бывший НИИ дефектологии АПН СССР 4 Также использовалась информация членов семьи Рау. В результате работы над дипломной работой было составлено смешанное родословие рассматриваются потомки по мужской и женским линиям семьи Рау 7 поколений, 69 персоналий не включая мужей и жен которое стало одной из rлав диплома. Разумеется, выявленные материалы нуждаются в дополнении и автор продолжает работу над родословной семьи Рау. Представленные ниже материалы отражают творческий путь сурдопедагогов или просто педагогов членов и потомков семьи Рау в виде компактных и хронологических биографий. Для облегчения восприятия имена выделены полужирным шрифтом. Родоначальник семьи Альберт Рау + 1878 немец, рабочий металлист меднолитейного завода Виланд и К имел шестерых детей, пятеро из которых умерли во младенчестве. Предпоследний сын Фридрих Вильгельм 23.03. 1868, Ульм на Дунае Бюртемберг, Германия 1967, Москва Крещен в церкви Троицы по месту рождения. По окончании восьмиклассной городской платной школы поступил в подготовительную учительскую семинарию в г. Нюртинген, которую, пройдя 3 х летний курс обучения, закончил 14.04. 1887 г. и сразу же назначен заместителем учителя начальной школы. 15.08. 1887 г. переведен в местечко Ильсфельд, в той же должности замещал учителей, призванных от 120 бывать воинскую повинность 0 1887 г. занял, по предложению директора Франкфуртского инстиrута глухонемых Иоганна Фаттера, место учителя по 30.09. 189 1г Под руководством И. Фаттера готовился ко 2 му экзамену на звание штатного учителя, который сдал 26.02. 189 1г. 0 0. 189 1г. поступил в частный дом князя Сальм Хорстмир для воспитания умственно отсталого немого монголоид имбецил мальчика г. Косфельд, до 0 107. 1892 г В июле августе 1892 г. готовился к экзамену на звание учителя глухонемых и писал дипломную работу, сдал этот экзамен 17.08. 1892 г. В августе 1892 г. приехал в Россию, с 0 109. 1892 г. учитель Менонитекай школы училища глухонемых в колонии Тиге, близ Мелитополя, Таврической губерниии. Но в среде сектантов, вдали от культурного центра, выдержал только 4 месяца 27.0 893 г. поступил учителем воспитателем маленького глухонемого ребенка в частный дом В. К. Шлиппе г. Екатеринослав в декабре 1893 г. вместе с семьей Шлиппе переехал в Тулу. В декабре 1896 уехал в Москву, где основал частную школу пансион для глухонемых детей Малая Грузинская, 16 и курсы по исправлению дефектов речи. С 1896 г. по 199 1г. работал в Политехническом музее, как эаведУющий коллекциями обучения глухонемых, ежегодно читал агитационные доклады о воспитании глухонемых с демонстрацией детей. В 1898 г. принял русское подданство с увольнением 17. 10. 1899 г. из германского подданства а затем и православие во св. крещении Федор Андреевич. 30.03. 1898 г. сдал экзамен на звание домашнего учителя при Московском Учебном округе. Закрыл свою школу и 26. 899 г. зачислен на должность директора Московского городского Арнольде Третъяковского училища глухонемых Донская ул., 49 в которой пребывал бессменно до 19 18 г. В июне 1903 г. был в 6 недельном оmуске во Франкфурте на Майне Германия на отдыхе, лечении, а так же посещал некоторые германские школы глухонемых. В декабре 1903 г. участвовал в Съезде учителей глухонемых в Санкт Петербурге в качестве члена президиума, докладчика и устроителя выставки. С 1903 г. по 19 17 г. состоял членом Совета попечительства о бедных 1го участка Серпуховской части. С 1903 г. по 19 15 г. состоял членом редакционной коллегии Вестника попечительства о глухонемых и постоянным автором. В 1904 г. по поручению Правления Политехнического музея организовал в С. Петербурге Отдел музея на выставке Детский мир С 1905 г. по 19 10 г. являлся членом Московского Совета попечительства о глухонемых. С 1905 г. по 19 17 г. состоял товарищем председателя Благотворительного общества при АрнольдоТретъяковском училище глухонемых, с 1905 г. состоял председателем или товарищем председателя участковой избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу всех созывов. В апреле по другим данным в июне 1906 г. участвовал в Съезде учителей глухонемых в Кенигсберге Германия В 1906 г. разработал Устав училища глухонемых в Перерве дачное место под Москвой В 1907 г. организовал сельскохозяйственную колонию для глухонемых. В июне 1909 г. отбыл в 5 недельный оmуск для ознакомления с постановкой обучения глухонемых в Финляндии. В 19 10 г. 12 1 выступил организатором Съезда по обучению, воспитанию и призрению глухонемых, который проходил в стенах Арнольдо Третьяковского училища глухонемых и был приурочен к его 50 летию. В 19 1О г. организовал Отделение для умственно отсталых глухонемых в колонии Сокольникове. В 19 г. Кабинет машинописи при Городской управе. В 19 18 г. избран председателем школьного совета и инструктором по педагогической части 1Московского Инстюута глухонемых бывш. Арнольдо Третьяковское училище глухонемых По совместительству состоял заведующим секцией глухонемых при школьно санитарном отделе НарКомПроса а затем НарКомЗдрава до июня 19 19 г. В 19 18 г. организовал специальные классы для оглохших при Арнольдо Третьяковском училище глухонемых и филиальное отделение в Свято Даниловом монастыре. В июне 19 19 г. уволен в 2 х месячный отпуск по болезни на Юг. Отрезан войсками ген. лейтенанта А. И.Деникина, поступил на службу конторщиком. Со вступлением Красной армии в Скадовск избран членом Городского совета и назначен секретарем Скадовского Отдела НарОбраза до авrуста 1920 г После повторного занятия Скадовска Белогвардейскими войсками переехал в Симферополь, где был назначен заведующим Отделом дефективного детства при КрымНарОбразе до июня 192 1г., когда согласно неоднократным требованиям НарКомПроса РСФСР оmущен в Москву В Крыму им были организованы три школы для глухонемых, дом умственно отсталого ребенка, колония для моральнодефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по испралению дефектов речи. 0 0. 192 1г. назначен заведующим 1Московским Институтом глухонемых. 26.09. 1922 г. Правление Московского Губотдела Работников Просвещения на своем заседании за долголетнюю, многогранную научную работу в области сурдопедагогики, Логопедии и смежных наук присвоило звание Герой труда В марте 1924 г. освобожден от должности в связи с назначением заведующим педагогической частью до 0 102. 1929 г С октября 1922 г. по совместительству состоял зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии в Педагогическом институте детской дефективности. В сентябре 1924 г. в связи с преобразованием Педагогического института детской дефективности в Институт педологии и дефектологии назначен профессором этого ВУЗа. В сентябре 1925 г. по расформировании Института педологии и дефектологии назначен профессором дефектологического отделения Педагогического факультета 2 го МГУ по совместительству до 0 102. 1929 г С 15.03. 1927 г. по 0 1927 г. временно совмещал с основной службой в 1Институте глухонемых обязанности заведующего пед. частью 2 Института глухонемых. Позднее заведующий кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологического факультета МГПИ 1930 1938 Московского государственного педагогического Дефектологического института 1938 194 1МГПИ 16.02. 1944 В эвакуации учитель в Казанском Институте глухонемых 27.08. 194 3.02. 1944 г. а так же бесплатный консультант в эвакогоспитале. С марта 1944 г. по совместительству старший научный сотрудник НИИ дефектологии АПН РСФСР. Профессор 1925 В 1936 г. ВАК НарКомПроса присвоила степень док 122 тора педагогических наук без защиты диссертации. Член корреспондент АПН РСФСР 1947 г Ответственный редактор журнала Вопросы дефектологии Член редколлегии Ученых записок дефектологического факультета МГПИ 1950 Его именем названы Калужская, Харьковская, Тамбовская, Архангельская школы для глухих, Московский 1детдом для глухонемых дошкольников. Почетный член ВОГа, клуба беглого чтения с губ, ассоциации работников живого слова. Награжден медалями За доблестный труд в Великой Отечественной войне 7.05. 1946 В память 800 летия Москвы 14.06. 1948 значком Отличник народного просвещения РСФСР 20.05. 1946 орденом В Ленина 15.06. 195 1 Жена с 1896r. Наталья Александровна Голяшкина 24.05. 1870, Москва 1947, Москва Дочь юриста Александра Николаевича Голяшкина 1824, Ксизов Задонского у. 26.06. 1880, Висбаден Германия во время лечения от брака второго с Еленой Карловной Шлите 08.05. 1837, с. Плесненское Верейского у. 12.06. 1837 В 12 лет обучала детей грамоте в той деревне, где семья проводила лето. В 1884r. попыталась организовать в деревне ясли, но эта идея не нашла поддержки и не осуществилась. В 1889 г. организует при одной фабрике воскресные классы для подростков и ведет там работу совместно с подругой. В 1893 г. в рабочем районе Москвы на Пресне ее стараниями были открыты ясли для детей рабочих. В 1900 г. совместно с мужем она организовала первый в России и Европе детский сад для глухонемых детей. В 19 15 г. по ее ходатайству Московская городская управа оmустила средства на организацию трех детских садов для глухонемых. После 19 17 г. до 192 1г. была инспектором сети детских садов для глухонемых, которые были организованы по ее инициативе. В 1923 г. совместно с мужем организует Кружок чтения с губ, который в 1928 г. вырос в Клуб беглого чтения с губ, которому позднее было присвоено имя Н и Ф Рау. Позднее этот клуб был преобразован в курсы чтения с губ, а затем в Слуховой кабинет С 1923 г. доцент кафедры сурдопедагогики Педагогического Института Детской Дефективности, потом в Институте Педологии, затем во 2 МГУ, а с 1929 г. в МГПИ. Ей присвоена ученая степень кандидата педагогических наук. У них было шестеро детей, трое их которых также посвятили свою жизнь глухим детям. Елена Федоровна, 10.03. 1898 1969 Организатор первого учреждения для воспитания глухонемых детей преддошкольного возраста 1930 г Работала в области воспитания и обучения детей раннего возраста, имеющих недостатки слуха или речи. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии МГЗПИ 1966 г. Зоя Федоровна 1907 Воспитатель в московских яслях для глухонемых 1940 г. работала в Клубе беглого чтения с губ. Федор Федорович 26.07. 19 10, Москва 12.06. 1977, Москва Окончил школу семилетку и кур 123 сы по подготовке в ВУЗ. Обучался на дефектологическом отделении 2 го МГУ 1929 1932 по специальности сурдопедагогика и логопедия Учитель в 1Московском городском институте глухонемых январь август 1932 потом учитель и завуч в школе интернате для глухонемых подростков в Истре Московской обл. август 1932 сентябрь 1933 С сентября 1933 г. учитель сурдоотделения Экспериментально дефектологического института ЭДИ затем, по реорганизации ЭДИ, научный сотрудник Научнопрактического института специальных школ в 1943 г. преобразованном в НИИ дефектологии АПН РСФСР Обучался в аспирантуре МГПИ 1934 1937 По совместительству логопед слухоречевого комбината сентябрь 1933 сентябрь 1934 ассистент Московского педагогического государственного института им. В Ленина МГПИ октябрь 1933 сентябрь 1938 Старший преподаватель Московского государственного педагогического дефектологического института сентябрь 1938 16. 10. 194 1директор там же 16. 10. 15. 12. 194 1В начале войны добровольцем ушел на фронт, но был отозван по состоянию здоровья. С декабря 194 1г. старший преподаватель, декан по апрель 1942 затем доцент апрель 1942 ноябрь 1948 дефектологического факультета МГПИ им. В Ленина, заведующий лабораторией экспериментальной фонетики и акустики НИ И дефектологии 16.06. 1944 16.06. 1947 затем по 22.09. 1948 г. заведующий отделом сурдопедагогики там же, затем вновь заведовал лабораторией экспериментальной фонеn 1ки и акустики, затем до самой смерти заведовал отделом изучения и ооучения детей с нарушенным слухом НИ Ид АП Н. Защитил кандидатскую диссертацию на тему Методы первоначального обучения глухонемых детей словесной речи в их развиn 1и октябрь 1942 08.07. 196 1г. защиn 1л докторскую диссертацию. Профессор 17.07. 1963 Член редколлегии и автор Дефектологического словаря Ректор университета для родителей в журнале В едином строю Награжден медалями За оборону Москвы 24.08. 1944 За доблестный труд в Великой Отечественной войне 8.03. 1946 В память 800 летия Москвы 23.09. 1948 За трудовую доблесть 22.09. 195 1и К Ушинского и орденом Знак почета 18. 10. 1954 18.09. 1968 г. награжден Всемирной ассоциацией глухих при ЮНЕСКО орденом Au Merite Soсial lnteгnatioпal 17. 12. 1970 г. Президиум АПН присудил 2 ю премию К Ушинского за цикл работ Соавтор Слезина Н Произношение учебники школы глухих и методические указания к ним 12. 12. 1972 Президиум АПН СССР присудил первую премию за книrу Психология глухих детей коллектив авторов 09. 12. 1975 г. 1я премия АПН за книгу Устная речь глухих Жена Татьяна Сергеевна Виноградова, 1907 1989 Сурдопедагог, работала учителем в школе интернате No 10 1для глухих детей Москва Переходим к внукам Федора Андреевича и Натальи Александровны, среди которых появляются и просто педагоги, работающие с обычными детьми. Сын Веры Федоровны Владимир Сергеевич Рагозин, род. 1940 г. Профессор словесности в Лионе. 124 Нина Юрьевна, по мужу Туркина род. 06.04. 193 1г. в Москве. В 1954 г. окончила дефектологический факультет МГПИ с дипломом учителя биологии и кур ы ныне ФОП факультет общественных профессий при МГПИ с дипломом учителя рисования. Работала учителем биологии и химии в школе интернате No 30 для слабослышащих детей, затем преподавала биологию и рисование в школе интернате 1О для глухих детей, ныне на пенсии. Марина Юрьевна, род. 24.04. 1939 г. в Москве. В 1962 году окончила дефектологический факультет МГПИ и курсы см. у сестры Работала с 1960 г. совмещая с учебой учителем черчения и рисования в школе НИИД для глухих детей на территории НИИД, директор Е Пржиялговская затем учитель рисования в школе интернате для 30. С 1968 г. сотрудник НИИ дефектологии АПН СССР в лаборатории И Соловьева сурдопсихология В 1977 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук по теме Психологические особенности изобразительной деятельности глухих детей С 1980 г. по 1997 г. старший научный сотрудник сектора обучения и воспитания глухих детей НИИД ныне лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ИКП РАО Сын Зои Федоровны Михаил Леонидович Тульпо, род. 1932 г. Учитель физики. Правнуки также не дают угаснуть династии. Внучка Елены Федоровны Рау Елена Юрьевна Рау фамилия по женской линии, при замужестве не меняла род. 1956 г. В 1975 г. окончила дефектологический факультет МГПИ им. В Ленина, логопед. Сотрудник лаборатории психотерапевтических методов реабилитации заикания НИИД 1975 1976 Кандидат педагогических наук. Ныне преподаватель кафедры логопедии деффака МПГУ. Внучка Федора Федоровича Ольга Николаевна Корягина, род. 1958 г. Окончила дефектологический факультет МГПИ, сурдопедагог. Научный сотрудник лаборатории фонетики и акустики НИИД АПН. Апександр Владиславович Шумский, род. 1952 г. Сурдопедагог, внук директора НИИ дефектологии АПН СССР академика ТА Власовой. Автор выражает свою искреннюю признательность Марине Юрьевне Рау и Марине Сергеевне Солюс за предоставленные материалы. ПРИМЕЧАНИЯ 1Напр. К 70 летию со дня рождения. Федор Федорович Рау ученый, педагоr, общественный деятель Дефектология. 1980. N 5 Лубовский В Ф Рау выдаю щийся ученый сурдопедагог к 80 летию со дня рождения Дефектология. 199 1N 4. 2 Напр. Генина М. Династия Рау жизнь глухих. 1968, 8 Исаев И Династия Рау Многоголосье тишины. Из истории глухих России. М., 1996. 3 Большинство биографических сведений впервые вводятся в научный оборот и почерпнуты в МИОС фонды 15, опись З. Личные дела Ф Рау, М Рау, Е Рау Архив ИКП. 125 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Покровский Н.В. Из опыта изучения генеалогии интеллигенции: семья Рау (1999)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |