Герасимов В.Л.
Лучший ас российского императорского флота (А.Н. Прокофьев-Северский)
// Гербовед. №34. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 26-29
Аннотация: Имя лейтенанта императорского флота Александра ПрокофьеваСеверского, с протезом вместо ампутированной ниже колена правой ноги сбивавшего кайзеровские аэропланы еще в годы первой мировой войны, мало кому известно. Он не только уничтожал самолеты врага, но являлся по праву лучшим воздушным истребителем авиации Российского флота.
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14326 знаков (с пробелами)
В Герасимов, Москва
ЛУЧШИЙ AG РОGGИЙGКОГО
ИМП6РАТ РGК Г ФЛОТА
Сегодня многое из нашего исторического прошлого получает новое
осмысление, растет объективность в оценке событий, исторических
личностей, их заслуг перед Отечеством.
Всем хорошо известны имена Николая Гастелло, Алексея Маресьева
и Александра Матросов Но имена других, совершивших подобные подвиги,
зачастую почти не известны. Лишь недавно по достоинству оценен
экипаж младшего лейтенанта Петра Игашева из 1го минно торпедного
полка ВВС Балтийского флота. Летчики совершили 30 июня 194 1г. двойной воздушный, а затем наземный таран и только недавно, в год 50
летия Победы, удостоены посмертно звания Героев России. Расскажем
еще об одном ныне забытом герое первой мировой войны.
Имя лейтенанта императорского флота Александра ПрокофьеваСеверского,
с протезом вместо ампутированной ниже колена правой ноги
сбивавшего кайзеровские аэропланы еще в годы первой мировой войны,
мало кому известно. Он не только уничтожал самолеты врага, но являлся
по праву лучшим воздушным истребителем авиации Российского флота.
О морских авиаторах первой мировой войны можно судить по числу сбитых
ими в воздушных боях аэропланов. В списке российских асов первой
мировой, четвертое место и первое на флоте принадлежит лейтенанту
Прокофьеву Северскому, имевшему на счету 13 сбитых самолетов. Лидер
этого почетного списка штабс капитан Александр Казаков имел 17 воздушных
побед. Но при этом необходимо учесть, что кавалер ордена Св.
Георгия 4 й степени и почетного Георгиевского оружия лейтенант Александр
Прокофьев Северский все самолеты сбил, летая с протезом вместо
ноги, которую потерял при неудачной посадке на воду летом 19 15
года.
Кто же он, Александр Николаевич Прокофьев Северский В романе
Валентина Пикуля Моонзунд Пикуль В. Моонзунд. Калининград, 1979.
Кн. 2. С. 244 246 можно найти несколько страниц, посвященных мужественному
флотскому офицеру Прокофьев Северский тянул машину изо
всех сил. Сегодня он на перелете от Аренсбурга свалил одного немца, а
сейчас его над Серро обстрелял дирижабль, которого лейтенант не заметил
среди низких облаков. В моторе огонь, и вообще непоняn ю, как он
сядет Впереди шоссе, удобное для посадки. Но тут поплавки, словно
крючки, зацепили за провода электролинии, и гидроплан хвостом вперед
упал в лес, круша и сминая молодые побеги елочек Жив это первое.
Второе дело выбраться из обломков. Задрав штанину, он подтянул
протез Хромая, обошел самолет, выдернул из кабины авиа пулемет На
дороге он встретил человек сорок немцев. Прокофьев Северский лег за 26
На фото вверху слева направо
лейтенант И Нагурский, мичман В Корольков, мичман О Зайцевский,
лейтенант В Литвинов, подпоручик по адмиралтейству П Яременко
Внизу союзники в 19 18 году. Вашингтон, США
Во втором ряду третий слева А Прокофьев Северский, шестой В Утгоф. 27
камнями и короткими очередями согнал немцев с дороги Всю дорогу
отважный ле ик отбивался пулеметом от немцев, и про него можно смело
сказать, что он прошел через весь Эзель с боями Комиссару Вишневскому
он сказал на переправе А меня ты пропустишь Мне в Ревель.
За новым самолетом И такая была убежденность в этом
человеке, истомленном страданием и болью, что ВишнР вский велел матросам Посадите его в машину это наш В автомобиле он уснул. А
дальше как по графику миноносец Эмир Бухарский спешащий в Гапсаль
на переборку машин, затем был вечерний пустой поезд на Ревель, и
он выспался в вагоне. С Ревельского аэродрома Прокофьев Северский
пригнал новый самолет, а утром его видели снова парящим над Моонзундом Еще более двух десятков страниц посвящены ПрокофьевуСеверскому
в вышедшей в 1996 г. книге Д Соболева Наши соотечественники
в зарубежном авиастроении Вот, пожалуй, и все, а
личность то была незаурядная и, думается, заслужила намного больше
места в истории Российского флота, чем было ей отведено до настоящего
времени.
Родился Александр Прокофьев Северский в июне 1894 г. в семье известного
в Петербурге театрального деятеля. Образование получил в
Морском кадетском корпусе и после производства в декабре 19 14 г. в чин
мичмана был направлен на Балтийский флот в 1й флотский экипаж.
Сразу же после назначения мичман Прокофьев Северский изъявил желание
обучаться летному делу и был откомандирован в Офицерскую
школу авиации Отдела воздушного флота в Севастополе, а затем
доучивался летать на Балтике. 15 июля 19 15 г. молодой офицер получил
звание морского летчика, а через четыре дня после этого при посадке
самолета, на котором он возвращался из боевого вылета, взорвалась
имевшаяся на борту бомба. Механик аэроплана был убит, а летчик оказался
с тяжелым ранением в госпитале. Ногу врачам спасти не удалось, и
через полгода Александр Николаевич, выписавшись из госпиталя, прис rу
пил к обязанностям флотского представителя наблюдателя на постройке
гидросамолетов для авиации Балтфлота на заводе Первого Всероссийского
товарищества воздухоплавания. Там, на заводе, он начал
заниматься своими первыми техническими усовершенствованиями летательных
аппаратов.
Но неопределимое желание летать привело его грубому нарушению.
При демонстрационных полетах Аnександр самовольно поднялся на лета 1ощей лодке в воздух и выполнил ряд фигур в Iсшего пилотажа
перед высокопоставленной комиссией. В результате офицера арестовали.
Лншь высочайшее благоволение императора Николая 2 го вернуло
Прокофьева Саверского к летной службе. Мичма 1был назначен
летчиком во 2 ю станцию авиации Балтийского флоте и уже в августе 1936 г., за мужество, проявленное в воздушных боях и ри бомбардировках
объектов неприятеля, получил награду почетное Георгиевское оружие.
Через месяц последовало еще одно награждение, на этот раз орденом
Св. Анны 3 й степени За самоотвержение, мужество, а также за уси 28 енные труды в обстановке военного времени Немногие летчики так
езультативно и эффективно начинали свою боевую деятельность. При
этом Прокофьев Северский еще занимался испытательской и конструк
орской деятельностью, участвовал в испытаниях летающей лодки
стребителя М Д. Григоровича. Зимой 19 16 19 17 гг. он конструировал
ыжные шасси для гидросамолетов, продолжая начатые офицерами В.
едриным и Г. Пиотровским в 19 г. в Севастополе эксперименты по
взле у аэроплана со снежной поверхности.
К ле у 19 17 г. объективно возросла роль истребителей, и Прокофьев
еверский стал одним из инициаторов создания морской истребительной
авиации. Он был назначен командиром отряда истребителей, произведен
в лейтенанты. За мужество и храбрость во время знаменитого Моонзундского
морского сражения лейтенанта Прокофьева Северского наградили
орденом Св. Георгия 4 й степени в представили к чину старшего лейтечанта.
К ноябрю 19 17 г. командующий истребительской авиацией Балтийского
моря, технический консультант при Адмиралтействе. А Про
овьев Северский провел 57 воздушных боев и сбил 1З немецких самолетов.
Казаr 10сь, дальнейшая блестящая военная карьера Александру
Николаевичу обеспечена, но последующие события заставили его навсегда
покинуть Родину. В итоге знаменитый ас Российского флота в 19 18 г.
оказался в США Так он окончил университет, получил диплом инженера,
женился. Ему присвоили звание майора ВВС США Он стал одним из известнейших пожалуй, вторым после соотечественника Игоря Сикорского авиаконструктором, почетным доктором наук, членом 17 научных и общественных
организаций, автором многих книг, изобретений и публикаций.
В Америке в авrусте 197 4 г. в возрасте 80 лет он скончался. И хотя
большую часть своей жизни 56 лет Аnександр Николаевич ПрокофьевСеверский
прожил на чужбине, но многое успел сделать и за годы жизни
в России. Именно здесь он стал лучшим воздушным асом Российского
флота, не жалея жизни защищал Родину. 29
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. Лучший ас российского императорского флота (А.Н. Прокофьев-Северский) (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|