Герасимов В.Л.
Первый военный летчик России
// Гербовед. №33. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (33). С. 142-145
Аннотация: В год 300-летия Российского флота вышло большое количество посвященных флоту справочных и энциклопедических изданий, но ни в одном из них не упоминается первый военный летчик России офицер флота Станислав Фад.цеевич Дорожинский. Нет автобиографических данных о нем и в изданных в 1996 году втором томе «Военной энциклопедии» и «Морском биографическом словаре».
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16652 знаков (с пробелами)
yif В Герасимов, Москва
П6Р.GЫЙ GО6ННЫЙ Л6ТЧИК Р.ОGGИИ
В год 300 летия Российского флота вышло большое количество посвященных
флоту справочных и энциклопедических изданий, но ни в одном
из них не упоминается первый военньIй летчик России офицер флота
Станислав Фад.цеевич Дорожинский. Нет мтобиографических данных о
нем и в изданных в 1996 году втором томе Военной энциклопедии и Морском биографическом словаре
Станислав Фаддеевич Дорожинский родился в 1879 году в Подольской
губернии. Восемнадцатилетним юношей поступил в Морской Кад тский
корпус и в мае 190 1года, после его окончания, был зачислен в 3 1й флотский
экипаж. Далее последовала служба на различных корабельных
должностях. В марте 1907 года лейтенант Дорожинский назначае r ся членом
комиссии для выяснения вопроса о возможности Черноморского воздухоплавательного
парка. Именно с этого времени и нач 1r 1нается серьезное
увлечение Станислава Фад.цеевича авиацией. Летом 1909 года лейтенант
Дорожинский принимает под свое начало воздухоплавательный парк.
К тому моменту история парка насчитывала почти десять лет, но материальная
база, состоявшая из воздушных шаров и змейковых аэростатов,
была далеко не в лучшем состоянии. Тихо и незаметно шла работа парка,
и с трудом отстаивал он свое существование И эдесь судьба сводит
Дорожинского с подлинным энтузиастом нового зарождающегося авиационного
дела Вячеславом Никаноровичем Кедриным. Именно в той неблагоприятной
обстановке начальник Службы связи флота капитан 2 ранга В.
Кедрин, в подчинении которого находился воздухоплавательный парк,
обратился к командованию с просьбой выделить средства на приобретение
за границей аэроплана. Вопрос покупки представлял собой большую
сложность не только по причине имеющих место трудностей получения от
флота кругленькой суммы денег, но и из за ограниченного количества в
мире летательных аппаратов тяжелее возду а. Согласно числовым данным,
помещенным в Морском сборнике на 30 сентября 13. 10 по новому
стилю 1909 года в различных государства t насчитывалось 76 аэропланов в России всего лишь два и несколько десятков находилось в
постройке.
Но, несмотря на многочисленные трудности, капитан 2 ранга Кедрин,
заполучив под.цержку в лице главного командира Севастопольского порта
вице адмирала И Бострема, добился разрешения на приобретение летательного
аппарата. Для этой цели во Францию был командирован лейтенант
Дорожинский. Для покупки Станислав Дорожинский выбирает аэро
план Антуанет и немедленно приступает к обучению полетам на нем.
Более четырех месяцев обучения в авиационной школе Франции, свыше
ста полетов в качестве пассажира, ученика, и в июне 19 10 года, блестяще 142
выдержав экзамены на звание пилота авиатора Станислав Фаддеевич
становится первым русским офицером, получившим это звание. Двадцать
первого июня ему вручается диплом за 125 по аэроплану Антуанет
Кроме Дорожинского в этот же день диплом 124 по аэроплану Соммер получил Александр Петровский и стал вслед за М. Ефимовым,
Н. Поповым и В. Лебедевым четвертым дипломированным летчиком России.
Станислав Фаддеевич Дорожинский занял пятую строчку в общем
списке российских авиаторов, а среди военных летчиков первую.
После возвращения из заграничной командировки последовала целая
серия полетов, которым суждено было стать навсегда вписанным в историю
отечественной морской авиации.
В сентябре месяце моноплан Антуанет был доставлен в Севастополь
и собран на земле. Шестнадцатого сентября 19 10 года на Куликовом
поле, что располагалось тогда за чертой Севастополя, собрались
флотские офицеры с семьями, сверхслужащие, горожане. Прибыл сюда и
командующий Черноморским флотом вице адмирал В. Сарановский. Еще
бы ожидался полет первого на флоте аэроплана. Все присутствовавшие с
интересом наблюдали за тем, как у самолета хлопотали двое лейтенант
Дорожинский и унтер офицер Ладоня
Взлетев и сделав всего два круга над Куликовым полем, офицер флота
успешно приземлил крылатую машину. И не важно то, что полет продолжался
менее пяти минут и высота не превысила пятидесяти метров, а
главное, что 16 сентября 29.09 по новому стилю 19 10 года стало днем
первого в истории русского флота полета на аэроплане.
Далее последовали многочисленные полеты авиатора, из которых Авиационный иллюстрированный журнал 1за 19 10 г. особо выделял
следующее Двадцать восьмого сентября лейтенант на том же моноплане Антуанет с пассажиром, в лице прикомандированного к воздухоплавательному
парку Дорошевского. Это первый полет Дорожинского с
пассажиром. Двадцать восьмого октября лейтенант Дорожинский совершил
полет в течение 1О минут, поднявшись на высоту около 60 метров.
Сделано было шесть кругов. Во время полета в аппарате треснули доски
правого борта. Разъединение произошло в следствии сотрясения во время
полета. Повреждение было своевременно замечено, и авиатор благополучно
спустился. Пятнадцатого и шестнадцатого ноября производились
полеты аэроплана Антуанет с пассажирами нижними чинами парка
Козловским и Иваницким, причем лейтенант Дорожинский улетал далеко
за пределы поля, поднимаясь на 150 200 метров и делал разные эволюции
над окружающими авиационное поле балками и дачами
Нельзя обойти вниманием и полет авиатора 23 ноября 6. 12 19 1О года.
Взлетев в направлении на Херсонесский маяк, затем сделав поворот
на Бапаклаву, лейтенант вернулся назад в район аэродрома. Убедившись
в работоспособности мотора, он поднялся на высоту около 200 метров и,
пролетев над Южной бухтой, морским госпиталем, кораблями эскадры,
продолжил полет в направлении города. На высоте около 300 метров пи 143
лот появился над Севастополем, и его аэроплан наблюдали в небе жители
двух главных улиц города Нахимовского проспекта и Большой Морской.
В знак признательности за первый полет над Севастополем длившийся 23 минуты группа граждан города поднесла лейтенанту Дорожинскому
золотой жетон работы Граверной мастерской Абесона, а за
успехи в делах служебных Станислав Фаддеевич был пожалован орденом
Св. Станислава 3 й степени.
В конце 19 1О года ноября по старому стилю в Севастополе была
открыта Офицерская Школа Отдела Воздушного Флота. Данное авиационное
учебное заведение за свое непродолжительное существование подготовило
немало классных пилотов. Среди восьми офицеров флота первого
выпуска школы, который сс стоялся 26 октября 8. 9 года, был и С
Дорожи некий.
Не много ли раз слово первый упоминается в сочетании с фамилией
одного человека Оказывается, историческая справедливость требует
еще как минимум двух подобных упоминаний. Одиннадцатого декабря 24. 12 19 10 года Станислав Фаддеевич в первый раз на флоте поднялся
в воздух с адмиралом. Этот подъем был первым для вице адмирала Бострема,
который остался очень доволен и сердечно благодарил лейтенанта
Дорожинского за доставленное удовольствие сообщалось в пятом
номере того же Авиационного иллюстрированного журнала за 19 1О год.
Находясь за границей летом 19 года, после имевшей место в июне
неудачной попытки оторваться от воды на Антуанете Дорожинский
осуществил взлет с воды на гидроплане Вуазет Канар и стал первым
rидроавиатором России.
В марте 19 12 года следует. производство С. Дорожинского в старшие
лейтенанты а в апре е месяце отчисление от должности заведующего
воздухоплавательным парком и назначение командиром миноносца N2 260.
Но жизнь уготовила еще один неожиданный поворот в судьбе офицера зачисление согласно приказу 377 из циркуляра Главного Морского
штаба слушателем в учебный класс подводного плавания. Ровно через
год старший лейтенант Дорожинский был зачислен в списки офицеров
подводного плавания и далее его деятельность связана подводным флотом.
Интересная жизнь выпала на долю капитана 2 ранга Дорожинскоrо.
Далеко не каждому удается за время службы побывать надводником, летчиком
и подводником. Как сложилась судьба кавторанга после октябрьских
событий 19 17 года по хранящемуся в Центральном военно морском архиве
послужному списку проследить невозможно.
Правда, в газете Черноморского флота Флаг Родины за 2 1февраля 1996 года, в статье кандидата исторических наук В. Симоненко указывается,
что в 19 19 году капитан 2 ранга С. Дорожинский служил в Деникинском
флоте и был начальником Севастопольского депо морских карт, после
разгрома эмигрировал с семьей за границу и следы его затерялись.
Однако, когда в октябре 1988 года газета Красная Звезда опубликовала
материал А. Григорьева Авиация флота где рассказывалось о пе 144
рвом полете Дорожинского в сентябре 19 10 года, из Франции откликнулся
его единственный внук. Он то и поведал, что его дед скончался во Франции
в 196 1году.
Так закончил свой жизненный путь морской офицер Станислав Фаддеевич
Дорожинский поляк по происхождению, русский по месту рождения
и первый военный ле ик и гидроавиатор России по историческим фактам.
Пусть наша память в год 300 летия Российскому Флоту будет лучшим признанием
его заслуг в становлении авиации флота России.
Лейтенант
Станислав Фаддеевич Дорожинский 145
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. Первый военный летчик России (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|