Абатуров Ю.В.
Славянская символика в новых гербах военнослужащих Вооруженных Сил России
// Гербовед. №33. (1999)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (33). С. 118-122, цв. вкладки 18-19
Аннотация: В последнее время в продаже появилось огромное количес'ТВО различной литературы, связанной с историей и культурой древних славян, их былинами, легендами, обрядами, ритуалами, приметами, суевериями, заклинаниями и мифологией. На последнем аспекте остановимся подробней, так как публикуемые мифы обычно сопровождаются живописными имюстрациями, которые подсознательно пробуждают глубинные славянские чувства и как бы сами напрашиваются в гербы наших современников.
Об авторе публикации/статьи:
Абатуров Ю.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22576 знаков (с пробелами)
СИМВОЛИКА И ЭМБЛЕМА ТИКА
Ю Абатуров, Москва
GЛ ЯПGКМI GИМ.GQЛИК
G GQ.GР6М6ППЫХ Г6РБ
PQGGИЙGKИX GQ6HHOGЛ VЖЩИХ см. рис. на 18 19 стр. цв. вкладки
В последнее время в продаже появилось огромное количес ТВО различной
литературы, связанной с историей и культурой древних славян, их былинами,
легендами, обрядами, ритуалами, приметами, суевериями, заклинаниями
и мифологией. На последнем аспекте остановимся подробней,
так как публикуемые мифы обычно сопровождаются живописными имюстрациями,
которые подсознательно пробуждают глубинные славянские
чувства и как бы сами напрашиваются в гербы наших современников. Мир спавянских языческих божеств был величавым и в то же время
простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак,
даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная,
пусть и обратившись к православию, не могла она, бесхитростная,
отрешиться от древних поэтических верований
Отсюда двоемирие, в котором жил, живет и будет жить спавянин, отсюда
его вечное двоеверие, которое, кстати, никогда не было враждебно
светлой Христовой религии, а мирно уживалось с нею, как уживается в
глубине мифологической памяти Перун с Ильей пророком два громовни
ка в одном лице или один громовник в двух лицах. И пусть ослабела в
нашем спавянском роде память о Радегасте, Белбоrе, Полеле и Позвизде,
но и по ею пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные,
соблазняют русалки и в то же время умоляют не забывать тех, в
кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть эти духи и боги и
впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном
мире, еспи мы их не позабудем 18
Славянские божества могли бы занять достойное место в отечественной
геральдике, особенно в качестве щитодержателей, причем ничуть не хуже,
чем античные боги греческие и римские, которые рекомендовались
для гербов стародавними западными геральдистами см. кн. Эмблемы и
символы гл. Иконологическое описание эмблематических изображений гл. IV Мнимые божки язычников Нисколько не меньше в гербовых
щитах и клейнодах можно было бы применять и атрибуты славянских
божеств громовой камень Перуна, секиру Радегаста, чашу Магуры, рога
тину Зевоны и проч. Эта идея уже несколько лет успешно практикуется
нами на радость новоявленным гербовладельцам, особенно военным. 8
Ниже в алфавитном порядке представлен фрагмент Пантеона нязя
Владимира список некоторых славянских богов, вошедших в новые
гербы наших соотечественников указаны в скобках
Алконост иногда Ал0коност чудесная птица, жительница Ирия славянского рая Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как
сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть
все на свете, но зла от нее нет. Образ Алконоста восходит к греческому.
мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращенной богами в зимородка.
Алконост несет яйца не берегу моря и, погружая их в глубину моря,
делает его спокойным на семь дней. Герб Е. И. Каменцевой
Божич солнечное божество, преде ща 19щее весеннее возрождение
nр ироды, ее омоложение. Изображался в виде златорогого оленя, обозначающего
начало нового солнечного цикла, также огонь, на своих золотых
рогах приносит обновленное солнце. Герб В Козлова
Боян лег ный поэт певец. Все ведает, обо всем слагает песни Велесов внук Лел он о богах, о богатырях о русских князьях. Его прародитель
Боян умеет сль 1wеть. rолоса птиц и зверей, а потом перелагать
их на язык человеческий. Он один из немногих, кто умеет слышать пророчества
птицы Гамаюн, кому навивает сладкие сны Алконост, кто не
убоится смертоносных песен Сирина. Герб В Силкина
Велес Волос скотий бог Один из древнейших славянских богов,
второй по значению после Перуна в пантеоне богов князя Владимира,
олицетворение хозяйской мудрости. В начале покровительствовал охоте,
был богом мертвого зверя мог принимать облик медведя. Позднее
стал покровителем домашних животных и богом богатства. Он породнил человека и животных, учил людей не убивать животных, а использовать
их в хозяйстве. Велес опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев. Наделяет
человека талантом, физическими данными. Герб А. Б. Макарова
Вихорь Позвизд, Посвист свирепый бог бурь и непогод. С его бороды
лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило ему тряхнуть
волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за
ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Вид у него свирелый,
волосы и борода всклокочены, одеяния распахнутые. Стремительно
носится он по небесам в сопровождении свиты из бурь и ураганов. Герб
В Вихрова
Дид третий сын богини Лады, бог супружеской любви, покровительствовал
прочным союзам, неизбывной любви. Он всегда молод, ибо истинная
супружеская любовь никогда не стареет, она дарована богами для
увеличения человеческоrо рода, для неумирающего уважения друг к другу
мужа и жены.
Символом этой неразрывной, только смерти подвластной связи были
две горлинки, которые держали в руках Дид. Гербы Ю Пестряева,
В Козлова 9
Жар птица в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает
из другого тридесятого царства Это царство сказочно богатые земли,
о которых мечтами в древние времена, ибо окраска Жар птицы золотая,
золотая клетка, Иногда в сказках она выступает в роли похитительницы. Герб Е. И. Каменцевой
Зевана Зевания боn 1ня зверей и охоты. Ей молились rювцы и охотнИJ И,
прося счастья в звероловстве. Он а изображалась в богатой куньей шубе,
отороченной белкой. Вместо. епанчи на нее накинута медвежья шкура, а
голова зверя служила шапкою. В руках держала лук, у ног ее лежала рогатина
и нож. Гербы А Куликова, Ю Пестряева, Ю. И. Шумейко
Ипабог божество, покровитель охоты. Он сам охотник и благоволил к
тем, кто охотится с умом бьет зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания
и нужды. Если же челове в его владениях ведет себя негоже
не будет удачи зверь убежит, оружие придет в негодность, а сам охотник
заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог не злой, он покровительствует
также животным убережет самку с дитем, спрячет раненого зверя,
травку для лечени покажет. Герб В. В. Жеребцова
Лада славянская боrиня красоты, любви и бракосочетаний. На так
как любовь порою бьrвает и причиною горя, то она олицетворяла и
несчастную любовь.
Каждая пара молодоженов принос.ила богине цветы, живых птиц, мед
и ягоды. В храме Лады в Киеве стояла ее статуя несравненная красави
ц а в розовом венке, золотые волосы убраны жемчугами, платье изукрашено
богатым шитьем и драгоценностями. Она держала за руку крыла
того младенца, своего сына и бога любези Леля. Герб В Силкина
Магура Перуница дочь громовержца. Перуна, облачная дева nре
красная, крылатая, воинственная то же, что скандинавская Валькирия.
Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Магура подбадривает
сражающихся воинственными кликами. Ну а если воин пал от
удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Магура осенит его
своими крылами и даст выпить воды из золотой чаши в виде черепа. Отведавший
живой воды Магуры оmравится в ирий славянский рай для
жизни вечной. Гербы В Вихрова, Ю Семина
Мокошь Макошь по верованиям древних славян богиня, влиянием
на людей почти равная Перуну. Единственное женское божество в пантеоне
князя Владимира. Она олицетворение Матери Сырой Земли. Покровительница
женских работ, прядения и ткачества. Также земJ 1еделt tческое
божество, мать урожая, богиня изобилия. Имя богини происходит
от названия цветка МАК, который девушки вышивали на свадебных рушниках.
Мокошь божество женской жизненной силы. Герб 8 Козлова
Перун громовержец, верховный бог Киевской Руси покровитель князя
и дружины, т бог грозы связывался с военной функцией. Самыйr
сильный в природе, борется со злыми силами. Высокий, плечистый темноволосый,
златобородый мед по бороде течет Главным оружием Перуна
были громовые стрелы и громовой камень перун Гербы МЭИ,
АТ. Климов, Ю Шумейко 120
Полкан полуконь у славян почитался полубогом. Он охраняп кс
не й богов солнца или громовержца. Понимая дела люде й, был активен в
утверждении добра Ему приписывалась чрезъестественная сила и невообразимая
прыткость бега ведь до пояса он имел тело и сложение
человека, а ниже пояса являл собою коня. Необычайно отважный и воинственный
во еремя войн Полкан приходил на помощь нашим предкам Герб НА Полушкина
Радегаст ратный гость божество бранной славы и войны. Символизировал
справедливую борьбу, победу над врагом, над темными силами.
Первоначально считался солнечным гостем или небесным предком воинственным, всевидящим, всеобъемлющим покровителем и защитником
племени.
Изображался воином со щитом на груди, на щите воловья голова в
левой руке копье или секира на шлеме петух с распростертыми
крыльями. Иногда изображался с головой льва. Петух утренняя птица,
лев сила, вол упорство в достижении цели. Гербы В Жеребцова, АТ.
Климова, А Куликова, А Макарова
Род бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему живому,
всему, что только существует в мире. Ему приписывалась творческая и
мужская сила. Это отец и мать всех богов, воплощение нерушимости
славянского племени. Когда рождается человек, его будущая судьба записывается
в Книгу Рода, и чего на роду написано никому не миновать Герб М. В. Докучаева
Явор клен в преданиях западных и восточных славян дерево, в которое
превращен заклят человек. По этой причине кленовое дерево
не используют на дрова явор от человека пошел не подкладывают
листья клена под хлеб в печи в листе клена видят ладонь с пятью пальцами
не делают из него гроб грешно гноить в земле живого человека
и т Герб В Силкина
ЛИТЕРАТУРА 1Волошина Т Астапов С Языческая мифология славян. Ростов н Д Феникс. 1996.
2. Глушко Е Медведев Ю Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород
Русский купец, Братья славяне. 1995.
З. Глушко ЕА Медведев Ю.М Энциклопедический словарь славянской мифо
логии. Астрель. 1996.
4. Гобарев В.М Предыстория Руси. М., 1994.
5. Мифы древних славян. Саратов Надежда, 1993.
6. Персонажи славянской мифологии. Киев, 1992.
7. Славянская мифология. М. ЭЛЛИС ЛАК. 1995.
8. Фаминцын А Божества древних славян. СПб Алетейя, 1995.
9. Шуклин В Мифы русского народа. Екатеринбург Банк культурной информации, 1995. 12 1
Л UJ, Jei il
Гербы с использованием фигур из славянской мифологии,
внесенные в Гербовый Матрикул
Русской Геральдической Коллегии см. рис. на 5 6 стр. цв. вкладки 1Герб No 237 от 02.09.95. Армигер Е Каменцева. Щитодержатели
Альконост и Жар птица см. рис. на 1й стр. цв. вкладки в журнале Гербовед No 2 8 за 1995 год
2. Герб No 275 от 0 102. 96. Арми гер Московский энергетический институт технический университет. Щитодержатель Перун. В щите перунов громовой камень см. рис. на 3 й стр. обложки в журнале Гербовед No 2 10 за 1996 год
3. Герб No 303 от 10.03.96. Армигер В Вихров. Щитодержатели Вихорь Позвизд и Marypa Перуница В щите чаша Маrуры.
4. Герб No 304 от 14.03.96. Армигер Н Полушкин. В щите Полкан кентавр см. рис. на 13 й стр цв. вкпадки в журнале Гербовед 4 12 за 1996 год
5. Герб 305 от 18.03.96. Армигер В Жеребцов. Щитодержатели
Радегаст и Ипабог см. рис. 12 й стр. цв. вкладки в журнале Гербовед 4 12 за 1996 год
6. Герб 306 от 19.03.96. Армигер А Климов. Щитодержатели Перун
и Радегаст см. рис. 12 й стр. цв. tЗкладки в журнале Гербовед о 4 12 за 1996 год
7. Герб 360 от 19. 10.96. Армигер АБ. Макаров. Щитодержатели
Радегаст и Велес.
8. Герб No 364 от 22. 12.96. Армиrер Ю Пестряев. Щитодержгтели
Дид и Зевана.
9. Герб 365 от 15.0 197. Армигер А Куликов. Щитодержатели
Радегаст и Зевана см. рис. 15 й стр. цв. вкладки в журнале Гербовед 1О 22 за 1996 год 10. Герб No 400 от 12.02.98. Армигер Ю Семин. Щитодержатель
Marypa Перуница Герб No 4 19 от 19. 98. Армигер В. Докучаев. Щитод ржатель
Род. 12. Герб 422 от 2 98. Армигер Ю Шумейко. Щитодержатели
Перун и Зевана. 13. Герб No 426 от 10. 12.98. Apм irep В Силкин. Щитодержатели
Боян и Лада. В щите лист явора клена 14. Герб 427 от 10. 12.98. Армиrер ВЛ. Козлов. Щитодержатели
Мокошь и Дид. В щите Божич. 122 18 GЛ ЯНGКМ GИМ.GОЛИК 1
В GО.GР6М6НПЫХ Г6РБ Х
РОGGИЙGКИХ GО6ННОGЛУЖ ЩИХ см. стр. 8
Герб п п ка А. Б. Макарова ГМ РГК 360 от 19. 10.96
Герб п ка В Вихрова ГМ РГК 303 от 10.03.96
Герб п ка Ю. Н. Семина ГМ РГК 400 от 12.02. IH
Герб п ка В Силкина ГМ РГК 426 от 10. 12.98
Герб п ка Ю. И. Шумейко ГМ РГК 422 от 2 98
Герб п п ка Ю Пестряева ГМ РГК No 364 от 22. 12.96
Герб п ка В Козлова Герб п ка М Докучаева ГМ РГК N 427 от 10. 12.98 ГМ РГК N2 4 19 от 19. 98
Рисунки Ю Абатурова 19
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Абатуров Ю.В. Славянская символика в новых гербах военнослужащих Вооруженных Сил России (1999)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|