Вильчур И.Л.
Первые отечественные авиационные знаки
// Гербовед. №31. (1998)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 5 (31). С. 120-124, цв. вкладки 18-19
Аннотация: В 1882 году по проекту и под руководством офицера российскоrо флота Александра Федоровича Можайского был построен летательный аппарат тяжелее воздуха. Все основные конструктивные элементы аэроплана А.Ф. Можайскоrо сохранились на самолетах наших дней.
Об авторе публикации/статьи:
Вильчур И.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23857 знаков (с пробелами)
И Вш,ьчур, Москва
П6РВЪI6 Т6Ч6GТВ6ППЪ 16
ЫИt ЦИОППЫ6 Зlli KИ см. илл. на 18 19 стр. цв. вкладки 1ПЕРВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ЗНАКИ РОССИИ
На протяжении всей истории человек мечтал о свободном полете. Древняя
легенда донесла до наших дней историю греческого юноши Икара. нявшеrося
в воздух с помощью искусственных крыльев. Известные ученые создавали
проекты летательных аппаратов сохранились чертежи геликоптера Леонардо да
Винчи, модель аэродромической машины построил и nредставиn в 1794 году
заседанию Российской академии Михаил Васильевич Ломоносов. nроект летательного
аппарата ракеты создал в Петропавловской крепости народоволец
Николай Иванович Кибальчич. В 1783 году во Франции братья Мnнюnьфье построили
воздушный шар, с полета которого началась официальная история мирового
воздухоплавания.
В 1882 году по проекту и под руководством офицера российск.о rо флота
Александра Федоровича Можайского был построен летательный аппарат тяжелее
воздуха. Все основные конструктивные элементы аэроплана АФ. ожайскоrо
сохранились на самолетах наших дней. 17 декабря 1903 г. братья Уилбер Орвил Райты в Севвро Американских
соединенных штатах совершили первый в мире полет продоmrитеnъностью 59
секунд на построенном ими аэроплане с двигателем внутреннеrо сrораиия.
Развивается строительство аэропланов во Франции строят самотэты и летают
на них Блерию, Фарман, Сантос Дюмон.
Передовые идеи покоряют умы прогрессивных людей а России 16 января 1908 г. в Петербурге состоялось учредительное собрание Императорского Все
российского аэроклуба ИВАК организуются аэроклубы в Одессе и 1В Киеве. С
января 1909 г. в Петербурге издается журнал дэро и автомобильная 1D знь
Ввиду отсутствия в России аэропланов собственной noстpo Dt ереые русские
авиаторы Михаил Никифорович Ефимов, Николай Евrрафович Попов,
Александр Алексеевич Васильев и другие обучались полетам во Франции и
приобретали там самолеты.
Первый полет в России русского летчика М. Н. Ефимова 8 марта 19 10 г., до этого демонстрационные nолёты в нашей стране на аэроr mзнах проводили
иностранные авиаторы. В первой Петербургской авиационной неделе в
апреле мае 19 10 года из шести частников был лишь один русаиi авиатор Н
Попов, который показал лучшие результаты среди участник в на аэроплане фирмы братьев Райт.
С 1909 г. члены ИВАК начали проводить сбор средств Сl ед и наDВJЛения на
постройку аэропланов и организацию полетов. Сборы проводились оо подписным
листам, на которых было отпечатано воззвание аэроклуба В Шззвании
говорилось Императорский Всероссийский Аэроклуб надеется, что 8 1е те, кому
дороги честь, слава и величие России, кто дорожит ея культурным i ро, 1В етанием 120
и военною мощью, не остановится перед материальными жертвами на великое
дело создания Всероссийского воздушного флота и внесут свою лепту, не стесняясь
ея размерами Орфография подлинника Жертвователю выдавалась
квитанция и памятный жетон так называемого кружечного сбора Эти жетоны
были первыми авиационными знаками России. Известно восемь разновидностей
жетонов, изготовленных из жести с многоцветным рисунком аэиационной
тематики. Четыре вида жетонов изготовлены на Петербургской фабрике металлических
изделий Бирмана и Кона, они показаны на фото 1Интересен
четвертый жетон значок в форме щита с золотым периметром, по периметру
надпись На народный воздушный флот На поле знака изображение самолета,
летящего над Петербургом, в верхней части щита эмблема ИВАК на распростертых
крыльях восьмигранная ребристая звезда с надписью nИВАК в центре.
На нижних лучах звезды надпись РА 1Международная авиационная федерация
ФАИ организована в 1905 году в Париже. Россия стала ее членом Е 1909
году. Еще четыре вида жетонов изготовлены товариществом Жесть в Ревеле ныне Таллинне Они изображены на фото 2. На жетонах надпись сила России воздушный флот В верхней части всех жетонов отверстие для крепления
ниткой к одежде.
Одновременно с аэроклубом сбором средств на постройку аэропланов занимался
созданный в 1904 году Особый комитет по усилению военного флота на
добровольные пожертвования. 8 июля 19 12 года комитет утвердил четыре вида
памятных знаков для вручения жертвователям на развитие авиации.
При внесении трех рублей жертвователь получал серебряный знак в виде
лаврового венка с накладным самолетом, перевитым голубой эмалевой лентой
с надписью Сила России воздушный флот Известен более редкий трехрублевый
знак большего размера, на котором самолет не накладной. В верхней части
знаков ушко для крепления к одежде.
Жертвователю пяти рублей вручался
серебряный знак с позолотой, выполненный
в виде летящего самолета на фоне
двуглавого орла. В центре знака Андреевский
флаг белое полотнище с голубыми
диагоналями флаг русского военного
флота. Знак крепился к одежде цепочкой с
колечком см. фото 3
Особо отмечались крупные пожертвования.
При внесении ста рублей жертвователю
выдавалось удостоверение и серебряный
знак, выполненный в виде лаврового
венка с накладным двуглавым орлом
в верхней части. В венке на синем
эмалевом щите накладной аэроплан, щит
перевит голубой эмалевой лентой с надписью
в две строки Воздушной флот
сила России Знаки выпускались с винтом
для крепления к мужской одежде и с булавкой
для жертвователей женщин. Лицу,
пожертвовавшему 500 и более рублей,
выдавался золотой знак, одинаковый 12 1
по изображению со сторублёвым. Комитет был наделен правом вручать золотые
и серебряные знаки за особые заслуги перед отечественной авиацией без внесения
пожертвований. В 19 13 году за большой вклад в развитие авиации золотой
знак был вручен профессору Московского университета и Московского технического
училища ныне Московский технический университет им. Н Баумана
выдающемуся ученому Николаю Егоровичу Жуковскому. Большую часть
своей научной деятельности Н Жуковский посвятил развитию аэро и гидродинамики
он возглавлял секцию воздухоплавания на Х съезде естествоиспытателей
и врачей в Киеве в 1898 году, был членом российской делегации на 1
воздухоплавательном конгрессе в Париже, под его руководством в 1902 году
была построена первая в России аэродинамическая труба, неоценим его вклад
в развитие теоретической аэродинамики.
2. ПЕРВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ЗНАКИ СССР
Октябрьская революция и Гражданская война привели к разрухе во всех областях
хозяйственной деятельности страны.
Понимая значение авиации для огромной страны, правительство с первых
месяцев существования нового государства занималось восстановлением и
развитием авиационного строительства и снабжение армии самолетами. 10
ноября 19 17 г. при Военно революционном комитете ВРК организуется бюро
комиссаров авиации и воздухоплавания, в функции которого входила работа по
под ору кадров для авиации, сбору, учету и сохранению авиационной техники.
В июле 19 18 г. Декретом правительства в числе других промышленных предприятий
были национализированы частные авиазаводы и авиамастерские.
Для развития авиации необходимо было привлечь в эту область промышленности,
как значительное количество работников, так и денежные средства
государства и населения.
8 марта 1923 г. проводится организационное собрание, оформившее создание
Общества друзей воздушного флота ОДВФ первого массового авиационного
общества страны. В создании общества принимали участие руководители
государства С Киров, В Куйбышев, Г Орджоникидзе, М Калинин.
В состав руководства ОДВФ вошли М Фрунзе, Ф Дзержинский, СА
Чаплыгин. другие руководители армии, ученые, авиаторы.
Основной задачей ОДВФ было развитие авиапромышленности, строительство
самолетов. С этой целью собирались средства, делалась пропаганда
авиационных знаний среди населения страны, молодежь привлекалась к постройке виамоделей, планеров, обучению полетам на планерах и самолетах,
изучению теории авиации.
Лозунг ОДВФ Трудовой народ, строй воздушный флот отражал эту задачу.
Печаfь и в первую очередь газета Известия широко освещали работу общества.
За два года существования общества члены ОДВФ собрали 6 миллионов
золотых рублей на строительство воздушного флота. Одновременно со
Всероссийским ОДВФ были созданы Общество авиаторов и воздухоплавателей
Украины и Крыма ОАВУК, в украинском языке ТАПУК ОДВФ Грузии,
Азербайджана, Среднеазиатских республик. 122
Президиум Всероссийского ОДВФ объявил конкурс на создание эмблемы и
членских знаков общества. Эмблемо й общества был утвержден знак, выполненный
по эскизу художника Г Алексеева в середине развернутых крыльев накладная
пятиконечная красная звезда с четырехлопастным пропеллером и надписью
на лучах СССР В нижне й части знака синяя л,энта с надписью О В Эмблема изготавливалась из бронзы с горячей эмалью и крепилась
к одежде винтом см. фото 4 Так как знак
изготавливался в различных регионах, известны
его разновидности по размерам
имелись знаки с горизонтальным размером
ОТ 54 ДО 28 ММ.
Региональные отделения имели свои
эмблемы и членские знаки. Эмблема Московского
отделения ОДВФ была выполнена
в воде лучей восходящего солнца, обрамленного
в нижней части колосьями, выше
лавровыми и дубовыми ветвями в верхней
части красная пятиконечная звезда, на
лучах солнца накладной самолет, внизу на
красной ленте надпись модвФ Знаки изготавливались
из серебра или бронзы с горячей
эмалью и креплением на винте.
Членский знак был выполнен из бронзы с
горячей эмалью в виде синего флажка с
изображением моноплана в полете над восходящим
солнцем и надписями модвФ и СССР
Северо западные области, куда входил
Петроград, имели несколько разновидностей
эмблем см. фото 5 1и 5.2 различавшихся
деталями надпись на звезде левого
знака 1923 или СССР различная
конфигурация биплана на правом
знаке. Все знаки ОДВФ Северозападных
областей изготавливались
из серебра с горячей эмалью. Знак,
изображенный на фото 5. 1изготавливался
также из золота и вручался,
ка награда за активную работу и заслуги
перед обществом. 123
Оригинальная по исполнению
была эмблема Уральского отделения
общества на вершкальном эллипсе
парящий Икар. Знак изготавливался
из серебра с красной или голубой
эмалью. На белом эмалевом ободке
эллипса надпись УРАП ОДВФ
Изrоiавливались членские знаки ОДВФ Донской области, СевероКавказскоrо
края, Приморского края. Популярен был знак общества, выполненный
в виде синего флажка, на котором изображен летящий самолет в лучах
восходящего солнца и надпись ОДВФ над ним. На диске солнца надпись по окружности СССР 14.УП 14 июля 1789 года взятием Бастилии началась великая
французская революция. Дата символизировала взятие народами СССР Бастилии воздушной Республиканские общества изготавливали свои эмблемы
Знаки ОДВУК изготавливались из бронзы с горячей эмалью и в виде брошки
из фотобумаги под целлулоидом, обрамленной металлическим колечком см.
фото 6. 1Изготавливались разновидности с украинской аббревиатурой ТАПУК
Грузинская эмблема выполнена в виде синего флажка с летящим самолетом
и надписями ОДВФ и СССР на грузинском языке см. фото 6.2 На Азербайджанской
эмблеме изображены нефтяные вышки, колосья и самолет в полете.
Знак изготавливался из серебра с позолотой см. фото 6.3 Членский знак
Азербайджана ОДВФ был выполнен, как знак на фото 6. 1с надписью в нижней
части АзОДВФ латинскими буквами.
Общество во всех регионах страны проводило агитационную и учебновоспитательную
работу. Создавались авиамодельные и планерные кружки, проводились
полеты на планерах. Кружки ОДВФ дали стране таких известных авиаконструкторов,
как С Ильюшин, О Антонов, А Яковлев.
Проводились Недели воздушного флота РСФСР, Авиационная неделя на
Украине, Неделя авиации в Закавказских республиках. Во время этих мероприятий
проводились агитполеты в отдаленные районы, разбрасывались листовки,
пропагандирующие идеи развития авиации в стране представителей населения
катали на самолетах, летчики рассказывали об устройстве самолетов, призывали
молодежь в авиацию.
За два года своей работы ОДВФ России, ОАВУК и ОДВФ союзных республик
выпустило более 30 видов эмблем, членских и рекламных знаков.
ВИЛЬЧУР Игорь Львович, ведущий конструктор ММЗ имени
А Микояна МАПО МИГ имеющий стаж работы в авиационной
промышленности более 40 лет автор ряда публикаций по
авиационной символике в журналах Авиация и космонавтика Вестник ПВО Гражданская авиация и др., г. Москва. 124 18 П6Р8Ы6 ОТ6Ч6GТ86НПЫ6 1ВИ ЦИОИНЫ6 Зfu КИ см. стр. 120
Фото 1Жетоны кружечного сбора производства
Петербургской фабрики металлических изделий.
Фото 2. Жетоны кружечного сбора
производства Жесть в Ревеле Таллинне t 1
Фото З. Знаки трехрублевого и
пятирублевого пожертвований.
Первые авиационные знаки России.
Фото 4.
Эмблема
Общества
друзей
воздушного
флота ОДВФ
Фото 5. Эмблемы ОДВФ северо западных областей СССР.
Фото 6. Эмблемы ОДВУК Украины ОДВФ Грузии
и ОДВФ Азербайджана.
Первые авиационные знаки СССР.
Фрагмент коллекции И Вильчура. 19
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Вильчур И.Л. Первые отечественные авиационные знаки (1998)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|