Кучеренко Э.И.
Сон в зимнюю ночь
// Гербовед. №30. (1998)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 4 (30). С. 57-60
Об авторе публикации/статьи:
Кучеренко Э.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17022 знаков (с пробелами)
Э Кучеренко, к м Апрелевка
G н g зимнюю п чь
Случилось это более 20 лет тому назад, но до сих пор я еще проверяю
информацию, что была мною получена в ту ночь
Зимней ночью мне приснился сон, что попал я в стан татаро монгол,
которые осаждали Киев в декабре 1240 года.
Я увидел себя в Киеве на восходе солнца. Большая часть города была
уже захвачена татарами. В руках защитников оставались только Святославов
город с Софией Киевской. Я находился на улице, застроенной
двухэтажными бревенчатыми домами. Между рядов домов и городской
стеной располагалась незастроенная полоса земли. За ней ров шириной
метров 6 8. Дальше на валу стена из двух рядов бревен, а по ее верху
шел дощатый забор с амбразурами для стрельбы из луков и самострелов.
Редко расположенные бревенчатые башни квадратного сечения дополняли
эту оборонительную систему. Меня удивило то, что на стенах было
мало защитников. Между тем татары разбирали срубы домов и скатывали
бревна в ров, пользуясь древками копий, как рычагами. Скоро он заполнился
до краев, но татары продолжали накатывать ряды бревен еще выше.
Я подумал, надо что то сделать, чтобы сорвать штурм, спасти город,
уцелевших его жителей и великие памятники культуры от гибели. Вдруг
один из татар заметил меня. Остановился как вкопанный, а потом почтительно
согнулся в низком поклоне. Вторсiй воин тоже поклонился, а затем
жестом пригласил меня войти в ближайший дом, который еще не начали
разбирать. Мы подошли к крытому крыльцу, у которого стоял часовой в
овчинной шубе поверх кольчуги, поднялись на второй этаж, попали на
галерею а затем вошли в большую комнату. Длинный дубовый стол был
покрыт вышитой льняной скатертью. Вдоль него стояли скамьи, а с противоположного
торца по дубовому креслу с высокими спинками и подлокотниками.
У входной двери разместилась деревянная стойка с медным
рукомойником, а рядом на деревянных колышках висели льняные полотенца.
Я взглянул на людей находившихся в комнате. На каждой скамье
сидело по пять татарских воинов. Доспехов и сабель на них не было, но на
поясах висели кинжалы. Широкоплечий молодой татарский воин улыбнулся
и заговорил со мною по русски Правда, с каким то акцентом Дай ка я тебя получше рассмотрю Раздевайся и садись с нами завтракать
Потом обернулся к остальным воинам и резко бросил Это мой
потомок Он сядет сейчас во главе стола Будете ему подчиняться Эй,
стражник Помоги умыться господину 57
Я очень удивился, что мне предлагают умыться. А нас учили, что татаро монголы никогда не моются, некстати сказал я.
Громкий хохот моего предка, воинов и прислужников был мне ответом.
После этого предок все же решил любезно мне пояснить Мы часто моемся в банях, паримся в них. У нас даже походные баниюрты
есть. У нас без мыла воина не пускают в поход.
Воин протянул мне медную мыльницу с кусочками мыла. Я взял один
из них, поднес к носу и понюхал. Пахло полынью. Теплой водой с мылом я
вымыл руки и лицо. Прислужник развернул аккуратно сложенное полотенце.
Оно было белое, льняное, с вышитыми красной шерстью петухами. Это трофей спросил я. Нет, это не военная добыча, ответил предок. Красный петух сим
вол нашего народа. А вышивка шерстью по льну Тоже наше исконное.
Не успел я сесть, как мой предок дал команду На молитву
Все воины, к моему удивлению, стали читать Отче наш Причем по
церковно славянски. А мы изучали, что монголы язычники сказал я. Да,нас греческие миссионеры крестили шестьсот лет тому назад,
возмутился мой предок. Мы все ортодоксы христиане А почему вы не сожгли дома вокруг крепостных стен спросил я у
него. У нас на картинах, изображающих взятие татарами русских городов,
всегда рисуют горящие дома. А мы никогда их не жжем. Они нам самим нужны. Куда лучше жить в
бревенчатом доме, чем в юрте. Лучше печь хлеб в печи, чем на костре
лепешки. Жгут обычно сами жители, чтоб нам не достались. Так сказал
мой предок во сне и я передаю вам эти слова из XIII века дословно, ничего
не меняя.
Мой предок подошел к корыту, взял баранью голову и положил мне на
блюдо, затем добавил еще часть передней ноги. Я внимательно стал присматриваться
к монголам. Они делились на две групnы одни из них были
скуласть 1е, имели раскосые глаза и бритые лица. Другие узколицые, с
широкими глазами, как у европейцев, имели усы, а некоторые и бороду. У
моего предка была очень белая кожа, широкое скуластое лицо, но глаза
были не раскосые.
На второе подали пиалы с чаем и блюдечки с печеньем шариками
темного цвета. Когда чаепитие закончилось, мой предок скомандовал На молитву
После нее воины надели кольчуги оказалось, что кольца были только 58
спереди, а сзади была кожа сверху шубы, опоясались саблями и трусцой
направились к выходу. Ты тысяцкий спросил я предка. Тысяцкие они, кивнул вслед выбежавшим воинам, я темник.
Мы вышли на улицу. Мой предок старался не попасть под обстрел, который
активно велся защитниками Киева.
Между тем, татары готовились к штурму. Бревна от разобранных домов
уже были уложены в длинную и высокую эстакаду. Я подумал, что татары
и дальше будут наращивать эстакаду в высоту, чтобы по ней ворваться в
город. И стал в уме лихорадочно перебирать различные варианты плана,
как спасти город. Может быть, попытаться уговорить моего предка отказаться
от штурма, доказав ему, что его проклянут потомки Но это слишком
долго Схватив у воина горящий факел он не возражал и склонился в
поклоне я поджег несколько копен соломы. Сухая солома загорелась
легко и жарко. Но получилось совсем не то, на что я рассчитывал. Я не
учел направления ветра. А он погнал пламя и дым прямо на защитников
города. Вдобавок случилось совершенно непредвиденное у стен сгорела
опалубка два ряда бревен. А засыпка, промерзшая за месяц зимы, оттаяла
от страшного жара и с глухим грохотом рухнула прямо в ров. В стене
образовался пролом. Мой предок восхищенно посмотрел на меня и
сказал Ну, ты весь в меня у тебя тоже отличное тактическое мышление, все
сделал правильно и главное вовремя
Оказалось, я невольно помог татарам. Я был в ужасе. Теперь город
могла спасти то.nько смерть руководителя штурма, то есть моего предка.
Он уже подал какую то команду, и по ней с гиком и свистом в образовавшийся
пролом по земляному завалу устремились вражеские воины. А изза
стен уже слышались вопли несчастных киевлян, погибающих под саблями
татар и копытами их коней. Приступ ярости и отчаяния захлестнул
меня. Я выхватил меч из ножен предка. Он не сопротивлялся, даже придержал
ножны. Наверное подумал, что я хочу участвовать в уличных боях.
Но вместо этого я всадил ему меч между лопаток. Затем еще раз. Предок
упал.
Что же я натворил подумал я. Ведь предок сказал мне, что не имеет
детей Значит, как только он умрет, я тоже погибну Произойдет аннигиляция
моего тела, если верить теориям. Какой же силы грянет взрыв И не
только я никого не спасу, но даже и рассказать то не смогу, что же здесь
произошло. Вдруг откуда то послышались крики Бату хан Бату хан
Я оглянулся и увидел Батыя. Он сидел на коне, в островерхом позолоченном
шлеме с крестом. Штурм продолжался 59
Когда я проснулся, то долго не мог прийти в себя так все было натурально
и логично. И очень захотелось перепроверить то, что я увидел во
сне и так не похоже на вычитанное мною ранее из книг.
Первое открытие я сделал в киевском музее народного искусства Украины.
Как оказалось, вышивка крашеной шерстью по льну и сейчас применяется
в селах Закарпатской Украины, а изображение красного петуха
это действительно символ ряда тюркских народов и излюбленный сюжет
их вышивок. Кстати, женщины и поныне в этих деревнях носят халаты
черного сатина, стеганные на вате.
На свой другой вопрос я получил ответ, познакомившись с работой
академика белоэмигранта М. И. Ростовцева. У него я вычитал, что 95
личного состава войска татаро монгол было православных. А крещены их
предки были действительно византийскими миссионерами в VII веке.
Но главная сенсация состоялась позднее. Я ехал на международную
конференцию по нелинейным колебаниям, и в поезде подружился с проводниками студентами Киевского Университета, которые в каникулы
подрабатывали на железной дороге. Я поделился с ними своим сном и
попросил помочь его проверить. Они согласились и познакомили меня с
археологом Александром Абовяном. Все вместе отправились искать то
место, где якобы был пролом в стене, сделанный в декабре 1240 года.
Ночью, когда затих поток автомобилей и людей на улицах, мы пошли пешком
к Софии Киевской.
Я вспомнил, как светило солнце в время, когда я был в стане татаро
монгол время суток, высота над горйзонтом, место восхода Поглядывал
на компас. Но Саша Абовян сказал мне, что нет необходимости на
него смотреть можно ориентироваться по алтарной части храма алтари
всегда смотрят на восток. Наконец, я нашел то место, где была эстакада. Вот здесь, уверенно сказал я.
Саша кинулся обнимать меня, а студенты даже пытались начать качать.
Оказывается, несколько месяцев назад они нашли именно здесь
следы пролома в городской стене. Способ, которым был сделан пролом, я
указал правильно. Но главный сюрприз ждал меня на следующий день.
Абовян протянул мне недавно найденный список русской летописи. В ней
я прочитал, что руководитель штурма был зело дважды уязвлен в спину
нечистой силой 60
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|