Кучеренко Э.И.
Древневавилонские истоки русской геральдики
// Гербовед. №30. (1998)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 4 (30). С. 22-25
Аннотация: На древневавилонские корни русской геральдики я обратил внимание при рассмотрении гербов российских дворян и городов. Особенно нас заинтересовали изображения бычьих голов, пронзенных мечом, в т.ч. изображения герба города Прилуки Полтавской области. В нем помещена голова быка (зубра) впрямь, проткнутая мечом слева направо.
Об авторе публикации/статьи:
Кучеренко Э.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14094 знаков (с пробелами)
Э Кучеренко, к t t Апрелевка
ДР6.GП6.G48ИЛОПGКИ6 ИGТОКИ
PYGGK Й Г6Р4ЛЬДИКИ
На древневавилонские корни русской геральдики я обратил внимание при
рас.смотрении гербов российских дворян и городов 1Особенно нас заинтересовали
изображения бычьих голов, пронзенных мечом 1В 2 даны изображения
герба города Прилуки Полтавской области. В нем помещена голова
быка зубра впрямь, проll Нуrая мечом слева направо 2
В гербе дворян Помян 2 изображена голова быка зубра впрямь, проткнутая
наискось между глазами прямым мечом слева направо. Герб существует
с XIII века. Такой же бык изображен в гербах Кормилицыных,
Малявок, Соколовских, Юреневых. Молдавский герб до революции тоже
имел изображения бычьей головы. Но ранее XIII века были изображения скульптурные и на бытовых вещах в древнем Вавилоне. Так была изготовлена
арфа, увенчанная золотым изображением бычьей головы. Были и
изображения пронзенных мечом бычьих голов, удивительно похожие на
изображения бычьих голов с герба Прилук.
Создание таких скульптур связано с мифом о Гильгамеше. Гильгамеш
историческое лицо Это четвертый по счету царь города Урука. В м.иФе
рассказывается, что боги наслали на Вавилонскую землю страшного огромного
быка. Этот бык вытаптывал посевы, разрушал каналы и ломал
плодовые деревья. На бой с чудовищем вышли царь Гильгамеш и его друг
Энкиду. Вдвоем они победили чудовищного быка, пронзив его голову мечом.
В память об этом любимым изображением вавилонян стало изображение
бычьей головы, пронзенной мечом, а иногда просто отрубленной
бычьей головы. Так, сохранилась арфа, на которой скульптурное изображение
бычьей головы. Изображение деревянное позолоченное.
Одно из сохранившихся скульптурных изображений бычьей головы,
пронзенной мечом, удивительно напоминает изображение такой же головы
из герба города Прилуки Полтавской области. Что простого совпадения
эдесь быть не может. ясно из сравнения изображений. Но как такое изображение
попало к славянам с берегов далекого Евфрата Один из путей
проникновения знаний из Вавилона к славянам был связан с походами
жителей Таврии Крыма киммерийцев тавров. Их вытеснили из Крыма
скифы сколоты в VIII веке до нашей эры 2 Тавры частью ушли на север,
а частью на юг во Фракию, затем в Малую Азию. Там они уничтожили Фригийское
царство, а в 640 году до нашей эры вместе со скифами в союзе с
Вавилонским царством напали на Ассирию и разгромили ее. В 6 12 году до
нашей эры союзниками была взята столица Ассирии Ниневия. Ассирийское
царство, это чудище, гргбившее и разорявшее соседские страны не
хуже быка, сраженного Гильгамешем, было навсегда сокрушено нашими
предками таврами киммерийцами. Навсегда с географических карт исчезла
Ниневия, на улицах которой ассирийцы победители на глазах всего 22 я убивали пленных сначала пленным отрезали кисти рук, потом
ог Отрубленные конечности аккуратно складывали возле казниатом
изуродованные тела ассирийцы сажали на кол и давали
ость несчастным пленникам истекать кровью. В память об этих Бах ассирийцы рисовали картины, изготавливали панно и рельефы.
анились эти изображения и до наших дней. Но на этом походы
йцев в Азии не закончились в 597 году до нашей эры они в союзе
оном взяли Иерусалим и вывели из него часть жителей. Вполне
о, что в VII VI веках до нашей эры тавры киммерийцы и позаим аJ Ти у вавилонян и изображения бычьих голов, и многие слова из их а оторые попали в их язык, а от них в языки славян. Мало кто знает, а ое русское выражение Россия мать перекликается с древне ским Мат Бабилон Переводится оно земля Вавилон По васки
мат ь означает земля. Мало кто знает, что такое русское вырае е мать земля это русско вавилонское двуязычие мать по вави земля и означает земля земля Из Вавилона к нам пришли
е слова, как шуба, чабан, кирпич от вавилонского кир земля в
еле грунт курган от вавилонского кур гора и т такое заимствование не единично, можно видеть, вспомнив такие
ные русским и украинцам пословицы про Макара. Макар это древ
еческий ростовщик Макариос VI V века до нашей эры Например,
овица Куда Макар телят не гонял говорит о том, что Макариос ал в рост монеты с изображением быка. Это серебряные монеты ост а Эвбея. Их греки называли телятами Другая пословица На бедноа
ара все шишки валятся тоже связана греческими названиями мо
е Это серебряные монеты с изображением крылатого 1оня Пегаса. Эти еты греки называли жеребчиками nелос По русски жеребят называ а ьше шишками. Так вот, обе эти пословицы означают что Макариос авал в рост монеты телят а проценты получал за каждую монетуе,
енка монету жеребенка шишку Легко подсчитать, что означают
енные прибыли Макариосом в 7 1годовых. О Макаре есть ряд
х пословиц Комар да мошка, Макар да кошка Эта пословица пеается
с татарской пословицей Собака даром что телом грязна,
ушой чиста. А кошка хоть телом чиста, а душой Макар Как видим, в
пословицах выражено негативное отношение народов как к самом
а ару, так и к его ремеслу ростовщичеству. Недаром в России выраже е смакарить подпустить Макарку означало сжульничать, обма
4
видим, у славян и татар имеются заимствования из греческого клора времен VI V веков до нашей эры. Правда, трансформирован е современные например, связывающие имя Макара с кошкой. Кошки
в. лись в Европе после античных времен в XI XII веках. Но из поелоМакаре
ясно, что предки славян были в контакте с античными цивииями.
По видимому, воr 1рос о контактах древних цивилизаций северПричерноморья
с цивилизациями греков и вавилонян может быть
ательно разрешен только после того, как будет раскопан описанный 23
Геродотом легендарный город Ге о Е о остатки археологи нашли именно
на Полтавщине где в городском гербе Прилук есть изображение бычьей
головы, пронзенной мечом Это Ильское городище. Город этот был так
велик площадь городища 70 кв. км что на его раскопки уйдут многие
годы. По видимому, город был столицей скифов.
Может быть, раскопав городище, удастся найти следы связей горожан с
Вавилоном, а не только с греками, как об этом писал Геродот.
А пока можно говорить только о влиянии вавилонян на русскую геральдику
через Таврию и Боспор Киммерийский. Это изображения быков и их
голов на монетах Крыма и Боспора Фракийского 4 16 280 гг. до н З
Можно говорить и о литературном влиянии вавилонян на Русь. Басня Ворона и Лисица и ряд других бытовали еще в древнем Вавилоне.
ПОДПИСИ К РИСУНКАМ 1Арфа с головой быка из золота и редких камней. Из гробницы в древнем городе
Уре. Слева и справа от головы помещены кинжалы, которыми Гильгамеш и
Энкиду убили быка, опустошавшего землю их родины матери Вавилона 5
2. Герб Могила
З. Герб Помян
4. Герб г. Прилуки.
5. Ассирийский рельеф IX в. до н 6 На рельефе IX века до н.э ассирийцы
изобразили в деталях захват, угон и зверскую казнь пленных пленным отсекают
кисти рук и ступни. Затем изуродованных пленников сажают на кол. Справа сооружен
жертвенник, на котором помещены отрубленные головы пленных. Взяв и разрушив
столицу Ассирии Ниневию, скифы и киммерийцы навсегда лишили ассирийцев
их государственности и спасли соседние народы от будущих набегов и завоеваний,
сопровождавшихся теми зверствами, которые запечатлены самими ассирийцами
на данных рельефах.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Лакиер А Русская геральдика. М. Книга. 1990. 402 с.
2. Кучеренко Э Говорящие эмблемы древнегреческих полисов и их влияние
на русскую геральдику Гербовед. 1997. 7 19 С. 18 25.
З. Мушмов Н. Античные монеты на Балтийском полуострове и монетите на
болгарском царе. София. 19 12.
4. Кучеренко Э Кто такой Макар и каких телят он гонял Основа. 26 августа 1995. 103 106 17
5. Вигасин А Годер Г Свенцицкая И История древнего мира. М.
Просвещение. 1995, 288 с.
6. Всемирная история. Т М. Госполитиздат. 1955. 24
Рис. 5. 25
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|