Муханов В.М.
Гарем имама Шамиля
// Гербовед. №29. (1998)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 3 (29). С. 102-108
Аннотация: Большую роль в "1стории играют женщины - прекрасная половина человечества. Они занимали важное место и в Кавказской войне (1830-1864). Поэтому неплохо было бы разобраться в такой специфической и малоизученной теме, как жены главы кавказских мусульман Шамиля.
Об авторе публикации/статьи:
Муханов Вадим Михайлович (Москва) студент исторического
факультета Московского Государственного Университета,
сотрудник информационно-досугового отдела Московского
городского дворца творчества детей и юношества, членксрресnондент Всероссийского Геральдического Общества,
член-соревнователь Историко-Родословного Общества в
Москве, член Союза Краеведов России
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Муханова В.М.в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26574 знаков (с пробелами)
В Муханов, Москва
Г4Р6М ИМ4МА. ША.МИЛЯ
Большую роль в 1стории играют женщины прекрасная половина человечества.
Они занимали важное место и в Кавказской войне 1830 1864
Поэтому неплохо было бы разобраться в такой специфической и малоизученной
теме, как жены главы кавказских мусульман Шамиля.
Гарем Шамиля считался образцом семьи истинного мусульманина. У
него было 8 жен, которые никогда не ругались и не дрались между собой,
что часто бывало в других семьях правоверных мусульман.
Первая жена Шамиля гимрянка Хория почти не имела влияния на своего
мужа и хозяина, так как имам жил с ней, по сведениям М Чичаговой,
только три дня 1
Одно из важных мест в жизни вождя горцев имела Патимат или Фатимат 1я умерла в 1845 г. дочь Абдул Азиза, жившего в Унцукуле и излечившего
Шамиля от ранений, полученных в бою за аул Гимры, последнее
прибежище 1го имама Чечни и Дагестана Кази муллы 1832 г. 2. Эту жену
Шамиль любил более другмх. Известно, что именно глубокое чувство любви
к этой жене было главной причиной оставления аула Дарго и, следовательно,
его поражения во время так называемой сухарной экспедиции 1845 г т получив известие о тяжеr ой болезни своей жены, он б ил
все и отправился к больной, поручив командование одному из мюридов3
Она была воспитана по законам шариата, была верной мусульманкой
и, естественно, наставляла Шамиля против христиан, т русских.
У Фатимат и Шамиля было 5 детей 3 сына Джемал Эддин вэят в 1839
г. в аманаты под Ахульrо, умер вскоре после возвращения в Чечню, обмененный
на княгинь Чавчавадэе и Орбелиани Каэи Магома сражался
против русских на стороне турок после смерти отца и отъезда в Мекку,
умер там же Шафи Маrомет генерал майор русской армии, умер в России
и 2 дочери Нафисато, Нанизета5 илм Нафисат с араб. прекрасная
и Фатимат, которые были за ем за двумя братьями 4 й жены отца Абдуррахманом
и Абдурахимом Старшая дочь Шамиля умерла вскоре после
приезда Шамиля в Калугу.
Нельзя не сказать и о 3 й жене Шамиля Джавгард, которая таюке ненавидела
гяуров и которая погибла как раз при штурме этими самыми неверными аула Ахульrо, омота имамата, в 1839 г. Во время этого штурма
таюке погиб единственный сын Джавrард и Шамиля младенец Саид7
Одной из замечательных кавказских женщин той эпохи была 4 я жена
главы кавказских мусульман Зайде8, Зайдат или Залидат с араб. благочестивая
отшельница дочь воспитателя Шамиля Джемал Эддина Казикумыхского родилась в 1829 г. 9. Она была выдана замуж, когда ей было
всего 14 лет, долгое время являлась первой дамой всего Северного Кавказа,
была очень умна, и Шамиль прислушивался к ее советам даже по 102
политическим делам 10 Она повышала грамотность, помогала понять им
тонкости ислама, развозя по аулам религиозную литературу и обучая детей
в различных местах пребывания. Она интересовалась культурной стороной
жмзни горцев, их бытом, хорошо разбиралась в восточной культуре,
литературе, искусстве. Некоторое время она занимала в семье имама
должность валидз. т главной жены, заведующей хозяйством и к мандующей
всеми остальными женами После смерти Патимат она сделалась
первой женой Шамиля и, следовательно, старшей над остальными.
Все дети имама и служители повинуются ей, как самому имаму. Она
хранит ключи и раздает съестные припгсы и платье Шамиль имеет от нее двенадцатилетнюю дочь удивительной красоты
с чрезвычайно развитым умом, но у нев кривые и безобразные ноги
она называется Наваджат. Имам любит всех своих детей до беспамятства,
но к Наваджат он питает болев нежную и сострадальческую
любовь, нежели ко всем другим. Хотя она iгает как мальчик и скачет
на своих кривых ногах с необыкновенной ловкостью, Шамиль носит ве всегда на руках. Наваджат когда нибудь подожжет аул, потому что она
получает особое удовольствие в том, чтобы утащйть из очага или из
печки пылающую головешку и бегать с ней по балкону.
Когда Зайдв бранит ее, Шамиль удерживает мать, говоря Оставь
ев, Бог не разлучен с теми, на которых Он запечатлевает какой нибудь
знак, и если эти Им отмеченные люди непорочны, то с нuми не случается
несчастий 12
Кроме Наваджат или Наджават с араб. добродетель Зайде родила
Шамилю еще одну дочь, Баху Меседу и сына Магомета р. 186 1г
Особенно надо сказать о ренегатке армянке Анне Ивановне Улусовой,
в мусульманстве Шуанате или Шуанете, 5 й и наиболее знаменитой жене
вождя горцев на Кавказе. Она родилась в начале 20 х гг. XIX в. 13, а п
пала в плен к горцам в 1840 г. во время их нападения на Моэдок 1Ее
брат, купец Улуханов, предлагал за нее Шамилю выкуп в размере 1О тысяч
рублей rбешеные еньги по тем временам но имам сказал, что не
отдаст ее и за мимион 5
А Дюма эту историю описывает так Она дочь богатого моздокского
армянина. Двадцать лет назад.Шамиль напал на МDЗдок, похитил Шуанвту
со всем семейством и привез вв с отцом, матерью, братьями и
сестрами в Дарго, где тогда была его резиденция. Потом Дарго был
взят и разрушен графом Воронцовым, и Шамиль удалился в Веден, Армянский
купец предлагал за себя и за свое семейство выкуп в сто тысяч
рублей.
Шамиль влюбился в Шуанету, которая до того называлась Анной. Он
не согласился даже на полмиллиона, но предложил свою руку деву пке и
свободу ев семейству. Анна со своей стороны вовсе не питала отвращения
к имаму и ответила согласием на его предложение. Тогда ей
было шестнадцать лет. Семейство было освобождено.
За два года она изучила Коран, отказалась от армянской религии и 103
сделалась женой Шамиля, давшего ей имя Шуанета. Потеряв отца и
мать, она вытребовала часть принадлежавшего ей наследства и отдала
его Шамилю.
Шуанета служила ангелом хранителем пленникам и особенно пленницам
Шамиля знаменитые пленницы княгини Чавчавадзе и Орбелиа
ни нашли в ней покровительницу ей они обязаны всеми утешениями,
какие только власть Шуанеты могла доставить в их подожении 18
Шуаната отличалась от других жен своей скромностью. Цвет лица ев
нежный, щеки румяные вероятно, не без помощи славящихся кавказ
ских румян черты лица правильные, глаза голубые, и вообще, вся наружность
ев была симпатичная. Неудивительно, что она была царицей
сердца Шамиля и что он не отдал бы ее и за миллион родным 17
Тот же Дюма несомненно, более профессиональный ценитель женской
красоты, тем более весьма темпераментный француз, пишет несколько
по иному о ней и не так восторженЖ ача среднего роста, очень милень
кая, но с обыкновенными формами у нее прелестный роти прекрасные
волосы, белов тело, но руки толстые, а ноги неуклюжие 8
Шуаната разговаривала с М Чичаговой, женой rубернатора Калуги,
где после пленения жил Шамиль. На вопрос о религии она ответила, что предпочитает магометанскую религию христианской, потому что
она гораздо строже нашей что посты, молитвы, богослужения испол
няются у них всеми бвз исключения, а у нас, христиан, молятся лениво
и посты мало кто соблюдает 1g.
Во время спора о многоженстве мусульман Шуаната скаэала Я была
сама христианкой и знаю, что у ваших мужей также несколько жен,
только они их имеют тайно, а у нас не скрывают их 20
Она была образцом культуры на Кавказе и в одежде, и в речи, и в по
ведении. Роль первой дамы Чечни и Дагестана nонемноrу начала переходить
к ней, она очень интересовалась культурой Кавказа, хорошо разбиралась
в народных традициях, обычаях. От Шуанаты у Шамиля была
одна дочь Софиат.
6 й брак Шамиля очень интересен, потому что он женился на гимрянке
Фатимат 2 й, которая была уже в преклонных годах около 50 лет 2 Женитьба
эта произошла из за меркантильных соображений Шамиля он хотел
этой женитьбой привести в порядок хозяйство, которым не в состоянии
были управлять молоденькая Зайдат и Шуаната.
7 й спутницей жизни этого великого человека некоторое время была
кистинка Амминат или Аuинета22 которая, по воспоминаниям современ
ников, была очень хорошенькой и резвой. Шамиль развелся с ней вследствие
каких то неизвестных нам политических причин, а кроме того потому,
что она ненавидела Зайдат23 Дюма же считает что развод произошел
исключительно по причине бесплодия Аминеты Третья жена Шамиля
Аминета бездетна. Это вменяли в вину бедной женщине, более красивой
и более молодой, чвм две другие она сделалась объектом их ревности особенно со стороны Зайде, которая беспрерывно упрекала ее в 104
бесплодии, из злости приписывая его недостатку ее любви к Шамилю 24
Кроме того, о ней известно то, что родом она татарка и похищена в
пятилетнем возрасте мать, не имея возможности выкупить ее, просила
дозво ния разделить неволю своего ребенка эта милость ей была
оказана
А ее внешность Дюма описал более заманчиво и галантно, можно сказать,
как истинный француз у нее круглое лицо, большой рот, украшенный
настоящими перлами, ямочки на щеках и подбородке типа тех, ко
торые поэт восемнадцатого столетия не приминул бы равнить с гнездами любви св это придает ее вздернутому носику еще более
лукавое выражение
8 й жене, чеченке Зайнаб, не повезло бопьwе всех Шамиw, был с ней
всего З часа, по сведениям все той же вездесущей Чичаговой
Также известно, что га,оем имама включает в себя, помимо указанных
жен, старуху по имгни Бакко, мать Патимат. Она имеет отдельное
помещение, отдель,ш, 1й стол U хозяйство, между тем как другие женщины
едят вместе Три супруги Шамиля не только не имеют никакого отличия между
собой, но ничем даже не отличаются от жен наибов. Лишь им одним
позволено тревожить Шамиля, когда он а молитве или на совете со
своими мюридами.
Последние приходят со всех концов Кавказа на совещание с имамом,
гостят у него, сколько им заблагорассудится, но он не разделяет с ними
трапезы.
Само собой разумеется, что гость, кто бы он ни был, не осмелится
переступить порог гарема. Любовь трвх жен это название на Вочтокв
более подходящэе, чем название супруги, к свое у господину простирается
до крайности, хотя она обнаруживается сообразно различным характерам.
Зайде ревнива, как ввропвйка, никогда не могла привыкнуть к разоо
лвнию любви, она ненавидит двух своих подруг и сделала бы их несчастными,
если бы любовь или, правильнее, правос ие имама не оберегало
их.
Что касается Шуанеты, то вв любовь и есть истинная любовь и до
ходит до беспредельной преданности когда Шамиль входит, ев глаза
воспламеняются когда он говорит, ев сердце кажется повисшим на его
устах когда онз произносит его имя, ве лицо сияет.
Шамиль старше Аминеты лет на тридцать ппть, и эта значительная
возрастная разница между ними заставила Шамиля любить Аминету
нв как жену, а как свою дочь в основном, к ней из за ее молодости и
красоты ревновала Зайде, беспрестанно угрожавшая ей заставить
имама развестись с ней из за бесплодия. Аминета смеялась над этой
угрозой, но тем не менее она исполнилась строгий имам, хотя крайне
было больно его сердцу, тревожился, чтобы его любовь к бесплодной
женщине не была сочтена за распутство, и несколько месяцев тому
назад удалил ев от себя.
Шамиль в точности следовал правилу Магомета, который повелевает
всякому доброму мусульманину посещать свою жену по крайней мере
раз в неделю. Этот визит обычно происходит вечером. Шамиль дает
знать Зайдв или Шугнете либо Аминете, что придет в такой то вечер.
Людовик XIV, менее нескромный, довольств ался тем, что втыкал бу 105
лавку в бархатную, шитую золотом подушечку, которую клали для это
го на ночном столике 9 1мы. Следующие за визитом день и ночь Шамиль
проводит в молитвах
В заключение можно сказать, что семья имама Шамиля являлась примером
для чеченского и дагестанского народов, а т аюке очагом куль,уры
этих же народов. Несмотря нс 1то, что Шамиль занимал должность имама слово имам означает полноправного правителя всеми делами мусульманского
народа как в духовном, так и в гражданском бы,у и возглавлял
национально освободительное движение горцев в 1834 1859 годах, он
в.nиял на все стороны жизни горцев и не являлся фанатиком, которым
движет только ненависть к гяурам, каким его представляла наша пропаганда
в XIX ХХ столетиях. Был он примером для горцев и в семейной
жизни. А его жены оказывали ему большую nодцержку и помощь в ero делах,
особзнно Зайдат и Шуаната.
Необходимо отметить также то, что влияние жен на Шамиля определялось
и количеством детей, рожденных от него.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Чичагоеа М Шамиль на Кавказе и в России. Биоrрафичеасий очерк. М., 199J. с. 146.
Муханов В Северный Кавказ самая нестабильная зона Россми. Рукопись.
м., 1996. с. 12. Чичноеа М Указ. соч. С. 146.
5 Чарская Л Газават. Историчеасие повести. М. Республика, 1994. С. 14 155.
Дюма А. Кав 1С83. Глава XVIII. Шамиль, ero жены и дети книга историчеасих
сен ций. М. Раритет, 1993. С. Чичагоеа М Указ. соч. С. 152.
8 Там же. С. 146.
9 Дюма А. Указ. соч. С.
0Чичагова М Указ. соч. С. 146. 1Там же. С. 146. 1дюма А. Указ. соч. С. Там же. С. 4 Там же. С.
5 1Муханое В Указ. соч. С. 15. 1Чичагова М Указ. соч. С. 147. 1Дюма А. Указ. соч. С. 8 Чичагова М Указ. соч. С. 157. Дюма А Указ. соч. С. 9 Чичагова М Указ. соч. С. 158. Там же. С. 159. 2 Там же. С. 147.
Дюма А. Указ. соч. С. Чичагова М Указ. соч. С. 147.
Дюма А. Указ. соч. С. там же. С.
7 Там же. 8
Чичагова М Указ. соч. С. 147.
29 Дюма А. Указ. соч. С. Там же. С. 12. 106
ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ ПРЕДКОВ И ПОТОМКОВ ШАМИЛЯ 1колено 1Кумир Амир хан колено
2. Али 1колено
З. Дэнгау Маrомед 2
Жена Баху Меседу, дочь аварс 1юrо бе uз Пир Будаха.
IV колено
4. Шамиль 1797 187 13 й имам Чечни и Дагестана З
Жены
а Хория.
б Фатиuат 1я 1845 дочь Абдул Аэиэа.
в Джавrард 1839
г Зайдат 1829
д Шуаната урожд. Улусова Анна Ивановна дочь армянского куnца.
е Фатимат 2 я.
ж Амминат.
з Зайнаб.
5. Фатимат 1839 З
Мужья
а Магома.
б Хамулат Гимринский 1845
V колено
6. Джемал Эдцин 183 858 поручик Уланского 46
Ero Имnератора ГО Высочества Великого князя Михаила Павловича полка.
Невеста Оленина Елизавета Петровна, внучка президента Академии
Художеств Алексея Оленина.
Жена Зюльма, дочь наиба Талгика.
7. Кази Магома 1833 1902 маршал турецкой армии 46
Жена Каримат, дочь Данияла, султана Элисуйского. 107
8. Саид 1837 1839 4в
9. Магомет Шефи 1839 1906 генерал майор русской армии 46
Жены
а Аминат, дочь наиба Энкау Хаджио.
б Джарият.
в Марьям Бану, дочь потомственного почетного гражданина Апакова. 10. Нафисат 46
Муж Абдуррахман, брат 4 й жены Шамиля Зайдат. Фатим ат 4б
Муж Абдурахим, брат 4 й жены Шамиля Зайдат. 12. Наджават 4r 13.Баху Меседу 4г 14. Магомет 186 863 195 1генерал турецкой армии 4r
Жена неизвестна. 15. Софиат 4д 16. Гамэат Бек 5а 17. Меседу Sa
Мужья
а Али Магомет.
б Али Магомет.
VI колено 18, 19, 20. Дети Кази Маrомы 7
2 1Мухаммед Загид, коллежский регистратор 86
22. Фатимат Заграт 1887 8в
23. Нафисат 8в
24. Маrазат 1О
25. Саид 14
26, 27. Дети Магомета 14 108
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Муханов В.М. Гарем имама Шамиля (1998)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|