Р. М. А бра.мяп, Москва
4РМЯНGК 6 РЫЦ4РGТВ IV VI 88.
В нашем сознании при словах рыцарь рыцарское поведение рыцарская честь встает образ западноевропейского воина. Между тем, сегодня уже существует возможность рассматривать рыцарство не как
феномен, характерный только для европейского региона. а как одно из
социальных следствий мирового процесса развития феодального строя 1
Эту мысль прекрасно иллюстрирует высказывание академика Иосифа Абгаровича
Орбели Рыцарь, рыцарство, рыцарская доблесть, рыцарская
верность конечно, это все понятия, прочно связавшиеся с представлением
о феодальных кругах определенных стран Западной Европы.
Но что же делать, если доблесть украшала не только европейце,в, но
и сынов Востока, если верность почиталась лучшим украшением витязя
не только в Европе, но и на Востоке, если рыцарство со всеми
его романтически прекрасными сторонами и со всей его тяжелой, теневой
изнанкой сложилось в среде некоторых народов Востока задолго
до того, как это назрело в Европе, если рыцарей, в обычном понимании
этого слова, Восток знал и в своей рыцарской поэзии воспевал задолго
до того, как звучали песни менестрелей и трубадуров 2
В Армении феодальные отношения складываются к IV в., тогда же выделяется
несколько категорий знати царский дом непосредственные вассалы
царя, упные аристократы нахарары мелкая военно служилая
знать азаты3 останики и т
В рассматриваемый период в Армении правила династия Аршакидов армянская форма Аршакуни Предки Аршакидов владели небольшим
Парфянским царством, основанным около 250 г. до н Аршаком 1Один
из преемников Аршака, Митридат 70 139 гг. до н завоевывает Иран,
где его потомки правили до 226 г. н В I в. н на престоле Армении утверждается
младшая ветвь этой династии, царствовавшая до 428 г. Впоследствии
потомки Аршакидов упоминаются на службе в Иране Атрормизд Адур Ормизд Аршакан V в. и Византии Артабан, Иоанн, Вахан,
Григорий, Аршак в Мануэл, Валентин VI в. и т Аршакидское происхождение
приписывали себе императоры так называемой Македонской
династии 867 1056 гг.
4. некоторые византийские аристократические роды5
Перечисление подобных фактов можно продолжить. Однако собственно в
Армении потомки Аршакидов не играли серьезной роли уже в VII VIII вв.
Следующую ступень сословной лестницы занимали наиболее влиятельные
феодалы нахарары.
Перво iачально в древнеармянском переводе Библии термин нахарар
имел только значение правитель областеначальник параллельно с
развитием феодализма в Армении он приобретает значение феодал князь Титул теряет реальное значение и постепенно перестает упот 87
ребляться к XI в. Одновременно представители нахарарских родов пользовались
титулами ишхан и тер Ишхан владетель господин повелитель князь Термин ишхан вообще обозначал, главным образом,
лиц, обладавших политической властью, управляющих феодальным
княжеством, областью, страной. Отсюда ишханутюн княжество ишханац ишхан князь князей и т В период позднего средневековья титул ишхан в Восточной Армении вытесняется титулом мелию от
араб. малик царь Тер буквально владыка господИН глава
рода глава страны Термин восходит к родовому периоду истории Армении.
Также приставка тер использовалась духовными лицами в
смысле отец владыка батюшка Например, тер Симон, тер Гриrор
и т Так произошли современные армянские фамилии Тер Петросян,
Тер Мкртчян, Тер Саакян.
Остан вотчина нахарара представляла собой фактически автономное
владение, во главе которого находился родовладыкr 1танутер, нахапет,
азгапет В его руках была сосредоточена верховная судебная и административная
власть в нахарарстве. Титул танутера передавался по прямой
мужской линии в порядке первородства. Представители младших ветвей
рода сепухи служили своим азrапетам и не участвовали в наследовании
земель.
Своеобразными инсигниями власти нахарара являлись патив, rax и
бардз. Патив буквально почет, честь головная повязка, которую имели
право носить нахарары. Гах буквально престол, трон место нахарара
при царском дворе во время торжественных собраний бардз подушка
сиденье за царским столом
6 В условиях местничества гах определял положение
феодала на иерархической лестнице. Последовательность гахов
фиксировалась в специальной грамоте Гахнамен е, официальном списке
нахарарских родов по старшинству Имена наиболее крупных нахараров
занимали верхние строки списка, менее знатные семьи записывались
в конце rрамоты7
Всего существовало около восьмидесяти нахарарских домов
8 Особенным
могуществом обладали старшие по гаху роды, главы которых носили
титул бдэшха. Бдэшхи это правители пограничных владений, обладавших
большей самостоятельностью и выставлявших наиболее крупные
военные отряды.
За всю историю Армении с этим титулом упоминается не более десяти
фамилий. Можно назвать бдэшхов Алдзника, Гугарка, Ангела ветвь Багратуни
Кордука, Ноширакана и т
Каждый нахарар нес при дворе какую либо службу rордзакалутюн При
Аршакидах эти должности и связанные с ними титулы, как правило, становятся
наследственными в той или иной фамилии. Важнейшие должности
занимали наиболее влиятельные роды. Например, должность спарапета
верховного военачальника армянских войск наследственно занимали
Мамиконяны. Малхазами царскими телохранителями были члены рода
Хорхоруни, потомки Хора Хайказяна, мужи отборные и храбрые, копей 88
щики и меченосцы 9 Гнуни были царскими виночерпиями, Хавнуни
сокольничими и ловцами соколов. И так далее, вплоть до должности рода
Дзюнакан дзюн арм. снег сторожей летних резиденций и поставщиков
снега видимо, льда для хранения продуктов 10
Подробнее следует остановиться на должности рода Багратуни, поскольку
в некоторых современных работах допускаются неточности при
описании этого вопроса. Глава рода Багратуни носил два титула аспет и
тагадир. Тагадир арм. таr корона буквально венцевозлагатель во
время коронации царя венец на его голову должен был возлагать танутер
Баrратуни. Впервые титул тагадир встречается в арамейской надписи
царя Арташеса 89 160 гг. до н Сложнее определить реальное значение
и происхождение должности аспета. В науке высказывались различные
гипотезы. По мнению С. Петросяна, посвятившего этому вопросу
специальное исследование 12, первоначальное значение этого титула
окраиноначальник, наместник. Автор предлагает вариант этимологии термина
аспет сжатая форма древнего незасвидетельствованного арспет арспет аре сторона край + пет глава хозяин начальник Титул имеет индоевропейское происхождение. Уже в период
последних Аршакидов аспет это почетный титул Багратуни, без четко
очерченных функций.
В летописи Мовсеса Хоренаци приводится интересный эпизод, касающийся
вопроса об этом титуле. Смбат Багратуни во время боя захватывает
в плен предателя Мехружана Арцруни. Ему Смбату А приходит
в голову, что, возможно, Нерсес Великий католикос Армении А освободил
бы Мехрушана, потому он не ведет его в лагерь, а тут же на
месте находит все необходимое для уничтожения нечестивца каких то
людей в палатке, разведших костер, и железный вертел для поджаривания
мяса. Нагрев вертел, он сворачивает его в двойной обруч наподобие
венца и, раскалив добела, говорит Венчаю тебя, Мехрушан, ибо ты
домогался армянской короны я же, как аспет, обязан наложить на тебя
венец, согласно обычаю и праву моих отцов И налагает его, все еще в
раскаленном, как огонь, виде, на голову Мехружана. Так околел этот
злодей. После этого страна, покорившись власти Папа царь Армении
А успокоилась 13. В ряде источников Багратуни упоминаются как род
Аспетов, Аспетуни, Аспетиан 14
Генеалоrия нахарарских родов все еще недостаточ но изучена 15 Многие
нахарарские дома связывали свое происхождение с легендарной династией
Хайказянов. Согласно армянской летописной традиции, Хайк, потомок
Йафета сына Ноя, вместе со своим родом прибыл в Армению. Раэмно
жившись, его потомки заселяют страну. От имени Хайка происходит самоназвание
армян хай, название Армении Хайастан. Мовсес Хоренаци, посвятивший
вопросу происхождения нахарарских родов значительную
часть первой и второй книг своей истории, потомками Хайка называет окопо
тридцати династий. Фамилии, не доказавшие своего происхождения
из коренного рода приписывали себе знатных иностранных предков. 89
Багратуни назывались потомками иудея WaJV бaтa, Аматуни библейского
героя Самсона. Пахлавуни и Камсараканы считались потомками
персидских царей и, следовательно, родичами династии Аршакуни. Потомками
царей Ченастана шитая считали себя Мамиконяны. Интересна
родовая легенда Арцруни Подобно легендарным выездам предков
русских дворян, большинство легенд о знатном иудейском, персидском,
аланском или ассирийском происхождении нахарарских домов опровергается
данными первоисточников. Так, предков Баrратуни и Арцруни можно
указать еще в эпоху ура ртов 17 происхождение фамилии Аматуни имеет
индоевропейские корни и т
Говорить о потомках нахарарских родов среди современного дворянства
сложно. Можно, однако, указать Багратионов, потомков Багратуни. К
Мамиконянам восходит родословная князей Тумановых, дворян Ениколоповых
и некоторых других семей. Меликские дома Арцах Карабаха ХасанДжалаляны,
Мелик Бегларяны и другие являются пqтомками Хаченских
князей из рода Сисака, потомка Хайка
Большим влиянием в раннесредневековой Армении пользовались также
представители некоторых ненахарарских родов. Речь идет о так называемых священнических семьях, потомках Св. Григора Просветителя,
епископа Альбиана и других.
Одной из важнейших функций нахараров являлось несение во.енной
службы. В Аршакидской Армении основу армии составляла тяжеловооруженная
конница, комплектовавшаяся из азатов азатаrунд мелкой еоенно
служилой знати. Каждый нахарарский дом содержал отряд азатов, численность
которого зависела от моrущества княжества и оговаривалась в Зоранамак е. Зоранамак букв. Воинская грамота документ, во многом
сходный с упоминавшимся выше Гахнамак ом. Разница заключалась
в том, что в Зоранамак е все роды подразделяются на четыре
группы Восточные, Западные, Северные и Южные и напротив каждой
фамилии указано число воинов, которое она обязана содержать и выставлять
в случае войны. В приложении к статье приводится русский перевод Зоранамак а, опубликованного Николаем Адонцем 18
За свою службу азаты получали жалование рочик, тошак и земельные
наделы. Кроме нахарарских отрядов существовали полки, набираемые из
азатов, земли которых входили в царский домен, остаников. Объединенным
армянским войском по традиц и командовали наследственные спарапеты
из рода Мамиконян.
Вооружение азатов состояло из тяжелого доспеха, закрывавшего тело
всадника конического шлема, часто с украшениями копья, меча, иногда
секиры либо булавы лука со стрелами. Зачастую доспехи имели и лошади.
Различалось несколько видов мечей сусер длинный тяжелый меч,
крепящийся на специальной портупее тур короткий, крепился на бедре в
ножнах. Кром этого, выделяли боевые и богато украшенные дворцовые
мечи. Последними, по видимому, в боях не пользовались. Важной
частью экипировки воина являлся кинжал нран который закреплялся на 90
бедре специальным образом 19 Однако основным видом оружия армянского
всадника являлось копье. Для Иранского мира, с которым была очень
тесно связана средневековая Армения, характерно такое отношение к
этому виду оружия, при котором оно становится особенным символом со
20 циального ранга и достоинства
Не касаясь специально вопроса развития военного дела в феодальной
Армении, укажем, что армянские полководцы использовали в боях раз личные тактические приемы. Практиковались внезапные атаки, ложные
отступления, марш броски, использовались укрепленные лагеря лакиш и
осадные орудия, существовали специальные разведывательные отряды,
сложные системы оповещения и т
В качестве примера приведем описание Аварайрской битвы, произошедшей
26 мая 45 1г., составленное очевидцем событий историком Егише.
Это сражение явилось кульминацией антииранского восстания 450
45 1гг., вызванного требованием персидских властей отречься от христианства. После Аварайра и в условиях начавшейся партизанской войны
персидский шахиншах йездигерд 438 457 гг. вын ен был пойти на
уступки и более не посягал на христианство в Армении2 1А отважный Вардан22 выступил вперед, расспрашивал своих вельмож, и в
согласии с общим мнением так назначил военачальников
Первый полк отдал под власть князя Арируни и в соратники ему определил великого князя Мокского. А все прочее нахарарство назначил
хамхарзами23 этих обоих и множество войска расположил на крыльях, с
одной и с другой стороны.
И второй полк он вверил Хорэну Хохоруни и в соратники ему дал Ынцайина
и Нерсеха Каджберуни.
И третий полк вверил Татулу Ванандаци и соратником его повелел быть
Тачату Гнтуни, и многих из храбрых мужей поставил по крыльям, с той и с
другой стороны.
На себя он взял полк четвертый и в соратники себе взял храброго Аршавира
и родного брата своего Хамазаспяна.
Располагал и устраивал OH f ронт, обращая его на все сп юроны поля, в
точности против полка Ариев на берегу реки Тимут25
И когда они таким образом приготовились, обе стороны распалились и,
полные решимости и великой ярости, со звериной силой бросились одна на
другую, и шу криков обеих сторон создавал гром, какой рождается между
столкнувшимися тучами, а звучание голосов потрясло утесы гор. От множества
шлемов и от одетых в сверкающие доспехи исходили как бы солнечные
блики, также и от великого блеска мечей и от бряцания множества ко
пий загорались, падая с небес, как бы огромные вспышки пламени. Кто в
сипах описать великое смятение от страшных звуков, когда сшибка щитоносцев
и завывание лучных тетив оглушали всех вокруг
Там можно было видеть и великое смятение и отчаяние от неизбывного
замешательства обеих сторон, когда в стремительных атаках противники
набрасывались друг на друга. Ибо трезвые ошалевали, а робкие приходили
в отчаяни храбрецы упражнялись в доблести, герои испускали клич. И 9 1
когда все множество сражающихся сгрудилось вместе, они стиснули реку, и
полк Персидский, испугавшись бурного течения реки, стал топтаться на
месте, а полк Армянский, подоспев, перешел реку и, вздыбив коней, атаковал
их с великой силой. От ужасного столкновения их между собою множество
раненых с обеих сторон повалилось на землю трепеща в агонии.
При этом великом смятении храбрый Вардан взглянул наверх и увидел
отборных храбрых витязей Персидского войска, как они потеснили левое
крыло Армянского полка. С великой мощью бросился он туда и, прорвав правое
крыло Персидского полка, ударил на зверей и, окружив кольцом, избивал
их тут же на месте. И вызвал такое замешательство, что полк Матеан26,
будучи прорван, лишился своего крепчайшего построения и воины даже обращались
в поспешное бегство.
А затем поднял бдительный взгляд Мушкан Нисалавурт27 и увидел, что
некоторые из Армянского полка отделились и отстали в ущельях гор. И
тогда, подняв громкий клич, он подбодрил находившееся вокруг войско Ариев,
которое, закрепившись, стало перед полком Вардана. Тут то обе стороны
признались в своем поражении вследствие громадного нагромождения
трупов они казались бесформенными грудами камней.
Когда Мушкан Нисалавурт увидел это, он стал поджидать зверей Арташира,
который восседал на одном из них в высокой башенке, как в укрепленном
городе, и громким звуком закрученных труб торопил свои полки и
окружил его Мушкана Нисалавурта передовыми отрядами.
А доблестный Вардан со своими храбрыми соратниками немалое побоище
произвел там, в том месте, где и сам он удостоился принять священное
мученичество.
Ратное дело затянулось, день кончался и близился к вечеру многих тяжелораненых
постигла смерть, особенно вследствие нагромождения трупов,
тесным тесно наваленных, как срубленные в лесу деревья.
Там можно было видеть преломление копий и сокрушение пуков. Вследствие
этого не могли уверенно опознавать святые тела покойных, и великое
было смятение и паника среди поверженных с обеих сторон. И те, кто выжил,
смятенные рассеялись по горной равнине между неприступными
ущельями и когда встречались между собою, они вновь разили друг друга. И
до самого захода солнца непрерывно продолжалось это горькое депо.
И так как пора была весенняя, обильными потоками крови были залиты
цветущие поля. И если кто рассматривал нагромождения трупов павших,
сердце разрывалось и внутренности переворачивалис 1при стонах раненых
и воплях изувеченных, при виде того, как извиваясь, ползали и двигались
раненые, при виде бегства слабодушных, притаивания отчаявшихся, обморока
немужественных мужей, при воплях гиен, плаче близких друзей, стенаниях
родных Увы и Горе Ибо не было стороны, которая победила, и
стороны, которая понесла поражение, доблестные выступили против доблестных,
а потерпели поражение обе стороны
Вот имена тех доблестных витязей, которые смертью пали там на
месте
Из рода Мамиконянов храбрый Вардан со ста тридцатью тремя мужами
Из рода Хорхоруни доблестный Хорэн с девятнадцатью мужами 92
Из рода Палуни храбрый Артак с пятьюдесятью семью мужами
Из рода Гнтуни изумительный Тачат с девятнадцатью мужами
Из рода Димаксян мудрый Хмайеак с двадцатью двумя мужами
Из рода Гнуни юный Вахан с тремя мужами
Из рода Ыцайин праведный Арсэн с семью мужами
Из рода Сруандзта стремительный Гарегин с двумя братьями и восемнадцатью
мужами.
Эти двести восемьдесят семь витязей с девятью великими нахарарами
там же на месте скончались. И из царского дома и дома Арцруни и из каждого
нахарарского дома, кроме этих двухсот восьмидесяти семи, пали еще
семьсот сорок мужей, и в тот день в этом великом сражении каждый вписал
свое имя в книгу жизни. А всех вместе будет тысяча тридцать шесть 2
8
А на стороне отступников и язычников пало в тот день три тысячи
пятьсот сорок четыре мужа 29
С развитием феодализма доступ в сословие азатов для лиц, не обладающих
соответствующим происхождением, становился практически закрыт.
Это привело к тому, что в их среде вырабатываются присущие им
кастовая психология и символика. Формируются неписаные правила поведения
азата воина, аристократа, христианина. Богатейший материал
по нахарарской культуре дошел до нас благодаря трудам современных
армянских авторов Аrафангела, Корюна, Фавстоса Бюэанда, Мовсеса Хоренаци,
Егише, Лазаря Парпеци30.
Какими же свойствами должен был обладать армянский азат рьщарь
Важнейшим качеством феодала почиталась верность сюзерену, долгу,
слову, религии. Я буду жить и умру для тебя, как мои предки для твоих
предков, как мой отец для твоего отца Аршака. Я так же умру для тебя,
только ты не слушай людей злословящих обращается к царю Папу
подозреваемый в измене спарапет Мушег Мамиконян3 1С парапет Васак
Мамиконян, находясь с посольством в Персии и услышав, как один из персидских
вельмож ахорапет оскорбил армянского царя Аршака, страшно
рассердился и рассвирепел, он обнажил меч, висевший у него на боку,
и ударил им и отсек голову главному конюшему персидского царя тут
же на месте, в конюшне, ибо не мог он снести оскорбление, нанесенное
его царю он считал во много раз лучше принять смерть, чем слышать
какое либо оскорбление и бесчестие, нанесенное его государю. Находясь
в персидской стране, на чужой земле, в кругу чужеземцев, он сумел
внезапно, без всякого страха, сделать такую вещь. А персидский царь,
услышав об этом, оказал полководцу Васаку великую милость, удивляясь
его храбрости и великому бесстрашию. Много наград и почестей
воздал он ему, хваля его храбрость и его любовь к своему государю
32
Так же поступил и Гнел Андэеваци. Увидев, как римляне во время пи f
убили царя Папа, он с мечом в руках нападает на легионеров и погибает
Однако, если царь поступал несправедливо по отношению к нахарарскому
роду, это могло, как в случае с Манвелом Мамиконяном, привести к
настоящей феодальной войне. Поскольку этот отрывок летописи пред 93
ставляет интерес для рассматриваемой темы, приведем его полностью и
прокомментируем. Царь Вараздат Аршакуни казнит спарапета Мушега
Мамиконяна, а родовую должность наследственного военачальника армянских
войск передает своему воспитателю Бату из рода Сахаруни. В это
время из персидского плена возвращаются братья Манвел и Коме Мамиконяны.
Являясь старшим в роде, Манвел получает титул танутера родовладыки
и захватывает власть спарапета Затем Манвел пишет послание
к царю Вараздату Мы всем родом в древних времен верою служили
вам, Аршакуни, жизнью жертвовали нашей для вас, жили и умирали для
вас все наши предки первыми умирали в войнах ради вас И вот, вместо
того, чтобы вознаградить нас за наши заслуги, вы, Аршакуни, перебили
тех, кто не погиб от врагов и остался жив. Вот храбрый муж,
мой брат Мушег, который с детства посвятил жизнь свою вам, перебил
ваших врагов, а других прогнал, которого враги не смогли убить, ты
его схватил и задушил, когда он сидел за столом. Но ты и не Аршакуни,
а родился от блуда, потому и не узнал радетелей за Аршакуни. Мы даже
не слуги вам, а товарищи вам и выше вас, ибо наши предки были царями
страны ченов и вследствие возникших между братьями раздоров, дабы
не было большого кровопролития, мы удалились оттуда, и для того,
чтобы обрести мирный покой, приехали и обосновались тутf4 Первые
цари Аршакуни знали, кто мы и откуда мы но ты, так как не Аршакуни,
то уйди из этой страны, чтобы не погибнуть от моей руки
А царь Вараздат послал посланца с ответом и сказал Если я не Аршакуни,
то как возложил на себя венец моих предков Аршакуни и овладел
страной моих предшественников, и отомстил за дядю своего Папа
брату твоему злодею Мушегу Но что ты не из этой страны, это ты
сам сказал, что мы из страны ченов, там были царского происхождения
и сюда прибыли как чужестранцы. Значит, не обрекай себя на смерть
подобно брату твоему Мушегу Я по своему добронравию отпускаю
тебя, соберись и уезжай в страну ченов, живи там в своей стране и
царствуй в твоей стране. Если же не захочешь уехать, то умрешь от
моей руки, как и Мушег умер
После того, как много раз посланцы успели поехать и приехать и с каждым
разом оскорбительнее становились речи, которыми они обменивались,
тогда они Вараэдат и Манвел назначили время для взаимной
встречи в бою. В назначенный час они сошлись и вступили в бой друг с
другом
Царь Вараздат и спарапет Манвел с копьями в руках выступали друг
против друга соперниками. Когда царь Вараздат при выступлении поднял
глаза, посмотрел на спарапета Манвела и увидел величину его роста,
красоту его фигуры, к репкое его сложение, его железные крепко скованные
неуязвимые доспехи, с ног до головы, сильного коня и несокрушимые
конские доспехи, то в мыслях он сравнивал его с высокой неприступной
горой. Но, видя смерть перед глазами, он напал, ибо другой надежды на
спасение не имел. Но так как царь Вараздат б л молод и не очень сведущ 94
в бою, то, увидев его Манвела в таком виде, подумал, что копье не может
пробить броню его доспехов поэтому он что было силы в руке ударил
копьем в рот полководцу Манвелу, а Манвел схватил за древко копье
оторвав от него острие, он выдернул через щеку и выбил себе много зубов,
самое же копье он вырвал из рук царя.
И царь Вараздат обратился в бегство перед полководцем Манвелом, а
Манвел, настигнув его, держа в руке острие, древком копья бил по черепу
царя Вараздата и так гнал его четыре аспареза35. Сейчас же наехали сыновья
Манвела Хамаяк и Арташес, с копьями в руках, с намерением убить
царя. Манвел же закричал вслед своим сыновьям Ой, не будьте цареубийцами Они, услышав голос своего отца, сейчас же поспешно отъехали
от царя. В этот день царский отряд потерпел поражение от отряда
Манвела 36 Примечательно, что Манвел не убивает Вараздата, так же
поступает Мушег Мамиконян, победивший в бою, но сохранивший жизнь
Урнайру, царю Агванка. В ответ на упреки царя Папа Мушег отвечает Я
перебил всех своих товарищей, а те, кто носит венец, не мои товарищи, а
твои. Поди, как я убил своих товарищей, так и ты убей своих, а я на цавя,
на человека, носящего венец, не поднимал, не поднимаю и не подниму руки
Есги учесть, что оборона страны явля 1ась основной функцией азатов,
то становится понятно, почему такие качества, как мужество, храбрость,
умение владеть оружием, почитались среди нахараров. большое значение
придавалось дисциплине. Юного Артавазда, сына Ваче Мамиконяна,
вопреки запрету военачальника участвовавшего в бою, от смеfетной казни
спасло лишь проявленное им необычайное мужество и умение 8.
На поле боя нахарары даже в отношении своих врагов должнь 1были
соблюдать определенный этикет и демонстрироеать примеры благородного
поведения. Упомянутый выше Урнайр, царь Агванка, пишет письма с
благодарностью Мушегу Мамиконяну и предупреждает его об опасности39
Этот же армянский полководец во время одного из своих набегов на Атрпатакан Атропатену захватывает в плен гарем царя Персии, но оскорблять
жен персидского царя Шапуха полководец армянский Мушег
никому не позволил, а приказал приготовить для них паланкины и всех
их отпустил на свободу к их мужу Персидский царь удивился добродетели,
храбрости и благородству Мушега, не нанесшего ему никакого
оскорбления в отношении жен. В те времена у Мушега был белый конь
И на одной чаше он царь Шапух А велел нарисовать изображение
Мушега верхом на белом коне, и во время веселья эту чашу ставил перед
собою и постоянно повторял одно и то же Белоконный пусть
пьет вино 40 Множество примеров благородно рыцарского отношения к
противнику можно встретить на страницах народного армянского эпоса Давид Сасунский 4 1
Многие обычаи, распространенные в среде азатов, уходили своими
корнями в дохристианскую эпоху. С принятием в 30 1г. новой религии
древняя языческая культура активно уничтожалась. Вместе с тем исповедание
христианства не помешало родичам Мушега Мамиконяна после 95
смерти поместить его тело на кровле башни. Христианский автор с явным
неодобрением пишет о нелепых представлениях семьи Мушега Они
говорили Так как Мушег бьiл муж храбрый, то арлезы42 сойдут и воскресят
его Поставили стражу и ждали его воскресения, пока, наконец,
разложился труп его. После того снесли его с той башни, оплак али и погребли, как надлежало 43 Когда предатель Мехружан Арц ни готовится к
бою, он ворожит, спытывает счастье, бросает жребий В противоположность
Мехрушану положительный герой Фавстоса Бюзанда Мушег
Мамиконян перед боем с персами 2риносит к католикосу Нерсесу свои
знаки и оружие, для благословения
Примером распространения в нахарарской среде пережитков древних
родоплеменных традиций может служить система взаимоотношений между
членами рода туна Родичи были обязаны защищать и поддерживать
друг друга. Возвращаясь из персидского плена, Коме Мамиконян нес своего
раненого брата Манвела на своих плечах46 Радуясь победе над Мехружаном
Арцр ни, Мамиконяны сожалеют о его смерти Все же и он был
нам братом матерью Мехружана была дочь Артавазда Мамиконяна и
т Самым страшным преступлением в глазах армянских хронистов являлось
убийство родственника. Все несчастья царя Аршака являются карой
за казнь племянника Гнела Аршакуни. Существовал обычай кровной мести
Шавасп Арцруни убивает Хайра Мар ета, из за козней которого род
Арцруни подвергся опале и истреблению Самвел Мамиконян, убивший
принявших маздеизм отца и мать, не вернулся в Армению, опасаясь мести
со стороны братьев матери из рода Арцруни49 наконец, одной из основных
причин описанной выше войны между Мамиконянами и царем Вараздатом
являлась месть за казнь сnарапета Мушега. Вражда между нахарарскими
родами могла длиться столетиями традиционная борьба Багратуни
и Мамиконянов а в случае с Манавазянами и Ордуни даже привела
к гибели обеих семей50
Помимо умения воевать, азат должен был соблюдать особый этикет при
дворе, во время пиров, на охоте, во время различных игр И увеселений
5 1
Чтобы закончить наш неполный морально этический портрет армянского
нахарара, приведем слова знаменитого полководца Манвела Мамиконяна
своему сыну Он призвал своего сына Арташира, передал ему
свою власть танутера и свою должность полководца спарапета. Приказал
ему быть послушным и покорным царю Аршаку, быть верным,
стараться и работать, воевать за армянскую страну. С радостью
прими смерть за страну, подобно твоим храбрым предкам. Ибо, сказал
он, это справедливое и угодное Богу дело, и если так будете поступать,
Бог не оставит Вас. На земле оставь.те семя храброго, а справедливость
свою посвятите небу. Не бойтесь вовсе смерти, а уповайте
на того, кто создал все и утвердил. Держитесь вдали от коварства,
порока и зла, и чистым сердцем и верностью служите Господу Богу.
Смело умирайте за благочестивую страну, ибо это и есть смерть за
Бога, за его церкви и за верующих, за прирожденных государей этой 96
страньi за Аршакуни 52
Завершая наш очерк, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что данная работа
ни в коем случае не претендует на исчерпывающий охват материала
по теме, целый ряд важных вопросов недостаточно освещен. К данной
статье скорее следует относиться как к некоторому опыту, либо базе для
дальнейших более глубоких и профессиональных исследований. В приложениях
к статье приведены 1Краткая генеалогическая таблица, иллюстрирующая
родственные связи некоторых армянских аристократических
родов V вв. 2. Русский перевод Зоранамак а Воинской грамоты
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Юнусов А Восточное рыцарство в сравнении с западным Вопросы исто
ри 1986. 10. С. 10 1
3 Орбели И Избранные труд Ереван. 1963. С. 324 325.
Азат буквально свободныи знатныи В более широком смысле. предста4в
итель знати вообще. Сравни русское дворянин Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей подг. Любарский
Я СПб. 1992. Кн. V. Историческое повествование о жизни и деяниях славного
царя Василия С. 9 194. Из Македонской династии происходила и Анна жена
Вла5д имира Святого. Например, по словам Анны Комниной, византийский полководец армянского
происхождения Аспет XIII в. бь л заметным человеком в роде Арсакидов, и в его
жил6 ах rекла царская кровь Анна Комнина. Алексиада. СПб., 1996. С. 323. Для иллюстрации приведем отрывок из летописи Фавстоса Бюэанда У в. Но
сыну полководца Ваче, который был малолетним мальчиком и которого по имени
его деда звали Артаваздом, дали отцовский rax и бардз. Перед царем возложили
на его голову патив отца История Армении Фавстоса Бюзанда. Ереван. 1953. Кн. 7Г л. XI. С. 24. Речь идет о представи гелях рода Мамиконян. Гахнамак опубликован Аданц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Политическое
состояние на основе нахарарскоrо строя. Ереван. 197 1стереотипическое издание
С. 249 250. Также см. Арутюнян Б К вопросу о датировке Гахнамака Историк8о филологический журнал. 1976. 2 на арм. яз Адонц Н. Указ. соч. Гл. Х. Количественный анализ нахарараства. С. 236 297 и
осо9б енно 243 248. 10Х оренаци Моесес. История Армении. Ереван. 1990. Кн. Гл. 7. С. 62. Там же. С. 63. Периханян А Арамейская надпись из Занrезура Некоторые вопросы среднеиранской
диалектологии Историко филологический журнал. 1965. 4.
С. 108. Упоминаемый в надписи тагадир Некфарр сын Ахшахрсарта безусловно,
представитель рода Баrратуни см. Матевосян Р Багратуни. Историко родосло 1в2
ная энциклопедия на арм. яз Ереван. 1997. С. 10 Петросян С. Опыт выяснения первоначального характера титула аспет и
государственной должности аспетутюН Вестник общественных наук АН Арм.
ССfз. Ч 83. 4. С. 77 85 на арм. яз 14 Хоренаци Мовсес. Указ. соч. Кн. Гл. 37. С. 177. В уже упоминавшемся Гахнамак е второе место занимает Аспет см.
Адонц Н. Указ. соч. С. 249. Прокопий Кесарийский YI в. упоминает влиятельный
и многолюдный армянский род Аспетиаю Кесарийский Прокопий. Война с персами.
Война с вандалами. Тайная история. Москва. 1993. Война с персами. Кн. 3. 12 58 С. 9 1См. также Матевосян Р Указ. соч. С. 5 152. Генеалогические таблицы некоторых нахарарских родов Араншахикки, Арша 97
киды, Арцруни, Багратуни, Камсараканы, Мамиконяны, Пахлавуни, Сюни приведены
в известном справочнике Toumanoff С. Les dinasties de la сauсasie сhretienne de
l Antiquite jusqu au XIXe sieсle. ТаЫеs genealogiques et сhronologiques. Roma. 1990. 16 Согласно Мовсесу Хоренаци, приблизительно восьмьюдесятью годами
раньше царствования Навуходорносора царем Ассирии был Сенехирим Синаххериб 704 68 1гг. до н А который осадил Иерусалим в дни Иудейского
вождя Иезекии. Он был убит своими сыновьями Адрамелеком в другом месте у
автора Ардамозан А и Санасаром, которые спаслись бегством у нас Хоренаци
Мовсес. Указ. соч. Кн. 1Гл. 23. С. 38. От этих братьев произошли роды бдэшхов
Алдзника, Арцруни и Гнуни. Там же. С. 39. Этот же мотив упомянут в Библии И
отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
И когда поклонялся он в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер,
сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую 4 Цар. 19 36
37 В византийской летописи Продолжателя Феофана о происхождении императора
Льва V Армянина 8 13 820 гг. сказано следующее Отечеством же упомянутого
Льва была Армения, а вот род свой он вел с одной стороны от ассирийцев, а с другой от армян, тех, что в преступном и нечестивом замысле п р о л и л и к р о в ь
с а о и х р о д и т е л е й б ы л и о с у ж д е н ы н а и з г н а н и е разрядка
наша А и, живя беглецами в нищете, выродили этого зверя Продолжатель
Феофана. Жизнеописания Кн. 1Лев V. С. 7. Комментатор текста Я Любарский в
примечании пишет Кто подразумевается под ассирийцами определить нелегко,
поскольку Продолжатель Феофана, как и другие византийские авторы, широко
пользуется архаическими этнонимами для обозначения современных ему народов.
Не исключено, что это сирийцы. Армянский элемент в Византии был весьма значительным
во все периоды истории Восточно Римской империи. Немалое число знатных
византийских фамилий было армянского происхождения Не исключено, что преступные предки Льва выдумка иконопочитательской историографии. Зверь обычное наименование императоров иконоборцев у византийских авторов Там
же. С. 267. По нашему мнению, в данном случае мы имеем дело с родовой легендой
потомков Сенехирима, на что справедливо указывали многие арменоведы см.,
наприм. Adontz N. Sur l origine de Leon V, empereur de Byzanсe Armeniaсa fasс. XI. 1927. С. 0 Бархударян С Урартское происхождение армянского нахарарского
рода Арцруни Исследования по истории культуры народов Востока. Сборник в
честь академика И Орбели. М. Л. 1960. С. 29 38 17 Матевосян Р Указ. соч. С. 7 9 и далее Бархударян С Указ. соч. С. 37 38. 18 Адонц Н. Указ. соч. С. 250 25 1Причем Оба документа Гахнамак и Зоранамак А известны каждый в одном, и очень неисправном, списке много
недочетов и искажений в них некоторые имена исковерканы до неузнаваемости там 19 же, стр 25 1Тирацян Г Уточнение некоторых деталей Сасанидского вооружения по
данным армянского историка IV в. н Фавстоса Бузанда Исследования по v.стории Ультуры народов Востока. Сборник в честь академика И Орбели. М. Л. 1960.
20 Например, переломленное копье в иранском искусстве является символом сокрушенной
силы неприятеля. Подробнее см. Фон Галль Х. Сцена поединка всадников
на серебряной вазе из Косики Истоки и восприятие одного иранского мотива
в Южной России Вестник древней истории. 1997. 2. С. 19 1
2 1Общий ход восстания см. Еремян С. Т. Народно освободительная война армян
против персов в 450 45 1гг. Вестник древней истории. 195 14. 22 Вардан Мамиконян, сnарапет Армении, руководитель восстания. Сын Хамазаспа
Мамиконяна, спарапета Армении, и Сааконуйш Пахлавуни, единственной
дочери Саака Великого, последнего католикоса из рода Св. Григория Просветителя. 23 24 Хамхарз ближайший помощник начальника. Арии обозначение иранцев в армянских летописях. 25 Река Тимут, приток Аракса. См. Агабекян Г К вопросу о месте Аварайрско 98
го ажения Историко филологический журнал. 1967. N2 4. С. 9 4. 7 МПоулшкк аМна тНеиасна л аовтубротр н опее рссоиеддсикниейн виоее пнеарчсаилдьснкиокг.о войска. мят2и8 ВСавр. дВаанр диа 1н0и3д6о вв овитноорво йп рчиечтивселрегн пыо скл леи Пкуе рсввоягтоы Пх оасртма.я Снсмк.о й церкви. День паnpom.
nетросян
Езник. Армянская апостольская святая церковь. Св. Эчмиадзин. 1996. С. 106 107. 29 Егише. О Вардане и войне армянской. Перевод И Орбели. Ереван. 197 1
дГлоJмо м и х 1о р о ш о о с в ед оJм лсецныы бМыолвис етсе сХноор есвняазцаин ныа пси стеамл сивлоию и нИысмто нраихюа р апроа зсаккиамзЕус
тСеасатквае нБнаог,р ва тусвноии, хФ тарвусдтаохс эБтюи заавнтдо риы Л васзаячреьс Пкиа рппреоцсил а вслтяолрио нднеиякнии яМ армодиоковн сявнооивх. ме rнатов. БТаюмз ажнед. КФна. вIVс.т Голс История Кн. V. Гл. IV. С. 150. Там же. Кн. V. Гл. XXXVXI.I IС. С. 9. 8 17999 34 Под страной ченов обычно понимается Китай Арм. Ченастан Легенду о ченском
происхождении Мамиконянов повторяют и другие средневековые авторы. Хо
кроенняанцоив М. оСв. сес. История Кн. Гл. 8 10 том, откуда и как появился род Мами 126 127 История епископа Себеоса. Ереван. 1939. Гл. С. 19 20.
35 Аспарез мера длины, равная 18 мили или 1стадии. 36 Бюзанд Фавстос. История Кн. V. Гл. XXXVII. С. 183 186. ТТаамм жжее ГГлл IXVL.I IСI 153. 39 Там же. Гл. С. 193, 195. V. С. 154.
40 Там же. Гл. С. 146 147. 4 1Например, перед нападением на лагерь арабов Давид их предупреждает ИЭ йД, актвои дс псиот с каплосык озаркерйи вчсатла в аЭйг е й ККттоо пврознусзндуаллс я д кооснnяе хв зннадузедваайй КНтео г со вмоерчиотме п онтао кмо,н чят вол Деазваийд Как вор, пришел и ушел тайком
АнУ.шСаасвуаннус кПиойг оДсяанвуи зда. уЕкраезавнаине. н 1а98 э9т.о тС и. ст2о5ч9н. иАк.в тор выражает признательность 42 Арлезы, аралезы добрые духи, возможно, изображаемые с собачьей головой. Счи4т3 алось, что если арлезы зализывают раны, человек оживает. Бюзанд Фавстос. История Кн. V. Гл. XXXVI. С. 182.
44 Там Гл. XVIII. С. 193. 45 С 46 Там же. Гл. IV 149
47 ТТаамм же. Гл. XXXVII. С. 183 184. 48 Там же. ГГлл XXILVII.I С С 9 109 95 149 няна Хпоосрлеужинацлиа М тоевмсоейс д. Иляс тзонраимяе иКтно.го и сГтло. р4и8ч, еСс.к о 1г8о8 р Сомудаьнбаа Р Сааффмвие л аС Мамамвеитко
аВромзмяносжкноог,о ппортооимскхаомжди еэнтиояг оМ уншахеаг р аумра. 4я 1в4л яию Атрстяа шкреусп н уыме. византийские вельможи 442 45 1См. Бартикян
Рж.уМР,н. аПл.е р 1в9ы88е. ма Зм.и Ско. н 1я5н ын а паррим в яизз.а н тийском дворе Историко филологический 50 Бюзанд Фавстос. История Кн. Гл. IV. С. 1О. 5 1Подробнее см. Ордоян Г О зрелищных устройствах средневековой Армении
Вестник архивов Армении. 1984. 2. 52 Бюзанд Фавстос. История Кн. V. Гл. XLIV. С. 196. 99
Приложение 1
Краткая генеалогическая таблица,
иллюстрирующая родственные связи некоторых армянских аристократических родов Ш V вв.
Св. Григор
Св. Аристакес
Просветитель Пахлавуни Св. Вртанес
Г Св. Григорис св.Иусик А
Св. Трдат
NN 285 34 1Хосров Аршакуни 34 135 0 Тира н 350 36 1Б
Артавазд Мамикоян
Подчеркнуты имена лиц,
упоминавшихся в тексте
А Атанагинес Бамбишн
Ваче дртавазд В
Св. Нерсес
Ваче Г Арцруни
Св. Саак Сааконуйш
Б t Аноп Вараэдат 398 402
Аршак Пап Аршак 36 139 139 1398 402 4 17
Св. Вардан
+ 26.05.45 1
f Вардан Сандухт t Вардандухт f М
уше
г
В Васак + 394 8 Арташир + 364 Манвел
К ом е Хамаза сп
Ваан + ок. 4 16 Самвел
Св. Хамаяк
+ 26.05.45 1
Г i Тачатурхи Г Мехружан
L ШаваспJ Васак Мехружан Нершапух Михршапух 100
ЗОРАНАМАК
Западное ВОЙСКО
Ангел тун 3400
Бдэшхи Алдзника 4000
Бзнунакан 3000
Манава3Ян 1000
Багаратуни 1ООО
Хорхоруни 1ООО
Цопац 1000
8ахуни 1000
Аnахуни 1000
Гнуни 500
Басенаци 600
Палуни 300
ЬlНЦ88СИН 4000
Мандакунм 300
салкуни 300
Варажнуни 300
Айценакан 100
Аруен н 300
Варrинунян 100
Спан д уни 300
Раnсян 100
СеверноеВОЙСIСО
Бдэwх Гуrарка 4500
IСамсаракан 600
Касnеци 3000
Утеаци 1000
Цаедеаци 1000
Тайеци 600
Мамиконян 1000
Ванандаци 1000
Гардманеци 1000
Ордуни 700
Аруеnеанк 500
Аwоцан 500
Димаксян 300
Гнтуни 300
Бохаеци 300
Габелян 300
Абе лян 300
Хавнуни 300
Сахаруни 300
Дзевнаканан 300
Аwхадарян 100
Варазартикян 100 10 1
Приложение 2.
Восточное войско
Сюни
Амаскони
Авацацин
Вард3авуни
Тамрараци
М83838ЦИ
Цолкепан
Грэчуни
Варнуни
Бакан
Кчруни
Гуанн
патсnаруни
Гарикян
Вижануни
Эандалан
Содаци
Акацеци
Асчwнян
Кинан
Таrрян
Южноевоiасо
Квдмееци
Кордваци
Арцруни
Рunуни
Мокаци
Гоnтнеци
Андиваци
Харужан
Трпатуни
Мехнуни
Акеаци
Эарехаванян
Ервантуни
Хамастунян
Артаwесян
Сагратуни
Абрамян
Труни
Бужуни
Каджберуни
Бодуни
Мурацан 19400
200
200
200 100 100 100
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50
50 13200 1000 1000 1000 1000
500
500 100 100 100
300
300
300 100
300 100 100
300
200 100 100 300