Г Королев, д Москва
ЗМИЙ ИЛИ ДР К П
В описании московского герба, утвержденного в 178 1г противник
всадника назван змием 1Во второй половине XIX в. фантастическое существо,
поражаемое всадником, стали именовать драконом2 Коль скоро одна
и та же фигура называется по разному, то возникает вопрос о смысле
различия.
В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о змие
и драконе А Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур,
писал о драконе как эмблеме нечистой силы, язычества, невежества в
виде грифона с лапами, языком жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим
хвостом3 Кстати, утверждение о рыбьем хвосте неверно. Рыбий хвост
оканчивается хвостовым плавником раздвоенной формы, которого у дракона
нет. У дракона драконий хвост с одной стреловидной лопастью
Примечательно, что по поводу пресмыкающегося в русском эмблематике
Лакиер хотя и употреблял слово дракон 4 чаще пользовался словом змей и змий не считая цитат. Объяснение символики змея по
смыслу то же, что и объяснение дракона орудие злого духа при грехопадении
прародителя нашего 6 Отдельного описания змея у него нет.
По ПЛ. Винклеру, дракон символ силы и могущества изображается
с головою и ногами орлиными, туловищем крокодила и крыльями летучей
мыши Змия крылатого символ зла и смуты Винклер не описал7 Возможно,
как и Лакиер, он не видел разницы между изображениями дракона и змия
Разницу между изображениями дракона и змия усматривал Ю Арсеньев.
Имея в виду западноевропейский материал, Арсеньев характеризовал дракона как существо двулапое, с хвостом вместо задних лап а крылатого змея как существо о четырех лапах, забыв, видимо, упомянуть
хвост8 Отметим, что, подгоняя под приведенное различие между драконом и змием Арсеньев назвал драконом казанское двулапое
крылатое пресмыкающееся, в описании 178 1г. названное змием9
Занимаясь в настоящей статье эмблемой из московского герба, мы будем
иметь в виду далее русскую традицию, в нужных случаях все же привлекая
термины чужеземной эмблематики.
Московский герб происходит от изображений на печатях. Ранние известные
ныне изображения фантастического существа на печатях относятся
ко временам сидения князя Ярослава Всеволодовича в Новгороде 12 15 1236 и его сына Александра Невского, сначала новгородского кня 64
а затем великого князя владимирского 1236 1263 На печати первого
еодор колет противника копьем, а на печати второго тот же святой держит коня в поводу 10.
а московских печатях всадник появился в конце XIV в. Сначала он наудар
копьем по неизображенному врагу В последней трети XV в.
врага стали изображать регулярно.
ревнерусское напечатное пресмыкающееся изображалось одинаково
я лапами, с крыльями, длинной шеей и длинным извивающимся
ом без драконьего окончания. Технические и стилистические разя
сейчас нет надобности учитывать.
ассматриваемое существо фигурирует в древнерусском искусстве в
писи, в книжной миниатюре. Оно изображалось в сюжетах Св. Геордо
Георгия о змие В Радзивилловской летописи, сохранившейся
с е конца XV в., имеются миниатюры с этим существом, в одном слуаствующим
в искушении благочестивого человека ползущая змея,
лев, не то барс, и крылатое, двулапое, изрыгающее племя пресмыееся
а в другом символизирующее половцев, разбитых русскими
ьями в 2 г. бескрылое, безлапое, извивающееся животное, nopaoe
одним из воинов 12.
З ая сила в облике крылатого, летающего, с одной или несколькими
вами пресмыкающегося представлена в русском фольклоре под наем змея змеи Змей Горыныча Например Вылетал то rут ище Горыныще. Веют крылья его гумажные, Звенят его хоботы жее
и Как вспорхнула змея со сырой земли, Полетела змея по под
са 13 и т. п.
онстатировав большое сходство, а скорее тождество между изобрами
пресмыкающегося, как в изобразительном смысле, так и в его rчеt 1ии злая, враждебная сила в древнерусском сфрагистическом и прочем
сстве, рассмотрим его наименование в письменных источниках.
В источниках до XVl 1в., касающихся эмблем, пресмыкающийся враг
ика называется змием Воин вашего пресветлаго царскаго величеа
седяй на коне и копием змия побеждая о государственном гербе 14
конем змия змия с крыльями о знаках на пушках в описи Тулы
6 г. 15 и др.
текстах, не связанных с эмблематикой описанием эмблем слово
й встречается с XI в. Во включенной в Изборник 1073 г. статье О
азех византийского писателя IX в. Георгия Хировоска слово
ословие т аллегория объяснено так Слово бо акъi змии есть, на
авола же иноречьн t змьемъ нарицаема разум kваемъ 16
В Библии, изданной в 1663 г., употребляется только слово змий и
я и пород их изыдет змия паряща Ис. 14, 29 и будет село зми, Ис. 34, 15 и се змий велик чермен красен Г. К. имея глав седмь и 65
рогов десять, и на главах его седмь венец Апок. 12, 9 и вложен низвергнут Г. К. бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол
и сатана Апок. 12, 9
Слово змий как и змея принадлежит к общеславянскому языковому
фонду 17 и, следовательно, восходит к глубокой древности.
Слово дракон в русском языке зафиксировано, как заимствованное из
греческого языка, лишь с XVI в., а именно, начиная с текстов, переведенных
Максимом Греком 18 Языковеды уже отмечали, что это слово употреблял
Андрей Курбский. Так, в послании старцу Васьяну он писал О горе
нам Како не зрим прилежно мысленным своим оком древняго дракона,
врага нашего бодрого, и никогда же спящаго, Он бо древле праотцем
завистию во Едеме смерть сотвори 19 Это вариация на тему библейского
рассказа о эмие искусителе Адама и Евы Быт. 3 Дракон Курбскоrо
означает то же, что и змий змей В одном из переводных романов в
списке XVII в. отмечен оборот Брунцвик виде зверя льва и драка
эмия 20 Драк вариант дракона уточнен эдесь как вид змия или, иначе
говоря, драк пояснен как змий
В древнегреческих текстах слово opaкrov обозначало сказочное пресмыкающееся
2 1относившееся к змеям. Общим названием змей было oq t О принадлежности дракона к змеям говорит дважды употребленное
поэтом Гесиодом VIII VII вв. до н в Рождении богов Теогонии
словосочетание змей дракон 22.
Интересные данные о понимании переводчиками греческих слов opaкrov и oq 1доставляет Библия.
В Библии 1663 г., воспроизводящей Острожскую Библию Ивана Федорова 158 1г., оба слова передавались змием Так, особенно примечательно,
в пророчестве о поражении низвержении злого существа это
существо описано следующим образом змий великий, змий древний,
нарицаемый диавол и сатана Апок. 12, 9 Тот же оборот содержится в
исправленной Библии 1756 г. издания. В синодальном переводе на русский
язык 1876 1878 гг. употребляемом и в современных переизданиях например, 1988 г. стоят слова великий дракон, древний змий соответствующие
греческому тексту со словами opaкrov и oq 1Ясно, что речь
идет об одном существе, которое в роли искусителя Евы Быт. 3, 1выступает
под названием o j t змий змей В Библии 1756 г. регулярно
употребляется слово змий Есть одно исключение. В рассказе о том, что
Господь мечом поразит, словами перевода, левиафана, змея прямо бе rущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское Ис. 27, 1в Библии 1756 г. для всех трех существ употреблено слово драконт соответственно греческому тексту. Отметим, что в 12 ой главе
Апокалипсиса, в которой говорится о том же самом пресмыкающемся, в
переводе оно 5 раз названо драконом и З раза змием. 66
3 евнерусских записях сказания Чудо Георгия о змие греческому соответствует змий 23. Описанный там змий, по выражению од з рукописей XVI в., вышел из озера, пущая грозный яд с пламенем 24. Это вполне привычный фольклорный образ огнедышащего
дракона 1сточниках XVI в. тоже встречаются переводы иноязычных
ов русским змием Так, в описании государственного герба, едео
Ф. Санти в 1722 г. на французском языке, стоит dragon В перее,
сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово ано как змий 25. В книге профессора Ф Дилыея, напечатанной
ельно на французском и русском языках, в описании московского стоят слова draсon и змея 26. Для обозначения все той же фигуры
змий употреблялось и независимо от переводческих нужд. Напри в описании герба Воейковых упоминается о двух змиях без крыл и
ьями 7.
еня нет сведений о том, почему в XIX в. змия переименовали в дракорее
всего потому, что слово дракон уже вошло в широкое упот е е. Возможно, в переименовании проявилась начавшаяся тогда
изация в геральдике, отчасти понимавшаяся как сближение с за
европейскими геральдическими обычаями и терминами. Может
елали усилить различие в именовании фантастического существа альной змеи. Не исключено, что слово дракон должно было под nrт., грецизацию всадника, т и всей композиции.
ария употребления слов дракон и змий показывает, что ими обоось
одно и то же существо. Проведенное Арсеньевым различие существами по числу их лап несущественно и, во всяком случае, в
й эмблематической традиции отсутствует. Вообще, именование
вской гербовой фигуры драконом или змием так же зависело от
ителей описаний, как и употребление этих слов в переводах древне 1их произведений от переводчика, скажем, ХХ в. Приведу примеры.
едии Эсхила Семеро против Фив слово 8paкrov в изданиях 1937 и передано змеем в суждении Этеокла, что Паллада спасет город,
характеристике Тидея Во второй же строфе Персов в 1937 г. напео змей а в 1978 г. дракон Различаются переводы rov0o tл.ov в Просителях поганых змиев в 1937 г. и клубок дра в в 1978 г В Жертве у гроба или Хоэфорах в издании 1978 г.
раведливом сравнении женщин с Горгоной 3paк 0oсrtv переведено
змеи в волосах 28. Сочинители описаний герба и переводчики польись
теми словами, какие употреблялись в их время. Если в XIX XX
mи обиходны одновременно два слова, то они выбирали одно из них.
заключение змеиность дракона подтвердим его библейским рода
ием Из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий а он или, по старинному, от племене бо змиина изыдет пород ас и пород их изыдет змия паряща Ис. 14, 29 67
ПРИМЕЧАНИЯ 1ПСЗ. 1е собр. СПб., 1830. Т. 2 5304.
2. См., например ПСЗ. З е собр. СПб., 1888. Т. 6. 1439а.
3. ЛакиерА Русская геральдика. М., 1990. С. 45.
4. Тем же. С. 8 1
5. Там же. С. 8 183.
6. Там же. С. 8 1
7. Винклер ПЛ. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской
Империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., б. г. С. 38.
8. Арсеньев Ю Геральдика Лекции, читанные в Московском археологическом
институте в 1907 1908 году. М., 1908. С. 19 92.
9. На толкованиях Винклера и Арсеньева о змие и драконе недавно останавливалась
Е Каменцева. См. ее История и символика герба Москвы Вестник
геральдиста. 1990. 1С. 4. 10. См. Янин В Актовые печати Древней Руси X XV вв. В 2 т. М., 1970. Т. 2. 368,369, 374 378. Так он изображался на монетах и много позднее. 12. Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись. СПб. 1902. Т. 1Лл. 4, 155. 13. Добрыня Никитич и Алеша Попович Изд. подгот. Ю Смирнов и В Смо
лицкий. М., 1974. С. 45, 4 4. Баранович Л. Меч духовны. Киево Печерская лавра, 1666. С. 5 15. Дополнения к Актам историческим. СПб., 1875. Т. 9. С. 27 28. 16. Изборник Святослава 1073 года Факсимильное издание. М., 1983. Л. 237 об. 17. Этимологический словарь русского языка Под ред. Н Шанского. М., 1975.
Т. 2. Вып. 6. С. 99. 18. Там же. М., 1973. Т. 1Вып. 5. С. 182 183. 19. Русская историческая библиотека СПб., 19 14. Т. 3 1Сочинения князя Курб
ского. Стб. 387. 20. Словарь русского языка XI XVII ев. М., 1977. Вып. 4. С. 349.
2 1Это слово и производные от него см. Дворецкий И Древнегреческорусский
словарь Под ред. С Соболевского. М., 1958. Т. 1С. 425. Я пользовался
греческой Библией изданий 1570 г. Антверпен, с параллелями на нескольких язы
ках и 182 1г. Москва
22. Эллинские поэты в переводах В Вересаева. М. 1963. С. 179, 195.
23. См. греческие и русские тексты Рыстенко А Легенды о Св. Георгии и
драконе в византийской и славяно русской литературах. Одесса, 1909.
24. Там же. С. 28.
25. РГАДА. Ф. 17 1Оп. 1Е. х. 1Л. 1об. Ф. 286. Оп. 1Е. х. 6 1Л. 0 об.
26. Дильтей Ф.Г Опыт российской географии с толкованием гербов и с родословием
царствующего дому, М., 177 1С. 308, 309.
27. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. СПб., 1798
Ч. 2. 50.
28. Эсхил. Трагедии. М. Л., 1937 Эсхил. Трагедии. М., 1978. Греческий текст
см. Aesсhylus. Tragoediae. Lipsiae, 19 10. 68