| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №27. (1998) › Дуров В.А. Из истории герба Москвы | ||||||
Дуров В.А.
Из истории герба Москвы// Гербовед. №27. (1998)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (27). С. 55-63, 02 (вторая страница обложки), цв. вкладки 18-19 Аннотация: Изображение Св. Георгия пешим можно считать отголоском византийской традиции в русском искусстве. На более поздних и более самостоятельных отечественных памятниках Святой предстает перед нами в виде всадника, поражающего копьем крылатого змея ("чудо о змие"). Об авторе публикации/статьи: Дуров Валерий Александрович (1943-2019) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дуров В.А.
в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 39976 знаков (с пробелами)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА В Дуров, Москва ИЗ ИGТ РИИ Г6РБ4 MOGK.GЫ см. рис. на 2 й стр. обложки, 18 19стр. цв. вкладки ряд ли кто то в нашей стране не слышал словосочетания е ргиевский крест Георгиевский кавалер Орден Георгия и другие, эанные с целой группой почетнейших отечественных наград, как инди альных орден, солдатский крест и медаль так и коллективных зна а, трубы и штандарты и объединяемых общим для них символом 1м Георгием на коне, поражающим копьем змея. Но образ мужест ого всадника олицетворение борьбы добра со злом прошел долгий в истории множества стран и народов, прежде чем стал гербом Москодним из главных символов России древнейших мифологических сказаниях Египта верховное божество ечный Ра сражается с огромным змеем Апопом символом мрака и Его сын, Гор Бехдетский, изображавшийся в образе человека с голо сокола, продолжает сражаться с врагами отца, предстающих на доих до нас изображениях в виде крокодилов или гиппопотамов. На из таких памятников Гор стоит на носу лодки, плывущей по Нилу, и ает гарпуном крокодила. енно на египетской земле родился навеянный древнейшими сказаобраз всадника, борющегося со змеем. В Египте, со времени зания его в 332 году до нашей эры Александром Македонским испытыв ем сильнейшее влияние античной культуры, сначала греческой, заримской, с возникновением христианства также стало сказываться здействие новой религии. Египетские христиане, копты, создали свое азную культуру, истоками которой были и Древний Египет, и антич, и набирающее силу христианство. В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Мое хранятся коптские ткани, на двух образцах из которых изображен всадник на белом коне, поражающий копьем зверя. Это, вероятно, древе шее в мировой культуре из дошедших до нас изображений Св. Георгия, авшего позднее одним из самых распространенных образов христианого искусства. Христианские житийные сказания о Св. Георгии сообщают, что он рося в Каппадокии область Малой Азии в семье богатых родителей, ичем отец Георгия, христианин, принял смерть за свои религиозные 55 ИЗ ИGТОРИИ Г6РБ MOGKBЪI см. стр. 55 в Роуднице. ва. убеждения. Сын, родившийся в последней четверти в. нашей эры, унаследовал от родителей веру в Христа. Будучи с детства красивым, сильным и мужественным, он поступил в римское войско и скоро стал одним из командиров ему подчинялась тысяча воинов. Так как христианские убеждения Георгия были неизвестны начальству, он продолжал быстро продвигаться по службе в армии языческого Рима. Император Диоклетиан 284 305 гг. в к онце своего правления издал несколько эдиктов о борьбе с христианством. Первый из них появился в 303 году. Когда Георгий узнал о распоряжении Диоклетиана преследовать и уничтожать верующих во Христа, он, раздав свое имущество бедным и отпустив на волю рабов, публично выступил в присутствии самого императора против его указа, признавшись, что и сам исповедует христианскую веру. Диоклетиан велел заточить его в темницу и предал жестоким пыткам, требуя отречься от Христа. Но, несмотря на мучения, Георгий не смирился и, более того, чудесным образом остался жив после нескольких попыток убить его. При этом он совершал чудеса, обратив в христианство множество увидевших это язычников, в том числе и жену самого Диоклетиана. После новых испытаний Георгий был, наконец, казнен путем отсечения головы. Произошло это 23 апреля 303 года в Никомедии Вифиния которую Диоклетиан избрал своей резиденцией. Позднее в церковных преданиях появились известия о новых чудесах, совершенных Св. Георгием при жизни. В числе этих сказаний и знаменитое чудо о змии которое стало сюжетом абсолютного большинства икон, посвященных Св. Георгию. В Палестине, недалеко от города Верига современный Бейрут находилось большое озеро, в котором жил огромный страшный змей. Он похищал местных жителей, увлекал их на дно озера и там пожирал. Все попытки людей бороться со змеем окончились неудачей. По совету своих волхвов местные жители были идолопоклонниками город стал по жребию ежедневно выдавать чудовищу по одному юноше или девушке. Через некоторое время пришел черед и единственной дочери царя. Обрядив ее в великолепные одежды, царская семья оставила девушку на берегу озера и вместе с другими жителями укрылась за городскими стенами. Но тут по Божественному промыслу рядом с девушкой оказался Георгий. По ранней версии пеший и с мечом, по более поздней конный и с копьем в руке, он мужественно ожидал появления из озера змея. Далее мы имеем два варианта рассказа о его подвиге по одному он укротил чудовище исключительно молитвою, по другому ему все же пришлось 56 змея. Связав его взятым у девушки поясом, Св. Георгий велел ей обежденного в город. Там, по преданию, он убил змея, а народ во е с царем, уверовав в чудо, перешел в христианство. Здесь чувствуолоски древневосточных и античных мифов о поражении Богом rг сем чудовищ и о спасении при этом прекрасной девушки. альнейшем житие Св. Георгия и, в частности, главное его чудо ок со змеем в западноевропейской версии с драконом стало по е о одним из основных сюжетов византийской иконописи, а со вреестовых походов и западноевропейского изобразительного искус эк, в Государственном Историческом музее хранится небольшая см керамическая икона X XI вв., происходящая из Никомедии, где, е овному преданию, казнили Св. Георгия. На ней в круглом медальо ажен погрудно святой с копьем в руке. следует сказать о Грузии. Святая равноапостольная Нина, просвеца грузин, была родом из Каппадокии, где родился Св. Георгий, и е у отцу, полководцу Завулону, приходилась Георгию племянницей. ерла в 338 году и, по преданию, над могилой ее в Кахетии в был основан храм, первым в истории освященный во имя Св. я. Впоследствии 12 грузинских царей носили это имя с Георгия 1до Георгия XII с 1798 г. при котором в 1800 году Грузия вошла в Российской Империи. Кстати, название Грузии в западноевропейах в основе своей содержит ямя этого Святого Georgia си культ Св. Георгия появился с принятием в 988 году христианст сударственном Историческом музее хранится амулет с изображеятого на коне, относящийся к Х веку один из первых дошедших до ечественных памятников, имеющих отношение к теме настоящей е вым русским князем, получившим христианское имя Георгий, стал ав Мудрый ок. 978 1054 с 10 19 года укрепившийся на Киевском о няжеском престоле. Известный в истории как первый объединиРуси, он провел ряд успешных войн и кампаний, подчинив себе почти древнерусские земли. После победы над чудью в 1030 году он осноа левом берегу реки Волхов, недалеко от Новгорода, Юрьев ев монастырь. Это первое известное нам культовое сооружение в ей Руси, посвященное Св. Георгию. Позднее, после разгрома nече в под стенами Киева в 1036 году, Ярослав заложил в самой столице е еркви, носящие имена Св. Георгия и Св. Ирины жена Ярослава, дочь е ского короля, которая получила это имя при крещении Произошло 26 ноября 1037 года. Позднее, 26 ноября 1045 года, церковь Св. Геор 57 гия была освящена. С этого времени на Руси празднуется два дня, посвященных Св. Георгию 23 апреля, когда он был казнен, и 26 ноября, связанное с сооружением церкви в Киеве. Ярослав Мудрый был первым, поместившим на монетах изображение своего Святого патрона. Эти монеты, составляющие серию так называемого Ярославля серебра обозначаемую так по надписи на оборотной стороне, на лицевой стороне имеют изображение Св. Георгия с нимбом над головой, с мечом и щитом в руках в фас, как это было принято на монетах Византии. Изображение Св. Георгия пешим можно считать отголоском византийской традиции в русском искусстве. На более поздних и более самостоятельных отечественных памятниках Святой предстает перед нами в виде всадника, поражающего копьем крылатого змея чудо о змие В нумизматической литературе изображения всадников на русских монетах до XVIII века обычно считаются просто ездецом или царем на коне Московский исследователь А Лаврентьев предположил, что изначально всадник на монетах, чеканившихся владетелями, носившими имя Юрий Георгий олицетворял образ святого покровителя князя. Подтверждением этой мысли отчасти может служить хранящаяся в Государственном Историческом музее серебряная чаша с изображением всадника, поражающего змия. Надпись на чаше гласит Князя великого Георгия Уже давно доказано, что сосуд принадлежал третьему сыну Дмитрия Донского, Галицко Звенигородскому князю Юрию Дмитриевичу, который после длительной борьбы с племянником Василием Темным в самом конце своей жизни 1433 и 1434 гг. недолгое время занимал московский великокняжеский престол. В этот последний период его жизни и изготовлена чаша, на которой Юрий Дмитриевич назван великим князем. Сюжет чаши перекликается с изображением на некоторых монетах Юрия Дмитриевича. На одном из типов его серебра изображен скачущий всадник с саблей в руке позади коня голова змея дракона с разинутой пастью. О том, как правильней называть это фантастическое животное змеем или драконом мы еще поговорим, здесь же нас интересует именно изображение, заставляющее вспомнить чудо о змие В развитие этого сюжета на другом типе монет Юрия Дмитриевича всадник, поражающий змея, держит в руке уже не саблю, а копье. Если принять мнение, что изображение Св. Георгия помещалось лишь на монетах князей, носивших это имя речь идет не о раннем христианстве на Руси, а о времени, когда имя, данное при рождении, уже совпадало с 58 i полученным при крещении то не совсем ясно, почему такой же ет помещен на монетах племянника Юрия Дмитриевича, князя ВасиТ емного, занявшего московский великокняжеский престол намного Je дяди, в 1425 году. Можно предположить, что Св. Георгий изна со времени Юрия Долгорукого, был одним из самых главных непокровителей Московского княжества, если не самым главным. а относительно многочисленные дошедшие до нас монеты московско исхождения с изображением всадника, поражающего чудовище, вшиеся и при Василии Темном великий князь Московский с 1425 2 гг. с краткими перерывами и более ранние самого Дмитрия Дон с 1359 по 1389 гг. его второго сына Василия II Дмитриевича, на вавшего престол старший сын, Даниил, умер раньше отца позвоактовать этот сюжет как чудо о змие Монет, чеканившихся в Моем княжестве ранее правления Дмитрия Донского, мы не знаем. езонно предположить, что в год празднования 850 летия первого упоа ия Москвы в летописях, с не меньшим основанием можно было оти юбилей особого покровительства городу Св. Георгия, возможно, его начало с княжения Юрия Георгия Долгорукого. о же касается появления сюжета о змееборчестве на немногочисленонетах других княжеств, то они относительно редки, зачастую сомни ы и могут считаться попытками заимствования от соседей вырази ого сюжета, что было обычным в то время. Даже в великом княжест верском, государстве, которое долгое время было грозным соперни осквы, на монетах, отличающихся обилием сюжетов, изображение ика, поражающего змея, встречается лишь однажды. Это уникальная ебряная деньга с сокращенной надписью князь великий Иван Твер принадлежавшая сыну великого князя московского Ивана Ва евича, тоже Ивану, получившему Тверь в удел от отца после взятия а москвичами в 1485 году. В 1490 году новоиспеченный великий зь Тверской Иван Иванович умер, успев отчеканить монеты с номи ьным, ничего уже не символизирующем титулом и со всадником моеого типа как писал о них ровно сто лет назад прекрасный знаток внерусской нумизматики А Орешников. В 1492 году Тверские земли а.зеки вошли в состав Московского государства. В процессе объединения древнерусских, княжеств вокруг Москвы образ ника постепенно трансформируется. При Иване Васильевиче, аршем сыне Василия Темного, княжившем в Москве с 1462 по 1505 год, ервые в великокняжеском титуле появляется дополнение всея Руси а екоторых документах Иван называется царем. На его монетах всадник, режнему поражающий змея, начинает изображаться уже с царской ной на голове. 59 При Иване IV Грозном, внуке Ивана фактически завершившем объединение русских земель в единое государство, всадник с короной на голове продолжает устремлять свое копье вниз, но объект его атаки уже не изображается. Вероятно, можно считать, что при Иване Грозном всадник, трактовавшийся прежде как изображение Св. Георгия покровителя Московских пределов, надолго, вплоть до Петровского времени, становится олицетворением царя, высшей власти в государстве. Из основных государственных символов флага, герба и печати древнейшим на Руси является печать, изначально выполнявшая функцию собственно герба. Именно печать на Руси первой стала официально представлять государство, которое объявляло войну, заключало мир, взимало таможенные пошлины и т Самая ранняя дошедшая до нас русская государственная печать, на которой изображены символы, ставшие впоследствии основными в российской геральдике, представляет собой двусторонний оттиск в красном воске, датируемый 1497 годом. Круговые надписи на обеих сторонах содержат титулатуру Ивана в том числе и слова Господарь всея Руси На лицевой стороне этой печати изображен поражающий копьем змея московский всадник, эмблема города, объединившего все русские земли. Любопытно, что верхняя часть головы всадника не попала в поле печати, и непонятно, что там могло бы быть нимб святого или царская корона. Возможно, сделано это сознательно заменять нимб царским головным убором на официальном символе государства еще не решались. На оборотной стороне печати 1497 года которой, кстати, в 1997 году исполнилось 500 лет изображен двуглавый орел с распластанными опущенными крыльями и с короной над каждой из голов. Второй символ можно связать с женитьбой Ивана в 1472 г на племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Зое Палеолог. Официальное появление на Руси двуглавого орла одной из традиционных эмблем угасающей византийской династии имело весьма глубокий смысл Москва третий Рим законная преемница всех исторических и культурных традиций Восточной Византийской империи. Но при Иване и его сыне Василии главным государственным символом оставался всадник, воспроизведенный на лицевой стороне печати. При Иване IV Грозном оба символа совмещаются особый щиток с всадником переходит на грудь орла, и, таким образом, двуглавый орел выступает теперь как общегосударственный символ, московский же герб лишь как часть его, хотя и наиболее значительная. 60 ная по крайней мере с Ивана IV Грозного всадник на официальных эмблемах теряет, практически наасегда, нимб над головой и до XVII столетия воспринимается как символ борьбы добра, представо государем, со злом, олицетворяемым змеем. специальной. и в научно популярной литературе вплоть до сего его дня животное, с которым сражается наш всадник, называют по то змеем, то драконом. Так кто же изображается на отечествена ятниках змей или дракон западноевропейской геральдике дракон символизирует злую, темную с которой, в частности, успешно сражался Св. Георгий. Крылатый на европейских памятниках изображается с головой и лапам.и орла вищем крокодила. В русском изобразительном искусстве XV XVII вв. фигуры нет. В отечественной символике дракон олицетворяет моес тво и добрую силу. Могли ли изображать в качестве государственно. вола в Древней Руси, например, в XVI веке, борьбу собственного аря с силами могущественными, но добрыми атый же черный змей являлся на Руси символом зла и смуты. у с ними представляют все многочисленные отечественные варианета змееборчества Животное имеет длинное змеевидное туло свитое кольцами, непохожее на крокодилье. И первые варианты ы чуда Св. Георгия, и само слово дракон по гречески змея не яют сомнения в том, что изначально был рассказ о борьбе всадника ным, страшным, но змеем. Версии же, даже западноевропейские, в ых фигурирует дракон позднейшие, в развитие легенды о змее. а же оказалось, что в сознании многих наших соотечественников, до сегодняшнего дня, образ змея заменился драконом Произошло середине XIX века, когда в России разрабать 1вались рисунки новых арственных символов, в частности, государственных гербов. Руковоелем этой реформы был иностранец Бернгардт Кёне, который, желая опеиэировать российскую символику, внес в нее много изменений, е о не всегда бесспорных. В частности, он, в соответствии с европейи правилами, развернул Московского всадника, до этого всегда ехавв левую геральдическую сторону вправо от зрителя в противопоую сторону. Всаднику пришлось, чтобы поразить копьем, которое он ит в правой руке, врага, находящегося слева от коня, перегнуться з седло. Также в соответствии с законом европейской геральдики, в r овском гербе, который перешел как важный элемент и в Государст ый герб России, Кёне заменил черного змея на дракона, причем изо 6 1 бразил его золотым символ богатства и с зелеными символ надежды крыльями. Если учесть, что копье на проекте Кёне увенчано православным крестом, что получается, что орудием с символом православия убивае ся добрая сила, одновременно с процветанием и надеждой. До настоящего времени отечественные геральдисты не обращают внимания на это обстоятельство, по прежнему называя черного змея драконом. Вероятно, настало время, одновременно с разворачиванием всадника в традиционную для нас левую геральдическую сторону, четко определить и символ зла и смуты, который змееборец поражает. Выясняя истоки, генезис элементов всего комплекса Георгиевских наград, нельзя обойти вопрос о происхо tЩении известных всем Георгиевских цветов сочетания черного и золотого. Ленты с этой цветовой комбинацией, сохранившиеся в отечественной военной атрибутике вплоть до нашего времени и считающиеся символом храбрости и воинского умения, трактуются обычно, особенно в научно популярной литературе, как цвета огня и порохового дыма. Эта трактовка, внешне очень выразительная, в действительности не имеет под собой ни малейшего основания. Чтобы попытаться выяснить действительное происхождение этих орденских цветов, нам придется снова вернуться на несколько столетий вглубь отечественной истории. Не вдаваясь в мелкие подробности, попробуем кратко, почти тезисно, сопоставить основные известные факты Великий князь Иван вторым браком был женат на племяннице византийского императора Зое Софье Палеолоr. Во время свадебной церемонии впереди кортежа невесты несли золотистый шелковый стяг, на котором был выткан черный двуглавый орел. Соблазн использовать в отечественной символике одну из главных византийских эмблем для подтверждения тезиса Москва третий Рим был велик, и Иван не устоял перед ним. Не увлекаясь вопросом возможного более раннего славянонорманнскоrо происхождения этих двух византийски цветов, отметим лишь, что весьма скоро черный двуглавый орел в золотом поле стал основной эмблемой Российского государства. Признанный авторитет в области геральдики французский ученый XVII века Клод Менетрие, описывая Московский герб, сообщает, что это всадник серебряного цвета. Последнее, очень важное для нас наблюдение, вы вnяет третий из цветов, претендо 1завших на роль государственных и национальных. Действительно, сочетание черного, золотого и серебряного белого цветов вполне могло бы составить конкуренцию бело сине красному фла 62 ой борьбе. эе. овая гамма всех четырех Государственных знамен Российской Имизготавливавшихся к коронациям государей в 1742, 1856, 1883 и содержала в основном золотой, черный и белый серебряный е а, являя собой символ государственности, должны были иметь альную государственную расцветку. Сразу заметим, что а овскими эта три цвета стали считать по ошибке, по вине все того ё е. Подробный рассказ об этом недоразумении занял бы здесь ом много места. рда военнослужащих, являющаяся основным отличительным знабозначающим принадлежность воина к определенному государству, а в России именно этих цветов. Первоначально, с 1732 года, неким бразом такой кокарды был белый бант на шляпе, называвшийся йским полевым знаком В 1796 году Павел I ввел в кавалерии и у еров всех родов войск кокарды черные с узкими оранжевыми полос В 180 1году такая кокарда была дана всей пехоте. В 1844 году поя ась офицерская кокарда трех цветов черного, оранжевого золотого ого серебряного С этого времени такое цветовое сочетание nри твовало на головных уборах всех государственных служащих военных ажданских и сохранилось до 19 17 года включительно. осительно подробный рассказ об истоках черно желто белого флага 9 его официально с 1858 по 1883 год национальным для Российской ерии необходим потому, что это цветосочетание легло в основу всех в Георгиевских наград. Действительно, черно золотая лента nрилага знаку кресту ордена Св. Георгия, который был покрыт белой эма Солдатский Георгиевский крест был сначала лишь серебряным и ся также на двухцветной черно желтой орденской ленте. Таким об, уже при учреждении ордена в 1769 году императрица Екатерина о представляла себе важность для государства этого цветосочетание, ав его высшей военной награде, самой почетной в стране. 63 18 ИЗ ИGТОРИИ Г6РБ MOGK.GЫ см. стр. 55 Икона с изображением Св. Георгия. XVII в. Герб МосквЬI. XVIII. Должностной знак Московского городского головЬI. Конец XIX начало ХХ вв. l I fl rj, r иmшi 1J м li, f f l, 11l f, 1J lf l, l II 1J t tlf l.tfl, 4 U l Y lf t f fl.f f l 1Y Jtf r 1I f.,l, f hj 1ffl f i l 1i l,r tt,t et J. 4 1 y 1f ff, 1 А., Jril 1tfft rl, i, Jlj, f 1lioU lii J, vr f rrU, ti4Ht tl f
J j nt и o h 1i 6 14 1Jt.trl t,f,ll.ur 1 1r fм п u, 1и. а t t rf, f o 1lf 1r Т 1г. 1i 1e ll. 1r пиу 1м lj l.untj rr jи, J.и r Гj 1l I, tfJ. Jf j rft й J 11r,l h 11г l, 1r и kа 1rJ 4пп V.r 1tf сl r,tм rti I 1п J J. и J r 1l, u r, 1t J 1tt 1J Jt rt 11 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Дуров В.А. Из истории герба Москвы (1998)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |