| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №26. (1997) › Яблоков А.О. Происхождение символов цвета | ||||||
Яблоков А.О.
Происхождение символов цвета// Гербовед. №26. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 14 (26). С. 131-136, цв. вкладка 16 Аннотация: Рождение символов цветов восходит к началу возникновения человека. В доисторические времена красной охрой посыпали покойников, что выражало возрождение в Мире Ином и в последующих перерождениях. Об авторе публикации/статьи: Яблоков А.О. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Яблоков А.О.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31096 знаков (с пробелами)
СИМВОЛИКА И ЭМБЛЕМА ТИКА А Яблоков, Тамбов ПР ИGХ ЖД6НИ6 GИM.GOЛO.G Ц86Т см. рис. на 16 й стр. цв. вкладки Рождение символов цветов восходит к началу возникновения человека. В доисторические времена красной охрой посыпали покойников, что выражало возрождение в Мире Ином и в последующих перерождениях. Красный цвет стал символом жизни, огня, крови. Цвет этот явился огнем воскресения, от корня воскресения крес кресало рождающие огонь. Символ рождения яйцо окрашивали этим красным жизненным цветом весной, при возрождении природы, к празднику Матери Сырой Земли, праздновавшемуся 2 мая, к дню рождения первых молодых всходов. В христианстве окрашенные пасхальные яйца стали символом жертвенной искупительной крови. В языческой вере, правда, яйца окрашивали кровью жертвенных животных. Красную энергию несет в себе и жизненная сила природы человека его кровь и сила Велеса. В индуизме это так называемая сила Кундалини, дающая жизнь телу. Помимо красного самыми древними цветами были белый и черный. Белый цвет божественного, белобога черный цвет выразитель темных сил, Чернобога. Наиболее долго сохраняли цветовую архаику скандинавские воинские щиты, вплоть до XIII века. Это был белый, бело желтый фон с растительнозвериным рисунком, написанным в красных и черных цветах. Такая древняя цветовая гамма находилась и на русском севере. Большая часть древних икон писана с красным фоном и белыми нимбами. На примере иконы Св. Георгия Победоносца видно то же сочетание красный фон, золотой нимб, черная пещера. Сочетани е это в иконе является преобладающим. Сказание о Св. Георгии и змие наложилось на более древнее сказание миф индоевропейцев ариев о происхождении мира борьбы Бога Индры со змеем Вритрой. Эта борьба была между Белобогом и Хаосом. После победы Бога погиб Хаос, родился Мир. В народных легендах, духовных стихах сохранился этот образ в России. Индра стал образом Индрика зверя в преданиях о Голубиной Книге священной книге предков Наиболее древнее известие о смысле цветов оста ось в священной Книге Мертвых Тибета. В загробном мире душа предстает перед выбором цвета. Тот цвет, который становится наиболее привлекательным для нее, становится ее судьбой. Душа получает новое воплощение, соответствующее этому цвету. 13 1 Поэтому цвет также и носитель судьбы. Ровный Белый Свет излучает Мир Божеств Ищущих блаженств Зеленый ровный свет излучает Мир Враждующих Великанов Желтоватым светится Мир Рассудочных Рациональных Человеческих существ Ровный синий свет излучает Мир Диких Животных, где правят страсти джунглей. Красноватым светится Мир Бродячих Несчастливых Духов Черным светится всеочищающий Ад Эме место шести цветов миров Локи, где Белый Цвет является цветом, так как содержит в себе спектр всех цветов, а черный нецвет, содержащий пустоту или его можно назвать угасшим белым падшим ангелом. Другими словами, в чистом виде Белый Цвет цвет Бога Желтый, золотой совершенного человека Синий совершенной страсти Зеленый совершенных чувств Красный совершенной борьбы. движения. Замутненные, блеклые цвета цвета несовершенные, болезненные, заторможенные, угасающие. Сложные цвета цвета, стремящиеся к совершенству. Чем больше цветов в своей сложности сгармонизированы, тем гармоничней их стремление к совершенству. Цвета, подобранные на тонких отношениях, создают идеал земной красоты, красота же Неземная для этого мира во многом непостижима. Белый Божественный Свет явление Абсолюта, Всесовершенства Небесной Чистоты. Отсюда белые одеяния жрецов культа Богов. При священных, посвятительных, обрядах свои лица они окрашивали в белый цвет Потустороннего Неба. Свойства белого цвета состоят в том, что он притягивает светлые белые силы и отталкивает злые, очищает и лечит человека. Черный цвет, соответственно, наоборот поглощает злые начала, скапливает их в себе и тяжелым бременем ложится на человека. Отсюда этот цвет используется для самоуничижения, самоотречения, при покаянии и трауре. В этом же смысле он носится христианскими монахами и в дни поста белым духовенством. Белый цвет это соединение цветов радуги воедино, это весь мир. Черный бездна, поле борьбы Бога Света. Рай, Ирий в иконе изображается разноцветием райск х кущ на белом поле райского неба. белая пирамида пасхи древняя ритуальная r 1ища, символизирующая манну небесную содержит в себе разнотравье пряностей, плодов, пшеницы и творога. Бог Отец, Бог Сын предстают на иконах в белом, Бог же, обращенный к людям, в цветных одеяниях. Например, Спас в силах в золотом, Ты еси иерей в пурпурном. 132 Царственный пурпурный цвет, используемый как символ королевской и княжеской власти, является и царем цветов. Он венчает спектр радуги. С незапамятных времен фиолетовый цвет был высшим цветом духовного роста. Это цвет молитвы, соединения человека с Богом. Цвет высшего сосредоточения духа человека. Его центр расположен в верхней части головы, где располагается Дыра Брамы или Врата Бога. Через него Всевышний поддерживает в человеке Огонь Божий. Праведным и Святым дано войти в эти Врата Неба. В иконографии индуизма фиолетовым обозначена верхняя молитвенная часть головы. Эта часть соединена с Божественными Сфера. ми короной Белого Лотоса. Древнеязыческие короны царей и жрецов несли в себе символы Вышних Божеств Триглава Троицу, Даждь бога Бога Сына. Это трилистники в виде зубцов короны, трехвильные зубцы цветы. Расширяющийся мальтийский крест один из самых древних известных изображений креста. Он венчает королевские, княжеские короны, митры священнослужителей. Изображение мальтийского андреевского креста известно за много тысячелетий до н. э. В магическом смысле фиолетовый цвет есть низший цвет Божественного Белого. Пурпурного, фиолетового, цвета были мантии вождей, предводителей племен князей, которые являлись одновременно и верховными жрецами. Польское слово ксендз князь до сих пор обозначает священнослужителя. Пурпурный цвет добывался из раковин, которые собирали у берегов Сирии. Искусственное подражание пурпурному породило целый спектр оттенков от сине лиловых до красно фиолетовых. Одно из главных физических свойств этого цвета обезболивающее. Представление фиолетового цвета, как бы купание в нем притупляет боль, обезболивает. При длительном воздействии он укрепляет костную ткань, очищает кровь, обновляет сердце. С другой qороны спектра красный, цвет явного мира, являющийся его основой. Это цвет жизненной борьбы, один из первых употребляемых цветов. В красном цвете сгорают недобрые помыслы, злые силы. Он обладает завораживающей, магической силой притяжения. Красный и красивый стали словамисинонимами. Древнерусское его название червлень. Наравне с красной охрой более ясный красный цвет добывался из насекомых кошениль сoссusсaсti это кармин или кармин кермесовый. Древнерусское бакан, червень. Цвет его холодно красный, малиновый. Первоначально воинские щиты окрашивали этим холодным оттенком красного. Первые щиты были круглые и овальные. На них наносили Священные Божественные Знамена белой краской. Это, в первую очередь, громовые знаки шестилепестковых цветов Бога Громовержца и андреевские защитительные кресты Белобога. Громовой знак мог быть изображен в движении в виде колеса с согнутыми спицами как на щите всадника с надгробной плиты VI века из Германии. Также в росписи стал присутствовать и черный цвет, разделяющий белый с красным. Это устойчивое сочетание сохранилось до сих пор в росписях Африки. Белый и черные цвета использовались в 1есте как цвета Потустороннего. Эта древняя триада цветов стала символами принадлежностей родов к одному или другому виду деятельности. Цветом волхвов, жрецов стал белый, всадников воинов красный, земледельцев черный. Цвет Земли холодно 133 черный, цвет чернозема, травы, влаги. Цвет Гениев зла горяче черный, цвет тлеющего угля. Три изначальных цвета так и остались символами воинов. символами чистоты, смерти, крови. Ритуальное облачение рыцаря состояло из белого нижнего платья символа чистоты красного верхнего платья символа крови, которую он готов пролить в борьбе с врагом черного плаща символа готовности к смерти. Цвета Добровольческой Белой армии в гражданскую войну имели те же рыцарские цвета белый, черный, красный. Например, корниловские части белый, черный, красный марковские части белый, черный алексеевские партизанские части черное и белое, при бело синих фуражках и бескозырках. Рыцарские ордена несли те же сочетания красный, белый белый, черный красный, белый, черный красный, черный. Следующий священный цвет синий, употребляемый достаточно с древних времен. Ударные войска кельтов, состоявшие из отборных воинов, сражались обнаженными и были покрыты сплошь многоцветной татуировкой с преобладанием синего цвета. Синий как основной цвет татуировки остался им и до последнего времени. Синий цвет, цвет женского начала Вселенной. Символ Великой Богини Вселенной Махо Девы. В татуировке наносились символы плодородия, богатства, солярные знаки, охранные знамена. Татуированные кельты положили начало названию оставшихся родов на завоеванной земле бриттов, а земле Британия. На местном языке бритты переводилось как татуированные. Сила синего цвета выражается и в его магической силе проецировать в себе видение прошлого, будущего, провидения настоящего. Это цвет Святого Духа, цвет развитого духа души человека. Пазуха в головном мозгу между бровями в священных знаниях индуистов есть третий глаз человека или животного, синий экран, на котором являются Rидения провидения. Синий цвет это также цвет стихийных духов, Небесных Потусторонних Птиц. Синий, выражающий величие духа, как и фиолетовый, в спектре цветов занимает верхние сферы. Синий цвет так же Высшей Мудрости Божией или Софии Премудрости Божией. Ее символ из изобразительных символов восьмиконечный цветок звезда. Звезда Мудрости. Из натурального красителя известно используемое с древних времен индиго, производимое из растений Вайда или Синима lsatis tinсtoria Древнерусское название Крутик или Красильная гречиха Polygonum tinсtorium Позже наиболее ценимой краской стал ультра марин, добываемый из полудрагоценных камней Ляпис Лазури. Древнерусское название лазорь. Оптические свойства синего цвета глубина, глубина Запредельного Пространства. Все оттенки лаэори синий, голубой, сапфировый действуют как успокаивающее, средство от воспалений, слабости, лихорадки, бессонницы, нервных расстройств. Кольцо с камнем аквамарина при длительном соприкосновении с обла тью боли лечит. Оно лечит еще также и астму наложением камня на солнечное сплетение. Цвет индиго лиловый. цвет ультрамарина насыщенно синий, ближе к лиловому. Это цвета, обращенные лицом к Богу. Голубой цвет поэзии, гимнов, декламации. Сапфировый цвет песенной поэзии, песни. 134 Следующий цвет желтый, если пропустить зеленый и его оттенки, который требует отдельного рассмотрения. Желтый это цвет золотой середины солнечного сплетения в человеке, видимого света, солнца. Цветраспределитель все дороги идут от него, как от срединного цвета. Золотой, желтый цвет цвет Бога Отца в его видимой ипостаси для людей. Иконы, дошедшие в традиции до современного мира, писаны на золотом, желтом, фоне как символе Божественного Света, вместо первоначального Божественного Белого Цsета. Желтый для человека символ совершенства, к которому он может стремиться. Отсюда это цвет совершенного человека, идеала. Как писано в Тибетской Книге Мертвых, выбравший желтый цвет, на Том Свете возродится в образе человека. Отец Небесный даст ему тело. Выбравший синий цвет, переродится в мир Высших Духов. Желтый цвет, золото, как символ совершенства стал наградой для благих родов благородных, заслуживших это прозвание своими подвигами. Отсюда использование золота в коронах, венцах, шпорах, шлемах, поясах, мечах, а также в гербовом оформлении, украшении щитов. Желтый применялся издавна как охра натуральная и золотистая. Древнерусское название вохра. Добывается охра в виде цветных глин. Вместе с охрой применялись и растительные, более интенсивные, краски из незрелых ягод жостера. Русское название Шишгиль, Жишгиль. Другой вид добывался из красильной резеды Reseda Luteola Издавна использовалась в русском иконописании, в частности, в новгородской и тверских школах, аурипигмент минерал, блестящий как золото, но не терпящий смешений. В ранней иконографии начала новой эры желтым писались только поля и нимб, все поле икон оставлялось для белого цвета. Одна из икон подобного письма находится среди личных вещей Преподобного Сергия Радонежского, хранящихся в Троицко Сергиевской.Лавре, это Святитель Никола. Последний используемый цвет зеленый. Это цвет чувств, Чувственных Духов Великанов. Зеленый единственно в полной мере самостоятельный цвет, созданный из сложного цвета синего и желтого. Это цвета Матери Вселенной и Отца Создателя. Зеленый цвет их дочь. Вместе Зеленый и Красный являются детьми Высшего Космоса. При соприкосновении солнца и воды Неба и Земли, синего и желтого рождается зеленый кровь и жизнь природы хлорофилл. При соприкосновении желтого огня с синим воздухом рождается красный огонь. Зеленая дочь Матери Вселенной это Богиня Макош, Природа. Макоши подчинены Богини Весна, Лето, Осень их имена Леля, Ляля, Лада, их цвета Сине зеленый, Зеленый, Желто зеленый их идеи Юность, Цветение Зрелость. Но одно из названий Макоши есть и название Ладо, а одно из названий Даждьбога Бога Сына есть название Аладо. Отсюда и название ритуальной еды алади Ритуальная пища в честь Макоши и Лели блины, употребляемые на масленицу. Они как бы становятся и выразителем цвета блины зеленого, алаJ И красного. Другие цвета в своем спектре всегда более зрительно конкретны и как бы не образуют нового отдельного цвета. Они всегда склоняются, приписываются к какому либо цвету. Например, оранжевый цвет предельной интенсивности, цвет фазана и брака является цветом красной природы, голубой цвет синей природы, так же лиловый, фиолетовый. 135 В народной языческой мифологии зеленый цвет соответствует символу птицы, которая здесь является выразителем чувств. Следуя легенде мирового дерева, на примере путешествия за смертью Кощея, дуб или Сосна это телесный, явный мир, он держит в своих ветвях сундук, хрустальный ларь это эфирный мир, цвет его оранжевый соответственно, цвет дуба красный Следующее небо мирового дерева заяц в сундуке, это мир астральных ощущений, его цвет желтый, это третье астральное тело. В зайце, по сказанию, находилась птица мир астральных чувств, его цвет зеленый. В птице находится яйцо душа, ее цвет синий это мир интеллекта. в яйце душе дух в символе иглы, ее цвет фиолетовый. Острие иглы это дух, суть всего, последняя главная самость своего я. Ушко иглы белое это врата к Богу. Переломив иглу душу, дух разлучают с Богом. Бессмертная душа умирает духовно, проваливаясь в преисполню. Само понятие чувства понятие сложное. Чувство складывается из сложения ощущений. Чувство это когда одно ощущение порождает другое или ряд других ощущений, порожденных своей связью, похожестью. Чувство это ассоциация ощущений, сложность, как и в идее земного. Например Белый цветок как лепесток вспорхнула бабочка Зеленый символ вечной Божественной Юности. Добывался цвет из окислов меди. Древнерусское название ЯрМедянка. Добывался из Зеленой земли Амфибол или Авгит полудрагоценного камня малахит. Зеленый цвет гармонизирует, уравновешивает, приводит в порядок организм. нервы. Зеленый предвестник изобилия, цвет надежды. Особое использование зеленого цвета в русской иконе как фона дало ему название русского цвета К примеру, многочисленные образы Богородицы, написанной в празелень Само слово краски в протоязыке индоевропейцев писалось как Вапы. Оно было сохранено еще в древнерусском языке. От него произСШJло западноевропейское Wapen, Wappen, что значит в современном понятии герб, что в древности имело смысл каких цветов щит. В щите цветовое распределение его природы можно выразить так верхняя часть поля щита холодные цвета нижняя часть поля щита теплые цвета, чему и соответствует большое количество гербов С окончательным утверждением геральдики в Западной Европе появился и ряд новых промежуточных цветов. а с XVIII века и полутонов этих цветов и ряд новых названий разных оттенков цветов, доходящих до особой вычурности. Появились новые толкования их. Современные толкования цветов общеизвестны, но они оставили в себе идею их древнего происхождения. Осталась направленность в определении символического определения цвета. Первоначальный смысл остался связан с новыми толкованиями цветов, только ушедший как бы за облака Высших Сфер. 136 16 ПРОИGХОЖД6НИ6 GИM.G Л G Ц.G6Т см. стр. 13 1 Герб дворян Бекер фон Розенфельт Beсker von Rosenfe Рисунок А Яблокова. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яблоков А.О. Происхождение символов цвета (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |