Паласиос-Фернандес Р.
О символе боярина Н.И. Романова
// Гербовед. №24. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 12 (24). С. 59-61
Аннотация: В своей предыдущей статье «О гербе Романовых» автор представил свидетельства неправомочности выбора в середине XIX века грифона, как родовой эмблемы Романовых. И указал на иную - черного одноглавого орла на белом (серебряном) поле. Однако версия именно прусского происхождения или заимствования данной символики не единственная из возможных.
Об авторе публикации/статьи:
Паласиос-Фернандес Р.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12025 знаков (с пробелами)
Р. Пш,асиос Фернандес, Москва
Q GИМВQЛ6 БQЯРИИ4 И PQM4ПQB4
вил сВви сдветоеелйь ствпреа дныепдруащвоемйо счтнаотстьие в ыОб огреар бве с еРроемдианнео XвыIXх в еакват грори фпронеад,с ктаакнраод
боевлоойм э м сберлебемрыя нРоомм а нпоолвеы. хО. дИн ауккоа звалер нсиа яи инмуюен но чперрунсосгкоо гоод нпорголиасвхоогжод оенрлиая илиК зоагидмаств в 1о9в 1а3н гиояд уд абнанроойн сТиамувбео лпикытиал нсея е обдионсствновеантньа яв ынбоз вро Рзмоможанноывхы. ми грифвао
ниа е гоон сквуяззеьнmа албо эяторитн саи мвНиокли тс ыо бИщвиамн одлвияч цаа рРяо мМаинхоавила сал Фаведныором,в оистчаа Рвиомвшаниомтслоейд
Р доамжаен овв зиапчеамдн Юо еврьеровыпмей. сПкриахв хдрао, нпиок махо,с кроовдсствкиме нмнеирккоамм тоти хн идчеегдоом о собНикениниоспгоо
лннее сноивеерм шсвилое го ндуо лгвоае впалер, енду вгоерроходв нПоейр нвалуа ствзьяюл. Эти тоо блыьклоо. обПоыскмнеолве бнын ыомн этоЮргьое вн еп рсдоесллаатьви лилсяи вп рЕвоярвоиптеь снвоериадм,и отвонюстьдь М нале оп от омгоос, ктоотвск фиа ктбл,а чгторо оЗднахыармь иотннслоашвеен
диоемма к напсрелие двниоюр еи И гваарннаи зоГну взятого города, вряд ли мог служить к его роту Романовича так это его родствозн со гоца. рАем чт. Роо ддейнаяств сeсrpкrсльa бнооя врыиднела Аялноа стНаискииябрыа.
л Таа жкиенмо ойб цраарзоям И, впаоснлае дIVни ий, рсаумссоеки йгл цаварньое и,з димнааститериь юК албуидутыщ егбыол ц палреямя ФнендиокомП
Но.жРал. Юруй,ь еведаи н ствдееднан ыМми ихаз иРлоам Раонмоавныохв,а к, рбоумдеу,ю рщаезrоум ецетарсяя., царя, действиттеилчь нпоо сдлоест пнrостршиимж сеенриьяез вн ы 15 1t9 9в ыгсоодту, быФл иолтаецр етца р стя аМвишхиайи лмао с коФвсекдиомр пНаиткриинаре
хтоомл.ь кМоал с вол таостгоь,ю е гцое рпкоолвонжоейн, инео пир исо м салветолскетонйе. мВ есдыьн ое н быцла р ес обпырлаов истелвязеамно вМиилхоасиьл наа ист голяащвеены двм еогеов лсаостветиеч,и ккоомгд ап ои в цсеамр ьг, оису пдаатррствиаернхн, ыемго д оелтаецм нУастзыанваолшиасль
д важелеи бкезим вие гдоосмуад ацраярмяю. Т, аак онее квоотзоврыыше егноисеу дФарислтвареетннаы нее д беылал оФ длиляа рсетов ррее
Роман Юрьевич Захарьин
ЮрНьеикв и Зтаах Раро 1мьианн оЮвирчь ев
Федор Никитич Фи ларет Анаст 1асия Н ики тич на И ван Никитич 1
Федо мраа тИь вцаанрояв ича
Михаил Фед цоарроьв и ч Романов 59
Никита Иванович Романов
Ростовский митрополит Филарет Романов На этом, хоть и более
позднем изображении хорошо менников неожиданностью. Ведь Федо 1ра Никитича едва не избрали на царство сразу после смерти царя Федора Ивано
вича Феодора Иоанновича кстати,
его двоюродного брата, вместо Бориса
Годунова еще в 1598 году. Иностранные
наблюдатели на первых порах полагали
его кандидатуру предпочтительней.
И если бы не прогодуновская политика
тогдашнего патриарха Иова кто
знает, как бы все повернулось
Но Н Романов, с которым связаны
все рассмотренные в прошлой статье геральдические
изображения, не был прямым
потомком Федора Филарета, а приходился
ему племянником, хоть и считался
членом семьи патриарха. Недаром после
смерти боярина Никиты его имущество
было поровну поделено между казной
государя и патриарха его ближайших
родственников и наследников. Возможно
с этим, а не с теряющейся в веках прусской
родословной и был связан выбор
боярином Н Романовым своей основной
геральдической эмблемы черного
одноглавого орла. Дело в том, что и до, и
после Филарета именно одноглавый орел
был хорошо известным символом русских
патриархов. Вне зависимости от своего,
видимо, еще византийского обоснования,
виден одноглавь 1й орел, на этот символ широко использовался, в ча
котором стоит митрополит стности, во время церемонии постав
ления на патриаршество. Не был искточением
и Филарет, когда 24 июня 16 19 года принимал этот чин. Вот как описано
это событие в Книге об избрании на царство царя Михаила Федоровича перед амвоном не было налоев вместо того написаны были здесь на помосте
большой одноглавый орел с распростертыми крыльями, под ногами же его город
с забралами и столбцами Отсюда Предел Похвалы Пресвятой Богородицы П под руки вывели они Успенский протопоп и протодъякон П
Филарета и поставили на вышеупомянутом орле
Если боярин Никита Иванович Романов действительно воспользовался должностной символикой дядюшки Филарета, а не легендарной родовой
прусской, то в этом же ключе действовал и его кузен царь Михаил, закрепивший
на долгие века за своими потомками государственного двуглавого
орла, как родовую эмблему. В этом случае одноглавого орла нужно рассматривать
не как родовую романовскую, а лишь как личную эмблему Н Романова,
взятую последним после 16 19 года в ознаменование родства с патриар 60
хом и после смерти боярина Никиты в 1654 году бездетным не использовавшуюся.
Конечно, родство с царем Михаилом было еще почетнее, однако попользоваться
государственной символикой было уже слишком.
Однако же, одноглавый орел стал символом Филарета не с 16 19 года, то
есть уже после избрания его сына Михаила в 16 13 году на царство, а много
раньше, так ках подобный орел не был искточительно эмблемой патриарха,
но и митрополитов. Ростовским же митрополитом Филарет стал в 1605 году,
задолго до избрания его сына царем. Так что до начала царствования Михаил,
подобно двоюродному брату, мог использовать в своей символике митрополичьего
одноглавого орла.
Кроме того, следует вспомнить один весьма сомнительный эпизод из жизни
Филарета. В 1609 году, еще при жизни московского патриарха Гермогена, в
Тушинском лагере Лжедмитрия II Филарет был не то избран, не то назначен
патриархом. Так что в той государственной неразберихе, названной позднее Смугой было не только светское, но и церковное многовластие. И если одноглавый
орел Романовых это указание на достиrnугое патриаршество, то
члены семьи могли пользоваться этим символом не с 16 19 года, а и десятью
годами раньше.
Данная версия столь же вероятна, что и теория о прусском происхождении
романовского орла. Для того, чтобы перевесить одну из чаш весов, необходимы
еще какие нибудь, пусть даже косвенные свидетельства. А до тех пор обе
версии имеют право на существование.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1Арциховский А Древнерусские миниатюры как исторический источник. М 1944.
2. Либрович С. Царь в плену. М 199 1
3. Паласиос Фернандес Р. О гербе Романовых Гербовед. 1997. 23 С. 148 155.
4. Скрынников Р Россия накануне Смутного времени М., 198 1
5. Книга об избрании на высочайший престол великого российского царствия великого
государя и великого князя Михаила Федоровича, всея великой России самодержца.
СПб., 1864. 6 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Паласиос-Фернандес Р. О символе боярина Н.И. Романова (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|