| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №23. (1997) › Журавлев И.В. Организация армии Арабского Халифата VII - IX вв. и ее эзотерическая военная литература | ||||||
Журавлев И.В.
Организация армии Арабского Халифата VII - IX вв. и ее эзотерическая военная литература// Гербовед. №23. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 38-46 Аннотация: Этот период в развитии системы обучения и воспитания воинов армии Халифата связывается источниками с приходом к власти халифов из дома Омайадов (661 г. н.э.). В этот исторический период развития общественного строя Арабского Халифатапроисходит реорганизация вооруженных сил, которая была вызвана усилившимся в процессе завоеваний процессом феодализации арабского общества, необходимостью ведения боевых действий на территориях неприятеля, необходимостью держать в повиновении население завоеванных стран, так и низы арабских племен. Об авторе публикации/статьи: Журавлев И.В. Просмотр публикации в формате PDF: › Журавлев И.В. Организация армии Арабского Халифата VII - IX вв. и ее эзотерическая военная литература (1997)
› См. также другие статьи автора: Журавлев И.В.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 45023 знаков (с пробелами)
И Журавлев, Щелково О.РГ4НИЗАЦИЯ 4.РМИИ АРАБGКОГО ХАЛИФАТ 1VII IX кк. И 66 ЭЗОТ6.РИЧ6GК Я G06НПАЯ ЛИТ6Р4ТVРА Этот период в развитии системы обучения и воспитания воинов армии Халифата связывается источниками с приходом к власти халифов из дома Омайадов 66 1г. н В этот исторический период развития общественного строя Арабского Халифатапроисходит реорганизация вооруженных сил, которая была вызвана усилившимся в процессе завоеваний процессом феодализации арабского общества, необходимостью ведения боевых действий на территориях неприятеля, необходимостью держать в повиновении население завоеванных стран, так и низы арабских племен, чтобы обеспечить возможность беспрепятственной эксплуатации обшир ных и богатых захваченных областей, необходимостью защиты и охраны городов, наконец, широкая программа территориальной экспансии все эти факторы требовали создания более организованной и централизованной военной силы. чем племенные ополчения предыдущего исторического периода. Кроме того, огромное государство нуждалось в хорошо организованной администрации, которой, естественно, не было и не могло быть в небольшой мусульманской общине Хиджаза. Появляются государственная канцелярия, органы управления финансами и халифатскими земельными владениями. По Иранским и Византийским образцам создаются почтовое ведомство, полиция, система народного образования стала необходима в связи с большой потребностью государства в чиновниках организуются и другие государственные институты, разрабатывается правовая основа государства, по своей юридической значимости не уступающая римскому праву. Появляется необходимость в патриотически настроенной аристократии. Муавий 1который не отказался от сохранения в войсках племенного принципа формирования да это и нельзя было сделать в Халифатесередины 7 века стремился создать по возможности надежную систему комплектования, пополнения и снабжения войск всем необходимым. Основой комплектования армии становится несколько городов, население которых, состоящее из осевших эдесь завоевателей и их потомков, поставляет основную массу воинов. Интересна история образования крупных городов. Там где они создавались в начале образовывался военный лагерь, затем появлялось гражданское население обеспечивающее материальное снабжение армии и ее обслуживание ремесленники и пр. персонал Из жителей Куфы и Басры крупне ших баз в Ираке формировались почти все войска, принимавшие участие в завоевании Средней 38 огичные базы были созданы и в других областях Халифата это мс, Кинасрин в Сирии, Фус тат в Египте, Шираз и Шустер в Ира в Хорасане. Так формировались военные округа админи центр округа это город база Во всех этих городах составля и лиц, обязанных служить в войсках. Число таких лиц достигало тысяч. Этот список диван служил не только мобилизационостью, но и документом, на основании которого выплачивалось а ие воинам. Эта система оплаты заимствованна у ромеев и пер а 1большинство всех вообще государственных установлений этого ескоrо периода, но идея создания городов лагерей и военных ок джун для комплектования и пополнения армии, одновременно вающих повиновение той захваченной области, в которой они сь, принадлежит арабам. Подобной практики у персов и ромеев встречаем. Сходство же с византийской системой фем арабская 1я имеет лишь внешнее. Основы этих двух систем византий э иоты и арабские военнообязанные муртазика слишком раз своему характеру. Следует отметить, что многие иностранные реломившись через арабскую идеологию Ислам приобретали в е овое качество. ых округах, которые формировались по родоплеменному терриу признаку, проводилось целенаправленное обучение войск твий в определенных районах. Войска, сформированные из кутам же обученные, использовались в основном на востоке в Мавераннах. Куфийские по происхождению части имели давайадскую и шиитскую традицию. Басрийские контингенты нась на север в Закавказье и районы южного Прикаспия. Каждый r с. о руг нес специфическую нагрузку в обучении и воспитании вои зависимости от задач, которые были на него возложены. Иными rоворя, учитывался театр военных действий. веках племенной принцип в войсках был сохранен. На первый rупала, наряду с общеизвестной тенденцией знати кочевых плеанению как можно большего количества пережитков патриаровых отношений внутри племени, еще и значительная боевая стъ и спайка племенных военных формирований. а базы были заселены по племенному принципу, причем племена племен руб в Куфе, хумс в Басре занимали в этих городах аАоны, не смешиваясь друг с другом. Такая система имела еще еr мущество, что позволяла использовать в случае нужды одни а ротив других, что и практиковалось довольно часто. г, ена Омайадов опорой власти Халифатабыла Сирия. Войска, ванные из Сирийских арабов, пользовались привилегированением. Это положение отражалось и в окладах воинов этой ем, что эти войска составляли наибоnее боеспособную часть их вооруженных сил, так как находились в почти непрерывном соприкосновении с наиболее сильным и высокоорганизованным ом халифа ромеями. 39 Довольно значительная часть вооруженных сил Халифата была неарабского происхождения и не вся она находилась на полном государственном содержании. Чисто арабские части, являясь костяком армии, далеко не всегда составляли в ней большинство. С войском шли огромные массы рабов. Использовались они конечно, как правило, в качестве вспомогательной рабочей силы. Однако в случаях крайней нужды их вооружали. Л Куббель пишет, что в 696 697 гг. под Куфой ал Хайджджадж использовал вооруженных рабов против войск хариджита Шабиба. В 730 73 1г. Джунайд ибн Абдурахман вооружил рабов, обещав предварительно свободу тем из них, кто будет вместе о войсками сражаться против тюрок. В 737 г. Асад ибн Абдаллах вооружил рабов и использовал их против тюрок. Несомненно, не могло быть и речи о содержании этих рабов как воинов за счет государства, хотя в 688 689 гг. во время военных действий против алДжараджима омайадский полководец Сухайм ибн Мухажир обещал рабам за помощь в бою не только свободу, но, как сообщает Ибн ал Асир, и внесение в диван т зачисление в состав муртазика военнообязанных. В войсках также существовала многочисленная прослойка маула клиентов как целых племен, так и отдельных лиц. Они были вооружены и принимали участие в военные действиях. Теоретически об их содержании обязан был заботиться патрон, государство же не выплачивало им никакого содержания. Но можно говорить о двух возможных вариантах правового статуса маула либо они действительно состояли на обеспечении патрона, либо что было значительно реже получали государственное жалование, как обычные муртаэика К этой второй категории маула относились те люди из детей персов абна которые составляли основную силу восстания ал Мухтара и о которых упоминает ад Динавари. Если же маула состоял на содержании патрона, то на его долю приходилось очень немного. Львиная доля всех материальных благ, в частности добычи, обычно доставалась патрону. Естественно, это вызывало недовольство маула по свидетельству ат Табари, некоторые из них в 7 18 7 19 гг. даже подали петицию Омару 2, требуя выплаты окладов наравне с прочими воинами. Ни рабы, ни маула не могли считаться в бою надежной силой. Один из омайадских военачальников, Абдаллах ибн Бахб ал Джушами, говорил, что опасается, как бы не разбежались рабы и маула если им придется испытать натиск противника. Но в то же время, когда, например, под Самаркандом Джунайд ибн Абдарахман вооружил рабов, пообещав им свободу за участие в бою, они сражались с такой отвагой, что арабы сочли нужным отметить это и приказал ал Джунайд человеку, и воззвал тот Кто из рабов сражается тот свободен И сражались рабы упорно, так, что люди удивлялись этому Значительно меньшее число лиц входило в группу шакирийа персидское чакир слуг или челяди. Они обычно использовались как обслуживающий персонал, изредка как конвой какой либо видной особы. Естественно. что содержание чакиров также целиком лежало на патроне. 40 сьма существенную роль играли войска, составленные из как правило, принимали участие в военных действиях в каче ельных боевых единиц под командованием своих же мест u е что обуславливалось в договоре, и не получали содержаВместо этого допускалось их участие в разделе добычи. ка широко применялась в Средней Азии и Закавказье. При е военачальники обычно ставили такие вспомогательные ые опасные места боевых и походных порядков, где эти отбыли прикрывать арабские части и принять на себя первый е ствовал, например, по сообщению ал Балазури, наместник а ван ибн Мухаммед, будущий халиф И приказал он владе Еа а чтобы тот был в авангарде, когда выступят мусульмане в з хазар, и в арьергарде, когда они будут возвращаться а Фи ы он воевал только вместе с ними а Табасараншаху что а t ергарде, когда они мусульмане выступают, и в авангарде, ят В центре Халифата в Сирии, широко использовались ограничные войска на византийской границе. аемные войска фард составляли незначительную часть силах Халифата в 7 8 вв. В этот период они упоминаются о в этом отношении сообщение ал Балазури, относящееаббасидского халифа ал Хади, о возможности поселения было, по видимому, проявлением тенденции к их леревое обычных муртаэика Об этом речь пойдет ниже. е 8 века возникает множество различных отрядов добровольера. К ним относятся, например, ал Ваддахийа берберазванные по имени их создателя, ал Киканийа отряды бу ов, ценившиеся особенно высоко, аз Закванийа отряды ированные из маула Сулаймана ибн Хишама. ертой деятельности большинства таких отрядов являформировались отдельными представителями арисrов основном за свой страх и риск и почти не были связаны ым командованием. В этом скорее всего отр.азились уско зации Халифата и те центробежные тенденции, которые ривели к началу распада Халифата. состояло из привилегированного арабского ядра и не ных, неполноправных элементов, различавшихся именно еполноправности. Этим определялась основная слабая алифата, а именно ненадежность вспомогательных и со ваний. J. е воклассного войска с соответствующим вооружением вы в специальной литературе по военному делу. Между их арабов в этой области были незначительны, и потому еренять все то лучшее, что уже было создано сасанид, 12 Е. f tи 1ой и индийской военной традицией. ло много переведено сасанидских военных трактатов. В ание арабов привлекло в первую очередь сочинение Абд 4 1 ал Хамида. Родом из Ирана, он, опираясь на сасанидские, а также византийские трактаты, рассмотрел многие аспекты войны и войска. Его инте ресовали организация войска и военное обучение, тактика и стратегия ведения боевых действий, взаимоотношения полководца с подчиненными ему командирами, расположение войска и его материальное обеспечение. Большое значение Абд ал Хамил придавал удачной уловке в бою, правильной организации разведки и сторожевого охранения. Не меньшей известностью в Халифате пользовался другой уроженец Ирана Абд лах ибн ал Мукаффа, который перевел со среднеперсидского на ара ккий сасанидский военнь й трактат Аин наме в арабском переводе Китаб ар русум Книга установлений О популярности этого перевода в последующие столетия свидетельствует его упоминание у алМасуди и ан Надима. Перевод до нас не дошел, о содержании трактата мы частично можем судить по сохранившимся выдержкам в сочинении Ибн Кутайбы Уйун ал ахбар Источники сведений переведенным на русский язык К Иностранцевым. Помимо вышеуказанных военных трактатов в Халифате7 9 веков получили распространение другие сасанидские военные трактаты. Но они до нас не дошли, и о них мы можем судить по известной библиографической работе ан Надима Фихрист где приаедены названия тех, что были также переведены на арабский язык Книга о стрельбе из лука Бахрама Чубина Правила игры в конное поло О тренировках всадников Методы обороны царями Персии границ своего государства Правила войны, Книга о взятии крепостей и городов, устройстве засад и ведении шпионажа В связи с последним трактатом указано А это перевод сочинения, написанного для Ардашира ибн Бабека В отличие от сасанидских византийские и индийские трактаты получили в Халифате несколько меньшее распространение. Вероятно, объяснялось это тем, что основные вопросы военного дела довольно хорошо и подробно рассматривались в сасанидской литературе. Кроме того психология сасанидов ближе арабам, чем психология византийцев и индийцев. Поэтому на арабский 7 9 вв. переводились лишь те византийские и индийские сочинения, в которых какие то отдельные проблемы были освещены лучше. Поскольку национальные особенности арабов не принимали психологию народов Византии и Индии то переводились как правило трактаты, в которых в основном поднимались вопросы стратегии и тактики, которые рассматривались как важнейший составной элемент ратного искусства. Также переводились трактаты о типах оружия и их изготовлении. Интерес к византийским трактатам о стратагемах на мусульманском Востоке бъясняется еще тем, что к концу 8 века широкие завоевательные походы прекращаются и начинается период почти постоянных пограничных столкновений, особенно частых в 8 9 веках, на арабо византийской границе. В этих условиях появляется нужда в сочинениях, посвященных военным хитростям. Не случайно в заголовках и названиях мусульманских трактатов этой группы часто повторяется арабский термин хийал т хитрости Влияние византийской военно теоретической мысли в данном 42 нен о. До наших дней сохранились лишь выдержки из перетактики Элиана 1в. до н включенные в трактат Мухамсы Исмаила ал Аксараи. К этому можно добавить анонимный a J актат, находящийся в Лейденской библиотеке и известный под Китаб ал хийал ва л хуруб ва фатх ал мада н ва хифа адхикам Искандер Зу л Карнайн бен Филибус ал Иунани Книга о войнах, захвате городов и защите дорог согласно правилам а Двурогого, сына Филиппа Греческого По всей вероятности, в ого трактата также лег труд неизвестного нам византийского ему он и был связан с именем Александра Македонского. тметить, что византийцы находились в курсе этих переводов и ваний в халифате, и не случайно император Лев 6 Мудрый в ке особо отметил, что арабы копировапи ромеев в больr 1х военных обычаев, в вооружении и стратегии ге ранний собственно арабский трактат о военных хитростях по ан Налиму, по распоряжению халифа ал Мамуна 8 13 аосами аш Шарини. Сочинение состояло из трех частей, которые i едь подразделялись на 5 1главу и 488 подзаголовков. Особое ё nii этих сочинениях отводится тактическим правилам, необходиемительной атаке и притворном бегстве с целью заманить а ловушку, сокращенно именуемым мусульманскими военныа и Ал карр ва л фарр. Арабы говорили войну можно упоице, жерновами которой служит терпение, колесом оста а осью коварство. Прояви терпение и дождешься помощи друосторожность и получишь в награду безопасность решись на обеда тебе обеспечена а мусульманском Востоке была большая потребность в тракященных оружию, в первую очередь мечам. В этой области манием пользовались сочинения военных специалистов из льку индийские мечи и другие предметы вооружения издавна а Востоке своими боевыми качествами. Не случайно алнеобходимым подчеркнуть, что никогда не будет народа, е разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, Индии В фихрите ан Надима упоминается трактат Баджаи. посвященный технике изготовления различных тип ов мею качеств узоров и расцветок. а достижения индийской военной теоретической мысли, муе военные специалисты сами составили не менее оригиналь е ия о производстве и типах мечей. Наибольшую известность трактаты двух ученых из Басры Ас суйуф ва аджнасуха образцы Абу Йусуфа ал Кинди и Китаб ас сих Книга об оруа ибн Абу Зара ал Бахили. Труд ал Кинди, составленный для утасима, почти п9лностью сохранился и издан. Автор дал одробную характеристиtfу 25 типов мечей из различных стран ы. Сочинение ал Бахили не дошло до нас, лишь у ал Бируни ержка из его трактата. 43 По отношению к населению завоеванных стран халифатская армия выступила не только как орудие укрепления господства арабской знати над этими странами и эксплуатации ею населения, но и как носитель высокого потенциала образования народа. Уже во время первых походов эксплуатация завоеванных областей была достаточно интенсивной. В Дамаске, Бейсане и Тивериаде пришлось, помимо выплаты ежегодной дани, поступиться в пользу завоевателей половиной жилищ. Иногда арабы оставляли все подати и поборы в том же виде, в каком эти повинности существовали к их приходу. В сасанидских областях, например, после захвата Ктесифона арабы разделили все дома его между воинами. Широкие размеры приобретала практика захвата земель и раздача их воинам. Широко распространена была и такая форма эксплуатации населения как постой солдат в его жилищах. Причем требование постоя дийафа и предоставление проводников арабскими войсками далала как правило, включалось в условия мирных договоров, которые арабами заключались с населением завоеванных областей. Исследования Локкегора показывают наличие в податной системе Халифата старого византийского военного налога вазифа Широко практиковалось массовое обращение в рабство гражданского населения, не говоря уже о военнопленных. В этом отношении характерны договоры Марвана ибн Мухаммада с кавказскими владетелями, включавшие в качестве обязательного условия поставку рабов. Случалось, что обращали в рабство и заложников, хотя многие юристы считали впоследствии такие действия незаконными, как, впрочем, и обращение в рабство мирного населения. Использование людских ресурсов не ограничивалось вспомогательными войсками и захватом рабов. Уже при завоевании Египта в 640 64 1гг. вместе с тяжелой конницей Арма ибн ал Аса находились мастера кольчужники, вероятнее всего ими могли быть только угнанные ремесленники из Сирии, в которой было широко развито оружейное производство. Местная нать подчинялась арабам без особого сопротивления, охотно прибегая к помощи войск завоевателей для разрешения своих междоусобиц или удержания в повиновении зависимого населения. Местные владетели не только открыто вступали в союз с завоевателями, но иногда являлись шпионами арабов. Л Куббель пишет, что в 722 723 гг. наместник Закавказья ал Джарах оставил все богатства владетелю Баланджера за то, что тот тайно осведомлял арабов о намерениях своих же союзников. Интересно включение в 698 г. берберов в состав мусульсманских войск в Северной Африке на основе некоторого компромисса между арабским наместником и сыновьями прорицательницы ал кахина управлявшей берберами ранее. Сходное известие описывает ал Йакуби, который рассказывает о переходе на сторону арабов царицы Ферганы и ее помощи арабскому наместнику Согда. Арабы широко использовали распри между отдельными местными владетелями и благодаря умелому проведению такой политики почти всегда имели в своем распоряжении достаточное количество вспомогатель 44 ель справедливо отмечает, что в самом арабском ядре воо ыЕЕ и Халифата отнюдь не цари.пи мир и спокойствие. Между вилегированными сирийскими и линейными в первую с е а скими, в собственно арабских воинских отрядах очень рано езкий антагонизм между верхушкой племен и массой бедней енников. Между этими двумя группами шла непрерывная имавшая нередко форму вооруженных выступлений рядовых в феодализирующейся племенной аристократии. енние противоречия не могли остаться без последствий для состояния и дисциплины войск. В источниках неоднократно сообщений о том, что эмиры бывали не уверены в надежново ск и выясняли их настроение тайком. Иногда перед походом ем эмиры вынуждены бывали просить у войск согласия на то ероприятие, необходимое по тем или иным соображениям. ом встречаются указания на отказ войск следовать за свои либо об уходе или попытке ухода части войск от какого ачальника из за трудностей похода или по другим причинам. z аи дезертирства или уклонения от исполнения своих обяэан овых воинов, так и начальников. опустить возникновения открытых вспышек классовой борьобесnечить безопасность, подцержать дисциплину и поряих наместники выработали целую систему различных мер 1е с r, 0 Юiости. Широко практиковалась выплата войскам годовых окоmравлением в поход, чтобы заинтересовать воинов в ус е ии военных действий и тем поднять их боевой дух. 8 наибо е ных случаях воинам, помимо окладов, выплачивались еще ые суммы. Иногда выплачивались премии после похода так бдарахман выплатил воинам премии после возвращения из спедиции. В тех случаях, когда не могла обеспечить выплату походом, войска оплачивались из первой добычи. Широко выплата наград на поле боя за головы убитых противников, еры таких наград колебались от 100 до 500 дихремов. О мае рактики свидетельствует то обстоятельство, что отказ одно v t с з выплачивать эти награды рассматривается у ат Табари как i е резвычайное. а лоощрений имела тот недостаток, что ею пользовались в и противники халифатской армии, видимо рассчитывая на части воинов арабской армии. Так, по сообщению ат 29 гг., тюркской хакан переманивал к себе арабских воинов, двоение окладов. ые меры не могли обеспечить боевую и политическую наойчивость войск и являлись лишь частью той системы мер сти, о которой было упомянуто ранее. Уже говорилось о з силе племенного принципа комплектования войск. Деление а ей по племенам, вытекавшее из самого характера армии 45 этого периода, сохранялось не только в главных базах округах и центрах захваченных областей, но и в походных лагерях, равно как и в боевом построении. Между прочим, сохранение в боевом строю разделения по племенам объясняет отмеченное Фризом отсутствие средних командных инстанций между эмиром и арифом десятником. Такими промежуточными командными звеньями как раз и были вожди племенных подразделений, равно как и военные советники асхаб ар рай фи л харб которых фриз считает чем то вроде штабных офицеров. Ведущую роль в армии играл институт десятников арифов Они составляли костяк войск, как отборная сила, что подтверждается их неоднократным применением в наиболее тяжелых боевых условиях. Но на них возлагалась также ответственность за политическую благонадежность подчиненных им воинов и они же отвечали за боевую подготовку воинов. Иллюстрацией тому может служить рассказ ат Табари о том, как в 680 году наместник Ирака Убайдаллах ибн Зийад при подавлении шиитского движения в Куфе собрал арифов и потребовал от них сведений о ненадежных элементах в войсках, грозя тяжкими карами в случае ненадежности в бою их десятков. В описываемое время возникли воинские формирования, специально предназначенные для несения полицейской службы шурта и харас Организатором этих войск был Муавийа 1Первые из них это особые надежные части, размещенные, как правило, в центральных военных округах и крупных военных базах. Они применялись и как полиция для исполнения приговоров, и как ударные отряды в бою для исполнения особо важных заданий. На подбор кадров, и особенно командующего этими войсками, обращалось особое внимание, он являлся высшим руководителем внутри области. Первоначально харас личная стража халифа или наместника, затем гвардия Источники сохранили множество примеров различного применения этих войск. Харас использовались и как курьеры с особо важными известиями, и как тюремная стража, и для политического сыска, и как палачи. Начальник этих войск обычно занимал одновременно пост руководителя какого либо из важнейших гражданских ведомств. Характерно, что на всем протяжении существования Халифата начальниками харас как правило были маула Должности, наиболее близкие к халифу или наместнику, начальника харас или хаджиба, сознательно замещались людьми, не располагавшими влиятельными связями среди арабской знати, целиком зависящими от халифа или наместника и не имевшими кроме своего патрона никакой опоры. Традиция эта также восходит к Муавийи, у которого начальником харас был некий Абу Мухарик или ал Мухтар маула Химиара. Аналогичные сведения имеются и о других халифах. По мере развития Халифата на эти посты назначаются уже не маула племен, а маула лично халифов или наместников. Таковы были вооруженные силы Халифата в рассматриваемый период. 46 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Журавлев И.В. Организация армии Арабского Халифата VII - IX вв. и ее эзотерическая военная литература (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |