Герасимов В.Л.
О знаках Императорского флота России
// Гербовед. №22. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 10 (22). С. 113-115
Аннотация: История нагрудных знакова и жетонов Российского Императорского флота берет свое начало с середины XIX века. Первыми нагрудными знаками были знаки, вручаемые за окончание военных академий.
Об авторе публикации/статьи:
Герасимов В.Л.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16684 знаков (с пробелами)
В. Л. Герасимов, Москва
О ЗП. 1КАХ
ИМП6.Р 1ТОРGКОГО ФЛОТ. 1РОGGИИ
История нагрудных знакова и жетонов Российского Императорского
флота берет свое начало с середины XIX века. Первыми нагрудными
знаками были знаки, вручаемые за окончание военных академий.
Положением об Академическом курсе морских наук предусматривалось
его выпускникам выдавать диплом и присваивать право ношения аксельбанта
на общем основании с академиями Военного ведомства. С 1866 года за
успешное окончание военных академий вместо аксельбантов стаJШ вручать
нагрудные знаки. Об их вручении делалась соответствующа запись в
послужном списке офицера. Знаки носились на правой стороне груди.
Причем разрешалось их носить и при выходе в отставку как на военной,
так и на гражданской одежде. Впервые такие знаки получил выпуск
Академического курса 1868 года знак был учрежден 2 1июня 1866 года
Кстаm, с 1866 года для офицеров, окончивших две военные академии, вместо
двух нагрудных знаков предусматривалось ношение одного, в котором
имелись элементы от знаков обеих академий. В 1870 г. появились
совмещенные знаки для лиц, окончивших не только две, но и три военные
академии.
Наrрудные знаки всех военных академий России были однотипными.
Так как все академии готовили военные кадры для государqrвенной
службы, то основой для всех знаков являлся Российский государственный герб,
закрепленный на венке из лавровых и дубовых ветвей, внизу перевязанных
лентой, а вверху расходящихся. Лавровая ветвь символизировала победу и
славу, а дубовая силу и непоколебимость.
Официально уrвержденного знака за окончание Морского корпуса до 19 10 года не существовало. Выпускались различного рода жетоны, которые
заказывались самими выпускниками и которые из года в год претерпевали
более или менее существенные изменения. Единственным официальным
знаком до 19 10 года был знак, выпущенный в 190 1году к широко
отмечаемому в Санкт Петербурге 200 летию Морского кадетского корпуса.
В честь этой даты был учрежден особый нагрудный знак с представлением
права на его ношение на левой стороне груди всем состоящим в корпусе
в де ь юбилея лицам в офицерских и классных чинах по учебному,
адми нистративному и строевому составу корпуса и священнослужителям
воспитанникамf состоящим в специальных классах в день юбилея, но не ранее,
как по окончании ими курса в этом корпусе и по производству в оф 1щеры В 19 1О году был учрежден выпускной нагрудной знак, разрешенный к
ношению всем лицам, окончившим полный курс наук в Морском корпусе.
Эrот знак также носился на левой стороне груди. Право на его ношение
распространялось на офицеров флота, окончивших корпус, когда он имел др тое наименование. Основой знака служил золотой венок из дубовой
и лавровой ветвей, внизу перевязанных золотой лентой, а вверху увенчанный
f Лотой Императорской короной. На венке располагаJШсь 1r 3
перекрещивающиеся темного цвета адмиралтейские якоря, а поверх них
центральная часть герба Морского корпуса. На окаймляющей гербовый щит
голубой орденской ленте имелась надпись НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА 170 90 1МОРСКОЙ КАД. КQРП. Между большой Императорской
короной и гербовым щитом располагался двуглавый орел с горизонтально
распростертыми крыльями, держащий в клювах и лапах четыре карты
Балтийского, Белого, Каспийского и Черного морей.
Вскоре после утверждения выпускного нагрудного знака для ношения на
гражданском платье по личной инициативе. офицеры стали заказывать так
называемые фрачные знаки представляющие собой уменьшенную в
два три раза копию официального знака.
Что касается нагрудных знаков Морского Инженерного училища
Императора Николая I, то впервые официально выпускной знак был
утвержден также в 19 1О году и во многом повторял знак Морского корпуса.
Кроме знаков за окончание морских училищ и академии существовали
знаки за окончание Офицерских классов. Первые два знака за окончание
Минного и Артиллерийского Офицерских классов были учреждены 7
августа 1878 года. Выпускники, получившие звание минного офицера,
награждались знаком за окончание Минного Офицерского класса.
Необычным для того времени было то, что в знаке совершенно отсутствовала
не только монаршая, но и государственная символика. И наоборот, в знаке
довольно четко просматривалась флотская символика якорь цепь,
адмиралтейский якорь, шестовая мина и торпеда. Знак был выполнен из
темной бронзы и носился на мундире, виц мундире и сюртуке.
Знак за окончание Артиллерийского Офицерского класса был очень
схож как впрочем и все последующие знаки за окончание морских
Офицерских классов с утвержденным знаком об окончании Минного
Офицерского класса та же якорная цепь, вертикально расположенный
адмиралтейский якорь, тот же металл. Знак отличался только тем, что вместо
перекрещивающихся шестовой мины и торпеды на якоре были закреплены
перекрещивающиеся стволы артиллерийских орудий. Одновременно был
утвержден и совмещенный знак для окончивших Минный и Артиллерийский
Офицерские классы.
Приказом по флоту и Морскому ведомсrву за N 234 от 20 декабря 1897
года для офицеров, успешно окончивших курс Офицерского Водолазного класса,
был учрежден особый нагрудный знак. ВыпоJШенный из темной бронзы знак
представлял собой якорь цепь с контрфорсами, расположенную по кругу, внуtри
которого размещались два перекрещивающихся адмиралrейсжих якоря с
наложенным на них водолазным шлемом. Якорь и цепь симвоJШзировали
принадлежность к флоту, а водолазный uшем специализацию. Правила ношения
зrого знака были такими же, как и для друmх Офицерских классов.
Следующего знака знака за окончание Офицерского класса подводного
плавания пришлось ждать более лет. 26 января 1909 года был утвержден
знак, предназначенный для слушателей Офицерского класса подводного
плавания. Прошедшим полный курс теоретического и практического обучения
и успешно сдавшим выпускные экзамены, циркуляром морского министра
присваивалось звание офицера подводного плавания и представлялось право
на ношение специального нагрудного знака. Знак, изготовленный из 4
серебра, представлял собой круг, образованный якорь цепью. Внутри круга вертикальнQ поставленный обвитый канатом якорь Холла и горизонтально
расположенный силуэт подводной лодки. 13 июня 19 13 года бьщ учрежден нагрудный знак штурманского офицера
Право на его ношение получали офицеры, успеunю окончив 1Ш 1е временный
Штурманский Офицерский класс и получив 1Ш 1е при этом звание шrурманского
офицера 2 го разряда, все uпурманские офицеры 1го разряда, выпускники
Гидроrрафического аrделения Николаеl,iской Морской академии и
профессорско преподавательский состав шrурманской аrециализации. Знак
представлял собой круг, образованный якорной цепью с закрепленными на нем
картушкой маrниnюго компаса адмиралrейСJ Им якорем и сексrаном. При
эrом якорь цепь, якорь и сексrан выпоJП IЯJШСЬ из темной броюы, а картушка
из светлоrо металла.
Уmержденный 29 января 19 15 года знак Морской летчик вручался
выпускникам Офицерского класса морской авиации и был последним шесгым официально уrвержденным знаком за окончание
специализированного морского класса. Этот знак изготовлялся из серебра,
представлял собой круг, образованный якорной цепью, на которой закреплялся
верmкально поставленный адмиралтейский якорь, поперек знака проходили
символизирующие авиацию крылья.
Был выпушен еще знак для закончивших временный Электротехнический
Офицерский класс. Он выполнялся в таком же сmле как и знаки Минного
и Артиллерийского Офицерских классов, за исюпочением того, что вместо
перекрещивающихся пушек, шестовой мины и торпеды, в центре знака
закреплялись молниобразные стрелы, символизирующие электротехнический
разряд и свидетельствующие о принадлежносm знака к Электротехническому
Офицерскому классу. Однако, как ни странно, но ни в собрании законов
по Морскому ведомству, ни в собрании законов Российской Империи нет
документа об учреждении этого наrрудного знака.
Кроме вышеуказанных знаков Приказом по Морскому ведомству за
69 от 28 апреля 1896 года право ношения знака для окончивших курс
Офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка введенного
приказом по Военному ведомству за 48 от 6.03. 1896 г. распространялось
и на морских офицеров, окончивших курс по 1му разряду. Этот знак
предписывалось носить на правой стороне rруди по правилам,
установленным для академических знаков, а имеющим сии последние
знаки ниже оных на одну вторую верlШ а
В Императорском флоте к официальным знакам также еще относились знак за окончание Отдельных Гардемаринских классов учрежден
предположительно в 19 16 году знак за окончание Школы прапорщиков флота, Школы прапорщиков
по адмиралтейству и Школы мичманов военного времени все учреждены
20.02. 19 17 г
Остальные знаки учреждались в честь юбилеев памятных событий,
участия в экспедициях, в честь морских городов и крепостей, участникам
различных плаваний, принадлежности к ведомствам и общесгвам, для
награждения за добровольные пожертвования по усилению морского и
воздушного флота и т. д. 5
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герасимов В.Л. О знаках Императорского флота России (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|