| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №21. (1997) › Титов А.К. Конфессиональная символика Беларуси | ||||||
Титов А.К.
Конфессиональная символика Беларуси// Гербовед. №21. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 9 (21). С. 118-130 Аннотация: Нахождение Беларуси в центре Европы, пересечение основных торговых путей, которые вели с Запада на Восток и с Юга на Север, предопределили и обеспечили прекрасные возможности для обмена не только материальными, но и духовными ценностями. Об авторе публикации/статьи: Титов А.К. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Титов А.К.
в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 36631 знаков (с пробелами)
А. К. Титов, к. и. н., Минск КОНФ60СИОfu ЛЬfu Я символик Б6ЛМVGИ Нахождение Беларуси в цеmре Eвporn, 1пересечеюtе основных торговых путей, которые вели с Запада на Восток и с Юга на Север, предопределили и обеспечили прекрасные возможt юсm для обмена не rолысо материальными, но и духовными ценностями. В Европе в период возникновения и развиrnя геральдики основной была релиrnозная идеология. Общий для трех религий хрисmанства, иудаизма и мусульманства Ветхий Завет и Новый Завет для разных направлений хрисrnанства были символовой базой и источником, о,худа брались геральдические и иконографические сюжеты представителями этих конфессий. Доминирующей для Беларуси является символика хрисrnанских исповеданий. И 1них со значительной степенью условносm можно выдеmrrь римско европейскую и греко ориентальную груrшы, в которых при более мелком делении выделяются католическое, протестантское, православное и промежуточное униатское направлеюrя. Целиком поюпно, что наиболее яркими геральдическими признаками выделяется первая rpyIПia. Это объясняется тем, что она в большей степеЮI подвергалась воздействию носиrеп.ей жююй геральдики, к представителям rреко ориентальной груШIЫ оюt доходили в более ослабленном виде. На rpamщe XVI и XVII вв. с победой контрреформацни на территории Беларуси Вк.Л а также с акпmизацией общеевропейских контактов и связей происходило значкrелъное расширение геральдических ВJШЯНИЙ на церковную эмблематиk Обратным результатом победы контрреформаторов стало постепенное уменьшеЮfе количества верующих неримской конфессии. l.ffO объекrnвно сужало базу носителей геральдической протестанrской и православной lрЗдиций в целом. Происходило и определеmюе снижение геральдического и ху дожественноrо уровня эмблемаrnческих изображеюm, которые принаддежали носителям этой духовной идеолоrnи и кулыуры, а также их церквям, братствам И Т Дr rя объеК 1ИВносm нужно подчерюrуТh еще раз тот факт, что, поскольку главным источником для всех ответвлений хрисnшнской релипnt является Библия, основные сюжеты, которые ОlрЗжали ею.шалы веры, заимствовались у нее, и в связи с КВНОНИЧНОС 1ЪЮ Святого Писа шя, не могли многим OTJUIЧaThсЯ даже в за.веде которые принадлежапи к различным направлениям хрисmанства. В некоrором отдалеЮ И от этого ш 1ибоrатейшего массива сюmолических изображений стоят иудейская и мусульманская змблематика, которую в некоторой степени, благодаря общему с хрисrnанством идеолоmческому фундаменту можно объединить с вьшrеназванной. Рецидивы более древних репигиозных языческих напластований можно встреппъ на сфрагисшческих, геральдических и других паыяn Иl ах. Безусловно, одшrм из наиболее распроС 1ранеюn.IХ сш.mолов является крест. Сочета ш е креста с соmщем или месяцем воспринимались в христианстве как сю,mолы, которые соответс mуют аnокалиrпически м сведениям о значении полноты спасения. Почти 8 такоJ 1же смысл имеет юображею 1е Девы в небе на фоне соm ше под. нога. ш которой месяц.и звездный вено.к вокруг головы. Вообше, сошще, ыесяu н шез 1Ь как небеснъiе светила никогда ю 1в какой pсл 1mrn не воспрюrnмазшсь как символы зла. Геральдический обJШК креста имеет более двух сотен варшuпов, при сохранении основного принципа построения. Созданный путем простого пересечеюiЯ двух линий, помещеЮIЫ.Й в круг, или без, он бьш еще в дох 1шсmанские времена не только для Европы символом соmща, а, значиr, и юшш, света, теrша, ornя и т Более усложнеюшя фигура креста r аммакрест со сло tанными и 3ЭП 1У 1ЪIМИ под прямым углом по часовой стрелке ко щами свас 1Ю а, а наоборот саувастика. В переводе с языка древних арийцев санскрита, это слово su asti ka означает su добро, добрый, asti ka будет, или хорошо будет. СвасТИJ а как главный символ оrnеnоклоюrnков была солярным сю. mолом и знаком постоЯЮiого воссоздания и отождествляла союз четырех главных сmхий огня, воды, земли и воздуха. Кроме этого, свас 1ИКа была символом мужского начала, а перевернутая в зеркальном отражении саувастика женского. Эrот сю,mол, рождеlШЫЙ в древней Индии, был I ipoкo распространен в Кнrае, Бирме, на Кипре, Этрурии, Греции, Риме, а также в ряде других с IJ aH Европы. Но он не был известен на землях, заселеЮIЫх се 1штскими народам.и, не встречается он и в Египте, Вавю 10не, Ассирии. Последний факт и подтолкнул Гиrлера исполъзоватт, свасrnку в качестве эмблемы нацизма на белом поле черная свaсnnс.a не только как си mол регенерации, но и как анrrtсе 1mтский знак Свас 1Ю а не была безвес mой конструкцией и в Беларуси. Она довольно часто попадается археолоrам в качестве клейма на глиняных изделиях, она зафиксирована как на пеqатях мещан, так и в пшяхетском гербе, который называется Барейка Другой общеизвеС IЫй ею.шал пришел к нам через посредничество Библии из семитских источников это пятиконечная звезда. В соответствии с преданием, эта звезда была на персте царя Соломона. Но она имеет и более глубокие корни древние иудеи заимствовали се во времена египетского rmeнa. Иероглиф этого вида в низовьях lliшa означап космос, высшее совершенство в возвышенном смысле а на бытовом уровне это была высшая оценка, которую рисовали на narrnpyсe учителя своим ученикам за хорошо сделанные упражнения. Через посредшrчество Библии этот сю.mол пришел к нам и отразился в виде шш 1хетского герба Пяrироr Послед 1ni й южет представЛЯ 1Ъ как чистую пентаграмму nяntуrольник так и с украшением в виде rера.rI.Ъдической лилии is верхнем углу. Таким же путем попал к нам иудейский СИ 1ШОЛ звезда царя Давида. Эrот символ очень характерен дп.я представ 1rrе. 1ей Беларусской синarorn, встречается, правда, очень редко, как библейский сю,mол на некоторых гербах li ЯXThI хрис шнскоrо исnоведаюiЯ и происхождения. Другой сю.mол менора светильник очень расnространеIШое юображе 1ше в вндс се шсвечшn а. Соо mетствешю пре, щшпо, менора была цслана во время путешествия еврt ев в пустыню. Имена вид правильного дерева, из ствола которого выходили шесn, веток по три от каждого бока. Сделанная 9 в чеканного зонота 06 и, 1v 1весом около цен п Iера, она имела размер около трех Ло 1тей в высоту Яnлястся сиl mолом сотворения света за се rь дней, цс 1rrралъная верхушка обозначала свяrой для всех иудеев день Шабат суббоrу Кроме тоrо, о.i ицетворяет шес сторон земли и семь небес. В хрисnшнстве семшпическое значение семисвеЧЮtХа заключается в ознаменовании семи таинств православной церкви, соответствует семи духам Божиим, семи печатям тайной юшrи, семи Iрубам ангелов, семи чашам Божьего гнева, семи вселенским соборам, семи периодам зе rnой исторю 1человечества, семи цветам радуги и т. д. Короче говоря, соответствуют таинственному числу сем ь, которое находится в основе мноrnх небесных и земных знаков существования Габл. 2 Целиком поюrmо, что хрисmанская сюmоли ка доминирует в конфессиональном геральдическом наследии Беларуси. Она делиrся на два больших направлеНЮ 1часrnовладелъчес.кую и корпоративно церковную. К первому принадлежат печат., герб ы духовных особ и церковных иерархов, к другому направлению симво,щ которые использовались духовными уу реждениями церкви, костелы, соборы, монас тыри, бра I СПJЗ и т. д. Первое направление очень тесно объединяется с часrnой геральдикой и отличается от нее нал wшем 8 1J ибутов, которые свидетельствуют о прюшдлежности владельца герба к дУХовном у сану. Главными среди них, которые недвусм ыслешю подчеркивают прющцлежноС 1Ъ владельца к Дj ховно.му сословию, являются такие атрибу 1Ъ 1как митра, клобук, nшяпа с кистями украшеНИЯ 1посох И И пастораль, меч, кmочи. Головные уборы МИ IJ Ы, I Лобуки, шляпы с кистями, размещались над щигом и, eсJП.f владелец герба имел благородное происхождение, над короной, что означало главенство д vховной власrn над светской. Папская тиара с начала XIV в. увенчанная тремя корона.,щ на последней яблоко с крестом, по краям дВе леюъ 1Епископские шаmси митры, носились архиепископами, епископами, а таJСЖе старейшими аббатами как отличие сана. Мира сделана в виде лодки, как правидо, богато украшена жемчугом и драгоцеIО IЪn.ш камнями. Кроме того, в религиозной rералъдюсе уживались и шляпы, украшенные завязками тесемками с кистями, кардинальская щляпа красного цвета с пsrrnадцатью кистями, размещенными в пять рядов, па Iриаршая зеленая, с тем же количеством кистей. Епископ тоже имел зеленую UIЛяпу, но с десятью кистями и т. Д. Сле.цует отмеппъ, что в оmощеюm к униатским иерархам Беларуси зто правило, верояrnо, не всеrда вьmолнялось. Так, на гербе греко униатского епископа Язафата Булга.ка представлено вместо десяrn сем ь, а у еnископа mшскоrо и уровскоrо Георmя Булrака вместо шесш четыре кисти, хотя в rербе льва Яварскоrо, уЮtатскоrо еrmскопа Владимирской Брестско шповс.кой иерархии в соОТВС С 1ВИИ с саном фигурирует шес п, кистей. Менее разветв ею 1ыми в силу ВЬШiеJ ЩЗВШ ШЫХ причин, а также в связи с нехваткой исторических материалов, предсгавляются конфессио 1n 1ые атрибуm в православной церкви, где на печатях щховных особ встречается митра в виде сферической шаrпа t, украшенной вверху яб. оком с крестом. Посколъку униюская uерковь сохраняла внеunоою сторону богослужения. православной церкви, там 0 требляется подобный rолов 1юй убор Только в коJ Ще XVПI начале XIX вв. 120 на сфраrисn rчесюtх памяnmках уIШатских иерархов начинают фиксироватъс католические ПDIЯпы с кистями. Орденсюiе знаки и, может бьпъ. панагии и дисnmгторю t располагаются под шитом. Епископский посох юm патириса, пастораль являются символами пасторства, главенства, руководства, скитания. Посох ка.к сю.mол духовной власти, данный Богом над верующими. как власть пас 1ха над своим стадом. В качес mе обязательной канонической принадлежности посох упоминается в Западной церкви в V в., а в Восточных с VI в. Сначала посох имел форму пас 1шьей палки с заmутой верхней часn.ю, потом к ней прибавилась Т образная перекладина вверху. Затем она рансформировалась в обыкновенный крест, в Беларуси такие верхушки появЮ ь в XVI в Позже употребляются другие модифихации верхуШI а украшается, кроме креста, двумя головами змей символ му дрос 1И направленными одна к другой. В католической церкви делались спиралевидные верхушки посохов. Посо пастораль атрибуr не только мmропол кrов, епископов, но и игуменов, и архимандритов как знак их власm над монастырской браrnей посохи бЫВ8Ют двух видов повседневные и праздничные Табл. 3 Посохи на гербах размещаются под щитом и видны толъко их верхушки. Часто их подают вместе повседневную и праздничную, или вместо одной из Ю 1Х выС 1пает меч, как символ борьбы за веру, и как символ власm, которая отлучает. Распространеюtыы а рибутом, особенно в католической церкви, являются два скрещенных IСЛЮЧа, направленные бородками вверх. Эrотсимвол появляется где то в XIII в. Золотой юnоч запрещаюЩИЙ серебряный разрешающий Еще один атрибут папской rераnъ,дики это павилон или зонr, который появляется в обиходе в XVI в. Тарк с гербом размещается на скрещенных ЮIЮчах и под ЗОlПИI ОМ. В хрисmанской геральдике и сами евангелис 1ы таюке имеют симво.rmческое и смысловое обозначение св. Матвей ангел и символ мессианства, св. Марк лев и сила, св. Лука телец и жертва, св. Иоанн орел и высоты еgаю t J ТСКОГО учения. Значительное место в конфессиональной символике занимают изображения ангелов. Само слово в переводе с rреческого языка означает посланец. В более древние времена извесmы и фшуры крышnых быков Ассирия посланец Оmшпа Гермес Греция Гор посланец боrа Ра, символ последнего крылатый диск, а также крышrrые сфинксы Древний Еrnпет В хриеmанстве серафимы, херувимы, архангелы и кръmа е животные, которые по.явились в раннем средневековье в Европе, ку да они прюшm, возможно под влиянием ассирийского культурного наследия. В христианском искусстве они появились около IV в. до н Серафим детская головка с шесn.ю красными крыльями, херувим с голубыми. Ангел фШ ра с двумя крЫ ЬЯми, которая вьmолняет разные поручения Всевьmшего, как правило, показывается на 1ральнь 1ми красками в белой одежде. Старп.щми по чину помощниками Бога являются архангелы, которых по некоторым сведениям се.м ь. Среди них чen,rpe персонифицированы и владеют особыми фующия м и. Они занимаются охраной и связью между Богом и Дистингrорий то же в католичеспе, что панагия в православной церкви 12 1 человечеством. Только Михаил михаэль и Гавриил Габриэль на аываются по имени в Библии, Рафаил Рафаэль и Уриэль в Апокрифе. О юrх четырех говорится, 1fГО они поддерживают и Ол аняют трон Бога. А трибу 1ы Михаила это весы и меч, сам он воспринимается как князь небесных воинов, которые сражаются с силами ада. Он подобие Божие. Гавриил, сипа Божия, соответствеюю с Библией, исполняет функции чрезвычайного посла, но только в особо важных случаях. Его чщцициоюiый атрибут лилия в руке. Рафаил исцеление Божие, князь ангелов, которые оберегают mодей и особенно путешественников, молодых и младеIЩев. Он, как правило, одет в одежду mmигрима с палочкой и высушешюй тыквой, в которой во время переходов под палящим соЛIЩем БШfЖНего Востока сохраняли воду. Уризль свет Божий, он показывает людям сИЯЮ 1е Божьей мудросru. Его атрибуты свиrок и книга. Остальные три архангела поименно не назьmаются в хрисшанской теологии, но в учешш иудаизма фигурируют их имена Раrуэль террор Божий Сараквел превращение Божие Рамиэл милость, сочувствие Божие Некоторые ИСТОЧЮ Ю назьmают еще трех архангелов Хамуэль образ Божий, Ефель красота Божия и Задкиель справеддивость Божия. Во всех вариакгах имен окончание слов эл, ель происходиr от древнееврейского слова, которое означает Бог. Особое место занимают гербы каmпулов церковных администрmюшых терриrориальных единиц, которые существовали на терриrории ВкЛ Виленская каmпула пользовалась лаконичным символом с изображением золотых корон в серебряном поле, а герб Пинской капmулы несомненно возник под непосредственным влиянием православных Iр8ДИЦИЙ именно такое изображение зафиксировано на печатях 1рово mrnских еrrnскопов начала XVI в. Табл. 4, 5, 6 Что касается эмблематwшых изображений, отраженных на церковных печатях, то их можно с определенной степенью условности ошесm к настоящим гербам. Как правило, на них дается илmострироваююе изображение, которое соответствует тому собышю или святому, в честь которого построен и освящен храм. Если это церковь св. Ильи, то на ее печаm изображение одноименного святого когда костел посвящен Св. Апостолаы Петру и Павлу, на ней соответствующие сюжеть 1с их фигурами, или в некоторых случаях их атрибугы ключ и меч. В том случае, когда место богослужения посвящено собьпюо, которое имело продолжение в конкрешом хронологическом пространстве напр., Преображение сьrna Божьего, Вознесение Девы Марии, Добровещение это действие отражается в соответствии с каноном, или очень приближенньrм к нему. Таким образом, 1Т наблюдается очень плоrnое слияние символики с искусством писания икон, и явно наблюдается значительный отход от принципа лаконичносm геральдического языка. Это ошосится как к печатям православньrм, так и католическим и даже протестантским. Правда, на последних в меньшей степени, поскольку они в соответствIШ с догматами Учения отвергали традицию создания поклонения иконам. На печатях протестантов очень распространенным является сюжет рукопожаше крест, якорь и сердце как си mолическое соответствие Веры, Надежды и Любви Сказашюе вьШiе не искточает использование представителяIОi этих конфессий и менее лаконичньIХ сюжетов. Определе rnый след мусульманского Востока 6Lm остаnлен в назва шях некоторьIХ чaсrnьIX гербов, которые были в употреблешш в Беларуси. Среди них Аксак, Бейбуза, Балабан, Денис, Киркор, Торебез и другие. В переводе с 122 з. 5. Герб Борейко. Рис. начала XIX в. 6. Печать виленскоrо мещанина Бартоломея Беляя, 1583 г. 7. Печать дворянина господарского Васко Ивановича, 1565 г. 8. Герб Трубы Рожки Рис. начала XIX в. 7. 8. 123 N д 1Герб Пяти рог Рис. начала XIX в. 2 5Q Z fi L 2. Семисвешник. Гравюра из Библии 15 19 г., белорусского и восточнославян ского первопечатника Франциска Скорины. Слева родовой мещанский знак клеймо, справа месяц и солнце личный герб просветителя. 4 s Табл. 3 r Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Титов А.К. Конфессиональная символика Беларуси (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |