| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №19. (1997) › Журавлев И.В. Эзотерическое содержание воспитания воинов средневекового Ислама (Арабский Халифат 7-13 вв. н.э.) | ||||||
Журавлев И.В.
Эзотерическое содержание воспитания воинов средневекового Ислама (Арабский Халифат 7-13 вв. н.э.)// Гербовед. №19. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 7 (19). С. 60-75 Аннотация: По военно-педагогической концепции Арабского Халифата армия рассматривалась не только как вооруженная сила, но и как средство распространения Ислама (и как передовой отряд мусульманской культуры). Догматические основы Ислама разрабатывались в виде всеохватывающей универсальной системы философских, социальных, нравственных, правовых взглядов и идей, призванных обеспечить победоносное шествие арабов на внушительной территории Ближнего и среднего Востока. Об авторе публикации/статьи: Журавлев И.В. Просмотр публикации в формате PDF: › Журавлев И.В. Эзотерическое содержание воспитания воинов средневекового Ислама (Арабский Халифат 7-13 вв. н.э.) (1997)
› См. также другие статьи автора: Журавлев И.В.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 84205 знаков (с пробелами)
И. В. Журавлев, Пушкино ЭЗОТ6РИЧ6GКО6 GОД6РЖ4ПИ6 80GПИТ4ПИЯ 80ИПО8 GР6ДП686КО80ГО ИGЛ4М4 4рАБtКИЙ ХмифА Т 7 13 RR. н По военно педагогической концепции Арабского Халифата армия рассматривалась не только как вооруженная сила, но и как средство распространения Ислама и как передовой отряд мусульманской культуры Догматические основы Ислама разрабатывались в виде всеохватывающей универсальной системы философских, социальных, нравственных, правовых взглядов и идей, призванных обеспечить победоносное шествие арабов на внушительной территории Ближнего и среднего Востока. По этой концепции система обучения и воспитания имела своим смыслом целью распространение Ислама среди самых широких слоев населения в обширнь 1х регионах, имевших к тому времени, как правило, свои собственные культурно религиозные традиции. Поэтому практически при всех мечетях под контролем мусульманского духовенства организовывались начальные школы преимущественно бесплатные обучение в которых строилось на чтении, заучивании и письменном вое произведении текста Корана. Искажение священного текста Корана не допускалось и считалось тяжелейшим грехом, поэтому требовалось умение воспроизводить их дословно, как устно, так и письменно. Это предполагало опору на память, что было характерно для педагогической традиции арабов. В школах господствовала строгая дисциплина. Широко применялись наказания, что соответствовало общим этикоправовым установлениям сложившейся мусульманской традиции. Стиль жизни Арабского Халифата, присущая ему религиозная иде логия ставили перед военным педагогом воспитателем, наставником, учителем задачу интегрировать воспитуемого в господствующую и подлежащую безусловному принятию системы исламских религиозноэтических норм, помогать в их освоении как разумом, так и сердцем. Истинная религия пред Аллахом это Ислам Ля иляха илля Ллаху ух Мухаммадун Расулу Ллахи Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед Посланник Аллаха Такова краткая и выразительная формула символа веры Ислама одной из трех крупнейших религий мира. Ислам араб. предание себя Богу, покорность это повиновение повелениям Аллаха и Его запретам. Ислам построен на пяти столпах 1Признание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда шахада 2. Совершение молитвы салят 3. Уплата эакята. 4. Пост саум или сыям в течение месяца рамадана. 5. Паломничество хадж в Мекку, если для этого есть возможность и способность. Учение Ислама, или мусульманское богословие, распадается на две основные части Усу ад дин корни религии, или то, что обычно на эывают догматической стороной религии она также носит название 60 льме келом учение о вере и вторая часть Усул ал фикх корни ава или Ильме фикх правоведение В него входит практическое ение Ислама обряды, молитвы, посты, праздники, войны и постанов, ения по гражданским и судебным делам. Основными источниками мусульманского права законодательства льме шери шариат являются Коран, Сунна пророка т примеры ro деятельности по хадисам преданиям Иджа решения законоположения по толкованию Корана, установленные на основе со асия общины верующих, и Кыяс сравнение заключение по анало и, сделанное крупнейшими законоведами, когда в Коране и сунне нельбыло найти прямого ответа по данному вопросу. Подробно вопросы мусульманского права рассмотрены в работах ьфреда фон Кремера и Р. Шарля. Нас же интересует военно едагогическая доктрина Ислама. Из сказанного следует, что правоверный должен 1Уверовать сердцем в д.ллаха. 2. Провозгласить свою веру. З. Совершать добрые благоугодные условленные искренними намерениями поступки 2, с. 17 1Вера, сопрово аемая подобающим ей поведением, приобретенное качество. В его форровании важное место отводилось воспитанию. Исполнение воиномсульманином своего долга свя зывалось не только со стремлением к воо. ержанию и самоограничению, сколько со способностью приобретать мир е блага в пределах, необходимых для обеспечения себя и своих близких оедствами к существованию. Формирование этой способности также связывалось с соответствующим воспитанием и обучением. К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения воиов мусульманские авторы традиционно относят религию дин главный ержень в учебно воспитательном процессе, личность субъект воспи ания и обучения, знания и науки маарифат ва илм мудрость хикмат раведливость адль практику и мораль 13, с. 2 1 Воспитание по этой доктрине рассматривалось как способ наделения оинов нравственными качествами, необходимыми как в его боевой так и общественной жизни. Также воспитание считалось мощным и эффективным средством рмирования мировоззрения воина Ислама, благодаря которому выра атываются нравственные качества, необходимые для воина стремяще ся к достижению идеала защитника Ислама. Военные теоретики исследуемого периода считали, что воспитание инов прививает привычку совершать действия, исходящие из свойств, нованных на знании, побуждая к этим действиям, возбуждая в них же ание совершать их делая так, чтобы эти свойства и связанные с ними ействия завладели душами воинов, и чтобы они как бы воспылали к ним растью. Возбуждение же желания совершать что то осуществляется огда посредством слова, иногда действия. В воспитании воинов армии Арабского Халифата особое значение идавалось трем основным задачам воспитания, таким как морально авственное воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание. 6 1 Эти задачи воспитания детально разрабатывались крупнейшими учеными Халифата исследуемого исторического периода. Выдающийся ученый мусульманского средневековья Аль Фараби второй учитель определяет цель воспитания как подведение молодого человека к истинному счастью через овладение добродетелью, состоявшей в совершенствовании добрых дел во имя Ислама. Он учил души добродетельных людей в конце концов освобождаются от материальной оболочки и продолжают вечное самостоятельное существование. Фараби утверждал, что молодой человек, прежде чем стать образованным и опытным, порицает и находит несостоятельным многие вещи, считая их абсурдными, а просветившись в науках и приобретая опыт, он изменяет свое мнение о них, и те вещи, которые он считал абсурдными, станут для него необходимыми, а то, что его не удивляло ранее в каком. то определении, теперь напротив того, удивляет 10, с. 324 Знание должно быть украшено хорошим поведением, а стремление молодого человека к знанию подытоживается нравственностью, подобно тому, как плодом увенчивается все то, что произрастает из дерева с. 398 При подготовке к занятиям науками, без которых невозможно военное дело, и выработке нужных для этого положительных нравственных качеств необходимо в зависимости от конкретных условий и характера воспитуемого использовать два педагогических метода 7, с. 28 Если воспитуемые сами проявляют желание и усердие, то к ним применяется мягкий метод направленный на усиление их благих намерений, в противном случае к ним применяется твердый метод т метод принуждения В то же время Аль Фараби предупреждал о негативных последствиях злоупотребления этой воспитательной системой. Все эдесь зависит, считал он, от нравственного облика самого учителя воспитателя. Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т суровость восстанавливает обучающихся против наставника, а потворство приводит к неуважению его пер соны, нерадению к его преподаванию и его науке. С его стороны усердие и настойчивость, ибо они, как говорят, подобны способности воды, капля за каплей пробивающей камень 10, с. 13 Одна из задач воспитателя заключается в том, чтобы выработать способность к полезным и прекрасным действиям. Отсюда он делает вывод искусства подразделяются на две категории одни служат получению прекрасного, другие полезного. Искусство, целью которого является достижение только прекрасного, называется философией, в абстрактном смысле мудростью. В искусствах же, цель которых добывание полезного, мудрости, в полном смысле этого слова, нет. Поскольку прекрасное бывает двух видов только знание и знание и действие, то искусство философии также делится на два вида 1Познание существующих предметов, на которые не распространяется человеческое действие, теоретическая философия. 2. Познание предметов, на свойства 62 оторых моrут распространяться действия человека. Это искусство называется практикой или гражданской философией. Теоретическая философия включает N атематику, физику, метафизику. ражданская распадается на два подвида 1Этическое искусство, которое связано с познанием хороших действий и нравов и выяснением их причин. 2. Политическая философия, которая охватывает знание идей, следование оторым помогает разумно управлять народом, достигать прекрасного и риобретать способность сохранять это прекрасное 1О, с. 33 35 Сочетание общего знания с наблюдением и опытом позволяет определить метод воспитания человека. Другая задача состоит в том, чтобы помочь молодому человеку прежде всего улучшить свою природу так, чтобы свойства его чувственной души аправлялись только к истине, а не к наслаждению, а силы разумной дуи, воля человека, к правде. Следующая задача воспитания заключается в усвоении молодым чеовеком нравственных норм и практических навыков. Нравственные каества и достоинства так же как и научные знания, умения в ремесле, военном деле и прочее, приобретаются человеком под воздействием окружающей среды. Мы говорим, что все нравственные качества, как преасные, так и безобразные, приобретаются. Когда человек не обладает сложившимся нравом, то, соприкасаясь с хорошим или плохим нравом, он может по своей воле перейти к противоположному нраву. То, благодаря чему молодой воин приобретает нрав или приходит от одного нрава к другому, с которым он соприкасается, это и есть привычка, а под привычкой я подразумеваю частые, долгие повторения какого либо дного действия. Поскольку прекрасный нрав так же приобретается привычкой, то нам следует сказать, как о тех вещах, привыкая к которым мы вырабатываем у себя хороший нрав, так и о тех, привыкая к которым мы олучаем дурной нрав 7, с. 29 Говоря о целях и средствах воспитания, мусульманские теоретики исследуемого периода исходили из идеи ученых древнего мира благодаря большой переводческой работе, проделанной в 7 8 веках стали известны труды многих античных и эллинских авторов Аристотеля, Гиппократа, 1латона, Теофраста, Евклида, Архимеда, Галена, Птоломея, Александра фродижсткого, Порфирия, Прокла и др. о том, что все нравственные ачества являются результатом упражнений, привычки и навыка, а не врожденными. Здесь велика роль воли, с помощью которой человек в себе вырабатывает умение сознательно выбирать желаемое между чувственными и духовными потребностями. Это в последствии становится ормой, обязательной чертой характера, вырабатывается определенный блик. Духовный облик человека, его характер формируется, изменяется в силу различных объективных и субъективных воздействий, факторов, ак, например, общественная среда, воздействие воспитателя, человечекая воля и др. Самое существенное проявление воли свобода, когда еловек умеет выбирать между чувственными и духовными потребностяи. Но то, что вначале было результатом свободного решения, со време 63 нем становится обязательной чертой характера. Хотя Аристотель и говорил об этике, но его трактовка нравственных правил и их кодекса носит лишь универсальный и абстрактный характер, без связи с чем либо другим. Как известно, любой нрав, если его рассматривать в общем, способен передаваться и изменяться даже в трудных условиях. Ни одна черта характера не избегает изменения и передачи 10, с. 72 73 Нравственное воспитание воина начинается с воспитания у него главных свойств, качеств, которые не исчезают или исчезают с трудом. При этом следует исходить из того, что все нравственные качества как положительные так и отрицательные, приобретаются. Воспитание того или иного нрава зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. В начале следует прививать какую либо устойчивую привычку, под которой следует понимать долгие повторения какого либо одного действия. Необходимые нравы заложены, имеются в природе человека, но они только через сознательное, систематическое воспитание реализуются, осуществляются в человеке. В Социально этических трактатах аль Фараби говорит Для того, чтобы у военного человека выработался определенный нрав, необходима привычка к совершению соответствующих действий. Доказательства того, что нравы образуются от привычки, видишь из происходящего в городах базах, которые готовят воинов с учетом театра военных действий. Политические деятели делают жителей городов хорошими, приучая их делать добро Таким образом, при формировании духовного облика молодого воина ре шающее значение имеют такие факторы, как общественная среда, взаимоотношения людей в общественном объединении и человеческая воля. В связи с вышеуказанным интересна идея интеллектуального и нравственного оздоровления молодых людей, высказанная аль Фараби наставник должен владеть соответствующими знаниями о психолого моральном со стоянии больного так же, как лечащий врач знает об анатомно фиэиологическом состоянии пациента. Точно так же государственному деятелю или правителю военачальнику, который лечит души, необходимо знать всю душу, ее части, недостатки и пороки, поражающие ее и каждую ее часть, откуда они происходят и от какого состояния, при которых человек совершает добрые поступки, сколько их, как устранять недостатки у жителей городов, какими искусными приемами добиться укрепления добродетелей в душах горожан и какими способами сохранить эти добродетели, дабы они не исчезали, иначе воин не сможет выполнить свой долг в полном объеме. Знать ему требуется столько, сколько необходимо для его искусства, так же, как врачу о теле, плотнику о дереве и кузнецу о железе требуется знать лишь столько, сколько необходимо для их искусства Здесь речь идет о необходимости знания наставником методик выработки у воспитуемых устойчивых психических состояний, необходимых непосредственно в его профессиональной деятельности. Крупнейший ученый мусульманского средневековья Ибн Сина 64 вестный на западе как Авиценна видел цель в воспитании в гармони еском развитии умственных и физических сил молодых людей, в выра ке у них уравновешенного характера. В результате правильного воспитания достигается двоякая польза на для души, ибо с самого детства человек растет добронравным, о превращается в обязательную привычку. Другая для тела, ибо злой ав обуславливается различного вида дурной натурой, как равно, если й нрав войдет в обычай, то он повлечет за собой соответствующую ную натуру. Например, гнев сильно горячит тело, печаль сильно вы ивает его, апатия ослабляет душевную силу 4, кн. 3, ч. 1 Особое значение придавалось задаче изучения процесса развития хики в детском и юношеском возрасте под влиянием воспитания в ифате традиционно считали, что каждый мужчина воин. Эта бедуин традиция, продиктованная суровыми условиями жизни, сохранялась з. Халифате вплоть до его распада Необходимо обращать постоянное мание на улучшение характера молодого человека, на надлежащую равленность, на то, чтобы у юноши было то, что ему приятно и к чему стремится, и не допускалось бы в его присутствии ничего такого, чего не любит. Всем этим достигается двоякая польза 1С самого раннего а ства вырабатывается твердый характер. 2. Такое развитие характера ет положительно влиять на физическое развитие юноши. Ибн Сина наряду со многими исследованиями в области медицины, ествознания, философии оставил заметные следы в области психоло. С. Рахимов указывает на ряд работ Ибн Сины, посвященных этому росу Рисола дар реваншенаси Трактат по психологии лкование снов и др. Кроме того, он уделял большое внимание изуче ю психологических исследований в таких трудах, как Книга спасения ига исцеления Даниш наме Канон врачебной науки 3, с. нтерес Ибн Сины к проблемам психологии вызван тем, что во вых, его предшественники в своих трудах определенным образом заагивали психологические вопросы. Во вторых, Ибн Сина был хорошо аком с учением Аристотеля О душе и психологическими учениями анных ученых. В третьих, в процессе занятий медициной Ибн Сине при ось наблюдать за больными, изучать анатомию и физиологию человеи постоянно выяснять психологическое состояние людей. В четвертых, ересы Ибн Сины к вопросам психологии усилились еще потому, что открывало путь к эффективному решению труднейших задач обучеи воспитания людей. бн Сина считал, что прежде чем начинать исследования тех или иных ений, нужно выяснить, существует ли данный объект. Если любое тепо мнению ученого, движется по какой либо внешней или внутренней чине, то душевное движение чело века также должно иметь свою при. В своем произведении Толкование снов он пишет Человек со ит из двух субстанций души и тела. Тело со всеми своими органами отношению к душе является как бы инструментом, которым душа ьзуется для различного рода своей деятельности 6, с. 109 65 В своих исследованиях по психологии он не ограничивается отвлеченными рассуждениями, а стремится опираться на наблюдения, ставит простые, но интересные опыты над животными. Например он поместил двух овец в разные места и кормил их одной и той же пищей, взвешивая ее на весах, чтобы каждой овце доставалось поровну. Одну овцу ИбнСина поместил неподалеку от волка, который постоянно выл и рычал, а другую в спокойном месте. Овца, помещенная по соседству с волком, худела и чахла, а другая набирала вес. Ибн Сина сделал вывод, что имеется взаимосвязь между состоянием психики и физиологическими процессами, влияниями внешней среды на организм. Ибн Сина признает три вида душевных сил растительные, животные и человеческие. Он утверждает, что растительная сила способна только к питанию, росту и размножению, а психика свойственна только животным и человеку, но он показывает инстинктивность психики животного. Инстинкт это сила, которая определяет в сознании животного нелогическим путем, что волк есть враг, что детеныш дорог, что тот, кто заботится о корме, друг, и от него не убегают 4, кн. 1 Человеку присуща логическая сила. Мозг является мыслящим органом человека, который воспринимает, сохраняет ощущаемые образы, распоряжается образами, хранящимися в воображении Восприятие происходит через нервы. Ибн Сина утверждает, что посредством нервов воспринимается внешняя материальная реальность и осуществляются волновые движения. Ибн Сина имел довольно детальное представление о строении и функциях нервной системы. Он писал Местом начала нервов, по общеизвестному представлению, является головной мозг, а место, где кончается их разветвление, это внешняя сторона кожи Там же Признавая мозг центром познавательных и двигательных способностей, Ибн Сина отходит от своего первоучителя Аристотеля, который, по мнению Ибн Сины, центром всех душевных сил признавал сердце. Ибн Сина не только дО 1аЗывал, что мозг является общим центром всех душевных сил, но в то же время старался найти, от какоrо именно пункта мозrа зависит оmравление той или иной психической фун щии. Например, он пишет, что центр зрения находится в полном нерве нервы идущие слева, направляются вправо, а нервы, идущие справа, направляются к левому зрачку. Потом они сходятся, пересекаясь крестообразно крестообразное пересечение существует для тоrо, чтобы у обоих глаз был единый приемник, к которому глаза приводят очертания видимоrо предмета Гам же Центр слуха расположен в нерве, который рассеян по поверхности слухового канала, т боковом участке средней полости мозга. Центр силы обоняния находится в двух соскообразных отростках передней части мозга, а центр силы вкуса находится в нервах, разветвляющихся по поверхности языка осязание расположено в нервах кожи и мускулов. Ибн Сина старается определить местонахождение центров таких психических процессов, как фантазия, представление, догадка, память. Ученый стоит против утверждения о том, что душевные процессы не 66 связаны с материальными субстанциями. В своем исследовании он доказал, что психология основывается на физиологии, что даже такие сложые психические процессы, как эстетические наслаждения являются следствием воздействия внешних явлений на органы чувств человека. Мысли Ибн Сины о человеческих темпераментах, освещавшиеся им на естественнонаучной основе, представляют определенный интерес. Хаактеристике темпераментов в Каноне врачебной науке посвящается специальный раздел. В своем учении о темпераментах Ибн Сина основывается на гуморальной теории Гиппократа. Подобно Гиппократу, Ибн Сина признавал четыре жидкости, составляющие определенные совокупности и соотношения. Преобладание в этом соотношении одной жидкости дает определенный тип темперамента, например, преобладание черной влажной жидкости дает меланхолический темперамент. Ибн Сина делает попытку установить темпераменты различных возрастов. Например, характеризуя темперамент младенца, он писал Натура детей я разумею период от младенчества до юности по горячности подобна уравновешенной, а по влажности превосходит уравновешенную Там же Он интересовался вопросами выяснения индивидуальных различий людей, считая, что эта зависимость от уравновешенности или неуравновешенности темперамента человека. Он утверждает, что Каждый отдельный человек предрасположен к определенной натуре, присущей ему лично, редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто нибудь другой имел одинаковую с ним натуру Там же Современной психологической и физиологической науками установлено, что темперамент это индивидуальные особенности человека, обусловленные типами его высшей нервной деятельности. Однако идея ИбнСины объяснить темпераменты внутриорганическими соками, поскольку они влияют на деятельность нервной системы, жизненна до сих пор. Задача умственного воспитания юноши прежде всего достигается в процессе изучения различных наук, каждая из которых имеет свое назначение. Нравственное же воспитание обеспечивается упражнением в добродетелях, главными же из которых являются воздержание, храбрость, мудрость, справедливость. Человек появляется на свет ни хорошим, ни плохим, ни злым, ни добрым, а становится таким впоследствии, под воздействием на него определенной совокупности факторов. Добродетель возникает через упражнение, привычку, а не дается нам от природы. Самым существенным проявлением воли является свобода, когда человек умеет выбирать между чувствами и духовными потребностями. Но то, что вначале было предметом свободного решения, со временем становится обязательной чертой характера. Внешняя среда и окружающие люди играют большую роль в оформлении молодого человека. В результате влияния внешней среды юноша не только познает окружающий мир, но и приобретает плохие и хорошие ка 67 чества. Надо быть осторожным в воспитании молодого поколения, душа юноши похожа на чистую доску на которой можно начертить легко любое произведение 5, с. 145 146 Во многих своих произведениях Ибн Сина ставит ряд существенных проблем нравственного воспитания. Если в произведениях Шара Даниш намэ Ишарате вопросы морали излагаются в философском аспекте, это в работах Хай ибн Якэон Повесть о Саламоне и Ибсале Канон врачебной науки Ат Таир Тарбири манзел и др. ставятся конкретные и практические вопросы воспитания моральных качеств у воспитуемых 3, с. 20 Нравственность с точки зрения Ибн Сины не врожденное свойство человека, а основной предмет воспитания и его существенный результат. Целью нравственного воспитания он считает подготовку такого человека, который должен жить не только для себя, но для других людей. Этот идеал можно осуществить тогда, когда воспитание обеспечивает формирование в людях таких качеств, как гуманность, истинная дружба, скромность, твердый характер, бережливость, честность, любовь к труду. Он изобличает такие отрицательные качества молодых людей, как страсть к наживе, ханжество, лицемерие, лживость и др. Ибн Сина выступает против лиц, которые цель жизни видят только в таких наслаждениях, как еда, питье. Он со всей силой обрушивается на тех, кто ведет животный образ жизни, высмеивает пороки духовенства. Определенное место в научно педагогическом творчестве Ибн Сины занимают проблемы воспитания дружбы и товарищества. Он к этому вопросу подходит с реалистических позиций, показывая роль истинной дружбы в человеческой жизни и совершенно правильно различая истинных друзей от лживых 3, с. 25 Ибн Сина придает особое значение выбору друга. Он разделяет дружбу на три группы 1Искренний друг, который в любое время, несмотря ни на какие трудности, не оставляет своего друга в беде. 2. Дружба, основанная на идейной близости и общности. 3. Дружба, имеющая своей целью только материальные расчеты и выгоды, а также ради чина и высокого поста. Ибн Сина справедливо считал, что самой искренней может быть только первая и вторая виды дружбы. Он рекомендует при выборе друга быть очень внимательным, что требует длительного взаимного изучения. В произведении Тадбири манзел Ибн Сина утверждает, что каждому человеку нужен хороший и умный друг. Умный друг является зеркалом, отражающим хорошие и плохие стороны человека. Истинный друг всегда должен указать на недостатки в поведении своего друга. Если он истинный друг не своевременно укажет на твои недостатки, то со временем один недостаток в поведении может повлечь за собой другую нехорошую привычку 12, с. 12 Особое внимание Ибн Сина уделял семейному воспитанию. Этому он посвятил труд Тадбири манзел Систематическое и заботливое воспитание молодых людей в семье есть основная обязанность родителей, 68 независимо от их занимаемого положения. Он обоснованно предъявляет всем одинаковые требования в воспитании молодых людей. В книге Тадбири манзел имеется специальный раздел Сиесати мард дор бораи фарзандаси отношение отца к детям где Ибн Сина освящает обязанности отца. Когда рождается ребенок, отец сначала должен дать ему хорошее имя, а потом постоянно заботиться о его нравственном воспитании. Формированием детей должен заниматься воспитатель, хорошо знающий методы воспитания. Воспитатель должен не только словами, но и практически действовать на душу ребенка. В семейном воспитании он в некоторой степени допускает применение физических наказаний, но ими надо пользоваться только в исключительных случаях. Ибн Сина требовал, чтобы между мужем и женой было взаимное уважение. Это положительно влияет на весь процесс формирования ребенка. Перед мужчиной в семейном воспитании он ставит такие условия 1 Мужчина должен поступать так, чтобы жена уважала его. 2. Чтобы он был человеком религиозным и имел совесть. 3. Муж всегда должен выполнять то, что обещал жене. Главой семьи является мужчина и он должен удовлетворять все разумные требования семьи, ибо это есть его первейшая обязанность. А женщину он считает хорошим, достойным спутником мужа она наследница и помощница в воспитании детей. В связи с этим он указывает на некоторые качества женщины, которые характеризуют высоконравственных людей женщина должна быть мудрой, религиозной, застенчивой, бдительной, честной, правдивой, скромной, должна любить своего мужа, не терять свою честь и достоинство, не быть высокомерной ГТадбири манзел 1 Для создания и укрепления семьи Ибн Сина считает нужным иметь определенные материальные средства, что должно быть заработано честным путем трудом. В семье никто без уважительных причин не должен сидеть без работы. Большое жизненное значение имеют мысли ученого о трудовом воспитании молодых людей. Трудовое воспитание рассматривается им как необходимый и обязательный элемент воспитания наряду с умственным, физическим и нравственным. Правда, трудовое воспитание в понимании Ибн Сины носило ремесленный характер, но оно было обусловлено характером эпохи. Профессии ремесел надо обучать всех молодых людей, и строить воспитание юношей таким образом, что они все приобретали необходимые трудовые навыки, чтобы у них воспитывалась любовь и привычка к труду. Важная воспитательная задача физическое развитие физические упражнения укрепляют связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, огражденные от опасности заболевания 5, с. 3 14 Физические упражнения бывают разные, а именно малые или большие, очень сильные или слабые, быстрые или медленные, или же проворные, состоящие из резких и быстрых движений бывают и вялые уп. ражнения, кроме того, между каждыми двумя крайностями имеются и 69 умеренные виды упражнений 5, с. 3 14 3 15 В Каноне врачебной науки Ибн Сина рассматривает физическое развитие молодых людей от рождения до зрелости. В период от рождения и до того, как ребенок встанет на ноги, основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении организма кормление, купание, сон, влияние на организм солнца, воздуха, воды, польза физических упражнений для развития органов ощущения зрения, слуха, осязания Он понимал, что ребенок не сразу приспособится к окружающей среде, к ее температурным изменениям все ему кажется жестким и холодным Поэтому он считал, что ребенка надо постепенно приучать к температурным изменениям. Он советует купать ребенка сначала в теплой воде, а затем постепенно переходить к умеренной. Он глубоко понимал значение сна и поэтому считал, что полный отдых и восстановление сил дает только сон. Самый лучший сон это глу бокий сон. У каждого, здорового человека в особенности у молодого, должен быть умеренный сон Их сон должен быть умеренным по времени, не чрезмерным, им следует остерегаться вреда от бессонницы для мозга и для всех их сил 6, с. 87 После пробуждения от сна валяться в постели он считает вреднь м, ибо это порождает вялость и отрицательно отражается на поведении, появляются разные капризы. В комнате, где спит человек, температура должна быть умеренной, воздух чистым, свет в комнате нормальным. Для роста и закалки организма особое значение имеет режим кормления. Ибн Сина советует кормить в определенное время. Он решительно отвергает насильственное кормление, вызываемое принуждением, угрозами, что, по его мнению, плохо сказывается на развитии. Большое значение он придает кормлению грудью и ставит ряд требований к кормилице чтобы у нее был хороший и добрый характер, чтобы она быстро не подцавалась таким дурным душевным реакциям, как гнев, печаль, страх. Когда ребенок начинает ходить, не следует его насильно передвигать, ибо у него могут повредиться ноги и позвоночник. В период между детством и юношеством дети должны заниматься физическими упражнениями, не требующими большой энергии и силы. Упражнения эти должны быть умеренными, способствующими росту и укреплению организма. С этой целью он требует включить в школьную программу бег, игры, прыжки. Он устанавливает следующую возрастную периодику юношества первый период младенчество от рождения и до того как встанет на ноги второй период детство после того, как начнет ходить третий период период роста после укрепления организма и появления коренных зубов четвертый период возраст отрочества и половой зрелости пятый период юношество, до тех пор, пока не остановится рост. Учитывая анатомию физиологические особенности человека, он дает определение физическому упражнению физическое упражнение есть произвольное движение, приводящее к непрерывному глубокому 70 дыханию 4, кн. 2 Он не только дал научное определение физическим упражнениям и описал их виды, но и показал, как разумно использовать тот или иной вид упражнения. Отмечая роль физических упражнений, он писал, что они укрепляют связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, огражденные от опасностей заболеваний Физические упражнения Ибн Сина разделяет на такие виды малые или большие, очень сильные и слабые, быстрые и медленные, бывают и вялые упражнения. Каждому из указанных упражнений он дает характеристику. У народов Аравии, как и других народов, с древнейших времен борьба кураш как один из видов спорта, пользуется большой популярностью. Этому виду спорта Ибн Сина отводит особое место. Он описывает различные его виды и указывает конкретные приемы 4, кн. 3 Он расписывает методику занятий физическими упражнениями по годовому циклу с марта по май рекомендуется придавать приоритет упражнениям на гибкость и скорость, при этом характер движений при выполнении упражнений должен быть прямолинейным от центра к периферии. Особое внимание следует уделять в этот период печени и желчному пузырю. Отсюда вытекают рекомендации по питанию пища должна быть постной, но жирной, т надо больше употреблять растительных масел. Продукты должны содержать большое количество витаминов группы В особенно В 15 этот витамин восстанавливает работу печени А активизирует работу зрения и витамин С. Психологически человек в этот период склонен к депрессии, а эмоционально к гневу, что необходимо учитывать наставнику в процессе обучения. С мая по июль рекомендуются упражнения на выносливость и ловкость. Характер движений при выполнении упражнений дугообразный сверху вниз. Особое внимание сердцу и тонкой кишке. Наставнику надо учитывать, что темперамент человека в это время подвержен быстрой смене эмоций. Настроение как правило хорошее, радостное. С июля по октябрь рекомендуются упражнения, вырабатывающие силу и ловкость. Характер движений при выполнении упражнений спиральный от центра наружу. В питании должны преобладать продукты, способствующие поддержанию работоспособности селезенки, поджелудочной железы, желудку. Психике свойственна склонность к навязчивым состояниям, озабоченности. С октября по декабрь рекомендуются упражнения на скорость и выносливость. Характер движений должен быть спиральным от периферии к центру. Питание должно стимулировать работу легких и толстой кишки. Психике свойственна склонность к тоске и грусти. С декабря по февраль рекомендуются упражнения на ловкость и силу. Характер движений при выполнении упражнений должен быть дугообразным снизу вверх. Питание должно стимулировать работу почек и мочевого пузыря. Психике свойственна склонность к тревоге, боязливости и страху. 7 1 Каждый орган человека имеет свои специфические назначения и особенности. Для развития и укрепления каждой части организма имеются особые упражнения. Например, для того, чтобы развивать мышцы груди и дыхательные органы, нужно произносить звуки то низким, то высоким, то средним голосом. При этом упражняются не только грудь и дыхательные органы, но и рот, язык и язычок. Важное значение Ибн Сина придавал тренировке голоса он считал опасным вести разговор громким голосом в течение длительного времени Для того, чтобы не потерять голоса, не повредить дыхательные органы, нужно начинать с тихого чтения вслух, затем постепенно повышать голос, продолжительность громкого и резкого голоса должна быть умеренной Канон врачебной науки Развитие зрения лучше всего достигается путем пристального вглядывания в мелкие предметы Слух он советует упражнять путем слушания нерезких звуков. Он дал ряд советов относительно того, как и в каком состоянии надо применять физические упражнения. Он рекомендует, во первых, чтобы до начала физических упражнений тело человека было чистым вовторых, чтобы пища, принимаемая человеком, была переварена. Он категорически запрещает заниматься на пустой желудок, ибо они физические упражнения истощают силы Продолжительность курсов физических упражнений регулируется. Вопервых, необходимую продолжительJ iость можно определить по цвету кожи движений во вторых, продолжительность упражнений зависит от характера движений в третьи она зависит от состояния органов. Режиму походов посвящена специальная глава Канона врачебной науки Он дает указания об общем режиме, о предварительной подготовке к походу и о том, как держать себя в пути. Главным в подготовке он считал систематические занятия физическими упражнениями и приобретением необходимых привычек. Вопросы физического воспитания Ибн Сина рассматривал не изолированно от других вопросов человеческой деятельности он выдвинул положение об уравновешенности физического и духовного движения человека. Здесь отчетливо проявляется понимание взаимоотношения психических и физических процессов, происходящих в человеке. По Омар Хайяму цель воспитания состоит в формировании такого человека, который обладает здравым смыслом, проницательным умом и острой интуицией. Только глубокая интуиция может достичь того вдохновения, которое удовлетворяет совершенную душу и с помощью которого она вкушает наслаждения высокого разума 13, с. 164 Но этого мало молодой человек должен обладать высокой нравственностью, любить ближних. Воспитанный человек должен быть хорошо подготовлен и в практическом, и в теоретическом отношении, должен сочетать в себе и проницательность в науках, и твердость в действиях, и усилиях делать добро всем людям. Он наиболее силен разумом и наиболее чист душой, его не занимают дела мира, помимо самых необ 72 ходимых для жизни, он не стремится к господству и не подвержен стратям и гневу 13, с. 158 Если молодой человек не имеет какого либо положительного качества, он может его выработать, от плохих же качеств он может по своей воле збавиться. Нравы приобретают двумя путями 1Посредством выработки привыч 2. В процессе размышления. Оба эти пути имеют одинаковое важное значение. Плохие поступки могут перейти в привычку, могут закрепиться к плохой нрав, и точно так же и красивые поступки могут перера сти в асивый нрав, т возможен процесс активного формирования нравстенного облика человека, его характера. Воспитание, по Беруни, связано с этической добродетелью, на привыче и навыке и приобретается лишь со временем. Задача воспитания заключается прежде всего в том, чтобы очистить ушу и ум от дурных свойств и всех случайных обстоятельств, терпящих большинство людей, всего того, что делает людей слепыми перед истиой, а именно от устарелых обычаев, от укоренившихся привычек, фанаТ 1Зма, пристрастия, соперничества, покорности страстям, страстного жеания приобрести влияние, борьбы за власть и тому подобного, т воситание тесно связано с самовоспитанием. Человеку ближе всего его собственная душа, и она более всего дос ойна, чтобы для нее первой искать добро, а после нее то, что ближе всего окружает его. Таким наиболее близким является одежда, прикасающаяся к телу и прилегающая к его коже жилище, которое его окружает слуга, заботящийся о его потребностях пища и питье, хранящиеся в сосудах личное оружие. Красота лица и изящество стана и то, и другое риятно, и люди желают видеть их в тех, кто им встречается, но лица дауются еще в чреве материнском и нет пути их изменения ни для одного творений. Что касается облика души в смысле нравственности и образа жизни, то человек, властный над своими страстями, в силах измеить его, превратить отрицательные стороны в похвальные по мере того, к он будет воспитывать свою душу, лечить ее духовным врачеванием, и остепенно устранять ее недуги способами, указанными в книгах о нравственности 1с. Тутси указывает семь начал, на основе которых возникает безнравст венность. Эти начала скупость, расположенность к гневу, жадность, злоамятство, похотливость, заносчивость и зависть. Как только человек риложит старание к тому, чтобы изменить свой нравственный облик и реодолеть в себе дурные начала, у него обнаруживается соответственно ротивоположные, похвальные качества, а именно щедрость, довольсто малым и др. Все это достигается в процессе воспитания. В Наставлении обучающемуся на пути обучения рассматриваются етырнадцать нравственных качеств, формирование которых и является елью воспитания терпение, умеренность, помощь и дружественное расоложение, человечность, мягкость, благородство, богопочитание, кро тость и др. Вместе с умственным образованием обладание этими качест 73 вами делают человека совершенным 9, с. 87 В вопросе о путях формирования морального облика молодого человека Тутси полагал, что мораль есть навык души, которая легко, без обдумывания и размышления вызывает то или действие. Следовательно, навык представляет собой одно из качеств души. В этом заключается сущность морали. Между прежними философиями существовало разногласие по вопросу о прирожденности, т вечности, или неприрожденности нравов личности Там же, с. 34 Одна группа философов утверждала, что некоторые нравы прирожденные, а другие возражают благодаря различным причинам, как первые, со временем становятся непоколебимыми. Другая группа этих же философов утверждала, что все нравы прирожденные и не приходящие. Третья группа философов говорит, что нравы неприрожденные, напротив, люди сотворены так, что либо легко, либо с трудом воспринимают любые нравы, какие только желают. Из этих трех точек зрения истина только последняя, ибо мы воочию видим, что юноши благодаря воспитанию и беседам людей, обладающих определенными нравами или усердием, принимают их нравы. Хотя раньше и придерживались других нравов. Если бы нравы были пр рожденными, то мудрецы не занимались бы воспитанием молодых людей, улучшением и нравов и исправлением их морали 8, с. 90 Если человек с детства получил воспитание согласно правилам философии, то он легко может стать добродетельным, но если он в детстве не получил правильного воспитания, то необходимо стремиться к постепенному устранению его дурных привычек и неблаговидных навыков. Не следует обескураживаться трудностями путей воспитания, ибо беспечность порождает вечное несчастье и возмещение утраченного день ото дня становится труднее, пока не станет невозможным. Беспечность не дает ничего другого, кроме сожаления и горечи. Необходимо знать, что человек не рождается добродетельным, подобно тому, как никто не рождается воином, священником или ремесленником. Но очень часто случается, что некоторые люди рождаются более восприимчивыми к добродетелям, чем другие, и у них больше способностей. Из выше сказанного можно сделать вывод, что при рассмотрении вопроса о целях и задачах воспитания воинов учеными исследуемого исторического периода развития Халифата затронут значительный круг проблем, при этом они опирались в известной степени на достижения античной мысли, особенно на политические и эстетические идеи Аристотеля и Платона и используя социальные идеи Востока. В их исследованиях большое внимание уделялось вопросам нравственности воина, таким как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро и зло, справедливость и совесть. Огромное значение придавалось физическому развитию молодых воинов. Только всесторонне тренированный молодой человек выйдет из сражения победителем. Большое значение при формировании личности молодого воина от 74 водится труду. Воспитание трудом основа жизни молодого поколения. Ученые призывали воинов к воспитанию в себе высоконравственных ерт, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с омощью науки, распространению знаний в обществе и упорного труда. Достоинство и благородство есть подлинно моральные качества рыцая Ислама. Благородство налагает на молодого человека обязательства а отношении его самого и общества, которому он служит. Они требовали от молодого поколения быть добрыми, чуткими и вниательными к людям, оказывать им помощь и сочувствие. Высмеивают безнравственность, убеждают избегать таких низменных качеств как нераведливость, жестокость, малодушие, стремление к богатству. Взгляды ученых Арабского Халифата на цели и задачи воспитания оинов основаны на достижениях прогрессивной мысли исследуемого ериода и они являются крупным вкладом в историю развития педагоги Научно педагогическое наследие средневековой мусульманской цивилизации составляет величайшее достижение мировой куль туры и науки и оно должно занимать видное место в истории мировой педагогики. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1Бируни, Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания рагоценностей Минералогия Пер. с араб. А Беленицкого. Ленинград АН СССР. 1968. 2. Ислам. Энциклопедический словарь Москва. 199 1 З. Рахимов С. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Ташкент. 1964. 4. Ибн Сина, Абу Али. Канон врачебной науки в 5 ти томах Ташкент. 1979 1982. 5. Ибн Сина, Абу Али. Трактаты. Литография. 1943 1947. 6. Ибн Сина, Абу Али. Толкование снов. Тегеран. 1935. 7. Таллашев Х Общие педагогические идеи ученых энциклопедистов Ближнеи Среднего Востока эпохи средневековья. Ташкент. 1984. 8. Ат Туси Насир ад Дин. Насирова этика. Каир. 1960. 9. Ат туси Насир ад Дин. Наставление обучающемуся на пути обучения. Литоrрафия. 1957. 10. Аль Фараби. Математические трактаты. Пер. с араб. Вступительная статья Б Розенфельда Алма Ата. Наука. 1972. Аль Фараби. Социально этические трактаты. Пер. с араб. Б Омирович и р. под ред. А Касимжанова Алма Ата. Наука. 1973. 12. Хайрулеев М. Педагогические и психологические взгляды Ибн Сины. Упитувчилар Гасетати 1957. 1З. Омар Хайям. Трактаты. Пер. с араб. и вступ. статья Б Розенфельда осква. 1962. 14. Шарипова Р Концепция Национального просвещения в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризации. Москва. 199 5. Коран. Перевод академика Ю Крачковского Москва. 1993. 75 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Журавлев И.В. Эзотерическое содержание воспитания воинов средневекового Ислама (Арабский Халифат 7-13 вв. н.э.) (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |