Королев Г.И.
Всадник на печати новгородского князя Мстислава Мстиславича Удалого
// Гербовед. №17. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 5 (17). С. 82-86
Аннотация: В начале XIII в. на печатях появился совершенно новый образ - воин-всадник. В. Л. Янин отнес печати со всадником к Мстиславу Мстиславовичу, княжившему в Новгороде в 1210-1215, 1216-1218 гг. Янин отметил, что печать Мстислава Мстиславовича знаменует поиски новых форм в изображении человека на печатях, состоявшие в замене неподвижных пеших воинов на движущихся всадников.
Об авторе публикации/статьи:
Королев Геннадий Иванович (Москва) доктор исторических наук, профессор кафедры археографии Российского государственноrо гуманитарного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Королева Г.И.в библиотеке найдено еще 44 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 24317 знаков (с пробелами)
СФРАГИСТИКА
Г. И. Королев, д. и. н., Москва
ВG4ДНИК Н4 П6Ч4ТИ
Н ВГ Р ДGК Г КНЯЗЯ
MGTИGЛ l МGТИGЛ ВИЧ4 V дм r
Печати на Руси употреблялись по крайней мере еще в Х в. О них упомянуrо
в договорах Руси с Византией 944 и 97 1гг. От Х в. до нашего времени дошли
и оттиски печатей. 1
Мы будем иметь в виду княжеские печати.
В XI в. в обычай вошло изображать на печатях святых, имена которых
носили владельцы печатей. На некоторых печатях на оборотной стороне
помещал святого с именем отца владельца печати. Речь идет. о христианских.
именах, существовавших наряду со славянскими именами. Например, на печати
Изяслава Ярославовича, сидевшего в Новгороде в 1052 1054 гг., был вырезан
св. Димитрий Солунский, поскольку христианское имя князя было Димитрий.
Таким образом, изображение было визуальным средством называния
князя печатевладельца по личному христианскому имени или по имени и
отчеству.
Сияние вокруг головы фигуры было не только знаком святого, но и знаком
священности, возвышенности власти здравствующего правителя. Это был не
редкий в православных государствах способ подчеркивания значительности
власти, причем не только на печатях2 Сиянием отмечен князь на сребрениках
Владимира Святославовича начала XI в3 Подобные изображения русских
государей сохранились и от гораздо более позднего времени вплоть до XVII в.
В начале XIII в. люди едва ли проводили четкую грань между образами святых
и соименных им князей, помещенных на печатях. Вообще же русский обычай
изобразительного указания владельца печати или издателя монеты вполне
подобен западноевропейскому обычаю. Только в Западной Европе правителей
изображали в светском обличье.
Среди фигур, помещенных на печатях второй половины XI XIII вв., часто
встречаются пешие воины в рост, поrрудно и по пояс. Поскольку это фигуры
в сияниях, то в литературе обычно их называют святыми воинами. Выделяется
три типа этих напечатанных фигур воин в рост, в короне это не святой
воин естественно с коротким копьем к плечу и крестом4 воин с нимбом,
в пояс, с копьем и щитом на р е5 воин в рост с нимбом, с копьем к ноге и
щитом, поставленном у ноги 6 Первые два типа принадлежат ко второй
половине ХI началу XII вв., третий к XII XIII вв. и далее до конца XIV
в. Кроме того, нумизматический материал начала XI в. т. наз. Ярославле
серебро дает тип воин по пояс, с мечом к плечу 7. На печатях XIII в.
существует воин пятого типа с наполовину вынутым из ножен мечом 8
Изображение князя как воина отражает действительность тех времен, когда и
сам правитель был воином.
В начале XIII в. на печатях появился совершенно новый образ воин всадник.
В. Л. Янин отнес печати со всадником к Мстиславу Мстиславовичу, княжившему 82
в Новгороде в 12 10 12 15, 12 16 12 18 гг.9 Янин отметил, что печать Мстислава
Мстиславовича знаменует поиски новых форм в изображении человека на печатях,
сосrоявшие в замене неподвижных пеших воинов движуrцих всадников 10
А. Л. Хорошкевич попыталась объяснить появление всадника на русских
печатяi 1По ее мнению, всадник был заимствован из западноевропейского
обихода. В частности, она предполагает, что фигура была взята с печати графа
Фландрскоrо, сидевшего в Константинополе на престоле правителя Латинской
империи, созданной крестоносцами в 1204 г. Хорошкевич недоумевает, однако,
по поводу того, что фландрский всадник вооружен мечом, а Мстиславов
всадник скачет с флажком и крестом. Заметим, что о новгородском всаднике
нельзя сказать, что он с крестом, поскольку крест находится за его спиной.
Упомянутый флажок скорее есть прапор на копье, нежели самостоятельный
предмет. Без недоумения насчет оружия можно вообще то обойтись, если
предположить, что русскому князю больше пришелся по вкусу всадник с копьем,
украшенным знаменем, фигурирующий на печати, скажем, графа Фландрскоrо
Балдуина VIII 9 95 в качестве маркграфа Намюрскоrо 12 Правда, такое мое
предположение столь же ничем не подтверждено, что и у Хорошкевич.
В принципе, изображение всадника на печатях и монетах можно объяснить
и не заимствованием. Для тоrо времени, о котором идет речь, конный воин
был заметным элементом действительности. Коль скоро на печатях вырезались
такие реальные предметы в их реальной форме, как оружие, короны и т. п.,
равно как и сами владельцы печатей, то естественным было представить на
них и конника.
Образ всад 1Df 1а не бьm чужд русскому изоб ному искуссrву до XIII в.настенной
росписи и книжной иллюстрации 3
Тем не менее совсем исключать западное влияние на появление
сфраrистическоrо всадника нельзя. Только понимать это влияние следует не в
смысле заимствования фигуры у кого то конкретного, а в смысле стимула к
заведению такой фигуры. В Западной Европе всадник на печатях появился около
середины XI в. и затем широко распространился. Этот всадник был одним
из проявлений расцвета рыцарства как влиятельного сословия и как вдохновителя
специфической культуры. На Западе всадник был столь распространен, что за
некоторыми исключениями нельзя с уверенностью утверждать, кто у кого фигуру
заимствовал. Стереотипность образа была весьма великой.
Обращает на себя внимание то, что всадник появился у Мстислава
Мстиславовича, князя рыцаря, прозванного Удалым.
В упомянутом издании Янина Мстиславовы печати со всадником
опубликованы под номерами 203 206 в виде прорисей и фотографий. Полнее
всего сохранился, похоже, экземпляр N2 203. Прорись 204 есть воссоздание
печати по нескольким экземплярам. На ней в общем тот же тип всадника, что
на печати 203, но без креста. Правда, на фотографии м 204,6 за спиной
всадника как будто проступают 2 3 точки, которые можно принять за след
креста, но уверенности в этом нет. Прориси 205 и 206 представляют нам
всадника без оружия и без креста. Получаются несколько вариантов печати со
всадником. Действительно ли были такие варианты Или они являются лишь
результатом реконструкции по не полностью сохранившимся экземплярам
судить не берусь. Поэтому ограничиваюсь экземпляром под 203. 83
Не отрицая весьма возможного восприятия общей идеи.всадника от заграницы,
отмечу значительные отличия Мстиславова всадника от преобладавших в
Западной Европе напечатанных изображений.
Всадник Мстислава Мстиславовича имеет нимб вокруг головы. Это было
продолжением уже сложившейся, твердой традиции изображения человеческих
фигур на русских печатях. На Западе всадники были сугубо светскими, без
сияний.
Другое отличие шестиконечный крест. На печати нижняя перекладина креста
выглядит немного косой. Не ясно, такой ли формы крест был задуман, или
это небольшой недостаток матрицы печати, возникшей при ее изготовлении.
Шестиконечные кресты на печатях западноевропейских светских феодалов
как будто не встречаются. Такой крест можно видеть в руках православного
сербского короля Драrуrина 1276 1282 на его печати. Однако крест на печати
князя Мстислава находится за его спиной, а сам князь, в отличие от короля
Драrуrина, вооружен. Сопровождение изображений всадников на печатях и
монетах какой либо фигурой или несколькими фигурами в Западной Европе
было вещью довольно обычной, но вовсе не обязательной. Например, на печатях
нескольких арагонских королей над концом копья, нависшего над головой коня,
изображена звездочка 14 На печатях графов Барселонских звездочка находится
над головой всадника 15 Типологически ближе к печати Мстислава
Мстиславовича печать восточно поморского князя Свентополка 1220 1266 за
спиной которого видна лилия 16 Подобные сопровождения фигур обнаруживаются
не только в сфрагистическом материале. На Балканах в некоторых местах
сохранились надгробные памятники XII XV вв. т. наз. стечаки. Среди
множества изображений на них есть и всадники копейщики, за спинами
которых находятся розетки 17 Существуют русские, более раннего времени,
нежели княжение Мстислава, свидетельства сопровождения фигур знаками,
правда, не всадника, златники и сребреники Владимира Святославовича. На
этих монетах над плечом князя помещен княжеский знак 18
Так что знак за спиной Мстиславова всадника вполне
укладывается в традицию сопровождения фигур знаками,
форма же знака уникальна.
Третье отличие касается коня. На Западе скачущего коня
чаще всего изображали так, что его обе передние ноги
выброшены вперед, а обе задние назад. На печати N2 203
ноги коня не видны. На других печатях задние ноги как
бы выносятся вперед.
На всадника с печати Мстислава Мстиславовича более
всего похож всадник на монете 1нязя славянского племени
бодричей, живших на территории нынешнего Мекленбурга,
Прибыслава 60 78 Этот князь, боровшийся против
немецкой агрессии в славянские земли, около 63 64 гг.
принял христианство и позднее положил начало
мекленбургской династии. На монете Прибыслава
изображен всадник, скачущий в ту же сторону, что на
печати Мстислава, с копьем со знаменем, с
четырехконечным крестом за спиной. Конь изображен
подобным Мстиславову коню 19 В принципе эта монета 84
Печать
Мстислава
Мстиславича
М9нета
Прибыслава
могла быть известна Мстиславу Мстиславовичу. На другой монете Прибыслава
за спиной всадника помещена звезда.
Обратив внимание на сходство двух всадников, я не делаю вывод о
заимствовании образа Мстиславом у Прибыслава. Сходство может возникнуть
и не в результате заимствования. Мог быть и какой то другой, похожий, образец,
если уж непременно токовать о заимство.ваниях.
Приведенные отличия Мстиславова всадника от подобных фигур на
западноевропейских печатях, думаю, показывают, что о заимствовании в прямом
смысле слова говорить не приходится.
Обратимся еще раз к кресту, побуждающему к некоторым размышлениям.
Крест можно понять как знак божественного споспешествования воину в его
ратных делах. Невероятно, чтобы крест был изображен как знак борьбы с
единоверцами соперниками на Руси. Зато он на месте в качестве знака успехов
и надежды на успех в борьбе с внешними противниками, особенно
нехристианами. Из русских и иных источников известно об удачных походах
князя Мстислава на чудь, бывшую в начале ХЦI в. языческой. Например, в
хронике Генриха Латвийского, написанной в 1224 1227 гг., сообщается, что одним
из результатов похода великого короля Новгорода т. е. Мстислава Мстиславовича
было принятие частью чуди христианства по русскому обряду 19 В той же хронике
рассказывается и о соперничестве русских и постепенно приближавшихся к
русской границе немцев в христианизации чуди. Учитывая данные факты, можно
предполагать, что крест символизировал успехи в христианизации чуди и
надежду на божью помощь в борьбе с язычниками. Можно допустить, что знак
креста был и знаком защиты русских земель от нового врага немецких
рыцарей, хотя самому Мстиславу Мстиславовичу и не пришлось с ними сразиться.
Крест как символ духовной опоры в борьбе с внешними врагами упоминается
и в поздней литературе. Для примера процитирую слова из Стихов кресту
господню Алексея Онуфриева середины XVII в. Крест царю нашему на враги
его победа велия, Крест на ляхов и мусулман победитель 20
Появившийся в начале XIII в. на печати князя Мстислава Мстиславовича
У дало го всадник стал изображаться впоследствии на печатях Александра Невского
и других русских князей, претерпевая известные изменения. Закрепившись на
печатях великих князей Московских, всадник стал позднее гербом Московского
края и Москвы. Так что всадник Мстислава Мстиславовича является предком
московского герба.
ПРИМЕЧАНИЯ 1См. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X XV вв. в 2 т. М., 1970. Т. 1С. 166, ис. 12.
Образцы портретов византийских императоров с нимбами середины VI первой
части XII вв. см. Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 197 1С. 62, 63, 152, 156, 18 83. 3 См. например Свердлов М. Б. Изображение княжеских регалий на монетах Владимира
Святославовича помоrательные историчеа Ие дисциплины. Л., 1972. Вып. 4. С. 159.
Снимки см. Спасский И. Г. Русская монетная система Историко нумизматический очерк.
4 е изд., доп. Л., 1970. С. 50.
4 Янин В. Л. Указ. Соч. 4, 5. Оружие на печати 4 Янин называл царскими
регалиями. 5 Там же 6 9, 14, 24 и др. 85
Там же 3, 43, 73, 80 83 и др.
С,zасский И. Г. Указ. соч. С. 53. 8 Янин В. Л. Указ. соч. 2 2 12, 230, 253. 9 Там же. Доводы по атрибуции С. 3 4 и изображения 203 206 10 Там же. С. 126
Хорошкевич А. Л. Символика русской государственности. М., 1993. С. 16 17. 12 См. фотоснимки и объяснения по атрибуции печатей De oorkonden der graven van
V 1aa feren 9 1aanvang 1206 2. uitg. Door W. Prevenier. Brussel, 1964.
См. Некр ов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 65 66 снимки плит второй половины XI в. Лазарев В. Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960.
С. 32 изображение св. Георгия всадника конца XII в. Этими работами литература,
содеf4ж ащая изобразительный материал по теме, не исчерпывается. СнимЮf см. Viсettte сasсante I. Heraldiсa general у fuentes de las Armas de Espana.
Barсe 15lo na etс., 1956. Факсимиле печатей на вкладке см. Bassa i Armengol М. Els сomtes reis сatalans
Historia i heraldiсa de la сasa de Barсelona. Barсelona, 1964. 16 Vossberg F Munzen und Siegel der preussisсheen Stadte Danzig, ElЬing, Thom sowie
der 1jlerzoge von Pommerellen im Mitte ter. Berlin, 184 1Taf. 1Nr. 17 См. цветной снимок Югославия Ежемесячный иллюстрированный журнал. 1968,
март 18 С. 23. 19 СпассЮfЙ И. Г. Указ. соч. С. 49 рис. 5 1пояснение Die Wappen des grossherzogliсhen Hauses Meсklenburg in gesсhiсh сher Entwiсklung Bearb. und gezeiсhn. Von С. Teske Gustrow, 1893 7, Nr. 2. 20
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии Введ. и пер. Коммент. С. А. Аниннского,
пре В Быстрянского. М. Л., 1938. С. 129 130, 163. Виршевая поэзия первая половина XVII века М., 1989. С. 269. 86
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Королев Г.И. Всадник на печати новгородского князя Мстислава Мстиславича Удалого (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|