| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №17. (1997) › Филиппова О.А. Киевский трезубец. Старые предположения и новые факты | ||||||
Филиппова О.А.
Киевский трезубец. Старые предположения и новые факты// Гербовед. №17. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 5 (17). 67-81 Аннотация: Символ, который носит название "киевского трезубца" или чаще просто "трезубца", хорошо известен историкам, археологам, нумизматам и геральдистам. Можно с большой уверенностью утверждать, что каждый, занимавшийся исследованиями в области истории Киевской Руси. хоп бы раз сталкивался с "трезубцами". Хотя название, возможно, могло быть другим, особенно, сели изучению подвергалась историческая литература конца XIX в. - начала ХХ в. Так, например, И.И. Толстой называл "трезубец" "заrадочной фигурой", А.В. Орешников - ''родовым знаком Рюриковичей", Б.А. Рыбаков - "знаком собственности" (также по отношению к Рюриковичам). Об авторе публикации/статьи: Филиппова О.А. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 68952 знаков (с пробелами)
О. А. Филиппова, Апрелевка КИ6ВСКИЙ ТР VБ6Ц. СТАРЫ6 ПР6ДПQЛQЖ6НИЯ И НО.8Ы6 ФАКТЫ 1Кневскttй трезvsец родовоii зwк Рюрuкоsичш Символ, которыЯ носит название киевского трезубца или чаще просто трезубца хорошо известен историкам, археологам, нумизматам и rеральдистам. Можно с большой уверенностью утверждать, что ка.ждыЯ, занимавшийся исследованиями в области истории Киевской Руси. хоп бы раз сталкивался с трезубцами Хотя название, возможно, могло быть другим, особенно, сели изучению подвергалась историческая литература конца XIX в. начала ХХ в. Так, например, И Толстой называл трезубец заrадочной фигуроЯ А Орешников родовым знаком Рюриковичей БА. Рыбаков знаком собственности также по оmошению к Рюриковичам Уже по названию фигуры можно представить себе се внешний вид. Три вертикальных мачты, соединенных общим горизонтальным основанием. Среднu мачта длиннее остальных и пересекает горизонтальное основание. Такое описание схематично. На самом деле трезубцы в большинстве случаев украшались, т три мачты могли иметь неправильную геометрическую форму закруrлмнсь, заостртись на верхних концах среднu мачта могла быть тоньше или наоборот крупнее двух боковых. Кроме того, каждu из трех мачт могла нести на себе еще какие то дополнительные детали крест на одной из мачт. кружок, полумесяц, совмещение креста и кружка, а также различные комбинации этих и других деталей на разных мачтах. Существовали, конечно, и друmе узоры и украшени. 1трезубца см. иллюстрации Пом, нув о внешнем виде трезубца и о его вариациn, необходимо рассказать о том, по таким историографическим, археологическим, нумизматическим и прочим источникам нам известны изображения трезубца и вместе с этим определить круг предметов, носящих на себе знак трезубца Описываемu фиrура встречается на кирпичах, из которых была построена Десятинная церковь, при князе Владимире, ставшая главной церковью Киева. Об этом пишет Каргер в книге Древний Киев том 1М Л, 1958 г В статье B Янина Вислые печати нз новгородских раскопок МИЛ, 55, 1956 г. упоминается 6ИJ 1Лоновu трапециевидная подвеска, наАденнu в Новгороде при археологических раскопках в слое начала XI в. Подвеска помечена трезубцем При раскопках древне шведского города Бирки в могильнике были найдены три щитовидные бшшки на которых среди растительного орнамента легко узнаетс трезубец С Киселев обнаружил на ременной бляшке из кургана в Приладожъе знак, сходный со знаком из Бирки. Позднее Б Рыбаков опубликовал тождественные бляшки, отлитые в той же литейной форме, но происходившие из кургана под Суздалем. В своей работе Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси Х ХП вв. М., С У., 940 г. он определил принадnежность изображенного трезубца ко времени правления кн. ЗJ 1 Ярослава ГсорГИJ 1Владимировича. Почти без украшений схематизированным был описан трезубец М Артамоновым в работе Саркел Белая Вежа МАИ, 67 62. 19S8 г В 1970 г. Славянский отрц Подольской объединенной экспедиции во время археолоrических раскопокдревнсрусских городищ около села Городище в Хмельницкой области открыл вещевой клад из 206 уникальных ювелирных изделий из золота и серебра. Среди подвесок, серег, змеевиков и прочего. датируемого ХП ХШ вв., были найдены перстни с изображением трезубца Позже удалось установить, что персmи использовались и как печати. Впрочем, археологам извесmы и другие печати с трезубцами Наиболее ркиА и наиболее известны А пример использовани. трезубца это златники и сребреники киевских кн. зей. Именно поэтому трезубец и называют киевским Монеты русского средневековья отличаются от западноевропейских, византийских и прочих тем, что на оборотной стороне у них помещен трезубец Такой знак на монетах других государств никогда не встречался. Этот факт позволил некоторым ученымисторикам высказать мнение, что киевские зnатники и сребреники явлюотс. вовсе не монетами, а печатями. Но эта точка зрения в свою очередь полностью опроверrnута А Орешниковым в его работе Денежные знаки домонгольской Руси Как уже говорилось трезубец известен и rеральдистам. Пример тому, герб князей Глинских и старый герб города Полоцка. Трезубцы изображались в Х в. и много позднее на оружии, одежде князей, на надrробихх, черепице, в росписи храыов и граффиrn на стенах церхвей, пещер, оборонитспьных сооружений. Перечень предметов, помеченных трезубцем говорит об их широком применении. Сразу же возникает рц вопросов. Каково происхождение киевского трезубца С чем связано его появление на Руси КакоЯ смысл вкладывали ремесленники в трезубец изображu этот знак на своих изделиях Подобные вопросы, свJ 1З нные с трезубцем были подияты давно. Многие ученые, историки и нумизматы посВJ 1щали трезубцу статьи и монографии, высказыва. 1разnичные точки зренюr на вопросы о происхождении, значении фиrуры. Нужно заметить, что настоящих исследовательских работ было мало. Авторы ограничивались описанием знака, и высказыванием догадок без серьезной арrументации. Имена авторов, пытавшихся объяснить загадочную фиrуру подробным рбразом изложены в Ш главе монографии ИИ. Толстого ДревнеRшие русские монеты великого КНJ 1Жества Киевского и в статье А Орешникова Новые материалы к вопросу о загадочных фиrурах на древнейших русских монетах До работы И Толстого большинство исследователей искали истоки происхождениJ 1трезубца вне пределов Руси, сравнивая внешний вид нашего знака с другими фиrурами, символами и знаками неславянскоrо происхождени. 1 В св.язи с этим по. вились некоторые гипотезы, какое то вреш считавшиеся правдивыми. Например, одни исследователи считали что трезубец это видоизменившиАс. со временем греческиR светильник, другие думали, что знак ВJU 1Лся монограммой из греческих букв или скандинавских рун, третьи находили в трезубце сходство с кораблем и норманским вороном. И Толстой первым отметил, что трезубцы так или иначе сuзаны с Родом Рюриковичей. Гипотеза о том, что трезубец это Родовое знамя Рюриковичей и происходит оно от известных у многих народов в эпоху первобытнообщинного стро. 1родовых знаков собственности, считалась верной до 70 х годов ХХ в. Впрочем, кое в чем И Толстой и, развившиЯ ero идею 1Орешников были правы. ошибочно же было представление этих исследования о происхождении знака. Чтобы. проследить долгий путь исследований знака, следует рассмотреть три работы разных авторов, наиболее полно н аргументировано показывающих эволюцию взглядов и мнений на трезубец Первая работа книга А Орешникова Денежные знаки домонгольской Руси вторая работа статья С 68 Ширинского Ременные бляшки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гнездовз третья цикл статей и докладов Э Кучеренко о смысловом значении трезубца Работы лих трех исследователей, хоп и во многом отличаются друг от друга, но полностью не перечеркивают мнени. 1своих предшественников имеется в виду хронолопtческиА порядок поэтому термин эволюциJ 1взгшщов здесь вполне корректен. В книге Орешникова Денежные знак.и домонгольской Руси затрагиваются вопросы о чеканке монет в Киевской Руси, о предпосылках ДЛJ 1начала чеканки, описываютс. 1древние монеты. имеющиес. 1в распориженнн исrорнков. В часrnости. авrор пытается классифицировать древнерусские монеты. То есть все извесmые историкам и нумизматам монеты Орешников распределяет по некоторым классам. Трезубец или нродовоА знак как называл ero Орешников, сыграл в этой классификации немаловажную роль. Так, автор пишет Занимuсь вопросом о классификации древнейших чеканных русских монет, 1обратил внимание на одну особенность, отличающую все наши упомянутые монеты от современных им иностранных, это на родовые знаки, находящиес. 1на всех монетах, кроме Тмутараканских Орешников обыiсНЮI трезубец как родовой знак Рюриковичей и считал, что nоJ 1ВЛенис родовых знаков Рюриковичей не должно рассматриватьсJ, как явление внезапное, единичное, то есть присущее только эпохе чеканки древнейших монет, без сомнени. 1это явление общее, оmосящессs к юридическим обычuм, к обычному праву Еще раз заметим, что работа Орешникова касается только монет, и он мало обращает вниманИ. 1на другие археологические находки, помеченные зубцем отсылu читателей к стать. 1м Н Лихачева. Прежде чем излагать взгл.tд Орешникова на родовые знаки и все аргументы в защиту его точки зрения, нужно остановитьс. 1на вопросе, что такое родовой быт, одно из Jвлений которого, по мнению Орешникова, состаВЛJ 1ют родовые знаки. Древнейшее известие о родовом быте даст нам начальная летопись П Р 14 она говорит каждый жил со своим родом отдельно на своих местах, каждый владел родом своим По первоначальному пою 1тию родовой быт ЗЗIСЛЮЧВЛС в том, что каждое плеМJ СОСТО ЛО из родов, соединенных родС IВСННЫМИ узами. Родом упраВЛJ 1Л старейший, которому подчи 1W 1ись остальные члены рода. Сородичи владели общим родовым имуществом и были обьединены круговой порукой. СохранилсJ ли такой родовой быт в XI XII веках Можно с уверснностъю утверждать, что нет. С расселением славян родовые св 1зи стали ослабевать, и уже в Х веке родовой быт не имел прежнего характера. Члены родового союза, которые прежде были свюаны только родством, теперь ради имущественных и хозяйственных интересов, стали общаться с другими семь. 1Ми и, таким образом, прежний родовой быт нарушился. Все сказанное о родовом быте 0 оснтся ко всему населению, но по мнению Орешникова, те же принципы отношений должны были сущФСтвовать и в княжеской семье. Ярослав первый задумал установить государственный пор. Док на родовом начале. Вс. 1Русь должна была находиться в общем владении всего рода Ярослава. Но едва только стали обозначатьсJ 1отдельные КНJ 1жескис линии, как они уже стали забывать свое общее происхождение, стали преследовать свои часmыс, особенные цели час ый, более кровный семейственный союз исключал более общий родовоА между ними идет борьба, которu заханчиваетсJ 1победой семейного вотчинного начала. Сначала КНJ 1зы 1полуправители, полувотчинники живут между собой согласно, но потом происходит борьба д,щеА с плеМJ 1Нниками родового начапа с оемейсmенным. НачинаютсJ 1вообще беспрерывные войны из за княжеств. Устраиваютс шжескис съезды, но и они не в состоJ 1нии подцержать падающего родового начала. Во 69 время и под влиянием этак распрей развивается политическое значение общин, выражающееся в расmирении власти всча. Особенно усилилась новгородс 1С8J 1 община, явл 1юща.яся типичным образом русско славянской общины с ясно обозначенными формами быта. С рюrрабr ением Киева Андреем Боголюбским падает прежний центр Руси и вместе с ним и всикий признак политического единства. Потомство Ярослава распадается на несколь 1ео ветвей, которые теряют всякое сознание родового единства. Выс 1nаст на первый план вотчинное начало. Чем владели ощы и дети, тем желают владеть и их потомки, ю жеские ветви и фамилии получают оседлость, семья одерживает верх над родом. Но и родовое начало сохранилось, только под другой формой его нужно искать нс в целой Руси, а в отдельных земл.ях, княжествах. В каждом нз них повторяетс. 1то, что прежде наблюдалось в целой Руси. Отдельные ветви, в свою очередь, размножаются между их членами господствует принцип родового старейщинства. К периоду с половины XI века до половины ХПI века, когда постепенно разлагается и приходит в упадок родовой быт Руси, Орешников оmосит начало чеканки русских монет одних нз немногих памятников материальной культуры, отражающих в себе родовой быт помещением родовых знаков Рюриковичей Т8 1СИм образом, по мнснйю Орешникова, по. вленне родовых знаков трезубцев на монетах Ярослава Мудрого и его ближайших потомков можно сuзать с намерением Ярослава установить в государстве пор.ядок, основанный на родовом начале. На этом основании автор утверждает, что до Ярослава появление трезубцев на монетах быть нс могло, следовательно, нельзя допустить, чтобы при Святом Владимире могли чекаюnъся монеты с родовыми знаками трезубцами Отметим, что в этом он не прав, но вполне веро.яrnо, что в начале века историки располагали недостаточным археологическими материалом. Распадение родового быта, резко выразк.вшесс.я в борьбе кн. зей, привело к тому, что родовые знаки трезубцы просуществовали недолго. Судя по сохранившемуся сфраrистичсскому материалу, в начале Х 1П век на псчапх они уже начинают прекращ,атьс. В основе классификации монет Орешников поставил родовые знаки трезубцы руководствуясь принципом вот СОВ, описанкым П.М Сорокиным, то ес 1Ъ принципом образования знака нз простого в более сложный. Собрав рисунки главных ипов трезубцев на монетах, он разделил их на три групnы. В первую группу, наиболее просrу Орешников поместил трезубцы с сребреников Ярослава Мудрого см. рис. 1фиг. 2 4 Видимая сложность знака Ярое.лава, имеющего в схеме трезубец, заставила автора предположить, что знак его оща был проще, но Орешникову он нс был известен и он поместил условно в предшествующее Ярославу колено знак, находящийся на одной привесной печати, найденной в Киеве, имеющей с обеих сторон в схеме вилы двузубец см. рис. 1фиг. 1Доказательств тоrо, что подобный знак мог иметь отец Ярое.лава, нет, так как прочесть надпись на печати не удалось. Во вторую группу Орешников поместил трезубцы на монетах с именем Владимира из Нежинскоrо и Киевского кладов и отдельных находок. Большое сходство в схеме знаков, которые варьируются только в нижней части, позволило автору отнести всю вторую rpyrmy к одному ю 1язю с именем Владимир, из таковых может быть назван один Владимир Всеволодович Мономах см. рис. 1фиг. 5 12 К третьей группе автор отнес остальные три знака на сребрениках, еподходящих к I н П группам, кроме того сходных между собой по рисунку см. рис. 1фиг. 14, 15 16 Сребреники с эти мм знаками Орешников определил как принадnежащие Изяславу, сыну Ярослава, и сыновьям Изяслава Ярополку Петру и Святополку Михаилу 70 По выводам историка Кавелина, на которого ссылаете.я Орешников, родовой быт разрушился после Ярослава Мудрого. но родовые знаки трезубцы на сребрениках и златниках, а затем на привесных печатях князей XII вс указывают, что пережитки родового быта сохранились, иначе, пишет Орешников, нель w объяснить появление родовых знаков на монетах и печатях. Окончательно родовые знаки трезубцы исчезают. судя по датированным памя икам печатям у князе А девятого колена рода Рюрика, то есть в начале ХIП века. Соглашuсь с мнением историка Куни что родовые знамена имеются в виду трезубцы возникли из знаков соt5ственности, Орешников пишет В период чеканкн сребреников оба понsтая родовой знак и знак собственности сливаются например, на монетах знаки могут называться родовыми и знаками собственности, так как право чеканки монет есть право кн.язя, следовательно, монеты nт 1ютс.я его собственностью Однако, он также отмечал. что родовой знак в Х XI веках явю 1лся наследственным с некоторыми изменениntи в форме, а знак собственности мог и не быть наследственным. По.явление знаков собсnенности относится к отдаленному времеrни. Доказательством тому служит место в РусскоА Правде, в котором говорите.я о таврении лошадей А за княжь конь, иже тоя съ ш 1тномъ, 3 гривне список 1статы 125, по Качалову Возвращаясь к трезубцам на монетах необходимо упомянуть некоторые нссоответсmия с принципом образования знака, установленным Орешниковым. Этот nринцип более всеrо оправдывает себ. 1в знаках РюриковичсЯ, ближайших потомков Владимира, определенных монетами, но среди трезубцев на печатюс есть случаи, которые не подчи ТСя прин. 1тому Орешниковым принципу. Так. например, знак, отнесенный в статье Орешникова Классификацю 1древнейших русских монет по родовым знакам к Всеволоду Ш Большое Гнездо, прямому потомку Ярослава. Несмотря на близкое родство знак не имеет признаков основных очертаний знамени первых Рюриковичей двузубца или резубца Необысним также дru 1автора фах т принадлежности одноrо знака двум разным лицам. Кц известно, имена владельцев печатей с трезубцами определяютс. изображением святых, тезоименитых владельцам. Отмечено два случая, когда на двух печатях с одинаковыми трезубцами изображены разные святые, следовательно, два лица имели один и тот же знак. В заключение ИЗ ожени. теории Орешникова скажем пару слов о норманских подражаниюс трезубцу см. рис. 2 Н Лихачев о нормаиских подражании сребреникам Ярослава с изображением трезубца пишет, что одновременно с чеканкою сребреников Ярослава было отчеканено длж уплаты варягам дани небольшое количество монет. по изображениnt, представившим волы ое подражание великокняжеской печати В своей работе Орешников, приводя слова ЛИхачева, указывает на противоречие сребреники Ярослава не признаютс.я ЛИхачевым за монеТЬ 1но дл, 1уплаты дани варягам в том же Новгороде в небольшом количестве чеканхтс. 1монеты подражани. 1сребреникам с искаженным родовым знаком трезубцом Ярослава. Доказательство того, что такие монеты чеканились скандинавами, содержится в их общем стиле, варваризации надписей, искажением трезубца все этн промахи мог сделать только мастер норман. Но, с другой стороны, по мнению историка Бауера, зачем шведам, норвежцам и датчанам допускать подражания, когда они чеканили собственные монеты Подобные подражания в древних средневековых государствах явлеttие нередкое нам извес ы подражания византийским монетам в Венгрии, в Грузии, у арабов и т В общем Орешников отрицает то, что эти монеты могут быть 4 м типом 7 1 Ярославля сребра. Оrметнм, что шведский ученый и археолог Орне считал эти монеты так же подражаниями русским см. книгу Орне Шведы на востоке 2, Т ре.З GЕЦ Н З АК ТОТЕМОВ Из названи. работы С Ширинского Ременные бru 1mки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гне ова сразу видно, что автор занимаете рассмотрением археологических находок, помеченных трезубцем который он также называет знаком соfютвснности или тамгой. Первый предмет, рассматриваемый С Ширинским в его работе, это щитовидная бляха со стилизованным растительным орнаментом как их описывает Х. Абраман, происходившие нз могильника в Бирке IПвеция На самом деле a щитке изображен не растительный орнамент, а княжеский знак, то есть трезубец Еще И Толстой отмечал сходство знаков Рюриковичей с некоторыми деталями растительной орнаментики. Исследователи, впервые публиковавшие ременные бляшки с княжескими знаками, сравнивали их изображения с араfюким или византийским декором. В данном случае наличие знака Рюриковичей на бтrшке из Бирки подтверждается бусинками на щипе вокруг знака, тах как точно в таком обрамлении родовой знак трезубец помсщалс. 1на сребрениках и печапх Руси Х XI веков. Вопрос о том, ка с эта бляха попала в Швецию, разреmаетс. 1 просто. Русс 1еие летописи под юбно рассказывают о борьбе, разrоревшеАс 1в 977 980 годах между наследниками Святослава Иrоре.внча. Сообщают они и о бегстве Владимира Сuтославича за море и о войне Ярополка с Владимиром, закончившейс,rдл, 1киевского князJ 1гибелью от мечей приведенных младшим братом наемников варяrов. Вероnно, что воин, погребенный в кургане в Бирке вместе с сумкой, увенчанной знаком Владимира, также входил в э,у варяжскую дружину. Владимир после захвата великокн,rжескоrо престола распустил часть наемников, и швед хозяин сумки вернулся на родину. Другой знак Рюриковичей, рассматриваемый Ширинсхим, отмечен на ременных бляшках из кургана у деревни Гнездово, исследованного в 1886 году В Соколовым. Знак датирустсJ 1началом XI века. Далее ШиринскиА упоминает описанные Рыбаковым металлические трапециевидные подвески со знаком Ярослава Владимировича. На некоторых из них среди богатого декоративного обрамленИJ 1родового знака встречаютси изображения птицы в различных вариаци.ях. Шнринский считает это 1влснис неслучайным, привоД. 1 в пример своеобразно исполненный знак Владимира Свитославича на наконечни 1ее ножен сабли меча, найденном в могильнике Кримулдас в Латвии. На этрм наконечнике трезубец по мнению Illиринского, превращен в изображение птицы. Основываясь на таких фактах, автор делает вывод трапециевидные подвески со знаком Ярослава и фиrуркой птицы, сопоставленные с тамгой на ножнах, констатируют существование на Руси в Х XI веках традиции, сuзывающеА в представлении людей княжеский знак и птицу воедино. Обы снение этому даст этнография Истории возникновених и развити у народов мира знаков собственности показывает, что древнейшим видом знаков были изображенн предков рода тотемовживотных. С развитием социальных отношений и изменением религиозных представлений знаки тамги реальные изображения родовых тотемов постепенно схематизируются и приобретают все. большее значение знаков собственности. Однако прежний смысл изображения предков покровителей они сохраняют еще долго. Можно предположить, согласно Ширинскому, что 72 в языческой Руси в условиях развивающегося феодализма, знак князя, когда то символ существа. помогавшего ч, енам родовой группы, продолжал охранять сюзерена и его вассалов. Следует добавить что вывод о том, что знак Рюриковичей трезубец происходит от еще более древнеrо знuа, некзвесmой нам хищной птицы, не дает повода для возвращено к предположению Кене, исnвшего сходство знака Рюриковичей с иэображениnоt датскоrо ворона. Далее, подобно Орешникову, Ширинс 1СИй рассматривает рисун ки зна ков, выводя закономерность их развития, учитывu родственную связь отцов и детей, с учетом знамени старших братьев, четкость и простоту оmnнышей дополнительных деталей в основной схеме, отличных от других Можно представить, что неизвестная нам тамга Игоря Старого, убитого дреВЛJ 1Нами в 945 году, возможно выгшщела, как знак его сына Сuтослава рис. 3, фиг. 2, 3 но без зубца, противоположного вертккальным мачтам рис. 3, фиг. 3 Хотя также веро 10, что рано осиротевший Сuтослав, сохранил д п себя знак оща без изменений. Извесmые знаки Св, тослава Игоревича и Св 1тополка Ярополковича рис. З, фиг. позволили автору достаточно rочно реконструировать знак старшего из сыновей Святослава Яропотс Выносной значок и две мачты вместо тре показывают, что знаки Владимира Св 1тославича рис. З, фиг. 9, 10 и Сuтополка непосредственно между собой не связанны. Очевидно, СвJ 1тополu юридически считали сыном Ярополка. Измен,rющеАс частью знака Свпополка были крест, полумесяц или их совмещение. Следовательно, знак Ярополц J 1ВЛ.uсь средним звеном знаками Святопол 1СА и Свпослава., отличалс от знаха Сuтослава перекрестием на левой мачте рис. 3, фиг. 6, 7 Естественно предположить, что в тоА же системе отличиА при сохранении основы, знак младшего брата Ярополка Олега должен иметь перекрестие на правой мачте рис. 3, фиг. 8 Система простых отличий исчерпала себя на знаке Олега и поэтому в знаке Владимира ПO ВJUсТсI треть.я вертикальная мачта. В ы.яснснис начертани. знаков сыновей Владимира СвJ 1тославича услоЖНJ 1етсJ 1многочисленными противоречИJ 1ми в летописных свидетельствах, поэтому решающее значение дm 1Ширинского в таком анализе приобретают уже вьurвленные м атрибутированные знаки наследников Владимира. Известен знак Из 1слава второго сына Владимира которыА, сохранив в основе знак отца, получил перекрестие на срсднсА мачте рис. 3, фиг. 13 Тогда из этоrо следует, что знак его старшего брата Вышеслава получил отличие в виде перекрестюt на левоА мачте, так же как и в свое в старший сын Св. тослава. Третий сын Владимира Мстислав I из эа ранней своей смерти почти не упоминаетс. 1в летописях, тем не менее свидетельства того, что русские кн. 1зь. 1выделяют своим еще юным наследникам отд льные уделы, позвош 1ют предположить, что Мстислав I также имел своА собственный трезубец имеющий перекрестие на правой мачте. Также как это ранее про ЗQшло у сыновей сuroсnaвa, развитие трезубцев наследников Владимира при помощи отличий перекрестиА с по. 1влением знака Мстислава прекратилось. Естественно, появилась необходимость в создании новых видов отличий, также менJ 1ется порядок расположенк. 1отличий на основе. Это предположение ШиринскиА иллюстрирует известными сейчас знаками Ярослава рис. З, фиг. 15 и Мстислава II Тмутараканского рис. 3, фиг. 18 Анализ схемы рис. 3 показывает, что на знаках первых дев.яти сыновей великого кн. 1зя очередное отличие появляется у каждого четвертого наследника. До Ярослава, с отличием в виде круга, летопись в своем перечне помещает Вышеслава, Из слава и Мстислава 1Следующее новое отличие ромб с 73 перекладиной появляется у Мстислава II, предшественниками которого, начиная от Ярослава, были три кю 1зя. Этот факт ШиринскиА случайным не считает. Скорее всего, старшие сыновья Владимира применяли в каждом конкреmом случае одинарные отличия на одной из трех мачт ощовскоrо знака. Поэтому после очередных трех наследников приходилось менnь форму отличия. Очевидно, что меняется и порядок присвоения нового отличия. Ярослав, а за ним и Мстислав II, помещают новую разновидность отличu на среднюю мачту и похоже, что их младшим братым ничего не оставалось, как только рзспределить приобретенные отличия по крайним мачтам своих знаков рис. 3, фиг. 16 20 И снова при существующей системе присвоения отличий знаки девяти первых сыновей Владимира практически исчерпали все возможности дальнейшего развития ощовского знака за счет изменения вершин мачт. Исключительная по характеру тамга из Гнездова рис. 4, фиг. 3, 4, рис. 5 получает свой, отличный от Владимира рисунок за счет изменения его горизонтального основания. При такой своеобразной форме этот знак мог принадлежать только одному из младших сыновей Владимира, упоминаемых летописью с 988 г., вероятнее всего десятому сыну Владимира Станиславу рис. 3, фиг. 2 1По сведениям позднейших летописей, Станислав был посажен Владимиром в Смоленске где и умер в 1036 году. Таким образом, свидетельства источников подтверждаются развитой Ширинским системой изменени. трезубца своеобразием знаха из Гнездова и местом находки блях с этим знаком в кургане вблизи Смоленска. Изложенная теори. 1С Ширинского построена на предположениях и некоторых единичных фактах, тем не менее содержит интересные выводы, и, как уже отмечалось ранее, полностью не перечеркивает теории, представленной А Орешниковым. даже можно сказать, что в чем то Ширинский согласен со своим предшественником, принимая некоторые высказанные Орешниковым идеи за неоспоримый факт. Но в целом Ширинский пошел дальше Орешникова. 3. Теорuи Э. И. Кvчеренко о знАчеtiии трез 1GЦА. Исследовани. 1Кучеренко состаВЛJ 1юr третий этап и заключаются в рце последовательно св,rзанных между собой статьях и докладах. Отправной точкой можно считат 1t работы Кучеренко, посв,uцснные первой русской монете. Еще в ХVШ веке французский нумизмат Леклерк описал несколько монет, которые потом посчитали вымышленными. Затем в 1842 году Сахаров дал рисунки серебряной монеты князя Святослава, но кроме имени он не сумел прочесть ничего. Монета серебряная, на лицевой стороне ее изображен стоящий правитель в короне, напоминающей византийскую, со скипетром, увенчанным крестом, в правой руке. На оборо 0Я стороне монеты изображен Христос на троне с нимбом вокруг головы и правой рукоА, поднятой дru 1благословсни. 1На этой стороне надпись Iс Xс и она легко читаете.а Надпись же на лицевой стороне была прочитана только в 19 12 году болгарским ученым Н Мушмовым Сватаслав u а р ь 6 о лгар а м Согласно этой надписи Мушмов в противоположность И. П. Сахарову, который orneс эту монсtу к Святославу Ярославичу 1073 1076 определил монету как болгарскую, приписав ее болгарскому царю Федору Св тославу 1295 1322 Изучение надписи на монете показывает, что она сделана бу 1СВамн древнейшей русской азбуки, подобной той, что была обнаружена С Высоцким на стенах Софийского собора в Киеве. Азбука состоит нз 27 букв и в ней нет ъ ъ t По видимому, она и была той азбукой, с которой познакомились Кирилл и Мефодий в XI 74 веке у русских в Херсонесе и И3 которой развилась современная письменностъ славян. В Х веке бот ары пользовались буквами ь 1ъ В русской азбуке того времени не было бухвы ц но в Болгарии существовал mryл правителей царь с 893 года. Бухва ц есп. на описанной монете. Она 58.ИМсnювана у болгар. С 1ИЛЬ изображений на монете Свпоспава одинаков со спtлем иэоора.жеиий на монетах Влздимира. При сравнении же иэображеиий на монетах Болrарни XIП XIV веков и нашей монеты видно, что они резко отличаются друг от друrа болrарские монеты XIП XIV веков обычно конкавные, то СС 1Ъ выпукло воmутые, наша же монета ПЛОСК8 1Болгарские монеты несут сокращенные хриспtанские имена Мх. МIХ надписи выполнены мелким шрифтом, обычно в несколько строк, линии букв юнкие. Но на нашей монете надпись круrовu, имя написано полностъю, буквы крупные, написанные широкими выпу 1СЛЫми линИJ 1Мн, тахже юuс и на русских монетах Х века. Анализ надписей и изображений на монете по3ВОЛИЛ Кучеренко сделать вывод, что монета принадлежит 1СИЮ 1О Сurославу Игоревичу и 0 1Чеканена в 968 97 1ro когда русские войска завоевали Болгарию, а Сuтослав, как видно из надписи, был провозглашен царем. По щнее JСИСвские IсIOIЗЬJ чеканили МОНС 1не только из серебра, JсaJс Сwчтослав, но и из эоло,а. ТИ t л цар, болгар они за собоЯ удержали хоп болrарсхие земли нет. Ти l л царь на монетах, псчат,rх, доJСумснтах, иконах, оружии и других различных вещах к н.а еского обихода стал усложюпься и э за сли,mиs двух букв ц и р он, по мнению Кучеренко, преврапtЛСs в трезубец Как пишет сам автор Опадка пришла при нии книги 8ЮIДСмика Болrарской академии наук И. Гошс ва Гошев в книге Старо болгарски глаголнчсски и кирилсюt надписи опубликовал ряд Н8ДП.ИССЙ, похожих на бцы JСИСвск нх ЮU 1зсА, и оnюсящихс по ero мнению, к ТХ ХП векам. Например, трезубец на кирпиче из развалин Старой Преславы Гошев нс читает какЦР то ссn царь В друrоА же надписи, в начале коюроА помещены два креста и трезубец Гошев читает сro как царь В этом ему помогло разобрап.с, то, что он был свпценником, а надпись была молитвенной. Именно по смыслу молитвы Гошев доrадалс. 1правильно прочитать трезубец Заметим, что надпись выполнена глаголическим шрифrом, где буква р это 1В остальных надписях, с которыми работал Гошсв, он не ПЫтаJЮ читап. трезубцы как слово царь В JСНИГС Мушмова Анпtчните монеtъ 1 на Балканския полуостровъ и монетию на бъпrарскюсь царе посВJ 1ЩенноА нумизматике, приведены дсс,mси старо оолгарских надписей на монетах. Но Муmмов не смог расшифровать столь часто встречавшиАсJ 1там трезубец По 1вление надписей трезубцев как пишет Кучеренко в своей статье, стало возможным после того, как в 893 году болгарский правитель Симеон прИWIЛ царский пnул. Ти,ул царь восточного происхожденu и был известен еще во времена древнего Вавилона. Как ТИ 1Л попал в Киевскую Русь было рассказано выше. ПриНJ 1ТИс этого ТИ l ла русскими КН ЗЫIМИ подтверждается и летописными нсючннJСаМИ. Тц ИnатьевсJОUI летопись под 5 1годом сообщает Изяславъ же рече азь Из. 1славъ СС ЬМ Ь ваш сна сьессбJ ше.помь и познаши, и то С Ыmавшн мнози и В ЬСХИТИmа и руюwи своими съ радосп.ю Ако цар. 1и вслекоrо кн.язя свое Летопись, составлсннu в I 1epe сJ 188Лe Суздальском, озаmавлена Летописець русскнх.ь царей и 0 1СВ.НЧивается 12 14 rодом. Таким образом, согласно теории Кучеренко, основанной на исследовании нумизматического материала, трезубец это лига l ра двух букв ц и р см. рис. 6 и читаете.я как слово царь Теори.я Кучеренко подтверждаетс 1дальнейшей расшифровкой надписей на археологических находках, в часmости на монетах и печатях. Например, царский титул Ярослава Мудрого в надписи на монетах, называемых Ярославле сребро дан в виде трезубца и имеет диакритические точки две пары rрупп из трех точе За разъ.яснением значений этих точек 75 Кучеренко обратился к болrарс 1G 1м монетам, описанными Мушмовым в его книге. Там есть монеn. 1оmесенные Мушмовым к царю Шиману. На них трезубец имеет три точки, помещенные над или под буквой ПГ Вообще то не свойственные славянской письменности диакритические знаки были заимствованы у арабов и евреев. Дело в rом, что помещение диакритических знаков над или под а для магрибинского алфавита сразу и над и под буквой IIГ ревращает ее в араоскую или еврейскую букву, с которой начинается слово царь Очевидно, русские использовали эти диакритические точки, чтобы надпись на монете была поняmа хазарам, вошедшим в состав русского roсyдapсma, а также волжским булгарам, исповедовавшим ислам. Появление такой своеобразной надписи на монетах, имевших хо Щение не только в пределах Киевской Руси, было особенно важно, чтобы подчеркнуть власn. киевских князей над хазарами и другими мусульманами. Расширяя свои rраницы, русские князья включают в состав государства и язычников мордва, меря, чудь и христиан дунайские булrары и мусульман. Вместе с Э ПIМ меняют они и свой титул, именуя себя царями царей, царями хрисmан и мусульман. По теории Кучеренко эти изменения отразились и на трезубце Так, например, Ярослав Мудрый выразил свое господство над мусульманами диакритическими точк.ами, а Святополк 10 15 10 19 трезубцем с полумесяцем рис. 7 ro eсn. титул теперь читался как царь трезубец христиан крест и мусульман п лумесяц Дальнейшее развитие трезубца по мнению Кучеренко, связано с вошедшим в моду звериным с, илем и растительным орнаментом см. рис. 8 также иrрает роль изменение начертания буквы ц см. рис. 9 Если подробнее остановиться на трезубце на рисунке 8, ro расшифровка его как титула тахова царь малый трезубец Ч 1на правой мачте основного царей второй малый трезубец Р великий царь большой трезубец царь мусульман диакритические точки царь христиан крест В дальнейшем, считает Кучеренко, растительный орнамент, использовавшийся в изображении трезубцев превратил их в проросший процветший, расЦВС Пий крест см. рис. 10 а дальнейшая стилизация и упрощения сделали трезубец до того форм а изованным, что сходство с первоначальным варианrом обнаружить довольно трудно см. рис. Помимо таких нумизматических источников, которыми пользовался Кучеренко в своих первых работах, существуют еще и геральдические источники. Так, например, на гербе князей Глинских, древнего рода, состоящего в родстве с царями, изображен трезубец как указатель на их родственные связи. В старом гербе города Полоцка выявлено изображение трезубца здесь он напоминает о том, что Полоцк древняя столица белорусских князей. Теория, развитая Кучеренко, выявляет происхождение трезубца Что же касается представления Орешникова о трезубце как о родовом знаке и Ширинскоrо о знаке сооственности, то Кучеренко их не опровергает, наоборот, некоторые идеи Орешникова и Ширинского легко доказываются с помощью теории Кучеренко. Две буквы ц и р соединенные в один знак трезубец означают царь и становятся знаком царского рода, то есть родовым знаком. Трезубцем помечены вещи, принадлежавшие царям, и, следовательно, трезубец можно считать и знаком сооственности. Идеи же Орешникова и Ширинского относительно происхождения трезубца опроверrnуты Э Кучеренко полностью. Таким образом, смысловое значение киевского трезубца заключается в прочтении его как лигатура ЦР, то есть царь На основании этого факта сделано несколько интересных выводов. Например, изменение основы трезубца дает повод предполагать существование у киевских князей сложной титулатуры. А по наличию трезубцев на монетах можно делать выводы о политике, как 76 9 О I Рис. 1Трезубцы Х ХП вв. 77 Рис. 2. Сребр,fник Ярослава и 1юрма 1шские. подражания нiорь j N. j r л t i у 1 8Ai Nf p r II h Щ Рис. 3. Знаки на златниках и сребрениках I типа Владимира Святославича. Знаки показаны в том повороте, в котором они изображены. Даты в скобках указывают разночтения по В Татищеву. Пунктиром показаны реконструируемые автором знаки. 78 о 1
3 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Филиппова О.А. Киевский трезубец. Старые предположения и новые факты (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |