Анисимова Е.И.
О работе студии «История культуры» Московского городского дворца творчества детей и юношества с геральдическойпроблематикой (знаковые системы в методике преподавания истории культуры)
// Гербовед. №15. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 82-85
Аннотация: Студия "История культуры" существует уже третий год. Из 40 воспитанников - двое являются членами ВГО, а самый младший, 6-летний, "изучает" геральдику по раскраскам с изображением гербов. На V Международной генеалого-геральдической конференции с докладом об орденском платье выступала Елена Лойтер - воспитанница студии. В i 995/1996 учебном году ею же была написана работа "Тенденции развития военной формы в XVIII в. на примере Семеновского полка" с привлечением изобразительных источников, в том числе портретов. Исследование получило хорошие отзывы специалистов и опубликовано в сборнике Всероссийской конференции участников движения "Отечество" за 1996 г.
Об авторе публикации/статьи:
Анисимова Е.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18868 знаков (с пробелами)
Е. И. Анисимова, Москва
О Рi БОТ6 GТVДИИ ИGТОРИЯ культуРЫ
MOGKO.GGKOГO ГОРОДGКОГО
Д.GОРЦi T.GOPЧ6GT.Gi Д6Т6Й И IONOШ6 JT.Gi
G Г6Рi ЛЬДИЧ6GКОИ ПРОБЛ6М ТИКОИ ЗПЛКОБЫ6 GИGТ6МЫ Б М6ТОДИК6
ПР6ПОДЛБЛПИЯ ИGТОРИИ культуры
Студия История культуры существует уже третий год. Из 40
воспитанников двое являются членами ВГО, а самый младший, 6 летний, изучает геральдику по раскраскам с изображением гербов. На V
Международной генеалого геральдической конференции с докладом об
орденском платье выступала Елена Лойтер воспитанница студии. В
i 995 1996 учебном году ею же была написана работа Тенденции развития
военной формы в XVIII в. на примере Семеновского полка с привлечением
изобразительных источников, в том числе портретов. Исследование
получило хорошие отзывы специалистов и опубликовано в сборнике
Всероссийской конференции участников движения Отечество за 1996 г.
Портреты представляют собой бесспорные источники для изучения истории костюма в целом, и увиформологии в частности. Одним из признанных
основоположников методики атрибуции портретов, то есть уточнения
изображенных лиц и датировки самих произведений, по форме одежды,
орденам, знакам отличия был В. М. Глинка 1903 1983 Его метод,
основанный на необходимости знания быта той или иной исторической
эпохи в ее различных проявлениях нравах, модах, нормах поведения и
сословного этикета, используется воспитанниками студии в их
научно исследовательских изысканиях. Например, работа Андрея
Четверикова, посвященная иконографии генерал адмирала Ф. М. Апраксина,
была методически построена на аналогичном методе, основанном на
данных из истории военной формы, фалеристики и исторических веяний
моды. В результате в круг портретов Ф. М. Апраксина предположительно
были введены несколько живописных изображений. Тем самым
пополнилась иконография известного генерал адмирала петровского времени,
третьего по счету среди первых.
В студии воспитанники занимаются исследованиями в различных областях
истории и истории культуры. Отдельные их работы, связанные с
москвоведческой тематикой, были опубликованы в газете Вечерняя Москва
Другие регулярно выступают на научно практических конференциях учащихся региональных, городских, всероссийских.
При преподавании истории культуры в студии привлекаются
разнообразные методы. Учитывается и геральдическая специфика. Например,
в уточнении принадлежности архитектурных сооружений тому или иному
лицу, при датировке тех или иных построек и т. п. Несомненно, что знание
основ геральдики расширяет источниковедческую базу юного историка,
вводит его в профессиональный мир вспомогательных исторических
дисциплин. 82
Не только геральдика, но и различные аспекты эмблематики находят
отражение в занятиях студии. Эмблема условное ини символическое
изображение какого либо понятия, идеи тесно соприкасается с понятием
эстетического знака, лежащего в основе методо 1югии преподавания
культурологических дисциплин в студии. Знак краеугольное понятие
семиотики науки, чьи отдельные принципы и методы так же взяты дпя
преподавания. Искусство в таком контексте рассматривается как особый язык
знаков, как система средств передачи определенной исторической
информации и как средство коммуникативности, то есть общения
представителя одной исторической эпохи с другой. Юному историку очень
важно уметь установить такой контакт. Тогда исторические тайны и
перипетии как бы перемещаются во времени, приближаются и становятся более
реальными и ясными. Умение вжиться в исследуемую эпоху, проникнуть в
логику исторического или культурного явления и памятника залог научного
успеха.
Другое направление эстетической мысли семантика. Она так же
помогает в изучении знаковых систем, на ее методах можно базировать
некоторые толкования отдельных культурологических процессов.
Привлекается и герменевтика как способ истолкования многозначных
символов и знаков. Исторические источники изучаются через сопоставление
с культурной традицией, при этом ориентация делается на
конкретно историческое содержание.
Вашему вниманию предлагается методологическая
структурно типологическая зарисовка, которую можно использовать для
изучения логики развития историческо 10 костюма, наполняя каждый
высказанный тезис конкретно историческим содержанием.
В истории костюм можно рассматривать многоаспектно. Как явление
художественной культуры и выразителя эстетических вкусов, как
произведение декоративно прикладного искусства, как исторический
источник, как предмет санитарно гигиенических и утилитарных норм, как
средство коммуникации и т В данном ракурсе костюм рассматривается
как социальный знак.
Костю.ч как социальный знак
Старое русское выражение Встречают по одежке возникло не
случайно. Одежда во все времена и у всех народов несла в себе
опознавательные черты.
Как только один человек прикрыл свое тело шкурой льва, а другой
легко убиваемого хорька, так возникло первое неравенство, первое
расслоение человечества по принципу умения и ловкости. Ловкому и
умелому в те давние времена отдавали предпочтение, так как его навыки
спасали род и племя от грозящих на каждом ша у опасностей. Именно его
избирали вождем. Так на заре человеческого общества возникли первые
опознавательные знаки и симво, 1ы в области одежды, которые легко прочитывались и узнавались соплеменниками.
Набедренные повязки в древние времена также несли в себе знаковую
информацию. Представители той или иной социальной группы имели 83
разные элементы декора и драпировались вокруг человеческого тела тканью,
отличающейся качеством. Древние египтяне, например. носили схети, которая
у каждого сословия шилась из определенной материи.
У древних римлян была традиция украшать края тоги пурпурной полосой,
ширина которой указывала на знатность происхождения патриция.
Если формы костюма, его крой зачастую были почти одинаковы у
выходцев из какой либо социальной группы, то украшение его,
расположение красочных деталей шитье, нашивки, вышивка, золотые и
серебряные нити, шнуры и т. д. говорили о знатности и богатстве.
Богато орнаментированные одежды византийцев отражали эстетический
и духовный идеал эпохи, строгую иерархию как слоев населения, так и
служителей культа. Удивительное убранство монарших облачений
контрастировало с аскетическими одеждами монахов и неимущих.
Характерной особенностью костюма средневек9вья были орнаменты и
рисунки на тканях, которые несли знаковую информацию, также легко читаемую современниками. Смысл каждого рисунка в картушах
раскрывали его элементы своеобразные эмблемы и символы.
В средние века опознавательные знаки с щитов рыцарей перешли на
одежду. Элементы родовых гербов включали в рисунок на платье, типа
нарамника, учитывая и цветовую символику.
Стройную смысловую систему составляли цвета. Каждый оттенок был
частью этой системы. Цвет костюма и сочетание цветов в нем могли
составить целую смысловую фразу.
Аналогично в более поздние времена составлялись целые смысловые
послания из букетов цветов, которые так же были модными дополнениями
к костюму, размещались на лифе платья или полях дамских шляпок.
Наши предки хорошо ориентировались в назначении и свойствах
драгоценных камней. Присутствие драгоценности зачастую говорило о ее
хозяине больше, чем какая либо другая деталь костюма. Знатность и богатство
отражали бриллиантовые россыпи на робронах и камзолах светских
модников Золотого века Екатерины Великой, блистали в напудl енных
волосах и огромных пряжках атласных туфе. 1ек и башмаков.
Своеобразным источником русских национальных традиций и сословных
представлений является, так называемый, русский народный костюм.
Общерусского национального костюма в истории не существовало, так
как каждая область, а иногда и каждая большая деревня в ней, имели свою
традицию ношения и украшения одежды. Сейчас принято считать народным
костюмом некую, всем известную, примитивную стилизацию А la russe
с характерными детаJrями венцом и сарафаном у женщин, косовороткой
и кушаком у мужчин.
В нарядных вышивках по краям подола, горловине, поручах и других
традиционных местах украшений русские вышивалыцицы, а порой узор
бывал тканным, рассказывали целую жизнь владетельницы красочного
наряда. Каков цвет такова полоса жизни, какова фигура таков смысл
узора.
Сословные и социальные особенности хорошо прослеживаются в
ношении царских парадных одежд и облачений uерковных иерархов. Здесь
на протяжении многих веков господствовали в зантийские нормы и каноны. 84
Характерной деталью украшения одеж, является орнамент на ткани в виде
вышивки, набойки и т Русский орнамент на протяжении веков претерпевал
интересные изменения, вводились в него и элементы симвоJ 1ики. Царские
одежды несли в себе шаковую информацию о символах власти, церковные традиционную христианскую символику.
Интересная традиция символических орнаментов прослеживается сейчас
среди молодежи. Модные и излюбленные ими плетеные ю нитей и
сделанные из бисера фенечки и харатники несут в себе знаковую,
закодированную, информацию, хорошо понимаемую юным поколением.
Каждая цветная нить свой пласт во взаимоотношениях подростков, девушек
и юношей. Можно долго искать истоки подобной орнаментальной
символики в деталях костюма и среди древних ацтеков, и индейцев, и
индусов среди восточных орнаментов и античных меандров среди
египетских цветовых сочетаний и рисунков персидских ковров Ясно одно исконно русская традиция вышивания украшения поручей нарукавья
ожерелья горловины очелья лоб наложилась на индейско американскую
традицию хиппи. В результате мы имеем странный прецедент массовой
культуры с проявлением его в разных странах.
Как видим, рассмотрение костюма как знака, содержащего
определенный набор исторических закодированнь,х реалий, может быть
использовано в качестве специфического вспомогательного метода для
считывания необходимой исторической информации.
АНИСИМОВА Елена Игоревна, искусствовед, руководитель
студии История культуры Московского городского дворца
творчества детей и юношества, член корреспондент Всероссийского
Геральдического Общества, г. Москва. 85
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Анисимова Е.И. О работе студии «История культуры» Московского городского дворца творчества детей и юношества с геральдическойпроблематикой (знаковые системы в методике преподавания истории культуры) (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|