Р. А. Симонов, д. и. н., Москва
О ПРИЧИП6 ПОЯВЛ6ПИЯ 6ДИПОРОГОВ
fu ЗОЛОТОЙ МОП6Т6 нКОРЛБ6ЛЬПИК6 ИВЛПЛ
Корабельник стал известен не так давно в 1975 г. его приобрел Эрмитаж,
а в 1976 г. о нем рассказал И. Г. Спасский 1Им установлено, что золотой
является подражанием английскому ноблю, на лицевой стороне которого
был изображен корабль, отсюда древнерусское название корабельник
каковое указано на круговой легенде, расположенной по периметру обеих
сторон монеты. Из легенды также следует, что корабельник пот великого
князя всея Руси Ивана Васильевича и его сына великого князя Ивана Ивановича.
Иван Иванович, именовавшийся Молодым, по уточненным данным И. Г.
Спасского, жил с 1458 по 147 1гг. 2, с. 68 а в летописи называется великим
князем с 147 1г. В таком случае подражательная русская монета сделана,
скорее всего, в 147 490 гг. 3, с. 106
При ее оформлении небольшим изменениям подвергся животный мир
оригинала львы леопарды которые находились на щите
воина корабельщика и на противоположной стороне вокруг креста. Эта
сторона на русской монете была главной, так как на ней начиналась легенда.
По поводу замены львов лилиями на щите и четырьмя единороГ МИ в
углах креста И. Г. Спасский метко выразился, что они были решительно
изгнаны Он также отметил, что появление единорогов на корабельнике
для русской геральдики представляет немалый интерес 1с. 5 И. Г.
Спасский обосновывал, что тема единорога была хорошо знакома в XV
в. по литературе и изобразительному искусству. То же можно сказать о
некоторых других популярных образах и символах. Почему им предпочли
единорогов для украшения монеты, он не ответил.
Большое внимание И. Г. Спасский уделил месту и авторству чеканки
корабельника. По его мнению, монета бьmа сделана в Москве итальянскими
мастерами участие граверов итальянцев в изготовлешш штемпелей первых
русских золотых несомненно 2, с. 68 Несмотря на убежденность И. Г.
Спасского, последующие исследователи отдали предпочтение производству
монеты в Новгороде. Впервые это обосновал М. А. Львов, придя к выводу, 1по малотехническое воспроизведение рисунка нобля, разбавленное
единорогами графика легенд обнаруживает русскую руку Сравнив надписи
на золотых и на обычной, чеканившейся в Новгороде монете, он заключил, что
штемпели выполнены русским автором, работавшим на Новгородском
монетном дворе 3, с. 106 109
С мнением М. А. Львова о чеканке корабельника в Новгороде, согласился
И. В. Ширяков, уточнивший ряд положений по существу проблемы 4, 5, 6
Косвенным аргументом, на который как будто бы не обратили внимания
авторы исследований о корабельнике, говорящим в пользу его новгородского
происхождения,является приобретение Эрмитажем монеты в одной литовской
семье 2, с. 68 Если эрмитажный корабельник использовался для женского
ожерелья, о чем свидетельствует имеющееся в нем отверстие. то он не мог 75 уйти далеко от места изготовления, передаваясь в семьях от старших женщин
к младшим. Поэтому литовск й след скорее указывает на Новгород. чем
на Москву. Но это без учета реальной истории эрмитажного корабельника,
который в Литву мог попасть недавно, приче 1издалека. Полому
желательны публикаuия и изучение более полных сведений об уникалы rой
монете до ее поступления в Эр, 1итаж.
Касаясь же вопроса о появлении на корабепьнике единорогов, следует
обратить внимание на ряд источников и исторических обстоятельств, не
учтенных в работах о монете. Единорогом инорогом на Северо Затщс
Руси еще во 2 ой половине XVI в. называли зодиакальный знак КозерL Пl.
как о том свидетельствует псковский писатель и ученый Иван Рыков, живший
в указанное время 7, с. 280,3 17 Сама астролоп 1ческая традиция отождествления
Козерога с единороr о 1на Руси восходит к XI в., о чем говорит изображение
этого знака зодиака русским писuом хуожником 3 виде единорога в Изборнике
Святослава 1073 г. 8, с. 202 Для того, чтобы единорог как образ Козерога
появился на монете, нужно основание. Таковым, например, могла быть
существовавшая вера в то, что Русь управляется этим знаком зодиака и
Сатурном как его ведущей планетой. Информация об этом в нескольких
вариантах бьша опубликована акад. А Соболевским по ряду русских
рукописных книг XVI на 1XVIII вв. 9, с. 14 43, 425, 427 Указанные
сведения, очевидно, относятся ко времени сохранения Нов 1ородом
самостоятельности от Московии до 1478 г. ибо в текстах Новгород как и
Москва указывается отдельно и даже в качестве страны наравне с Литвой.
Эти данные могут работать только будучи взятыми в контексте
астрологической ситуации Новгорода 70 х гг. XV в. Если в это время
соответствующая астрологическая пропаганда в городе была на высоте то
тогда реально говорить о возможности появления единорога на монете как
своеобразного тотема покровителя русских территорий, не только
возглавляемых Москвой, но входящих в состав Новгородской земли и Великого
княжестваЛитовского.
В этой связи значительный интерес представляет расnростrанение в
Новгороде ереси жидовствующих именно в 70 е гг. XV в. По словам
Иосифа Волоцкого и другим материалам, в 147 1г. Новгород, по видимому.
из Крыма или Киева, входящего тогда в состав Великого княжества
Литовского, приехал ее основатель Схария 1О, с. 3 с. 40 Акад. Д
Лихачев отмечал, что указанные вольнодумцы усиленно занимались
астрологией и логикой 12, с. 152 Жидовствующие могли знать из
астрологии, что единорог, являющийся русским изображением Козерога, был уnравителе 1территории Московии, Новгородской земли. Великого
княжества Литовского и, возможно, других госущ 1рств. Если их влияние
захватило новгородские верхи. то резонно задаться вопросом не могло
ли появление единорогов на месте львов английского нобля быть
обусловлено астрологической пропагандой жидовствующих
В случае положительного ответа на вопрос возникает проблема
соответствия взглядов жидовствующих и великого князя Ивана III. а не
польстить ему чеканкой единорогов на монете, предназначенной к
поднесению русскому государю и символизирующей единство Москвы и
Новгорода, как имеюших общий звездный тотем Факты свидетельствуют, 76
что Иван III сочувствовал жидовствующим в тот период. Когда он был
в Новгороде перед его присоединением к Московии, то пригласил
некоторых вольнодумцев в столицу, где их учение в дальнейшем
распространилось. Великий князь интересовался взглядами жидовствующих в чем признался Иосифу Волоцкому. Их влияние
охватывало придворщ,rе круги. Так, мать венчанного в 1498 г. на русское
великое княжение Дмитрия, внука
Ивана III, молдаванка Елена
Стефановна входила в состав
московского кружка жидовствующих 13, с. 370
Однако решающее значение в
принятии Иваном III корабельника
от новгородцев с его новой и
необычной символикой, очевидно,
сыграли
государственно политические
интересы.
Иван III стремился, чтобы
зарубежные страны признали за
ним право именоваться государем всея Руси что давало
возможность претендовать на
русские земли в составе соседних
государств Польши и Великого
княжества Литовского 14, с. 262
На корабельнике Иван III назван
великим князем всея Руси
единороги же вторили притязаниям
русского государя на такое
именование, будучи
объединяющим тотемом всех
территорий с русским населением.
В таком контексте Иван III,
очевидно, должен был одобрить
их изображение на своей
представительской монете,
игравшей также роль его
1R 1 t дi Р, l t 7 r J l j r к i 1r v
2 I t rл
rv r 1
i iGG t
J. J
7 и
l J
tд Р, 10, 1 О v. J Т I
своеобразной визитной карточки в Ксерокопия увеличенного изобР,ажени.,я
зарубежных контактах. золотого кораЬельника Ивана Л Ьезно
В свете изложенного получает
дополнительное освещение вопрос
об использовании единорога как
предоставлена И. В. Ширяковои
государственного символа, соперничавшего с двуглавым орлом в правление
Ивана IV. На одной стороне Малой государственной печати этого царя
изображен двуглавый орел, а на другой единорог. На его Большой
государственной печати с обеих сторон дан двуглавый орел, на нагрудном
щите которого с одной стороны находится ездец, а с другой единорог. 77
Н 106ражснис ещтнорога на щите орла Большой государственной печати
также имеется у Бориса Годунова, Лжедмитрия 1Михаила и Алексея
Ромаиовых 15. с. 4 5, 9 Единорог часто встречается на дворuовой
утвари. среди украшений царского убора и раз тчных государственных
аксессуарах. включая знамена, на деталях интерьера щtрских покоев, построек
и др. Мода на единорога как государственную эмблему затухает примерно
к ко 1щу XVII в. при uape Федоре Алексеевиче.
В пору Ивана IV сохраняло международную актуальность именование
русского царя государем всея Руси Иван IV настойчиво добивался у
политических лидеров и глав соседних государств признания за ним этого
права. Так, лишь в 1576 г. он получил вожделенное согласие от императора
Максимиллиана II, но папа римский и король польский его не поддержали.
Особенно возражал польский король Сигизмунд II Август, который писал
папе римскому, что разрешение Ивану IV именоваться царем всея Руси
приведет к отторжению русских территорий Польши и Великого княжества
Литовского и приведет на сторону московского государя молдаван и валахов румын 14, с. 267 268
В условиях расширения границ России в XVI в. единорог, по видимому,
как это было в случае корабельника Ивана III, сохранял в политическом
сознании руководителей русского государства свойства тотема покровителя
всех русских территорий, выступая символом их объединения под эгидой
московского государя.
Такое истолкование расходится с, кажется, единственным в научной печати
объяснением Г. В. Вилинбахова происхождения символа единорога в русской
государственной геральдике. Основываясь на оформлении парадного
саадака царя Михаила Федоровича 1627 1628 гг. и жаловании грамоты
боярина Б. М. Дурново 1676 г., включающем единорог в систему
изображений грифа, льва и орла, он пришел к ин гересному выводу о том,
что единорог как русская геральдическая фигура связан с византийской
эмблематикой Свою аргументацию Г. В. Вилинбахов основывал на данных
Б. Кене о гербах 9етырех больших византийский префектур, а именно
орел для Италии, гриф для Галлии, единорог для Азии и лев для Иллирии 16, с. 24 Ни в XV, ни в XVI вв. не встречается композиция из четырех
указанных символов в русской традиции, поэтому для более раннего времени,
чем 1627 1628 гг., вопрос о влиянии византийской эмблематики на
возникновение русской государственной символики единорога остается
открытым. На основе новых, изложенных в настоящей статье данных, можно
считать, что русская государственная символика единорога имеет свои
национальные истоки и обусловлена политическими причинами
объединения русских территорий, тотемом покровителем которых выступал
единорог, как образ зодиакального знака Козерога, считавшегося управителем территорий проживания русского населения. Византийское
влияние полностью исключать нельзя на формирование образа единорога как
русского государственного символа, но источники свидетельствуют лишь о
возможности такого влияния, причем в XVII в. Тем ценнее корабельник
Ивана III как исторический источник, на котором изображение единорогов
можно рассматривать в качестве тотема покровителя и объединителя
русских земель уже в XV в. 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
l. Спасский И. Г Монетное и монетовидное золото в Московско LКу щк t L
и первые золотые Ивана III Вспомогательные исторические дисципш 1н n. На 1кJ.
l 976. Вып. 8.
2. Спасский И Г Московский корабсльник XV века Сообщения Гос.
Эрмитажа. Л. Аврора, 1977. Т. 42.
3. Лhвов М. А. О месте чеканки золотых монет с именем Ивана Труцы
Гос.Эрмитажа. Л. Искусство, 198 1Т. 2 1
4. Ширяков В. Еще раз о времени и месте чеканки русских золотых с ю,снсм
Ивана III Всероссийская умизматическая конфере ция Тезисы поклалов
сообщений. Во щца, 1993.
5. Ширяков И. В. Первые золотые монеты времени Ивана III Дены и и креюп. 1993. No 9.
6. Ширяков И В. Золотые Ивана III К вопросу о поводе, времени и месте чеканки Всnомш ате ьные исторические дисцишrины высшая шко а, иссJ 1едо ватст,ская
деятельность, общественные организации. Тезисы докладов и сообщений научноИ
конференции. М., 1994.
7. Турилов А. А Черенцов А. В. Отреченная книга Рафли Трупы Отпела
древнерусской литературы Ин та русск. Jrит ры РАН. Л. Наука, 1985. Т. 40.
R. Гир иберг В. Б. Человек в знаках зодиака Изборника 1073 1Избор 1к
Святослава 1073 г. Сборник статей. М. Наука, 1977.
9. Соболевский А. И Переводная литература Московской Руси XIY XVll вв.
СПб., 1903. 10. Иосиф Волоцкий. Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Творение Иосифа, игумена Волоцкого. Казань, 1904. Пя.тнов П. В. Ереси Литература и культура Древней Руси
Словарь справочник. М. Высш.школа, 1994. 12. Лихачев Д. С О филологии. М. Высш.школа, 1989. 13. Лурье Я С Иван III Васильевич Словарь книжников. 14. История дипломатии. М. Политиздат, 1957. Т. 5. Кш 1енцеви Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М.
Высш.школа, 1963. 16. Вилинба.хов Г. Русские знамена XVII века с изображением единорога Сообщения Гос.Эрмитажа. Л. Искусство, 1982. Т. 47. 79