Ражнев Г.В.
Андрогин как геральдический и мифологический символ
// Гербовед. №15. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 50-51
Аннотация: В мировой геральдике одними из древнейших символов являются андрогинные. Иранский (персидский) бог беспредельного времени и судьбы Зерван считался символом единства в природе. Тысячелетия он совершает жертвоприношения в надежде родить сына Ормазда, который бы сотворил мир.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 7864 знаков (с пробелами)
Г. В. Ражнев, к. ф. н., Смоленск
ЛПДРОГИП КЛК Г6РЛЛЬДИЧ6GКИЙ
И МИФОЛ ГИЧ6GКИЙ GИМ.GОЛ
В мировой геральдике одними из древнейших символов являются
андрогинные. Иранский персидский бог беспредельного времени и судьбы
Зерван считался символом единства в природе. Тысячеhетия он совершает
жертвоприношения в надежде родить сына Ормазда, кот орый бы сотворил
мир. Но от сомнения в пользе жерпоприношений вместе с Ормаздом
рождается Ахриман божество зла, скверны и лжи. Начинается извечная
вселенская борьба добра и зла. Младовестийские образы Ормазда Ахурамазда и Ахримана были известны Платону и Аристотелю, а в
мифических сводах Шахнаме приводятся примеры противостояния
братьев двойников.
Не обошла стороной андрогинных божеств и славянская мифология. Род,
отец и мать всех богов, есть андрогинное существо. Отсюда слова природа,
родник, родина, народ, родители, роженица самые святые слова Д Я каждого
славянина. Род родил Ладу, женскую ипостась и Сварога мужскую ипостась
Рода. Лада и Сварог были не только братом и сестрой, но и мужем и
женой. В древнейшей в мире египетской мифологии есть аналогичные
божества Исида и Осирис были братом и сестрой, мужем и женой.
Богатой на андрогинов оказалась и греческая мифология как тут не
вспомнить Януса, имевшего два лица мужское, смотрящее вперед, в
будущее, и женское, видящее и не забывающее прошлое. Янус, кроме этого,
символизировал и всякое начало, поэтому при обращении к богам его имя
называли первым. Интересным андрогином был и Орф двуглавое существо он же Сириус в виде собаки с головами льва и змеи, символизировавшими
две половины года.
Причудливый физический образ имел Гермафродит, обладавший
женской грудью и длинными волосами. Это было не случайно, ведь его
родила Афродита, сама считавшаяся богиней смерти жизни Павсаний
остроумно объяснил один из эпитетов Афродиты черная тем, что любви
обычно предаются ночью.
Для более глубокого понимания символики андрогина полезно вспомнить,
кого еще родила Афродита от бога ненависти Ареса. Итогом соития этих
двух противоположностей стала Гармония, своим легендарным ожерельем
напоминавшая всем о страшном заклятии, лежюдем на сокровище, добытом
войной или грабежом.
Наполненный двумя абсолютными противоположностями стал китайский
андрогин инь ян с глубокой философской символикой, которой предстояла
долгая жизнь, нашедшая отражение в родовой и государственной геральдике.
На примере инь ян можно ярко проиллюстрировать сущность символики
андрогина, как удивительно оригинального графического символа единства
и борьбы противоположностей. под которыми можно понимать самый
широкий круг пр дметов и явлений. Это прежде всего равновесие, гар v 10ния
двух великих сил приролы, каждая из которых имеет внутри себя зачаток 5
противоположной силы. Как писал. Лао цзы, все существа носят в себе инь
и ян, наполнены ци и образуют гармонию Под ци китайцы понимали
всеобщую андрогинную энергию, из которой и родились две стихии инь
и ян, наполненные, в свою очередь, своей жизненной силой.
Андрогин, таким образом, есть символ абсолютного совершенства,
зрелости, порядка, мира, полноты жизни и способности к творению,
созиданию, прогрессу, ибо всякое превышение или избыток одной из
противоположностей сверх меры неизбежно ведет к гибели, разрушению
системы, содержащей и данную противоположность.
В этом смысле и российский двуглавый орел представляет собой весьма
оригинального андрогина, который в глубокой древности всегда был
символом равновесия, гармонии и совершенства. Именно из за этого
символического значения двуглавого орла как андрогина он был принят
масонами для выражения идеи завершенности, совершенства, а так же в
качестве символа философского камня. Помещенный в лучи распятого Иисуса
Христа, на которых звездами начертаны буквы INRI Иисус из Назарета,
Царь Иудейский двуглавый орел говорит о смытых кровью Иисуса грехах
человеческих во имя нравственного совершенства людей, которым и
занимаются масоны, символы которых в изобилии помещены под двуглавым
орлом.
Об андрогинной и, как мы убедились, немаловажной символике
двуглавого орла важно помнить всегда, когда приходится раскрывать
символику российского герба во всей его полноте. 5 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнев Г.В. Андрогин как геральдический и мифологический символ (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|