| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №15. (1997) › Лойтер Е.В. Орденское платье | ||||||
Лойтер Е.В. Орденское платье// Гербовед. №15. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 29-39 Аннотация: История орденского платья, которое кавалеры должны были надевать в день годовщины учреждения того или иного ордена, пока не нашла подробного отражения в научной литературе, хотя некоторые исследователи в своих работах затрагивали ее. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 47439 знаков (с пробелами)
Е В. Лойтер, Москва ОРД6НGКО6 ПЛ4ТЬ6 орденского платья, котор кавалеры должны были 5, J Ъ в евь годовщины учреждения того или иного ордена, пока одробного отражения в научной литературе, хотя некото едователи в своих работах затрагивали ее. е ние ХVШ века в России было учреждено 1О орденов. 5 года Павел I издал У становление для российских ордером были определены их статуты. Именно при учреждении орденов определялись парадные одеяния кавалеров. бразными источниками и подтверждением того или иного го одеяния являются парадные портреты исторических лиц ека. Существует не так уж много картин, изображающих истори 2 х еятелей в полном официальном орденском облачении. Их е превышает десятка. В других случаях можно довольствовать т ько описанием орденских платьев в их статутах. Первый российский орден орден св. Андрея Первозванного, тrенный около 1699 года по другим сведениям около 1697 Петром I, был высшей наградой Российской империи. Св. Апостола Андрея с незапамятных времен почитали на Руси как го покровителя, крещением первоначально пределы наши етившего Апостол Андрей, соJ ласно христианским легендам, первым, кто, благословляя всю Российскую землю, семя Святого Евавгелия разсеял отсюда и его прозвище первозванный А дабы первому нашему Христианскому Наставнику и Апостолу Российкн.я Земли воздвигнуть тем более именитую память для поздых аших потомков, писал Петр I, то Мы сей Наш новый орден име. ем сего св. Андрея назвать за благо изобрели Первым кавале м ордена стал боярин Ф. А. Головин по другим данным Франц ефорт Орден св. Андрея имел знак покрытый синей эмалью крест особой формы в виде буквы Х на котором было изображение фигу Ы святого, по преданию распятого на таком кресте. Этот крест носили а широкой голубой ленте через правое плечо. В особо торжественных лучаях на золотой орденской цепи, состоящей из эмалевых звень 0в, на груди. Орденская звезда, которая носилась на левой стороне руди, выше всех остальных орденских звезд, имела 8 лучей и круг. ый и далъон в центре с изображением андреевского креста. При авле I его заменили на двуглавого орла. По кругу был девиз орденаЗа веру и верность 29 Кандидатами в кавалеры ордена могли быть только лица, имеющие графский или княжеский титул, звание сенатора, министра, посла либо генеральский или адмиральский чин. Орден мог быть вручен губернатору, который не менее 1О лет оказывал полезные услуги государству. Непременным условием было отсутствие у кавалеров телесных недостатков, возраст не менее 25 лет и наличие состояния для того, чтобы подцержать важность ордена. Одновременно кавалерами ордена могли быть лишь 12 человек, русских по национальности. Общее число награжденных, включая иностранцев, к которым предъ являлись те же требования, что и к русским, не должно было превышать 24 х. Петр I был награжден седьмым по некоторым данным шестым в 1703 году за руководство взятием двух шведских судов в устье Невы. С момента учреждения ордена до царствования Павла I кавалерами ордена стали 23 1человек, в том числе и такие известные личности как П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. М. Апраксин, Г. А. Потемкин. За отличие в войне 18 12 18 14 гг. орденом были награждены 8 человек. Все награжденные имели чин полного генерала. С 180 1по 19 16 год было произведено около 690 награждений. Примерно после Отечественной войны 18 12 года появляются серебряные звезды а не шитые как раньше После 1855 года к награде за боевые заслуги стали добавляться скрещенные мечи через середину звезды, а на знаке помещавшиеся между крестом и венчающей его короной. Статут ордена был учрежден в 1720 году. В донесении,английскоrо посланника в России К. Рондо от 6 декабря 173 1года, который сообщает о праздновании 30 ноября дня св. Андрея Первозванного приведено описание орденского одеяния кавалеров Верхнее платье с узкими рукавами сшито из золотой материи его украшают небольшие отвороты с рядом пуговиц до пояса и только две складки с боков жилет серебряной матерю панталоны золотые, чулки белые шелковые, башмаки черного бархата с завязками из белых лент перевязи для шпаг, надетые поверх платья, золотые, а эфесы или золотые, или, по крайней мере, прекрасно позолоченные на шее повязаны небольшие, короткие галстуки, завязанные или застегнутые сзади манжеты кружевные плащи или мантии, очень длинные, далеко приблизительно на ярд спадающие на пол, зеленого бархата с полосками из серебряной материи. На левой стороне мантии звезда ордена. Мантия у воротника повязана на груди узлом из красивого золотого nmypa, висящего спереди до колен, с концами, украшенными прекрасными золотыми кистями. На воротник мантии или плаща надета цепь ордена, состоявшая из русского герба, андреевского креста и шифра 30 ого кавалера должен был быть парик в буклях и чки черного бархата с тремя стоячими перьями двумя красным. lrk деяние, но с небольшими отличиями оп 1сывает А. Иванерском свитке, в коем показаны все Ордены в Европе, в емя их учреждения, знаки и торжественные одежды п fie юvpr, 1794 год Оно было утверждено окончательно императора Павла I для российских орденов от 5 а. к. я орденского одеяюtя можно проследить на портретах яs ro z s 1ea иx деятелей XVIII XIX веков. L l rс 1a 1МсЯ к портрету А. И. Ушакова работы неизвестного художnовины ХVШ в. 1740 е гr. Гос. Эрмитаж Ушаков 1672 сnодвижником Петра 1государственным и военным деятеЗ г. сенатор, а с 173 1г. начальник Канцелярии тайных ыс сных дел, с 1744 г. граф. Орденом св. Андрея Первозванного ажден в 1740 году. ожвик изобразил умного и очень жестокого человека, о чем с. t е.пъствуют его гл за, сверлящие зрителя. Его поза указывает на ость и высокое положение, 0 1привык управлять и решать ы людей. портрете легко заметить темно зеленую почти черную, мантию, оторой расположена звезда ордена св. Андрея Первозванного. у украшает кружевное жабо, на котором укреплен металличесдвугла е ый орел и крест. На золотом оплечье также нашиты кресс изображением св. Андрея Первозванного и двуглавые орлы. ик Ушакова имеет множество локонов, спадающих на плечи, что по е той эпохи указывает на высокий государственный чин. Рядом жит шляпа черного бархата с тремя стоячими перьями двумя и и одним красным. Одеяние Андрея ИваноЕича Ушакова соответствует описанию, иведенному выше. Рассмотрим Портрет В. В. Фермора, генерал аншефа выполненА. П. Антроповым 1765 г. Научно исследовательский музей АХ СР Фермор В. В. 1702 177 1состоял на русской службе с 1720 г. ф В. В. Фермор с 1755 года стал генерал аншефом. В 1757 1759 гr. главнокомандующим русской армией. Несмотря на то, что по ЦИональности был англичанином, он в 1742 году стал заведующим елярией от строени и пробыл на этом почетном месте до 1757 в. На портрете Фермер, видный государственный деяте представ 2Н в полном орденском одеяниЕ андреевского кавалера на фоне диционных для парадного портрета драпировок и колонн. На нем ебр истый суnервест, подпоясанный серебристо зеленоватым поя 3 1 сом, темно зеленая бархатная мантия с серебряным оплечьем, орденская цепь и звезда. Правой рукой он придерживает шляпу с тремя орденскими перьями. На полотне привлекает внимание незначительная деталь костюма это кисти от шнура, завязывающего мантию. Во первых, они серебряные, а не золотые, как на портрете А. И. Ушакова. Во вторых, по строению они похожи на кисти мальтийской мантии. Но большинство признаков указывает на то, что Фермор изображен в андреевском платье. Отличия можно проследить и на портрете Генераn феnьдnейхмейстера светлейшего князя П. А. Зубова в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного работы И. Б. Лампи старшего середина 1790 х гг. ГРМ Представленный на нем князь Платон Александрович Зубов 1767 1822 последний фаворит Екатерины II. Благодаря огромному влиянию на императрицу, он занимал ряд высших государственных должносr ей, был екатеринославским, вознесенским и таврическим генерал губернатором, членом Военной коллегии, главнокомандующим Черноморским флотом, rенерал фельдnейхмейстером началью,ком артиллерии и т. д. Вся деятельность Зубова характеризует ero как отъявленного интригана и бездарнейшего администраторd Зубов изображен в nоJШом царадном орденском облачении. Он обут в бархатные туфли на каблуках с золотистыми бантами. У него красные чулки, которые отличаются no цвету от описания английского посланника. История показывает князя как заговорщика, незначительного, властного и тщеславного человека. Высокого положения он добился только будучи фаворитом стареющей императрицы. Именно на этом поприще преуспел и занял практически место Потемкина, почти всеми титу пвми которого ему у далось овладеть. На портрете Лампи старшего он изображен молодым красивым щеголем. Личность портретируемого преднамеренно идеализирована. Композиция портрета строится по традиционной парад 1Jой схеме портрет во весь рост, властный жест руки указывает на батальные сцены, виднеющиеся в проеме окна экрана. Тем самым возвеличиваются его заслуги в ратном деле. Лицо написано одухотворенным. Кажется, что помыслы его возвышенны, а дела грандиозны. На фоне красно коричневого бархатного ниспадающего занавеса с золотыми кистями и еле различимыми тонко выписанными кружевами, на ярко красном столике стоит бронзовый бюст Екатерины II. Наличие бюста правителя являлось отличительной и характерной чертой парадного портрета того 1ремени. Колорит картины выдержан в серебристо золотых тонах. Они подчеркнуты алыми деталями костюма яркими цветовыми пятнами 32 на шляпе. Ярко красное перо резко контрастирует с lilляna лежит на резном табурете тонкой работы, о вишневым бархатом, спадающим мягкими складками всполохи красного создают напряженность в портрете, 1ителя. авmи выглядывает эфес шпаги со скуnъптурным украшеnодбита белым атласом, сочетающимся no цвету с 1z rо оепым глазетовым суnервестом и белыми шелковыми JD t JТ Jй. На 1mx внизу пришиты пуговицы, обтянутые белым атлалъшой бант, такой же как на туфлях. На шее, кроме цепи с 1висит медальон с изображением Екатерины Ц по неписанной пожалованный императрицей своему последнему фавориту. r. спow Зубова на портрете разительно отличается от описания Например, перевязи для шпаг золотые, надетые поверх ii хотя на портрете не видно никакой перевязи. По видимому, 1вJвз но с тем, что портрет был начат до 6 ноября 1796 г., двя Qi 1И Екатерины II, и до учреждения Павлом 1У становления для t с z 2 ских орденов от 5 апреля 1797 г. Скорее всего, в У станоЕлебыла утверждена уже существующая практика ношения ордендеяни на которую, безусловно, оказывала влияние мода двеrо десятилетия ХVШ века. аким образом, можно атрибутировать портрет П. А. Зубова 1796 Ранее эта дата исследователями не уrочвялась, а указывалась о середина 90 х годов ХVШ века. Следующим по времени написания является портрет А. И. Румян вз работы В. Л. Боровиковского 18 г. Российская гос. библиотека ертный портрет выполнен по заказу внука изображенного. АлекР Иванович Румянцев 1680 1749 сподв3 жник Петра 1отец ерал фельдмаршала П. А. Румянцева Задунайского. Румянцев изображен на портрете свободно р скинувшимся в е, но, тем не менее, взгляд его насторожен и поза передает треннее напряжение. Портрет написан в духе парадного искусства 1П века, с использованием обязательной композШJ.ионной схемы ровки, колонвы. На столике стоит бюст Екатерины II, в nравле е которой совершил свои подвиги сын Александрц Ивановича, хотя ртрет был написан гораздо позже ее смерти, в царствование Алек ра I. Его одежды полностью совпадают с орденским п.латьем П. А. Зубо Через три года после румя 1щевского портрета появляется nроизве ение А. Г. Варнека Портрет действительного тайного советника, срезидента Академии Художеств графа Александра Сергеевича Строова 18 14 г. ГРМ 33 Это также посмертный портрет. Строганов сидит в кресле, обитом красным бархатом. В руке он держит проект Казанского собора, а через оконный проем виднеется сам собор. Автором проекта был крепостной графа архитектор А. Н. Воронихин, которого он в свое время отправил учиться в Москву к Баженову и Казакову. Варнек, изображая собор, намекает на просвещенность мецената и отдает ему пальму первенства в строительстве здания. Тем самым как бы уменьшаются заслуги Воронихина, а портрет становится своеобразным парадным поклоном. Идеализация модеJШ в XVIII веке на данном портрете приобретает новые черты идеализируется не JШчность как при изображени П. А. Зубова, а ее деяния. Строганов предстает в официальном орденском платье. На шее у него цепь из двуглавых орлов и крестиков. Это доказывает, что платье, действительно, официальное, так как цепь надевали только в высокоторжественных случаях. Обычно же носили голубую ленту через правое плечо. Зеленая бархатная мантия спускается с кресла на пол, виднеются золотые кисти. IIlляna с тремя перьями лежит на малахитовом с позолотой столе. Там JБ е, около книг и фигурной вазы, покоится старческая рука, держащая проект. Таким образом, можно утверждать, что до 10 х гг. 19 столетия еще существовала обязательная традиция ношения полного орденского облачения. Однако, время предъявляло свои требования. Менялись обычаи, дворцовые церемонии и правиJ а придворного этикета. Свой отпечаток накладывал характер европейской моды. Костюм кавалера XVIII века казался уже очень архаичным. Новые тенденции отразились в портрете Д. В. ГоJШцына. Портрет Д. В. Голицына копия неизвестного художника с оригинала Ф. Н. Рисса. Написан в 1830 е гr. Голицын изображен опять же на фоне драпировки, открывающей вид из окна. Он сидит, оперев шись рукой о стол. Портрет создан во время царствования Николая I. Мундир, надетый вместо принятого раньше серебряного суnервеста, и прическа Голицына с высоким коком говорит о том, что мода XVIII века канула в nрошлое. Вместе с ней ушли и парадные орденские одежды. Мантия и цепь ордена остались, так как были необходимыми и незаменимыми знаками отличия. Орденские платья постепенно утратили свою обязательность и надевались только в дни орденских праздников Но и эта традиция постепенно утрачивала свое значение В 17 13 г. Петром I был утвержден орден св. Екатерины в честь Екатерины 1пожертвовавшей свои драгоценности для подкупа турец 34 в емя Прутского похода. Она получила эту награду из ября 17 14 г. Первоначально орден назывался орденом в ы знаки ордена Большого креста т. е. высшей степеаво носить принцессы царской крови сколько есть а ее 12 дам, близких ко двору, одновременво. Знаки ордена оrли получи rь не более 94 дам. Всего орденов св. Екате выдано 734. аз орден был выдан мужчине малолетнему Александру ву, сыну сподвижника Петра I А. д. Меншикова, получив ев 5 февраля 1727 года за слишком застенчивый харак xi высшая степень награды представляла собой ОЕальный в центре которого изображена сидящая святая Екатерина, а. ая перед собой белый крест на перекрестье наложен маленьz лиантовый крестик, а по углам разбросаны буквы DSFP е, Salvium Faс Regem то есть Господи, спаси царя На оборот rо роне изображена башня, около которой орел и орлица побеждаей, а на вершине ее расположено гнездо с птенцами. В верхней z едальона надпись Aequant Munia сomparis Трудами сравнивасуnруrом Орден носился на белой ленте через правое плечо е 1797 г. на красной ленте появилась восъмилучевая звезда с де За любовь и Отечество Вторая степень ордена представляла собой крест, носившийся на Е е на левой стороне груди, без звезды. Орденское платье для дам, удостоенных награды, голубого цвета, енное нашивками из темно зеленого бархата с золотым галуном, жво видеть на портрете Анны Карловны Воронцовой, написанным П. Антроповым в 1763 г. ГРМ Предполагают, что на портрете изображена двоюродная сестра ратрицы Елизаветы Петровны А. К. Воронцова, урожденная ронская, обер rофмейстерина, получившая орден при Петре III. оторые исследователи утверждают, что это графиня В. А. I Iеремеева, другие одна из немецких принцесс. Между тем, портрет обнlJ,руживает большое сходство с известными ражениями А. К. Воронu.овой с гравюрой 1769 г. Ае А. Грекова, третем Л. Токе из Тамбовской обл. картинной галереи, с копией с е. о в Алупкинском дворце музее, с работой П. Ротари в музее усадь е Кусково. Воронцова изображена в полном парадном одеянии ордена св. Ека срины. На ней голубое платье с нашитыми на рукава розетками из емно зеленого бархата с золотым галуном, и полосками того же цвета z м.атериала на рукавах, юбке и лифе. Глубокое декольте оторочено 35 двумя рядами кружева. Через правое плечо повязана красная орденская лента с серебряной каймой, закрепленная большим красным бантом Слева на платье прикреплена звезда ордена. Ее полную шею обвивает нитка жемчуга в несколько рядов. В ушах заметны круглые, довольно большие серьги. На голове у нее серебряная наколка, закрывающая волосы, с эгретом и красными перышками. У нее маловыразительное лицо, которое при взгляде на портрет почти не привлекает внимания. Другие живописные п ртреты кавалерственных дам ордена св. Екатерины в орденском платье фактически не встречаются. П видимому, это связано с тем, что женских парадных портретов в XVIII в. писали явно мало. Исключение составляли только особы императорской семьи. Женские образы в живописи той эпохи носят скорее лирично интимный или светско презентативный, чем официозный характер. Орден имени Александра Невского был задуман Петром I в 1724 г когда в монаСТЪфъ, позже получивший название Александро Невской лавры, были перенесены из Владимира останки Александра Невского. Но первые награждения были произведены в царствование Екатерины I по поводу бракосочетания Анны Петровны с гольдштейнским герцогом Карлом Фридрихом в 1725 г. Было награждено 18 человек военных и гражданских. Среди них и андреевский кавалер А. И. Уша ков. В день 30 августа 1725 года день святого Александра Невского императрица Екатерина I возложила на себя знаки этого ордена. Впоследствии было награждено еще более 20 ти человек, в том числе и А. д. Меншиков, фельдмаршал М. М. Голицын. Так утверд лся этот орден как награда для лиц, имеющих, как правило, чин не ниже r нерал лейтенанта, либо соответствующего ему гражданского чина тайного советника. Более 300 че овек были награждены орденом до царствования Екатерины II. В ее же царствование награды получили более 250 челоЕек, среди н их А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. И. Мусин Пушкин. В царствование Павла I было награждено еще около 80 человек. Было разработано Установление для российских орденов содержащее описание наград, правила их выдачи и другие вопросы, касающиеся их статутов. По этому положению в России оставались лишь 4 ордена св. Андрея Первозванного, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Анны. Это установление было отменено после смерти Павла 1но оно стало основой для статутов четырех орденов, сохранивши,хся с некоторыми изменениями до конца существования российской им 36 перин. Описание орденского костюма по Установлению 1797 года, в котором кавалеры ордена должны были появляться при дворе, в орденскиii праздник 30 августа и в другие дни когда повелено будет было следующим. Костюм состоял из красной бархатной епанчи, подбитой белой тафтою, с серебряным глазетовым крагеном род верхней накидки на плечи Звезда при этом помещалась на левой стороне rpy ди и должна была быть более обыкновенной Под епанчу надевался бе IЬIЙ суnервест с золотым галуном, с изображением в центре прямого креста. Костюм дополняла черная шляпа с бело красным пером и с нашитым сбоку крестиком из узкой красной ленты. Знаки орденов не разрешено было самостоятельно украшать драгоценными камнями. Звезда и крест ордена с алмазами или бриллиантами стали как бы особой ступенью награды, даваемой по личному соизволению императора. Другим орденом, у которого практически нельзя найти живоrmсные портреты исторических лиц, представленных в полном орденском одеянии является орден св. Анны. Орден святой Анны был учрежден Голштейн Готrорпским герnогом Карлом Фридрихом в 1735 году в честь умершей жены Анны Петровны. Латинский девиз ордена, помещенный в центральном медальоне звезды гласил в переводе на русский язык Любящим правду, благочестие и верность Орден появился в России с наследником русского престола Карлом Петром Ульрихом будущим Петром Ш в 1742 году. Первыми русскими кавалерами ордена после наследника стали каыерrеры М. И. Воронцов, А. Г. Разумовский, А. И. и П. И. IIIуваловы. Орден представлял из себя красный с золотыми украшениями крест, в центральном медальоне которого изображена св. Анна. Носился на широкой красной с желтой каймой ленте через левое плечо. Серебряная звезда помещалась на правой стороне груди единственная из всех российских орденских звезд Вторая степень ордена представляла такой же красный крест, носившийся на более узкой ленте на шее. Звезды ко второй степени не полагалось. Третья степень ордена носилась на оружШI шпаге или сабле Знак ордена на оружии представлял собой кружок, увенчанный цмператорской короной, в котором в красном эмалевом кольце помещался красный крестик, такой же как в центральном медальоне звезды I степени Он крепился на шпажной чашке. К началу XIX в. кавалеров ордена св. Анны насчитывались уже 37 сотни. В 18 15 г. орден был разделен на 4 степени. Аннинское оружие стало низшей IV степенью, III степень носилась в петлице, II на шее, I на широкой ленте через плечо со звездой на правой стороне груди. Аннинское платье представляло из себя красная бархатная мантия с большой шитой звездой ордена справа, суnервест только для кавалеров I степени из серебряного глазета с золотым галуном, бахромой и нашитым крестом по середине. На красной бархатной шляпе был нашит крест и закреплены страусиные перья одно красное и два белых. Рисунок орденской одежды был представлен в Установлении для российских орденов от 5 апреля 1797 г. Орден св. Иоанна Иерусалимского, или Мальтийский, появился в Росс еще при Петре I. Первым мальтийским кавалером стал боярин Б. П. IIIереметев. В систему российских наград орден был введен в 1798 г. при Павле I, принявшем на себя титул Великого магистра ордена. Павлу I был преподнесен графом Ю. Литтой древний крест Великого магистра, хранящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Знаки ордена состояли из особой формы белого креста, носившегося на черной монашеской ленте и матерчатого креста такой же формы, нашивавшегося на левую сторону rpy ди. Мальтийский крест был включен в государственный герб и государственную печать Российской империи, но при воцарении Александра I был изъят из этих изображений, а с 18 17 г. был упразднен в России. Поэт Г. Р. Державин сочинил поздравительную оду на учреждение этого ордена и был удостоен креста, украшенного бриллиантами. Монахи ордена Иоанна Иерусалимского носили длинную черную одежду с нашитым белым крестом. В орденской одежде российских кавалеров это нашло отзвук в черной манти и с аналогичным нашитым крестом. Есть немало портретов, запечатлевnmх известных деятелей рубежа XVПI XIX веков с изображением мальтийского креста. Портретов, изображающих кавалеров в полном орденском одеянии, немного. Остановимся на портрете А. Б. Куракина работы В. Л. Боровиковского. Бриллиантовый князь Куракин часто заказывал свои портреты. Этот он заказал Боровиковскому, когда в первые же месяцы при воцарении Павла I сделал головокружительную карьеру, стал вицеканцлером и обладателем высших орденов. На этом портрете Куракин изображен в полном парадном одеянии Мальтийского ордена. Интересно, что шляпа этого ордена такая же как и шляпа ордена Андрея Первозванного, а мантия отличается только черным цветом. 38 На шее цепь ордена Андрея Первозванного, а суnервест на нем Мальmского ордена с широкими рукавами и вышитым крестом на груди. Еще на шее на небольшой ленточке висит мальтийский крестик. Кисти мантии отличаются от андреевской тем, что состоят из небольших металпическюс цветочков. И последнее, что доказывает, что Куракин изображен в одеянии кавалера Мальтийского ордена это надпись на портрете. Она гласит Портрет А. Б. Куракина в одеянии кавалера Мальтdского ордена На протяжении времени орденское платье претерпевало некоторые изменения. Это было связано с господствующей модой, условиями дворцовой жизни, светскими нравами и художественной культурой. Последняя наложила большой оmечаток на традицию парадного официального портрета. Однако, можно достаточно хорошо проследить характерные особенности орденских ппатьев разного времени. Парадные оJ fденские одежды являлись своеобразным опознавательным знаком, символом причастности к определенному кругу избранных. Они говорили окружающим и о заслугах данного кавалера перед Отечеством, и указывали на счастm,вый случай, отмеченного фортуной вельыожи, и определяли ранг и статус человека, влияющие на его манеру поведения и приверженность к необходимым нормам орцо ого этикета. ПРИМЕЧАНИЯ Ввпивбахов Г. В. СDrЬЯ к истории учрадевия ордева св идрея Первозваввоrо и uоmоцня ero sиаха в кв. Купиура и ИСJСУссrво nefp0вс 1toro времени. Л., 1977. дуроа в. Серия сmей на исrории российс 1Сих ваrрад в журваnе еовеrский wузей аа 1989 199 1гг. Иваячиков А. Кавалерс юdt СВИТОJС, в хоеы nOQSIВЫ все Ордека в Европе, причины и Bpet,IЯ их учрад8ВИЯ, авахи и tОрЖесtВеВВЫе ода дw СПб, 1794 Купьrура и искуссrво пеrровскоrо вреыеви. Л., 1977. с. 144. Циr. по кв. Серков С. Ордеиа России. Калевдарь. м., 199 1Сов. wуаей. 1989 2. с. 70. Купьrура и искуссrво пеzровскоrо вреuеви. Л., 1977. с. 144 146 Цт. по кв. Купъrура и ис куСС l ВО пеrровсхоrо вреыени. Л., 1977. с. 145. Циt. по JСК. Русское ИСJСУСС l ВО XV XX веков. И фовдов ГРМ. Л., 1989. с. 223 и Доw Рошвовых. СПб., 1992. с. 265. По 1а 1еиию С. Р. Допrовой это ТО ЬКО легенда. докуыевrаm.но не подтверж деввая по РГ A Аrрибуция дава по И. Сахаровой. ЛОЙТЕР Елена Владимировна, воспитанница студии История культуры Московского городского дворца творчества детей и юношества, член корреспондент ВГО, г. Москва. 39 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Лойтер Е.В. Орденское платье (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |