Кулаков В.И.
Воинская символика последних Викингов
// Гербовед. №13. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 1 (13). С. 65-71
Аннотация: Общепризнанным авторитетом в изучении ранних форм воинской символики нашего континента является Петер Паульсен. В своем капитальном труде "Топор и крест у северных ·германцев" (1939 r.), в переработанном виде вторично увидевшем свет уже после войны, этот известный германский археолог доказал зарождение базовых принципов позднейшей классической геральдики (в том числе - ведущих геральдических фигур) в мире символических образов, олицетворявших языческое мировоззрение североевропейских викингов Х-XI вв.
Об авторе публикации/статьи:
Кулаков Владимир Иванович (Москва) кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Российской Академии наук
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кулакова В.И.в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26352 знаков (с пробелами)
ЗАРУБЕЖНАЯ ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА
В Кулаков, д н., Москва
GQИПСК СИМ.GQЛИКt
ПQСЛ6ДПИХ GИКИПГQ.
GАктуальность проблемы поисков закономерностей в безграничном
море европейской символики, выяснения истоков геральдики, этапов
ее становления на данном этапе развития вспомогательных исторических
дисциплин общепризнанна. Незнание этих закономерностей, а
также принциnиальных истоков символики наших исторических
предшественников серьезно искажает наши взгляды на геральдику.
Недавно. на примере воссоздания подлинного родового герба Романовых
это блестяще показал Р. Папасиос 1Бесспорно, вышесказанное
примеиимо и к воинской символике. Эта область знаний переживает в
современной России свое подлинное возрождение. Материал, связанный
с возникновением воинской символики в Европе на закате эпохи
викингов, представляемый в данной статье, позволит ощутить связь
между символами и эмблемами воинов современных армий и их
предшественниками в далеком и грозовом XI веке.
о бщепризнанным авторитетом в изучении ранних форм воинской
символики нашего континента является Петер Паульсен. В своем
капитальном труде Топор и крест у северных германцев 1939 г. в
переработанном виде вторично увидевшем свет уже после войны2,
этот известный германский археолог доказал зарождение базовых
принципов позднейшей классической геральдики в том числе
ведущих геральдических фигур в мире символических образов,
олицетворявших языческое мировоззрение североевропейских викингов
Х XI вв. 3 Этот вывод подтверждается раннегеральдическим
материалом материковой Европы4, уходящим корнями в глубокую
TOЛl tY древнегерманской духовной культуры эпохи римского влияния
5. Первыми геральдическими фигурами в Европе начала II тысячелетия
нашей эры служили персонажи языческой мифологии. Среди них
были жертвенные животные. 6, своим присутствием на первых гербах
славянских и германских феодалов обязанные многовековому почитанию
козлов, быков, баранов как мистиче ких спутников владыки
молнии и грома Перуна у германцев Донара Тора в обыденной
жизни приносимых им в жертву. В качестве персооальных и родовых
оберегов реалистические фигуры этих животных и их символы например спирально завитые рога становятся непременными атрибутами
средневековой геральдики 7 Ко второй группе представителей фауны,
прочно утвердившихся в эмблематике и геральдике, относятся хищ 65
ные птицы. Их изображения, украшавшие щиты прусских дружинников
на рубеже X XI в., стали в уменьшенных репликах первыми
знаками профессиональных воинских формирований нашего континента
8. Эти первые воинские эмблемы представляли взлетающего
ворона, считавшегося в эпоху поздних викингов покровителем воинов.
Данный реликт языческого мировоззрения также занял прочное
место в личной и территориальной геральдике средневековой и современной Европы9
В отл 1tчие от ранних воинских эмблем, украшавших щиты викингов
и детали снаряжения последних адептов язычества и их коней,
знамена, осенявшие подвиги свирепых пенителей моря, несли многофигурные
композиции. Их сакральный смысл давно доказанlО. На
знаменах древних rерманц в и скандинавов третьей четверти I тысячелетия
н. э. изображались символы жертв, принесе ных богам для
дарования победы войску. На протяжении XI в., в период интенсивной
христианизации населения Скандинавии и вполне логичной
языческой реакции на стягах появляются крест и дракон символы
последнего жертвоприношения языческих богов, битвы Topa ll Крест
не является эдесь христианским символом, как на знаменах раннесредневековых
воинов Южной Испании 12, а является символом сокрушительного
оружия Тора метательного топора молота, которым 1повелитель молний поразил в последней вселенской битве Рагнарек
скандинавских легенд олицетворение мирового зла змея
Ёрмунrанда. Его причудливо изогнутое тело на исходе эпохи викингов
также представлено в череде образов воинской символики. Примером
применения широкого спектра таких образов служит комплекс
снаряжения вождя, являющимся последним по времени захоронения
викингом в юго восточной Балтии. В 1978 г. при раскопках погребения 16 У 16 могильника Ирэекапинис Зеленоградский район Калининградской
области России обнаружены остатки двух трупосожжений.
Одно из них содержало останки воина, отправленного в иной мир, в
соответствии с традициями викингов, в ладье. Ему сопутствовала
женщина, погребенная согласно прусским обычаям. Захоронение
знатного воина с женщиной характерно для дружинных древностей
Северной и Восточной Европы IX Х вв. 13 Если к инвентарю женщины в
У 16 относился лишь изготовленный на гончарном круге сосуд, то
снаряжение захороненного эдесь воина поражало своим великолепием.
Бронзовая фибула, служившая застежкой ero плаща, была
покрыта листовым серебром. Этот драгоценный металл покрывал
лезвие топора, втулки двух копий, детали рукояти меча, подвеску к
его портупее, сегментовидную железную пластину, аксессуары конского
снаряжения. Лишь железные и бронзовые детали ведра, предназначенного
для поения боевого коня, были лишены серебряного покрытия 14.
Такая необычная даже для древностей викингов роскошь 66
этого погребения объясняется просто. Воин из У 16 занимал явно не
последнее место в дружине, базировавшейся в непосредственной
близости от пролива Брокист, прорезавшего в раннем средневековье уршскую косу. С торговых судов, шедших неманским отрезком пути
из варяг в греки через Куршский пролив в Балтику, при проходе
через этот пролив прусские воины взимали с купцов дань. Торговцы,
видимо, расставались с частью своего достояния, состоявшего в
значительной степени из арабских монет дирrемов. Этим серебром
пруссы и покрывали различные детали воинского снаряжения
последних викингов Балтии 15 Белый цвет считался пруссами священным,
тем самым покрытое серебром оружие приобретало магическую
защиту. Эта защита усиливалась орнаментом с непременным сакральным
смыслом. Так, например, навершие и перекрестие рукояти меча
из У 16 украшено стилизованными изображениями переплетенных тел
змей. Возможно, эдесь мы видим отголосок сюжета последней битвы
Тора и Мирового Змея 16 Предположение о такой сюжетной трактовке
орнамента на мече воина из У 16 находит подтверждение при рассмот
рении декора остальных предметов его вооружения и снарsцкения рис. 1Сегментовидная железная пластина, плакированная серtбром,
несет изображение явно нехристианского креста, частично обрамленного
зигзагообразной линией. И по параметрам, и по типу орнамента
эта находка относится к разряду воинских штурмовых значков
викингов, крепившихся к втулке копья на суше или водружавшихся
на полубаке корабля на море 17 Рисунок на этом знамени находит
аналогии в знаменном материале Скандинавии и является упрощенным
вариантом сюжета битвы бога Тора его молот символизируется
крестообразной фигурой с Мировым Змеем зигзагообразная полоса,
опоясывающая часть периметра знамени Железная пластина, на
поверхность которой, покрытую серебром, путем проковки бронзовых
и медных полос были нанесены соответствующие изображения, крепилась
при помощи заклепок к кожаной основе. Кожаные петли этой
основы позволяли надевать это знамя штурмовой значок, определявший
место вождя в битве на копье. Орнамент на его втулке специально
оставлял место для этих двух петель рис. 1Один из участников
последней схватки сил Добра и Зла Мировой Змей представлен
на покрытой серебром шпоре из У 16. Прав.па, мифическое пресмыкающееся
представлено эдесь в виде крылатого дракона, имевшего в
мифологии пруссов охранительное значение 18 Особый интерес вызывает
наконечник ремня портупеи меча рис. 1вверху слева Ранее
считалось, что изображения на нем воспроизводят священный молот
владыки молний и серпики луны 19 Однако сочетание изображения
креста и аббревиатуры S SANсТUS характерно для памятников
раннесредневековой христианской культуры. Возможно, мастер,
изготавливавший снаряжения ля викинга из У 16, решил воспользо 67
Вооружение и снаряжение викинга.
Погребение У 16 могильника Ирзекапинис. 68
ватъся символикой западных соседей пруссов, дабы сделать мистическую
защиту своего заказчика еще более действенной. Наконец, лезви
етательного топора из У 16 украшает рисунок птичьих перьев, удачно
очетающегося с общим контуром этого оружия, воспроизводяtцю. тичье крыло20. Тем самым этому оружию дальнего боя давалась rополнительная, мистическая мощь в поражении противника на
асстоянии. Кроме того, шип в нижней части лезвия топора предназначался
для закрепления тqпора после метания его в фальшборт вражеской
ладьи. При удачном броске шкот, крепившийся в отверстии в
дентре лезвия, делал два корабля скрепленными между собой, что
блеrчало последующий абордаж.
Разумеется, столь роскошно декорированное оружие не могло
принадлежать рядовому дружиннику и являлось собственностью
вождя. Это подтверждается находкой в У 16 штурмового значка, а
акже особым даже для богатой находками земли пруссов обилием
предметов инвентаря в данном погребении. При этом фигуры и композиции,
украшавшие оружие в У 16 никоим образом нельзя считать
эмблемами они уникальны и представляют обой вариации в преде
ах. безбрежного моря североевропейской языческой симвQлики
позднего этапа эпохи викингов. Во второй четверти XI века когда
было соверше 0 захоронение вождя из У 16, подобный спектр символических
изображений сохраняется лишь в юго восточной Балтии. В
самой Скандинавии пожалуй, за исключением острова Готланд
искусство викингов в это время переживает тяжелейший кризис.
Былые пенители морей христианизируются и переходят под королевские
знамена. Находящиеся под государственным контролем воинские
формирования нуждаются в новой символике, отражающей как
христианскую идеологию, так и верность своему монарху. Тцим
образом, воина, инвентарь которогр был представлен в этой статье,
можно считать если не последним викингом Балтии, TQ последним из
вождей вольных дружин, захороненным при полном соблюдении
былых языческих традиций. Воины, хоронившие его ушли в мир иной,
как показали дальнейшие раскопки могильника Ирзекапинис, уже без
того блеска сакральных символов, которыми было покрыто оружие их
вождя или вообще покинули уже негостеприимный для них берег
Балтийского моря2 1Воин, оружие которого сохранилось до наших
дней в У 16, не мог не понимать неминуемое поражение в последнем
и решительном бое, который вели в середине XI века викинги его
дружины с войсками скандинавских конунгов за право контроля над
торговыми путями на Балтику. Поражение викингов было предопределено
самим ходом истории. Это символизировал сакральный декор
на оружии последних воинов свободной Балтии, воспроизводивший
сюжет Раrнарёка, последней битвы богов, из которой они уже не
вышли победителями. Власть молота Тора на севере Европы сменялась 69
господством креста символа казни и воскресения некогда безвестного
жителя Иудеи.
Итак, ранее неведомый для нас мир материальной и духовной
культуры раннесредневековых пру ссов скрывает массу информации о
ранней воинской символике. Стала ясной основная ее функция
формирование сакральной защиты воина. Интересно, что, наряду с
выполнением этих функций, ранняя вои нская символика выполняла
также понятные современному читателю функции значков различия количество символических изображений на оружии рядового воина в
десятки раз было меньше, нежели на снаряжении вождя дружины
Кроме того, отдельные предметы прежде всего мечи с роскошно
выполненным сакральным декором являлись знаками отличия и
вручались вождями своим дружинникам в воздаяние их верности и
проявленного в битве героизма Корабельного Беовульф одарил
караульщика золоченым мечом, дабы этим отличием древним
лезвием страж гордился 22.
Поразительно то, что по сей день тот набор символов, которым
пользовались оружейники и златокузнецы фигуры в виде крестов,
зигзагов, крыльев птиц, всевозможного рода плетения актЩ НО и в
значительной степени неосознанно используются при создании символики
современных армий. Изучение истоков европейской символики
позволит по новому взглянуть на наши современные проблемы
знание исторического материала предоставит специалистам современных
армейских геральдических служб обширную базу данных для
осмысленной творческой работы, причем как в плане изобразительном,
так и в отношении духовного значения элементов воинской
символики.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Паласиос Р. Родовой сю.свол Роыановых 275 лет Геральдической службы России.
Спб., 1997, с. 4 147.
2 Paulsen Р. Axt und Кrеш in Nord und Osteuropa, Bonn, 1956.
3 IЬid., S, Ш, 162.
4 Paulsen Р. Prunkwaffen der Niederlaшiu Altsсhlesien, Bd. 7, 1937, Н. 1S. 6.
5 Ulmenstein с F. UЪer Ursprung und Entstehung des Wappenwesens, Berlin, 1935, S. 17.
6 Heydebrand Lasa F. Die bildliсhe Darstellungen auf Prunkwaff en germanuсh slawisсher
BenlhrungsgeЬiete und ihre Bedeutung fUr die genealogisсhe Gesсhiсhtsforsсhung Altsсhlesien,
Bd. 8, 1939, S. 143, 144.
7 Кулаков В. И. Культовое оружие баmов и славян X XII вв. Slavia, Antiqua,
t. XXXIII, Poman, 199 192, с. 127.
8 Кулаков В. И. Птица хищник и mица жертва в СЮdволах и эмблемах IX XI вв.
Советская археология, 1988, 3, с. 5.
9 Кулаков В. И. Вороны викииrов и орпы Империи Четвертая Всероссийская
Еrу О Шатическая конфереици М., 1996, с. 57.
lO Paulsen Р. Feldzeiсhen der Normannen Arсhiv fUr Kulturgesсhiсhte, Bd. 39, 195 1Н. 137. Кулаков В. И. Знамена дружин Балтийского региона Совеrская археология, 1989,
4, с. 69. 12 Paulsen Р. Feldzeiсhen S. 12. 13 Кулаков В. И. Поrребеиия военачальников прусской дружииы Краткие сообще
вия Инсtитуrа археологии, 198, 1989, с. 43. 14 Кулаков В. И., Древности пруссов VI XIII вв. Свод археологических источииков,
sыn. r 19, м., 1990, с. 74, 75.
l5Куnаков В. И. Что NЬt sнаем о древних пруссах Восточная Пруссия с древнейших
времен до ко 1Ща Второй мировой войны, Капииииrрад, 1996, с. 52. 16 Кулаков В. И. Воинская wаrия мечей викииrов Арт квадрат, Капивииrрад, 1996, 1с. 3 7 Кулаков В. И. Знаwеиа дружин с. 64. 18 Кулаков В. И. Истоки геральдики российских выеsжих иs Пруссии родов
Гербовед, 2, 1993, рис. 2. 19 Кулаков В. и. Аусrеравия Родина, М., 1997, Но 2, с. 27.
20 Кулаков В. И. Сеwаитца оружия пруссов IX Всесоюsиая конференция по
IQ ЧeнIOO истории, эконоа,ооси, mrrepaтypы и яsыка скандинавских стран и Фиипяидии,
часть 1Тарту, 1982, с. 186.
2 1Кулаков В. И. Социальная страrиrрафия wоrипьиика Ирsехапивис Социальная
дифференциация общества поиски археологических критериев М., 1993, с. 5.
22 Беофуnьф Бибпиоrеха Всеwириой Литературы, М., 1975, с. 9. 7 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кулаков В.И. Воинская символика последних Викингов (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|