| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №13. (1997) › Теровкин М.А. История создания Музея обмундирования русской, советской и иностранных армий Центрального вещевого управления Министерства обороны Российской Федерации | ||||||
Теровкин М.А.
История создания Музея обмундирования русской, советской и иностранных армий Центрального вещевого управления Министерства обороны Российской Федерации// Гербовед. №13. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 1 (13). С. 58-64, цв. вкладки 20-21 Аннотация: Музей обмундирования русской, советской и иностранных армий был создан Управленцем вещевого снабжения Министерства обороны в 1959 году. Экспонатами музея, которых насчитывается более 10 тыc. ед., являются образцы обмундирования, снаряжения, обуви, предметов армейского быта, макеты гужевого и вьючного транспорта, состоящие на обеспечении регулярных Вооруженных сил Российского государства со времен. Петра I до наших дней, а также предметы форменной одежды ряда иностранных армий исторического и современного периодов. Об авторе публикации/статьи: Теровкин М.А. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 37975 знаков (с пробелами)
М. А. Теровкин, Москва ИGТОРИЯ GОЗД4ПИЯ МуЗ6Я ОБМУНДИРОВ4ПИЯ PYGGKOЙ, GOB6TGKOЙ И ИПОGТР4НПЫХ 4РМИЙ Ц6ПТР4ЛЪПОГО В6Щ6ВОГО УПР4ВЛ6НИЯ МИПИGТ6РGТ84 ОБОРОНЫ РОGGИЙGКОЙ Ф6Д6Р4ЦИИ см. фото 20 2 1стр. цв. RКЛАДКН Музей обмундирования русской, советской и иностранных армий был создан Управленцем вещевого снабжщия Министерства обороны 1959 года Экспонатами музея, которых насчитывается более 1О rrыс. ед вляются образцы обмундирования, снаряжения, обуви, предметов армейского быта, макеты гужевого и вьючного транспорта, состоящие на обеспечении регулярных Вооруженных сил Российского государства со времен. Петра I до наших дней, а также предметы форменной одежды ряда иностранных армий исторического и современного периодов Основу исторической части экспозиции составляет коллекция экспонатов бывшего музея Главного интендантского управления, созданного более ста лет назад в 1868 году в Петербурге, который в последующем стал называться Интендантским музеем Со времени организации этого музея, он постепенно попо.тmялся различными предметами обмундирования, снаряжения, а также рисунками литографиями и чертежами. В нем были собраны из различных полковых музеев, складов и арсеналов образцы формы одежды русской армии. Там можно было найти мундиры, обувь, головные уборы, ранцы и другиемногочисленные предметы солдатского быта и обихода за период Северной войны 1700 172 1гг., Семилетней войны 1756 176 1гr., походов Румянцева и Суворова, Отечесmенной войны 18 12 года и других раз.тmчных подвигов по защите Отечества, наглядно отражавших историю и быт славных полков Российской державы. В нем также стали сосредотачиваться все без исключения вновь вводимые на снабжение образцы обмундирования и всех предметов ходящих. в комплекr экипировки как солдат, так и офицеров и генералов. Каждый образец Не Jависимо от его величины и значимости снабжался картонной эmкеткой, опечатанной сургучной печатью и подписанной военным министром С 1868 года в этот же музей стали поступать образцы обмундирования и снаряжения иностранных армий, приобретаемые обменным или агентурным путем. Туда поступало и множесmо предметов трофейного обмундирования и снаряжения добытого на полях сражений. Там же хранились образць 1 жалуемых войскам знамен, штандартов, юбилейных лент к ним, серебряных труб, барабанов и множ во других знаков отличия и разнообразных предметов, а также коллекция образцов сукон, холста, каразеи, шелка и 58 тих материалов, идущих на изготовление предметов обмундирования и аряжения. По тому времени ни в одном государстве мира такого музея не ествовало. Богатства этого музея были таковы что к нему неоднократно об ащались за справками и консультациями как соотечественники, так и носrранцы, и ни одна научная работа в России, связанная с историей русской ши, не могла обойтись без консультаций этого музея. К 19 16 году в Интендантском музее насчитывалось около 25 тысяч понатов и он имел следующие отделы 1Отдел исторический, где были сосредоточены образцы обмундирования снаряжения, начиная с Петра I и кончая 1855 годом. Собранные в нем р цы позволяли проследить развитие формы одежды русской армии за олторастолетия. 2. Отдел действующих образцов, в котором хранились образцы обмундирования и снаряжения, состоящие на снабжении солдат, офицеров и нералов всех полков русской армии. 3. Отдел отмененных образцов, куда входили все предметы обмундирования и снаряжения, снятые со снабжения. 4. Отдел проектов, где хранились неуrвержденные образцы. Этот отдел ьш наиболее интересен для научно исследовательской работы, поскольку в нем можно бы о найти прогрессивные идеи и нововведения в области создания обмундирования и снаряжения, которые по тем или иным причинц rJ на данном этапе не могли найти своей реализации, но по своей сущносrи алеко опережали аналоmчные проработки за рубежом. 5. Иностранный отдел, в котором сосредотачивались все предметы обмундирования и снаряжения доставленные из за границы. 6. Отдел рисунков и чертежей. Этот отдел был наиболее богатым и енным, так как в нем были все рисунки, литографии и описания всех вводимь 1х в русской армии образцов обмундирования и снаряжения. В дальнейшем посrигла печальная судьба этого музея G его ценнейшими собраниями. После Октябрьской ревоmоции 19 17 года музей был закрыт, экспозиция разобрана и все его имущество упаковано в ящики. И неизвестно, что было бы в эти бурные годы с этим историческим наследием, если бы не известный декрет председателя Совнаркома В. И. льянова Ленина запрещающий разбазаривание и вывоз из Республики за границу предметов искусства и старины. После выхода этого декрета имущество музея было передано в ведение музейного сектора Главнауки и сдано на хранение в казематы Петропавловской крепости, где оно хранилось и ост авалось целым и не тронуrым в годы гражданской войны и в трудные годы восстановительного периода СССР. Обратились к этим сокровищам только в 1932 году, вскрыли ящики, перебрали подпортившиеся за время хранения экспонаты и распорядились передать основную часть фондов в Артиллерийский исторический музей ныне Военно исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, г. Санкт Петербург а остальные различным гражданским музеям, театрам и киностудиям. Из за отсутствия свободных площадей Исторический артиллерийский музей полностью развернуть экспозицию полученного фонда бывшего Интендантского имущества не смог и использовал для экспонирования только 59 образцы обмундирования и снаряжения, относящиеся к форме одежды артиллеристов, а оставшаяся большая часть фонда снова была заложена на хранение, но теперь уже при этом музее. А затем снова надвинулись напряженные и суровые времена. Годы индустриализации народного хозяйства страны, защита дальневосточных рубежей от крупных вооруженных акций со стороны Японии у озера Хасан 1938 г. и в районе монгольской пограничной реки Халхин Гол 1939 г. советско финляндская война 1939 1940 rт. и самая кровопролитная и жесточайшая война в истории человечества Великая Отечественная война 194 945 гг Снова добрались до экспонатов бывшего Интендантского музея после войны в мае 1947 г., когда президентом Академии артюшерийских наук генерал лейтенантом артиллерии Благонравовым А. А. и заместителем военного министра СССР по тылу генералом армии Хрулевым А. В. было принято решение о передаче из Исторического арmллерийского музея остав 1шегося имущества в ведение Главного интендантского управления военного министерства СССР. В декабре 1949 года комиссия Главного интендантского управления приступила к приему указанного исторического музейного имущества. Первоначально эта комиссия отказалась принимать обмундирование и снаряжение, пришедшее в процессе хранения в негодность, но по настоянию генерал лейтенанта Благонравова А. А., главным интендантом Вооруженных Сил СССР генерал полковником Драчевым П. И. было приказано принять все музейное имущесr.во. Таким образом имущество было принято полностью в количестве более чем 10 тысяч инвентарных номеров, общим объемом в 3 вагона и оп ружено в феврале 1950 г. в упаковочном виде из Ленинграда на обозно вещевой склад под Казань. Принимая данное имущество, предполагалось в дальнейшем развернуть экспозицию бывшего интендантского музея для всеобщего обозрения в г. Москве на площадях нового построенного здания музея Вооруженных Сил СССР или Государственного исторического музея. Однако, названные музеи от приняти.s этого имущества отказались, мотивируя свой отказ отсутствием хранилищ к свободных площадей для его экспонирования. Не увенчалось успехом и ходатайство заместителя Военного Министра по тылу перед Военным Министром СССР о строительстве нового здания в г. Москве для Интендантского исторического музея, стоимость которого составляла по тем временам около 8,5 млн. рублей. Во избежание дальнейшей порчи этого ценнейшего исторического наследства, хранящегося в неприспособленных для этой цели складских помещениях, в 1953 году Министерством обороны вопрос об его сохранности и использовании был вынесен на решение Министерства культуры СССР. В связи с этим приказом Министра культуры СССР в декабре 1953 года для определения исторической ценности, пригодности и использования имущества в качестве музейных экспонатов и реквизитов театров и юшостудий была создана комиссия, состоящая из ведущих специалистов Государственного исторического музея и других музеев страны, а также представителей Министерства обороны. 60 Комиссия, на основании тщательного просмотра всего имущества, анившегося на складе под Казанью, вынесла свой вердикт 24o u образцов еют историческую ценность и могут быть использованы музеями 63 азцов, главным образом иностранные, могут быть переданы театрам о образов, как непредставляющие музейной ценности и плохо хранившиеся, подлежат уничтожению. Они также предложили три рианта использования этого имущества. Первый вариант закточался в том, бы создать вновь интендантский исторический музей на базе образцов ундирования и снаряжения русской армии бывшего интендантского музея, анящихся на складе под Казанью, с привлечением исторических образцов ю других музеев и дополнением экспозиции образцами обозно вещевого rщество Советской Армии. Создание такого музея требовало больших питальных затрат, о чем уже говорилось выше, и по этой причине это редложение оказалось нереальным. Второй вариант сводился к созданию ытого музея выставки интендантского имущества при одном из но вещевых складов с использованием небольшой части имущества ывшего интендантского музея и дополнением экспозиции образцами мундирования и снаряжения советского периода, а остальные образцы этого и iущества должны бы.Jrn переда ы музеям и другим учреждениям 1инистерства культуры СССР. В этом случае музей выставка должна была обслуживать только нужды Министерства обороны, а использование ее для всенародного обозрения исключалось. Третий вариант предусматриваn ередачу всего исторического имущества Министерству культуры СССР и оследующую раздачу его гражданским музеям и другим ЛЬ турне просветительным учреждениям. Этой же комиссией было отобрано и передано в этот период часть шущества, в основном царских мемориальных и иностранных вещей, осударсmенному историческому музею, а также другим музеям, театрам и киностудиям. Надо полагать, что еще можно и сейчас найти в Большом театре, s Малом ИШf во МХЛ Те полученные ими подлинные старинные КОС 1ЮМЫ, оторые уже не играют на сцене, но служат образцами Д Я театральных дожников и портных. Имеются, видимо, подобные экспонаты и в некоторых краевых и обласmых музеях, под 1верждением лому служит опубликованная статья в газете Комсомольская правда от 7 августа 1996 года. Кому теперь бросать перчажу из которой стало известно, что в запасниках Донецкого областного краеведческого музея храняrся с 1954 года офицерский вице мундир ейб гвардии Кирасирского полка, принадлежащий императору Николаю I и перчатка императора Александра III. С предложением о передаче всего имущества Министерству культуры СССР и дальнейшей раздаче его музеям, театрам и киностудиям, ю порая привела бы к полному разбазариванию, а тем более с уничтожением его части Министерство обороны не согласилось. Поэтому в целях сохранения этого ценного культурного и исторического наследия, Начальником тыла Министерства обороны СССР было принято единственное правильное в этих условиях решение создать музей своими силами, с минимальными затратами денежных средств при одном из центральных вещевых складов 1инистерства обороны. Во исполнение этого решения, по приказанию начальника управления вещевого снабжения Министерства обороны СССР 6 1 для организации музея выставки на центральной вещевой базе с.По,кровское, Одiшцовского района, Московской области было выделено специально переоборудованное и оташrnваемое хранилище. На основании разработанных техническим комитетом управления чертежей силами центральной вещевой базы быJШ изготовлены меташшческие застекленные шкафы витрины, подставки и другое необходимое оборудование, а офицерами и служащими технического комитета УВС МО приведено в порядок и реставрировано имущество бывшего интендантского музея, изготовлены заново недостающие образцы обмундирования и снаряжения Советской Армии и Военно Морского Флота советского периода. После завершения оформительных работ музей с небольшим штатом сотрудников, был открыт 23 февраля 1959 и экспозиция бывшего интендантского музея получила свое второе рождение. Учитывая, что в приспособленном складском помещении не было возможности полностью развернуrь экспозицию и создать необходимые условия для ее сохранности, по ходатайству Начальника Тыла Вооруженных Сил СССР Заместителя Министра обороны СССР в начале восьмидесятых годов Министром обороны СССР было принято решение о строительстве на территории войсковой части г. Щелково 4, Московской обл. нового производственно лабораторного корпуса Центральной опытно конструкторской базы вещевой службы, в состав которой входи r этот музей. Строительство указанного корпуса осуществлялось по специально уrвержденному проекту и завершилось в 1985 году с общей стоимостью капиталовложений около 1MJПI. руб. Для изготовления оборудования музея и его внутреннего оформления были привлечены высококвалифицированные специалисты и дизайнеры Всесоюзной торговой палаты СССР, имеющие большой практический опыт по развертыванию международных выставок, с помощью которых удалось развернуть экспозицию на высоком профессиональном уровне и создать условия для сохранности и демонстрации ее уникальных образцов. Уместно будет упомянуть, что большая заслуга в создании музея принадлежит бывше у начальнику Центрального вещевого управления МО СССР генерал лейтенанту Ф. П. Петрову, его заместитето, а ныне начальнику Центрального вещевого управления МО РФ генерал лейтенанту М. М. Хренову. Основная же тяжесть по организации строительства и воссозданию музея легла f a плечи бывшего начальника Центральной опытно конструкторской базы вещевой службы полковника И. Ф. Коновалова и ero подчиненных, особенно подполковника запаса Г. Н. Нестерова Комарова, отдавшему половину своей жизни этому музею, а также на бывшего председателя научно технического комитета ЦВУ МО, автора этих строк. Ныне в двух залах этого музея общей площадью 1700 м2 развернуrы экспозиции обмундирования русской армии исторического периода ХIV начало ХХ века обмундирования Советской Армии и Военно Морского Флота со времен гражданской войны 19 17 года до распада СССР обмундирования некоторых иностранных армий исторического и современного периода современной формы одежды 62 Вооруженных Сил Российской Федерации и коллекция русских, советских и иносiранных орденов и медалей. Экспонаты музея дают наглядное представление о трансформации военного мундира русской, советской и иностранных армий. Эrа одежда вследствии появления новых видов вооружения и техники, а также изменения способов ведения вооруженной борьбы непрерывно совершенствовалась. Особенно экспонаты исторической части экспозиции наглядно показывают, как в русской армии от пышной и парадной формы одежды, с. rрадающей излишествующими украшениями, неудобными, но нарядными головными уборами, совершался переход к военной одежде более удобной для военных действий и пригодной для массового изготовления. Эrот процесс проходил в течение десятилетий довольно болезненно. Сторонниками создания обмундирования удобного для походов и боевых действий без излишних украшательств были великие русские полководцы Суворов, Румянцев и сияrельный князь Потемкин. Солдат как встал, так и готов так того хотел князь. И солдаты получили сапоги, свободную куртку и брюки с кожаными надставками внизу и ремешками под подошву. Как правило, упрощения в форменной одежде вызывали нарекания офицеров, выходцев из дворянского сословия, которые зачастую служили в армии ради наследственных красивых мундиров. Поэтому царскому правительству приходилось делать уступки этой категории военнослужащих и привлекать их на военную службу красотой вновь вводимых мундиров. Но, несмотря на всякие субъективные причины, разумные изменения в военной форме одежды проверенные практикой, пробивали себе дорогу. Так было, когда на смену треуголкам, гренадеркам, киверам пришел ныне распространенный головной убор фуражка. В 18 году, в конце Отечественной войны 18 12 года, фуражирам лицам, заготавливающим корм для лошадей, создали головной убор несколько подешевле и попроще кивера, не из кожи, а из сукна и без козырька фуражную шапку бескозырку с околышем из приборного сукна. Позднее фуражную шапку, но с козырьком, распространили для ношения при походной форме одежды и для офицеров, а когда в 1844 году на этот головной убор стали крепить кокарду, термин фуражка уже официально вошел в обиход. Не менее интересна и история возникновения гимнастерки, которая более ста лет верой и правдой служила солдату. В 1862 году Александром II для занятия гимнастикой высочайше была уrверждена белая полощяная рубаха и такие же шrаны шаровары. Гимнастика стала заменяться физической подготовкой. Спустя несколько лет в Туркестане, где новая легкая рубаха для мест.ных климатических условий пришлась наиболее подходящей верхней одеждой, на нее впервые прикрепили знаки. различия погоны. И отсюда гимнастерка, пока еще не имеющая этого названия, а называемая просто рубахой, распространилась по всей армии. Название же гимнастерка закрепилось за ней в недалеком прошлом, в 1935 году в Красной Армии. Об этом и о многом другом могут поведать исторические экспонаты этого музея. В экспозициях обмундирования Советской Армии и Военно Морского Флота бывшего СССР и современной форменной одежды Вооруженных Сил Российской Федерации прослеживается эволюция военной формы одежды, 63 начиная от ревоmоционных отрядов Красной гвардии до наших дней, в сrорону ее упрощения и повышения практичности на основе учета опыта боевых действий в период советско финляндской войны 1939 1940 тт., Великой Отечественной 194 945 тт известных афганских событий и других военных конфликтов. В ней также набmодаеrся преемственность в развитии военной одежды. Так, в годы Великой Отечественной войны в Советской армии и Военно Морском Флоте были введены погоны, аналогичные погонам русской армии, а в современной форме одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации появились уrемненный защитный цвет обмундирования и накладные нагрудные карманы на кителях, характерные для мундиров и френчей доревоmоционной русской армии и Красной Армии периода 1924 1935 гг. Нашла также отражение преемственность от русской армии во вновь созданных военной символике и знаках различия для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Об этом свидетельствуют кокарды и эмблемы в виде двуглавого орла на фуражках, граненые металические звездочки на погонах офицеров, нарукавные и другие знаки различия на форменной одежде. Большой интерес вызывают имеющиеся в коллекции музея проработки орденов Победы Великой Отечественной войны и Славы и некоторых медалей, которыми награждались наши прославленны полководцы и простые воины за проявленные подвиги и героизм в период Великой Отечественной войны 194 945 тт. Созданный музей осуществляет военно патриотическую работу среди российских граждан и особенно среди военнослужащих и молодежи. На его базе проводятся учебно методические сборы начальников вещевой службы округов, флотов и оказывается практическая помощь военно учебным заведениям ВС в подготовке специалистов вещевой службы и их военно историческом образовании, а также проводятся консультации для специалистов научно исследовательских учреждений и промышленности, привлекаемых к разработке но ых предметов военной формы одежд Музей, с момента его создания, посетили мноrnе видные военачальники Вооруженных Сил бывшего СССР и Российской Федерации, а также многочисленные военные делегации зарубежных государств, оставившие о ней в книге посетителей свои положительные впечатления. ТЕРОВКИН МихаН А ексавдрович, потсоввик в отставке, прос уживший в Вооружеввых сК ax 44 года, из вих 14 в должности председате я Научво техвического комитета Цевтра ЬВоrо вещевоrо упр В евия, ч ев авторскоrо кол ектива квиrи Воеввая одежда Русской.армии одив из освовате. ей Музея обмувдировавия, r. Москва. 64 20 ИСТ РИЯ С ЗД4ПИЯ МУЗ6Я БМУПДИР В4ПИЯ см. стр. 58 2 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Теровкин М.А. История создания Музея обмундирования русской, советской и иностранных армий Центрального вещевого управления Министерства обороны Российской Федерации (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |