| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №11. (1996) › Комаровский Е.А. Основы церковной геральдики | ||||||
Комаровский Е.А.
Основы церковной геральдики// Гербовед. №11. (1996)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1996. № 3 (11). С. 114-125 Аннотация: Церковная геральдика является неотъемлемой частью геральдики в целом. С гербами церковного достоинства мы можем встретиться в кафедральных соборах, костёлах, часовнях, монастырях, увидеть их на надгробных плитах, статуях, картинах, на документах и на фасадах некоторых замков. Об авторе публикации/статьи: Комаровский Ефим Анатольевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Комаровского Е.А.
в библиотеке найдено еще 28 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 37696 знаков (с пробелами)
8 ЦЕРКОВНАЯ ГЕРАЛЬДИКА Е Комаровский, Воронеж OGHO.GЫ Ц6РК GПОЙ Т6Рt ЛЬДИКИ см. рис. на 16 й стр. цв. вкладки Церковная геральдика является неотъемлемой частью геральдики в целом. С гербами церковного достоинства мы можем встретиться в кафедральных соборах, костёлах, часовнях, монастырях, увидеть их на надгробных плитах, статуях, картинах, на документах и на фасадах некоторых замков. По своему происхождению церковная геральдика ненамного младше геральдики родовой. Крестоносцы на своем пути по освобождению Святых Земель везли с собой значительное число духовных лиц, многие из которых даже приняли пусть по необходимости или добровольно участие в боях. Вскоре, однако, церковь и ее многочисленные ряды, советы стали влиять не только на духовные стороны личности и развитие общества к примеру открытие госпиталей для раненых но и на благотворительную деятельность. В отличие от светской геральдики, церковный герб можно было получить, во первых, состоя в церковном объединении ордене, цеху, тов ариществе, обществе во вторых, получив церковный сан в третьих, гербы в особых случаях жаловались самим Папой. В жалование или присвоение церковных гербов не вмешивались даже королевские власти, и таким образом, выбор герба при получении церковного сана предоставлялся, прежде всего, самому носителю герба. Как основание для других частей герба, и в церковной геральдике имеется щит, который очень часто особенно в барокко заменяется картушем, дабы тем самым обозначить, что его носитель не военный человек. Могли использоваться и дворянские родовые щиты, а у недворян щиты произвольной формы. Гербы некоторых высоких церковных служащих например, архиепископов, епископов, аббатов и др. имели свои особые знаки власти, добавлявшиеся иногда к знакам церковным и фигурам на родовых личных гербах щит рассекался вдвое или вчетверо. Последнее правило в прямом смысле не существует. Однако, таким образом, решается эстетическая сторона вопроса, и щиту придается особое изящество. 4 Есть лишь одно обязательное условие этот знак располагается ипи в 1м поле вдвое рассеченного щита, или в 1м и 4 м полях вчетверо рассеченного щита, в то время как родовой личный герб во 2 м поле вдвое рассеченного или во 2 м и 3 м вчетверо рассеченного. Некоторые прелаты помещают знак своей власти во главу родового или особого щита. Многие rеральдисты отмечают, что церковные гербы не имели как такового ни шлема, ни клейнода, ибо их носители не участвовали непосредственно в боях. Однако, часто церковные гербы объединялись с гербами, имевшими как шлем, так и клейнод. И это вполне естественно, что именно родовые гербы дополнялись церковными атрибутами, но не наоборот, ибо церковные гербы фактически исключали употребление клейнода. Так, например, Пражский архиепископ Карл из Ламберга 1606 16 12 использовал два родовых шлема. Лито морицкий епископ Иоганн Фердинанд Кин,v.ерманн Риттер фон IIIульштейн 1790 180 1а также Карловградский епископ Боrумир Капун, свободный гражданин из Свойкова 1698 170 1объединили шлем с клейнодом. В гербах высшего католического духовенства, где нет ни шлема, н и клейнода, между щитом и клобуком встречаются крест, митра, жезл, а иногда также меч или княжеская корона. Крест обычно золотой бывает размещен над верхним краем щита В епископских гербах он имеет одну перекладину т. н. латинский между тем как у архиепископов и патриархов с двумя перекладинами т. н. патриарший Патриарший крест начали употреблять сановники в 15 веке. В верхней части креста надпись I R т. е. сокращенно Iesus Nazarenus, Rex ludaeorum что в переводе означает Иисус Наэаре 1янин, Парь Иудейский помещенная Понтием Пилатом над головой распятого Христа. Некоторые авторы упоминают, что архиепископы использовали двуперекладинный крест, а архиепископы трехперекладинный, но у нас нет достатоtmых оснований это утверждать. Митра обыкновенно размещалась на геральдической правой стороне над верхней гранью щита и заменяла собой дворянскую корону. Вначале она располагалась ниже, позже несколько выше. Из нее выходили две серебряные или золотые ленты т. н. фимбрии подбитые алым, с золотой тесьмою по краю и золоtой бахромой на концах, которые развеваются в виде узоров. Митра либо серебряная, либо золотая, с внешней стороны украшенная вышивкой или драгоценными камнями. Ее подбой алый. 5 Митры подразделялись на 1Кардинальские. 2. Патриаршие. З. Архиепискоnские, епископские, аббатские, прелатские. Митра служила знаком власти или сана. Жезл посох или скипетр бывает обычно расположен на левой стороне щита. Это длинный ровный посох как правило серебряный наверху особо завитый и украшенный золотом и драгоценными камнями. Раньше духовные государственные мужи прелаты немецкой империи имели в гербе жезл, скрещенный с мечом как знак уголовного права. Жезл, который использовали архиепископы и епископы, по правилу был закручен наружу, у аббатов же и у других священников, не ставших епископами, но имевших право на понтификалии, жезл был закручен вовнутрь. К жезлу аббатов, приоров, настоятелей монастырей прикреплялся еще кусок шелка или материи т. н. судариум или велум позволявший священнику вытирать пот с рук. У епископов и высших иерархов су дариум отсутствовал, потому что имелось церемониальное предписание об употреблении рукавиц. Княжеские короны встречались у тех архиепископств и епископств, чьи кафедры были соединены с княжеским титулом князьархиепископ, князь епископ Примером может служить Пражское Архиепископство. В 1950 году все княжеские титулы были упразднены. Меч же по традиции встречается у архиепископов оломоуцких, а при империи использовался на знамени светской секулярной власти. Кроме креста, который тоже прежде украшал гербы высшего католического духовенства, жезл, митра, меч и княжеская корона с них исчезли, на основании папского решения об упрощении церковных гербов. Этот указ издал 3 1марта 1969 года папа Павел VI 1963 1978 а вступил в силу он 13 апреля того же года. Крест, митру и жезл впредь стали использовать сановники англиканской церкви, и некоторых других nротестанских церквей, а их геральдическая. система многое заимствовала от прежних методов римско католической церкви. Своеобразным украшением церковных гербов вместе с крестами были, да и до сих пор остаются клобуки. Ввел их вместе с пурпурной окраской папа Иннокентий IV 1243 1254 на Лионском консилиуме 1245 года, определившем кардиналам червленый клобук как символ сана. Употребление же клобуков в геральдике повсеместно распространилось значительно позже. Клобуки имели по обеим сторонам 6 uu 1 J о Схема изм енений клобуков. кистей и прочих атрибутов в гербах согласно сану свисающие. протянутъrешнуры. Они украшены узлами и соединяющимися с ними кистями и как бы прикрывают щит с обеих сторон. Использование узлов и кистей восходит к 14 веку. По количеству узлов можно было определить духовный сан владельца герба. Так, кардиналы имели 5 узлов с каждой стороны, архиепископы 4, епископы З, кафедральные протоиреи и настоятели аббатств по 2, а князья с правом власти судебного права по 1узлу на каждой стороне. Этот принцип, однако, не прижился и не был широко использован. Долгим был путь развития целой системы постепенно вводимой практически с 1832 г., но принятой только недавно в употреблении клобуков со шнурами и кистями, их цвет, число и точное расположение согласно месту их носителей в церковной иерархии, как указано в таблице. При подсчете кистей не учитываются кисти, находящиеся на другом конце шнура над клобуком они служат лишь для его украшения и закрепления самого шнура. Аббаты монастырских общин орденов имели клобуки, шнуры и кисти белого цвета, вельмистр крестоносцев с красной звездой имел белый клобук с золотой лентой. Добавим, что использование щитодержателей в церковной геральдике сравнительно редко к примеру, крестоносцы с красной звездой использовали в качестве щитодержателей Св. Елену и Св. Константина в то время как девиз у каждого обладателя герба был свой преимущественно на латыни и выражал или пояснял духовные постулаты. Девизы были не наследственные и изменялись от одного духовника к другому. Лишь некоторые духовные рыцарские ордена имели общий девиз. У особ княжеского достоинства встречались также гербы, размещенные на мантии и под княжеской короной. Личное достоинство отдельных лиц в церковной геральдике обозначалось также и особыми крестами, митрами, жезлами, обнаженным мечом и княжеской короной, цветом клобука, шнурами и кистями и их количеством В церковной геральдике выделяют в целом две основные группы гербов а гербы собственно духовных особ б гербы духовных церковных институтов архиепископств, епископств, духовных и рьщарских орденов, монастырей, приходов Рассмотрим теперь подробнее некоторые другие гербы. Гербы папские отличаются в основном тем, что щит положен на два церковных ключа ключи Св. Петра над коими возносится пап екая тиара. У гербов некоторых пап необычна на первый взгляд и форма щита. Он напоминает лошадиную голову спереди и если это действительно 8 о З. о о Щит с латинским крестом Епископ Щит с Патриаршим крестом Архиепископ, Патриарх Образец узлов на шнурах, указывающих на сан 9 r Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Комаровский Е.А. Основы церковной геральдики (1996)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |