Волкова У.М.
Образ столицы Российской империи на медалях XVIII — начала XX в.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 87-89
Аннотация: Доклад посвящен изображениям Санкт-Петербурга на памятных медалях Российской империи, истории их появления, а также тем изменениям интересующих нас элементов медальных композиций, что происходили в течение двух столетий.
Об авторе публикации/статьи:
Волкова У.М.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9338 знаков (с пробелами)
У Волкова
с с. отдела нумизматики, ГМИИ им. А Пушкина
Образ столицы Российской империи на медалях
XVIII начала XX в.
Доклад посвящен изображениям Санкт Петербурга на памятных медалях Российской империи, истории их появления, а также тем
изменениям интересующих нас элементов медальных композиций,
что происходили в течение двух столетий.
Можно выделить несколько типов изображения города. Больше
всего медалей, отчеканенных в память событий, происходивших в столице, не нуждались в каких либо особенных способах ее
88
представления. Санкт Петербург в таком случае символизировали
портреты императоров и государственные символы, а также щит
с гербом самого города.
Часто встречаются медали, на которых город изображен либо
посредством архитектурных и скульптурных памятников, до сих пор
являющихся его символами, либо их чертежами. Первой медалью,
в композиции которой можно разглядеть аксонометрический план или проекцию будущей Петропавловской крепости, стало произведение из серии Ф Мюллера, созданное в начале XVIII в. в память
основания города. На лицевой стороне медали, посвященной заключению Ништадтского мира в 172 1г., крепость уже имеет практически
законченный вид. В последующие века именно она станет одним из
популярных элементов композиций. Второй визитной карточкой
Санкт Петербурга на памятных медалях вплоть до революции 19 17 г.
оставался конный монумент императора Петра I, или Медный всадник открытый в правление императрицы Екатерины II. Третьим
сооружением, чаще всего используемым медальерами в качестве символа города, стал Исаакиевский собор, освященный в 1858 г. Такие
элементы композиции можно увидеть на медалях, посвященных различным государственным структурам, организациям или мероприятиям. Выбор наиболее известных достопримечательностей позволял
легче понять смысл медали.
Эти памятники были хорошо известны за рубежом, они изображались и иностранными медальерами, работавшими по заказу из России
или создававшими произведения на российские события, но адресованные европейским ценителям этого искусства. Например, на лицевой стороне медали Главного общества российских железных дорог,
отчеканенной в 1858 г. парижской мастерской Стерн изображены
сразу три достопримечательности Санкт Петербурга памятник
Петру I на Сенатской площади, Исаакиевский собор и арка, соединяющая здания Сената и Синода. Медаль предназначалась членам совета
директоров Общества, которыми были банкиры из Франции, Нидерландов, Великобритании и Российской империи. Несмотря на то, что
все надписи на лицевой стороне выполнены на русском языке, основные элементы композиции позволяли владельцам медали через образ
столицы безошибочно определить страну, которая основала Общество, и в которой планировалось строительство сети железных дорог.
Еще одним типом изображения был персонифицированный
образ города. Всего на нескольких медалях начала XX в. можно увидеть женщин, символизирующих собой Санкт Петербург, а позднее и Петроград. Интересно, что образы Москвы встречаются на
памятных медалях гораздо чаще, и появились они намного раньше.
89
Первая персонификация города появилась на медальоне Освобождение Москвы из серии в память Отечественной войны 18 12 года,
созданной графом Ф Толстым в 18 16 г. Медаль была отчеканена в 1834 г. На оборотной стороне изображена женщина в модном офранцуженном сарафане и градской короне, характерной для городских
персонификаций. При этом корона напоминает стилизованные кокошники, что носили женщины в первой трети XIX века. Автор создал
образ, отражающий и модные тенденции, и настроения в обществе,
и культурную ориентацию страны того времени. Однако если Москва
символизировала древность истории страны и ориентированность
культуры на традиции допетровского периода, то Санкт Петербург
представлял собой современный европейский город. И тем не менее,
персонификации города на медалях были созданы в той же стилистике, что и образы древней столицы. Для медальеров, работавших во
второй половине XIX в., было характерно обращение к историческим
источникам и серьезное отношение ко всем изображаемым ими элементам композиций. По сложившейся за это столетие традиции, на
медали 1903 г., посвященной 200 летию города, изображена женщина
в этнографически верном костюме царицы XVII в. Она символизирует
собой и страну, и ее столицу. Другой, но не менее интересной, является персонификация Санкт Петербурга на медали в память 50 летия
Петроградского городского общества взаимного страхования от огня,
отчеканенной в 19 15 г. Ее образ, в отличие от предыдущего, соединяет
в себе элементы европейского и русского медальерного искусства, и
включает элементы, отсылающие к античной мифологии, что может
объясняться, к примеру, художественным вкусом заказчиков.
Естественно, рассматривать те или иные медальные сюжеты
невозможно в отрыве от исторического и культурного контекста. На
появление и трансформацию образов также влияли изменения стилей
и художественных направлений в отечественном искусстве, характерные и для искусства медали
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Волкова У.М. Образ столицы Российской империи на медалях XVIII — начала XX в. (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|