Бочарников Б.Н.
Геральдический декор в творчестве архитектора Бернхарда Симона на примере дворцов Нарышкиных на Фонтанке и Воронцовых-Дашковых в Быкове
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 71-73
Аннотация: С начала 1840-х гг. в русской архитектуре, как и в западноевропейской, происходит смена стиля — от ампира к неоренессансу. Новый стиль вводит в качестве ведущих элементов художественного декора зданий гербы, эмблемы и другие атрибуты. Наиболее характерным образом это отражают дворцы по проектам Бернхарда Симона (1816–1900), созданные для лиц ближайшего круга Николая I.
Об авторе публикации/статьи:
Бочарников Б.Н.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10847 знаков (с пробелами)
Б Бочарников
магистр искусств, аспирант МГАХИ при РАХ
Геральдический декор в творчестве архитектора
Бернхарда Симона на примере дворцов Нарышкиных
на Фонтанке и Воронцовых Дашковых в Быкове
С начала 1840 х гг. в русской архитектуре, как и в западноевропейской, происходит смена стиля от ампира к неоренессансу.
Новый стиль вводит в качестве ведущих элементов художественного
декора зданий гербы, эмблемы и другие атрибуты. Наиболее характерным образом это отражают дворцы по проектам Бернхарда Симона 18 16 1900 созданные для лиц ближайшего круга Николая I.
Фасады и дворцовые интерьеры, спроектированные Б. Симоном, показывают очевидное своеобразие почерка архитектора,
значительно отличающегося по своему методу от работ его современников. Герб или его детали становятся ведущим смысловым
элементом в оформлении дворцовых зданий, тем самым фиксируя
изменение, произошедшее с отношением к геральдике в архитектуре в эпоху романтизма. Герб становится ведущим мотивом всего
убранства, подобно дворцам ренессансных государей, нежели ранее,
72
когда помещались лишь в особых местах в парадных вестибюлях
и в больших залах домов и дворцов высших лиц государства.
Первым из известных нам примеров введения геральдики
Б. Симоном в архитектуру стало убранство дворца Нарышкиных. Его
интерьеры были созданы при реконструкции здания в 1844 1849 х гг.
по заказу Л Нарышкина и завершены при его дочери С Нарышкиной, с 1846 г. бывшей замужем за графом П Шуваловым, по
фамилии которых дворец по обыкновению именуется. Несмотря на
это, в отличие от герба Нарышкиных, герб Шуваловых и его элементы
в убранстве дворца не присутствуют.
Непосредственно герб Нарышкиных и его гербовые фигуры введены в убранство двух залов красной и золотой гостиных, включающих также атрибуты охотничьих трофеев и образующих анфиладу
со стилистически и тематически отличающейся от них голубой гостиной по превалирующим в её декоре фигурам тритонов, отсылающих
к тематике грота и непосредственной причастности рода Нарышкиных к истории основания Петербурга
Гербы в обеих гостиных представлены по разному. В красной
гостиной гербы Нарышкиных со львами щитодержателями помещены без каких либо изменений в поля кессонов цилиндрического
свода, подобно нашивному декору шатра. В золотой гостиной Симон
гораздо шире использует возможности использования геральдики
в убранстве. Сомкнутый свод с подбалочниками, трактованными
наподобие скульптурных консолей, украшают массивные фигуры
львов щитодержателей нарышкинского герба, стоящих в характерных геральдических позах. Подобно атлантам они поддерживают свод, украшенный изображениями женских фигур, заключёнными в орнаментальный геометрический узор вместе с пустыми
медальонами. В их композицию, также поддерживаемые женскими
фигурами, введены неизвестные гербовые щиты с изображениями
орла, пчёл и шпаги. Они лишь отчасти находят некоторые параллели
в более ранних версиях герба Нарышкиных.
В лепных композициях торцевых стен зала Б. Симоном творчески перерабатывается герб Нарышкиных, изображение которого
вписывается в форму фигурного картуша в виде вазы. Обращает внимание и изменение цвета изображения гербового орла с чёрного на
золотой. Картуш фланкируют фигуры орлов взятые из нарышкинского герба и дев с кувшинами, заключённые в акантовый орнамент.
Герб вплетается в новую декоративную структуру, не нарушающую
его индивидуальной узнаваемости. Зрительно дополняет общую картину фриз, в котором в числе прочих помещены изображения женских фигур с незаполненными двухчастными гербовыми щитами.
73
Ренессансный вкус во дворце Нарышкиных подчёркивается введением гербовых фигур в ткань художественного декора интерьера,
но в фасадах, осуществлённых совместно с Н Ефимовым, Б. Симон
ограничивается только архитектурным и фигуративным декором.
В сравнении с этим замок Марьино графа И Воронцова Дашкова в подмосковном селе Быково 1845 185 1гг. стал редчайшим
образцом стиля. Это подчёркивает его архитектура, в которой зодчий
в большей мере опирался на итальянские образцы Флоренции и Рима
XV XVI вв. Отметим, что супруга графа, Александра Кирилловна,
также происходила из рода Нарышкиных и приходилась двоюродной
сестрой графине С Шуваловой. Это говорит о роли Симона в качестве семейного архитектора их общего круга и указывает на общность художественных вкусов.
В облике дворца замка с башней кампанилой центральным
декоративным элементом убранства является герб во фризе центральных ризалитов северного и южного фасадов. Конские головы, представляющие собой фигуры щитодержателей, которые утвердились
в гербе Воронцовых с XVIII в., поначалу должны были быть симметрично вписаны в тондо.
В сравнении с чертежами более ранних и близких воплощённому проектов из собрания семьи потомков архитектора в Швейцарии, нам очевидно, что Симон хотел избрать в качестве формы гербового щита известную ренессансную форму теста ди кавалли. Само
изображение на щите представляет собой совмещенные гербы
двухчастный Воронцовых и четырёхчастный с центральным щитком
князей Дашковых. При этом герб Воронцовых помещён в оконечность герба, занимая как бы подчинённое положение по отношению
к гербу более древнего рода. Отметим, что в более поздней версии
герба Воронцовых Дашковых, утверждённой в 1893 г., оба родовых
герба скомпонованы иначе.
Стилевая целостность раскрывалась и в интерьерах дворца,
в убранстве двух главных залов большого салона графини
и библиотеки. Согласно ренессансной традиции, во фризах, наряду
с портретами рода Воронцовых, помещались гербы. Ныне эти детали
утрачены, как и камины, также включавшие гербовые щиты формы
теста ди кавалли.
Подводя итог, можно сказать, что в работах Б. Симона на примере рассмотренных нами дворцов Нарышкиных и ВоронцовыхДашковых выявляется активное использование стилем неоренессанс
языка геральдики
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Бочарников Б.Н. Геральдический декор в творчестве архитектора Бернхарда Симона на примере дворцов Нарышкиных на Фонтанке и Воронцовых-Дашковых в Быкове (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|