Пчелов Е.В.
Итальянский след в русской государственной сфрагистике конца XV – XVI в.
// 22-ая Всероссийская нумизматическая конференция (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: 22-ая Всероссийская нумизматическая конференция : Материалы научной конференции. Смоленск, 2023. С. 327-329
Аннотация: Матрица великокняжеской печати Ивана III с изображениями всадника-драконоборца и двуглавого орла (самый ранний сохранившийся ее оттиск датируется 1497 г.), по мнению исследователей (Кучкин В.А., 1999, Агоштон М., 2005), была создана в начале 1490-х гг. Также, по единодушному мнению ученых, мастером, создавшим эту матрицу, был иностранец.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8290 знаков (с пробелами)
Е ПЧЕЛОВ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА
ИТАЛЬЯНСКИЙ СЛЕД В РУССКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СФРАГИСТИКЕ КОНЦА
XV XVI в.
Матрица великокняжеской печати Ивана III с изображениями
всадника драконоборца и двуглавого орла самый ранний сохранившийся ее оттиск датируется 1497 г. по мнению исследователей Кучкин В 1999, Агоштон М., 2005 была создана в начале 1490 х гг. Также, по единодушному мнению ученых, мастером,
создавшим эту матрицу, был иностранец.
В Кучкин, опираясь на летописное известие о приезде
в 1490 г. в Москву брата Софьи Палеолог Андрея Палеолога который, собственно говоря, и был непосредственным наследником византийского престола и вместе с ним многочисленных
иностранных мастеров, предположил, что автором печати мог
быть или римский мастер Христофор, или немецкий мастер из
Любека Альберт Кучкин В 1999. С. 16 Очевидно, что вероятный ответ на этот вопрос можно получить путем анализа иконографических изображений на печати.
При этом В Кучкин особо выделил мастера Альберта, который, как немец, должен был хорошо знать символику печатей
германских императоров Там же. С. 20 Хорошо известно, что
в отечественной историографии утвердилась не вполне, впрочем,
точно понятая версия Г. Алефа о происхождении российского
двуглавого орла от двуглавого орла Священной Римской империи Алеф Г., 2002 Однако элементарный визуальный анализ орлов
с печатей германских императоров показывает их кардинальное
различие с орлом печати Ивана III. Германские орлы имеют ярко
выраженный, характерный геральдизированный вид широко
раскрытые клювы, особый вид оперения, лап и т абсолютно
не схожий с российским орлом. Следовательно, этот аргумент в
пользу мастера Альберта оказывается несостоятельным. Зато
орел Ивана III четко соответствует традиции изображения византийского двуглавого орла. А короны, увенчивающие его головы,
аналогичны королевским коронам таким, какими их изобра
328
Е Пчелов. Итальянский след в русской государственной сфрагистике конца XV XVI в.
жали на западноевропейских миниатюрах и других произведениях искусства позднего Средневековья и раннего Ренессанса.
Изображение всадника змееборца на лицевой стороне печати
также заслуживает детального анализа. Среди различных элементов композиции обращает на себя внимание изображение
дракона. По своему типу этот дракон аспид и имеет две ноги,
поросшие шерстью, два сравнительно длинных уха, морду,
также со свисающей шерстью наподобие бороды, клювообразное завершение пасти и перепончатые крылья с круглыми пятнами. Эти детали позволяют сравнить российского сфрагистического дракона с его собратьями. В древнерусской иконописи
в драконоборческом сюжете, как правило, дракон изображался
по иному, и большинство указанных выше его характерных особенностей отсутствовало. В искусстве Северного европейского
Возрождения Нидерланды, Германия, Швейцария наблюдается аналогичная ситуация. Только в живописи итальянского
Ренессанса находятся прямые аналоги, но они локализуются
в искусстве флорентийского Кватроченто П. Уччелло, А. дель
Поллайоло Между тем, предполагаемый автор печати, мастер
Христофор, приехал из Рима. Устранить это противоречие позволяет тот факт, что Антонио дель Поллайоло, в живописи которого присутствуют наиболее точные аналоги изображения драконов и подобных существ с начала 1480 х гг. работал в Риме
при папском дворе и имел большую школу учеников. Возможно,
мастер Христофор также принадлежал к этой школе. Разумеется,
необходимо дальнейшее изучение других деталей изображения
на печати Ивана III, которое позволит уточнить или скорректировать высказанное предположение.
По видимому, итальянское влияние на русскую государственную сфрагистику и геральдику в какой то степени сохранялось
и позднее. Об этом, в частности, может свидетельствовать форма
геральдических щитков, в которых помещались изображения
всадника драконоборца и единорога на груди двуглавого орла на
печатях Ивана Грозного, и прежде всего на Большой печати конца 1570 х гг. Эта форма, как показывает история геральдики, была
распространена как раз в Италии конца XVI в.
329
И Афонасенко. Неизвестный герб на ливрейной пуговице из Гродно
Литература
Агоштон М., 2005. Великокняжеская печать 1497 г. К истории
формирования русской государственной символики. М.
Алеф Г., 2002. Заимствование Москвой двуглавого орла точка
зрения несогласного Из истории русской культуры. Т. II.
Кн. 1М. С. 62 164 1
Кучкин В 1999. Происхождение русского двуглавого орла. М.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Итальянский след в русской государственной сфрагистике конца XV – XVI в. (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|