Яблоков А.О.
Древнерусские геральдические эмблемы
// Гербовед. №1. (1992)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1992. № 1 (1). С. 45-47
Об авторе публикации/статьи:
Яблоков А.О.
Просмотр публикации в формате PDF:
Иллюстрации к статье/публикации:
 1.
ID: 6607
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12030 знаков (с пробелами)
ДРЕВНЕРУССКIЯ ГЕР АЛЬДИЧЕСКIЯ ЭМБЛЕМЫ
Въ древнерусскомъ rосударствt существовали признанные гербы
какъ государства и rородовъ, такъ и личные, родовые. Рuдовые и
личные гербы Россiи уходятъ въ своёмъ происхожденiи въ глубокую
древность.
Свидt,тельс.тва древности русской геральдической эмблемы нахо
дятся въ боrатомъ изобразительномъ матерiалt, сохранившемся въ
рукописяхъ, барельефахъ соборовъ, иконахъ, а также въ археологи
ческомъ наслtдiи. Тамъ мы видимъ преемственностъ родовыхъ rep
бовъ отъ nлеменныхъ, а также личныхъ отъ родовыхъ. Иногда личные
гербы избирались безъ прямой связи съ родовымъ rербомъ.
На одной изъ печатей Александра Невскаrо изображена эмблема
конный святой воинъ съ мечомъ и короной. На печати отца Алексан
дра Невского Ярослава, въ крещенiи 0ёдора, изображёнъ пешiй святой
воинъ,поражающiй копьёмъ змtя дракона, рядомъ торсъ коня.
Къ XVI вtку появляется большое разнообразiе rеральдическихъ
фиrуръ на щитахъ русскихъ воиновъ. Это особенно видно на иконt Церковь воинствующая Благословенно воинство небеснаrо царя начальная подпись названiя иконы. Икона написана въ честь
Казанскаrо похода войскъ Ивана Грознаrо и носитъ въ себt Р.ГО отпеча
токъ. Вооруженiе и облаченiе воиновъ отвъчаетъ эпохt написанiя
иконы 1550 г.
Геральдическiя фигуры на щитахъ воиновъ это треугольники,
повёрнутые вверхъ острiёмъ или внизъ, прямые или косые андреевскiе
лепестковые кресты, отъ четырёхконечныхъ до восьмиконечныхъ
звtздъ, круги диски, а также изобразительныя фигуры,
змtи, орлы, орлиныя головы, двуглавые орлы и т. п. Орлиныя изобра
женiя, символъ княжеской крови, rоворятъ о томъ, что въ походt
участвовала помимо самаrо царя, княжеская верхушка двора Ивана
Грознаrо.
Наиболtе древнiй rеральдическiй матерiалъ находится въ архео
лоrическомъ изслtдованiи древняrо Новгорода. Въ культурныхъ
слояхъ Х XV вв. обнаружены rеральдическiя эмблемы на предметахъ
личнаrо пользованiя зто въ первую очередь перстни, перстни печат
ки, затt.мъ поясные наборы, нашивныя бляхи, заколки, фибулы.
Времени домонгольской Руси большой интересъ представляетъ
опытъ реконструкцiи rеральдическихъ щитовъ, исполненныхъ по
памятникамъ матерiальной культуры, археологiи, письменнымъ
изобразительнымъ источникамъ. Iциты исполнены въ натуральную
величину изъ натуральныхъ материаловъ музеями краевtдения и
исторiи г. Запорожья и г. Москвы.
На щитt реконструкцiи музея г. Запорожья изображёнъ 16 лепест
ковый цвtтокъ солнце.
Этотъ символъ восходитъ ещё къ временамъ дохристiанской
русской культуры и несётъ въ себt знакъ знаменье Бога Свtта
Даждьбога.
Боrъ Солнца является Хорсъ, его символъ круглый дискъ.
Боrъ Свtта является Купало, Даждьбогъ его символъ восьми 45
конечный цвtтокъ солнце.
Символъ 16 лепесткоеого цвtтка, запорожскаго щита, раздtлёнъ
на два цвtта по 8 лепестковъ каждый.
Дублированный восьмилепестковый цвtтокъ означаетъ двойст
венность изображенiя Бога Свtта. Это можетъ быть только два Бога
Богъ Отец Сварогъ свtтъ рождающiй
ЦБовгtът ъС ыСвнtът Коруопжалдоа юДщажагдоь богъ свtтъ дающiй. Сварога золото.
Цвtтъ Свtтодающаго Даждьбога красный.
Въ центрt щита бtлый металлическiй дискъ. Белый цвtтъ окру
жающiй материiальный свtтъ, изображается бtлымъ дискомъ Бога
Солнца Хорса,символомъ Свtта вообще.
Въ этомъ гербt мы видимъ символъ nлемени Даждьбожихъ
внуковъ древнерусскаго народа. Какъ извtстно, по свидtтельству Слова о полку Игоревt, русичи даждьбожи внуцы, потомки Бога
Свtта.
Другой изобразительный символъ Даждьбога изображенiе, напоминающее
трезубецъ, но съ завитыми боковыми зубьями и расстроеннымъ
среднимъ зубомъ. Эта формула изображаетъ Бога Свtта возсtдающимъ
на колесницъ, запряжённой парой лебедей, находящихся на
конноголовой двухголовой ладьt. Изображенiе его находится на
перстнt печаткt, считающейся перстнемъ князя Святослава.
Дальнtйшее развитiе этого символа привело, въ эпоху принятiя
Христiанства, къ трансформацiи его въ символъ проросшаго креста.
Проросшiй крестъ совмtстилъ въ себt символизмъ языческаго Бога
Свtта и Свtтлаго Бога христiанства lисуса Христа. Азмъ есмь Свtтъ
мiру
Такъ же схема трезубца Даждьбога отразилась и въ орнаментальныхъ
рtшенияхъ двухглаваго россiйскаго орла. Особенно яркiй
примtръ этому оконная рtшетка церкви Вознесенiя въ Великомъ
Устюгt, гдt изображенiе скоръе напоминаетъ символъ колесницы
Даждьбога съ вписаннымъ крестомъ,вtнчающимъ композицiю.
Къ XVII вtку сформировались рядъ личныхъ гербовъ,несущихъ въ
себt структуру Колесницы Даждьбога Проросшiй крестъ.
Эти композицiи могутъ складываться въ средней своей части
преимущественно изъ крестовъ, иногда крестообразныхъ мечей,
стрtлъ, трёхсвtчниковъ. Боковыя рtшенiя это симметрично расположенные
края полумtсяцевъ, подковъ, трапецiй, прямоуrольниковъ.
Отсюда видно, что симвопъ Бога Свtта янляется домю шрующимъ
въ русскихъ гербовыхъ символахъ а протяженiи всего ихъ существованiя,
печать Даждьбога осталась запечатленной въ глубннахъ русской
гераДльдики, племени даждьбожiихъ внуцеЕъ изобрвааж адюр 1у ъг и хъ щита экспозицiи историческаго музея г. Москвы 1щип. 6 лепесткооая звtзда цвtтокъ,гербъ Бог грозы, молнiй
и войны Перуна.
Громовой знакъ знакъ защиты отъ молнiй и пораж нiй
на войн t. 46
2 шитъ 18 лезв ииныи въ созидательном часовой стрtлкt., цвtтокъ закл ъ движ н ш по солонь, по
тительныхъ 6 кон ечныхъ вt ю чающш въ себt 3 защ итами
золотымъ Бога От тка, в ыдtленныхъ 3 цвtсинимъ Б д ца, краснымъ Бога Сына и ога уха Святаго или Соф. П Божiей,въ язычествt Матери В 1И р емудрости селеннои.
Щитъ реконс трукцiи муз ея г За порожья Исходя изъ древнерусской символ А щитахъ русскихъ воиновъ ики ндреевсюи крестъ на Купальс кiй знакъ з ащиты и о лял я охранительнымъ крестомъ Это ный жертвенный костёръ моли юяПрямо Онъ означалъ также очисти ель й крестъ до ринятiя оеди яцвiтокъ рас ющую человtка съ Богомъ. цвtта и созиданiя всеобъ рист 1анс ва четырёхлепестковый во всt стороны свtта, это Крестъ ем ющеи с лы Бога расходящiйся Зд tсь разсмотрены нtсколъко ас та ющеи вселен ной. дически хъ эмблемъ вообще же Р t овъ древнерусски хъ гераль древюи м 1ръ и все в ре мя сво е го существованiя п е сполъзовалъ постоянно,
эмблемъ, знаковъ. Это былъ п р иму щественно языкъ символовъ сальный языкъ, который узнал r в к инственный языкъ, универ
ЯБЛОКОВЪ Александръ Олсrовичъ
страцiи иконописец ъ Поморской С бхудожник книжной иллю
скаго храма Москвы, mенъ корресптоа дое
онтърядрче с и церкви Николь Соб осс 1искаrо Дворя рашя, членъ корреспондентъ Вс нскаrо
общества, г. Тамбовъ. еросс искаго rеральдическа го 47
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Яблоков А.О. Древнерусские геральдические эмблемы (1992)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|