| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья (2012) › [Символическая история европейского Средневековья:] Появление шахмат с Западной Европе | ||||||
Пастуро М.
[Символическая история европейского Средневековья:] Появление шахмат с Западной Европе// Символическая история европейского Средневековья (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012. С. 287-313 Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF: › Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Появление шахмат с Западной Европе (2012)
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 99755 знаков (с пробелами)
ИГРА ПОЯВЛЕНИЕ ШАХМАТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ История непростой аккультурации Самый древний документ на Западе, в котором упоминается игра в шахматы, написан на каталанском языке и датируется началом XI века распоряжением 1008 года граф Урхельский Эрменгол I завещает свои шахматные фигуры церкви святого Эгидия484 Несколько десятилетий спустя, в 106 1году, выдающийся теолог Петр Дамиан, в то время кардинал Остии, доносит папе на епископа Флоренции, которого он якобы видел играющим в шахматы485. Тем самым он кладет начало длинной череде диатриб, которыми Церковь почти до самого конца Средневековья клеймила эту игру. И тщетно. Начиная со второй половины XII века возрастает число текстуальных, археологических и иконографических свидетельств, демонстрирующих, насколько быстро распространялась эта игра, несмотря на враждебное отношение к ней Церкви. Теперь шахматами увлекаются не только знать и духовенство теперь в них играет все благородное сословие во всех католических странах от Сицилии до Исландии, от Португалии до Польши. Игра, пришедшая с Востока Западные народы переняли шахматы у мусульман. Шахматы проникли на Запад двумя путями сначала, вероятно, не раньше середины X века, средиземноморским путем через Испанию где они впервые упоминаются в каталанском тексте Сицилию, южную Италию затем, несколькими десятилетиями позже, в на 289 ИГРА чале XI века, северным путем на север эту игру, известную в исламских странах уже около трех столетий, привозят с собой скандинавы, ведущие торговлю с Византийской империей, на территории современной Украины и на побережье Черного моря. Археологические находки свидетельствуют в пользу обоих этих путей и в пользу того, что на Запад шахматные фигуры и сама игра проникали постепенно. Собственно восточные истоки шахмат проследить сложнее. Если достоверно известно, что игра родилась в Индии и что из Индии она попала в Иран, а затем оттуда распространилась по всему мусульманскому миру арабы покоряют Иран, начиная с 65 1года то гораздо сложнее определить, к какому времени она приобрела тот самый вид, который в большей степени напоминает наши современные шахматы, нежели все те многочисленные и отдаленно похожие на нее игры на доске в шашечку уже известные древним обществам и Азии, и Европы. До XVI века, когда в Европе закрепляются современные правила и игра принимает современный вид, она претерпевает многочисленные и подчас существенные изменения. Сегодня ученые сходятся во мнении, что именно в то время, когда игра попала из Северной Индии в Иран в начале VI века нашей эры, она и приобрела структуру, в достаточной степени подобную той, что закрепилась за ней впоследствии, и отныне стала рассматриваться как игра в шахматы Еще в большей мере, чем Индия бесспорная родина шахмат, решающей средой формирования игры стали, конечно, Иран и персидская культура. Похожая игра индийского происхождения чатурангау или игра четырех царей486 попавшая в Китай без посредничества персидской культуры, стала предшественницей нескольких восточноазиатских игр, весьма отличающихся от наших шахмат. В Средние века на Западе обо всех этих трансформациях и странствованиях ничего не известно. Однако авторы, которые пишут о шахматах, знают о том, что шахматы пришли с Востока. И не только, и даже не столько, знают, сколько верят в это, и это для них едва ли не важнее игра, столь насыщенная символами, может прийти только с Востока, страны знаков и грез из этого неисчерпаемого источника всевозможных чудес Происхождение игры обрастает бесчисленными легендами. По мнению 290 Появление шахмат в Западной Европе многих средневековых авторов, происхождение ее теряется во тьме веков. Некоторые, однако, справедливо замечают, что в Библии о шахматах ничего не говорится каким выдающимся игроком мог бы все таки быть царь Соломон, пишет, будто с сожалением, один анонимный автор XIV века487 и подыскивают им изобретателя в языческом мире древних греков. Аристотель и Александр Македонский два персонажа, по поводу которых у средневековых людей не раз и не два разыгрывалось воображение, чаще других оказываются в этой роли. Однако они вынуждены делить ее еще с одним греческим героем, на этот раз мифологическим Паламедом. Речь идет о герое Илиады двоюродном брате царя Менелая, который, сидя под стенами Трои, изобрел шахматы, чтобы во время затянувшейся осады скучающим грекам было чем развлечься. Эта легенда не совсем средневековая. Уже в Античности греки приписывали Паламеду, достойному сопернику Одиссея, разнообразные изобретения буквы, календарь, вычисление времени затмений, деньги, игру в кости и особенно в шашки. Игре в шашки Средневековье предпочло шахматы488. А еще оно создало второго Паламеда, выдумав, в придачу к греческому герою, рыцаря Круглого Стола с точно таким же именем. Этот новый Паламед занимает важное место в литературных прозаических текстах XIII века сын вавилонского султана он обращается в христианство и остается при дворе короля Артура туда он привозит с Востока игру в шахматы, дабы наставить рыцарей Круглого Стола на путь завоевания Грааля. Стало быть, к 1230 году игра в шахматы уже осмысляется как настоящий инициационный путь. Впоследствии наш артуровский Паламед становится разом и другом, и неудачливым соперником Тристана, любимого персонажа аристократической публики он тоже любит прекрасную златокудрую Изольду, но она не отвечает ему взаимностью. Несчастная, неразделенная любовь одна из наивысших ценностей куртуазной культуры. Возможно, эта любовь принесла нашему Паламеду не меньшую славу, чем шахматы. Тем не менее, чтобы не забыть о том, что он познакомил рыцарское общество с этой необычной игрой, средневековое воображение наградило его гербом, который визуально напоминает о его заслуге. Это щит с полем, разделенным шахматно на се 29 1 ИГРА ребро и чернь, то есть щит, поле которого заполнено чередующимися белыми и черными квадратами. Такие гербы в шашечку впервые появляются в 1230 х годах, их можно увидеть на многих миниатюрах с изображением Паламеда вплоть до конца Средневековья489. Кроме того, некоторые знатные особы например Ренье По, камергер герцога Бургундского в конце XIV века, получают, по причинам нам неизвестным, прозвище Паламед и берут себе его герб, по случаю участия в турнире или в военной кампании490. Подобное заимствование имен или гербов литературных героев реальными людьми было распространенной практикой в придворных кругах на закате Средневековья. Кем бы ни был Паламед, соратником царя Менелая или рыцарем короля Артура, люди XIII века не сомневались в том, что шахматы изобрел именно он и что игра эта пришла с Востока. И не только игра, но и роскошные шахматные фигуры, которыми играли в королевских и аристократических кругах чаще всего это были большие фигуры из благородной кости, которые могли принадлежать только влиятельной королевской особе и которые мог изготовить только восточный ремесленник, знающий магические свойства этого ценного материала и владеющий искусством его обработки. Об этом сообщают средневековые предания о большинстве шахматных фигур из богатых церковных или аббатских сокровищниц. Самые прославленные из них, бесспорно, массивные фигуры из слоновой кости, хранящиеся с 1270 х а возможно, и с 90 х годов в сокровищнице аббатской церкви Сен Дени илл. они якобы принадлежали Карлу Великому, которому их подарил аббасидский халиф Харун ар Рашид правивший в Багдаде с 789 по 809 год легендарный персонаж и герой некоторых сказок Тысячи и одной ночи В шахматы Карл Великий, конечно, никогда не играл для этого он родился слишком рано и слишком далеко на западе, и фигурами этими, вырезанными, вероятно, в южной Италии, в Салерно, в конце XI века, тоже не владел. Однако приписать ему владение ими означало придать этим предметам исключительную политическую и символическую значимость, сопоставимую со значимостью регалий или реликвий, и тем самым способствовать прославлению престижа Сен Дени, его аббатов и монахов49 1Впрочем, и другие церкви на Западе похваляются тем, что в их сокровищницах имеются 292 Появление шахмат в Западной Европе подобные фигуры из благородной кости, принадлежавшие прославленным личностям Соломону, царице Савской, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, волхву Валтасару, пресвитеру Иоанну, тому или иному королю или особо почитаемому святому492. Шахматы и церковь Понятие сокровища является ключевым понятием феодальной власти. Этим словом обозначается совокупность ценного движимого имущества, которым владеет любой обладатель значительной власти, будь то суверен, крупный сеньор, прелат или же аббатство. Это нечто вроде воображаемого музея пользование им, его хранение и публичная демонстрация являются неотъемлемой частью литургии власти. И великий король, и простой аббат сознают необходимость обладать сокровищем. Предметы, из которых может состоять это самое сокровище, образуют длинный список. Однако несмотря на то, что список этот будет меняться и от века к веку, и в зависимости от типа власти, отдельные его составляющие останутся практически неизменными. Прежде всего это реликвии и культовые предметы, ценные металлы и монеты иногда мусульманские, с надписями из Корана золотые, серебряные изделия и посуда, драгоценности и драгоценные камни. Затем, главным образом в числе сокровищ аристократии, это оружие и военное снаряжение, конские сбруи, седла, шкуры животных, меха, ткани и дорогая одежда, а также все связанные с ней аксессуары, выставляемые напоказ. Наконец, собрания редкостей, среди которых манускрипты и грамоты, научные приборы и музыкальные инструменты, экзотические предметы, игры, всевозможные сuriosa и даже животные живые или нет, дикие медведи, львы, пантеры и прирученные соколы, лошади, собаки 493. Все эти вещи играют важнейшую роль в символике и репрезентации власти. Они являются объектами ритуальной демонстрации, их показывают вассалам, высоким гостям и даже просто странникам, остановившимся на постой. Иногда их дарят или обмениваются ими но чаще предпочитают их приобретать, собирать, накапливать. У каждого такого предмета есть своя история, своя мифология, свое легендарное происхождение, свои 293 ИГРА чудесные и даже чудотворные свойства, целительные или оберегающие. Эти предметы окружены верованиями, а их сила происходит от свойств тех материалов, из которых они сделаны. Напротив, творческий или интеллектуальный труд, затраченный на их изготовление, мало что значит. Для тех, кто ими обладает или жаждет ими обладать, они имеют весомое экономическое, политическое и онирическое значение, но едва ли эстетическое, по крайней мере не в том смысле, который мы сегодня вкладываем в это слово. Эти вещи значимы, они дорого стоят, они укрепляют престиж и власть, они будоражат воображение. В Средние века шахматные фигуры часто встречаются в сокровищницах церквей или аббатств, и в этом смысле случай Сен Дени отнюдь не единичен. Так, в одной из самых богатых сокровищниц христианского мира в сокровищнице аббатства Сен Морис д Агон в Вале имеется несколько арабских шахматных фигур, а в Кёльнском соборе хранилось три полных шахматных набора, ныне утраченных один происходил из Северной Европы, два других с Пиренейского полуострова494. Поразительно отношение Церкви к шахматам с одной стороны, она осуждает игру, с другой будто бы окружает некоторые шахматные фигуры культом, сходным с культом реликвий. Она объявляет шахматы дьявольской игрой, но фигуры, предназначенные для игры, собирает, а подчас и почитает. Чтобы понять это видимое противоречие, нужно разобраться в хронологии. Особенно часто прелаты и церковные власти синоды, соборы запрещали игру в XI XII веках. Впоследствии они делают это реже, и к концу Средневековья эта тенденция практически сходит на нет. Этому есть несколько причин. Прежде всего неэффективность подобных запретов ведь со временем игра в шахматы все больше и больше захватывала общество. Затем произошедшая в XIII веке переоценка игр как таковых, ставших отныне полноценной частью куртуазного и рыцарского воспитания495. И, наконец, самое главное постепенное устранение основной причины враждебного настроя Церкви по отношению к шахматам отказ от использования игральных костей, то есть от элемента случайности, азарта. Древний индийский вариант обычной игры в шахматы, где ход фигуры выбор фигуры, которая делает ход, и или количество клеток, на которые она должна продвинуться на доске 294 Появление шахмат в Западной Европе определялся тем, что выпадает на костях, не был в действительности забыт в то время, когда игра получила распространение в исламском мире, и даже в некотором смысле пережил второе рождение в момент своего появления на Западе. Для Церкви игровой азарт который на латыни передается словом al a сущее безобразие, все азартные игры она считает дьявольскими. Кости еще того хуже ведь в них играют чаще, чем в любую другую игру, играют где угодно и когда угодно, в замке и в хижине, в трактире и в монастыре, и часто проигрывают все, чем владеют деньги, одежду, коня и жилище. Кроме того, эта игра опасна. Несмотря на то, что игроки перемешивали кости в рожке, нередки были случаи мошенничества, особенно с применением шулерских костей, о которых иногда упоминают литературные тексты у костей nompers, неравных, одна и та же грань воспроизводилась дважды у plommez, пломбированных, одна из граней утяжелялась за счет свинца у longnez, длинноносых, одна грань была намагничена. Часто это приводило к дракам, которые иногда перерастали в настоящие междоусобицы496. Именно кости, в первую очередь, и навредили шахматам. Епископ Флоренции, которого Петр Дамиан обвинил в 106 1году в пристрастии к шахматам, ответил в свою защиту, что хотя он в них и играл, но без костей И в самом деле, отказавшись от использования костей, игра в шахматы мало помалу становится уважаемой, а затем приобретает и престижный статус. Отныне азарт уступает место размышлению. И если в конце XII века прелаты все еще накладывают запрет на эту игру для клириков ибо это пустая трата времени, дающая повод для распрей и оскорблений, то к мирянам, играющим в шахматы, они начинают относиться терпимо. В середине следующего века времяпрепровождение за игрой в шахматы уже предусматривается уставами некоторых религиозных общин, при соблюдении непременных условий не использовать кости и не играть на деньги497. Некоторые авторы, как, например Готье де Куэнси в Чудесах Богородицы даже изображают шахматные партии, в которых силы Господа противопоставлены силам Дьявола. И все таки один король был настроен по отношению к шахматам еще более жестко, чем Церковь Людовик Святой. Всю свою жизнь он питал отвращение к играм и азарту. В 1250 году 295 ИГРА во время плавания на корабле из Египта в Святую землю он без колебаний выкидывает за борт шахматную доску, фигуры и кости, которыми играли его собственные братья этот случай произвел глубокое впечатление на его биографа Жуанвиля, лично наблюдавшего сцену498. Четырьмя годами позже, в декабре 1254 го, издавая свой знаменитый указ, реорганизующий управление королевством, король решительно осуждает шахматы, а также все игры на доске предшественницы триктрака и бэкгэммона и все игры в кости. Однако среди королей и князей Людовик Святой исключение. Некоторые суверены, его современники, были страстными шахматистами например, император Фридрих II умерший в 1250 году который у себя при дворе в Палермо смело бросает вызов мусульманским чемпионам, или король Кастилии Альфонс X Мудрый 1254 1284 который за год до своей смерти приказывает составить обширный трактат, посвященный трем играм, осужденным тридцатью годами ранее его кузеном, королем Франции шахматам, играм на доске и костям499. Однако хронология объясняет не все. Церкви начали собирать в своих сокровищницах шахматные фигуры задолго до того, как прелаты стали более терпимо относиться к игре. Возможно даже, что в некоторых аббатских сокровищницах арабские фигуры хранились еще до того, как игра появилась на Западе, то есть до 1000 года. Свидетельство тому завещание шахмат графом Урхельским в пользу церкви Святого Эгидия от 1008 года. Отношение к игре и отношение к шахматным фигурам совершенно разные вещи. Причин этому несколько, однако основная состоит, видимо, в том, что многие средневековые шахматные фигуры, из числа самых больших и красивых, не предназначались для игры. Они были связаны с другими, более важными и торжественными контекстами ими обладают, их демонстрируют, к ним прикасаются, их собирают и хранят. Их место не на шахматной доске, а в сокровищнице. Так называемые фигуры Карла Великого из сокровищницы Сен Дени как раз и отвечают этой роли это не пешки, которыми играют, это символические предметы. Эти фигуры не игровые. Ритуал, который за ними стоит, не игра, а культ культ, сохраняющий в себе что то языческое и придающий священное значение прежде всего материалу, из которого сделаны эти предметы благородной кости. 296 Появление шахмат в Западной Европе Благородная кость, живой материал Благородная кость для людей Средневековья материал, не похожий ни на какой другой, столь же редкий и изысканный, как золото и драгоценные камни, но еще более примечательный своими физическими, а также целебными и оберегающими свойствами. Во многих текстах восхваляется его белизна, прочность, чистота и долговечность. Есть также множество свидетельств, особо указывающих на то, что благородная кость считалась живым материалом. За ней всегда стоит конкретное животное, со своей историей, легендой, мифологией прежде всего, конечно, слон, но также кашалот, морж, нарвал и даже гиппопотам. Каждое из этих животных обладает характерными символическими свойствами и дает свою особую кость. По средневековым представлениям, гиппопотам животное в то время почти неизвестное речное чудовище, жестокое и несокрушимое он плавает задом что является знаком тяжкого греха и заставляет воды выходить из берегов. Гиппопотам дьявольское создание. Не по этой ли причине христианское Средневековье отказалось от использования благородной кости его зубов, ценимой в Древнем Египте и в римском мире Ее, как и слоновую кость, несомненно, можно было бы привозить из Африки, да и стоила бы она, вероятно, дешевле. Точно так же и кашалот, не отличаемый авторами от других китов, предстает морским чудовищем, которое заглатывает людей, прибегая к дьявольским уловкам например, притворяется островом, чтобы привлечь мореплавателей, или же источает чудесный аромат, чтобы заманить их до XVI века благородную кость его зубов использовали редко. Напротив, клыки моржа ценились весьма высоко, возможно потому, что в бестиариях морж предстает не чудовищем, а морским конем equus marinus огромным как слон, миролюбивым, стадным животным северные народы Европы используют его мясо, жир, кости и кожу он столько дает человеку, что сам считается даром Божьим500. Однако слон вызывает еще большее восхищение, чем морж согласно бестиари ям и энциклопедиям, он непримиримый враг дракона, то есть Сатаны. Считается, что его кожа, кости и особенно бивни способны отгонять змей, защищать от паразитов, а если истолочь 297 ИГРА их в порошок, то он будет действовать как противоядие. Кроме того, слона признают самым умным из всех животных у него необыкновенная память, целомудрие его вошло в поговорку его легко приручить, он приятен в обхождении и, по словам некоторых авторов, может удержать на своей спине замок и даже целый город. Слоновая кость, то есть бивни слона, сохраняет большую часть этих свойств она очищает и защищает от яда, отводит от искушения, обеспечивает передачу памяти, а также прочна и хорошо сохраняется50 1Из слоновой кости вырезают далеко не всякий предмет. Но когда из нее вырезают фигуру в форме слона например, четырех слонов из так называемых шахмат Карла Великого, тогда символика животного и символика материала взаимно обогащаются. В этой связи остается только пожалеть, что археологи и историки искусства так редко пытаются выяснить, какому именно животному принадлежит благородная кость, из которой сделаны те или иные изучаемые ими предметы. Кажется очевидным, что выбор средневековых резчиков по кости зависел не только от само собой разумеющихся вопросов цены и доступности связанных с торговлей и географией промыслом моржа занимаются на севере, промыслом слона на юге и не только от физических и химических свойств конкретного вида кости размера, изогнутости, пористой или твердой структуры, гладкости поверхности, разновидности приобретаемой патины и т. д. он зависел еще и от соображений символического порядка, почерпнутых из бестиариев и зоологической литературы. Животное заняло столь прочное место в мировосприятии и воображении людей Средневековья, что иначе и быть не могло. Случай нарвала в полной мере свидетельствует о превосходстве воображаемого над экономическим и материальным. Это животное отряда китообразных само по себе неизвестно средневековым авторам, но его длинный бивень, закрученный спиралью, принимают за волшебный рог легендарного единорога. Считается, что это самая тонкая, самая плотная, самая белая, а главное самая чистая кость. Ведь единорог, который может быть пойман только юной девой, прочно ассоциируется с Христом. Рог этого животного обладает ни с чем не сравнимым свойством исцелять и освящать. Часто его даже не подвергают обработке, 298 Появление шахмат в Западной Европе а помещают в первозданном виде в церковную сокровищницу как реликвию более драгоценную, чем мощи любого святого. Ибо рог единорога имеет божественную природу502. Однако благородная кость не единственный материал животного происхождения, из которого вырезают средневековые шахматные фигуры ее приберегают для дорогостоящих фигур ими не играют, или играют в редких случаях их демонстрируют. Другие материалы, используемые для изготовления обычных шахмат, тем не менее на нее похожи, и иногда с ними работают все те же резчики по благородной кости это кости китообразных или крупных млекопитающих, оленьи и бычьи рога. Эти материалы хранят в себе частицу дикого мира и, будучи воплощены в фигурах, привносят на шахматную доску некую идею необузданности и силы играя такими фигурами, не так то просто символически покорить alfin или roс противника. Иногда, главным образом в XV веке, использовались более податливые животные материалы воск, амбра, коралл. Зато в обычной, повседневной игре, где вместо фигуративных шахматных фигур в ходу были фигуры геометрические или стилизованные, с XIII века используется другой живой материал, на этот раз не животного, а растительного происхождения, и потому более чистый и мирный средневековая культура, как и библейская, часто противопоставляет растительное, которое является чистым, животному, которое таковым не является это дерево. Но деревянные фигуры не воплощают в себе той дикой силы, каковой наделены фигуры из рога, из обычной или благородной кости. В конце Средних веков они входят в повсеместное употребление, тогда же игра становится более сдержанной, а игроки, перестав вечно выискивать знаки, как они делали в феодальную эпоху, начинают невозмутимо переставлять деревяшки выражение, появившееся в XVIII веке что они делают и по сей день. Шахматист XII века, как подчеркивается во фрагментах некоторых песен о деяниях, где шахматная партия за Альфин и рок старофранцузские названия слона и ладьи, происходят от арабских названий соответствующих фигур альфил и рух Прим. перев. Букв, становятся pousseurs de bois Прим. перев. 299 ИГРА канчивается смертью человека, был сангвиником503 на закате Средневековья и в Новое время он флегматик. Противопоставление двух темпераментов красноречивое свидетельство тех трансформаций, которые произошли с шахматами между феодальной эпохой и Возрождением. Несмотря на использование, с конца Средневековья и в течение всего Нового времени, мертвых материалов, относящихся к минералам горный хрусталь, различные полудрагоценные камни или к металлам золото, серебро, бронза игра в шахматы долгое время оставалась верна той идее, что фигуры живут на шахматной доске именно за счет своего материала, будь он животного или растительного происхождения. Несколько шахматных партий даже прославились тем, что властители Карл Смелый, Фридрих II Прусский обязывали людей исполнять роль фигур на шахматном поле. Подобная практика, являясь исключением из правил, сохраняла в себе древний мифологический аспект игры, согласно которому фигуры не полностью подчиняются тому, кто ими манипулирует, а обладают некой самостоятельностью. Образ человеческих шахматных фигур привлек не одного литератора например, Кретьен де Труа в своей Повести о Граале изображает волшебную шахматную доску, которая играет сама по себе504, а Рабле в Пятой книге Гаргантюа и Пантагрюэля рассказывая о бале турнире королевы Квинты505, описывает развитие трех шахматных партий, разыгрываемых актерами, на что его вдохновила похожая сцена, описанная в середине XV века Франческо Колонной в его знаменитом Сне Полифила Переосмысление фигур и шахматной партии Когда в конце X века народы Запада заимствуют шахматы у мусульман, играть в них они не умеют. Вдобавок к этому, пытаясь их освоить, они оказываются озадачены принципами игры, свойствами фигур и правилами ходов, противопоставлением цветов и структурой шахматной доски. Шахматы, как мы уже говорили, восточная игра, рожденная в Индии, видоизмененная в Персии и преобразованная арабами. Не считая ее символического родства с военным искусством, все или почти все в 300 Появление шахмат в Западной Европе ней чуждо для христиан, живущих на рубеже второго тысячелетия. И чтобы принять эту новую игру, необходимо существенно ее переосмыслить, приспособить к западному мышлению, придать ей вид, который бы в большей степени согласовывался со структурами феодального общества. Процесс этот, разумеется, растянулся на несколько десятилетий, и это объясняет тот факт, что повествовательные и литературные тексты XI XII веков, рассказывающие о шахматах, столь неопределенны, невнятны и противоречивы относительно правил и способа игры506. Прежде всего христиан смущают само развитие шахматной партии и ее финальная цель одержать победу, поставив королю противника мат Такое поведение совершенно противоречит обычаям феодальных войн, где королей не принято было брать в плен или убивать и где битвы в действительности не были решающими, ни в том, ни в другом смысле. Все заканчивается, когда наступает ночь или приходит зима, а не когда противник оказывается разгромлен последний вариант развития событий бесчестен и достоин презрения. Важно не победить, а сражаться. Это отчетливо видно на примере турниров подобия войны, когда по завершении каждого дня победителем объявляется тот рыцарь, который проявил себя как лучший боец, а не тот, который разбил всех своих противников. Фактически шахматная партия похожа на сражение, а не на войну для христиан XI XII веков это две разные вещи. Настоящие сражения случаются редко, и функция их близка к той, что выполняет Божий суд они разворачиваются согласно ритуалу, имеющему почти литургический характер, и заканчиваются божественной санкцией. Напротив, война состоит из нескончаемых боев между маленькими группами, из беспрестанных налетов, безрезультатных стычек, случайных набегов, поисков наживы. Это ритуал совсем другого свойства, он организует повседневную жизнь и составляет смысл существования сеньора и его рыцарей. В отличие от сражения, война имеет мало общего с шахматной партией507. Однако на рубеже XII XIII веков ситуация меняется. Во первых, войны с неверными постепенно привили христианам привычку и вкус к сражениям, а в июле 12 14 года развернулось первое настоящее большое сражение между христианами За 30 1 ИГРА падной Европы битва при Бувине Отныне феодальная война изменилась, появились национальные войны, а между игровой тактикой и тактикой военной наметилось сближение. Во вторых, западные народы, восприняв от арабов эту восточную игру, озадачились свойствами шахматных фигур. Теперь речь шла не о приспособлении, а о трансформации. Из всех арабо персидских фигур только король шах, слово, которое дало игре ее название sсaссarius на латыни, esсheс на старофранцузском, Sсhaсh на немецком языке всадник и пехотинец пешка в общем и целом не вызывали вопросов и так было понятно, о ком идет речь. Совсем другой случай с главным советником короля, визирем фирзан в арабской терминологии которого на Западе поначалу оставили без изменений, используя его французское вульгаризированное название fierсe, а затем постепенно превратили в королеву. Эта трансформация происходила медленно, окончательное превращение визиря в королеву совершилось только в первой половине XIII века и свидетельствовало о том, что христианизированные шахматные фигуры отныне стали пониматься скорее как королевский двор и даже как двор небесный, а не как армия. Но тут возникло одно затруднение христианский король мог иметь нескольких советников, но не мог иметь нескольких жен при этом, как и в современных правилах, продвижение пешек превращало их в королев, и потому число последних на шахматной доске имело тенденцию возрастать. Поэтому пешки, прошедшие все поле, стали именоваться дамками а королевой стали называть только одну фигуру, составляющую пару с королем508. Еще более сложный случай с фигурой слона. В исходной индийской игре он олицетворял собой всю армию, в которой элефантерия играла роль первой линии, замещая или усиливая кавалерию. Арабы сохранили слона, но, как и в случае с другими фигурами, сильно его стилизовали, так как ислам запрещал по крайней мере, в теории фигуративные изображения живых Сражение между войсками французского короля Филиппа II Августа и англо фламандско немецкой коалиции, возглавляемой императором Священной Римской империи Оттоном IV. Завершилась победой французов. Прим. ред. 302 Появление шахмат в Западной Европе существ. От слона остались только бивни, воплощенные в двух роговидных выступах, возвышающихся над массивным туловищем. Христиане не поняли смысла этой фигуры и вносили различные изменения в ее внешний облик. То, опираясь на арабское слово, обозначающее слона, аль фил, из которого на латыни получилось alfinus, a затем auphinus, они превращали слона в графа старофранцузское daufin в сенешаля, в дерево или в знаменосца итальянские albero и alfiere Еще чаще, отталкиваясь от формы роговидных выступов, венчающих фигуру, видели в ней то епископскую митру, то шутовской колпак. Эта двойственность сохранилась и до наших дней в англо саксонских странах на шахматной доске остался епископ bishop в митре, в других странах это же место занимает шут в колпаке. Что же касается колесницы из персидской, а затем арабской игры, то и с ней приключились разнообразные трансформации. Сохраняя поначалу свой прежний облик, она впоследствии превратилась в верблюда или в экзотическое животное, потом в целую сцену с двумя персонажами Адама и Еву, архангела Михаила, убивающего дракона, бьющихся на копьях рыцарей Тура, башня, вытеснила всех этих персонажей довольно поздно и по не совсем пока еще понятным причинам. Не произошло ли тут сближения латинского слова, обозначающего эту фигуру, roсhus калькированного с арабского рух, колесница с итальянским словом госса, обозначающим крепость Как бы то ни было, эта фигура, roс французских шахмат, оставалась весьма переменчивой вплоть до XV века, когда уже окончательно приняла облик башни. От красного к черному Изделия из благородной кости никогда не бывают монохромными. Не только сам материал может демонстрировать целую гамму белых оттенков во всем их многообразии, а затем с течением времени покрываться разновидной патиной, но речь также, и прежде всего идет о средневековом обыкновении раскрашивать или золотить изделия из благородной кости. Иногда мастера просто что то подчеркивали яркими красками, но чаще всего наносили слой краски или позолоты на всю поверхность изделия, 303 ИГРА а иногда вдобавок инкрустировали его камнями или жемчугом. Поэтому мы всегда должны помнить, что видим средневековые изделия из кости в том виде, в какой их обратило время, то есть чаще всего нераскрашенными, а не в том, в каком их произвело Средневековье, то есть полихромными. На многих дошедших до нас шахматных фигурах из благородной кости все таки остались незначительные следы золотых вкраплений и красной краски. Присутствие здесь золота имеет одновременно экономическое, художественное и символическое значение. Подобные фигуры, хранившиеся в сокровищнице по соседству с золотыми и серебряными изделиями, драгоценными камнями и металлами, были позолочены именно затем, чтобы, соприкасаясь с другими ценными предметами, являть свою значимость, сверкать, играть красками, иметь значение Что же касается присутствия красной краски, то тут можно предложить два объяснения с одной стороны, это могут быть окисленные остатки неорганической грунтовки, предназначавшейся для наложения и стабилизации позолоты с другой, напротив, это могут оказаться следы окраски, покрывавшей изделие и имевшей собственное шахматное значение. Ведь на Западе до середины XIII века на шахматной доске сходились не белые и черные фигуры, как в современной игре, а белые и красные. Эта цветовая оппозиция, кстати сказать, не была заимствована у мусульман. В индийской, а затем и в арабской игре с самого начала и до сих пор сталкивались черная и красная армии два цвета, составлявшие пару противоположностей. Этот аспект игры также требовалось переосмыслить, причем в скорейшем времени, так как оппозиция черного и красного, весьма значимая в Индии и исламских странах, не имела, в общем то, никакого значения в западной цветовой символике. И черная армия превратилась в белую, так как оппозиция красного и белого представляла для христианского восприятия феодальной эпохи самую яркую пару противоположностей. На самом деле в христианском Средневековье цветовые системы долгое время структурировались вокруг трех полюсов белого, черного и красного цветов, иными словами, вокруг белого и двух его противоположностей. Но две эти противоположности не имели между собой никакой связи, не противопоставлялись 304 Появление шахмат в Западной Европе и не дополняли друг друга509. Поэтому на рубеже тысячелетий для шахматных фигур было выбрано сочетание белый красный, наиболее задействованное на тот момент в эмблематике и цветовых кодах. Два века спустя этот выбор был, однако, поставлен под сомнение и постепенно утвердилась идея, что сочетание белый черный предпочтительнее сочетания белый красный. Ведь за это время черный цвет заметно улучшил свою репутацию цвет Дьявола, смерти и греха стал цветом смирения и воздержания, двух добродетелей, завоевывающих популярность а главное широко распространились теории Аристотеля о классификации цветов, выдвинувшие белый и черный в качестве двух крайних полюсов всех цветовых систем. С тех пор оппозиция белого и черного стала восприниматься как более резкая и более многозначная, чем оппозиция белого и красного. На шахматы, игру умозрительную, даже философскую не могли не оказать влияния эти сдвиги в системе мышления. На протяжении XIII века красные фигуры на шахматной доске постепенно уступали место черным. К середине следующего столетия красные фигуры, не исчезнув полностью, стали редкостью игра в шахматы была вполне готова примкнуть к тому черно белому миру, который стал приметой европейской цивилизации Нового времени. А возможно, даже и сыграла свою маленькую роль в его создании, наряду с печатной книгой, гравюрным изображением и протестантской Реформацией. В самом деле, что может быть более черно белым, чем шахматная доска А то, что подходит для фигур, подходит и для шахматной доски переход от красного к черному приводит в XIII веке и к окончательному преобразованию игрового поля теперь оно состоит из шестидесяти четырех чередующихся черно белых клеток. Эта структура, которая стала для нас сегодня символом игры в шахматы, на самом деле появилась и стала использоваться довольно поздно. Долгое время и на Востоке, и на Западе в шахматы играли на досках, которые выглядели иначе иногда доска состояла из чередующихся красно черных или красно белых квадратов иногда и этот вариант был более распространенным и более древним она была просто расчерчена вертикальными и горизонтальными линиями на шестьдесят четыре клетки. Вопреки распространенному представлению, в шахматы не обяза 305 ИГРА тельно играть на поле с чередующимися клетками двух разных цветов. Достаточно и монохромной поверхности, просто расчерченной на клетки. В действительности первые индийские, персидские, арабские и даже западные шахматисты часто довольствовались подобным полем, которое можно было нарисовать мелом на камне или начертить пальцем на земле. На некоторых миниатюрах XII XIII веков мы видим такие шахматные доски с монохромными клетками. Однако в конечном итоге утвердилась двуцветная структура в шашечку которая использовалась в других играх еще с Античности а именно в играх предшественницах шашек ведь она позволяла нагляднее представлять ходы и лучше различать основные фигуры каждой армии, которыми теперь стали два альфина древних слона, превратившихся в епископов или шутов Бесконечная структура Прежде чем занять место на шахматной доске, шашечная структура уже играла важную роль в средневековых представлениях и символике. Будь то архитектурное украшение, напольное покрытие, геральдическая фигура например, шахматный щит Паламеда одежда жонглера или шута, счетная доска абак или что то иное, где бы эта структура ни использовалась, она всегда содержала в себе динамическую коннотацию, связанную с движением, с ритмом, с musiсa одно из ключевых слов средневековой эстетики и даже с переходом из одного состояния в другое. Поэтому она применялась в определенных местах, при определенных обстоятельствах, на определенных носителях для обозначения особых ритмов или ритуалов. Например, в дворцовых залах или на полу в церквях чередующиеся двуцветные квадраты знаменовали проходящие там церемонии вассальную инвеституру, феодальный оммаж, посвящение в рыцари, венчание, монашеские обеты, коронование, похороны, все четко выраженные ритуалы перехода. Мозаика XII века на полу поперечного нефа церкви Сан Савино в Пьяченце изображает не просто рисунок в шашечку, а настоящую шахматную партию, противопоставляющую двух игроков5 10. В литературе герб с шахматным рисунком подчеркивает неоднозначность его обладателя. 306 Появление шахмат в Западной Европе Шахматный щит Паламеда язычника, ставшего христианином, не только обозначает его как изобретателя игры, но и указывает на его двойственность, а также на его обращение ритуал перехода в полном смысле слова Прямое значение и дополнительный смысл в этом случае тесно связаны. Но есть одна область, в связи с которой, волей средневековых авторов и мастеров, роль шахматного поля как медиума была прописана особенно ярко смерть. Шахматная партия может ознаменовывать переход из этого мира на тот свет, а затевая игру со Смертью эта тема периодически повторяется в литературе и иконографии, начиная с XIII века, игрок заранее обрекает себя на проигрыш. Богатая символика шахматной доски в шашечку, связанная одновременно с динамикой, музыкой, идеей перехода и смерти, была востребована и европейской культурой Нового и Новейшего времени. В XX веке, к примеру, у самого музыкального из всех художников Пауля Клее шахматный рисунок стал излюбленной живописной темой, а кинорежиссер, более других увлеченный метафизикой, Ингмар Бергман снял в своем замечательном фильме Седьмая печать последнюю и извечную шахматную партию, в которой рыцарь противостоит Смерти. Шахматное поле, знак смерти, также является знаком вечности. Его структура бесконечна. Для игры необходимы шестьдесят четыре клетки, но и четырех достаточно, чтобы представить всю структуру со всеми ее особенностями. Четыре двуцветных противопоставленных квадрата по два в каждой диагонали уже образуют ритм, зачин, открытую структуру, способную размножаться простым партеногенезом. А шестьдесят четыре квадрата это круговорот, устремленный в бесконечность. Для общества, которое обращает особое внимание на символику чисел и которое часто видит в них не количество, а скорее качества, эти шестьдесят четыре клетки являются полем для выстраивания самых продуманных символических конструкций. Однако число 64 изобретено не средневековым Западом, а унаследовано от азиатской культуры, где оно всегда было многозначнее, чем в Европе. Его значение целиком построено на значении числа 8, которое, будучи возведено в квадрат, дает 64 и ассоциируется с пространством земного мира есть восемь сторон света, четыре 307 ИГРА главных и четыре промежуточных восемь ворот, открывающих путь восьми ветрам восемь гор восемь столпов, соединяющих небо и землю. Эта исконная для Индии и для всей Азии система представлений, оперирующая числом восемь, послужила источником для шестидесяти четырех клеток шахматной доски, понимаемой как изображение мира земного в миниатюре. Арабы не стали менять ни эту структуру, ни число, а вот на Западе такие попытки предпринимались ведь ни 8, ни 64 не являлись здесь значимыми числами, позволяющими приблизиться к тайным законам, которые управляют миром. На эту роль больше подошли бы числа 3, 7, 12 и кратные им. На самом деле на средневековых изображениях, где фигурируют шахматные доски, далеко не всегда можно насчитать шестьдесят четыре клетки. Обычно их меньше иногда по практическим соображениям нехватка места иногда по символическим. Девять 3x3 тридцать шесть 6x6 или сорок девять 7x7 клеток несут в себе больше смысла для христианской культуры, чем шестьдесят четыре. Некоторые авторы тем не менее замечают, что евангелист Лука, выстраивающий генеалогию Христа, перечисляет шестьдесят четыре поколения от Адама до Иисуса. Другие подчеркивают, что 8 это число заповедей блаженства оно возвещает о Воскрешении и грядущем Царстве Небесном восемь в квадрате может быть только благотворным5 Понятие квадрата также важно. Шахматная доска представляет собой квадрат, разбитый на более мелкие квадраты. А квадрат во многих культурах является одним из привычных символов пространства а круг символом времени особенно в Азии, где города и дворцы имеют квадратную форму и где эта фигура служит для отграничения священных пространств. То же самое справедливо и для Европы, хотя и в более редких случаях. Чтобы в полной мере воплотить на шахматной доске идею священного пространства, средоточия динамики и метаморфозы, западные народы, без сомнения, предпочли бы круг или прямоугольник квадрату, фигуре слишком статичной для того, чтобы стать театром активных военных действий. Но они все таки сохранили квадрат и увлеченно играли на том поле, которое досталось им от другой цивилизации. 308 Появление шахмат в Западной Европе Игра воображения В Средние века на Западе действительно много играли в шахматы, что доказывают многочисленные шахматные фигуры, обнаруженные по время археологических раскопок. Эти находки даже позволяют свести в таблицу хронологические, географические и социальные данные и проследить первый этап распространения игры в Европе. До 1060 1080 годов шахматы встречаются редко, на протяжении XII века их количество возрастает, а в XIII веке они уже весьма многочисленны. Затем их число уменьшается, но этому есть простое объяснение фигуры для тех шахмат, которыми на самом деле играли, теперь делаются из дерева, а не из рога или кости, простой или благородной, и потому, как и многие другие средневековые предметы, они не дошли до нашего времени. Число шахматных фигур феодальной эпохи, найденных в ходе раскопок, наводит на мысль о том, что в шахматы действительно играли много, в самых разных местах и во всех слоях благородного сословия. Того же мнения придерживался выдающийся историк шахмат Гарольд Дж. Р. Мюррей, который в 19 13 году высказал мнение, что XIII век в Европе, по сравнению со всеми другими периодами, стал, возможно, апогеем распространения игры во всех странах вместе взятых5 12. Это предположение следует детализировать, с одной стороны, потому, что оно несколько преувеличено, с другой потому, что свидетельства ненадежны и идентификация обычных шахматных фигур задача нелегкая и даже несколько сомнительная. В действительности некоторые археологи торопливо объявляют шахматными фигурами маленькие объекты геометрической формы из кости или рога, которые таковыми не являются. Следует относиться к ним критично, и здесь не помешала бы повторная экспертиза и классификация всех сохранившихся шахматных фигур или же тех, изображения которых были опубликованы. Для археолога находка шахматной фигуры ценнее, чем находка керамического черепка или предмета неизвестного происхождения и назначения. Шахматные фигуры даже самого скромного вида всегда несут на себе отпечаток чего то благородного, заманчивого, загадочного. 309 ИГРА Найти на месте раскопок шахматную фигуру все равно что открыть дверь в мир воображаемого. Подобные вчитывания и ошибочные интерпретации встречаются уже у ученых Старого режима. Они тоже считали, что видят шахматные фигуры там, где их не было, будь то стилизованные игры с упрощенными фигурами или же игры парадные, откровенно фигуративные. Так, в сокровищнице Сен Дени хранился красивый, массивный слон из благородной кости, по размеру немного крупнее, чем шахматы Карла Великого, напоминающий шахматную фигуру, каковой его и считали ученые XVII XVIII веков. Этот предмет находится ныне в одной из коллекций Кабинета медалей Национальной библиотеки в Париже пахидерм, покрытый внушительной попоной, несет на спине трон, на котором восседает король его окружают несколько всадников, составляя вместе с ним целую сценку. Это изделие не западного, а восточного происхождения датируется оно, несомненно, IX или X веком снизу под основанием имеется надпись, выполненная куфическим стилем, которую можно перевести как работа Юсу фа эль Бахили Нам неизвестно, когда этот предмет появился в сокровищнице Сен Дени, но именно там он был идентифицирован как шахматная фигура и был причислен к так называемым шахматам Карла Великого К тому же может статься, что из за этого восточного слона и родилась легенда о подарке, посланном халифом Харуном ар Рашидом великому императору Запада. Как бы то ни было, хотя этот прекрасный предмет, как и до Революции, до сих пор продолжает вызвать споры и предположения, ученые все же пришли к единодушному мнению, что он не является шахматной фигурой5 13. Несмотря на ошибочные идентификации и на то, что количество найденных при раскопках шахматных фигур должно быть, бесспорно, пересмотрено в меньшую сторону, тем не менее не приходится сомневаться в том, что начиная с XIII века европейцы, по крайней мере принадлежащие к аристократии, много играют в шахматы. Многочисленные живописные и скульптурные изображения показывают нам королей, князей, рыцарей и благородных дам, проводящих время за этой игрой. Но археология дает нам сведения о том, что в шахматы играют не только в замке или в господском доме, но иногда и в гарнизонных частях, 3 10 Появление шахмат в Западной Европе в монастыре, в университете и даже на корабле. С XIV века в нее играют люди неблагородного происхождения, особенно те и их немало, для кого время тянется долго и однообразно. Средневековые правила отличаются от сегодняшних, но они и сами по себе были гибкими каждый игрок имел возможность, договорившись со своим противником, немного их модифицировать. Во всяком случае, так об этом говорится в рыцарской литературе5 14. Впрочем, как и сегодня, игроки часто хвастают тем, что знают правила и умеют играть, хотя на самом деле это не так. С XII века игра в шахматы является полноправной частью куртуазной культуры, и тот, кто сведущ и одарен в этой области, с гордостью это демонстрирует. Главное отличие от современных шахмат состоит в том, что королева бывший визирь из индийской и арабской игры имела меньший вес на шахматной доске она могла ходить только по диагонали и не больше чем на одну клетку за ход. Когда в конце XV века королева сможет ходить на столько клеток, на сколько захочет, и не только по диагонали, но и по горизонтали и вертикали, она станет сильнейшей фигурой на поле, и от этого игра заметно преобразится партии станут более динамичными и более разнообразными в смысле смены ситуаций. До этого времени самой сильной фигурой на доске оставался альфин шут или епископ, бывший слон из восточной игры который ходил по диагонали на любое количество клеток Рок наша современная ладья напротив, могла перемещаться по горизонтали или по вертикали только на одну, две или три клетки за ход По силе эта фигура была примерно равна коню, который, как и сегодня, ходил на четыре клетки сначала в одном направлении, затем в сторону под прямым углом. Король, в свою очередь, мог ходить в любых направлениях на две, три или четыре клетки, если он находился на своей половине поля, и только на одну клетку, если на поле противника. Пешка также могла ходить на одну клетку только по вертикали вперед. С XIV в. некоторые авторы ограничивают ход альфина максимум тремя клетками. С середины XIV в. некоторые итальянские авторы утверждают, что рок может перемещаться на любое количество клеток. Таким образом он, потеснив альфина, становится самой сильной фигурой. 3 ИГРА Эти правила объясняют, почему партии были долгими и не очень оживленными. Они больше состояли из череды поединков фигуры с фигурой, нежели из масштабных, стратегически продуманных сражений, разворачивающихся на всем шахматном поле. Но это вовсе не смущало игроков феодальной эпохи, которые привыкли участвовать в стычках в составе небольших отрядов и в поединках и для которых главным был не выигрыш, а игра. Как и в других аристократических практиках например, в охоте ритуал важнее результата. До конца XII века, если верить литературным текстам, партия совсем как феодальная война не обязательно заканчивалась победой или поражением одной из армий если королю поставлен мат, его перемещают на одну или на несколько клеток, и игра возобновляется. Брать в плен или убивать короля противника, пусть даже символически, в каком то смысле подло, низко и даже смешно. Победитель, ежели таковой имеется, не тот, кто поставил противнику мат, а тот, кто, как на турнире, наносил более красивые удары5 15. В течение XIII века эти обычаи, однако, претерпевают изменения, о чем свидетельствует объемистый трактат, составленный около 1280 года по заказу короля Кастилии Альфонса X. Под влиянием мусульман, более сильных игроков, нежели христиане, партии стали короче и, за счет возможности поставить мат, в них стали определяться победитель и побежденный. Феодальная война, которая раньше служила образцом, перестала задавать тон. С 1300 х годов сначала на Пиренейском полуострове, потом в Италии, а затем и по всей Западной Европе организуются состязания, в которых за шахматной доской встречаются лучшие игроки двора, города, края. Но до конца Средневековья самыми сильными игроками на Западе остаются итальянцы и испанцы, а впоследствии португальцы В XV веке уже появляются прославленные чемпионы, имена которых сохранились до наших дней5 16. Они, по всей видимости, с самого начала предпочитали настоящим партиям составление шахматных задач. До нас дошло несколько сборников подобных задач, которые свидетельствуют Однако до XVII в. всякий раз, когда христиане играли против мусульман, последние выигрывали. 3 12 Появление шахмат в Западной Европе о необычайном теоретическом развитии игры. Все внимание в них пока еще сосредоточено на финале игры, а не на дебюте. От теории произошел быстрый переход к символике. Конец Средневековья оставил нам ряд литературных текстов, в которых игра в шахматы является поводом к развитию сюжета или сюжетной основой. Теперь, после эпических песен и куртуазных романов XII XIII веков с их многочисленными шахматными партиями, это аллегорические произведения, написанные вслед за Романом о Розе в котором шахматным метафорам уже было отведено значимое место. Среди этих произведений длинная анонимная поэма Любовные шахматы 5 17, сочиненная около 1370 года, и особенно Liber de moribus hominum составленная около 1300 года доминиканцем Якопо ди Чессоли, имели огромный успех. Речь здесь идет о религиозных, моральных и социальных аллегориях, построенных на символике игры и фигур5 18. У Якопо ди Чессоли был целый ряд последователей, не только в Средневековье, но и в Новое время и в современную нам эпоху. Для поэтов и романистов игра в шахматы стала с течением времени самостоятельной темой, предлагающей одновременно и повествовательную структуру, и символическую основу, и невыразимый поэтический мир. Уже в Новое и в Новейшее времена Эдгар Аллан По Шахматный автомат Мельцеля Льюис Кэрролл Алиса в Зазеркалье Владимир Набоков Защита Лужина Стефан Цвейг Шахматная новелла Сэмюэль Бек кет Мерфи и многие другие посвятили шахматам свои самые необычные и завораживающие произведения. Ведь игра в шахматы на самом деле создана не для того, чтобы в нее играть. А для того, чтобы воображать. Воображать ход фигур и структуру шахматного поля. Воображать порядок мира и судьбы человеческие. Воображать, как это делали в Средние века, все то, что скрывается за внешней видимостью живых существ и вещей. Книга о нравах людских лат Прим. перев. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Появление шахмат с Западной Европе (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |