| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья (2012) › [Символическая история европейского Средневековья:] От герба к флагу | ||||||
Пастуро М.
[Символическая история европейского Средневековья:] От герба к флагу// Символическая история европейского Средневековья (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012. С. 262-286 Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 101595 знаков (с пробелами)
ОТ ГЕРБА К ФЛАГУ Средневековое происхождение национальных эмблем Не отпугивают ли историка средневековые знамена и флаги Нового времени Очень на это похоже слишком уж мало исследований им посвящено. Если говорить о знаменах, то тут историографические пробелы по крайней мере объяснимы не только скудостью источников и сложностью проблематики, но также тем, что медиевисты долгое время пренебрегали изучением гербов и родственных им эмблем. Геральдика, дисциплина с несерьезной репутацией, долгое время занимала лишь провинциальных эрудитов, специалистов по генеалогиям и давала пищу для исторических анекдотов а изучать феодальные знамена, не затрагивая при этом геральдику, задача невыполнимая. Однако почему историки молчат по поводу флагов Нового и Новейшего времени понять довольно трудно. Почему флаги почти не вызывают научного любопытства Почему ученые по сей день так старательно избегают этой темы и чуть ли не осуждают ее изучение Я употребляю здесь слово флаг drapeau, в широком значении, охватывающем большинство вексилларных знаков, которые используются в Западной Европе с XVII в. по наши дни сегодня это слово имеет более узкое и более специальное значение. Только в 1600 х годах за словом drapeau во французском языке окончательно закрепится исключительно вексиллар ный смысл прежде оно означало просто небольшой кусок сукна, drap, то есть шерстяной ткани, или даже просто лоскут. Медиевисты избегают этого слова и с полным основанием предпочитают вместо него использовать термины banni re или enseigne, или даже латинское слово vexillum. 262 От герба к флагу На все эти вопросы есть один ответ флаги отпугивают ученых. По крайней мере, ученых Западной Европы. Отпугивают потому, что их использование столь невероятно прочно укоренилось в современном мире, что сохранить необходимую дистанцию при попытке проанализировать их происхождение, историю и функционирование практически невозможно. И особенно они отпугивают тем, что некоторые современники так ими дорожат, что это даже в наши дни может привести ко всяческим злоупотреблениям, ненужным эмоциям и нежелательным идеологическим последствиям. Политические и военные события напоминают нам об этом практически ежедневно. Поэтому кажется, что чем реже говоришь о флагах, тем лучше. Hедоизуценный объект истории Во Франции и соседних странах гуманитарные науки и в самом деле почти не затрагивают этой темы. Впрочем, я не уверен, что по этому поводу стоит расстраиваться. С историографической точки зрения существует очевидная связь между тоталитарными режимами и эпохами, с одной стороны, и исследованиями ученых и политологов в области государственной символики и национальной идентичности с другой. Тот факт, что европейские демократии со времен последней войны, и даже с более раннего времени464, выказывают равнодушие к этим вопросам, не кажется мне столь уж прискорбным. Напротив, по тем же самым причинам я не уверен и в том, что нужно испытывать восторг по поводу возобновившегося в последние два десятка лет интереса к этим вопросам у наших правительств и некоторых исследователей. Это нельзя назвать ничего не значащим, или безобидным, или случайным фактом. Наука всегда остается дочерью своего времени. Как бы то ни было, сами по себе флаги пока еще не вызвали к себе большого интереса, и сам этот факт объясняет, почему изучающая их дисциплина, вексиллология, нигде еще не приобрела научного статуса. Ей повсеместно увлекаются только коллекционеры военной атрибутики и знаков отличия и различия. Они пишут по этому поводу монографии, публикуют периодические издания, составляют каталоги, однако их публикации чаще 263 ГЕРАЛЬДИКА всего бесполезны для историков информация в них обрывочна и противоречива, точность отсутствует, уровень эрудированности зачастую оставляет желать лучшего, но главное нет умения по настоящему проблематизировать предмет изучения исследовать флаг как полноценный социальный феномен465. Вексилло логия пока еще не наука. К тому же она либо не сумела, либо не захотела воспользоваться последними достижениями большинства других общественных наук или их междисциплинарными наработками совместно с лингвистикой вклад семиотики, к примеру, практически ей неизвестен, что по меньшей мере удивительно для дисциплины, которая изучает знаковую систему. Поэтому вексиллология, в отличие от геральдики, оказалась неспособной обновить свои методы и вывести исследования на более высокий уровень. Кроме того, в настоящий момент между двумя этими дисциплинами почти нет точек соприкосновения, а специалисты по геральдике ив этом они неправы склонны пренебрегать вексиллологией, тем самым оставляя ее вариться в собственном соку. Между тем флаги и их предшественники знамена илл. 7 и 8 у стяги, гонфалоны, штандарты и т. д. являются ценными документами политической и культурной истории. Представляя Из всего многообразия вексилларных знаков, современная французская терминология которых пока не совсем устоялась, специалисты по геральдике имеют обыкновение обозначать словом знамя banni re, полотнище прямоугольной формы, широкий край которого зафиксирован на древке. Это нечто вроде гонфалона без хвоста. В XII в. именно на знаменах, которые широко использовались в феодальную эпоху сеньорами, собравшими в поход своих вассалов, преимущественно изображались первые гербы. Помимо этого узкого значения, связанного с феодальными структурами и организацией похода, слово banni re может у некоторых авторов приобретать более расплывчатый смысл, соответствующий старофранцузскому enseigne или латинскому vexillum, и обозначать всякого рода эмблематические знаки большого размера, водруженные на древко. С XVII в. слово enseigne, до тех пор имевшее весьма общее значение, тоже приобретает более специальный смысл и начинает, как правило, обозначать военную командную эмблему, служащую сигналом к сбору войск. Что касается слова штандарт tendard, то оно изначально обозначает знамена треугольной формы, основание которых закреплено на древке, а свободный конец развевается на ветру впоследствии штандарт приобретает более квадратную форму и слово в большей степени специализируется на обозначении знамен кавалерийских частей. 264 От герба к флагу собой одновременно эмблематические изображения и символические объекты, они подчиняются жестким правилам кодирования, а их использование регулируется особыми ритуалами, которые со временем поставили их в центр национально государственного церемониала. Однако они существовали не во все времена и не во всех культурах. Даже если ограничиться европейскими обществами, рассмотрев их в долговременной перспективе, сразу встает целый ряд вопросов. Например, с какого времени некоторые группы людей начали эмблематизировать себя именно с помощью ткани, цвета и геометрических фигур С какого времени они стали с этой целью закреплять куски материи на вершине древка Где, когда и как эта практика, поначалу более или менее эмпирическая и ситуативная, трансформировалась в полноценную систему кодов Какие формы, какие фигуры, какие цвета задействовались для организации и упорядочивания этих кодов И самое главное когда и как осуществился переход от матерчатых флагов, развевающихся на ветру и видимых на расстоянии, к изображениям, заряженным тем же эмблематическим или политическим содержанием, но выполненным уже не на текстиле, а на носителях из самых различных материалов, и притом зачастую рассчитанных на рассматривание вблизи В немецком языке, в отличие от французского, это фундаментальное изменение отразилось в использовании двух разных слов Flagge матерчатый флаг и Fahne флаг или изображение флага вне зависимости от конкретного материального воплощения466 Какие изменения семиотического, семантического, общественного, идеологического порядка привели к превращению флага объекта во флаг изображение Затем, если вернуться непосредственно к интересующей нас теме, с какого времени в данной конкретной политической общности сначала некое полотнище, затем некое изображение стали символизировать власть, в первую очередь власть сеньора или барона, потом власть князя или короля и, наконец, власть правительства и государства, и даже народа Какие цвета или комбинации цветов, какие фигуры или сочетания фигур были выбраны для этой цели Что они означали Наконец, кто их выбирал, в каком контексте, по каким параметрам А когда флаг был выбран, то как долго он исполь 265 ГЕРАЛЬДИКА зовался, как распространялся, как эволюционировал У всякого знамени, у всякого флага есть своя история, и она редко бывает застывшей. Наконец, кто сегодня носит флаги и кто на них смотрит Кто помнит и опознает флаг своей области или своей страны, флаги соседних и отдаленных стран Кто знает, как их описывать, репрезентировать, превращать из объекта в изображение, а затем в символ На все эти и другие вопросы, которые, по сути дела, до сих пор не были ни разу сформулированы, нам еще предстоит дать ответ. От объекта к изображению Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, по крайней мере на некоторые из них, историк в первую очередь должен изучить древние знамена. Но собрать информацию и изучить знамена прошлых веков труднее, чем может показаться, особенно когда речь идет о периоде до XVI века. Лишь немногие знамена или фрагменты знамен сохранились в текстильном воплощении. По большей части это реликвии и трофеи, хранящиеся в храмах и музеях на правах сокровищ или экспонатов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, хранение этих предметов в течение многих веков уже само по себе приобретает ритуальное значение однако оно вызывает ряд трудностей, так как сохранившиеся образцы это либо парадные флаги, которыми пользовались редко и значит, их символическая ценность довольно скромна либо флаги, захваченные у врагов и значит, их символическая нагрузка столь значима, что способна исказить собственно источниковедческие задачи Тем не менее необходимо подчеркнуть, что эти флаги символы, захваченные у врага, порой играли важную роль в процессе усвоения чужой вексил ларной традиции. Возьмем, к примеру, случай с мусульманскими штандартами, захваченными испанской армией времен Реконкисты и вывешенными в кафедральном соборе Толедо или в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе по прошествии веков они в конечном итоге повлияли на декор и принципы кодирования некоторых испанских флагов и даже были использованы христианскими войсками Испании в качестве собственных флагов ритуальная 266 От герба к флагу инверсия, как всегда, привела к переносу самой символики некоторые из этих флагов, захваченных у мусульман в ХН ХШ веках, физически присутствовали в битве при Лепанто в 157 1году на христианских судах Если физически сохранившихся флагов немного, то изображения, на которых они представлены, напротив, сохранились в бесчисленном количестве. Однако они дают нам неточные или противоречивые сведения, и когда появляется возможность сравнить иконографический источник с археологическим, то оказывается, что между реальным флагом и флагом изображенным могут быть значительные расхождения. Изображения всегда представляют реальность так, как удобно их авторам. Это особенно верно для тех случаев, когда изображенный флаг отражает либо неизвестный флаг, либо существовавший в отдаленном времени или отдаленных странах. Европейские компиляторы, авторы и рисовальщики легко могут упростить флаг если не хватает места выдумать когда отсутствуют сведения отбросить некоторые элементы, добавить другие, упорядочить изображения на базе одного единственного кода чаще всего геральдического это приводит к тому, что той или иной нации или стране, тому или иному государству или городу приписываются флаги, которые в действительности не имеют к ним никакого отношения, но которые должны у них быть, согласно логике и установкам документа или каталога, частью которого они являются. Множество подобных примеров можно встретить в реестрах флагов всего мира vexi orbis terrarum которые составлялись в Западной Европе с XV по XVIII век. Если сведения отсутствуют, например о флагах Африки или Азии, компиляторы не колеблясь их выдумывают. Впрочем, метод составления такого герба уже сам по себе является важным фактом культурной истории. В Средние века и в начале Нового времени изобразительные источники, по которым нам известны знамена и флаги, часто имеют отношение к войне и еще чаще к мореплаванию это пор туланы географические карты, глобусы, путеводители для купцов и путешественников, гербовники илл. 7 и 9 книги, посвященные протоколу. Например, для Средиземноморья и Морские навигационные карты XIII XVI вв. Прим. ред. 267 ГЕРАЛЬДИКА его окрестностей такие источники будут содержать флаги христианского мира и исламских стран видоизменения и переосмысления, которым подвергаются флаги в интерпретации западных авторов, в полной мере отражают те трудности, которые возникают при понимании, принятии и изображении эмблем и символов чужой культуры. Флаги существенно вестернизируются коранические надписи, основной элемент мусульманской вексил лологии, убираются или транслитерируются форма флагов сводится к двум вариантам либо это щит, либо, чаще всего, прямоугольник фигуры, отсутствующие в европейском эмблематическом репертуаре, заменяются строго геральдическими фигурами наконец, религиозные или династические исламские цвета перераспределяются в соответствии с жесткими правилами европейской геральдики. Так, например, зеленый не может соприкасаться ни с черным, ни с красным, и должен быть обязательно отделен от них с помощью белого или желтого Эту геральдическую классификацию цветов, явно чуждую исламским вексилларным традициям, как, впрочем, и другим культурам, Европа постепенно навяжет всем флагам мира. Сегодня, в 2004 году, из 2 14 флагов независимых государств, которые я изучил, 187 то есть более 80 подчиняются правилу комбинации геральдических цветов, которое было придумано на турнирной площадке где то между Луарой и Рейном в первой половине XII века Историкам как нибудь стоит серьезно задуматься над тем, почему западная иконография вообще а не только эмблематика отдает предпочтение прямоугольной форме. Прямоугольник вовсе не отражает реальное поле зрения человека, и другие культуры редко ориентируются на эту форму как при обрамлении изображений, так и при проделывании проемов в стенах, отграничении зон и пространств, изготовлении тканей и т. д. Разумеется, именно Европа постепенно навязала всей планете прямоугольную форму флага. Зеленый, красный и черный являются одновременно религиозными, династическими и политическими цветами во всех исламских странах но в разное время и в разных странах их интерпретация различна. Зеленый религиозный цвет ислама, красный политический цвет. Кроме того, исторически зеленый является цветом Аббасидов, красный Хашимитов, черный Фатимидов, а белый Омейядов. См. ранее Рождение гербов 268 От герба к флагу Долгая история Геральдика действительно стоит у истоков различных кодовых систем и принципов, которые сыграли свою роль в происхождении флагов. Процесс их появления был долгим, и чтобы уяснить все его аспекты, все смыслы и динамику, историку следует обратиться к другим дисциплинам среди прочего, к истории дипломатии, истории общественных институтов, археологии, нумизматике, сфрагистике Кроме того, он должен постараться дать четкое определение государству и трудная задача оговорить его пространственно временные модификации. Различие между государством и нацией является основополагающим, но сущность его варьируется в зависимости от страны и даже от эпохи. Кроме того и это принципиальный момент, в некоторых странах во Франции и в Британии рождение государства предшествовало рождению нации, в других в Швейцарии, Германии и Италии все было наоборот467. В первом случае когда образование государства предшествовало образованию нации старые этнические символы галльский петух, ирландский трилистник, баскский крест и т. д. так никогда и не приобретали статус официальных государственных эмблем, зато древние династические эмблемы, став затем монархическими, в конце концов начинали играть роль национальных символов. В тех странах, где нация сложилась прежде государства, часто именно древние фигуры или древние геральдические цвета, связанные с той или иной династией, по причинам в основном политического характера приобретали федеративное значение и в конце концов становились национальными символами. В долгосрочной перспективе, то есть в данном случае с X по XX век, этот общий для Европы процесс схематически может быть представлен следующим образом трансформация феодальной или родовой эмблемы в эмблему династическую затем, в зависимости от конкретного случая, переход от династической эмблемы к монархической, от монархической к правительственной, от правительственной к государственной если государство Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати. Прим. ред. 269 ГЕРАЛЬДИКА предшествует нации либо переход от династической эмблемы к политической, от политической к национальной и от национальной к государственной или правительственной если нация предшествует государству В будущих исследованиях желательно было бы дополнить и детализировать эту общую схему, рассмотрев отдельно для каждой страны, как на протяжении веков складывались отношения между родовыми эмблемами, укреплявшим свои позиции государством и национальной идентичностью. Однако это чрезвычайно сложный вопрос, выводящий на множество местных особенностей, трудно поддающихся обобщению. Зато роль геральдики как движущей силы этих долгосрочных явлений подчеркивается вполне обоснованно. Геральдика является для историка самой надежной путеводной нитью, которая проведет его через эпохи и формы государственного устройства. Возьмем в качестве простого примера Баварию. Знаменитый герб с полем, разделенным веретенчато в перевязь справа на серебро и лазурь, который для всего мира является эмблемой Баварии, изначально принадлежал не Виттельсбахам. Это был герб графов фон Боген, который перешел по наследству Виттельсбахам не позднее 1242 1243 года468. Герб, присвоенный последними в качестве геральдической и династической эмблемы, с середины XIII века постепенно приобретает значение эмблемы герцогства Бавария и баварской герцогской администрации это значение сохраняется за ним и в конце Средних веков и на всем протяжении Нового времени. Затем, несколько веков спустя, в 1805 году, когда герцогство приобрело статус королевства, щит с разделенным веретенчато полем был естественным образом помещен в его герб. Наконец, через несколько десятилетий, в 187 1году, в момент объединения Германии, все тот же герб, иногда упрощенный до простого сочетания белого и голубого цветов серебра и лазури в терминах геральдики превращается в национальный символ чрезвычайно воинственный, антипрусский, сепаратистский, католический и южногерманский469. Более или менее в таком виде он сохраняется в современной Германии. Баварская монархия перестала существовать в 19 18 году, династия Виттельсбахов фактически пресеклась и больше не правит Баварией, однако остается земля Бавария и самое главное баварский народ, чей старинный герб, ромбовидно 270 От герба к флагу скошенный справа на серебро и лазурь, остается федеративной эмблемой и в то же время суверенным символом. Геральдические цвета и фигуры опорные пункты этих долгосрочных изменений. Именно они обеспечивают преемственность символов и эмблем, лежат в основе их истории и мифологии. Именно они в конечном итоге создают государства и нации. Рассмотрим еще один пример, связанный с Бретанью и знаменитыми горностаевыми хвостиками, которые появляются на бретонском гербе и знамени. Бретонский пример В Средние века геральдический горностаевый мех вовсе не является типично бретонским. Он встречается в гербах по всей Европе, а для некоторых областей Фландрии, Артуа, Нормандии, Шотландии показатель его частотности даже выше, чем в Бретани, где этот мех ко всему прочему появляется довольно поздно если быть точным, в конце 12 13 года, когда Пьер Моклерк, обрученный с наследницей герцогства Алисой де Туар, прибывает в Ренн. К этому времени, и возможно с 1209 года, когда Пьер был посвящен в рыцари в Компьене, он уже является обладателем герба его можно увидеть на оттиске его печати, привешенной к документу, датированному январем 12 12 года матрица печати была, несомненно, изготовлена двумя тремя годами ранее. Его герб представляет собой шахматно разделенное поле с горностаевой вольной частью 470 гербовая композиция строго продумана, так как Пьер является младшим сыном Роберта II де Дрё. В герб своей семьи с полем, шахматно разделенным на золото и лазурь, он вводит бризуру, которую в XIII веке иногда использовали младшие отпрыски знатных домов вольную часть с горностаевым мехом. В этом качестве она почти повсеместно встречается в северной Франции, Нидерландах, Англии и Шотландии, и как таковая не содержит в себе ничего типично бретонского47 1 Датировка первой гербовой печати Пьера Моклерка имеет важное значение, так как свидетельствует о том, что в январе Геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита, где размещается дополнительная эмблема. Прим. ред. 27 1 ГЕРАЛЬДИКА 12 12 года, когда еще речи не было о его браке с Алисой Бретонской, Пьер уже является обладателем шахматно разделенного щита с горностаевым мехом в вольной части. Этот факт кладет конец измышлениям некоторых бретонских эрудитов, которые отчаянно и подчас недобросовестно пытались доказать, что горностаевый мех происходит из Бретани и что он уже присутствовал в эмблематике герцогства до обручения Алисы Бретонской с Пьером Моклерком в 12 13 году, и что он перешел именно от Алисы к Пьеру, а не наоборот472. Некоторые историки, или, лучше сказать, люди, претендующие называться таковыми, даже выдвинули гипотезу о бретонской протогеральдике, в которой обильно использовался горностаевый мех, и настойчиво доказывали существование древней кельтской принцессы по имени Гермиона а поздний гербовый щит с полностью горностаевым полем превратили в исторический герб легендарного короля Артура 473. Все это противоречит фактам и документам, как еще в 1707 году доказал выдающийся ученый Дом Лобино, который настаивал на том, что до появления Пьера Моклерка геральдический горностаевый мех в Бретани отсутствовал474. Однако ложные идеи живут долго, и националистическая теория о бретонском происхождении горностая до сих пор имеет в Бретани горячих и весьма активных сторонников. Герб Пьера Моклерка оставался гербом герцогов Бретани вплоть до Жана III, то есть больше века. Затем в 13 16 году, когда герцог Жан III в начале своего правления становится влиятельным лицом, а не просто представителем младшей ветви дома де Дрё, он меняет герб, и вместо щита, шахматно разделенного золотом и лазурью с горностаевой вольной частью, берет щит с полностью горностаевым полем. Я уже как то пытался проанализировать причины, которые могли повлиять на смену герба475. Они различны, но основная, на мой взгляд, со Hermione hermine горностай Прим. перев. У короля Артура, разумеется, могли быть только литературные гербы. Они появляются в конце XII в., и в качестве фигуры на них изображаются то дракон, то Дева Мария, то три венца последний вариант окончательно закрепляется в следующем веке Горностаевый мех на гербе Артура никогда не фигурировал. 272 От герба к флагу стоит в том, что герцог Бретонский больше не желал носить герб с бризурой, которая слишком явно подчеркивала тот факт, что бретонский герцогский дом вначале являлся лишь младшей ветвью графского дома де Дрё который в ту пору находился в полном упадке Смена герба была гениальным политическим и символическим ходом. Выбрав герб с полностью горностаевым полем, то есть в согласии с излюбленным приемом средневековой символики, взяв часть и подменив ею целое, герцог Бретонский не только избавился от всякого намека на бризуру в своем гербе, но, подобно королю Франции, стал отныне обладателем усеянного гербового щита, то есть щита с такой структурой, которая в средневековых символических системах считалась самой престижной. Эта структура, представляющая собой поле, равномерно усеянное одинаковыми малыми фигурами звездами, розами, безантами, лилиями и т. д. всегда отсылает к идее власти и иногда к идее сакрального476. Как и герб королей Франции с лазоревым полем, усеянным золотыми лилиями, этот новый герб с серебряным полем, усеянным черными горностаевыми хвостиками, напоминает космический узор, и герцог, предъявляя такой герб, выступает уже не как вассал короля, а скорее как представитель Бога в герцогстве Бретань. Кроме того, это позволяет герцогу и его преемникам воспользоваться всеми преимуществами недавно и надолго утвердившейся моды, поднявшей престиж горностаевого меха в одежде и облачении. В конце Средних веков ценность горностаевого меха, в отличие от беличьего, повышается и не только в экономическом, но прежде всего в символическом плане он все чаще ассоциируется с идеей сласти, правосудия и господства. Герцогам Бретани до этого, конечно, далеко, но они со знанием дела нивелируют разницу между своим геральдическим горностаевым мехом и горностаевым мехом в одежде, который отныне повсюду в Европе связан с верховной властью и престижем majestas Величие лат Прим. ред. Горностаевый мех престижен и поныне. Но в эпоху Нового времени у него появляется салонный двойник кружево. 273 ГЕРАЛЬДИКА Когда эмблема формирует нацию Что особенно примечательно, герб бретонского герцогского дома с горностаевыми хвостиками чрезвычайно быстро, на протяжении XIV века, приобретает политическое значение и затем становится национальной эмблемой. Это, по всей видимости, происходит в два этапа. Сначала в период войны за Бретонское наследство 134 364 Герцог Жан III умер бездетным и не назначил наследника право наследования оспаривалось в течение двадцати трех лет его сводным братом Жаном де Монфором и его племянницей Жанной де Пентьевр, женой Карла де Блуа, племянника короля Франции. Хотя у соперников были свои личные гербы, они от них отказались каждый присвоил и стал тиражировать герб с полностью горностаевым полем. Учитывая, что конфликт произошел в начале Столетней войны и каждая из враждующих сторон заручилась поддержкой английского либо французского короля, герб с полностью горностаевым полем приобрел большее значение, чем просто династическая эмблема. Он стал символом зарождающейся бретонской нации, чье формирование началось как раз после знаменитой Битвы тридцати 135 1в ходе которой тридцать бретонских рыцарей под знаменем с горностаевыми хвостиками и под предводительством Бо мануара одержали победу над тридцатью английскими рыцарями затем продолжилось во время правления герцога Жана IV, когда по подстрекательству Карла V в 1378 году парижский парламент вынес опрометчивое решение не только об отстранении герцога, союзника англичан, от власти, но и о конфискации герцогства в пользу короны. Бретонцы, хотя были по большей части франкофилами, преданными французской короне, были также сильно привержены своему герцогству. Они объединяются в лигу, поднимают восстание ив Бретани вновь разгорается война. В этот период Штаты Бретани и хроникеры неоднократно выдвигают в качестве эмблемы горностаевый мех, который олицетворяет не герцога и даже не герцогство, а именно бретонскую нацию477. С тех пор герб и знамя с полностью горностаевым полем в течение многих веков и десятилетий играли роль настоящего национального символа и в этом смысле долгое время оставались уникальным явлением во французском королевстве. В этой роли они в полной мере выступили в период присоединения про 274 От герба к флагу исходившего в несколько этапов бретонского герцогства к французской короне а также во время заключения двух браков Анны Бретонской с королями Карлом VIII и Людовиком XII, и тогда, когда произошло окончательное присоединение, утвержденное Штатами Ванна в 1532 году. Они всякий раз выходили на сцену, когда Бретань, ее Штаты, парламент, население снова и снова восставали против центральной и королевской власти сначала во время войн Лиги в конце XVI века затем в ходе Восстания гербовой бумаги в 1675 году, когда новые и необоснованные фискальные меры привели к народному восстанию, которое было жестоким образом подавлено наконец на протяжении всего XVIII века, когда Штаты и парламент Бретани сформировали одну из наиболее активных в королевстве оппозиций абсолютистской и централизаторской власти французской монархии. В конце правления Людовика XV дело Ла Шалотэ и бунт парламента в какой то момент даже стали угрозой стабильности монархии и спровоцировали резкую абсолютистскую реакцию. Во время всех этих национальных войн, протестов и оппозиционных противостояний давлению централизованной власти горностаевые хвостики всегда были в первых рядах всех битв и мятежей. Так как бретонский герцогский дом уже давно сошел со сцены, они целиком и полностью олицетворяли бретонскую нацию, ревниво отстаивающую свои привилегии и гордую своей историей478. Падение монархии не положило конец воинствующему национализму горностаев. Напротив, контрреволюционные восстания, шуанство движение за возрождение кельтских древностей, а позже различные регионалистские ассоциации и некоторые движения за автономию продолжают использовать в качестве эмблемы горностаевые хвостики 479. Крестьянское движение в Северо Западной Франции 1793 1803 гг Прим. ред. Заметим, однако, что в последние десятилетия бретонские движения за отделение и независимость часто предпочитали эмблеме с полностью горностаевым полем, которая может восприниматься как устаревшая или слишком геральдическая то есть слишком аристократическая другие эмблемы, в которых не всегда фигурировали горностаевые хвостики, зато всегда в качестве основного принципа присутствовало сочетание черного и белого цветов. Это были цвета Бретани уже в XV в. 275 ГЕРАЛЬДИКА Долгая история горностаев прекрасно демонстрирует, что эмблема способна играть объединяющую роль, что она может оформить национальное самосознание или ускорить формирование нации, особенно если нация бунтует или открыто борется с существующей властью, авторитарной, деспотической или цен трализаторской. Новая и Новейшая история богата примерами, и не только европейскими Прибалтика, страны Центральной и Восточной Европы но также американскими, африканскими и азиатскими, когда эмблема мятежников, подчас выбранная горсткой революционеров, может способствовать рождению нации480. Однако в случае с горностаями примечателен тот факт, что изначально это была всего лишь обычная геральдическая бризура, то есть исключительно индивидуальный отличительный знак в гербе Пьера Моклерка, младшего сына из рода де Дрё. Но этот знак приобрел значение сначала семейной, затем династической и, наконец, национальной эмблемы. И сегодня во всем мире эта эмблема ассоциируется с Бретанью и бретонцами Европейский код планетарного масштаба Вестернизация изображений, репрезентирующих флаги, представляет собой отнюдь не частное или случайное явление. Напротив, это долгосрочный и широкомасштабный процесс, в ходе которого Европа сумела за несколько веков навязать остальному миру свои ценности, практики и коды. Это происходило различными путями, но чаще всего через составление, а затем распространение флаговых каталогов, обладавших официальным и универсальным значением в дипломатии и торговле. Вернемся к Средиземноморью и рассмотрим пример мусульманских стран. Можно заметить, что с XVI по начало XX века, в период османского господства, большинство мусульманских городов, земель Подчеркнем в этой связи, что региональный совет Бретани принял не так давно губительное решение, выбрав для региона эмблему в виде карты Бретани, в которой не фигурируют ни горностаевый мех, ни черный или белый цвета. Это, разумеется, максимально нейтральная эмблема, исключающая всякий намек на выражение националистических чувств но, на мой взгляд, в символическом плане этот выбор нельзя назвать удачным, так как он совершенно не принимает в расчет историю. 276 От герба к флагу и стран, по примеру самих турецких властей, постоянно производили автокоррекцию собственных эмблем и флагов, ориентируясь на модели западного образца, которые транслировали европейцы. Этот феномен продержался вплоть до современной эпохи во всех исламских странах, получивших независимость эмблематический арсенал, гербы и флаги всех этих стран созданы по моделям, характерным для Европы. То, что верно для исламского мира, столь же верно и для других культур всегда и везде эмблематическая аккультурация была односторонней можно ли в таком случае вообще говорить об аккультурации и Европа постепенно навязала свои ценности, свои системы и коды Африке, Азии, а потом и целому миру. Прежде всего проводниками в этом деле выступали войны, мореплавание и торговля затем дипломатия. Следующим посредником стали публикации и печатные материалы, воспроизводящие флаги и знамена путеводители, карты, энциклопедии, словари, ученые труды распространяли европейскую модель, а затем придавали ей официальный статус. Наконец, сегодня роль посредника играют крупные международные организации вспомним, к примеру, исключительно западнический характер международного протокола в ООН и не только, а также крупные спортивные соревнования и их мировое масс медийное освещение. Олимпийские игры, мировые чемпионаты, кубки мира стали уникальными промоутерами западной эмблематики во всех ее формах в ущерб прочим эмблематическим системам, которые веками использовались в других культурах. Западная эмблематика вытеснила все. Даже Япония, которая в 1964 году выступила организатором Олимпийских игр в Токио, отказалась в этом контексте от своих собственных древних эмблематических изображений и предпочла им цвета, майки, флажки и значки в западном стиле И, переняв их, сделала из них товар, тем самым способствовав их распространению по всей планете. Экономика, идеология и культура в данном случае неразрывны. Экономическая война, которую ведут многонациональные американские и японские корпорации, недавно довершила дело, начало которому было положено религиозными войнами и войнами на море в эпоху крестовых походов мировое распространение европейских знаковых систем. 277 ГЕРАЛЬДИКА Эти явления ставят перед историком множество вопросов какова зона распространения, каков период функционирования данной конкретной эмблематической формулы Какие страны, государства, культуры, политические режимы являются экспортерами эмблем, а какие их потребителями Где расположены центры, точки пересечения, смутные зоны эмблематики В средневековом христианском мире Византия была экспортером эмблем до начала XII века, а Священная Римская империя подхватывала их и передавала дальше на запад Европы. В дальнейшем Византия уступила эту роль Англии, Франции и затем Бургундскому государству. На юге, в самом центре Средиземноморья, активнейшей зоной пересечения традиций, настоящей эмблематической лабораторией, в которой смешивались византийская, нормандская и мусульманская эмблематические системы, была Сицилия. В Новое время, с XVI по начало XVIII века, leadership в эмблематике в Европе и в Новом Свете главным образом берет на себя Испания, наследница бургундской традиции. Наконец, начиная с XIX века эстафету принимают англосаксы, которые завершают процесс, распространяя европейские коды по всем континентам. Эти явления вексилларной аккультурации теснейшим образом связаны с цветом. Цвет это культурный феномен в высшей степени определяющие его параметры меняются в зависимости от общества и даже в зависимости от эпохи. Даже на Западе современные параметры, предъявляемые к цвету тон, яркость, насыщенность установились не сразу. В других случаях для определения или описания цвета могут использоваться иные понятия сухой влажный, мягкий резкий, матовый блестящий, теплый холодный и т. д Кроме того, само цветовосприятие также является культурным феноменом, так как задействует память и воображение. Следовательно, как в этой связи следует подходить к изучению флагов Как эти различия влияют на составление флагов, их использование, их восприятие Например, одинаково ли воспринимался и осмыслялся красный штандарт в мусульманских странах, в Византии и в Священной Римской империи германской нации в XII веке Конечно, нет. Красный Лидерство англ Прим. перев. 278 От герба к флагу цвет для мусульман значит одно, для византийцев другое, а для немцев или итальянцев третье. Так же и в наши дни зеленый цвет в ирландском флаге ни в эмблематическом, ни в символическом плане не имеет никакого отношения к зеленому цвету Лиги арабских стран или западноафриканских государств, бывших прежде французскими колониями Сенегала, Мали, Гвинеи и др Между тем на сегодняшний день зеленый цвет на флагах и в официальных документах национального или международного значения во всех трех случаях выглядит одинаково. Как это воспринимается, ощущается, осмысляется и переосмысливается разными сторонами Как рождаются флаги Как любой знак, любая эмблема, любой цвет, флаг никогда не существует изолированно он воплощает или приобретает смысл только в том случае, когда он сопоставлен с другими флагами или противопоставлен им. Поэтому страны без флага быть не может даже если страна отказывается выбрать флаг, другие страны берут эту функцию на себя и назначают ей флаг по собственной инициативе или же признают, что отсутствие флага равнозначно его наличию. В семиотическом смысле отсутствие эмблемы фактически является эмблемой. Тем не менее сопоставление, противопоставление, позиционирование флагов по отношению друг к другу регулируется принципами не только структурного, но также исторического и культурного порядка. Эти отношения следует изучить в их пространственно временной динамике, ведь эмблематика никогда не сводится к чисто семиотической системе, свободной от всякого исторического или антропологического содержания. Не стоит об этом забывать, особенно когда речь заходит о генезисе и возникновении флагов. Рассмотрим еще один пример, который снова перенесет нас к берегам Средиземного моря, современный греческий флаг48 1 Он появляется в эпоху первых националистических антиосманских восстаний 182 823 годов, переживает революционный период и в 1833 году, после утверждения независимости, принимается в качестве официального флага. Первоначально пред 279 ГЕРАЛЬДИКА ставляя собой белый крест на синем фоне в лазурном поле серебряный крест он впоследствии дважды меняется, прежде чем приобретает нынешний, знакомый нам вид четыре белых пояса и белый крест на синем поле. Цвета с начала революции 1820 х годов ни разу не менялись. Почему именно эти цвета Сегодня в Греции любой прохожий вам объяснит, что синий это цвет моря или неба, а белый это цвет домов, света или Христа. Эти интерпретации, конечно, имеют под собой мало исторических оснований, они были придуманы a posteriori но не следует забывать, что при этом они сами по себе исторически значимы. Каждый флаг может быть развернут в дискурс и в каждый могут быть вчитаны смыслы флаг сам создает свою собственную мифологию. В противоположность этому, более научное, а также более позитивистское объяснение могло бы состоять в том, что синий и белый цвета попросту являются традиционными геральдическими цветами Баварского дома и что первый государь современной и независимой Греции, Оттон I 1832 1862 был младшим сыном Баварского короля. Таким образом, геральдические цвета правящей династии просто напросто стали цветами национального флага, в соответствии с тем самым принципом, который был реализован во многих странах Европы и о котором уже говорилось выше переходом от семейной эмблемы к династической, от династической к монархической, от монархической к государственной и от государственной к национальной. Однако в случае с Грецией и Баварским домом есть одна загвоздка синий и белый цвета были выбраны греческими повстанцами за несколько лет до того, как можно было предположить, что юный Оттон Баварский взойдет на трон будущего королевства. Первый государь современной Греции, несомненно, лишь утвердил эти цвета, так как они соответствовали его собственным, а значит, истоки их нужно искать где то еще. Я, в свою очередь, охотно бы объяснил композицию первого греческого флага стратегией противопоставления османскому флагу красное поле с белой звездой и белым полумесяцем Христианский крест соответствует мусуль Впоследствии лат Прим. перев. 280 От герба к флагу майскому полумесяцу а синий цвет, часто воспринимавшийся пренебрежительно в исламском мире, противопоставлен красному цвету. Флаг меньшинства таким образом позиционирован по отношению к флагу угнетателей будучи взят изолировано, он теряет свое значение однако будучи противопоставлен другому флагу, он функционирует как контрэмблема, становится динамическим символом и открыто провозглашает восстание. Такое позиционирование имеет одновременно структурные крест полумесяц, синий красный и культурные основания, так как крест и синий цвет могло выбрать только христианское меньшинство. Для мусульманских меньшинств выбор таких эмблем был бы просто невозможен крест табуирован во всех исламских странах, а оппозиция синий красный практически не семантизирована в мусульманской культуре и мусульманском восприятии. Поэтому, бунтуя против центральной власти например, в Северной Африке мусульманские меньшинства предпочитали использовать другие фигуры солнце, чашу, саблю и другие цвета зеленый, черный которые могли быть противопоставлены турецкому флагу. Как и в случае с Грецией, снова применяется стратегия противопоставления, но теперь она выражается и семантизируется через иные в культурном смысле ценностные системы482. Рассмотрим последний пример не средиземноморский, но тоже южно европейский, а именно португальский. До 19 10 года в гербе и флаге Португалии фигурировали синий и белый цвета, которые являлись геральдическими цветами португальских королей с XII века. В начале XX века происходит революция и встает Сначала полумесяц в исламском мире был лишь одним из многих других мусульманских символов. Представляется, что именно христианский крест с течением времени повлиял, почти на семиотическом уровне сroix крест OS сroissant полумесяц на тот факт, что полумесяц выдвинулся в ряд важнейших фигур мусульманской политической символики. В любом случае роль европейцев тут несомненна именно они, начиная с XIII XIV вв., стали обозначать весь исламский мир с помощью эмблемы полумесяца, сделав из нее некое магометанское соответствие христианскому кресту. Сами же мусульмане стали использовать полумесяц в таком значении довольно поздно, в османскую эпоху. Изучение этой любопытнейшей аккультурации представляло бы большой интерес. 28 1 ГЕРАЛЬДИКА вопрос о необходимости нового республиканского флага. Какие выбрать цвета Синий и белый, которые слишком напоминают о поверженной монархии, исключены. Желтый тоже, так как он слишком явно отсылает к могущественной и не слишком любимой соседке Испании. Значит, выбирать приходится из зеленого, красного и черного. В 19 году при невыясненных до конца обстоятельствах и по причинам, о которых спорят до сих пор, молодая Португальская республика останавливает свой выбор на флаге, рассеченном на зеленый и красный цвета. Этот флаг Португалия сохраняет до сих пор. Это один из редких европейских флагов, в которых нарушается правило геральдических цветов зеленый изумруд и красный червлень цвета соприкасаются друг с другом, что полностью противоречит правилам геральдики впрочем, выбор черного цвета в сочетании с зеленым или красным ничего бы не изменил, и правило точно так же было бы нарушено После того как флаг был принят, в каком то смысле по остаточному принципу, так как выбирать приходилось из тех цветов, которые оставались стали выдвигаться различные доводы исторического или символического характера, призванные обосновать этот выбор. Зеленый, считающийся цветом португальского морского флота, якобы подчеркивал роль последнего в свержении монархии выдвигалась даже идея, что новый флаг воспроизводил в неизменном виде зелено красный флаг военного корабля Ада мастор который сыграл решающую роль в начале революции Также предполагалось, что зеленый был цветом свободы, а красный свидетельствовал о том, какими средствами она была достигнута кровью. Банальная и сомнительная цветовая символика, которая привлекалась задним числом и, разумеется, ничего не объясняла. Некоторые португальские вексиллологи это почувствовали и позднее предложили рассматривать зеленый и красный цвета как воспоминание о цветах крестов двух древних португальских рыцарских орденов, Ависского ордена и ордена Христа. Все это досужие вымыслы. До сих пор мы не знаем, почему в португальском флаге сочетаются зеленый и красный цвета, нарушая тем самым основные правила геральдики. Но этот случай прекрасно демонстрирует то, как создавались многие флаги Нового и Новейшего времени в спешке и неразберихе, часто в подполье. Как только 282 От герба к флагу конституция придает им официальный статус, сакрализирует их, они приобретают непреложный или почти непреложный характер, и понять мотивы, которыми руководствовались их создатели, становится довольно трудно. А это открывает путь для всевозможных гипотез, переосмыслений и манипуляций. Флаг не бывает немым. Флаг не бывает нейтральным. Государство или нация Множество примеров того, как трудно бывает понять причины присутствия на флаге тех или иных фигур и цветов, мы встречаем в странах Африки, Азии и Южной Америки, добившихся независимости в XIX XX веках. Флаг здесь часто появлялся в ходе вооруженной борьбы с западным колонизаторским государством. Флаг, представляя собой изначально просто условный знак повстанческой организации впрочем, уже поэтому он наделен мощным идеологическим зарядом становится со временем неофициальной эмблемой более широкого движения, а как только победа достигнута и независимость провозглашена официальным флагом нового государства. С этих пор уже мало кто может или хочет вспоминать те обстоятельства, мотивы, смыслы, которые определили выбор конкретных фигур и цветов, составивших флаг. Когда мир восстановлен и с бывшим угнетателем подписаны договоры о дружбе и взаимопомощи лучше постараться забыть или скрыть слишком провокативные мотивации или идеи. Новое государство должно иметь подходящий флаг, то есть мирный, а не агрессивный, обращенный в будущее, а не в прошлое. Поэтому флаг приспосабливают к новым условиям и главное переосмысливают его. Флаг не изменяют, но перетолковывают его фигуры, придают иное значение цветам, вкладывают в него затасканную символику, связанную с миром, свободой, братством, процветанием или, еще того банальней, с землей, небом, морем, лесом и т. д. И наконец, через несколько десятилетий сами начинают во все это верить, забывая об исконных смыслах и значениях флага. В этом случае задача историка усложняется. Конечно, процессы забвения или замалчивания касаются не всех флагов, появившихся в современную эпоху, однако именно они обуславливают те типичные трудности, с которыми сталкивается исследователь политической эмблематики. При ИСТОри 283 ГЕРАЛЬДИКА ко археологическом подходе к изучению составляющих ее знаков и символов мы сталкиваемся то с отсутствием документов, то чаще всего с неоднозначным и противоречивым характером источников. Это касается как национальных флагов, так и эмблем политических партий. Попытка выяснить, с какого времени такой то группой используется такая то эмблема, кто ее выбрал, при каких обстоятельствах, по каким причинам, почти всегда обречена на провал Впрочем, это не мешает всем этим знакам и символам полноценно функционировать Напротив, их туманное происхождение, а также окружающий их мифологический или символический дискурс способствуют тем лучшему функционированию. Мечтается лучше тогда, когда наверняка ничего не известно, а символы более действенны в тех случаях, когда они побуждают нас мечтать. Поэтому флаг меняют редко. Действительно, смена флага является для страны очень серьезным символическим актом и поэтому происходит так редко. Недавний случай с Верхней Вольтой, переименованной в 1984 году в Буркина Фасо и радикально изменившей свой флаг, как раз является таким редким случаем. Даже смена режима или идеологии не всегда сопровождаются изменением флага, по крайней мере не всегда радикальным. Рассмотрим несколько примеров, связанных со сменой монархического строя на республиканский. В 1889 году Бразилия, провозглашенная республикой, не только сохранила зеленый цвет, присутствовавший в эмблеме императорского дома Браганса после он был переосмыслен как цвет амазонских лесов но также заодно оставила и императорскую державу, просто преобразовав ее в армиллярную сферу призванную напоминать о первых португальских мореплавателях483. В начале 1980 х годов, занявшись исследованием происхождения, появления, значения и эволюции эмблемы французской социалистической партии роза, зажатая в кулаке я не смог выяснить ни у партийных работников, ни у членов или активистов партии, ни даже у специалистов по связям с общественностью и созданию имиджа партии никаких достоверных сведений относительно причин и обстоятельств выбора данной эмблемы где, когда, в каком контексте и т. д. Что никоим образом не мешает этой эмблеме в полной мере выполнять свои функции. Старинный астрономический прибор, предназначенный для определения координат небесных светил. Прим. ред. 284 От герба к флагу Точно так же в 19 19 году Австрийская республика без колебаний воспроизводит в своем флаге геральдическое красно белое знамя бывшего эрцгерцогства Австрийского. Но бывает еще интересней в 1923 году новоявленная Турецкая республика, установление которой во всех сферах сопровождалось радикальным разрывом с прежним строем, имевшим почти тысячелетнюю историю, сохранила древний красный флаг Османской империи с белой звездой и белым полумесяцем он по прежнему является флагом Турции. Что касается коммунистической Польши, то она без тени стеснения вернула себе геральдические цвета древней польской монархии белый и красный, которые издавна были неотъемлемыми национальными цветами. Ведь этот флаг представляет не только государство, он также представляет нацию. Каждый флаг в действительности ставит перед нами вопрос об отношениях между государством и нацией. Однако сложно сказать, чьей по преимуществу эмблемой он становится. Почти всегда речь идет о национальном флаге однако именно текст конституции, исходящий от государства, дает флагу такое определение, а также регулирует и контролирует его использование. Флаг это официальный символ, и обращаться с ним как попало не дозволено законом. Однако между правом и делом часто бывают значительные расхождения, и на практике вокруг флага выстраивается множество ритуалов, которые нельзя назвать ни официальными, ни государственными. Государству хотелось бы обладать монополией на флаг, однако это остается утопией, по крайней мере в демократических странах. Ведь флаг принадлежит еще и нации и нации прежде всего. К примеру, на любом спортивном соревновании всякий болельщик национальной команды ощущает свое законное право размахивать флагом своей страны, а в случае поражения готов бросить его и даже топтать ногами. Все спортивные, праздничные, мемориальные, политические, идеологические ритуалы и ритуалы перехода, в которых задействуются национальные флаги, следовало бы изучить самым подробным образом. Флаги поднимают не только во время национальных праздников, военных или государственных церемоний. Этого требуют и множество других обстоятельств, как внешних, так и внутренних. Родовые цвета польской династии Пястов XI XIV вв Прим. ред. 285 ГЕРАЛЬДИКА За отсутствием серьезных исследований, еще, вероятно, слишком рано делать выводы о том, каким образом флаг объединяет государство и нацию. Однако самое время задаться соответствующими вопросами. Например, в какой форме француз, итальянец, швед выражают свою причастность к флагу С гордостью ли они его водружают Делают ли они это вообще Где, когда, как Демонстрируется ли та же причастность к национальному флагу в странах с федеративным устройством например, в Швейцарии или Германии Не отдается ли предпочтение флагу кантона или земли Кроме того, не устарел ли в какой то мере в странах Западной Европы обычай вывешивать флаги в день национального или регионального праздника Тогда почему флаги охотно разворачивают на стадионах, особенно находясь за границей Не возрастает ли стремление гордиться своим флагом вдалеке от дома Выражает ли флаг ностальгию Или его охотнее демонстрируют в тот момент, когда есть возможность противопоставить его другому флагу Несомненно, это так и есть, если речь идет о меньшинстве, бунтующем против власти или страны метрополии. Современные примеры многочисленны и часто весьма печальны корсиканский флаг против французского, чеченский против российского, тибетский против китайского, баскский против испанского и французского, курдский против флагов сразу нескольких государств. Флаги народов, которые не добились государственной независимости, в большей степени, чем другие, отсылают к идее нации. Но если в период войны или напряженности между двумя странами разъяренная толпа сжигает флаг другой страны, кто в таком случае оказывается под прицелом вражеское государство или нация Флаги ведь еще и сжигают, забрасывают камнями, топчут, вешают и спускают. Символический предмет, эмблематическое изображение, персонифицированная аллегория, одновременно сигнал и вместилище памяти, прошлое и будущее, флаг является объектом всех ритуальных действий, которым подвергаются наделенные силой знаки, выходящие за пределы своего смыслового заряда и своей исходной функции почти стихийным образом. Флаг живет и умирает, воскресает и носит траур, его ранят или захватывают в плен, его освобождают, перешивают и поднимают, ему отдают честь, его целуют, им покрываются, с ним спят, с ним умирают. А потом его складывают, убирают и забывают. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] От герба к флагу (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |