Черняева О.В.
Первая русская марка: этапы создания и символы
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 181-187
Аннотация: Выпуску первых русских почтовых марок предшествовал достаточно длительный подготовительный период, начало которого было положено в 1850 году. Отмечая дальнейшее улучшение способов пересылки корреспонденции в государствах, которыми были введены в обращение знаки почтовой оплаты, главноначальствующий над Почтовым департаментом Владимир Федорович Адлерберг представил докладную записку о командировании за границу чиновника ведомства, управляющего перевозками почт по железным дорогам Алексея Прохоровича Чаруковского для изучения на местах почтовых правил, а также всего, что было бы интересным для русского почтового дела. 17 октября указанного года докладная записка была утверждена императором Николаем I.
Об авторе публикации/статьи:
Черняева О.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Иллюстрации к статье/публикации:
1. Эссе почтовых марок. Герб Почтового департамента. Художник Я. Рейхель, гравер А. Кирхнер. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Инв. № ГКП-37929, ГКП-37930, ГКП-37931, ГКП-37932
ID: 3232
2. . Эссе почтовой марки. Голова Меркурия. Художник Я. Рейхель, гравер А. Кирхнер. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Инв. № ГКП-37928
ID: 3233
3. Проект рисунка неизданной почтовой марки. Государственный герб Российской империи. Художник Ф. Кеплер. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Инв. № ГКП-37938
ID: 3234
4. Проект рисунка почтовой марки. Герб Почтового департамента. Художник Ф. Кеплер. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Инв. № ГКП-67388
ID: 3235
5. Проба печатная почтовой марки. Герб Почтового департамента. Художник Ф. Кеплер. Центральный музей связи имени А. С. Попова. Инв. № ГКП-37940
ID: 3236
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29469 знаков (с пробелами)
18 1
О. В. Черняева Санкт Петербург
ПЕРВАЯ РУССКАЯ МАРКА ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И СИМВОЛЫ
Выпуску первых русских почтовых марок предшествовал достаточно длительный
подготовительный период, начало которого было положено в 1850 году. Отмечая
дальнейшее улучшение способов пересылки корреспонденции в государствах, которы
ми были введены в обращение знаки почтовой оплаты 1главноначальствующий над
Почтовым
департаментом Владимир Федорович Адлерберг представил докладную за
писку о командировании за границу чиновника ведомства, управляющего перевозками
почт по железным дорогам Алексея Прохоровича Чаруковского для изучения на ме
стах почтовых правил, а также всего, что было бы интересным для русского почтово
го дела. 17 октября указанного года докладная записка была утверждена императором
Николаем I2.
С 185 1по 1852 год А. П. Чаруковский собирал в Европе интересующие Почтовый
департамент сведения, в том числе по изготовлению и применению знаков почтовой
оплаты, которые позволили ему со знанием дела составить записку проект О введении
штемпельных марок в России 3.
Проделанная А. П. Чаруковским работа, несмотря на ее актуальность, оставалась
не востребованной в течение нескольких лет. Вполне вероятно, что нововведения в почтовой
сфере были заморожены в связи с Крымской войной. Лишь в конце 1855 года4
в целях повышения почтовых доходов руководство Почтового департамента заинтере
совалось материалами А. П. Чаруковского, который на основании данных, собранных
во время заграничной поездки, представил в департамент записку Записка о штем
пельных конвертах и марках В разделе с предложением о введении штемпельных
марок в России 5 были переданы его подробные рекомендации по способам изготов
ления марок, препятствующим фальсификации, а также выбору рисунка для будущих
почтовых марок. Так, в частности, отмечая, что в Англии, Франции, Бельгии, Голлан
дии, Пруссии и Саксонии принято на почтовых марках изображать портрет государя,
потому что малейшее изменение в направлении линий должно изменить выражение
лица всем знакомого и тем изобличить подделку 6, А. П. Чаруковский выразил мнение портрет Государя на марках совершенно не уместен продаваясь по весьма низкой
цене, такие марки находятся повсюду, иногда валяются они испачканные и оборван
ные так, что изображение Государя бывает совершенно искажено. С другой стороны,
почтовые чиновники и служители, по долгу службы, обязаны клеймить и пачкать пор
трет своего Государя, чтобы сделать марку негодною ко вторичному употреблению. 182
О. В. ЧЕРНЯЕВА
Пройдя через их руки марка выдается получателю испачканною и с номером по середи
не лица 7. Форма марок, по представлению А. П. Чаруковского, должна была быть круглой.
Он считал, что четырехугольные марки, распространенные за границей, будучи
несовершенно аккуратно наклеены на письмо, могут задеть за ящик или за другие письма
и совсем отклеиться 8.
Проект А. П. Чаруковского получил положительную оценку главноначальствую
щего над Почтовым департаментом В. Ф. Адлерберга, который в письме к министру
финансов от 5 мая 1856 года не только просил согласовать применение штемпельных
марок в России, отмечая их необходимость для простой корреспонденции, но и со
общал даже предполагаемый срок введения марок на территории Российской импе
рии с 1января 1857 года9. После получения принципиального согласия министра
финансов В. Ф. Адлерберг отправил в Государственный совет Записку о введении
штемпельных марок для простой корреспонденции с целью рассмотрения ее на оче
редной сессии.
Для сбора дополнительных, точных и определительных сведений о порядке и спо
собах изготовления штемпельных марок в других государствах 10 летом 1856 года Почтовый
департамент повторно командировал А. П. Чаруковского за границу, в Берлин.
Тем временем по инициативе типографического отделения Экспедиции заготовле
ния государственных бумаг ЭЗГБ были произведены образцы штемпельных марок,
имевших данное название в связи с тем, что будущие знаки почтовой оплаты представ
лялись на тот момент как своеобразный наклеиваемый штемпель. Я. Я. Рейхель, управ
ляющий этим отделением, будучи специалистом медальером, сделал наброски рисун
ков, руководствуясь предложением А. П. Чаруковского. По выполненным рисункам
гравер ЭЗГБ А. В. Кирхнер изготовил образцы на металле, так как оригинальный ри
сунок в то время исполнялся не художником, специалистом орнаменталистом, а самим
гравером под руководством управляющего типографическим отделением ЭЗГБ или его
помощника Изготовленные образцы были двух типов в разных цветовых вариантах.
В образцах первого типа ил. 1марка имела круглую форму, с изображением почто
вого герба во внутреннем круге на фоне из пересекающихся линий и текстом по кругу 10 КОП ЗА ЛОТЪ цветными буквами сверху и белыми снизу. В образцах второго
типа ил. 2 также круглой формы, во внутреннем круге на фоне из пересекающихся
линий изображена голова Меркурия в крылатом шлеме с двумя перекрещивающимися
под ней почтовыми рожками, с текстом по кругу, таким же, как у первого типа.
Ил. 1Эссе почтовых марок. Герб Почтового департамента.
Художник Я. Рейхель, гравер А. Кирхнер. Центральный музей связи имени А. С. Попова.
Инв. ГКП 37929, ГКП 37930, ГКП 3793 1ГКП 37932 183
ПЕРВАЯ РУССКАЯ МАРКА ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И СИМВОЛЫ
Рисунок образцов первого типа был
сделан по аналогии с рисунком оттиска
штемпеля на штемпельных конвертах 1848 1849 годов и был уже хорошо зна
комым. Что касается проб второго типа,
то изображение на них головы мифоло
гического покровителя торговли Мерку
рия, символизирующего быстрое переме
щение почтовых отправлений из одного
места в другое, было вполне логичным
и оправданным.
На пробах как первого, так и второго
типов имеются изображения почтовых
рожков, на которых следует остановить
ся подробнее. В различных графических
формах они символизируют почтовое
дело почти во всем мире. В Германии,
на родине этого небольшого духового
инструмента, приблизительно со второй
половины XV столетия им пользовались
верховые вестники, считавшиеся предшественниками почтальонов. Швабские мясники,
разъезжающие по стране и попутно основной деятельности поддерживающие сель
скую переписку, так называемую почту мясников, также сигналили в рожок, возвещая
о своем прибытии 12.
Идея официального применения рожка в почтовом деле принадлежит Францу фон
Таксису, представителю знаменитой династии, сформировавшей к концу XVI столетия
в Германии частную почту 13, просуществовавшую до 1867 года. В 1620 году по импер
скому указу почтовая служба Таксисов получила исключительное право на использо
вание почтовых рожков, которое давало существенные преимущества. Так, на сигнал
почтового рожка всякий другой экипаж обязан был уступить дорогу почтовому, что
при весьма дурном состоянии большинства путей сообщения являлось действительно
немаловажным у застав по звуку рожка с почтовых не взималась подорожная плата,
а перевозчики через реки должны были немедленно перевезти почту также без всякой
платы городские ворота надлежало открывать на звук почтового рожка даже ночью,
тогда как другие экипажи должны были дожидаться до утра. Со временем сложилась си
стема звуковых сигналов для разных видов почтовых перевозок эстафеты, экстрапоч
ты, курьеров, простых почт, спешных почт, верховых почт, сигнал о помощи, сигналы
для обозначения способов езды. Использование почтового рожка с обязательными слу
жебными сигналами получило распространение и на других европейских территориях Италия, Испания, Австрия, Швейцария, Англия, Норвегия и т. д. 14.
В России почтовый рожок как символический отличительный знак почтовой связи
также имеет давнюю историю. Афанасий Лаврентьевич Ордин Нащокин, государст
венный деятель, которому принадлежит большая заслуга в организации и развитии оте
чественной почты, разработал и ввел в сентябре 1668 года форму для почтарей 15, в ко
торой на темно зеленом кафтане справа нашивался двуглавый орел, слева почтовый
Ил. 2. Эссе почтовой марки.
Голова Меркурия. Художник Я. Рейхель,
гравер А. Кирхнер. Центральный музей связи
имени А. С. Попова. Инв. ГКП 37928 184
О. В. ЧЕРНЯЕВА
рожок. Введенная Ордин Нащокиным форма была заменена и впоследствии менялась
неоднократно, но государственный герб двуглавый орел и почтовый рожок рожки
оставались ее неизменными атрибутами.
В 39 м параграфе инструкции Станционному смотрителю от 1802 года имеется
следующее упоминание о почтовом рожке В городах и селениях, пред мостами, пло
тинами и в тесных местах, труби в почтовый рожок, дабы всякий едущий давал почте
свободный проезд 16. При организации отечественной почты имелось намерение
на европейский манер ввести подачу звуковых сигналов с помощью почтового рожка.
Но его широкого применения как сигнального инструмента, возможно в силу суровых
погодных условий, не произошло. Русские ямщики предпочитали сообщать о своем
прибытии посвистом и звоном поддужных колокольчиков 17.
Тем не менее изображение рожка как символа почтовой связи и принадлежности
к Почтовому ведомству укоренилось достаточно прочно. И по сей день рожок является
неотъемлемой частью эмблемы российской почты и почтово телеграфной связи.
Возвращаясь к вышеописанным пробам, следует сказать, что они так и остались эссе 18.
Почтовый департамент отправил их для заключения А. П. Чаруковскому, вернувшемуся
из Берлина и уже имевшему несколько иное понимание того, как должна выглядеть марка,
в отличие от изложенного им ранее. Чаруковский рекомендовал внести изменения, кото
рые фактически отвергали представленные ЭЗГБ проекты. В частности, учитывая труд
ности, которые могли возникнуть при массовом тиражировании новых знаков почтовой
оплаты, предлагалось уменьшить их формат до такой степени, чтобы на марочном листе
помещалось 100 марок для упрощения расчетов а форму марок заменить на четырехугольную,
что исключало необходимость разработки и изготовления новых перфораци
онных машин. Чтобы оттиск уничтожающего штемпеля был четко виден, рекомендова
лось почтовый герб сделать белым и рельефным для невозможности подделки рисунка
на камне 19 и т. д. Иначе говоря, все сводилось к необходимости создания новых образцов.
Для коллегиальных обсуждений и принятия окончательного варианта образцов ма
рок была организована специальная комиссия, в которую вошли от Почтового депар
тамента А. П. Чаруковский, от ЭЗГБ помощник управляющего типографическим
отделением Ф. Ф. Винберг20.
На тот момент вопрос о месте изготовления марок все еще оставался открытым. Типографии
Почтового департамента были не в состоянии произвести продукцию необхо
димого качества, а ЭЗГБ не спешила взяться за сложный в исполнении заказ. Возникла
необходимость обратиться за помощью к прусскому почтовому начальству.
Зная об этой непростой ситуации, старший гравер типографического отделения
ЭЗГБ Ф. М. Кеплер заявил о готовности изготовить марки в прошении от 2 1ноября 1856 года, поданном в Почтовый департамент, с приложенным к нему собственным
рисунком марки ил. 3 2 1Рисунок прямоугольной формы был выполнен на толстой
и плотной бумаге черной тушью и серо черным карандашом. В центре прямоугольни
ка овал с белым рельефным государственным гербом. На ленте вокруг овала текст
вверху и внизу белыми буквами 10 КОП ЗА ЛОТЪ Медальон в обрамлении ман
тии, увенчанной короной. Под медальоном, на мантии, текст 10 КОП ЗА ЛОТЪ
В верхних углах прямоугольника виньетки в виде лилий, в нижнем левом цифра 10,
в нижнем правом КОП Рельефность деталей рисунка была достигнута посредством
гравирования на бумаге. 185
ПЕРВАЯ РУССКАЯ МАРКА ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И СИМВОЛЫ
Ил. 3. Проект рисунка неизданной почтовой марки. Государственный герб
Российской империи. Художник Ф. Кеплер. Центральный музей связи имени А. С. Попова.
Инв. ГКП 37938 186
О. В. ЧЕРНЯЕВА
Права выпуска марок Ф. М. Кеплеру предоставлено не было, но его рисунок вполне
удовлетворял требованиям, описанным в заключении А. П. Чаруковского22. В дальней
шем Ф. М. Кеплер работал совместно с межведомственной комиссией над корректурой
своего же, принятого за основу рисунка, внося поправки и дополнительные детали.
Проект утвержденного рисунка первой русской почтовой марки ил. 4 был вы
полнен Ф. М. Кеплером в смешанной технике карандаш, тушь, гуашь серая и ярко
карминовая с наслоением цинковых белил в центре для создания рельефности герба.
Он во многом отличался от первоначального, приложенного к прошению. Вместо гер
ба Российской империи на ярко карминовом фоне почтовый герб с более четкой
прорисовкой крыльев и укороченным хвостом у двуглавого орла. Размер мантии был
уменьшен и текст 10 КОП ЗА ЛОТЪ размещался уже под мантией, а текст в верхней
части ленты заменен на ПОЧТОВАЯ МАРКА Между названием и номиналом раз
делительные розетки. Виньетки в виде лилий изображены уже во всех углах наружной
рамки с цифрами 10 номинал марки на их темном фоне.
С несущественными изменениями этот проект послужил прототипом рисунка, кото
рый был выгравирован на штемпеле, предназначенном для изготовления матриц, при
менявшихся при печатании первых русских марок. Цвета, которые гравер использовал
в данном проекте рисунка, не соответствуют цветам выпущенных марок. Окончатель
ным вариантом многочисленных цветовых проб для цветовой гаммы десятикопеечной
марки стало сочетание коричневого с голубым центром ил. 5
Летом 1857 года в типографическом отделении ЭЗГБ, имеющем в арсенале самое
технологичное на тот период времени оборудование полиграфическое и для изго
товления бумаги было произведено пробное печатание марок. Отобранные образцы
Ил. 4. Проект рисунка почтовой марки.
Герб Почтового департамента. Художник
Ф. Кеплер. Центральный музей связи
имени А. С. Попова. Инв. ГКП 67388
Ил. 5. Проба печатная почтовой марки.
Герб Почтового департамента. Художник
Ф. Кеплер. Центральный музей связи
имени А. С. Попова. Инв. ГКП 37940
ПЕРВАЯ РУССКАЯ МАРКА ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И СИМВОЛЫ
номиналами в 10, 20 и 30 копеек по всеподданнейшему докладу главноначальствующе
го над Почтовым департаментом Федора Ивановича Прянишникова были утверждены
20 октября 1857 года Александром II, который высочайше повелеть соизволил назы
вать их вместо штемпельных почтовыми марками 23.
Создание русской марки от момента замысла до выпуска первого тиража растянулось
на долгие семь лет. За это время началась и закончилась Крымская война, Александр II
сменил на престоле Николая I, на посту главноначальствующего над Почтовым депар
таментом вместо В. Ф. Адлерберга приступил к своим обязанностям Ф. И. Прянишни
ков Но итоговый результат оказался весьма удачным. В полиграфическом отношении
новые двухцветные знаки почтовой оплаты значительно превосходили большинство
иностранных марок, выпускавшихся в те годы24, а изображение, созданное великолеп
ным мастером своего дела, отчасти выступало в качестве символа, определяющего стра
ну издания почтовых эмиссий, и достойно справлялось с ролью ее визитной карточки. 1РГИА. Ф. 1289. Оп. 1Д. 1249. Л. 6.
2 Там же. Д. 890. Л. 7 12.
3 Каминский Б. История создания и введения
почтовых марок в России Филателия
СССР. 1970. 6. С. 10.
4 Там же. С. 10.
5 РГИА. Ф. 1289. Оп. 1Д. 1249. Л. 95 109.
6 Там же. Л. 102.
7 Там же.
8 Цит. по Каминский Б. Указ. соч. С.
9 РГИА. Ф. 1289. Оп. 1Д. 1249. Л. 15 22. 10 Цит. по Каминский Б. Указ. соч. С. 1Там же. 12 Никулин А. Почтовый рожок Пролетарий
связи. 1926. 12. С. 33. 13 Садовникова М. Почтовые музыкальные ин
струменты Почтовая связь. Техника и технологии.
2009. 2. С. 23. 14 Никулин А. Указ. соч. С. 33, 34. 15 Большой филателистический словарь
Н. И. Владинец, Л. И. Ильичев, И. Я. Левитас
и др. под общ. ред. Н. И. Владинца
и В. А. Якобса. М., 1988. С. 235. 16 Цит. по Никулин А. Указ. соч. С. 33. 17 Садовникова М. Указ. соч. С. 23. 18 Эссе в филателии отпечатанные, но не
утвержденные и нереализованные проекты
почтовых марок. 19 Каминский Б. Указ. соч. С. 12.
20 Там же.
2 1РГИА. Ф. 1289. Оп. 1Д. 1249. Л. 175.
22 Сорокин Е. Рождение марки. М., 1975. С. 27.
23 Каминский Б. Указ. соч. С. 14.
24 Сорокин Е. Указ. соч. С. 3 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Черняева О.В. Первая русская марка: этапы создания и символы (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|