| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Герб и символ: научные исследования (2022) › Мусин А.Е. Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы | ||||||
Мусин А.Е.
Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы// Герб и символ: научные исследования (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Герб и символ: научные исследования. М.: Клипарто, 2022. С. 46-59 Аннотация: «Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне» – так начинается одно из важнейших посланий апостола Павла (Евр.1:1,2). С тех пор христианское сознание живет уверенностью, что язык образов, являющий нам реальности иного мира, есть язык Бога и Его Церкви. Зримое представление о прообразе и его сути, которую человек воспринимает через образ, сделало возможным и необходимым церковное иконопочитание. VII Вселенский собор, собранный в 787 г. в Никее, свидетельствовал, что икона служит подтверждением того, что «Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловчился», «потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга и уясняют». Икона, «пропитанная» энергией Божества, сообщает человеку Его непостижимую сущность, преображая его и приобщая к высшей жизни. Поэтому богословие говорит об «иератическом реализме» иконы, не называя ее символом. Об авторе публикации/статьи: Мусин Александр Евгеньевич (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Мусина А.Е.
в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 84643 знаков (с пробелами)
Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 46 Мусин А Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы 1Многочастне и многообразне древле Бог, глаголавый отцем во пророцех, в последок дней сих глагола нам в Сыне так начинается одно из важнейших посла ний апостола Павла Евр. 2 С тех пор христианское сознание живет уверенностью, что язык образов, являющий нам реальности иного мира, есть язык Бога и Его Церкви. Зримое представление о прообразе и его сути, которую человек воспринимает через образ, сделало возможным и необходимым церковное иконопочитание. VII Вселен ский собор, собранный в 787 г. в Никее, свидетельствовал, что икона служит под тверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловчился потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга и уяс няют Икона, пропитанная энергией Божества, сообщает человеку Его непости жимую сущность, преображая его и приобщая к высшей жизни. Поэтому богословие говорит об иератическом реализме иконы, не называя ее символом. Латинский Запад, решительно выступив против иконоборчества византийских императоров, в целом холодно отнесся к горячей богословской дискуссии о почита нии икон. Придворные богословы Карла Великого, задетые тем, что их не пригласили к участию во Вселенском соборе, оценили его деяния около 794 г. в своих Libri сarolini Здесь впервые схоластика противостала сontra errores Graесorum считая, что восточно христианские богословы заблуждаются, призывая воздавать иконе почи тательное поклонение проскинесис, который изначально был частью придворного ритуала. Не только ошибки перевода соборных деяний стали тому виной. Галльский острый смысл и сумрачный германский гений использовали образ в церковной жиз ни в первую очередь как набор знаков, своеобразный текст, подлежащий прочтению и истолкованию, и лишь в глубинах своей религиозной психологии чтил в иконе при сутствие Божественного Первообраза. В этой культуре, прежде всего человек пытался понять образ, и лишь потом образ открывал себя человеку. Однако история Европы настоятельно требовала, чтобы образ и цвет восполнял зияющие высоты ее культуры. В силу развития своеобразной герменевтики образа здесь со временем получила распространение геральдика как некое преломление традиций сакральной иконографии в пространстве мирского. Герб, будучи мирской ипостасью иконы, выражал в культуре сокровенное. Но если икона распечатлевала 1Статья была написана в 2003 году, когда автор был членом Геральдического совета при Президенте РФ, и по независящим от автора обстоятельствам не опубликована. Несмотря на существенно изменившийся об щий контекст, выход в свет других статей по теме и некоторые устаревшие пассажи например, упоминание поздних частей ОГ как неопубликованных или отсылку к постановке на геральдический учет, каковая прак тика в настоящее время приостановлена Геральдическим советом настоящая публикация предлагается вниманию читателей ввиду того, что обсуждаемая проблема так и не нашла практического решения, и пре жде всего как отзвук профессиональных дискуссий двадцатилетней давности, отмеченных несколько иным видением перспектив. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 47 Откровение, окутанное тайной Божественного мрака то герб выявлял имя и род человека, чье лицо было сокрыто сумраком доспехов. Герб стал атрибутом феодаль ной рыцарской культуры родовых корпораций, тогда как икона была частью общин ной культуры корпораций духовных. И икона, и герб стали знаком владельца, но если икона говорила о принадлежности христианина и церковной общины Богу, то герб указывал на ограниченность человеческих прав в пространстве и времени. Однако, если метафизически герб и был противоположен иконе, то в истории он иконе не противостоял. Посюсторонняя геральдика и сакральная иконография разнствовали в культурном пространстве, как по времени появления, так и по сфере применения. Употребление герба не противостояло исключительной роли иконы в христианской культуре средневековья существенные сущностные различия между ними не по зволяли появиться какому либо антагонизму. Стоит оговорить, что здесь не идет речь и об антагонизме их родин Как было бы данью худшим ересям видеть человеческое и Божественное лишь в аспекте про тивостояния, так было бы совершенно надуманно предполагать принципиальный ан тагонизм Запада, вооруженного геральдикой как системой светской репрезентации, и Востока, озабоченного лишь репрезентацией того, что не от мира сего. Та система са кральной образности, которую мы связываем с понятием иконы, никогда не была вполне чужда западному христианству тогда как Византии всегда была знакома секу лярная символика ярким примером таковой может служить римский орел, отчетли во смердевший Юпитером, но, в конце концов, христианизированный именно через десакрализацию Более того, было бы несправедливо забывать о взаимном влиянии. Скажем, ге ральдика, как она есть, никогда бы не могла сложиться без греческих притч Физио лога именно к ним восходит не только генеалогия гербовой фауны, но и сам прин цип глубокого религиозного насыщения светской системы знаков. С другой стороны, уместно вспомнить то, как Восток, терзаемый сомнениями в собственной культуре иконопочитания, был действенно поддержан Западом. И если Запад получил дар изощрения в обозначении мирских реалий, а Восток в обозначении реалий горних, то взаимное дополнение этих тенденций очевидно. Но достижение подлинного, неповерхностного синтеза требовало времени. Геральдику, победно пронесшуюся по Западной и Средней Европе, многие представители христи анского Востока сочли чуждой причудой вместе с теми социальными структурами и стереотипами, которые она, геральдика, привыкла обозначать. Когда же балканские государи и знатные роды стали постепенно принимать гербы, грянуло турецкое на шествие, вынудившее культуру православной символики скорее выживать, нежели развиваться. Средневековье отличается от любой другой эпохи предельной близостью гра ниц Церкви и общества. Достояние светской жизни неминуемо и скоро воцерковля лось. Если появление самых первых гербов приходится, скорее всего, на середину или третью четверть XII века, то уже епископ Гийом Лангрский 1209 12 15 учредил герб для своей епархии а Цюрихский гербовник датируемый второй четвертью XIV Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 48 столетия и являющий собою панораму европейской геральдики всего 478 гербов в качестве важной ее части представляет 27 гербов католических прелатов. Церков ные гербы стали появляться на печатях, памятниках христианского искусства, моне тах. Постепенно вырабатывались нормы, как правовые, так и композиционные, для оформления церковных гербов. Изображение тиары с тремя коронами и ключей апо стола Петра со временем стало исключительной принадлежностью папского герба кардинальская шляпа, пожалованная этим церковным сановникам папой Иннокенти ем IV в 1245 году, приобрела значение не только церемониального, но и геральдиче ского атрибута меняя свои цвета и количество свисающих кистей, она стала, в конеч ном счете, обычной принадлежностью епископского а позднее и вообще клерикаль ного герба. Католические прелаты часто использовали собственные родовые или личные гербы с прибавлением атрибутов сана в целом принципы оформления герба пере шли в церковную геральдику из светской. Необходимо сказать, что не все в Церкви однозначно восприняли распростране ние здесь геральдических символов некоторым казалось, что с гербами, пышными росписями и прочими излишествами тщеславие и дымное надмение мира сего постепенно проникает в церковную ограду. Однако вскоре обычай стал практически всеобщим. Права приобретения, потери и, прежде всего, внешнего оформления гер ба оказались регламентированы не только устойчивыми обычаями, но и канониче ским правом Западной Церкви. Первый геральдический закон Militantis Eссlesiae был издан папой Иннокентием Х в 1664 г. Он ограничивал использование символов светской власти, в частности мечей и корон, в личной геральдике высшего духовенст ва окончательно эти атрибуты были запрещены декретом папы Пия XII De vetito сivilium в 1957 г. Последней по времени реформой такого рода стал в 1969 г. акт Motu proprio Павла VI, предписавший скромное единообразие для гербов священ нослужителей и исключивший из них митры и жезлы. Сегодня все эти положения внесены в фундаментальное органическое узаконение Римско Католической Церкви сorpus jurius сanoniсi и подлежат неукоснительному соблюдению 1 Примечательно, что на протяжении Позднего Средневековья и Нового Времени протестантские церкви, отошедшие в эпоху Реформации от Рима, имеют теперь свои собственные системы гербов, в той или иной мере перекликающиеся с тем, что при нято в Католической Церкви. На протяжении долгого времени христианский Восток в лице Византии и ее ок ружения не знал своей геральдики. Как уже говорилось выше, вполне успешные опы ты в этой сфере были сметены оттоманским нашествием. Это не значит, что церков ная жизнь вообще могла обходиться без знаков, эмблем и символов, не имевших не посредственно сакрального содержания. Однако их употребление не было столь рас пространенным, их внешние формы не стали столь разнообразными и проработан 1Heim B сoutumes et droit heraldiques de l Eglise. Paris, 1949 Heim B Heraldry in the сatholiс сhurсh. Its origin, сustoms and laws. Buсkinghamshire, 198 1 Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 49 ными, а главное, их использование не было четко регламентировано каноническим правом. Система правовых образов в Восточной Церкви не может быть отождествле на с латинской церковной геральдикой хотя бы уже потому, что она не выполняла в повседневной и юридической культуре те же функции. Гербы и представленная ими геральдическая система свидетельствовали о глу бокой персональной осознанности личной принадлежности к фамилии, роду либо к канонической общности как духовной семье что и позволяло помещать родовой герб на владельческих предметах и проецировать светский опыт на церковные прак тики. Система знаков и образов, используемая Восточной Церковью, предполагала, прежде всего, общинный характер осуществляемых полномочий, а патрональные изображения свидетельствовали о посвященности самой корпорации Богу, Богоро дице или святому. Ощущение личной причастности и персональной ответственности отступало на второй план. Оно, надо сказать, находило весьма наглядное выражение в эпиграфике, но не в системе зримых образов. Образно эпиграфическая система, представленная, прежде всего в сфрагистике, как бы копировала богослужебные тек сты, где в обращении к Богу вместо Я стоит Мы а когда речь заходит об общин ных заслугах, то лик смиренно отвечает Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу Пс. 3 9 В историческом плане церковная эмблематика христианского Востока может быть осмыслена как явление, стоящее в едином культурно типологическом ряду с западноевропейской геральдикой но она не была ни анало гом геральдики, ни равновесным ей явлением. Здесь опять таки было бы неверным преувеличивать несходство восточных и западных тенденций. Несходство итоговых форм не должно скрывать общность мно гих исходных положений. Здесь уместно привести наглядный пример. Риторико символическое сопоставление отношений архиерея и епархии с брачным союзом из вестно и на Востоке, и на Западе. Прямой перенос форм супружеских гербов в гербы прелатов явилось закономерным проявлением этого мотива в геральдике средневе кового Запада на Востоке же в ту пору не было ни супружеских гербов, ни, как след ствие, переноса форм. Как мы уже сказали, знаково образный язык восточно христианской эмблемати ки наиболее полно проявился в изображениях на печатях. Начиная с VI в. и вплоть до позднего Средневековья Византия пользовалась металлической вислой печатью, об разцы которой, в соответствии с материалом, именовались моливдовулы, аргирову лы и хрисовулы. Именно эта традиция и была воспринята Древней Русью. Однако в отличии от византийской буллы русские печати достаточно редко несли на себе над пись, свидетельствующую о том, кому именно она принадлежит. Исключение состав ляли печати церковных иерархов, оформлявшиеся в большинстве случаев в последо вательном соответствии с правилами византийской сфрагистики Янин В Актовые печати Древней Руси. X XV вв. Т. 12. М., 1973 Янин В Гайдуков П Актовые печати Древней Руси. Т. 3. М., 1998. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 50 Эволюция иконографии на печатях русских митрополитов хорошо известна. Она начинается изображением св. Иоанна Предтечи покровителя Студийского монасты ря, характерным как для печатей митрополита Феопемта 1039 очевидно, выходца из этой обители. На печати митрополита Георгия 1065 1076 неожиданно появляется изображение его собственного небесного покровителя. Поясной образ Божией Мате ри Знамение ставший со временем, господствующим в древнерусской сфрагисти ке, появляется впервые на печатях митрополита Николая 1092 04 Со второй пол вины XII в. главным становится изображение Божией Матери в рост. Очевидно, что эта иконография зависит от Богородичной иконы храма Софии Киевской, представ ленного образом Божией Матери Нерушимая Стена Нам так же известны архие рейские печати некоторых епископских кафедр Древней Руси Новгорода, Ростова, Галича, Смоленска и Полоцка. Для этих печатей также характерна эволюция от патро нальных изображений в начале XII в. к образу Божией Матери Знамение в полный рост со второй половины XII в. В XIV в. Московская Русь переходит на употребление воскомастичной печати. Из митрополичьих печатей XIV первой половины XV вв. известны лишь печати свв. Алексия и Ионы 1448 146 1несущие на себе поясное изображение Божией Матери Знамение Следующий этап в развитии архиерейской печати связан с попыткой фактического осуществления автокефалии Русской Церкви 1448 г. и разрывом с Кон стантинополем. Начиная с митрополита Феодосия 146 464 гг. на митрополичьих печатях присутствует новый образ Божией Матери в типе Кипрская, свойственный пе чатям Вселенских патриархов. Это изображение на константинопольских печатях, не сущих на аверсе многострочную греческую надпись, означающую Божией милостью, Архиепископ Константинополя Нового Рима и Вселенский Патриарх возникает во время правления патриарха Козмы II 46 47 Именно с этим изображением должно было ассоциироваться на Руси представление о независимой, высшей и ав токефальной церковной власти. Копирование печати Константинопольских патриар хов можно назвать своеобразной сфрагистической узурпацией по аналогии с узур пацией геральдической. Новый образ на печатях появляется при митрополите Данииле 1522 1539 Это благословляющая десница, сопровождаемая круговой легендой Рука митрополита Даниила всея Руси Лаконичный метафоризм этой композиции отчетливо перекли кается с образностью европейской церковной геральдики впрочем, какой либо пря мой прототип неизвестен Известна еще восокмастичная печать архиепископа Нов городского Симеона 14 15 142 1сохранившаяся при договоре Новгорода с Ригой 14 16 г., где также имеется изображение десницы однако подлинность этой печати вызывает сомнения. На архиерейском соборе 1564 г. в Москве состоялась дискуссия, которая поло жила начало широкой церковноправовой реформы. Московский митрополит получил право носить белый клобук и иметь печать красного воска. До сего времени такими правами пользовались архиепископы Новгородский и Казанский, что связывается с особым великокняжеским пожалованием. Сфрагистический тип, утвержденный на Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 5 1 соборе и предполагавший на аверсе благословляющую руку и имя митрополита, а на реверсе Печерский образ Божией Матери, сохранялся вплоть до патриарха Никона 1652 168 1 Очевидно, лишь после реформы русского богослужения в 1666 1667 гг., образ Божией Матери Печерской исчезает из русской архиерейской сфрагистики, как суще ственная принадлежность печати Вселенских Патриархов. Образ Знамения Божией Матери присутствует среди изображений в Большой государственной книги 1672 г., где соответствующие иконы являются своеобразными геральдическими символами пяти восточных патриархов. Однако совсем скоро Большая печать патриарха Адриана 1690 1700 несет на реверсе образ Успения Матери Божией 1Синодальная эпоха принесет иные представления об архиерейских печатях, связанные своим происхож дением с европейской геральдикой и религиозной эмблематикой. Главным типом изображения становятся архиерейские руки, скрещенные в благословляющем жесте. Пожалуй, старейшая из известных печатей такого рода принадлежит Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Рязанскому и Муромскому Стефану Яворскому она сохранилась при документе 1708 г.2 До сих пор именно этот символ присутствует на личных печатях архиереев Русской Православной Церкви. Иногда, как у Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ридигера руки увенчаны изображением митры, а на печати митрополита Санкт Петербургского и Ладожского Владимира Котлярова присутствуют дополнительные литургические символы архиерейский жезл и орлец. Порой к изображению рук добавляется крест встречаются и комбинации орлеца, омофора, жезла, тогда как благословляющему жесту уже не остается места. Лишь ар хиепископ Новгородский и Старорусский Лев Церпицкий в соответствии с древней традицией пользуется оттиском печати с образом Божией Матери Знамение Примечательно, что законодательство Российской империи с 1836 г. выдвигало бюрократическое препятствие развитию церковной геральдики, поскольку требовало от духовных консисторий, соборов, приходов и церковных старост употребление од нотипных печатей, на которых соответственно были изображены двуглавый орел, стилизованный храм в древнерусском стиле и два ключа. Вернемся, однако, к более ранней эпохе. Указанные выше образы и их сочета ния не были единственными в древнерусской сфрагистике. Некоторые епископы, на пример, Дамиан Юрьевский 47, 54 использовал на своей печати икону своих небесных покровителей свв. Космы и Дамиана, некоторые епархии пользовались пе чатями с изображением храмовой иконы своего епископского собора. Подобная си туация существовала и в Новгороде. Здесь известны печати архиепископа Ионы 1458 1470 где изображен Спаситель, что справедливо связывается с отправлением архиепископом государственных функций, булла архиепископа Евфимия I 1424 1О присылке в Св. Синод бывших патриарших серебряных и о печатании указов Казенного приказа малою Св. Синода печатью. 12 февраля 1722 года Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомст ву Православного исповедания Российской империи. Т. 2. 1722. СПб., 1872. 400. С. 54 55. 2 Россия. Православие. Культура. Каталог выставки. Ноябрь 2000 февраль 200 1М., 2000. С. 69. 198. ОПИ ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 3. Л. 1 Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 52 1429 где изображен Голгофский крест на подножии, а также печати более раннего времени, принадлежащие архиепископам Митрофану 120 2 12, 1220 1223 и Спи ридону 1229 1249 где присутствуют тезоименитые владыкам святые. Возможно, пе чати с патрональными изображениями использовались для скрепы личной перепис ки, тогда как печати с образом Божией Матери утверждали общеепархиальные доку менты. И сегодня архиереи Русской Церкви пользуются, помимо именной печати, текстовой печатью штампом с легендой Управляющий N ской епархией и без изо бражений. В XVI XVII вв. становятся известны печати низшего духовенства и церковнослу жителей. В основном они имеют лишь надпись со стандартной формулой указания, включающей в себя имя владельца печати и его должность 1Однако иногда на них изображены различные геральдической фигуры птица, единорог, иное фантастиче ское животное. Известна печатка московского священника XVII в., где на аверсе име ется надпись Печать попа Даниила Анисимова Пожаловать причастить святых Хри стовых Таин поп Даниил челом бьет а на реверсе помещено изображение ключей2. Это свидетельствует о проникновении элементов европейской геральдической куль туры не только в сознание русского общества в целом, но и в повседневный быт пра вославного духовенства. Впрочем, для большинства духовенства был характерен эпи графический тип печатей, содержащей легенду с указанием имени и занимаемой должности. В этом отношении XVII столетие являет нам образцы подлинного геральдическо го творчества, связанного с выдающимися иерархами Православной Церкви. В не скольких вариантах 1632 1639 гг. известен герб митрополита Киевского Петра Мо гилы, 1574 1647 Пышный многопольный щит, объединяющий территориальные гербы, молдавский и валашский, с исконными фамильными символами, повествует об истории рода. Щит увенчан митрой, с правой стороны из за щита выступает вы носной крест, с левой архиерейский жезл. Существует вариант, где вместо митры использована шляпа наподобие кардинальской. В соответствии с гербом Петра Моги лы оформлен герб патриарха Никона 1652 168 1помещенный в редкой книге Рай мысленный 1658 г В первой четверти щита изображено Евангелие, во второй благословляющая именословным перстосложением десница, в третьей ключ, в чет вертой пятисвечник. Над щитом митра узнается фасон венцеподобной митры Никона и панагия. В качестве щитодеражателей использованы два ангела. За щитом предносной крест и жезл. В 1648 г. стал известен герб архимандрита Киево Печерской Лавры Иосифа Тризны, где щит был дополнен митрой, жезлом и посохом. Как мы видим, оформление всех этих гербов соотносилось с традициями, принятыми в геральдике Католической Церкви, однако речь шла не о слепом подражании, а о заимствовании и переосмыслении внешних форм. Для митрополита Петра, выросше 1Иванов П Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском Архиве министерства юстиции. М., 1858. 2 Россия. Православие. Культура. Каталог выставки. Ноябрь 2000 февраль 200 1М., 2000. С. 58. 159 ГИМ 93366 КП 8 17006. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 53 го, выученного и жившего в католическом окружении, такое заимствование могло бы казаться вынужденным, если не естественным. Однако патриарх Никон всегда ориен тировался на православную культуру христианского Востока. В данном случае такое заимствование должно иметь более глубинные основания. И такие основания имеются. В свое время протоиерей Г. Флоровский без вооду шевления, но и без сожаления писал о латинском пленении православного бого словия. Встреча России с Западом закончилась победой схоластической риторики над тяжеловесными формулами византийской гомилии. Однако природа Церкви и логика церковной мысли обратили мнимое поражение в подлинную победу. Православное богословие заимствовало чуждый патристике язык латинской схоластики и обратило его к служению церковным задачам, не погрешив при этом против неизменной сути Священного Предания. В XVII XIX веках произошло то, что происходило с евангель ской проповедью и церковной культурой во все времена. В задачи Церкви не входит открытие новых истин веры и изобретение особого языка, посредством которого эти истины проповедуются. Богословие призвано раскрыть единожды данное Боже ственное Откровение теми средствами, которые будут понятны и доступны совре меннику. Церковь использует особый метод, с помощью которого язык современных ей культуры и общества становится ее собственным языком. Этот метод именуется рецепцией, предполагающей, что богословие заимствует из окружающего мира и из предшествующей, иногда даже языческой культуры, слова, символы и образы, кото рые переосмысливаются, наполняются церковными содержанием и используются в евангельской проповеди. Так великие отцы капподокийцы изложили православ ную триадологию языком неоплатонической философии, античная базилика стала православным храмом, а церковная иконопись утвердилась на основах эллинистиче ского искусства. Процесс церковной рецепции незакончен. На каждом следующем этапе церковного развития, когда время бросит Церкви очередной вызов, совершает ся заимствование, позволяющее дать миру ответ на понятном для него языке. Именно так и поступила церковная геральдика в России в Синодальный период. Собственно говоря, особых принципов своего существования она так и не выработа ла, хотя отец русской геральдики Франческо Санти в 1720 1724 гг. по указанию Пет ра Великого пытался создавать проекты гербов русских монастырей. Вместе с тем, приняв в 1686 г. в свой состав епархии Киевской митрополии Вселенского Патриарха та, русская Церковь приняла и присущие им геральдические обычаи. Архиереи, про исходившие из дворянских родов, охотно использовали в своей обиходной культуре и делопроизводстве личные и родовые гербы. Так поступал и свт. Ростовский Дмит рий Туптало, 1702 1709 а митрополит рязанский Стефан Яворский в качестве сво его геральдического символа использовал не только родовой герб, но и митру с ры царским плюмажем, пронзенным стрелой. Однако существовало и самостоятельное церковное творчество. Архиепископ Московский Августин Виноградовский, 18 8 19 не имевший собственного родового герба, размещал свой именной вензель в гербовом щите, который был окружен атрибутами сана и орденскими наградами. Митрополит Валашский Анфим I 17 13 использовал в своем щите, находящимся в Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 54 окружении креста, жезла, митры и шляпы с кистями, образ исполненный глубокого смиренного символизма улитку, тянущуюся к звезде. Изображенные у щита пальмовые ветви образовывали своеобразный венец чистоты нередко усваивае мый женским и даже девичьим гербам. Стоит отметить, что некоторые архиереи и архимандриты в XVIII столетии использовали в своих гербах и геральдических знаках вместо щита ромбовидный контур церковной палицы. Палица по свои формам соот ветствует ромбоидальному девичьему щиту европейской геральдики. Так гераль дическим языком была выражена инаковость духовного лица по отношению к муж ским щитам светского нобилитета. Церковные атрибуты в это время превратились в элементы Высочайшего пожалования. Так, в фамильный герб рода Подобедовых ОГ V. 57 была пожалована митра названная в блазоне арихиерейской шапкой напо минающая о знаменитом архиерейском сане представителя этой фамилии митро полита Санкт Петербургского Амвросия 1799 18 18 Первоприсутствующего члена Святейшего Синода 1Определенные правила сложились при оформлении Высочайше утвержденных гербов духовенства и выходцев из духовного сословия, получивших из за своих орденских наград права на дворянства. Эти гербы преимущественно по мещены в тех томах дворянского Гербовника, которые, к сожалению, до сих пор не опубликованы. Щит таких гербов зачастую нес в качестве одной из главных фигур изображение восьмиконечного креста, который отражал священное служение пред ков нового дворянина. Определенно приоритетное развитие в области эмблематики получили exlibris ы, принадлежащие духовенству. На книгах архимандрита Антонина Капустина, 18 17 1894 известного церковного археолога и начальника Русской Ду ховной Миссии в Иерусалиме стоял штамп с изображением кочана капусты и деви зом Невкусен, да здоров Однако говорить о сложении русской церковной ге ральдики в XVIII XIX вв. преждевременно. Подчиненная роли Церкви в Синодальную эпоху и униженное положение духовенства по отношению к дворянству вступало в противоречие с самой сутью герба как знака независимости и достоинства. Сегодня, когда наши соотечественники осознают себя личностями, причастными к родовой и отечественной истории, интерес к геральдике, в том числе среди право славного духовенства и мирян, заметно возрос. Вопрос о целесообразности употреб ления в православной традиции геральдических символов отпадает сам собой. Цер 1Текст ОГ содержит пояснения Крест и шапка в черных полях, прибавлены к древнему гербу Подобедо вых потому, что сего рода потомок облечен знаменитым архиерейским саном. Сей герб Высочайше ут вержден Его Императорским Величеством Июля 13 дня 1800 года. Рода Подобедовых многие служили в древние времена Российскому Престолу дворянские службы в разных чинах и верстаны в 7 105 1597 и дру гих годах поместьями. Все сие доказывается справкою Вотчинного Департамента и родословною Подо бедовых. Из сего же рода Подобедовых произошел нынешний Преосвященный Амвросий, Архиепископ Санктпетербургский, Эстляндский и Выборгский, Троицкой Александровской Лавры Архимандрит, Свя тейшего Правительствующего Синода Член, и Орденов Святого Апостола Андрея Первозванного, Дер жавного Ордена Иоанна Иерусалимского большого креста и Святого Александра Невского Кавалер Вл. Амвросий был одним из непосредственных адресатов пожалования и получателей копии с новоутвержден ной версии родового герба. Заслуживает внимания форма помещенного в первой четверти креста повы шенный трилистный который был сочтен подобающим атрибутом священного сана вл. Амвросия. Весьма вероятно, что это была простейшая схематизация очертаний снабженного украшениями наперсного или напрестольного креста, но не исключены и иные факторы выбора. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 55 ковь вправе использовать геральдические образы мира сего в целях своей пропо веди. В конце концов, с точки зрения, как церковного, так и естественного права право на герб есть право всякой Богоподобной личности или же состоящей из них общины. Даже в условиях духовного стеснения в СССР Русская Церковь пыталась ис пользовать геральдические символы. Всем памятен силуэт церкви Св. Духа из Троице Сергиевой Лавры в гербовом щите, помещенный на обложке Журнала Московской Патриархии Стоит вспомнить, что сам патриарх Московский и всея Руси Алексий Симанский, 1877 1970 будучи дворянином, обладал фамильным гербом, хотя широ ко им не пользовался. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим Ротов, 1929 1978 тоже создал свой герб, где в щите, расположенном под митрой и на ми трополичьей мантии, был изображен Голгофский крест среди волн житейского мо ря в лучах восходящего солнца, сопровождаемый девизом Собрати расточенныя И сегодня есть отдельные попытки создать особый язык современной церковной ге ральдики. Патриарх Московский Алексий Ридигер использует монограмму в венке, оплетенном лентой цветов патриаршей мантии и увенчанным омофором, и митрой. Это же изображение на зеленом полотнище служит патриаршим штандартом. Однако символ оказывается недостаточно патриаршим, поскольку кроме манатейных цве тов в нем нет более никаких знаков достоинства, которые были бы присущи исключи тельно предстоятелю Церкви. Свято Успенский Пюхтицкий монастырь, будучи одно время ставропигиальным, также использовал в своих официальных изданиях гербо видный знак, где в геральдическом щите были традиционно скомпонованы куколь, омофор, жезл и выносной крест. С 1999 г. существует свой герб, точнее гербообраз ный знак, и у Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами обсуждалась возмож ность наделения гербовидными знаками всех синодальных отделов, однако конкрет ные разработки были весьма несовершенны, и жесткая критика со стороны предста вителей Геральдического совета при Президенте Российской Федерации привела к отказу от проекта. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн Попов ис пользует в своем делопроизводстве бланки с гербом Белгородской области, увенчан ным омофором и митрой. Такой символ с точки зрения геральдического права явля ется некорректным, поскольку государственно территориальные гербы не могут ис пользоваться как непосредственная основа или составная часть церковно должностных или корпоративных гербов кесарево все таки должно быть оставлено кесарю. Администрация города Кашина, по рекомендации Государственной Героль дии, обращалась к архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору Олейнику с хо датайством разрешить использование митры в территориальной символике, на что было получено его согласие. В целом, как мы видим, не все существующие попытки безупречны с точки зрения существующего права, геральдических традиций, эстети ческих норм и смысла существования геральдики Православной Церкви в России. Прежде всего, необходимо учитывать, что феномен геральдики сложился в рам ках западноевропейской цивилизации. Ныне он представляет собой цельную систему образов, принципов и правовых норм, понятных человеку современной культуры. Не Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 56 будет большой натяжкой сказать, что любая попытка создать самостоятельную сис тему геральдических знаков, не связанную логически и типологически с европейской геральдикой, обречена на общественный провал. Поэтому единственный путь для дальнейшего развития православной геральдики это путь рецепции, предполагаю щий осмысленное заимствование тех принципов, знаков и образов, которые сложи лись в европейской традиции. Поскольку здесь существует целая область католиче ской геральдики, то острие церковной рецепции должно быть направлено именно в эту сторону. В конце концов, опыт бытия Русской Церкви дает нам немало примеров использования латинской геральдической культуры в оформлении печатей и гербов священно и церковнослужителей XVI XIX вв. В силу этого такая осмысленная и изби рательная рецепция уже предстает перед нами как составляющая часть православной традиции. Однако предполагаемое заимствование должно учитывать целый ряд важных культурно исторических моментов. В первую очередь, к ним относятся восточно христианские традиции эмблематико геральдического характера, присущие Русской Православной Церкви. Сюда относится сфрагистическое использование образа Божи ей Матери и изображение благословляющих рук. Однако учитывая принципиальную разницу образного языка иконографии и геральдики, использование икон и изобра жений святых в гербах представляется нецелесообразным и вряд ли допустимым. Иконография Божией Матери должна вновь вернуться в епархиальное делопроиз водство, а десница перекочевать с печатей на гербовый щит правящего архиерея, как это уже имело место в гербовом щите патриарха Никона. Вообще, изображения ико нологического характера, предполагающие присутствие в гербах образов Христа, Бо городицы, ангелов и святых с соответствующими нимбами, были в целом нехарак терны для русской территориальной и личной геральдики XVIII XX вв. Характерно ре шение Павла I, принятое при утверждении российской версии герба князей Аргутин ских, изначально включавшего в свой состав изображение Богородицы с Младенцем образ святый в герб не включать надо заметить, что современные католические авторитеты в области церковной геральдики, и прежде всего архиепископ Бруно Б. Хейм, также находят неуместным использование образа Божия и Матери Божией в гербах Все это, как мы пытались показать выше, проистекает из сущностного разли чия предназначений иконы и герба. Несомненно, геральдика Русской Православной Церкви обязана учитывать эмб лематический опыт Поместных Православных Церквей. К настоящему времени свои геральдические системы существуют у ряда Церквей примером могут служить гербы некоторых епархий Вселенского Патриархата, Патриархатов Антиохийского и Иеруса лимского, Сербской и Румынской Православных Церквей. Это имеет значение не только с практической точки зрения, но и в силу православной экклезиологии. Пред полагается, что автокефалия Поместной Церкви не является безусловной, а подчиня ется принципам любви и согласия. В частности, это проявляется в виде взаимных кон сультаций, использования практического опыта друг друга и даже возможную выра ботку идентичного языка внешней культуры Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 57 Однако едва ли не самым важным оказываются нормы и меры ограничительно го характера, присущие самой геральдической рецепции. Рецепция предполагает не слепое копирование формы, а творческое применение принципов, понятий и терми нов. В этой связи стоит задуматься, какие из геральдических знаков латинской тради ции имеют право на существование в системе православной геральдики. По всей ви димости, естественным образом отсеиваются те литургические атрибуты и геральди ческие символы, которые неупотребимы в Православии. К ним относятся тиара, кар динальская шапка и митра латинского образца, паллиум, пасторал посох с волюто образным навершием, а исходя из контекста и ключи святого Петра в их привычной западной иконографии. Остальные элементы, в том числе митра, жезл, предносной крест, а равно и щитодержатели, с успехом использованные в гербах выдающихся православных иерархов XVII в., должны быть оставлены как уже воцерковленные. Стоит заметить, что смысловая роль предносного креста Предстоятеля в православ ной геральдике совершенно отлична от аналогичных по композиции элементов като лических церковных гербов. Здесь используются четырехконечные, шестиконечные и восьмиконечные кресты западного клира, отражающие иерархическое положение соответствующих епископов. Трудно сказать, какая из традиций явилась решающей в оформлении гербов митрополита Петра и патриарха Никона, и был ли в их гербах крест общим атрибутом епископского достоинства или же конкретным литургическим атрибутом предстоятеля. Возможно обсудить вопрос о присутствии в гербе любого архиерея богато ор наментированного четырехконечного креста. В этом случае крест являлся бы не ото бражением конкретной богослужебной привилегии, а служил бы символом епископ ского достоинства вообще. В принципе, крест может быть восьмиконечным, посколь ку в латинской традиции простой крест обозначает епископа без титула. Однако более уважительным к богослужебной традиции было бы закрепление предносного креста в качестве геральдической принадлежности лишь для тех, кто удостоен чести его использования, и прежде всего в качестве гербового украшения для Патриарха. Из иных литургических атрибутов стоит использовать мантию, посох, омофор, панагию и крест, куколь, клобук, камилавку, скуфью, орарь, четки, а также дикирий и трикирий. Девиз может быть присущ любому гербу. Использование картуша, особой фигурной рамки щита, в качестве стандартного элемента церковного герба, как это иногда предлагается, не является геральдически оправданным. Картуш, будучи лишь декоративным элементом гербовой композиции, не может рассматриваться как зна чимый геральдический атрибут. В этом смысле более естественным является поме щение в гербе намета, скорее всего без шлема, хотя в принципе, будучи в геральди ке не военным символом, а простой принадлежностью мужского герба, шлем не так уж и недопустим в гербе клирика. Необходимо обратить внимание не только на формальные атрибуты будущих гербов, но и на отраженную в них цветовую гамму. С одной стороны, она должна со ответствовать принятым в геральдике традициям оформления герба. С другой сторо Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 58 ны, ей необходимо учитывать цветовую символику литургических облачений Право славия, предполагающую, что Господский цвет красный и белый, зеленый соответ ствует чину преподобных и празднику Троицы, бордовый или красный чину муче ников и апостолов, золото святительскому чину, голубой цвет цвет Богородичных облачений. Вместе с тем сложился определенный цветовой код, присущий церков ному сану. Патриаршим цветом считается зеленый, голубой митрополичьим, фио летовый или синий архиерейским, черный присущ монашеству. В самом общем виде идеальный полный герб архиерея должен представлять собой щит, увенчанный митрой с крестом, из под которой выступает развернутый малый омофор, тогда как позади щита скрещены жезл с сулком и посох 1Эта компо зиция разворачивается на фоне клобука с развернутой наметкой или мантии воз можно сочетание обоих последних элементов. Внизу из под щита выступает панагия одна или с наперсным крестом но возможно, вслед за гербом Никона, и размеще ние панагии над щитом возможны две панагии, если архиерей удостоен этой чести. Патриарх или экзарх меняет посоха на предносной крест, а патриарший жезл изо бражается без сулка. Вместо митры на патриаршем гербе изображается куколь. Герб может быть дополнен помещенными внизу изображениями орденов, ко торых удостоен его владелец. Епархиальный герб содержит те же элементы, кроме клобука, мантии, панагии и наперсного креста. В обоих типах гербов в качестве элементов, фланкирующих щит, могут использоваться дикирий и трикирий. Гербы монашествующих лиц могут содержать в качестве своих элементов рас простертый клобук, для черного духовенства наперсный крест в зависимости от на грады. Игумен помещает за щитом жезл и посох, архимандрит в дополнение к этому митру. Однако если игумен или иеромонах является приходским настоятелем, он должен отказаться от подобных атрибутов. Герб монастыря имеет за щитом игумен ский жезл и посох, ставропигии изображают посередине крест. Вместо головного убора может появиться церковная главка или купол в геральдическом плане это бу дет просто купол, фактически же появится возможность на грани геральдической корректности использовать знакомый архитектурный мотив Четки представляются обязательными. Белое духовенство использует скуфью черную в любом случае, фиолетовую в случае награды камилавку или митру. Внизу из под щита выступают один или два наперсных креста последнее в случае протопресвитерства. Однако возможно и их помещение над щитом. Для герба прихода уместно приискать какой либо характерный атрибут он мо жет быть, по примеру уже описанной модели герба монастыря, составлен из щита, увенчанного куполом. Герб кафедрального собора может иметь за щитом две скре щенные рипиды или же дикирий и трикирий. В любом случае возможен девиз. 1Завершающий раздел написан по итогам бесед с коллегой по Геральдическому совету М Медведевым, которому автор выражает глубокую признательность за советы и необходимую информацию. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 59 Определенная проблема возникает с внешним оформлением гербов диаконата. Единственным отличительным знаком этого священного сана является орарь, кото рый возможно каким либо образом изобразить в связи со щитом либо в виде ленты, либо в перекрещенном виде. Вместе с тем скрещенный орарь носится также иподиа конами и поэтому неудобен в качестве диаконского атрибута. Поскольку указом Синода от 1898 г. даже младшим церковнослужителям раз решено ношение скуфьи черного цвета во время совершения богослужения вне хра ма, то этот атрибут вполне может присутствовать в их гербах. В связи с принципами оформления должностных церковных гербов стоит про блема создания личных гербов духовенства и частных гербов церковных корпораций. Несомненно, эти принципы должны быть согласованы между собой. Такие гербы не могут содержать в себе атрибуты, не гармонирующие с общим смыслом герба духов ного лица или корпорации. Символика светской власти должна быть исключена. Не допустимо изображение местного территориального герба в гербе епархии или при хода что иногда случается Такое использование местного символа противоречит нормам геральдического права, согласно которым герб мыслится как неотчуждаемая собственность. Исключено также помещение местного герба в одной из четвертей церковного щита, поскольку на геральдическом языке это будет обозначать включе ние, подчиненность или зависимость государственно административной единицы от церковной. Вместе с тем герб епархии, монастыря или прихода может включать в свой состав значимые элементы герба местного территориального или муниципаль ного образования, его реминисценции или коннотации. Создание стройной системы геральдики Православной Церкви в России должно стать событием, хорошо подготовленным и компетентно осуществленным. В конце концов, искусство геральдики это соотношение нормы и вкуса, художественной культуры и юридических правил. Воспитание вкуса и обучение нормам есть двуеди ная задача существования русской геральдической культуры. Необходима выработка единых принципов создания церковных гербов, принятых и одобренных не только мнением достойных иерархов и специалистов, но всей церковной полнотой. Нам ви дится, что включение выработанных принципов в свод канонического права Церкви и их соблюдение позволит создать не только эстетически достойную, но и канонически грамотную систему православной геральдики, вписывающуюся в юридические нор мы Российской Федерации. Все корпоративные гербы, возникшие в результате такой работы, будет уместно фактически необходимо направить на соответствующую экспертизу в федеральный Геральдический совет, который существует с 1999 г., и по ставить на федеральный геральдический учет. Федеральный учет даст церковным гербам юридическую защиту, введет их в единое информационное пространство, станет гарантией их корректности и обеспечит их эффективную и органичную инте грацию в среду официальных символов, употребляемых в России. В конечном счете это будет способствовать Русской Православной Церкви в совершении ее главного предназначения исполнить Евангельскую миссию. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мусин А.Е. Церковная геральдика в России. Традиции. Проблемы. Перспективы (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |