| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VII. (2018) › Добровольская М.А. Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Государственного Эрмитажа | ||||||
Добровольская М.А.
Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Государственного Эрмитажа// Гербоведение. Том VII. (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VII. - М.: Старая Басманная, 2018. - С. 80-93 Аннотация: В 1978 г. через закупочную комиссию Эрмитажа была приобретена резаная на сердолике печатка в форме усеченной пирамиды со срезанными углами. Размеры печати: 30 х 25 мм. Ранее она несомненно имела оправу и рукоять (см. вкладку, ил. 107). Об авторе публикации/статьи: Добровольская Магдалина Алексеевна (1931-2015) (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Добровольской М.А.
в библиотеке найдено еще 5 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 59954 знаков (с пробелами)
М.а. добровольская Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Государственного Эрмитажа В 1978 г. через закупочную комиссию Эрмитажа была приобретена ре заная на сердолике печатка в форме усеченной пирамиды со срезанными углами. Размеры печати 30 х 25 мм. Ранее она несомненно имела оправу и рукоять см. вкладку, ил. 107 На матрице помещено изображение четырехчастного герба графов Сал тыковых 1В среднем щите, увенчанном графской короной, герб рода Сал тыковых польский герб Солтык в золотом поле одноглавый орел с рас простертыми крыльями и выходящей из правого плеча одетой в латы рукой с мечом2. Главный герб имеет следующие изображения первая и четвертая части разрезаны диагональю на два поля, черное и золотое. В первой части изоб ражен двуглавый орел, а в четвертой шестиконечная звезда, переменных с полями цветов. Во второй части, в лазоревом поле шлем с тремя перья ми, в третьем поле шпага, обращенная острием в правый угол и обвитая лавровой ветвью. Щит увенчан графской короной с девятью жемчужинами с двуглавым орлом над ней. Под щитом расположены орденские знаки в центре мальтийский крест с короной на ленте черного цвета, справа знак ордена Святого Александра Невского формы конца XVIII в. на ленте без обозначения цвета и слева знак ордена Святой Анны голштинской формы на ленте, также без обозначения цвета, но с обозначением на ней боковой полосы. Щит наложен на восьмиконечную орденскую звезду. Щитодержатели два единорога, стоящие одной ногой на ленте с девизом За верность, усер дие и труды 1О роде Салтыковых см. например Петров П.Н. История родов русского дворянс тва. Ч. 2. СПб., 1886. С. 250 25 1 2 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи далее ОГ Ч. 7. СПб., 1803. 28 Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 292. 9 1236. Добровольская М.А., текст, 20 18. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург, иллюстрации, 20 18. Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Эрмитажа 8 1 Все вышеизложенное с не большими отступлениями соот ветствует описанию герба, поме щенного во вторую часть Обще го гербовника 3 орел в среднем щитке должен быть коронован, на печати корона отсутству ет, зато есть корона над самим щитком, хотя ее изображать не полагалось. Двуглавый орел первого поля не имеет на печа ти своих клейнодов и, наконец, в описании герба в гербовнике над графской короной, венчаю щей щит, помещен турнирный шлем, увенчанный по достоинс тву и держащий на себе черного орла на печати такового шлема нет, как нет и намета. Уже при первом знакомстве с печаткой обращает на себя внимание вир туозная работа мастер резчика, его вкус и высокий уровень художествен ного исполнения. Графически четко прорисованы поля, изображенные на них фигуры и орденские знаки под щитом, пластично, мягко струящиеся шелковые ленты орденов причудливо брошена лента с девизом, замыкаю щая композицию снизу, одновременно своими загнутыми внутрь концами дающая опору и переводящая взгляд на фигуры щитодержателей едино рогов, живых, грациозных существ с тонкими упругими ногами, прекрасно моделированной мускулатурой, с развевающимися хвостами и гривами. Они как бы замерли, остановленные мастером в момент напряженного бега и поднялись на дыбы по обе стороны герба, грациозно положив передние копыта на концы звезды и боковые стенки щита. Кому же из рода Салтыковых могла принадлежать печатка Графский титул и подходящий набор орденов имели два человека из это го рода. Это, во первых, граф Иван Петрович Салтыков 1730 1805 фельдмар шал и всех российских орденов кавалер, сын графа Петра Семеновича, фельдмаршала, победителя при Кунерсдорфе. Эта линия имела графское достоинство с 1732 г. И.П. Салтыков получил при Петре III орден Святой Анны, при Екатери не II ордена Святого Александра Невского, польский Белого Орла 1768 г. 3 ОГ. Ч. 2. СПб., 1800 15. Ил. 1Герб графов Салтыковых из Об щего гербовника дворянских родов Всероссийской империи Ч. 2. СПб., 1800 15 82 М.А. Добровольская и Святого Андрея Первозванного 1782 г. 4. За боевые заслуги в действиях против турок в 1770 е гг. он был пожалован бриллиантами к ордену Свя того Александра Невского и орденом Святого Георгия 2 й степени первая турецкая война и переход через Дунай, 1775 г За действия под Хотином в 1788 г. И.П. Салтыков был награжден орденом Святого Владимира 1й сте пени 1789 г. а за действия в Финляндии против шведов 1790 г. получил алмазные знаки ордена Святого Андрея Первозванного. После воцарения Павла I в 1796 г. он был произведен в генерал фель дмаршалы и назначен генерал инспектором над всей кавалерией в 1797 г. переведен генерал губернатором в Москву, в каковой должности и оставал ся до 1804 г. Вторым владельцем печати может быть Николай Иванович Салтыков 1736 18 16 Как известно, в царствование Екатерины II он был генерал ан шефом, первоприсутствующим в Военной коллегии. В 1766 г. Н.И. Салтыков был награжден орденами Святой Анны и поль ским Белого Орла 1765 г. а в 1769 г. орденом Святого Александра Невс кого5. В 1773 г. он был назначен обер гофмейстером великого князя Павла Пет ровича и сопровождал его во время путешествия, сменив Никиту Иванови ча Панина. По возвращении из путешествия как флигель адъютант Екате рины II он был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного, а в 1783 г. назначен воспитателем великих князей Александра и Константина. В 1788 г. Н.И. Салтыков был награжден орденом Святого Владимира. В краткой справке о роде приводятся данные только о Н.И. Салтыкове с упо минанием, что диплом на графское достоинство был пожалован ему 4 мар та 1792 г А. Клейншмидт называет его ловким царедворцем, невидимым чело вечком, умело шпионившим за великим князем и доносившим о нем его матери7. 4 Об орденах И.П. Салтыкова см Бантыш Каменский Д.Н. Историческое собрание списков кавалерам четырех российских императорских орденов Св. апостола Ан дрея Первозванного, Св. великомученицы Екатерины, Св. благоверного великого князя Александра Невского и Св. Анны с самого учреждения их до 1797 г. с приложе нием статутов М., 18 14. С. 300, 2 14, 122 Левин С.С. Орден Святого апостола Андрея Первозванного 1699 19 17 Орден Святой великомученицы Екатерины 17 14 19 17 списки кавалеров и кавалерственных дам. М., 2003. 24 1Степанов В.С., Григоро вич П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого ве ликомученика и победоносца Георгия 1769 1869 СПб., 1869 Kawalerowie Statuty Ordery Or a Bia ego 1705 2008. Warszawa, 2008. 522. 5 Об орденах Н.И. Салтыкова см Бантыш Каменский Д.Н. Указ. соч. С. 305, 220 Ле вин С.С. Указ. соч. 242 Kawalerowie Statuty Ordery Or a Bia ego 1705 2008. 5 6 ОГ. Ч. 2. СПб., 1800 15. 7 Kleinsсhmidt A. Russlands Gesсhiсhte und Politik dargeste in der Gesсhiсhte des russisсhen hohen Adels. сassel, 1877 163. Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Эрмитажа 83 Несмотря на это, Павел по жаловал ему в 1796 г. фельдмар шальский чин, а в 1799 г. назна чил поручиком великого магис тра Мальтийского ордена вместо графа Литта. При Александре I Н.И. Салтыков остался на вы соте положения и в 18 12 г. стал председателем Государственного совета и Комитета министров. На него Александр I возлагал уп равление государством во время своего отсутствия. 3 1августа 18 14 г. Н.И. Салты ков был возведен в достоинство светлейшего князя Российской империи. Герб князей Салтыковых по мещен в девятом томе Общего гербовника 8. В коллекции сургучных оттисков с печатей конца XVIII начала XIX в., хранящейся в отделе нумизматики Государственного Эрмитажа, есть не сколько оттисков с печатей графа Салтыкова. Для сравнения с нашей пе чатью интересны два один овальный с изображением родового гербового щитка, наложенного на мальтийский крест, и второй также овальный, сня тый с большой печати. Здесь изображены все ордена, которых был удосто ен Николай Иванович Салтыков и орден Святого Андрея Первозванного с цепью, и польский орден Белого Орла на голубой ленте, и орден Святого Владимира, и два знака Мальтийского ордена, очевидно указывающие на высокое положение в ордене ее владельца, а также жезлы фельдмаршала. Печать, которой был сделан этот оттиск, была изготовлена после марта 1799 г. и могла принадлежать только Николаю Ивановичу Салтыкову. Изоб ражение на оттиске изобилует большим количеством мелких деталей, она более пышная, чем сердоликовая печать, приобретенная в собрание отдела нумизматики Государственного Эрмитажа в 1978 г. Тем не менее сравнительный анализ оттиска и печати позволяет с боль шой долей уверенности говорить о том, что печать, приобретенная для эр митажного собрания, принадлежала Н.И. Салтыкову. 8 ОГ. Ч. 9. СПб., 18 16. 2. Ил. 2. Герб князей Салтыковых из Об щего гербовника дворянских родов Всероссийской империи Ч. 9. СПб., 18 16. 2 В.В. Савельев изготовление и изготовители геральдических печатей в России конца XViii первой половины XiX в. В кругу предметов дворянского быта, которые могли нести на себе ге ральдические изображения, личная гербовая печать была предметом, воз можно, наиболее значимым, необходимым практически любому взрослому правомочному представителю благородного сословия, обладающему гер бом. Обращение к стратегиям ее использования неминуемо сталкивает нас с целым комплексом не вполне еще изученных проблем. Это и прикладные аспекты, связанные, например, с методами музейной атрибуции, и воп росы академического характера о степени проникновения геральдики в жизнь и быт мелких и средних помещиков, составлявших основу сосло вия, и, шире, о социальном облике этих лиц, их мироощущении и отноше нии к сословным ценностям. Специфичность темы и ее крайне бедное от ражение в источниках делают ценным выявление любых, даже, на первый взгляд, второстепенных документированных закономерностей бытования дворянских печатей. Одной из них посвящен данный очерк. Проблему удобно рассматривать на примере некоей конкретной дво рянской корпорации и конкретного региона. Таковым избрана Тверская гу берния типичный регион Центральной России, характеризуемый тесной географической близостью к Москве и обладавший обширной прослойкой постоянно проживавших в нем дворянских семей. По данным, относящим ся к 1847 г., но относительно стабильным на протяжении многих лет, по томственное дворянство губернии, включая не только помещиков, но и бес поместных и приезжих служащих, насчитывало около 7000 человек обоего пола. Среди них владельцев ста и более душ насчитывалось 147 1прочих было 5535 1На первый взгляд, губернская дворянская корпорация даже сама по себе образовывала для производителей гербовых печатей обширную по тенциальную клиентуру. К таковой, добавим, отчасти следовало бы отнести и личных дворян, которые, не обладая гербами, по своим поведенческим стандартам ориентировались на дворян потомственных, в доступных фор мах воспроизводя их опыт, в том числе и в сфере пользования печатями. Прослойка личных дворян неуклонно росла и составляла в это время около 3000 человек. Кроме того, весьма значительно, почти втрое, увеличивают 1Памятная книга по отчету за 1847 год по Тверской губернии. Тверь, 1848. С. 109. Савельев В.В., текст, 20 18. Изготовление и изготовители геральдических печатей в России 85 указанный круг потенциальных потребителей печатей представители дру гих сословий, остающиеся за пределами нашей темы, но также употребляв шие в быту печати с эмблематическими композициями и вензелями ку печество и духовенство. Какими же местными силами мог удовлетворяться данный спрос По характеру задач, стоявших перед мастерами при производстве печа тей, поддаются вычленению три основных потребительских ниши 1пе чати для учреждений 2 респектабельное официальное производство для частных лиц 3 маргинальная индустрия, выпускавшая массив низкокачес твенного товара для низших потребительских групп. Выясняется, что без мастеров, способных обслужить первые два из указанных направлений, Тверской губернии удавалось обходиться десятилетиями. Потребность в казенных печатях, несших на себе государственный герб или гербы городов, с конца XVIII в. удовлетворялась в рассматриваемом ре гионе единственным способом, который уверенно реконструируется по со хранившимся документам. На первой стадии заявки казенных учреждений, городских обществ и сословных корпораций аккумулировались губернским правлением. Обязательным условием, фигурирующим в сопроводитель ной переписке, было предоставление рисунков эскизов Далее заявки пересылались в Тулу, где местная казенная палата размещала заказ среди мастеров Императорского оружейного завода. Впервые о данной схеме из вестно применительно к 1785 г., когда губернское правление осуществило зделание во все присудственные места стал ь ных печатей 2. Следующей была несколько затянувшаяся кампания по производству 13 печатей для городских дум. Началась она в 1788 г.3, но в связи с инертностью некоторых городских общин последние печати поступили на места только в 179 1г В дальнейшем тот же порядок, как можно понять, воспроизводился при не обходимости. Заметна, например, операция по замене гербовых печатей в связи с включением в состав государственного герба креста Святого Ио анна Иерусалимского. О ней и некоторых других кампаниях пока известно только по изменениям в иконографии оттисков печатей при сохранении, однако, их технических и стилистических параметров, выдающих прежнего производителя. Печати, поступавшие из Тулы, были стальными, отличались хорошим ка чеством и служили долго. Даже в ситуации, связанной с изъятием мальтий ского креста из государственного герба, замены этих добротных изделий не произошло. Например, в 18 10 х гг. большая гербовая печать Тверской казенной палаты все еще несла на себе данное изображение, утратившее 2 Государственный архив Тверской области далее ГАТО Ф. 174. Оп. 2. Д. 169. Л. 1 3 Там же. Ф. 2 1Оп. 1Д. 10. Л. 1 4 Там же. Ф. 172. Оп. 1Д. 4324. Л. 5. 86 В.В. Савельев актуальность за десять лет до того. В документах губернского правления правда, второстепенных печать с мальтийской символикой встречается даже в 183 1г Уездные присутственные места пользовались печатями, изготовленны ми в XVIII в., по меньшей мере, до конца 1820 х гг. Нередко встречающие ся в документах оттиски этих изделий, сделанные копчением, позволяют заметить, что, будучи выполненными для разных городов, они соответс твуют одному стандарту и явно вписываются в понятие серии. Матрицы этих печатей были довольно крупными, имели одинаковый размер око ло 4 х 3 сантиметра форму в виде вертикального овала и единообразное оформление, в соответствии с которым герб заключался в барочный кар туш. Хотя тульским мастерам и были предоставлены эскизы, курьезных переосмыслений тверской геральдики с их стороны избежать не удалось. Интерпретация ими герба города Старицы, известная, в частности, по от тиску печати Старицкой уездной дворянской опеки6, далека от каноничес кой версии, предполагающей изображение старицы с клюкой старухи или монашенки. На тульской печати женщина на гербе также держит клюку, но силуэт ее платья, характерная высокая прическа и даже каблуки на туф лях соответствуют, скорее, дворянской моде XVIII в. Таким образом, казенные заказы редкие и размещавшиеся за преде лами губернии не могли создать дополнительных условий для того, чтобы труд местных резчиков печатей стал востребованным. О состо янии этого промысла в Тверс кой губернии говорит тот факт, что официально практикующих цеховых резчиков печатей, ко торым можно было дать ответс твенный заказ как казенный, так и частный и с которых мож но было при случае спросить, здесь не было. Во всяком случае, их устойчивое, а не спорадичес кое присутствие на местном рын ке не подтверждается пока ника кими документами. Некое предложение услуг и некие мастера в губернии все же существовали, но в рамках подпольной и отчасти крими 5 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1Д. 27736. Л. 14 об. 6 Там же. Ф. 645. Оп. 1Д. 1229. Л. 5 об. Оттиск печати Старицкой дворянской опеки. 1780 е гг. Изготовление и изготовители геральдических печатей в России 87 нальной индустрии незаконного предпринимательства, не обложенного сборами, не контролируемого цехом и ремесленной управой, не дающего заказчику никаких гарантий. Когда один из таких мастеров, некий Василий Лебедев, совершил попытку легализоваться, наведение справок показало, что поведения он не трезвого и доверия заслуживать вовсе не может, потому что он не точен в исполнении делаемых ему поручений, на что не однократно приносимы были от разных лиц жалобы, по которым он весьма часто находился в полиции, нередко даваемые ему для резьбы вещи в не трезвом виде закладывает в посторонние руки, а в случае утраты вещей вознаградить за оныя ничем по бедности свое не может 7. Официальный же резчик был связан не только цеховой дисциплиной и денежными пору чительствами, но и находился под особым контролем властей. Положение мастера, наделенного таким статусом, косвенно иллюстрируется фразой из романа А.Ф. Писемского Тысяча душ 1858 г. относящейся к резчику пе чатей соучастнику подлога Резчик тоже умно показывает. Хорошо ста ричок говорит Печати, говорит, действительно для князя я вырезывал, но гербовые, для его фамилии только. Так как, говорит, по нашему ремес лу мы подписками даже обязаны, чтоб казенные печати изготовлять по тре бованию только присутственных мест, каким же образом теперь и на каком основании мог сделать это для частного человека 8. Заметный в данном от рывке криминальный аспект изготовления печатей, отчасти объясняющий отсутствие у местных мастеров интереса к легализации, в том и состоял, что данная индустрия была тесно связана с подделкой документов. И если нам что то известно о ней, то именно благодаря эпизодам, попадавшим в сферу внимания полиции. Упор в подпольном производстве, за исключением заказных фальши вок, делался в значительной степени на готовую продукцию, то есть на не замысловатые печатки с типовыми изображениями простейшими эмбле мами вроде почтовых голубков или надписями неличностного содержания. Пример о выпуске печаток такого рода в Твери можно найти в показании по делу о фальшивых видах на жительство. Подтверждая следствию, что обвиняемый действительно занимается резьбой, свидетель сообщал, что, ночуя дома у некоего отставного солдата, видел, как тот вырезал на бе ловатом каком то камне печать, изображающую два пера крестом 9. Еще одно показательное свидетельство указывает на технику реализации этих поделок и основной контингент покупателей. В свидетельских показани ях, относящихся к 1848 г., сообщается Печать была куплена мной в городе Клину у какого то приезжего из Твери мещанина печатей с ним было 7 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1Д. 10 129. Л. 17 об. 18. 8 Писемский А.Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1956. С. 428. 9 ГАТО. Ф. 674. Оп. 1Д. 327. Л. 153. 88 В.В. Савельев много, которые покупали у него клинские мещане. Кто он такой, где стоял в Клину, я не знаю, и от него ходил поляк Егор, а прозвания не знаю, и спра шивал, кому надо печатей и когда я вздумал купить, то Егор повел меня в поле, куда вышел и мещанин с печатями, который показал мне в сумке более двадцати сделанных печатей, и я купил одну, заплатив ему полторы рубли серебром 10. Товар, таким образом, продается из под полы, стоит не дорого, а его потребителями выступают в основном городские низы. Качественно выполненная гербовая печать, в отличие от такой печати товар ответственный, дорогой и изготовляемый только на заказ. О степени сложности данного дела свидетельствует реклама в изданиях конца XIX в., которая, при всей относительности данного сопоставления, обозначает по казательную тенденцию. Рекламные модули в Ниве сообщают, что нане сение герба на заказанную печать в зависимости от сложности его компо зиции повышало стоимость работы от шести до десяти раз при цене самой печати от 1рубля 20 копеек до 3 рублей герб на ней стоил до 12 рублей. Не обходимо заметить, что цеховые мастера, в принципе способные к тонкой обработке металлов, в Тверской губернии первой половины XIX в. имелись, хотя и в небольшом количестве. Все они, не только ювелиры, но и прочие, вплоть до слесарей, были объединены в рамках местного серебряного цеха. Но когда в 1844 г. по запросу губернатора выяснялся вопрос, способен ли кто то из них делать гербовые печати, то из среды собранных ремеслен ников для вырески печатей никого не оказалось Для этого занятия недо статочно было просто уметь работать с металлом. Официальному резчику печатей следовало обладать дополнительными навыками, которые никому из тверских мастеров выработать не пришлось. О том, что нужно было уметь цеховому резчику, и о механизме допуска к профессиональной самореализации известно благодаря эпизоду с выше упомянутым Василием Исаевым Лебедевым. Это был крепостной из Новго родской губернии, который, по стечению обстоятельств имея шанс получить волю, в ожидании судебного решения жил в Твери в 1840 х гг. и кормился работой по камню и металлу. В 1844 г. он объявил свое умение изготавли вать печати и подвергся испытанию, положенному для записи в цех, то есть доказал свое мастерство в присутствии старшин цеха и членов ремеслен ной управы. Оттиски изготовленных им печатей были приложены к архи вному делу, где сохраняются и поныне 12, в связи с чем требования к мастеру и качество его труда доступны современному исследователю. Программа испытания В.И. Лебедева включила изготовление печатей стандартного размера, от двух до трех сантиметров в диаметре, из трех ос 10 ГАТО. Ф. 674. Оп. 1Д. 327. Л. 72. Там же. Ф. 466. Оп. 1Д. 10 129. Л. 12. 12 Там же. Л. 13. Изготовление и изготовители геральдических печатей в России 89 новных материалов на стали, на меди, на камне. Были представлены ком позиции трех иконографических типов, которые, видимо, понимались экза менаторами как главные это дворянская печать с гербом в данном случае изображен реально существующий герб Козловых, представители которого имелись и в Тверской губернии печать с эмблематической композицией и вензелем, дворянская печать с вензелем см. вкладку, илл. 108 0 Сле довало продемонстрировать и понимание фалеристической атрибутики. Всего на двух дворянских печатях с гербом и условно трактованным вен зелем мастер показывает умение изображать пять видов наград крест, крест с мечами, крест с бантом, крест с короной, медали а также наградное оружие. Требования к соискателю, таким образом, были довольно высоки. С технической точки зрения испытание В.И. Лебедева завершилось ус пехом. Достойно внимания, что, судя по его подписи под оттисками сво их изделий, рука мастера была твердой только при изготовлении печатей резал он ровнее, чем писал. Но помимо профессиональных стандартов су ществовали еще стандарты социальные, и неопределенное правовое по ложение В.И. Лебедева, финансовая несостоятельность, плохая репутация и отсутствие поручителей не позволили ему занять место цехового мастера. Примечателен пиетет к ремеслу резчика печатей, заметный, в частности, в словах полицмейстера, возражавшего против приема В.И. Лебедева в цех Он должен вести себя благочинно, быть трудолюбивым и хорошего пове дения напротив, он по нетрезости своей не только не имеет сих качеств, но даже по важности ремесла может причинить вред 13. Других лиц, желающих совершенствоваться в сложном и ответственном ремесле, и при этом отвечающих всем нормам, не находилось. Отсутствие предложения услуги позволяет предположить отсутствие сколько нибудь заметного спроса на нее. О практической ненужности для губернии рез чика печатей сделало вывод само Министерство внутренних дел. Тверской губернатор А.П. Бакунин, который все же считал полезным иметь под ру кой такого специалиста, ходатайствовал в Петербурге о дозволении, в виде исключения из правил о черте оседлости, поселиться в губернском горо де витебскому мещанину Соломону Соломонину, готовому заняться здесь производством печатей. Отказ, подписанный лично министром, мотивиро вался тем, что заготовление печатей не относится к разряду потребностей вседневных и непременно местных, ибо печати с лучшей выгодой можно заказывать как в казенных художественных заведениях, так и у частных резчиков в Санкт Петербурге, Москве и Туле 14. 13 ГАТО. Ф. 466. Оп. 1Д. 10 129. Л. 20. 14 Там же. Л. 29. а.В. Зимирев Сфрагистические практики сибирских губернаторов в первой половине XiX в. гербовые печати М.В. Лодыженского и А.С. Листовского В фондах Государственного архива Алтайского края нами были обнару жены новые частные печати, которые представляют интерес не только для истории отечественной сфрагистики, но являются также ценными источни ками по родовой геральдике России. Это печати двух сибирских гражданс ких губернаторов первой половины XIX в. тобольского М.В. Ладыженского и пермского А.С. Листовского. Первый оттиск, неплохой сохранности и размером 26 х 3 1мм, выполнен на сургуче красного цвета 1Он датируется 25 января 184 1г. и скрепляет до кумент о прогоне лошадей. На оттиске имеется надпись Исправляющий должность тобольского гражданского губернатора Ладыженский Благода ря дате и подписи бесспорно устанавливается авторство документа. Михаил Васильевич Лодыженский Ладыженский происходил из ста ринного дворянского рода. В июне 1840 г. он получил чин статского со ветника и был назначен тобольским гражданским губернатором. К этому моменту М.В. Лодыженский занимал должность начальника погранично го управления сибирскими киргизами. На посту губернатора он проводил работу по улучшению деятельности чиновничьего аппарата, усилил конт роль за сбором податей и недоимок. В 1844 г. был переведен из Тобольска и назначен председателем пограничной комиссии в Оренбурге2. За службу его пожаловали несколькими орденами Святой Анны 4 й степени, Святого Станислава 1й степени, Святого Георгия 4 й степени, Святой Анны 1й сте пени с мечами, Святого Владимира 2 й степени с мечами, Святой Анны 3 й степени с бантом3. Умер М.В. Лодыженский в 1875 г. На печати, обнаруженной в Государственном архиве Алтайского края, изображен официальный вариант его герба см. вкладку, ил. Щит французской формы разделен на 4 части. В первой четверти на пурпуровом поле помещено скачущее обращенное влево серебряное животное конь, 1Государственный архив Алтайского края далее ГААК Ф. 2. Оп. 1Д. 400 1Л. 346. 2 Софронов В.Ю. Культурное наследие Сибири биограф. справ. Екатеринбург, 2008. С. 332 335. 3 Ладыженский Михаил Васильевич Список генералам по старшинству. СПб., 1865. С. 284, 285. Зимирев А.В., текст, 20 18. Сфрагистические практики сибирских губернаторов в первой половине XIX в. 9 1 единорог или олень во второй четверти первое поле красное, второе бордовое, третье серебряное в третьей четверти серебряный полумесяц с человеческим профилем, обращенный влево. Четвертая четверть на от тиске разрушена. Щит покрыт дворянским шлемом с дворянской короной на нем. Щит обрамляет военная атрибутика знамена, штандарты, сабли, пушки, барабаны, копья. Снизу к щиту на перевязях подвешены награды, часть из которых смазана. Цвета полей определяются исходя из шраффировки пурпуровый, он же бордовый диагональными линиями слева направо, красный вертикаль ными линиями, серебряный графически никак не отмечается. Руководствуясь правилом геральдики о том, что финифть на финифти не накладывается, скачущее обращенное влево животное, которое трудно точнее идентифицировать из за смазанности деталей, имеет металличес кий цвет. Поскольку на нем нет графического изображения цвета либо оно не видно то животное серебряное. Также нет шраффировки и на полуме сяце. Как правило, планеты, звезды, светила изображаются только металла ми. Если допустить, что полумесяц выполнен в металле и не имеет графи ческой штриховки, то он является серебряным. Во второй четверти было определено три поля, так как изначальное предположение, что среднее поле это перевязь справа, вошло в противо речие с правилами геральдики о цвете герба. Среднее поле второй четверти имеет штриховку пурпуровой финифти, а первое поле червленой. Тре тье поле во второй четверти штриховки не имеет. Если допустить, что она смазалась и третье поле является частью первой, а второе поле перевязь справа, то получается наложение финифти на финифть, что нарушает пра вило. Если же считать третье поле самостоятельным, из за отсутс твия штриховки серебряным, то во второй четверти имеется три поля два финифтевых и одно металлическое. В третьей четверти штриховка поля смазалась. Оно, скорее все го, выполнено в финифти, пос кольку полумесяц был определен как металлический. Точнее ска зать о цвете поля нельзя. Герб М.В. Лодыженского мало напоминает родовой герб Лоды женских, внесенный в Общий гербовник дворянских родов щит четверочастный, в первом голубом поле два золотых брус Ил. 1Герб Лодыженских из Общего гербовника дворянских родов Все российской империи Ч. 2. СПб., 1800 49 92 А.В. Зимирев ка и стрела, летящая сквозь них диагонально от правого верхнего к левому нижнему углу во втором и третьем красных полях по серебряной лилии, в четвертом голубом поле серебряный олень с ветвью во рту, бегущий из зо лотого леса. Кроме того, в официальной версии имеется нашлемник, от сутствующий на печати три страусовых пера 4. Следующая печать стоит на документе о прогоне лошадей от Пер ми до Колывано Воскресенских заводов, по которому возвращавшему ся из Грузии обер штейгеру Мельникову с мастеровыми и их семействам должны были без задержки давать 18 лошадей. В документе имеется сле дующая подпись Статский советник, Пермской палаты уголовного суда председатель, исправляющий должность гражданского губернатора и орде нов Святого Владимира 3 и Анны 2 степени кавалер Листовский 5. Андрей Степанович Листовский в 1803 г. был городничим в Екатерин бурге, надворным советником, в 1806 г. советник Пермского губернского правления, надворный советник, в 18 12 1822 гг. упоминался с чином стат ского советника и надпись на оттиске полностью опровергает встречаю щееся в литературе ошибочное утверждение, что в 182 1г. он имел только невысокий чин титулярного советника В 18 12 г. А.С. Листовский занимал должность председателя Пермской уголовной палаты6. Обнаруженная в архиве его сургучная печать красного цвета размером 33 х 40 мм. датируется 12 августа 1820 г. В то время долж ность пермского гражданского губернатора исполнял А.С. Лис товский, и печать, несомненно, принадлежит ему. На ней изобра жен герб рода Листовских, прина длежавшего к малороссийскому дворянству см. вкладку, ил. 2 Он относится к числу неутверж денных, поскольку никогда не был санкционирован верховной влас тью. Изображение герба содержится в Малороссийском гербовнике В.К. Лукомского и В.Л. Модзалевс 4 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 2. СПб., 1800 49. 5 ГААК. Ф. 1Оп. 2. Д. 236 1Л. 508. 6 Серков А.И. Русское масонство. 173 12000. М., 200 1С. 482. Ил. 2. Герб рода Листовских Лукомс кий В.К., Модзалевский В.Л. Мало российский гербовник. СПб., 19 14. Табл. LIII Сфрагистические практики сибирских губернаторов в первой половине XIX в. 93 кого7, там же приводится его описание Щит в голубом поле якорь и меч в Андреевский крест 8. Шраффировка на печати подтверждает, что поле щита голубое, а отсутс твие таковой на якоре и мече указывает на то, что они серебряные. Намет выполнен в виде лаврового венка, который венчает дворянская корона. К щиту на лентах подвешены ордена владельца Святого Владимира 3 й степени и Анны 2 й степени, а вот посередине висит, на наш взгляд, масон ский знак в круглом поле вписан треугольник с глазом, так называемое Всевидящее око или лучезарная дельта При большом увеличении чет ко виден треугольник, глаз лишь обозначен, можно разглядеть даже лучи. Можно, конечно, утверждать, что автор выдает желаемое за действитель ное, но в пользу масонского знака говорит то, что А.С. Листовский состоял в масонской ложе Золотой ключ 9, а первые масоны появились в Перми в 1780 х гг. В Интернете было найдено изображение герба рода Листовских в цвете см. вкладку, ил. 3 что подтверждает правильность определения шраф фировки печати 10. Обнаруженные в архиве печати М.В. Лодыженского и А.С. Листовсого расширяют представления современной науке о сфрагистических практи ках, которые существовали среди высшей бюрократии Сибири, а также поз воляют уточнить особенности геральдической культуры русского дворянс тва в первой половине XIX в. 7 Лукомский В.К., Модзалевский В.Л. Малороссийский гербовник. СПб., 19 14. Табл. LIII. 8 Там же. С. 97. 9 Серков А.И. Указ. соч. С. 482. 10 Листовские, дворянский род https upload.wikimedia.org wikipedia сommons 6 68 POL сOA Listowski II.svg последний визит 22 июля 20 18 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Добровольская М.А. Печать графа Салтыкова из собрания отдела нумизматики Государственного Эрмитажа (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |