| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VII. (2018) › Клюшкина И.В. Геральдические символы российской государственности в архитектурно-художественном убранстве Государственного исторического музея | ||||||
Клюшкина И.В.
Геральдические символы российской государственности в архитектурно-художественном убранстве Государственного исторического музея// Гербоведение. Том VII. (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VII. - М.: Старая Басманная, 2018. - С. 38-60 Аннотация: Почти полтора столетия Красную площадь украшает величественное здание Исторического музея, распахнувшее свои двери для посетителей в 1883 г. и ставшее одним из символов России. Впервые переступив его порог, неизбежно оставляешь за спиной реалии современного мегаполиса и вступаешь «в сказочно-былинный мир» его пышных интерьеров, оказываешься в совершенно иной исторической среде, которая создана по замыслу основателей музея, чтобы «восстановить наглядно и в систематическом порядке в памяти русского народа полную картину прошлого». Сегодня, как и полтора столетия назад, архитектурно-художественное убранство музея дает возможность посетителю не только «войти» в историю страны, но и «прошагать» через все эпохи. Об авторе публикации/статьи: Клюшкина Ирина Владимировна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Клюшкина И.В. Геральдические символы российской государственности в архитектурно-художественном убранстве Государственного исторического музея (2018)
› См. также другие статьи Клюшкиной И.В.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 115403 знаков (с пробелами)
и.В. Клюшкина Геральдические символы российской государственности в архитектурно художественном убранстве Государственного исторического музея Почти полтора столетия Красную площадь украшает величественное здание Исторического музея, распахнувшее свои двери для посетителей в 1883 г. и ставшее одним из символов России. Впервые переступив его порог, неизбежно оставляешь за спиной реалии современного мегаполиса и вступаешь в сказочно былинный мир его пышных интерьеров, оказы ваешься в совершенно иной исторической среде, которая создана по замыс лу основателей музея, чтобы восстановить наглядно и в систематическом порядке в памяти русского народа полную картину прошлого Сегодня, как и полтора столетия назад, архитектурно художественное убранство му зея дает возможность посетителю не только войти в историю страны, но и прошагать через все эпохи 1 Датой основания первого и единственного музея национальной исто рии, главного хранилища исторической памяти России, символа ее госу дарственности, принято считать 9 февраля 1872 г. В этот день император Александр II одобрил предложение видных российских ученых, Московско го археологического общества, Комитета по организации Политехнической выставки 1872 г. об устройстве в Москве музея имени наследника цесаре вича Александра Александровича который был призван служить нагляд ной историей главных эпох Русского государства и распространению зна ний по отечественной истории2. 1Первоначальное убранство значительной части интерьеров было уничтожено в 1930 е гг. Второе рождение музей пережил в конце XX в. С 1986 г. до конца 1990 х гг. проводилась комплексная реставрация здания, музей получил новое инженерное оборудование, изменились условия эксплуатации и хранения памятников. Удалось вернуть его первоначальные интерьеры. Проектное оформление вновь получили Парадные сени полное раскрытие и реставрация исторической живописи поли хромные копии владимирских и новгородских фресок, уникальные росписи сводов и стен экспозиционных залов, на шпили башен музея вернулись прапоры, двуглавые орлы, львы и единороги. 2 В ходе подготовки Политехнической выставки в среде организаторов Севастополь ского отдела окончательно оформилась мысль о необходимости основания в России национального исторического музея. Это должен был быть музей, куда явился бы историк за справкой, романист, декоратор театра, артист за нужными ему красками, Клюшкина И.В., текст, 20 18. Геральдические символы российской государственности 39 В XIX в. при проектировании только трех крупнейших музеев России Нового Эрмитажа 1839 1852 гг. в Санкт Петербурге, Исторического музея 1872 1883 гг. и Музея изящных искусств 1896 19 12 гг. в Москве были разработаны логически выстроенные программы архитектурно художест венного убранства, к их реализации были привлечены известные архитек торы и художники3. Эти программы часть предмета изучения художест венной культуры 1830 х 1890 х гг., обобщающих трудов по прикладному искусству и архитектуре эпохи историзма архитектурные проекты, иссле дования теоретических и практических аспектов музейного строительства 4. История основания, разработки научной программы, противоборства различных концепций при проектировании и строительстве здания му зея, рождения и реализации программы архитектурно художественного убранства интерьеров Исторического музея имеет обширную историог рафию. Основополагающими работами в исследовании художественного оформления Исторического музея и корпуса архивных источников, до куда могли бы привести детей, чтобы навеки запечатлеть в их памяти историческое событие и историческую обстановку, куда мог бы придти и необразованный человек и вынести желание узнать, что было когда то и что есть теперь, чтобы узнать, что не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране так писал в хо датайстве на имя цесаревича один из устроителей Севастопольского отдела полков ник Н.И. Чепелевский. Его ходатайство было подтверждено в докладной записке от имени учредителей Севастопольского отдела, подписанной генералом А.А. Зеленым. Подлинные документы об основании музея хранятся в фонде Конторы Двора Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Министерства Импе раторского Двора в деле под названием О сборе сведений, относящихся к Севас топольской осаде в минувшую Крымскую войну, и об учреждении в Москве музея имени Государя наследника цесаревича Российский государственный историчес кий архив далее РГИА Ф. 1339. Оп. 1Д. 56. Л. 1327 На первом листе докладной записки А.А. Зеленого в верхней части, на поле цесаревичем Александром Алексан дровичем простым карандашом написано Государь разрешил это дело, и поэто му надо будет заготовить ответ А.А. Зеленому Запись датирована 9 февраля 1872 г. Именно в этот день наследник сделал доклад императору Александру II по ходатайс тву А.А. Зеленого и испросил Высочайшее соизволение на учреждение в Москве му зея Там же. Л. 89 9 1об Официальный ответ о принятом решении был направлен А.А. Зеленому 14 февраля 1872 г. Там же. Л. 95 95 об Официальное сообщение о событии Правительственный вестник. 1872. 17 февр. 3 Морозова О.В. Монументально декоративная живопись музейного назначения. Новый Эрмитаж, Российский исторический музей, Музей изящных искусств. М., 20 17 Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979. 4 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830 19 10 годов. М., 1978 Она же. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй поло вины XIX века Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982 Она же. К вопросу о пореформенных выставках в Рос сии как выражении исторического своеобразия архитектуры второй половины XIX века Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М., 1984 Она же. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. 40 И.В. Клюшкина кументирующих осуществление этого замысла, являются исследования А.М. Разгона, Е.И. Кириченко и Н.С. Датиевой5. Однако некоторые аспекты перечисленной выше научной проблематики самостоятельного исследова ния не получили. К их числу можно отнести ускользнувшие от внимания исследователей аспекты научной программы основателей Исторического музея, направленные на реализацию идеи торжества и незыблемости рос сийской государственности и места геральдической символики в его архи тектурно художественном убранстве. Помимо обширной историографии и комплекса письменных источ ников особый интерес представляет музейная коллекция архитектурной графики, которая позволяет наглядно представить историю проектирова ния и строительства здания музея, этапы реализации программы архитек турно художественного оформления его интерьеров. Она включает в себя большое количество разнообразных источников планы фасадов, разре зы здания, в том числе и конкурсные отдельные архитектурные деталей проекты интерьеров альбомы рабочих чертежей и черновые наброски 1870 х 19 10 х гг., начиная с первых проектов здания музея, составленных одновременно В.О. Шервудом6 и А.Е. Вебером7 последний остался неосу ществленным в начале 1874 г., когда Исторический музей предполагалось разместить вдоль кремлевской стены. Наряду с чертежами В.О. Шервуда, выполненными им большей частью в соавторстве с А.А. Семеновым8, а так 5 Разгон А.М. Российский исторический музей. История его основания и деятельнос ти 1872 19 17 Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып. II Труды НИИ музееведения Кириченко Е.И. Архитектор В.О. Шервуд и его теоретические воззрения Архитектурное наследство. 22. М., 1974 Она же. Исторический музей. М., 1984 Датиева Н.С. О строительстве здания Исторического музея Историчес кому музею 125 лет мат лы юбил. научн. конф. М., 1998 Труды Государственно го исторического музея. Вып. 100 Она же. Строитель здания Исторического музея А.А. Семенов Исторический музей энциклопедия отечественной истории и куль туры. М., 2002. С. 248 258 Труды Государственного исторического музея. Вып. 134 Она же. Исторический музей Архитектура. Интерьеры. М., 20 15. 6 Шервуд Владимир Осипович 1833 1897 художник, скульптор, архитектор, теоре тик архитектуры и возрождения национального стиля в русском искусстве, академик портретной живописи 1872 г В своем творчестве исходил из системы философских взглядов, свойственных поздним славянофилам и почвенникам. В феврале 1876 г. Управление музея заключило договор с В.О. Шервудом и А.А. Семеновым о строи тельстве здания, которое должно было быть закончено к 1сентября 1879 г. Финан совые сложности, а также разногласия В.О. Шервуда с Управлением музея привели к тому, что 1879 г. он был отстранен от строительных работ. 7 Вебер Август Егорович 1836 1903 архитектор. По приглашению А.А. Пороховщи кова, с 187 1г. работал в Москве. В 1880 1882 гг. совместно с А.С. Каминским проекти ровал и строил павильоны Всероссийской художественно промышленной выставки на Ходынском поле. В 1883 г. по совместному проекту с Н.А. Шохиным возводил юж ное крыло Политехнического музея. 8 Семенов Анатолий Александрович 184 9 17 военный инженер, один из авто ров проекта Севастопольского отдела на Политехнической выставке 187 872 гг. Геральдические символы российской государственности 4 1 же чертежами А.П. Попова9, Н.В. Никитина 10, П.С. Бойцова и И.Е. Бондарен ко 12 особый интерес вызывают самостоятельные работы главного строителя Исторического музея инженера А.А. Семенова, которому пришлось решать сложнейшие технические задачи по возведению здания 13. Следует отметить, что эти источники содержат множество помет об ут верждении окончательных вариантов по программе оформления интерье ров, эскизов живописного оформления, элементов пластического и архи тектурного декора указания на исторические прототипы, послужившие источниками для создания элементов декора, и т. п. В 1873 1887 гг. проектировал, играл решающую роль в строительстве здания Исто рического музея, являясь главным распорядителем работ и председателем строи тельной комиссии Управления музея. 9 Попов Александр Протогенович 1827 1887 архитектор, художник, специалист по древнерусской архитектуре, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Совместно с А.А. Семеновым завершил строительство Исторического музея. По его проектам были выполнены чертежи оконных рам и цинковых подве сок на окнах, дверей и ворот, скульптурные завершения башен фигуры двуглавых орлов, львов и единорогов, закончено сооружение помещений библиотеки и аудито рии. Кроме того, он разработал проекты оформления всех музейных залов первого и второго этажей. По его проектам и под его руководством выполнена отделка пер вых залов музея. 10 Никитин Николай Васильевич 1828 19 13 архитектор, один из зачинателей рус ского стиля в архитектуре по его проекту в 1850 х гг. была выстроена знаменитая Погодинская изба реставратор и археолог, член Комиссии по сохранению древних памятников, один из основателей Московского архитектурного общества и его пред седатель 1879 1894 В 1888 1889 гг. завершил оформление Новгородского зала Ис торического музея, одновременно работал по оформлению Владимирского зала, вы полнил чертежи по отделке боковых лестниц, ведущих в библиотеку и залы второго этажа. Бойцов Петр Самойлович 1849 19 18 художник, дизайнер, архитектор эклектик, который специализировался на усадебном строительстве с использованием моти вов неоготики. На Всероссийской художественно промышленной выставке в 1882 г. в Москве получил серебряную медаль за рисунки мебели и архитектурные работы. С 1889 г. безвозмездно участвовал в оформлении залов Исторического музея. Автор проектов оформления Суздальского, Ростовского и Московского залов. В 1898 г. вы полнил конкурсный проект Музея изящных искусств. 12 Бондаренко Илья Евграфович 1870 1947 архитектор, театральный художник, историк русской архитектуры, библиофил. Архитектор Всероссийской промыш ленной и художественной выставки 1896 в Нижнем Новгороде, кустарного отдела Всемирной выставки 1900 в Париже. Прославился как мастер неорусского стиля. В 19 10 х гг. спроектировал и выстроил в Историческом музее на месте разобран ной аудитории новый читальный зал библиотеки и помещения для отделов рукопи сей и письменных источников. В 1920 х 1930 х гг. директор Башкирского респуб ликанского художественного музея. 13 Богатые материалы данной коллекции легли в основу проекта реставрации и ре конструкции здания музея в 1990 х гг. 42 И.В. Клюшкина Главную роль в определении задач Исторического музея, решении обли ка его здания и залов, состава, характера и методов представления экспози ционного материала играли видные деятели исторической науки, архитек торы и художники. С начала 1870 х гг. в работу по устройству музея вклю чился известный ученый, историк и археолог, один из устроителей Севасто польского отдела Политехнической выставки граф А.С. Уваров 1825 1884 Помимо участия в разработке программы музея он стал автором первого его устава 1874 г. Суть и смысл существования музея как храма истории определяла первая статья Учрежденный в Москве музей имеет целью служить наглядной историей главных эпох Русского государства и содейс твовать распространению сведений по отечественной истории Статья вторая гласила В музее собираются все памятники знаменательных собы тий отечественной истории. Эти памятники в подлинниках, копиях или слепках, расположенные в хронологической последовательности, должны представлять по возможности полную картину каждой эпохи Последу ющие статьи подчеркивали необходимость отражения замечательнейших событий и главнейших деятелей каждой эпохи важность научной обра ботки памятников для чего музей подразделяется на отделы обязатель ность проведения публичных чтений и лекций по предметам отечествен ной истории и древностей и, наконец, полезность осуществления своих собственных изданий о хранящихся коллекциях и собраниях 14. Для будущего музея, по решению Московской городской думы, было от ведено самое замечательное в историческом отношении место на Крас ной площади 15, поэтому определение архитектурного стиля музейного зда ния в составе уже сложившегося ансамбля Красной площади имело огром ное значение. Два года 1873 и 1874 прошли в непрекращающихся организационных хлопотах и заботах, в бесчисленных спорах и обсуждениях архитектурно художественных проектов будущего музея. В 1873 г. к работе над проектом здания музея был приглашен В.О. Шервуд. В поисках архитектурного об раза он исходил из программы, в общих чертах разработанной в декабре 14 Представленный императору на рассмотрение устав, подготовленный графом А.С. Уваровым, был утвержден Александром II в Царском Селе 2 августа 1874 г. Ус тав Музея имени Государя наследника цесаревича Исторический музей до 19 17 г М., 1874 См. также Устав музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Отчет Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III в Москве за XXV лет 1883 1908 М., 19 16. С. 187 192. 15 Постановление о пожертвовании для постройки музея участка земли, выкуплен ного Московской городской думой у казны для постройки здания Думы, было при нято 16 апреля 1874 г., а 2 1июня нотариально был оформлен акт о принятии музеем пожертвования земля у Иверских ворот в количестве 1404 кв. саженей, с находя щимся на оной зданием присутственных мест РГИА. Ф. 560. Оп. 22. Д. 162. Л. 9 1 Геральдические символы российской государственности 43 1873 г. ученой комиссией при Управлении музея. В результате дискуссии между А.С. Уваровым, предлагавшим взять за образец суздальские храмы и дворец Андрея Боголюбского, и И.Е. Забелиным, утверждавшим, что про тотипом для здания музея русского истории могут служить лишь памятни ки самобытной национальной архитектуры XVI в., прежде всего такие, как собор Василия Блаженного, было принято решение, обязывающее проекти ровщиков ориентироваться на особенности русского зодчества XVI столе тия. Впоследствии круг памятников образцов был значительно расширен, и в него были включены храмы XVII в. Уже в начале 1874 г. В.О. Шервуд со ставил первый проект здания, который первоначально должен был разме щаться вдоль кремлевской стены между Спасской и Никольской башнями 16. После того, как в апреле 1874 г. Московская городская дума постанови ла безвозмездно передать музею земельный участок между кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, где находилось здание Главной апте ки, в ноябре 1874 г. ученая комиссия, в которую входили граф А.С. Уваров председатель полковник Н.И. Чепелевский 17, историки И.Е. Забелин 18, Д.И. Иловайский 19, В.Е. Румянцев20, объявила конкурс на лучший проект му зейного здания. Программа конкурса обязывала проектировщиков ориен тироваться на памятники, подчеркивающие самобытность национальной архитектуры XVI XVII вв., то есть времени, когда эта самобытность прояви лась наиболее полно. Эталоном служил Покровский собор храм Василия Блаженного на Красной площади всеобъемлющий древнерусский архи тектурный образ, в котором воплотилось русское мировоззрение и свобод 16 Политехническая выставка 1872 г. во многом обусловила и архитектурный облик Исторического музея, ставшего первым крупным общественным зданием Моск вы, выстроенным в русском стиле На творчество автора архитектурного проекта В.О. Шервуда огромное влияние, безусловно, оказала архитектура выставочных па вильонов. При проектировании этих деревянных временных сооружений архитек торы Д.Н. и М.Н. Чичаговы, В.А. Гартман, И.П. Ропет, И.А. Монигетти смогли удачно совместить черты национального русского зодчества XVI XVII вв. с новыми конс труктивными решениями и строительными приемами и тем самым способствовали широкому распространению идеи народности и национальной самобытности в ар хитектуре. 17 Чепелевский Николай Ильич 1836 1886 генерал майор, писатель один из устро ителей Севастопольского отдела Политехнической выставки, товарищ председателя Управления Российского исторического музея в 1873 1877, 1880 188 1гг. 18 Забелин Иван Егорович 1820 1908 историк, автор фундаментальных исследова ний по истории Москвы и быту русского народа. С 1874 г. член постоянной ученой комиссии при Управлении Российского исторического музея. В 1886 1908 гг. това рищ председателя музея. 19 Иловайский Дмитрий Иванович 1832 1920 историк, публицист, автор учебников по русской и всеобщей истории. 20 Румянцев Василий Егорович 1822 1897 археолог, инспектор Синодальной типог рафии, редактор издания Труды Московского археологического общества 44 И.В. Клюшкина ная народная фантазия. В конкурсе анонимно, под девизами, участвовали видные архитекторы Л.В. Даль, А.С. Каминский, В.О. Шервуд, А.Е. Вебер, Н.А. Шохин, Р.А. Гедике, А.Л. Обер, А.П. Попов, И.П. Херодинов. В мае 1875 г. лучшим был признан проект под девизом Отечество под готовленный В.О. Шервудом, разработавшим облик фасадов и стен здания, и инженером А.А. Семеновым. Определяя архитектурную композицию бу дущего музея, В.О. Шервуд безусловно учитывал близость Кремля, в кото ром каждый камень свидетельствует о духовной и государственной жизни народа. Кремль есть целая поэма, полная великого чувства и мысли 2 1Ос новным мотивом облика здания стала система разновеликих островерхих башен, поэтому, несмотря на обилие декоративных деталей, здание музея находится в гармоничном соответствии с Покровским собором и с башнями Кремля. В сложной планировке помещений музея В.О. Шервуд и А.А. Семе нов использовали традиции деревянного зодчества. Планировка 25 залов на первом этаже и 22 залов на втором подчинялась хронологии важнейших этапов исторического развития России. Программа будущей экспозиции представляла семь отделов христианский, языческий, киевский, суздаль ский, московский на первом этаже и три отдела, посвященные периодам царствования Дома Романовых от Михаила Федоровича до императора Александра II, на втором этаже22. После некоторых изменений 8 августа 1875 г. проект был утвержден им ператором Александром II. В результате переработки нескольких вариан тов проекта В.О. Шервуд смог добиться органического вхождения здания музея с его многочисленными островерхими башнями и высокими фигур ными кровлями в ансамбль Красной площади23. 2 1Шервуд В.О. Несколько слов по поводу Исторического музея имени Его Император ского Высочества Государя наследника цесаревича. М., 1879. 22 Сведения об устройстве Музея имени Государя наследника цесаревича. М., 1874. С. 7. 23 По проекту В.О. Шервуда прямоугольное в плане здание выходило четырьмя фаса дами на Красную и Воскресенскую площади и на Кремлевский и Воскресенский про езды. Оно состояло из подвального этажа, двух цокольных и двух музейных этажей, на которых размещались 39 экспозиционных залов. Поверхность фасадных стен ук рашало множество архитектурных деталей из тесаного кирпича, прототипами кото рых был каменный декор церквей XVII в. Москвы и Подмосковья, Ярославля, Росто ва, Вологды и Александрова. Кроме того, он предполагал покрытие наружных стен музея сплошной полихромной керамической облицовкой. Внутренняя планировка и оформление интерьеров залов должны были по идее автора проекта дать ясное, наглядное представление об историческом развитии России По собственной ини циативе В.О. Шервуд выполнил проекты интерьеров Парадных сеней и будущих экс позиционных залов, при отделке которых предполагал широко использовать произ ведения современного изобразительного искусства фресковую живопись и скуль птуру. Уверенный в жизнестроительной миссии искусства художник стремился в музейной экспозиции акцентировать внимание не на подлинных памятниках, а на художественном убранстве залов, которое базировалось на его собственном виде Геральдические символы российской государственности 45 Торжественная закладка здания музея состоялась 20 августа 1875 г. в присутствии императора Александра II, городских властей и духовенс тва. Осенью того же года были заложены фундаменты, а к 1879 г. возведена в основном коробка здания. Новый этап строительства, прерванного из за отсутствия финансирования, поскольку музей оставался общественной организацией, начался в 188 1г. после высочайшего повеления о принятии здания музея в казну. Тогда же граф А.С. Уваров был назначен товарищем председателя Управления музея при почетном председателе великом кня зе Сергее Александрови че ему было поручено открыть музей к коро национным торжествам 1883 г. и составить проект его нового устава. Одно временно была создана строительная комиссия, которая в помощь А.А. Се менову вместо ушедшего В.О. Шервуда пригласила А.П. Попова, фактически завершившего строитель ство здания и разработав шего проекты художест венного оформления всех экспозиционных залов. 27 мая 1883 г. во время коронационных торжеств музей посетили импера тор Александр III, импе ратрица Мария Федоров на и великий князь Сергей Александрович, а 2 июня состоялось публичное открытие музея. Пер вые посетители увидели Парадные сени и экс позиционных залов, куда входили залы каменно го века, периода бронзы нии древних времен, событий, персонажей. Предложения архитектора по решению интерьеров шли вразрез с целями и задачам учреждаемого музея и поэтому были отклонены ученой комиссией. Ил. 1Общий вид Исторического музея со сто роны Красной площади. Фото Р.Ю. Тиле. 1889 г. Из альбома Его превосходительству товарищу председателя Императорского Всероссийского исторического музея Ива ну Егоровичу Забелину от художника фото графа Р.Ю. Тиле 1885 1889 гг. 46 И.В. Клюшкина и железа, Скифский зал, два Киевских зала и три литерных зала А, Б и В, расположенных в центре первого этажа Византийский, Ольвии и Пан тикапеи, Херсонеса и Кавказа24. А первые публикации об открытии музея в российских газетах акцентировали основное внимание на том, что зда ние имеет программную, продуманную, импозантную, в высшей степени интересную архитектуру, увенчанную башнями и шатрами переклика ющимися с застройкой Кремля, храмом Василия Блаженного, Иверскими воротами давалось описание о том, какую информацию несла каждая де таль нового строения25. В соответствии с программой художественного убранства, разрабо танной учеными графом А.С. Уваровым, И.Е. Забелиным, В.Е. Румянце вым, И.Д. Мансветовым26, Д.Н. Анучиным27, В.И. Сизовым28, Н.В. Султано 24 Работы по оформлению музейных залов первого этажа продолжались до 19 17 г. В 1888 189 1гг. Н.В. Никитин завершил начатое А.П. Поповым оформление Нов городского зала и выполнил интерьеры Владимирского зала. В 1889 г. к работам в музее приступил П.С. Бойцов, ставший автором Суздальского, Ростовского и Мос ковского залов. В 1886 г. к отделке залов приступила известная артель мастеров из села Палех, возглавляемая художником, реставратором Н.М. Сафоновым. В 1889 г. руководство Исторического музея поручило ему изготовить снимки с древней ико нописи в Спасо Нередицкой церкви для оформления Новгородского зала. Во Вла димирском зале мастера использовали кальки копии, снятые Н.М. Сафоновым в 1882 г. в Успенском соборе во Владимире во время раскрытия уникальных фресок XII и XV вв. В 1890 е гг. артель расписала Московский и Ростовский залы. С 1900 по 1905 г. Н.М. Сафонов при участии И.Е. Забелина составил проекты оформления залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени, а позже мастера его артели их расписали. В 1900 1903 гг. по рисункам А.П. Попова были расписаны еще пять залов эпохи царей Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы царей Ивана III и Василия III, также как залы второго экспозиционного этажа, где первоначально предполагалось представить историю Дома Романовых, были за кончены лишь в 1930 х гг. В 19 10 19 14 гг. в здании Исторического музея произошли серьезные конструктивные изменения, осуществленные И.Е. Бондаренко. Художес твенная разработка залов второго этажа была начата еще А.П. Поповым в 1880 х гг. В 19 10 е гг. над оформлением двух залов второго этажа, где предполагали размес тить памятники эпохи царствований Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, работал архитектор И.Е. Бондаренко, им же были спроектированы читальный зал библиотеки, помещение отдела рукописей, архива и иконографии, зал для допол нительных коллекций доисторических древностей. В 1926 1927 гг. И.Е. Бондаренко исполнял должность архитектора Исторического музея. Первая мировая война и Ок тябрьская революция не позволили завершить отделку залов второго этажа. 25 Московские ведомости. 1883. 2 июня. 15 1 26 Мансветов Иван Данилович 1843 1885 литургист и византолог. 27 Анучин Дмитрий Николаевич 1843 1923 географ, археолог, один из основопо ложников антропологии в России, президент Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с 1890 г. 28 Сизов Владимир Ильич 1840 1904 археолог, член строительной комиссии с 1882 г., первый ученый секретарь музея, хранитель коллекций его открытых зал. Геральдические символы российской государственности 47 вым29 за каждым залом закреплялся определенный исторический период. Внутреннее убранство каждого зала должно было соответствовать архитек турно художественным особенностям представляемой эпохи. Важно отме тить, что источниками для работы архитекторов и художников служили не только хорошо известные исторические памятники, но и новейшие откры тия в исторической науке и археологии. По основному замыслу интерьер каждого зала должен был составлять целостный концептуальный ансамбль, важнейшей идеей которого является создание среды, родственной экспони рующимся в зале памятникам. Музей стал экспериментальной площадкой для одного из первых в России грандиозных проектов музейного оформле ния с применением исторической и художественной реконструкции, к ра боте над которым были привлечены видные архитекторы и художники30. 29 Султанов Николай Владимирович 1850 1908 архитектор, искусствовед и историк архитектуры, реставратор, преподаватель, директор Института гражданских инже неров 1895 1903 гг 30 К работе над интерьерами залов были привлечены известные художники В.М. Вас нецов, выполнивший фриз Каменный век Г.И. Семирадский, создавший две кар тины Похороны русса и Ночные жертвоприношения И.К. Айвазовский, написав ший фреску с панорамой Керченского пролива древнего Боспора Киммерийского. Ил. 2. Исторический музей. Парадные сени 188 883 гг Фотографическое ателье Шерер, Набгольц и Ко 1880 е гг. 48 И.В. Клюшкина Внутренние помещения музея построены по принципу кольцевой ан филады, логическим центром которой являются Парадные сени и Визан тийский зал. В программе художественного убранства планировка залов представлена в образе своеобразной реки времен и Парадные сени с их символикой государственности, освященной православием, являются ее истоком. Над архитектурно художественным убранством этого интерьера работал большой коллектив авторов и исполнителей граф А.С. Уваров научная программа оформления интерьера, А.П. Попов архитектурно художественный проект, Ф.Г. Торопов3 1живописные работы, А.М. Хиль кевич32 столярные работы, А.М. Шмидт33 резные работы, А.М. Постни ков34 литейные работы, С.И. Иванов35 модели скульптур львов, Н.А. Заха ров36, Н.С. Кампиони37 мраморные работы. Существующие описания геральдического убранства сеней в опублико ванных работах очень лаконичны. В путеводителе по музею 19 14 г. всего две фразы В боковых сводах изображены гербы российских стран и областей, перечисленных в императорском титуле. На втором своде, над московским гербом изображения льва и единорога, появившиеся в России в XVI в. 38. В последней публикации Н.С. Датиевой сказано В арочных сводах у ос нования родословного древа написаны геральдические изображения льва и единорога под императорской короной. Лев символизирует стойкость и силу, а единорог благородство и чистоту. Далее помещен герб Москвы, высочайше утвержденный 16 марта 1883 г. на ярко красном с золотыми 3 1Торопов Фома Гаврилович 182 898 академик живописи, портретист. 32 Придворный столяр, владелец магазина на Литейном проспекте, поставлял мебель в императорские дворцы. С 1880 г. владелец мебельной, каретной и столярной фаб рики. 33 Шмидт Александр Матвеевич 1823 1896 мастер мебельщик, владелец мебель ной фабрики на Пресне в Москве. 34 Постников Андрей Михайлович 1835 1890 московский купец, владелец фабрики изделий из бронзы, серебра и золота, собиратель и торговец иконами. 35 Иванов Сергей Иванович 1828 1903 скульптор, академик Российской академии художеств, преподаватель в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. 36 Владелец мастерской мраморных и гранитных работ, находилась в Москве в Сереб ряническом переулке у Яузского моста. 37 Кампиони Николай Сантинович 1830 1900 скульптор, ученик П.К. Клодта, в 1850 г. получил звание художника. Занимался отделкой Большого Кремлевского дворца, где создал интерьер Георгиевского зала, фасадов Храма Христа Спасителя. 38 Императорский Российский исторический музей имени императора Александ ра III в Москве. М., 19 14. С. 1В следующем издании путеводителя, осуществленном уже при советской власти В боковых сводах изображены гербы всех стран и облас тей, которые вошли в состав Российского государства, начиная с московского герба и кончая гербом Туркестана кроме сего, изображены лев и единорог, появившиеся в царском гербе в России с XVI в. Государственный Российский исторический му зей. 2 е изд., испр. и доп. М., 192 1С. 14 Геральдические символы российской государственности 49 краями щите, обвитом голубой Андреевской лентой, изображен Георгий Победоносец в серебристых воинских доспехах и синей мантии в руках всадника копье, которым он поражает дракона. На сводах галерей по мещены изображения гербов земель, перечисленных в императорском титуле 39. В монографии О.В. Морозовой, посвященной живописному офор млению музеев XIX в., в разделе о Парадных сенях Исторического музея описание геральдических композиций отсутствует40. Вычленять описание и анализировать геральдические композиции вне общего контекста архитектурно художественного убранства Парадных се ней невозможно, так как все его составные элементы подчинены одной об щей идее. Нарядные и торжественные Парадные сени, расписанные в хра мовой традиции, символизируют единение народа и власти, а буквально каждая деталь представляет собой архитектурный элемент главных памят ников российской государственности4 1 Главный вход в Парадные сени расположен по центру фасада здания, обращенного к Красной площади, боковые имеют выходы на галерею Парадных сеней. Пышный растительный орнамент, покрывающий стены, столбы и арки галерей Парадных сеней, повторяет травы покрывающие царское моленное место Ивана Грозного в Софийском соборе Новгорода. Заметим, что царское моленное место появилось в Софийском соборе после усмирения непокорных новгородских бояр. Царь пожелал иметь молен ное тронное место в кафедральном соборе Святой Софии, как в московском Успенском соборе. Софийский трон должен был напоминать новгород цам о могуществе и незыблемой власти в Новгороде самодержавного царя Ивана IV Грозного. Наряжали царский трон с 1570 по 1572 г. В надписи, выполненной изящной вязью и идущей по карнизу Софийского трона перечислены земли, покоренные и присоединенные к Москве при нем, у основания резные гербы городов, покоренных им42. 39 Датиева Н.С. Исторический музей Архитектура. Интерьеры. С. 44, 48. Укажем здесь неточности, отмеченные Е.В. Пчеловым в тексте данной публикации на своде центральной части сеней над тамбуром, перед родословным древом, действитель но помещено изображение московского Георгия Победоносца. Однако это вовсе не герб Москвы, действительно утвержденный 16 марта 1883 г., а герб Московской гу бернии, утвержденный еще Александром II 8 декабря 1856 г. Е.В. Пчелов, работав ший с материалами фонда НВА отдела письменных источников Государственного исторического музея, любезно предоставил нам для ознакомления текст своей не опубликованной работы Геральдическая программа росписи Парадных сеней Исто рического музея 40 Морозова О.В. Указ. соч. С. 140 142. 4 1Роспись сеней выполнена артелью мастеров, возглавляемых Ф.Г. Тороповым, по грунту с добавлением к масляной краске воска и мягкой смолы, к чему издавна прибегали мастера, расписывавшие храмы. Эта же артель расписала Христианские залы и Зал эллино скифских памятников. 42 Герб новгородский два медведя, стоящие у престола на задних лапах герб мос ковский Георгий Победоносец герб псковский барс и благословляющая десница 50 И.В. Клюшкина План Парадных сеней приближен к квадрату. По центру их разделяют во семь столбов кресчатого сечения, на которые опираются обходные галереи. В верхней части столбы поддерживают цилиндрический свод с монумен тальной композицией Родословное древо государей российских площа дью 220 м2. Роспись включает 68 овальных парадных портретов в полный рост, изображающих князей и царей рода Рюриковичей и Дома Романовых роспись выполнена артелью Ф.Г. Торопова У основания древа приняв шие христианство князь Владимир и княгиня Ольга, поливающие корни древа из священных греческих сосудов алавастров, завершает композицию портрет Александра III, по мысли которого возник музей см. вкладку, ил. 60 Замысел композиции восходит к распространенному в христианском искусстве изображению Древа Моисеева Родословию Христа и Древа византийских императоров На русской почве композиция родословное древо с изображением царствующих особ, связанная с идеей прославле ния и упрочения престола российского самодержавия, возникает во второй половине XVII в. В процессе реализации в новом музейном пространстве этой идеологе мы в качестве главного прототипа для музейного древа была избрана икона Древо Московского государства Похвала Владимирской иконе Божией Матери Насаждение древа Государства российского написанная царским изографом Симоном Ушаковым в 1668 г. для церкви Троицы в Никитни ках. Она изображает Московский Кремль как священный град под покро вительством Девы Марии, в котором Иван Калита сажает лозу Российского государства. На иконе древо вырастает из Московского Кремля на фоне Ус пенского собора. Поэтому изображение московского герба у основания ро дословного древа вполне обосновано. Родословное древо сеней начинается с киевских правителей, но историческое значение Москвы как символичес кого центра преемственности власти и места венчания на царство русских государей четко воплощено в его композиции. Московский герб также связан и с входным тамбуром из дубовых пане лей с остеклением и богатой резьбой проект А.П. Попова, резные работы А.М. Шмидта 43, он расположен прямо над его шатром, увенчанным двугла вым орлом. Общий композиционный замысел тамбура, его отдельных час тей угловые колонки, чаши, ряды килевидных кокошников и ромашек у ос нования шатра, двуглавый орел и др. заимствованы с убранства царского моленного места Ивана Грозного 155 1г. в Успенском соборе Московского Кремля. Божия слон царь природы символ Пермского княжества сирин в короне герб черниговских земель всего изображено 12 гербов. 43 В процессе реставрационных работ 1990 х гг. было восстановлено завершение в виде шатра фонаря, увенчанного двуглавым орлом утрачено до 1939 г Геральдические символы российской государственности 5 1 За основу разработки композиции музейного древа была взята компо зиция на своде паперти собора Новоспасского монастыря в Москве 1689 г. переработанная и дополненная портретными изображениями Дома Рома новых, которые считали себя законными и богоизбранными наследника ми Рюриковичей44. Кроме того, именно в стенописи паперти собора Ново спасского монастыря, который был родовой усыпальницей Романовых, был обобщен материал по иконографии русских царских особ, накопленный в мастерской Оружейной палаты45. Главный ствол родословного древа образуют поставленные одна над другой восемь фигур князей и царей, правление которых отмечает наибо лее важные этапы российской истории. От овалов основных фигур отходят на голубом фоне кудрявые побеги ветви с листьями и цветами. Их рисунок напоминает травный орнамент XVII в. На боковых побегах изображаются еще две или три фигуры. Восемь фигур помещено на своде над столбами галерей. Все портреты царственных особ рода Романовых написаны с соб людением портретного сходства. Изображение непосредственно древа носит условный характер46. На центральном своде между московским гербом и древом расположе но изображение льва и единорога, увенчанных императорскими коронами и еще одной такой же короной большего размера посередине см. вкладку, ил. 6 1В соответствии с программой архитектурно художественного уб ранства геральдические фигуры, в том числе и скульптурные изображения львов и единорогов, помещены и на шатровые навершия башен здания му зея. Башни музея украшены по рисункам А.П. Попова а орлами, по об разцам в книге об избрании и венчании на царство Михаила Федоровича, б изображениями льва и единорога, взятыми с книжных переплетов XVI XVII веков московского Печатного двора и в прапорами, наподобие пра поров на кремлевских башнях и крыльцах храма Василия Блажен ного 47 см. вкладку, илл. 62 65 В упомянутой выше музейной коллекции архи тектурной графики хранятся проектные разработки А.П. Попова, согласно пометам на них следует, что при разработке геральдических фигур исполь 44 В.Ф. Зубов и костромские живописцы написали на своде паперти собора родослов ное древо русских государей от Ольги до Ивана Грозного и его сыновей, последних представителей рода Рюриковичей. 45 Портреты русских князей и царей, начиная с Рюрика и до Петра I, были исполнены в 1672 1673, 1678 гг. мастерами Оружейной палаты И. Максимовым и Д. Львовым для лицевых рукописей Титулярника Портреты древних русских царей исполнены в Титулярнике по воображению 46 Следует отметить, что в художественном отношении композиция Родословное древо государей российских особого значения не имеет. Исполнялась она в корот кие сроки, техника письма небрежна, индивидуальные характеристики образов схе матичны. 47 Московские ведомости. 1883. 15 1Государственный Российский исторический музей. 2 е изд., испр. и доп. С. 13. 52 И.В. Клюшкина зовались изображения Коломенского дворца Алексея Михайловича, выпол ненные Ф.Г. Солнцевым48. Скульптурные геральдические композиции навершия башен музея двуглавый орел позаимствованный у Византии родовой зверь Россий ской империи, лев пришедшая на Русь из английской геральдики эмб лема гордости, мужества и храбрости, единорог конь с бивнем нарвала, олицетворение чистоты, непорочности и мужской чести, символ рода бояр Романовых, перекликались как с навершиями башен Кремля орлы на глав ных башнях и прапоры на остальных так и с навершиями крылец храма Василия Блаженного, и создавали общее композиционное единство всего ансамбля Красной площади49. Кроме того, скульптурные геральдические композиции навершия башен музея лев и единорог образуют еще одну композиционную ансамбле вую историческую связь с образами окружающих музей древних памятни ков архитектуры. Это отсылка к символике Печатного двора. Его двухэтаж ные каменные палаты и каменные ворота с башней, построенные в 1642 1645 гг. архитекторами Т. Шарутиным и И. Неверовым по указу царя Михаи ла Федоровича, выходили фасадом на Никольскую улицу, а над их воротами располагалась композиция противостоящие лев и единорог После пожа ра 18 12 г. корпуса Печатного двора по Никольской улице были разобраны, в 18 13 18 14 гг. на их месте возвели монументальное здание Синодаль ной типографии по проекту архитекторов А. Бакарева и И.Л. Мироновского. В новые стены были встроены белокаменные резные колонны разобран ных палат, а также воспроизведен и центральный элемент декора старо го фасада изображение льва и единорога. Постройки воспринимались как единый архитектурный ансамбль с башнями и стенами Китай города. Кроме того, противостоящие лев и единорог это исторический символ Печатного двора эпохи Ивана Грозного, композиция которая помещалась на средниках переплетов его изданий, а также на предметах, связанных с письмом и книжностью. Однако, по мнению Е.В. Пчелова, никакого от ношения их семантика к силе, стойкости, благородству и чистоте в данном контексте не имела. Единорог появился в российской государственной ге ральдике в 156 1г. что было связано, по видимому, с признанием царского титула Ивана Грозного константинопольским патриархатом но лев никог да русским государственным геральдическим символом не являлся. Тем бо лее не выполняла геральдических функций и сама пара этих зверей. Появ 48 Древности Российского государства. Отд. VI Памятники древнего русского зодчес тва. М., 1853. 49 Все шатровые завершения были демонтированы в 1937 г. Первыми на главные шпили музейного здания возвратились четыре орла. Правда, не подлинники их в свое время переплавили а копии, восстановленные по сохранившимся чертежам. Установили орлов 30 июля 1997 г. Львы и единороги вернулись на законные места на низких башнях Исторического музея в декабре 2003 г. Геральдические символы российской государственности 53 ление их в росписи свода сеней музея обусловлено только их присутствием в композиции наверший музейных башен и не имеет никакого иного смыс ла. По сути, это один из эмблематических символов допетровской Руси 50. И тем не менее эта композиция устойчиво фиксируется в формирующейся российской государственной геральдике уже со второй половины XVI в. Лев и единорог обычно сопровождают двуглавого орла, располагаясь по сторо нам от него на месте геральдических щитодержателей. На государственной печати 156 1г. единорог замещал фигуру ездеца на оборотной стороне пе чати, на груди двуглавого орла. После Ивана III фигуру единорога наследо вал Иван IV Васильевич оборотная сторона малой печати За Грозным эту емблему наследовали на царских печатях Борис Годунов, Лжедмитрий I, первые на московском престоле Романовы Михаил Федорович печать Большого дворца и Алексей Михайлович на монетах Иван Грозный, Фе дор Иоаннович, Лжедмитрий I и Алексей Михайлович. Пилоны мраморной лестницы Парадных сеней, расположенной напро тив тамбура см. вкладку, ил. 66 украшают две фигуры львов автор мо делей академик С.И. Иванов, литейные работы А.М. Постникова 5 1Львы держат в лапах геральдические щиты с монограммами императоров Алек сандра II и Александра III. Как отмечал граф А.С. Уваров Львы сеней вы полнены по образцу на Красном крыльце у Грановитой палаты, видимых на рисунке бракосочетания царя Михаила Федоровича 52. Мозаичный пол сеней выполнен из красного и белого мрамора. Нижние стенки под столбами сделаны из искусственного мрамора по образцу па пертей собора Василия Блаженного, а перила галереи украшены резными ширинками, рисунок которых также заимствован с царского места Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Из интерьера Успенского собора Московского Кремля взят за образец рисунок литой, с расчеканкой позолоченной решетки, ограждающей се верную галерею сеней у входа в Византийский зал проект А.П. Попова, литейные работы А.М. Постникова Решетка, послужившая прототипом, выполнена мастером Дмитрием Сверчковым в 1624 г. над мощами патри арха Гермогена. 50 Пчелов Е.В. Бестиарий Московского царства животные в эмблематике Московской Руси конца XV XVII вв. М., 20 С. 79 9 1Он же. Лев и Единорог в русской культу ре К вопросу о семантике символов Исследования по лингвистике и семиотике сб. ст. М., 20 10. С. 426 435. 5 1Оригинальные скульптуры, утраченные в 1930 е гг., были воссозданы по старым фотографиям в 200 1г. 52 Речь идет о миниатюре XVII в. из книги Книги об избрании на превысочайший престол великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича где изоб ражено парадное Красное крыльцо Теремного дворца Московского Кремля, на кото ром стоят два льва со щитами. 54 И.В. Клюшкина Красочная живопись покрывает все верхние участки стен Парадных се ней. На крестовых сводах галерей изображены территориальные гербы, пе речисленные в императорском титуле53 в его последнем варианте, утверж денном Александром III 3 ноября 1882 г. Как и Родословное древо Государей Российских 78 гербов галереи на писаны красками с добавлением восковой эмульсии. Доминируют крас ный, синий, голубой и зеленый цвета, в изобилии используется сусальное золото. Создание гербов было результатом серьезной работы, которая с 1857 г. проводилась в Гербовом отделении Департамента Герольдии. В 1878 г. оно составило очередной вариант гербов губерний и областей Российской империи, в 1880 г. они были официально изданы54. Именно из этого издания было подчерпнуто подавляющее большинство изобра жений гербов для росписи сводов галереи в 1882 1883 гг. Кроме того, ти тульные гербы воспроизводились по изображениям на государственном гербе Российской империи, последний вариант которого был утвержден Александром III 24 июля 1882 г.55. Некоторые дополнения давались по ис следованиям членов ученой комиссии музея герб Московского княжест ва, лев и единорог и др Геральдические росписи расположены на южной левая от входа и се верной правая от входа галереях каждая из них состоит из шести сводов. Помимо имперских титульных геральдических символов они включают го сударственные символы и эмблемы допетровской Руси как отражение ис торической преемственности российской государственности см. вкладку, илл. 67, 68 На первых, ближайших ко входу сводах помещены схожие геральдичес кие композиции золотые двуглавые орлы архаический тип конца XV XVI в На гербе в северной галерее орел имеет фигурный щиток с изоб ражением единорога, а в южной щиток той же формы с изображением всадника на белом коне московский ездец Эти геральдические изображе ния являются прямыми отсылками к эпохе Ивана Грозного и первых Рома новых, т. е. историческая преемственность российской государственности представлена в геральдических композициях оба изображения отсылают к предыстории герба Российской империи. Прототипом герба с единорогом послужили наградные золотые и печа ти времени Ивана Грозного сохранился проектный рисунок А.П. Попова 56. 53 Эта живопись была забелена в 1936 1937 гг., ее раскрытие началось в 1987 г. 54 Гербы губерний и областей Российской империи. СПб., 1880. 55 По замечанию Е.В. Пчелова, об этом свидетельствует, прежде всего, наличие в рос писи герба Туркестана, отсутствовавшего в предыдущем варианте государственного герба, созданном в начале царствования Александра II. Туркестанский герб был ут вержден Александром III тогда же, 24 июля 1882 г 56 Снимки древних русских печатей государственных, царских, областных, городс ких, присутственных мест и частных лиц. Вып. 1М., 1880. С. 12 13. Геральдические символы российской государственности 55 Прототипом для композиции герба в южной галерее послужил серебряный рубль царя Алексея Михайловича 1654 г.57, на котором государь представ лен в образе московского ездеца, поражающего змия, в светском одеянии со скипетром в правой руке. В росписи на музейном своде отсутствует мо тив противоборства с драконом, вместо копья в правой руке у всадника крест. Это изображение государя имеет в качестве прототипа известные парсуны рубежа 1670 х 1680 х гг. конные портреты Михаила Федорови ча и Алексея Михайловича58. Здесь мы также видим прямую историческую цитату в образе московского ездеца перед нами предстает царь Алексей Михайлович. Титульные гербы Российской империи размещены по пять в каждом своде и люнетах на пяти сводах северной и южной галерей. Северная га лерея первый киевский, владимирский, астраханский, новгородский, казанский второй волынский, литовский, финляндский, смоленский, полтавский третий белостокский, тверской, пермский, карельский, югор ский четвертый ростовский, ярославский, удорский, полоцкий, белозер ский см. вкладку, ил. 69 пятый кубанский, карталинский, терский, за байкальский, эриванский. Южная галерея первый херсонский, польский, псковский, сибирский, грузинский второй лифляндский, эстляндский, самогитский, курляндский, дважды третий болгарский, вятский, рязан ский, нижегородский, черниговский четвертый кондинский, обдорский, иверский, витебский, мстиславский пятый тургайский, туркестанский, акмолинский, дагестанский, амурский см. вкладку, ил. 70 Прототипами композиции расположения титульных гербов на галереях также послужи ли композиции геральдических памятников российской государственнос ти XVI и XIX вв. государственные печати и гербы Большая печать Ивана Грозного, Большой герб Российской империи Грандиозная геральдическая композиция Парадных сеней музея чудом выжила в страшных перипетиях событий и потрясений XX в. Сегодня это единственный сохранившийся уникальный памятник русской территори альной геральдики XIX в. в интерьере гражданского здания. Как и в ин терьере анфилады гербовых парадных помещений Большого Кремлевско го дворца тронного Андреевского зала К. Тон, 1838 1849 гг. где до его разрушения были над первым ярусом окон по поясу карниза, кругом всей залы размещены гербы всех царств, княжеств, областей и губерний в ин терьере Парадных сеней музея архитектурно художественное убранство 57 В пометах на проектном рисунке А.П. Попова имеется прямая отсылка на источ ник герб царя Алексея Михайловича сделан по рисунку Ф.Г. Солнцева см. Сне гирев И.М. Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка мону ментальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842 Предметы старины в ри сунках Ф.Г. Солнцева. М., 20 13. С. 20 58 Русский исторический портрет Эпоха парсуны сб. ст. и каталог М., 2004. 56 И.В. Клюшкина воплощает в себе идею единства русской народности, православия и са модержавия составляющих одно неразрывное целое, одну величайшую в свете монархию, управляемую одним главой, одушевляемую одной мыс лью и чувством и сильную своим единством 59. В экспозиционные залы из Парадных сеней ведут два входа один в залы каменного века, века бронзы, славянских языческих племен, дру гой в центральные по расположению и масштабам залы христианских памятников. Обе группы помещений соединяются в Киевском зале, в кото ром происходит слияние язычества и христианства. Подобно программам убранства храмов, по замыслу авторов программы оформления музея, це лостный ансамбль интерьеров продолжал традицию образования и нравс твенного воспитания художественными средствами, служил наглядным рассказом об исторической последовательности и цивилизациях, сущес твовавших на территории России с древнейших времен. Данное плани ровочное решение основывалось на идеологеме теории Москва третий Рим ставшей вновь актуальной для России в XIX в. Теория Москва третий Рим послужила смысловой основой мессианс ких представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья притя завшие, начиная с Иоанна III, на царский титул полагались преемниками римских и византийских императоров. Политическая теория Москва третий Рим также обосновывается легендой конца XV начала XVI в. о ви зантийском происхождении шапки Мономаха, барм и других предметов, присланных императором Константином Мономахом великому князю ки евскому Владимиру II Мономаху. Радикальную критику концепции средне векового происхождения теории Москва третий Рим дал Н.И. Ульянов60. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно политическому дискурсу царствова ния Александра II, т. е. связана с восточным вопросом 6 1 Именно поэтому с государственной геральдической символикой как символа самодержавия, богоизбранности и исторической преемственнос ти российской монархии преемство наследования московскими госуда рями христианско православной империи от византийских императоров неразрывно связаны и древние государственные регалии великих князей 59 Коронование Их Императорских Величеств Александра Александровича и Марии Феодоровны в 1883 г. Иллюстрированный мир. СПб., 1883. С. 64 66. 60 Ульянов Н.И. Комплекс Филофея Вопросы истории. 1994. 4. С. 152 162. 6 1Теория Третьего Рима до конца XVII в. до войн с Турцией не выходила из сферы отвлеченных вопросов и не получала характера определенной политической про граммы. Однако некоторое ее отражение фиксируется в правительственных заявле ниях во время войн России с Турцией на Балканском полуострове, а в XIX в. в воз зрениях славянофилов. Геральдические символы российской государственности 57 и царей, ставшие прототипами элементов художественного убранства за лов. Укажем только на два главных сюжета и прототипа в художественном убранстве залов шапку Мономаха и Мономахов трон. В Московском зале 13, историческое название Памятники Москов ской области XIV XV вв. мы оказываемся под сенью шапки Мономаха, ставшей объектом копирования при создании росписи на своде и в окон ных простенках см. вкладку, ил. 7 1Над архитектурно художественным убранством этого интерьера в 1885 1895 гг. работал большой коллектив ав торов и исполнителей И.Е. Забелин научная программа оформления ин терьера А.П. Попов, П.С. Бойцов архитектурно художественный проект И.И. Севрюгин62 лепные работы Н.М. Софонов63 живописные работы артель подрядчика Седова мозаичные работы. Опустим детальное описание интерьера, в основу оформления которого легли элементы декора памятников раннемосковского зодчества в Звениго роде порталы и резьба пояса и карнизов, полуколонн храма Успения Бого матери на Городке 1399 1400 гг Отметим только, что авторы при создании росписи свода работали с отдельными пластинами государственной рега лии воспроизведены четыре пластины из восьми 64. В последней четверти XIX в. шапка Мономаха хранилась в Оружейной палате в разобранном виде, а не в конструкции единого головного убора. Н.П. Кондаков описывает во семь золотых пластин со сканью65, А.А. Спицын, подробно и детально изу чавший этот памятник, опубликовал фотографию отдельных пластин вен ца, отметив, что в первую поездку в конце 1880 х гг. сделал снимки почти со всех ее блях т. е. он исследовал венец в разобранном виде66. Избрание в качестве прототипа именно царского венца древней свя тыни и символа Русского государства как третьего Рима, хранителя право славной веры для свода Московского зала символично. Историческое про странство эпохи оказывалось под сенью шапки золотой которая впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 г., а затем передается от отца старшему сыну всеми московскими князьями духовными грамо тами XIV XV вв. Принято считать, что именно эта шапка золотая и есть 62 Севрюгин Иван Илларионович р. 1839 художник, владелец художественной мас терской в Москве, участвовал в подготовке Этнографической выставки 1867 г., рабо тал в Комитете по устройству Антропологической выставки 1879 г. 63 Софонов Николай Михайлович 1844 19 10 палехский иконописец, с 1872 г. владе лец и руководитель крупнейшей в Палехе иконописной мастерской реставратор. 64 См. Жилина Н.В. Шапка Мономаха историко культурное и технологическое иссле дование. М., 200 1 65 Кондаков Н.П. Русские клады. СПб., 1896. Т. 1 66 Спицын А.А. К вопросу о Мономаховой шапке Записки отделения русской и сла вянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906. Т. 8. Вып. 1 С. 182 184, рис. 72 74. 58 И.В. Клюшкина шапка Мономаха, предание о которой появилось во второй половине XV в., когда после падения Византии в 1453 г. Москва претендует на роль нового центра православия. Шапка Мономаха одна из главных царских регалий при венчании на царство всех русских царей от Иоанна Васильевича Гроз ного до Иоанна II Алексеевича и Петра I Алексеевича. Согласно программе и уставу музея, в экспозиции непременно долж ны быть представлены копии уникальных памятников Российской импе рии. Памятники вехи как их называл граф А.С. Уваров, давали наглядное представление об эпохальных событиях и явлениях истории Государства Российского. При создании экспозиции копии памятников по их смысло вой значимости приравнивались к подлинникам. Поэтому для зала с ис торическим названием Правление царя Ивана IV Грозного второй зал 18 была выполнена копия царского моленного места Мономахова трона, созданного в 155 1г. для Успенского собора Московского Кремля. Она интересна тем, что представляет собой реконструкцию этого уникаль ного памятника в его первоначальном виде, с восстановлением утраченных оригиналом деталей декора, золочения и полихромной росписи. Ил. 3. Зал 18. Правление Иоанна Грозного второй зал 1883 1903 гг Фотографическое ателье Шерер и Набгольц Начало 1900 х гг. Геральдические символы российской государственности 59 Над архитектурно художественным убранством интерьеров залов эпохи Ивана Грозного 17 19 в 1883 1903 гг. работал тот же коллектив авто ров и исполнителей И.Е. Забелин научная программа оформления ин терьера А.П. Попов, П.С. Бойцов архитектурно художественный проект И.И. Севрюгин лепные работы Н.М. Софонов живописные работы ар тель подрядчика Седова мозаичные работы см. вкладку, ил. 72 Прототи пом для создания убранства этой тройни залов карнизы, порталы, элемен ты каменной резьбы, керамики и полихромной росписи памятников XVI в. послужил Покровский собор, что на рву храм Василия Блаженного В центральном зале 18 над порталами помещены рельефные изоб ражения двуглавых орлов, увенчанных золотыми коронами, которые вы полнены на основе рисунка Малой государственной печати царя Ивана Грозного. Эта деталь оформления зала представляет собой прямую отсылку на акт большого политического значения. 16 января 1547 г. шестнадцати летний Иван IV отметил начало самостоятельного правления венчанием на царство. После торжественного богослужения в Успенском соборе мит рополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха. Глава Рус ского государства официально принял титул царя и явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника божьего на земле Это событие прославляют изображенные по сторонам от входов райские птицы девы Сирин и Алконост, восседающие на цветущих ветвях райских деревьев, а над карнизом цветущая смоковница библейское де рево, символизирующее мир и благосостояние Царское моленное место было установлено в Успенском соборе в 155 1г., вскоре после венчания Ивана Грозного на царство. Великолепный резной шатер, опирающийся подобно тронам древних владык на фигуры четырех зверей, получил название Мономахов трон, так как на его трех боковых стенках помещены двенадцать барельефных композиций на текст Сказа ния о князьях владимирских Они повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий шапки и барм ки евскому великому князю Владимиру Мономаху в 6 г. Изготовленная специально для этого зала копия Мономахова трона ста ла центром экспозиции не только как замечательное произведение искус ства новгородских мастеров, работавших в Москве по приглашению мит рополита Макария, но и как символ и ценнейшее историческое свидетель ство. Царское место, утверждающее идеи святости, власти, царственности, увенчанное двуглавым орлом с надписями и рельефами, излагающими пре дание о передаче русским князьям византийских императорских регалий, явилось весомым и наглядным аргументом в вопросе о законности царско го сана первого русского царя см. вкладку, ил. 73 В заключение несколько слов от автора. Данная публикация, собравшая для постановки проблемы, на первый взгляд, всем хорошо известные фак ты, дополняет некоторые представления о семантической нагрузке убранс 60 И.В. Клюшкина тва интерьеров Государственного исторического музея, в том числе и оп ределением в них места геральдической символики. Понятные и читае мые в исторической ретроспективе современниками основателей музея идеологемы, воплощенные в его убранстве, совершенно неведомы нашим современникам, для которых пышное убранство музейных интерьеров всего лишь красота сказки и былины Постановка проблемы реализации идеи торжества и незыблемости российской государственности и связан ной с ней геральдической символики в архитектурно художественном уб ранстве Государственного исторического музея должна привлечь внимание исследователей, в том числе и узких специалистов. Представленные нами основные идеологемы научной программы основателей музея, как и ос тавшийся вне рамок данной публикации детальный анализ геральдичес кой символики семантика, подробное описание, общие ошибки и повторы, структура и закономерности размещения композиций и т. п. актуальны и требуют дальнейшего комплексного исследования. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Клюшкина И.В. Геральдические символы российской государственности в архитектурно-художественном убранстве Государственного исторического музея (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |