| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VII. (2018) › Белова Г.В. особенности процесса легитимации герба как официального символа (на примере Чувашской Республики) | ||||||
Белова Г.В.
особенности процесса легитимации герба как официального символа (на примере Чувашской Республики)// Гербоведение. Том VII. (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VII. - М.: Старая Басманная, 2018. - С. 26-37 Аннотация: Герб публично-правового образования является официальным символом, средством визуального обозначения субъекта правотворчества, утвержденным в установленном порядке (принцип легальности) и прошедшим государственную регистрацию (принцип легитимности). Об авторе публикации/статьи: Белова Герта Витальевна (Чебоксары) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Беловой Г.В.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 61763 знаков (с пробелами)
Г.В. Белова особенности процесса легитимации герба как официального символа на примере Чувашской Республики Герб публично правового образования является официальным симво лом, средством визуального обозначения субъекта правотворчества, ут вержденным в установленном порядке принцип легальности и прошедшим государственную регистрацию принцип легитимности Механизм легитимации герба как геральдический процесс на совре менном этапе представляет сложную юридическую процедуру, состоящую из последовательных этапов легализации и регистрации на федеральном уровне легитимации Легализация герба как официального символа это признание правомерности возникновения института герба, процедура его правового утверждения. Легитимным признается герб официальный символ утвержденный в установленном порядке и зарегистрированный на федеральном уровне также в соответствии с предусмотренными право выми нормами, то есть в процессе легитимации. Обоснование полномочий легальности и легитимности герба заключается в конкретных юридических актах и процедурах. Г.А. Туник подчеркивает, что для геральдического процесса, как и лю бого иного процесса конституционного, законодательного, судебного обязательны четкая регламентация всех этапов, научная обоснованность необходимости разработки символов 1Геральдический процесс от лат. proсessus продвижение данный автор определяет как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также иных участ ников геральдического процесса по составлению и рассмотрению проектов геральдических знаков, их утверждению и дальнейшему использованию, который регламентируется геральдико правовыми нормами. По моему, в данном определении пропущен очень важный момент геральдического процесса этап регистрации официального символа как условие его леги тимации. Только после этого герб публично правового образования может реализовать свои юридические функции. Одна легализация не позволит геральдическому атрибуту маркировать деятельность публично правового 1Туник Г.А. Современная российская геральдика как фактор отражения специфики российского государства историко политологический анализ дис. докт. полит. наук. М., 2008. С. 240. Белова Г.В., текст, 20 18. Особенности процесса легитимации герба как официального символа 27 образования как субъекта правовых отношений. Поэтому с юридической точки зрения необходимо четко определить наличие двух составных час тей геральдического процесса первый этап процесс легализации герба на уровне муниципального и регионального образования для признания его правомерности второй этап процесс легитимации герба на феде ральном уровне для признания его правомочности во всем геральдическом пространстве. Также необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь и иерар хичность данных юридических процедур легализации герба как начальной стадии и легитимации герба как завершающий этап процесса институали зации официального символа. Считаю, что механизм легитимации герба официального символа на современном этапе с правовой точки зрения до конца не доработан. Несовершенство законодательной базы в области ге ральдики приводит к целому ряду противоречий и сдерживает процесс со здания легитимных территориальных гербов. Основным препятствием яв ляется разрыв между двумя этапами юридической институализации офи циального символа одни считают, что достаточно принять символ только на муниципальном уровне легализовать герб другие осознают и необхо димость его регистрации на федеральном уровне легитимация герба По действующему законодательству2 геральдико правовой механизм создания официального символа включает в себя 1разработку проектных рисунков символа графическое изображение 2 геральдическое описание блазон 3 принятие решения, утверждающего символ. Все три процедуры относятся к этапу легализации герба. Получается, по законодательству про цесс легализации герба может осуществляться без участия федерального геральдического ведомства. И только на втором этапе в процессе легитима ции герба публично правовое образование сталкивается непосредственно с деятельностью Геральдического совета при Президенте Российской Фе дерации далее Геральдический совет По Положению о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации регистрация герба осу ществляется на основании геральдической экспертизы представленных материалов уже прошедших первый этап легализации и законодательно утвержденных графического изображения утвержденного герба, блазона и решения о принятии официального символа3. Однако отрицательное наследие советского прошлого принижение роли геральдики как науки, малочисленность научных исследований в этой сфере, отсутствие учебных учреждений, готовящих специалистов в данной области зримо отразилось геральдической безграмотностью в ходе созда ния целой серии городских псевдогербов советского периода. Это насле 2 Указ Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 г. 403 Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации Бюллетень Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. М., 2005. С. 44. 3 Там же. 28 Г.В. Белова дие продолжает сказываться и сегодня. Процесс создания гербов только на уровне местной власти без регулирования его сверху укоренился в со знании многих и на современном этапе отражается в недооценивании или даже отрицании роли Геральдического совета как федерального ведомства в геральдическом процессе. Здесь большую помощь может оказать усовер шенствование существующей нормативно правовой базы в области гераль дики. По моему мнению, давно назрела необходимость более четкого пра вового регламентирования роли функций Геральдического совета в про цессе институализации герба публично правового образования на первом этапе легализации официального символа. Обоснованием для этого можно выдвинуть следующие аргументы. 1Разработка герба. Требует знания теоретической и практической геральдики, грамотного соблюдения геральдических правил и традиций. Проекты гербов, созданные без привлечения геральдиста художника, вы зывают много нареканий Геральдического совета при прохождении гераль дической экспертизы. Несмотря на методические рекомендации4, разрабо танные Геральдическим советом для облегчения процесса герботворчества, на местах об этом в лучшем случае просто не знают, в худшем продол жают игнорировать и создавать негеральдичные гербы. Поэтому здесь не обойтись без консультации Геральдического совета. Часть историков и пра воведов поднимали вопрос о правомерности введения в закон предвари тельной экспертизы проектов официального символа со стороны Гераль дического совета на первом этапе легализации герба и заключительной экспертизы на втором этапе легитимации. Это помогло бы сэкономить финансовые, людские, временные ресурсы и сразу принимать полноцен ные гербы, а не переделывать их после утверждения. 2. Блазонирование герба. При разработке гербов следующим важным этапом является составление геральдического описания, называемого по научному блазон которое создается по специальным правилам с при менением гербоведческой терминологии. Для составления геральдическо го описания целесообразно прибегать к помощи Геральдического совета при согласовании проекта герба Совет обеспечивает составление описания или необходимую корректировку проекта описания. Рекомендуемые Сове том тексты геральдических описаний неуместно редактировать и править, такая редакция может привести к искажению описания5. Положение о Госу дарственном геральдическом регистре п. 6 устанавливает, что официаль 4 Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов мето дические рекомендации 1января 2003 Утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 г. Геральдика сегодня. 5 Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Утверждены Геральдическим советом 28.06.2006 г. VII раздел, п. 34 Геральдика сегодня. URL. https sovet.geraldika.ru print 16244. Особенности процесса легитимации герба как официального символа 29 ные символы и отличительные знаки вносятся в регистр вместе с их графи ческими изображениями рисунками и геральдическими описаниями. Вряд ли на местах имеются специалисты, умеющие грамотно составлять геральдическое описание. Блазон это язык геральдики, позволяющий подробно и точно вербально словесно составить герб, чтобы его рисунок можно было воспроизвести по описанию. В качестве примера можно взять описание так называемого малого герба Чебоксар 1998 г. Герб города Че боксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазуревом поле основания естес твенные фигуры пять серебряных уток летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией в чувашской орнаментике изображение реки в данном случае реки Волга три серебря ных, стилизованных под чувашский орнамент силуэта дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра 1469 дата первого летописного упоминания Чебоксар 6. Для сравнения возьмем геральдическое описание герба Чебоксар у Н.А. Соболевой В лазуревом щите пять 2 12 летящих серебряных уток 7. Классическое описание герба представляет собой одну фразу, составленную из специальных терминов, называемых в определенном порядке, как пра вило, без вспомогательных слов и знаков препинания, чему и соответствует вышеприведенное описание. В описании герба Чебоксар 1998 г. нарушен основной принцип блазони ровния краткость, точность и четкость. Геральдическое описание должно составляться по единым специальным правилам в строгой последователь ности с применением гербоведческой терминологии. Таким образом, при составлении геральдического описания герба не обойтись без помощи чле нов Геральдического совета. Здесь нужно обратить внимание еще на один момент. В Положении о Го сударственном геральдическом регистре п. 4 зафиксировано, что в слу чае необходимости Геральдический совет при Президенте Российской Федера ции имеет право затребовать историческую справку, официальное толко вание изображения 8. В 1990 е гг. в период формирования территориальной геральдики постсоветского периода в гербоведении отсутствовало четкое разграничение понятий геральдическое описание герба и обоснова 6 Описание малого герба города Чебоксары столицы Чувашской Республики. При ложение 4 к решению Чебоксарского городского собрания депутатов от 4 августа 1998 г. 409. Сайт администрации города Чебоксары. 7 Соболева Н.А. и др. Гербы городов России альбом справ. М., 1998. С. 46 1 8 Указ Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 г. 403 Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации Бюллетень Ге ральдического совета при Президенте Российской Федерации. М., 2005. С. 44. 30 Г.В. Белова ние символики герба Как мы видим, обоснование символов необходимо было Геральдическому совету при рассмотрении документов с мест для ре гистрации герба. Интересно проследить развитие вышеприведенной тер минологии в историческом ракурсе дореволюционном, советском и сов ременном. В качестве примера можно взять описание исторического герба Алатыря 1Из указа императрицы Екатерины II от 22 декабря 1780 г. В верхней части щита герб симбирский. В нижней три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле в знак того, что сих мест жители сие орудие с пох валою употреблять умели 9. Здесь дано геральдическое описание, составленное герольдмейстером А.А. Волковым, руководителем Герольдмейстерской конторы, с соблюде нием правил гербоведения. Краткое обоснование символа сразу следует за описанием герба. 2 Описание герба Алатыря 1979 г. советского периода в основе ново го символа Алатыря заложены формы прежнего герба. На фоне пурпурного цвета, символизирующего силу и мужество, помещены три золотистых кол чана со стрелами. Над ними, в центре щита, расположена сторожевая баш ня, и под ней указана дата 1552 год основания города. На пурпурный фон сверху опущен красный с голубой полоской флаг РСФСР, на котором поме щена стилизованная под старорусский шрифт надпись название населен ного пункта Алатырь Под названием города геральдический символ, говорящий о реке, которая играет значительную роль в жизни населения, и напоминающий частично национальный чувашский орнамент. По краям кромка щита металл золотистого обрамления 10. В данном сообщении отсутствует разграничение блазона и обоснования герба. По канонам гербоведения в описание недопустимо вносить сведения о толковании символики герба и его элементов, пояснения специфических терминов и фраз. Здесь дана информация объяснительного характера, ко торую можно отнести к понятию обоснование символики герба Для боль шинства советских гербов была характерна такая форма сообщения. Из Положения о гербе г. Алатырь Чувашской Республики 2009 г. 3. Геральдическое описание и обоснование символики герба 3. 1Геральдическое описание герба В червленом красном поле три золотых колчана, наполненных стрела ми два и один. В вольной части законодательно установленная символи ка Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установ ленного образца. 9 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1е. Т. XX. СПб. 1830. Ст. 15 10 0 Решение XIII сессии Алатырского городского совета народных депутатов Чувашс кой АССР 4 от 24 октября 1979 г. Особенности процесса легитимации герба как официального символа 3 1 3 обоснование символики герба Город Алатырь имеет богатую и славную историю. Возникший как пог раничный форпост на реке Суре, за заслуги перед Отечеством в 1780 г. Ека териной II пожалован собственным гербом, на котором были изображены В верхней части щита герб симбирский. В нижней три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели В силу своей более чем двухвековой истории герб Алатыря является се годня культурно историческим достоянием всероссийского масштаба. Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протя жении многих тысячелетий и чрезвычайно широко употреблялись в Древ ней Руси. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дере ва, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера. Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать в то время, как пучок стрел остается невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения в единении сила Три колчана со стрелами на гербе Алатыря отражают историческую связь времен, в то же время они олицетворяют единство и сплоченность народа, проживающего на древней алатырской земле, готовность служить защите нашей Родины. Красный цвет поля щита считается самым благородным из цветов, ис пользуемых в геральдике. Он символизирует такие качества, как справедли вость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, благородство, власть. Золотой желтый цвет колчанов со стрелами олицетворяет солнце ис точник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото сим волизирует такие качества и понятия, как верность, милосердие, а также мудрость. Современный Алатырь важный промышленный и культурный центр Чувашской Республики, жители которого любят свой город, бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные тради ции, обогащая их новым содержанием. Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начи нается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека гражданина Здесь мы видим четкое обозначение гербоведческих терминов, в начале локального нормативно правового акта п. 3 дано геральдическое описа ние после чего идет обоснование символики герба города Алатыря. Положение о гербе г. Алатырь Чувашской Республики Решение Собрания депута тов города Алатыря 40 32 4 от 29 мая 2009 г. 32 Г.В. Белова Разграничение данных категориальных дефиниций произошло в про цессе развития современной практической геральдики, на этапе форми рования муниципальной символики в начале XXI в. Муниципальное зако нодательство об официальной символике сегодня четко отражает данные понятия в начале правового акта прописывается геральдическое описа ние блазон герба, следующей статьей идет обоснование символики герба, то есть его толкование. Г. Туник расшифровывает понятие обоснование как мыслительный процесс, основанный на использовании определен ных знаний, норм и установок. Обоснование символики есть важнейший компонент научного знания, обладающий такими характеристиками на учного знания, как его истинность, нацеленность на отражение сущест венных свойств исследуемого объекта, наличие особых языковых средств, системность. По сути, обоснование символики это сконцентрированная в нескольких фразах история муниципального образования, поэтому необ ходимо ответственно относиться к составляемому тексту. Это важно еще и потому, что обоснование символики герба наряду с самим гербом, который представительный орган муниципального образования устанавливает в ка честве официального символа, закрепляется в муниципальном правовом акте в Положении о гербе и, таким образом, становится легальным 12. Геральдическое описание блазон и обоснование символа герба явля ются важным компонентом нормативного документа, необходимым струк турным элементом содержательной части нормативно правового акта, учреждающего официальный символ 13. Здесь необходимо тесное сотрудни чество с Геральдическим советом, блазон герба составляют специалисты по геральдике, а описание символики герба прерогатива местной власти. 3. Разработка проектов нормативной документации. Нормативная документация об учреждении официального символа публично правового образования должна включать целую серию правовых актов решение постановление представительного органа, утверждающее символ положение об официальном символе гербе документ, содержащий геральдическое описание символа, его обоснование и правила его исполь зования приложение к решению постановлению рисунки официального символа цветной и черно белый при необходимости К правовому акту могут быть приложены и другие документы, однако приведенный выше комплекс документов, при условии правильного его 12 Туник Г.А. Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и не брежностях при создании государственной символики Научно культурологичес кий журнал РЕЛГА. 18 198 Электронный ресурс Режим доступа 20. 12.2009. 13 Белова Г.В. Геральдическое описание герба как необходимый структурный элемент правового акта об официальном символе Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 20 15. 5 76 Ч. II. С. 16 19. Особенности процесса легитимации герба как официального символа 33 составления, является необходимым и достаточным для учреждения герба как официального символа, то есть его легализации. 4. Утверждение герба как официального символа. На современном этапе различают два способа утверждения официальных символов 1за крепление в уставах муниципальных образований или 2 в нормативных актах решениях, постановлениях принимаемых представительными ор ганами публично правового образования. По поводу закрепления муници пальных символов существуют разные точки зрения. Устав муниципального образования является важнейшим нормативно правовым актом, принимаемым на местном уровне, поэтому часть право ведов считает, что более правильным представляется включение нормы о гербе именно в устав муниципального образования. Данная точка зрения объясняется тем, что устав муниципального образования в системе му ниципальных правовых актов является актом высшей юридической силы и имеет прямое действие, поэтому официальные символы муниципального образования должны утверждаться таким способом, что будет способство вать и укреплению их ав торитета. Однако здесь есть свои сложности. При нятие устава муниципального образования и внесение в него изменений осуществляются в особом порядке, требуется предварительное официаль ное опубликование проекта, обсуждение и принятие большинством в две трети голосов от уста новленной численности депутатов представительного органа, необходима го сударственная регистрация в органах юстиции. Ус ложненный порядок внесения изменений в устав делает это способ более длительным и затратным для муниципального образования, обремененно го в средствах. Геральдический совет считает, что наиболее практичным является вто рой путь, так как посредством принятия единого правового акта возможно комплексно ввести в действие все необходимые документы о символе. Не обходимое же согласование устава муниципального образования и право вого акта об утверждении официальных символов может быть достигнуто следующим образом. В устав муниципального образования вносится статья или глава закрепляющая право муниципального образования на наличие официальных символов 14. Все изменения, связанные с официальной сим воликой, должны обязательно отражаться в нормативно правовых актах. Принять локальный правовой акт об официальном символе легче, чем вно сить изменения в существующий устав и проходить заново процедуру ре гистрации. Опыт свидетельствует об удобстве и практичности такой формы утверждения официальных символов. Для регистрации герба необходимо в Геральдический совет предоста вить нормативно правовой документ, утверждающий официальный сим 14 Методические рекомендации по разработке и использованию официальных сим волов муниципальных образований, утв. Геральдическим советом при Президенте РФ 28 июня 2006 г. С. 4 Интернет ресурс. http www.rossimvolika.ru. 34 Г.В. Белова вол. Нормативный акт об официальном символе, как и сам герб, еще на ста дии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Пре зиденте Российской Федерации. Предварительную экспертизу можно отнести к важнейшему этапу законотворческого процесса, обеспечивающему должное качество и ге ральдического изображения, и блазонирования, и нормативно правовой документации об официальных символах. Разработанные проекты рисун ков официальных символов и правовой документации можно представить в Геральдический совет для проведения геральдической экспертизы не посредственно от публично правового образования или через региональ ную геральдическую комиссию в тех субъектах Российской Федерации, где такие комиссии есть. Для проведения экспертизы в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации направляются следующие доку менты официальное письмо на имя государственного герольдмейстера с про сьбой о проведении экспертизы, рисунки проекта символа цветной и черно белый контурный проект Положения о символе, проект описания символа блазон пояснение к проекту обоснование символа герба Экспертиза, проводимая Советом, может выдвинуть к проекту рекомен дации по усовершенствованию и доработке, призванные обеспечить со ответствие проекта законодательству Российской Федерации, принципам единой государственной политики в области геральдики, геральдическим правилам и избежать дублирований. Юридический процесс институали зации герба муниципальных образований показывает важность и целесо образность проведения предварительной экспертизы и правовых актов публичных образований о символике еще до их утверждения на стадии раз работки. После доработки проекта в соответствии с замечаниями или в слу чае одобрительного заключения экспертизы проект символа официально утверждается. По мнению М.М. Борисовой, в Положении о Геральдическом совете ха рактер экспертизы определен как геральдико правовой, а в Положении О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации как геральдический. Она считает, что данная правовая регламентация не дает ответ на принципиально важный вопрос о предмете геральдической экспертизы. Какие материалы и в каком объеме подлежат геральдической экспертизе, исследуется ли только графическое изображение официальных символов или важность для экспертизы имеет и их описание в нормативно правовом акте В каком объеме и по каким вопросам проводится исследо вание представленных нормативно правовых актов Отсутствие правовой регламентации указанных вопросов приводит к трудности определения Особенности процесса легитимации герба как официального символа 35 юридической природы данной экспертизы 15. Является ли данная эксперти за исключительно геральдической или включает в себя и правовую экспер тизу нормативно правовых актов Поэтому она предлагает более подробно регламентировать процедуру проведения экспертизы официальных симво лов, подчеркнув ее геральдический и правовой характер. Реформа местного самоуправления 2003 г. привела к увеличению ко личества муниципальных образований, имеющих право на герб. Феде ральный закон Российской Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 16 прописывает, что официальные символы муниципальных образований подлежат государс твенной регистрации. Г.А. Туник считает, что эта норма является новой, ранее регистрации символов муниципальных образований не требовалось. Не совсем согласна с данной точкой зрения. Еще в 1996 г. был учрежден Го сударственный геральдический регистр Российской Федерации как единый учетно юридический документ 17. В него вносятся не только официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации фла ги, гербы официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федера ции флаги, гербы, эмблемы но и официальные символы органов мест ного самоуправления и иных муниципальных образований флаги, гербы, эмблемы Таким образом, правовая норма о регистрации муниципальной символики существует с 1996 г., а в 2005 г. данная норма была доведена до широкого круга муниципальных образований через федеральный закон. В связи с возросшим количеством субъектов правотворчества в лице му ниципальных образований правовое положение о необходимости регист рации официального символа герба было включено в федеральный закон как общеобязательная норма, чтобы исключить наличие идентичной муни ципальной символики. Новой данная норма является по отношению к со ветскому периоду, когда гербы городов проходили только этап легализа ции и не велась их регистрация на федеральном уровне. Таким образом, на современном этапе в законодательном порядке еще раз была усилена правовая норма о легитимации официального символа необходимости внесения его в Государственный геральдический регистр Российской Фе дерации. Однако чтобы легитимировать официальный символ, нужно его 15 Борисова М.М. Юридическая природа геральдико правовых норм Вестник Тверс кого государственного университета. Серия Право 2009. 9. С. 30 35. 16 Федеральный закон Российской Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г. 13 1ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 40. Ст. 3822. 17 Указ Президента Российской Федерации от 2 1марта 1996 г. 403 Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации Бюллетень Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. М., 2005. С. 44 45. 36 Г.В. Белова создать с соблюдением геральдических правил, и здесь мы опять упираемся в несовершенство законодательства по этапу легализации герба, где необ ходимо усиление роли Геральдического совета, курирующего процесс гер ботворчества в России. Как действует механизм легитимации муниципальных символов на сов ременном этапе в Чувашии Если до реформы местного самоуправления 2003 г. в Чувашии правом на герб обладали 9 городов и 2 1район, то есть 30 муниципальных образований, то после реформы количество их выросло в десять раз, к ним прибавились сельские поселения. Четыре города обладают историческими гербами Алатырь, Цивильск, Чебоксары, Ядрин полученными при Екатерине II см. вкладку, илл. 14 Однако все они в советский период утвердили гербы с многочисленными нарушениями геральдических канонов см. вкладку, илл. 5 9 В настоящее время только Алатырь восстановил исторический герб 2009 г Восстанов ленным историческим гербом совместно пользуются Цивильский район и город Цивильск 2002 г. см. вкладку, илл. 10 Своего восстановления ждут еще два исторических герба столицы Чувашии Чебоксар см. вкладку, ил. 12 и города Ядрина. Из девяти городов Чувашии легитимными гербами обладают четыре города Алатырь, Канаш, Мариинский Посад, Новочебоксарск см. вкладку, илл. 20, 2 125, 33 Город Цивильск должен вернуть себе восстановлен ный исторический герб, а следующие четыре города живут с нелегитимны ми гербами советского периода Козловка, Шумерля см. вкладку, илл. 13, 15 а также вышеупомянутые Чебоксары и Ядрин. Из двадцати одного района шестнадцать районов зарегистрировали свои официальные символы в Государственном геральдическом регист ре Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Канашский, Крас ноармейский, Красночетайский, Комсомольский, Мариинско Посадский, Порецкий, Урмарский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчик ский см. вкладку, илл. 44 59 Цивильский район пользуется историческим гербом города Цивильска. Еще пять районов сохраняют нелегитимные гер бы, созданные с нарушением многочисленных геральдических правил Ибресинский, Козловский, Моргаушский, Шумерлинский и Янтиковский см. вкладку, илл. 16 19 Сельские поселения также постепенно включаются в процесс геральди зации и в девяти районах Чувашии все сельские поселения обрели легитим ный официальный символ Аликовский 12 поселений Батыревский 19 Канашский 24 Комсомольский 12 Красноармейский 9 Мариинско По садский район 12 Порецкий 12 Шемуршинский 9 Яльчикский 9 Необходимо отметить, что создание легитимной официальной симво лики Чувашии связано с именем геральдиста художника Вадима Анатолье вича Шипунова, который работает в тесной взаимосвязи с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации. В основном, все легитим Особенности процесса легитимации герба как официального символа 37 ные гербы муниципальных образований Чувашии созданы данным авто ром с сохранением национального колорита. Особенно отрадно отметить тенденцию, когда местные органы власти осознают несовершенство своих нелегитимных гербов и начинают процедуру создания новых атрибутов или приведения их в соответствии с правилами гербоведения. В 2005 г. по менял нелегитимный герб с колбой 1993 г. город Новочебоксарск. Село По рецкое также привело свой символ в 20 г. в соответствие с геральдичес кими правилами см. вкладку, илл. 22, 23 Часть районных муниципальных образований Чувашии отказались от гербовидных эмблем и решили само утвердиться с полноценной символикой Батыревский в 2007 г., Урмарс кий и Красночетайский районы в 2009 г. 18. В 20 17 г. привели в соответствие с нормами геральдики свои гербы город Канаш, Вурнарский и Шемуршин ский районы см. вкладку, илл. 32, 33, 36, 37, 42, 43 Все эти гербы передела ны и приведены в соответствие с геральдическими нормами художником В.А. Шипуновым, что позволило пройти федеральную регистрацию и вклю чить их в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. На современном этапе можно констатировать расширение процесса со здания легитимной официальной символики муниципальных образований Чувашской Республики. Герб как официальный символ обозначает суверен ные права и юрисдикцию органов власти местного самоуправления, целос тность его территории. В этом качестве муниципальный герб используется в деятельности и делопроизводстве органов власти местного самоуправле ния. Муниципальный герб, обладающий легитимностью, воспроизводится на печати представительного органа местного самоуправления, бланках документов, грамот, дипломов, официальной печатной продукции, в долж ностном знаке главы администрации, на зданиях фасадах или вывесках в залах заседаний и служебных кабинетах руководителей муниципальных органов местного самоуправления, на указателях границ муниципального образования. Осознание значимости легитимности и правомочности ос новного официального символа муниципального образования на совре менном этапе позволяет со всей ответственностью подходить к созданию и утверждению данного представительского атрибута. Таким образом, для полноценного функционирования герба публично правового образования на современном этапе требуется совершенствова ние не только теоретической и практической геральдики, но и правового регулирования процесса герботворчества. 18 Белова Г.В. Особенности юридической институализации официальных символов муниципальных образований Чувашской Республики Геральдика исследования и практика м лы научн. конф. СПб., 20 17. С. 7 135. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Белова Г.В. особенности процесса легитимации герба как официального символа (на примере Чувашской Республики) (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |