Свиридонова А.И.
Материалы фонда РГАДА 1475 «Канцелярия архиепископа Московского и Всея Руси» как источники по изучению печатей приходского духовенства Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви Христовой начала XX века
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 350-353
Аннотация: Основой источниковой базы для изучения печатей приходского духовенства старообрядческой церкви начала XX в. являются материалы фонда № 1475 Российского государственного архива древних актов – «Канцелярия архиепископа Московского и Всея Руси». В фонде хранятся документы с 1887 по 1917 г. В предисловии к описи указывается, что дела данного фонда хранились на Рогожском кладбище, в Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси до 1924 г., затем были переданы в историко-культурную секцию Единого Государственного Архивного Фонда, в 1930 г. вошли в состав ЦГАДА. К 1982 г. фонд насчитывал 659 единиц хранения.
Об авторе публикации/статьи:
Свиридонова Анна Игоревна (Москва) аспирантка кафедры вспомогательных исторических дисциплин и археографии Историко-архивного института РГГУ
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11475 знаков (с пробелами)
350
А.И. Свиридонова, аспирантка
РГГУ
Материалы фонда РГАДА 1475 Канцелярия архиепископа
Московского и Всея Руси как источники по изучению печатей
приходского духовенства Древлеправославной Старообрядческой Церкви Христовой начала XX века
Основой источниковой базы для изучения печатей приходского
духовенства старообрядческой церкви начала XX в. являются мате
риалы фонда 1475 Российского государственного архива древних
актов Канцелярия архиепископа Московского и Всея Руси В
фонде хранятся документы с 1887 по 19 17 г. В предисловии к описи
указывается, что дела данного фонда хранились на Рогожском клад
35 1
бище, в Канцелярии архиепископа Московского и всея Руси до 1924 г., затем были переданы в историко культурную секцию Еди
ного Государственного Архивного Фонда, в 1930 г. вошли в состав
ЦГАДА. К 1982 г. фонд насчитывал 659 единиц хранения.
Сохранившиеся в фонде РГАДА 1475 материалы позволяют
изучить печати старообрядческого духовенства. Печати то, что
может помочь определить подлинность, время и место создания
документа, атрибутировать исторический источник. Особый инте
рес представляют церковные печати в рамках церковной иерархии
старообрядческой Церкви каждый, имеющий должность, от цер
ковного старосты до высших архиереев, имел собственную печать с
указанием этой должности.
Отдельные попытки изучения архиерейской сфрагистики были
предприняты в рамках изучения преемственности епископов в
Древлеправославной Старообрядческой Церкви Боченков В.В. Ста
рообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной
старообрядческой Церкви 19 18 199 1гг. библиографический сло
варь. М., 20 19 Оттиски приходских печатей часто приводились в
качестве иллюстраций краеведческих исследований по истории от
дельных приходов Куприянова И.В. Из истории храмостроительст
ва Барнаульской белокриницкой общины Избранные страницы
Клубу любителей алтайской старины 25 лет. Барнаул, 20 15.
С. 233 249. Мальцева Т.Г., Старухин Н.А., Дементьева Л.С. 105
лет со времени регистрации старообрядческой общины церковного
прихода во Имя Честнаго и Животворящего Креста Господня в Бар
науле Барнаульский хронограф, 20 13 г. календарь знаменат. и па
мят. дат. Барнаул, 20 12. С. 24 27. Во время оно история старо
обрядчества в свидетельствах и документах приложение к журналу
Церковь. М., 2005 2009 Печати же белого приходского духовенст
ва изучены крайне скудно.
Столь частое использование печатей приходского духовенства
старообрядческой Церкви начала XX в. связано не с резким ростом
понимания важности своей роли в обществе, а с юридическими
изменениями в правах и обязанностях старообрядческого клира
и общин.
Император Николай II подписал 17 апреля 1905 г. Указ о нача
лах веротерпимости повлекший за собой ряд изменений в жизни
старообрядческой Церкви. Согласно пункту 9 вышеозначенного
указа, все священнослужители, теперь именуемые настоятелями и
наставниками должны были быть учтены государством и, соот
ветственно, иметь документы, подтверждающие право заниматься
духовным окормлением ПСЗРИ Собр. 3 е. T. XXV 1905. Спб., 1908. С. 237 238 А 17 октября 1906 г. в силу вступил еще не
352
одобренный Государственной Думой законопроект О порядке об
разования и действия старообрядческих и сектантских общин и о
правах и обязанностях входящих в состав общин последователей
старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектан
тов Именной высочайший Указ. О порядке образования и дейст
вия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанно
стях входящих в состав общин последователей старообрядческих
согласий и отделившихся от православия сектантов Правительст
вующему Сенату. М., 1906 Все это способствовало массовому по
явлению личных и приходских печатей.
Печати белого духовенства, в отличие от приходских, не отлича
лись сложностью, были менее искусными. На оттисках приходских
печатей мы обязательно видим образный символ храма конкретного
прихода, а иногда даже более изысканные изображения например,
благословляющий жест внутри схематического изображения хра
ма На приходских печатях также изображались кресты с контрак
турами, аббревиатуры общины например, Санкт Петербургской
общины На некоторых оттисках указано, что изображение являет
ся печатью храма например на печати Сретенского храма
дер. Песьяное Пермской губ
Печати приходского духовенства отличаются строгостью и ин
формативностью. Они, в отличие от печатей приходов, не обяза
тельно круглой формы квадратные, овальные, прямоугольные со
скошенными углами, без рамок при оттиске. На оттисках содержит
ся информация о владельце имя и фамилия, а иногда, и отчество, а
также звания реже степени священства священник, иерей, про
тоиерей, диакон, протодиакон. Еще реже указывалось место посто
янного служения наименование деревни или прихода.
Печатями скреплялись прошения или извещения к архиепископу
от всего прихода или активной его части, а также отдельных свя
щенников. Личные священнические печати обнаруживаются также
на сведениях для регистрации, посылаемых как в светскую админи
страцию, так и своим епископам. В личной переписке, например,
между двумя священнослужителями, вместо подписи могли поста
вить печать например, письма, и соответственно, печать старооб
рядческого священника церкви Рожества Пресвятыя Богородицы
Иоанна Родина к неустановленному лицу, именуемому в письмах иерей о. Феодор
Примечательна печать священноиерея Амурской области Нико
лы Глинкова, обнаруженная в благодарственном письме к извест
ному старообрядческому благодетелю Арсению Ивановичу Моро
зову. На оттиске можно видеть крест с орудиями страстей Христо
вых трость и копие отходящие по углам основания креста, Голго
353
фа изображена в виде одноступенчатого подножия с исходящими из
него ветвями оливы, снизу надпись священник Никола Глинков а
крест обрамляется надписью Господь мне помощник
Изучение печатей приходских старообрядческих священников
очень важно для генеалогических исследований священнических
династий, атрибутирования окормления храмов, уточнения биогра
фических данных отдельных священнослужителей, исследования
истории их поставлений и перемещений.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Свиридонова А.И. Материалы фонда РГАДА 1475 «Канцелярия архиепископа Московского и Всея Руси» как источники по изучению печатей приходского духовенства Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви Христовой начала XX века (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|