Петров Д.А.
Гипотетическое истолкование изображений льва и виверны на каменном гербе 1490 г. на фасаде Боровицкой башни
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 324-327
Аннотация: На Боровицкой башне Московского кремля, одновременно с её возведением в 1490 г. были установлены три белокаменных щита, оформленных в традициях итальянской геральдики второй половины XV в. (шестиугольный щит «testo di cavallo», ленты с бубенчиками и «бантом») с изображением: 1) скачущего всадника с мечом в руке; 2) двуглавого орла с короной на головами; 3) композиции из двух фигур – льва с мечом в лапе и виверны (обе фигуры под полусферическими коронами имперского типа).
Об авторе публикации/статьи:
Петров Дмитрий Аркадьевич (Москва) Историк архитектуры; 1991-1993 гг. – исполнительный секретарь Группы по изучению древнерусской архитектуры при Институте археологии РАН; 1990-2001 гг. – член совета Общества историков архитектуры.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Петрова Д.А.в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10786 знаков (с пробелами)
324
Д.А. Петров
ген. директор ООО Архитектурные мастерские Классика
Гипотетическое истолкование изображений льва и виверны
на каменном гербе 1490 г. на фасаде Боровицкой башни
На Боровицкой башне Московского кремля, одновременно с её
возведением в 1490 г. Петров Д.А. О датировке гербовых щитов 1490 г. на Боровицкой башне Московского Кремля Вспомогатель
ные исторические дисциплины в современном научном знании. Ма
териалы XXV междунар. науч. конф. М., 20 13. С. 47 1476 Пет
ров Д.А. Об итальянских гербовых щитах 1490 г. на Боровицкой
башне Russiсa Romana. Anno XIX, 20 12. Р. 9 32 Петров Д.А.,
Яковлев Д.Е. Белокаменные гербы на Боровицкой башне Москов
ского Кремля. Результаты предварительного осмотра Российская
археология. 20 14. 3. С. 147 155 были установлены три белока
325
менных щита, оформленных в традициях итальянской геральдики
второй половины XV в. шестиугольный щит testo di сava
ленты с бубенчиками и бантом с изображением 1скачущего
всадника с мечом в руке 2 двуглавого орла с короной на головами
3 композиции из двух фигур льва с мечом в лапе и виверны обе
фигуры под полусферическими коронами имперского типа Пет
ров Д.А. Скульптура на гербах Боровицких ворот Московского
Кремля Лазаревские чтения. 6 XXXVII М., 20 13. С. 155 17 1
Он же. Композиция лев виверна в памятниках западноевропей
ского искусства XV в. Вспомогательные и специальные науки
истории в XX начале XXI в. призвание, творчество, обществен
ное служение историка. Материалы XXVI Междунар. науч. конф.
М., 20 14. С. 277 280
Все эти гербы, находящиеся в центре Москвы на самом видном
месте in situ никогда не привлекали внимания историков. Если
первые два изображения находят прямые аналогии в современной
им геральдике герб Палеологов и литовская Погоня то третье
представляется несколько загадочным. Тем не менее, ниже мы по
пытаемся изложить наши предположения по истолкованию фигур в
этом гербе.
Герб выполнен итальянским скульптором на башне, возведённой
только что приехавшим в Россию итальянским архитектором. Уст
ройство гербов на такой проездной башне, ведущей на великокня
жеский двор, обычно для итальянской традиции, но совершенно не
характерно для традиции русской, как, впрочем, и установка двух
досок с русской и латинской надписью с упоминанием имени ар
хитектора над проездом Спасской башни главных городских Кремлёвских ворот. Создается впечатление, что мастер, возможно,
даже без предварительной санкции Великого князя, устанавливал
на башнях те элементы оформления, которые привык делать у себя
дома. Нам неизвестна реакция Ивана III на появление этих надпи
сей и гербов на вновь возведённых башнях Кремля.
Иконографически и стилистически фигуры не имеют аналогий в
русском искусстве. Поэтому представляется бессмысленными по
иски аналогий в этой области. Мы можем лишь предположить, что
в двух сюжетах русской геральдики чувствуется связь с кремлёв
скими фигурами.
Первый это многочисленные изображения лютого зверя на
новгородских печатях по мнению В.Л. Янина, Людина конца Вели
кого Новгорода Печать Новгородская и Печать Великого Нов
города Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X
XII вв. Т. III, М., 1998, С. 104 105, 30 1304, 699г, 7 19, 7 19а, 7 19б,
732 746 идущего по земле, но имеющего высоко поднятую перед
326
нюю лапу. В отличие от традиционных владимиро суздальских
львов, с круглой мордой, развернутой анфас, новгородские звери
имеют мордочку, развернутую в профиль так же, как и на крем
лёвском рельефе. Характерны также и отчетливо артикулированная
грива, острые ушки и распушенный вертикально стоящий хвост.
Изображения лютого зверя доминируют 36 экз. в 25 вариантах
среди других Печатей Великого Новгорода птица, всадник, воин 14 экз Мы видим непосредственную связь этого символа с Вели
ким Новгородом.
Второе изображение вертикально стоящая виверна, по нашему
мнению, находит ближайшую аналогию в фигуре крылатого коро
нованного змия на печати Ивана Грозного 1577 г., размещённого в
верхней части печати, симметрично новгородскому гербу, т. е. с
равным статусом Пчелов Е.В. Российский государственный герб
композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. М.,
2005. С. 32 33
Достоверно установлено, что крылатый коронованный змий к
середине 1560 гг. прочно ассоциировался с Казанским ханством и
был включён в официальный набор символов земель на печати 1577 г. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика
XVIII XIX вв. М., 198 1С. 157 158 и всех последующих изобра
жениях российского государственного герба. Отметим, что если
перепончатые крылья на некоторых изображениях змия заменя
лись крыльями с перьями, то характерный вздернутый нос повто
ряется почти всегда.
Нам кажется, что многочисленные изображения неустойчивых земельных эмблем в геральдических русских источниках XVI
XVII вв. отличаются от гербов Боровицкой башни, выполненных в
строгом соответствии с современным им правилами геральдики.
Очевидно, что перед нами видение западноевропейским масте
ром, исполнившим скульптурные гербы, конкретных земельных
гербов Новгорода и Казани. Исторические обстоятельства не пре
пятствуют такому предположению. Новгородское государство было
присоединено фактически в предшествующие 10 лет, а Казанское
ханство с 1490 г. находилось под полным контролем великого князя
Московского.
Заметим также, что известны изображения герба Московского
княжества в Собрании гербовников ок. 1530 г. из Баварской го
сударственной библиотеки BSB. сod. iсon. 39 1Bl. 1r 1v, 2r 2v
содержащие весь набор изображений на гербах Боровицкой башни
двуглавого орла под большей короной, скачущего всадника, замахи
вающегося саблей над головой, виверны и льва, стоящих напротив
друг друга.
327
Таким образом, подводя итог этой краткой и гипотетической по
пытке истолкования рассматриваемого герба, отметим необходи
мость дальнейших развёрнутых исследований на эту тему.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Петров Д.А. Гипотетическое истолкование изображений льва и виверны на каменном гербе 1490 г. на фасаде Боровицкой башни (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|