Сахаров И.В.
Типольт или Лукомский?
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 18-24
Аннотация: Внимательно изучая состав этого фонда содержавшимся под Парижем, в Медоне, так называемом Центре Св. Георгия, среди различного рода уникумов я обнаружил не только мне, но и в то время вообще никому из моих соотечественников – генеалогов и геральдистов – не известные или, во всяком случае, никем из них не виданные два рукописных гербовника. А будучи в Бельгии, в личной библиотеке известного бельгийского генеалога и геральдиста, основателя журнала «Le Parchemin» покойного Кардона де Лихтбюра (она хранилась у одного из его сыновей) я обнаружил еще один рукописный гербовник.
Об авторе публикации/статьи:
Сахаров Игорь Васильевич (Санкт-Петербург) Библиограф и генеалог, кандидат географических наук; до 2019 г. член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации; Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Сахарова И.В.в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27981 знаков (с пробелами)
18
И.В. Сахаров, засл. работ. культ. РФ
руководитель Центра генеалогии РНБ
Типольт или Лукомский
Во время одной из поездок во Францию нам с женой было ока
зано гостеприимство отцами иезуитами, содержавшими тогда под
Парижем, в Медоне, так называемый Центр Св. Георгия первона
чально интернат и школу для детей русских беженцев, а в то время курсы по изучению русского языка. В этом Центре находились
богатые библиотека и архив, включавшие, между прочим, так назы
ваемую Славянскую библиотеку, в основе которой лежала личная
библиотека князя И.С. Гагарина 18 14 1882 российского диплома
та, который, пребывая за границей, перешел в католичество, всту
пил в Орден иезуитов и на родину не вернулся. После кончины кня 19
зя его библиотека и архив перешли в собственность Ордена и про
должали пополняться материалами, связанными с Россией.
Внимательно изучая состав этого фонда de visu, среди различно
го рода уникумов я обнаружил не только мне, но и в то время вооб
ще никому из моих соотечественников генеалогов и геральдистов не известные или, во всяком случае, никем из них не виданные
два рукописных гербовника.
Один из них представлял собой переплетенный обшитый чер
ной материей большого формата стандартный А3 альбом, на
листах которого коих, не считая чистых, насчитывалось 186 были
наклеены прямоугольные листки кальки на каждом листе обычно
по нескольку, максимум 12, листочков На каждом листке кальки их стандартный размер 8х7 см было помещено изображение того
или иного герба, а под ним указаны соответствующая родовая фа
милия или конкретное лицо и источник хранения рукописного ори
гинала или гербовника, в котором тот ранее был опубликован. По
рядок расположения рисунков гербов по алфавиту фамилий арми
геров. Общее число гербов 1806 для некоторых гербовладельцев
приведено два, а иногда даже более рисунков гербов, отличающихся
друг от друга В альбоме не было заглавного листа. На лицевой
крышке переплета на нем не были указаны ни составитель гербов
ника, ни название был приклеен экслибрис, который, как вскоре
удалось установить, относился к библиотеке барона Н.А. Типольта.
Полная ксерокопия этого гербовника ныне хранится в моем руко
писном собрании. При внимательном просмотре этого гербовника
стало очевидным, что в него были включены только гербы, офици
ально не утвержденные.
Второй обнаруженный мною там же гербовник представлял со
брание карточек крупного формата, на первой из которых было на
писано Гербы польских дворянских фамилий, собранные бароном
Н.А. Типольдт siс В этой картотеке, помещенной в шести картон
ных коробках, насчитывалось 7290 карточек, расположенных по
алфавиту армигеров для некоторых из них опять таки указано два
и более вариантов рисунков гербов Интерес барона именно к поль
ской геральдике можно объяснить тем, что в его жилах, помимо рус
ской и немецкой крови, текла и кровь польская не случайно в каче
стве щитодержателей герба, изображенного на упомянутом экслиб
рисе, выступают польские воины Из этого гербовника за нехваткой
времени я скопировал выборочно лишь несколько рисунков.
Будучи в Бельгии, в личной библиотеке известного бельгийского
генеалога и геральдиста, основателя журнала Le Parсhemin по
койного Кардона де Лихтбюра она хранилась у одного из его сыно
20
вей я обнаружил еще один рукописный гербовник стандартный
размер бумаги А4 Он содержит 357 рисунков гербов с указанием,
кому каждый из них принадлежит. В гербовнике нет заглавного
листа, не указаны составитель и название. Особенность этого
третьего гербовника состоит в том, что рисунки гербов расположе
ны не в порядке алфавита фамилий их владельцев, а в зависимости
от того, каким образом расчленен щит например, рассечен он или
пересечен, сколько в нем полей и т. д. или от того, какие ключе
вые фигуры помещены в щите например, наличие сердца, прон
зенного стрелой, или крепостных башен т. е. он представляет со
бой гербовник эмблематический, причем рисунки гербов помещены
не на кальке, а непосредственно на бумаге.
Ниже для удобства изложения названные три гербовника упо
минаются соответственно как Гербовник 1Гербовник 2 и Гербовник 3
В настоящей статье я хотел бы поднять вопрос о том, кто являет
ся составителем трех упомянутых выше гербовников.
Прежде всего, авторство Гербовника 2 не приходится подвергать
сомнению его составителем, как указано в нем самом, является
барон Н.А. Типольт впрочем, надпись о том, что именно барон яв
ляется его составителем, сделана не им самим, а рукой неизвестно
го лица С моей точки зрения, его же следует считать составителем или главным, во всяком случае, одним из главных авторов и двух
остальных. Основания для этого утверждения следующие.
Прежде всего, согласно сообщению библиотекаря Центра Св. Ге
оргия княжны А.А. Куракиной, все три гербовника были переданы
в Славянскую библиотеку лично бароном, когда он собрался эмиг
рировать из Франции в Парагвай. Во вторых, что более важно, под
писи под каждым гербом во всех трех гербовниках сделаны его ру
кой. В третьих, нет никакого сомнения, что изображения всех гер
бов, помещенные во всех трех гербовниках, исполнены одним и тем
же художником, замечательным и опытным мастером, которому, в
частности, удавался лаконичный стиль изображения. Краски и ме
таллы, использованные для отдельных полей щита, обозначены со
ответствующими буквами например, з для золота определенно
рукой барона Типольта При этом характер надписей таков, что
они, скорее всего, сделаны тем же лицом, что и сами рисунки гер
бов. Все мои попытки найти указание на имя искомого художника
оказались напрасными в частности, отыскать эти сведения в архиве
Департамента герольдии Правительствующего Сената и в личных
архивах В.К. Лукомского и барона Н.А. Типольта Беру на себя
смелость утверждать, что этим мастером является сам барон
2 1
Н.А. Типольт об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что в
некоторых случаях рисунки одного и того же герба, помещенные и в
Гербовнике 1и в Гербовнике 3, несколько отличаются между собой
Между тем, в случае Гербовника 1авторство барона Н.А. Ти
польта подвергается сомнению. Его персона как гербоведа в глазах
ряда современных геральдистов как бы меркнет в тени таких
столпов отечественной геральдики, каковыми, по всеобщему мне
нию и к этому мнению я не могу не присоединиться являются
В.К. Лукомский и С.Н. Тройницкий.
Так, Е.И. Каменцева в работе, посвящённой В.К. Лукомскому,
писала В 1922 г. весь собранный к тому времени материал око
ло 2000 гербов был перерисован на особые кальки в двух экземп
лярах один был передан Н.А. Типольту с которым он Луком
ский заключил товарищеский договор о составлении Сборника
неутвержденных гербов. Судьба этих двух экземпляров калек дос
таточно трагична кальки В.К. Лукомского погибли в годы блокады
в Ленинграде Второй экземпляр калек Н.А. Типольт увез в 1923 г.
в Париж Судя по всему, речь идет именно о Гербовнике 1Однако
тщательное сличение почерков В.К. Лукомского и Н.А. Типольта
приводит нас к выводу о том, что хотя написание букв в рукописях
обоих геральдистов нестабильно, некоторые буквы в частности,
литера з и твердый знак в конце слов в Гербовнике 1определен
но писаны именно рукой последнего.
Вместе с тем, с другой стороны, внимательное прочтение руко
писи В.К. Лукомского, озаглавленной Хроника моей жизни РГИА. Ф. 986 В.К. Лукомский Оп. 1Д. 77 позволило найти в
ней следующие записи. В разделе за 19 19 г. Начато собирание
материалов о неутвержденных гербах для Сборника таковых Там же. Л. 58 Записи, относящиеся к 10 мая 1922 г. Заключен с
Н.А. Типольтом товарищеский договор о составлении Сборника
неутвержденных русских гербов Там же. Л. 63 и Разные зада
ния. Заключение договора с бар. Н.А. Типольтом о совместной ра
боте по составлению эмблематического указателя неутв. гербов 10 1922 Там же. Л. 64 Эти слова, написанные незадолго до
отъезда барона за границу, лишний раз показывают, что
В.К. Лукомский относился к Типольту не как к второстепенному, а
как по меньшей мере к равному партнеру.
Наконец, опубликованный сurriсulum vitae барона Н.А. Типоль
та, составленный последним и датированный февралем 1922 г., по
зволяет понять, сколь выдающимся специалистом в области вспо
могательных исторических дисциплин тот был, и как основательно
он занимался геральдикой и сфрагистикой. Известно, что Типольта,
22
в частности, весьма занимал вопрос о хранении сфрагистического
материала, и что он успешно применил изобретенный им метод из
готовления слепков печатей из особого сорта белого цемента. Судя
по всему, идея изображать рисунки гербов на кальке тоже принад
лежала именно ему, и это позволило обеспечить изготовление вто
рого экземпляра Гербовника 1для В.К. Лукомского насколько мне
известно, последний до знакомства с бароном кальку не применял а
затем облегчило вывоз собранного геральдического материала за гра
ницу. Добавим к этому отзывы акад. С.Ф. Платонова В области
вспомогательных исторических знаний Н.А. Типольт имеет вполне
установленную и весьма почетную репутацию и директора Рус
ского музея и профессора Санкт Петербургского Археологического
института А.А. Миллера 6 февраля 1922 г. о Н.А. Типольте как уче
ном Типольт собрал значительный материал по неутвержден
ным русским гербам, представляющий весьма ценное дополнение
к работам, производящимся в том же направлении при Гербовом
музее Петроглавархива, а также составил обширный систематиче
ский гербовый указатель по эмблемам указанные документы, оче
видно, составлялись ввиду готовившейся эмиграции барона
Гербовник 3 представляет собой эмблематический справочник,
задача которого группировка гербов, обладающих общими изо
бразительными элементами, с целью облегчить идентификацию
герба по соответствующим признакам. Создание такой поисковой
системы В.К. Лукомский считал чрезвычайно важной задачей, для
этого им бы собран необходимый фактический материал и еще в 19 18 г. подготовлено краткое руководство по его презентации Бо
рисов И.В. Об Эмблематическом гербовнике В.К. Лукомского
Геральдика материалы и исследования. Л., 1987 Однако, сопос
тавляя его деятельность в этом направлении с материалами Гербов
ника 3, убеждаешься, что указанный труд ни по своему составу в
целом, ни по конкретному подбору гербов в группы не похож на
задуманное и осуществленное В.К. Лукомским. Кроме того, все гер
бы, помещенные в Гербовнике 3, значатся и в Гербовнике 1они
тщательно скопированы с калек, расхождения минимальные и едва
заметные. Однако подписи к рисункам в том числе ссылки на ис
точники в Гербовнике 3 гораздо более подробны и информативны,
чем в Гербовнике 1При этом ссылки на источники распределяются
так Собрание В.К. Лукомского упоминается 16 раз Гербовый
музей которым тот руководил, 35 тогда как печати из Кол. Бар.
Н. Т. 107 раз, что составляет почти треть общего числа ссылок с дополнительными указаниями на первоисточники в основном
на Морской архив, Морской корпус и Архив военно учебных заве
23
дений среди прочих преобладают Малороссийский гербовник и Гербовник Князева
Все сказанное выше заставляет прийти к следующим выводам.
Научные интересы обоих геральдистов барона Н.А. Типольта и
В.К. Лукомского во многом совпадали, их личные взаимоотноше
ния были, очевидно, самыми добрыми, если не дружескими, и это
привело их к пониманию желательности установления сотрудниче
ства друг с другом как ученых. Это сотрудничество между ними и
установилось, однако драматические события 19 17 г. и последо
вавших лет не дали ему развернуться в полной мере. Вскоре барон
Н.А. Типольт счел разумным оптировать латвийское гражданство и
вполне легально эмигрировать. Почти все собранные им научные
материалы например, огромное количество изготовленных им
слепков геральдических печатей он продал или пожертвовал раз
личным научным учреждениям Петрограда, но часть своих гераль
дических трудов он забрал с собой и в эмиграции, видимо, продол
жал работать как геральдист. В Париже он основал Историко Генеалогическое общество,
писал о нём видный деятель русской культуры в Зарубежье
П.Е. Ковалевский, и много работал в нашей исторической облас
ти Ковалевский П.Е. Дневниковая запись от 4 августа 1988 г.
Архив Шеветоньского бенедиктинского Крестовоздвиженского мо
настыря в Бельгии В эмиграции Н.А. многие годы работал над
составлением общего гербовника для фамилий, не утвердивших
свои гербы в департаменте герольдии Русская мысль. 13 августа 1948 г. 70 Что касается барона Николая Аполлоновича Ти
польта Paris, Avenue Kleber, 74 писал в середине 1930 х гг. в од
ном из своих писем по видимому, в США к Н.Д. Плешко выдаю
щийся генеалог В.С. Арсеньев, то он мне в прошлом году показал неразб. свою коллекцию, каковую он приготовил в виде альбо
ма у него более 2000 снимков неизвестных гербов, коих большин
ство он собрал набрал служа в советское время в архиве морско
го министерства, где они были при прошениях. Не издает их он,
в виду дороговизны печатания Фрагмент письма, хранящегося в
не разобранном архиве Союза российских дворян в Нью Йорке
Все же нельзя не признать, что в свое время какое то участие в
подготовке рассматриваемых гербовников принимал В.К. Луком
ский. Но определить сколько нибудь точно и достоверно, сколь ве
лико было это участие, не представляется возможным тем более,
что большая часть личного архива В.К. Лукомского погибла во вре
мя блокады Ленинграда Однако, на мой взгляд, в той части, кото
24
рая касается создания рассматриваемых трех гербовников, роль ба
рона Н.А. Типольта является ведущей, если не решающей.
В целом же впечатляющее здание дореволюционной российской
геральдики, можно сказать, держалось не на двух, а на трех столпах,
коими являлись перечислены в порядке алфавита Владислав Кре
скентьевич Лукомский, барон Николай Аполлонович Типольт и
Сергей Николаевич Тройницкий.
В заключение замечу, что в Гербовнике 1в разделе, отведенном
для гербовладельцев, чьи фамилии начинались на И под 17
оказалась добавлена калька с рисунком герба князя Петра Петрови
ча Ишеева, с указанием на то, что рисунок получен от владельца в
Париже в 1932 г. Эта калька неожиданно оказалась необычайно со
держательной. Подпись под рисунком, совершенно очевидно, не
могла быть сделана никем, кроме самого Н.А. Типольта, что, во
первых, лишний раз подтверждает то, что и все прочие подписи под
рисунками сделаны им же та же рука и что, во вторых, в эмигра
ции он продолжал пополнять рассматриваемые гербовники. Более
того, этот рисунок нанесен на кальку особого вида ее листы раз
графлены малозаметными крупными прямоугольниками. Судя по
всему, эта разграфленная калька произведена во Франции во вся
ком случае за границей, не в России В Гербовнике 1листков та
кой кальки немного, но они есть, и, следовательно, можно устано
вить, какие именно дополнения сделаны им в своих геральдических
трудах в эмиграции. Наконец, особенности рисунка герба князя
Ишеева подтверждают мою догадку о том, что и все прочие рисун
ки, помещенные в рассматриваемых трех гербовниках, рисованы
одной и той же рукой, и это рука выдающегося мастера графика,
коим, несомненно, был барон Н.А. Типольт.
|